Научная статья на тему '«…РОДИНЫ СВЕТЛЫЙ ПОКОЙ»'

«…РОДИНЫ СВЕТЛЫЙ ПОКОЙ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Анашкина Ольга Ивановна, Полётова Майя Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««…РОДИНЫ СВЕТЛЫЙ ПОКОЙ»»

О.И. Анашкина, М.А. Полётова «...РОДИНЫ СВЕТЛЫЙ ПОКОЙ»

О малой родине Николая Рубцова - родине его предков Руб-цовых-Рычковых впервые стало известно из заметки одного из первых биографов поэта Вячеслава Белкова, опубликованной в газете «Вологодский комсомолец» в 1990 г. Исследователя натолкнула на поиски сведений о предках Н. Рубцова запись в паспорте сестры поэта - Галины Михайловны: д. Самылково Биряковского района, 12 ноября 1928 г.

«... Николай Рубцов родился все-таки не там, - пишет В.С. Белков, - где ему было уготовано природой. А мать-природа готовила это место долго и старательно. Она пестовала лес и поле, шлифовала холмы и горушки, пустила между ними речку с чудесным названием Стрелица... По одну сторону речки - Спасская церковь, венчавшая и крестившая русских крестьян, предков поэта. По другую сторону - срослись на угоре две деревни, Самылково и Денисково. Почти каждый дом был - как крепость семейная - велик и красив. Неповторимые северо-русские скаты крыш, венцы.»1

Деревня Самылково Биряковской волости Тотемского уезда Вологодской губернии - родина отца поэта, Михаила Андриано-вича Рубцова. Туда была привезена в 1921 г. и будущая мать Николая - Александра Михайловна Рычкова, прихожанка Спасо-Преображенской Стрелицкой церкви в селе Спасском, родом из деревни Логиново. Она родилась 30 марта / 12 апреля в день преп. Иоанна Лествичника, крещена 2/15 апреля 1900 г.

Михаил Андрианович родился 12/25 сентября (в день преп. Вассиана Тиксненского, известного и наиболее почитаемого

1 Белков В. Жизнь Рубцова. - Вологда, 1993. - С. 33.

Вологодского святого) и был крещен 19 сентября / 1 октября 1899 г. протоиереем Феодосием Малевинским.

Эти данные сообщил, ссылаясь на материалы Государственного архива Вологодской области, учитель Биряковской школы -Николай Анатольевич Тимонин. Он же прислал в Московский музей Н.М. Рубцова книгу «Спас на Стрелице»1, где речь в частности шла о священнике Феодосии Малевинском (1870-1938), родившемся в селе Спасском Биряковской волости Тотемского уезда2.

По окончании Вологодской духовной семинарии 5 ноября 1895 г. отец Феодосий в сане священника начал свое служение с активной деятельности, направленной на повышение образовательного уровня прихожан (в его ведение входило 20 селений). По инициативе отца Феодосия и его стараниями были открыты 1 декабря 1896 г. Михеевская школа грамоты и 26 февраля 1897 г. церковно-приходская женская школа, в которых отец Феодосий был заведующим и законоучителем. Кроме того он преподавал в училищах - в Алексеевском земском (1905-1908) и в министерском (с 1908 г.). Вняв «отеческому наставлению», прихожане выделили средства для открытия при школе библиотеки-читальни.

«С декабря 1909 г. его назначают исполняющим обязанности благочинного по второму округу Тотемского уезда. Вверенный попечению священника церковно-административный округ состоял из четырнадцати приходов, окормлялся восемнадцатью иереями и в 1914 г. насчитывал 47 496 человек»3.

Священник Феодосий с удовлетворением отмечал в 1914 г., что «к благоукрашению храмов прихожане весьма усердны. Велика еще любовь простого русского человека к храму Божьему... В праздничные и воскресные дни они усердно посещают храм Божий, со вниманием и любовью слушают пастырские поучения, усердны к поминовению усопших, строго соблюдают святые посты, каждогодно в Великий пост почти все выполняют христианский долг исповеди и святого Причащения. Число говеющих в Великий пост достигает 4 тысяч человек.»4

1 Спас на Стрелице: Исслед. и материалы по истории одного севернорус. православного прихода / Под общ. ред. Камкина А.В.; науч. ред. Биланчук Р.П.; сост. Тихомиров С.А. - Вологда: Кн. наследие, 2003. - 160 с.

2 Мясников В.П. Священник Феодосий Малевинский: Очерк жизни и творчества // Спас на Стрелице. - Вологда, 2003. - С. 17-40.

3 Там же. - С. 25.

4 Там же. - С. 22.

Переход власти и собственности на местах к уездным и волостным Советам, реализация декретов Советского правительства «О земле», «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» постепенно привели к подрыву хозяйственной, юридической, социальной основы существования Русской православной церкви.

В 1918 г. настоятеля Спасо-Преображенской церкви отца Феодосия арестовали, однако из-за недостаточности улик через три месяца отпустили.

В середине 1920-х годов православная община при Стрелиц-кой церкви была самой многочисленной в уезде. В списке действующих церквей по городу Тотьме и Тотемскому уезду на 24 ноября 1926 г. указано, что Спасо-Преображенская Стрелицкая церковь придерживалась тихоновского (патриаршего) направления.

В 1932 г. отец Феодосий вновь был арестован и приговорен к высылке в Коми край сроком на три года.

Следующим этапом наступления местных властей на церковь явилась широкомасштабная акция 1937 г. В это время Феодосия Малевинского арестовали в третий раз. В материалах следственного дела указывалось, что бывший священник нигде не работал, занимался пчеловодством и краеведением.

Протоиерея Феодосия Малевинского расстреляли 19 января 1938 г. - в день Великого христианского праздника Крещения (Богоявления) Господня.

Археограф-этнограф Феодосий Малевинский являлся истинным подвижником вологодского краеведения, исследователем церковной старины, собирателем фольклорно-этнографического материала, автором книги1.

Он писал: «В юго-восточной части Тотемского уезда Вологодской губернии в одной версте от Устюжского тракта и в ста семнадцати верстах по этому тракту от города Вологды на правом высоком берегу речки Стрелицы живописно раскинулось небольшое село Спасское. Над селом, точно осеняя его, возвышаются два приходских каменных храма: главный - во имя Преображения Господня, другой во имя Рождества Пресвятой Богородицы и в связи с ним каменная колокольня. С последней открывается чудный вид на окружающую местность, особенно при ясном восходе солнца. Местность имеет склон с севера на юг, взволнована холмами, на которых там и сям разбросаны деревни и тянутся поля прихожан. Извиваясь

1 См.: Малевинский Ф.Е. Стрелицкая Преображенская церковь Тотемского уезда Вологодской губернии. - Вологда: Типография Губернского правления, 1903. - 93 с.

меж холмами и обрывами и описывая дугу близ холмов, течет по приходу река Стрелица. По обоим берегам ее зеленеют сенокосные луга прихожан и членов местного причта. С двух сторон - южной и северной - синеют леса, идущие широкими полосами по горизонту, а там в лесу за рекой Сухоной, далеко-далеко, за несколько десятков верст виднеются белые точки. Это приходские церкви: Чаловская, Совдюжская и другие. С западной стороны, как будто на воздухе, высятся вдали Мольская, Троицкая и Святогорская церкви, занимая едва ли не самые высокие места в южной части Тотемского уезда»1.

С тех времен минуло более 100 лет. Но душа Николая Рубцова сохранила пронзительный облик тех мест. Ведь именно здесь были крещены и воспитывались отцом Феодосием Малевинским его родители... А в 1964 г. поэт с болью и надеждой воссоздал в стихах незабываемую, тревожащую картину воспоминаний о былом:

С моста идет дорога в гору. А на горе - какая грусть! -Лежат развалины собора, Как будто спит былая Русь.

Былая Русь! Не в те ли годы Наш день, как будто у груди, Был вскормлен образом свободы, Всегда мелькавшим впереди!

Какая жизнь отликовала, Отгоревала, отошла! И все ж я слышу с перевала, Как веет здесь, чем Русь жила.

Все так же весело и властно Здесь парни ладят стремена, По вечерам тепло и ясно, Как в те былые времена.

(«По вечерам», 1964)

Известно, что мать будущего поэта пела на клиросе и в Спас-Стрелицкой церкви и в кафедральном соборе г. Вологды -в храме во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

1 См.: Малевинский Ф.Е. Стрелицкая Преображенская церковь Тотемского уезда Вологодской губернии. - Вологда: Типография Губернского правления, 1903. - С. 42.

За три месяца до рождения Николая семья переехала в село Емецк Архангельской области (в то время Северный край, который потом стал называться Северная область).

Современники поэта свидетельствуют о глубоком почтении Николая Рубцова к малой родине - Емецку, Никольскому, Биряко-ву - и присылают в Московский музей Н.М. Рубцова свои воспоминания, дополняя его духовную биографию ценными сведениями.

Так, 14 февраля 2010 г. в музей пришло письмо от Дины Павловны Киселёвой, родиной которой является Биряковский район (ныне Сокольский район Вологодской области). Родилась в 1945 г. и живет в поселке Липин Бор; более 50 лет работает учителем истории.

В своем письме она сообщала: «Село Биряково в советское время было районным центром Вологодской области, раскинулось по обеим сторонам старинного тракта из Вологды в Тотьму. Вокруг него много деревень, в том числе село Спасское с храмами Рождества Богородицы (летний) и Преображения Господня (зимний). Напротив зимней церкви стоял дом моей бабушки, Марии Алексеевны Кондаковой. За домами протекала река Стрелица, а за ней на другом берегу, была деревня Самылково, в которой стоял дом отца Николая Рубцова. Молодежи тогда в селах и деревнях было много. Жили они тогда весело, интересно, а главное, деятельно. Собирались в селе Спасском. Играли в волейбол, лапту, в игру "партия на партию" (прятали "клад", а другие его искали). Недалеко от Самылково было футбольное поле. В футбол играли самозабвенно. В каждой деревне были команды. В деревне Зуево был "круг", вытоптанный до земли. По вечерам собиралась молодежь. Пели частушки, плясали.

Ох, до чего хороши и красивы эти места, до сих пор!!! Внизу под горой речка течет, а за ней другая гора - Ссыпная (она до сих пор осыпается). На этой горе собиралось много молодежи вечером у костра. Там общались, пили красное вино, планировали набеги на огороды. В праздники и в воскресенье мои братья: Герман, Стасик, Юра и Володя и другие, а с ними и Коля Рубцов ходили за 18 км на р. Сухону на пристань "Голуби". Там на пароходе покупали пиво (это была большая роскошь). Выпивали его на берегу. Шли обратно. Потом территория с. Биряково отошла Междуре-ченскому району, с. Шуйское стало нашим районным центром. Такие походы и поездки стали чаще. Коля Рубцов ездил из Тотьмы на пароходе до Вологды, а выходил и в Голубях, и в Шуйском.

Я поняла, что Коля стал бывать в Бирякове уже после окончания школы, когда стал самостоятельным. Как бы он ни ехал из Тотьмы в Вологду, ему было не миновать мест, где родились и выросли его родители, где у него были друзья, где ему было интересно, где его привечали.

На главной улице Бирякова стоит и сейчас двухэтажный дом Борисовских. Первый этаж был разделен на две половины: складскую и жилую с двумя окнами. В нижней горнице жили только летом. Чаще всего она пустовала, вот в ней и жил гость, Коля Рубцов ... Мне он казался молчаливым, несколько угрюмым, но всегда спокойным. Какие бури бушевали в его груди - никто не знал. Читал ли он свои стихи ребятам, не знаю, но отношение к нему было особенным. Принимали душевно, знали, что он сирота, старались покормить, отогреть, приголубить его. Очень дружил с Колей мой двоюродный брат Юра Зуев, который тоже приезжал в гости из Вологды. Юра был человеком одаренным, талантливым и стал знаменитым вологодским футболистом, поэтому все парни его уважали. Они часто сидели с Колей у костра на обрыве Ссыпной горы. Ах, какая там красота, я описывать не берусь! И о чем только не разговаривали!.. Юра хорошо пел. Когда услышат, что он поет, прибегают из всех деревень ребята. Юра помогал многим. Однажды по приезде он снял с себя длинный новый шарф и надел его на Колю.

Если говорить о личности и душе Рубцова, никак нельзя обойти молчанием тот факт, что корни его семьи находятся к северо-востоку от Вологды, за Кадниковым, где никогда не было крепостного права и помещиков, а жило вольное крестьянство, с особой, очень высокой культурой и с особой душой.

Мой дед, Быков Александр Михайлович, не расставался с книжкой. Никогда не повышал голоса и не ругался. Поэтому Коле было хорошо у нас и среди нас. Он был в ладу сам с собой и в гармонии с природой. Когда сейчас читаю его стихи, я плачу и радуюсь тому, что моя душа его душе созвучна. Знаю, на какой холм взбегал и плакал он - на тот же самый, где плачу сейчас я.

Очень большую роль сыграло наше Биряковское землячество в Вологде в том, что общество узнало поэта Николая Рубцова. Прежде всего Николай и Генриетта Бурмагины - известные в то время художники-графики. Николай Бурмагин был сразу очарован и покорен поэзией Рубцова. Я помню, как он ходил по комнате, читал и говорил: "Да ты только послушай, какие слова,

какие мысли, да он же классик!" В устах грамотного, советского человека это была высшая похвала.

Виктор Коротаев (он из Биряковского рода, из деревни Ли-повица) учился в ВГПИ; Витя редактировал книгу Рубцова "Подорожники" (1976), а сам он был поэтом. Оформлял эту книгу молодой череповецкий график Владислав Сергеев, друг Николая Бурмагина.

Помогал Рубцову и Сергей Викулов (парень из города Бело-зерска Вологодской обл.), в дальнейшем главный редактор журнала "Современник". В этой же компании был и журналист Суши-нов, который часто печатал стихи Рубцова в газете "Вологодский комсомолец". Все они были около Рубцова, гордились им, помогали ему прежде всего зарабатывать на жизнь - организовывали ему выступления на радио, публикации в газетах, встречи с читателями, поездки на поэтические встречи и форумы, чаще всего в Карелию. Они очень хлопотали о том, чтобы Коля получил жилье.

Все эти люди часто собирались в доме моей тетки, Трапезниковой Александры Михайловны. Коля Бурмагин был ей зятем. Дом был уютный, хлебосольный. Говорили о разном. Кто-то читал стихи, чаще всего Н. Рубцов, Коля был скромен, молчалив, не контактен, себя он ценил невысоко...

Рядом с Колей Рубцовым в Вологде была когорта замечательных, творческих людей, первое поколение настоящих, советских интеллигентов, поднявшихся до известных высот из крестьян. Когда в 1967 г. вышла книга "Звезда полей"1, это была общая радость и общая победа.»2

Дополнительные подробности находим в воспоминаниях В.В. Грибовой, жительницы с. Бирякова: «Это было летом 19571958 гг. У нас появился незнакомый парень, он был в темных брюках в легкой куртке-ковбойке, из открытого ворота выглядывала морская тельняшка, смотрелся он менее ухоженным, чем другие ребята, с собой у него был баян, он стал играть и петь. Брат сказал, что это Колька Рубцов с Самылкова, он поет свои песни.» 3

1 Рубцов Н. Звезда полей. - М.: Советский писатель, 1967. - (По этому сборнику стихов Н. Рубцов защитил диплом в Литературном институте и 19 апреля 1968 г. был принят в Союз писателей.)

2 Письмо хранится в архиве Московского музея Н.М. Рубцова.

3 См.: «Биряково - родина предков поэта Н.М. Рубцова», - буклет краеведческого музея.

«Трудно сказать, каким ветром его занесло сюда? Хотел ли он специально посмотреть на родину своих родителей, или же, зная о ней, он попал сюда чисто случайно, волей судьбы. Мы можем только предположить, что, проезжая в свою Николу, он не однажды останавливался в своем родовом доме, в котором уже была расположена автостанция», - пишет заведующая Биряков-ской сельской библиотекой Т.Н. Линькова1.

Детский дом в селе Никольском, который в 1943 г. приютил семилетнего Колю Рубцова, и школа, которую он закончил в 1950 г., дорогие его сердцу воспитатели и учителя, друзья - все добрые детские впечатления и чувства он отразил в своем творчестве. И после окончания школы, с 1950 г. по 1970 г., Николай Рубцов приезжал в Николу.

Здесь, в селе Никольском, 20 апреля 1963 г. в день Византийской иконы Божией Матери (732 г.) родилась дочь Н. Рубцова Леночка, а летом и осенью 1964 г. поэт создал более 50 стихотворений, ставших шедеврами русской поэзии.

В письме от 22 августа 1964 г. Николай Рубцов признавался своему другу и поэту Александру Яшину: «. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас. Пишу Вам из села Никольского. Это в старинном Тотемском районе Вологодской области. Вы, наверное, бывали и здесь, в этих красивых и грустных местах?

Здесь великолепные (или мне только кажется) холмы по обе стороны неширокой реки Толшмы, деревни на холмах (виды деревень), леса, небеса. У реки, вернее, над рекой, сразу у въезда в Николу (так здесь коротко называют село), под березами - разрушенная церковь. Тоже великолепная развалина! В этой местности когда-то я закончил семь классов (здесь для души моей родина), здесь мне нравится, и я провожу здесь уже второе лето.»2

Пронзительно точно написал о духовной сущности рубцовской поэзии поэт Александр Романов, соединенный корнями своих предков с родиной предков Николая Рубцова: «Сама природа русского духа давно нуждалась в появлении именно такого поэта, чтобы связать полувековой трагический разрыв отечественной

1 См.: «Биряково - родина предков поэта Н.М. Рубцова», - буклет краеведческого музея.

2 Рубцов Н.М. Собр. соч.: В 3 т. - М.: Терра, 2000. - Т. 3. - С. 313.

поэзии вновь с христианским мироощущением. И жребий этот пал на Николая Рубцова и зажегся в нем свет величавого распева и молитвенной исповеди»1.

То, с каким глубоким почитанием Николай Рубцов относился к истории Святой Руси, Отчему дому, к истории предков, свидетельствуют строки его произведений: «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны. / .Я буду скакать по следам миновавших времен.» (1963); «.я хотел бы .возродиться / И возвратиться в отчий дом.» («Доволен я буквально всем!..», 1965); «.Но моя родимая землица / Надо мной удерживает власть, - / Память возвращается, как птица, / В то гнездо, в котором родилась.» («Ось», 1962-1964).

Но особенно привлекают и завораживают эти строки:

Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи. Мать моя здесь похоронена В детские годы мои.

Школа моя деревянная!.. Время придет уезжать -Речка за мною туманная Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь

(«Тихая моя родина», 1963)

1 Воспоминания о Николае Рубцове. - Вологда, 1994. - С. 376.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.