Научная статья на тему '2016. 02. 024. Акимова М. С. Программа "Острова свои обогреваем": (по местам, связанным с жизнью и творчеством Н. М. Рубцова) в историко-культурной перспективе: [Электронный ресурс] / центр общественного просветительства АНО "бирюзовый дом". - М. , 2014. - Режим доступа: http://biruzovy-dom. Ru/mariya-akimova/'

2016. 02. 024. Акимова М. С. Программа "Острова свои обогреваем": (по местам, связанным с жизнью и творчеством Н. М. Рубцова) в историко-культурной перспективе: [Электронный ресурс] / центр общественного просветительства АНО "бирюзовый дом". - М. , 2014. - Режим доступа: http://biruzovy-dom. Ru/mariya-akimova/ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД / КРАЕВЕДЕНИЕ / ЭКСПЕДИЦИЯ / Н.М. РУБЦОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жулькова К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 02. 024. Акимова М. С. Программа "Острова свои обогреваем": (по местам, связанным с жизнью и творчеством Н. М. Рубцова) в историко-культурной перспективе: [Электронный ресурс] / центр общественного просветительства АНО "бирюзовый дом". - М. , 2014. - Режим доступа: http://biruzovy-dom. Ru/mariya-akimova/»

ряется три раза («болотные стволы», «болото, забытое вдали», «за-бытость болот»). Главный признак болота - «забытость» - содержит в себе значение обездоленности, оставленности, тленности, а также - без-памятия. Небо, по принципу антитезы, характеризует категория обретения и памяти. Тема памяти передается через фольклорный символ перелетных птиц. «Журавль - душа усопшего, его прощальный зов», - такое понимание птицы свойственно не только древнему, мифологическому сознанию славянских народов, но и сознанию современного человека, что свидетельствует о целостности «фольклорной матрицы»» (2, с. 204).

Сравнивая первый вариант стихотворения с последним, А.Е. Чернова показывает, как меняется отношение земного и небесного: от простого наблюдения, внимательного, но все же отстраненного, приближается к живому взаимодействию. Люди, которых разбудил журавлиный зов, в первом варианте - «наблюдатели», в последнем - «участники» действа. «Прощально» поднятые руки меняются на «согласные», и журавли из «высоких» путников становятся «любимцами»: «Таким образом, проводится мысль о стремлении к неразрывности, к соединению земного и смертного с высшим и вечным, а подобное соединение - согласие - характерно для народного сознания» (2, с. 204).

Во взаимодействии и цельности земли и неба раскрывается третья сфера пространства, которую невозможно причислить ни к области звучащего неба, ни к области оставленных болот - это Русь: «Русь - широкая, бесконечная - вмещающая в себя не только настоящее, но и прошлое» (2, с. 205).

К.А. Жулькова

2016.02.024. АКИМОВА М.С. ПРОГРАММА «ОСТРОВА СВОИ ОБОГРЕВАЕМ»: (ПО МЕСТАМ, СВЯЗАННЫМ С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ Н.М. РУБЦОВА) В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ: [Электронный ресурс] / Центр общественного просветительства АНО «Бирюзовый дом». - М., 2014. - Режим доступа: http://biruzovy-dom.ru/mariya-akimova/

Ключевые слова: локально-исторический метод; краеведение; экспедиция; Н.М. Рубцов.

Кандидат филол. наук М.С. Акимова (ИМЛИ), взяв за основу локально-исторический метод, разработанный И.М. Гревсом

(1860-1941) и его учеником Н.П. Анциферовым (1889-1958), представляет программу «Острова свои обогреваем».

Суть локального метода - в «изучении тех мест, где совершались крупные исторические события, мест, которые были носителями значительных явлений или, наконец, которые служили ареной жизни и деятельности выдающихся личностей»1. По убеждению Н.П. Анциферова, необходимо изучать «не отдельные осколки былой жизни, а исследовать их в исторически сложившейся совокупности, при условии тщательного ознакомления с тем местом, где они обнаружены»2.

М.С. Акимова вслед за Н.П. Анциферовым подчеркивает, что при отношении к месту как ценному объекту исследования открываются совершенно новые горизонты: части познаются через целое, целое через части, и тогда кажущиеся незначительными элементы приобретают в системе знания свое значение; а сложенная по результатам местного изучения история создает существенно иной, новый взгляд на события.

Локальный метод «особенно любопытен, применим, адекватен и полезен в отношении недавнего прошлого»: «У каждого поколения есть особая, уникальная возможность - общение с живыми свидетелями тех или иных событий». Приезд в Никольское, на Во-логодчину, - это попадание в особенную среду, наполненную живым ореолом Рубцова. Появляется возможность поговорить с людьми, которые лично знали Н.М. Рубцова или видели его, у которых есть «свой» Рубцов - не только поэт, но и человек.

М.С. Акимова отмечает особый феномен деревень и сел -проживание в них большого числа родственников и однофамильцев: Рубцовы, Мартюковы, Иутинские и пр. Так, в есенинском Константинове до сих пор проживают однофамильцы поэта.

Родина Н.М. Рубцова - вологодское село Никольское (в стихах: «деревня Никола»). «Семь лет, проведенных здесь, в глухом уголке северной Руси, сделались человеческой основой поэта»3.

1 Анциферов Н.П. Краеведный путь в исторической науке: (Историко-культурные ландшафты) // Краеведение. - М.: ЦБ краеведения, 1928. - № 6. -С. 323.

2 Там же. - С. 322.

3

Зуев Н.Н. Поэзия Николая Рубцова // Литература в школе. - М., 1984. -№ 1. - С. 27-30. - Режим доступа: http://rubtsov.id.ru/critica/zuev.htm

К рубцовским местам относятся также Биряково и его окрестности: река Стрелица, родовая деревня Рубцовых Самылково, село Спасское и восстанавливаемая в нем Стрелицкая Спасо-Преображенская церковь, в которой крестили, венчали и отпевали предков поэта.

Тема предков, родства, семьи, дома («горницы», где уютно телу и душе) была в творчестве Рубцова одной из ведущих.

В свое время Никольское стало для Рубцова источником вдохновения, своим Болдиным (о чем он сообщил В.Ф. Бокову 15 июля 1964 г.: «Стихи пишутся вроде бы легко. За несколько дней написал около двадцати стихотворений»1). Сегодня сама фигура поэта Рубцова, как центра притяжения, объединения людей, может стать залогом выживания и процветания Никольского и других рубцовских мест, да и всей Вологодчины.

Программа «Острова свои обогреваем» названа как стихотворение Рубцова 1966 г., в котором есть и такие слова с положительным смыслом: «Село не то, что год назад». К сожалению, в наше время слова эти приобретают противоположное значение -села вымирают.

Краеведческая программа была рассчитана на неделю. В ней использовались самые разные формы и методы работы: посещение городов (Ростов Великий, Ярославль, Вологда), сел и деревень -живых и умирающих; пешеходные экскурсии, посещение музеев и других объектов; фольклорные программы и концерты, в которых исполнялись произведения о России на стихи Рубцова и других вологодских поэтов; поэтические вечера, фотовыставки, пленэры; творческие мастерские Школы русского слова (словесности, живописи, музыки, краеведения, ландшафтного дизайна, экологии, русской кухни, изготовления сувениров).

Каждый элемент входил в некую целокупность приобщения. Для примера, этнографическая программа на Кульсеевой горе в Бирякове включала возможность попробовать себя в непривычных для горожанина ипостасях (запрячь и оседлать лошадь, распилить и расколоть дрова, набрать воду из колодца и пронести ее на коромысле, покосить траву); именовалсь она по-рубцовски: «Я забыл, как лошадь запрягают».

1 Козловская Г. Письма Николая Рубцова / Проза. ру [Электронный ресурс]. - [Б. м.], 2015. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2015/02/03/300

Чрезвычайно важным М.С. Акимова считает, что все объекты экспедиций давали возможность и радость проникнуть в живую рубцовскую среду: «Переживание - тоже путь познания, и немаловажный». В первую очередь, это размещение в монастырских кельях на территории Спасо-Суморина монастыря - в тех самых, где жили воспитанники лесотехнического техникума и сам Николай Рубцов. Уникальным по своей важности было посещение деревни Аникин Починок; в свое время пребывание в ней Рубцова стало толчком к написанию шедевра русской лирики - стихотворения «Русский огонек» (1964).

Существенным элементом применения механизма наследования культуры в такого рода поездках является помощь гидов-специалистов, способных ненавязчиво снять временные пласты, дать экскурсантам возможность увидеть важнейшие моменты истории места. Исследовательница подчеркивает правоту Н.П. Анциферова, предупреждавшего, что среди опасностей локального метода кроется соблазн наделить прошлое, души предков собственными, современными переживаниями и представлениями.

По мнению М.С. Акимовой, доказательством того, что экспедиции по программе «Острова свои обогреваем» способствуют адекватности истолкования такого явления, как Николай Рубцов, являются, в частности, строки стихотворения «Шумит Катунь» (1966): «...Как мимо башен, идолов, гробниц / Катунь неслась широкою лавиной, / И кто-то древней клинописью птиц / Записывал напев ее былинный. / Катунь, Катунь - свирепая река! / Поет она таинственные мифы / О том, как шли воинственные скифы, - / Они топтали эти берега!.. / Молчат цветы, безмолвствуют могилы, / И только слышно, как шумит Катунь.» Эти стихи убеждают, как много значило для поэта посещение подобных знаковых мест. Исследовательница отмечает необходимость не простого фиксирования, но и создания истории этих мест.

Благодаря программе «Острова.» появляется надежда на то, что строки Рубцова («Село не то, что год назад») можно будет воспринимать так, как их понимал поэт, т.е. в положительном смысле.

Подобные мероприятия призваны решить целый ряд проблем. Они объединяют в себе несколько функций: поминовение, паломничество, продолжение историко-культурной традиции, подпитка энергией места и пр. Они работают по важнейшим направле-

ниям: «Развитие краеведческой традиции; воспитание подрастающего поколения. Сохранение "своих островов" означает: поддержку традиционных народных ремесел и промыслов в глубинке; помощь в восстановлении жизни прихода, "обогревание" церквей (в том числе через концерты в храмах); обретение корней, родства; сглаживание "граней меж городом и селом", диссонанса в развитии мегаполисов и малых городов. Этот ряд может быть продолжен».

К. А. Жулькова

2016.02.025. ЧЕРНЯК М.А. АКТУАЛЬНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ XXI в.: ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИАЛОГУ: Учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. - 232 с.

Ключевые слова: классическая русская литература; тенденции современной русской литературы; ремейк; сиквел; интерпретация.

Доктор филологических наук М.А. Черняк (проф. РГПУ им. А.И. Герцена) проводит анализ формирующихся в современном литературном процессе разнообразных авторских стратегий, предпринимая попытку определить социокультурные причины их появления.

Пособие состоит из пяти разделов: «Портрет читателя XXI в. на фоне эпохи», «Тенденции современной прозы», «"Игра с классикой" в современной литературе», «"Культ-товары" XXI в.: Феномен массовой литературы», «"Детский угол": Тенденции современной прозы для детей и подростков», в которых рассматриваются такие вопросы, как глобализация в литературе, кризис гуманизма в эпоху постмодерна, поиск героя нового времени, репрезентация прошлого в отечественной беллетристике XXI в. и др.

Обосновывая тему: «"Игра с классикой" в современной литературе», М.А. Черняк пишет: «Жанровые поиски современной литературы оказались в значительной степени связанными с игровым использованием классического наследия. Литература обнаруживает склонность к созданию вторичных произведений: заимствуются названия, имитируется стиль, жанр, пишутся продолжения» (с. 105). Доказательством того, что классическая литература является неиссякаемым резервуаром для тем, сюжетов, мотивов, можно считать произведения последних лет, в которых диалог с классикой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.