Научная статья на тему '2016. 03. 027. ". . . звезда труда, поэзии, покоя. . . ": к 80-летию Н. М. Рубцова: Сб. Ст. / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. Науч. -информ. Исслед. Отд. Литературоведения; отв. Ред. Ревякина А. А. ; ред. -сост. Анашкина О. И. - М. , 2016. - 260 с. - (сер. : теория и история литературоведения)['

2016. 03. 027. ". . . звезда труда, поэзии, покоя. . . ": к 80-летию Н. М. Рубцова: Сб. Ст. / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. Науч. -информ. Исслед. Отд. Литературоведения; отв. Ред. Ревякина А. А. ; ред. -сост. Анашкина О. И. - М. , 2016. - 260 с. - (сер. : теория и история литературоведения)[ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУБЦОВОВЕДЕНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПОЭТ И ПРИРОДА / ПОЭТ И БОГЕМА / ФИЛОСОФСКИЙ ПОДТЕКСТ / РЕЛИГИОЗНЫЙ СМЫСЛ / ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО / СИМВОЛИЧЕСКАЯ МНОГОМЕРНОСТЬ / КОНЦЕПТ ЗВЕЗДА / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТЕМЫ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ / ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО / РУССКИЙ ДУХ / ЧУВСТВО РОДИНЫ / МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ Н.М. РУБЦОВА / ВОЛОГОДЧИНА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / ЛОКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД / ФИЛОЛОГО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / "ДУША МЕСТНОСТИ" (GENIUS LOCI)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 03. 027. ". . . звезда труда, поэзии, покоя. . . ": к 80-летию Н. М. Рубцова: Сб. Ст. / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. Науч. -информ. Исслед. Отд. Литературоведения; отв. Ред. Ревякина А. А. ; ред. -сост. Анашкина О. И. - М. , 2016. - 260 с. - (сер. : теория и история литературоведения)[»

2016.03.027. «...ЗВЕЗДА ТРУДА, ПОЭЗИИ, ПОКОЯ...»: К 80-ЛЕТИЮ Н.М. РУБЦОВА: Сб. ст. / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. литературоведения; Отв. ред. Ревяки-на А.А.; Ред.-сост. Анашкина О.И. - М., 2016. - 260 с. - (Сер.: Теория и история литературоведения)1.

Ключевые слова: рубцововедение; краеведение; поэт и природа; поэт и богема, философский подтекст; религиозный смысл; традиции и новаторство; символическая многомерность; концепт Звезда; духовные ценности; темы русской деревни; время и пространство; русский дух; чувство Родины; Московский музей Н.М. Рубцова; Вологодчина как культурный феномен; локально-исторический метод; филолого-культурологическое направление; «душа местности» (Genius Loci).

В издание включены материалы о жизни и творчестве Н.М. Рубцова (1936-1971) - известного русского поэта ХХ в., преемника классических традиций. Авторами сборника являются деятели культуры разных городов России и других стран (Италии, Японии, Вьетнама). Публикуются статьи литературоведов и критиков, писателей и переводчиков; значительное внимание уделяется литературному краеведению; с научными статьями соседствуют эссе, воспоминания, биографические и краеведческие очерки.

Н.М. Рубцов, как автор сборников «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1968), «Сосен шум» (1970), «Зеленые цветы» (1971), «поразил читателей свежестью поэтического слова»; его стихи получили широкое распространение, многие стали песнями. Вместе с тем его поэтическая лира «оказалась чуткой к философской, религиозной, культурологической рефлексии, характерной для национальной традиции» (с. 6), - отмечает в предисловии А. А. Ревякина.

Публикации сборника дают представление об этапах изучения творчества поэта, о современных тенденциях его прочтения. Анализ литературно-критических работ о поэте представлен в двух статьях: «В.В. Кожинов и современное рубцововедение» (автор - В.Н. Бараков); «Проблемы изучения творчества Н. Рубцова» (автор -

1 Издано при поддержке Российского фонда содействия образованию и

науке.

Л.В. Тимашова). Исследователи показывают, что вслед за В.В. Ко-жиновым, заложившим научную основу рубцововедения в 19701980-х годах1, углублялось представление о творчестве поэта как системной художественной целостности. Растущее число диссертационных исследований подтверждает интерес ученых к осмыслению места Н. Рубцова в русской поэтической традиции, к раскрытию особенностей его несомненного новаторства. Анализ примеров негативного отношения к личности и творчеству поэта является частью содержания статьи Л.В. Тимашовой. Уделено внимание активной деятельности краеведческих «рубцовских центров» в разных городах России.

Проблемы освоения творческого наследия писателя в иноязычной среде ставятся в статье Т.В. Кудрявцевой «Русская литература в Германии: Из опыта перевода поэзии Н.М. Рубцова на немецкий язык». Речь идет о восприятии русской литературы в Германии, об отношении представителей немецкой культуры к творчеству Н. Рубцова. Автор фиксирует важный поворот в рецепции русской словесности немецкими критиками: «Резко снизилась зависимость восприятия от политической конъюнктуры; рецензии приобрели четко выраженный литературно-критический характер, будучи теперь обращены к оценке самого произведения, его эстетических особенностей» (с. 137). В ситуации, когда образ русской литературы подгонялся под западное клише (все меньше внимания уделялось ее национальной специфике), главной задачей издателей было донести до немецкого читателя «своеобразие русской мен-тальности Рубцова и передать на чужом языке неповторимое звучание русской поэзии» (с. 140).

Материалы сборника, как отметила А. А. Ревякина в Предисловии, заключают в себе плодотворную возможность изучения Рубцова с помощью таких понятий, как «концепт», т.е. понятий, формируемых скорее «в пространстве души», чем в сфере логических категорий (с. 6). В этом аспекте в первую очередь следует назвать образы-символы ветер и душа. Такой вывод косвенно под-

1 См.: Кожинов В.В. Николай Рубцов: Заметки о жизни и творчестве поэта. -М., 1976.

тверждается самой высокой частотой употребления этих слов поэтом - соответственно 99 и 98 раз1.

С осмыслением «стихии ветра» в поэзии Рубцова связана стержневая мысль статьи М.П. Лобанова «...Сила благодатная...»2. Открывая сборник, писатель и литературовед отмечает: «Внутренний мир Н. Рубцова весь в движении, в обогащении, в переломности» (с. 9). Автор статьи объясняет напор этой стихии в творчестве поэта стремлением «сказать свое слово о природе. что очень трудно после Тютчева». И это было бы невозможно, «если бы поэт не обладал своим сильным мирочувствованием, в основе которого была "жгучая, смертная" связь с родной землей. Но что-то "жгучее, смертное" есть и в связи поэта с самой природой, ветром, вьюгой, вызывающими в его душе многообразие чувств - мирных, тревожных, вплоть до трагических предощущений...» (с. 15). Таково стихотворение «Зимняя ночь» (1964); названы и другие примеры: «Тихая моя родина», «Душа хранит», «Видения на холме», «Старая дорога», «На вокзале», «Посвящение другу».

В статье «Поэт и природа» А.П. Ланщиков (критик и публицист) обратил особое внимание на то, что у Рубцова «трудно найти стихотворение, в котором отсутствовал бы образ родной природы, и в то же время пейзажа как такового почти нет» (с. 47). В его стихах «.Звезда полей горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли.». По убеждению критика, самоценность природы - «в ее нерасторжимости и цельности, в ее вечной сопричастности к духовному бытию человека» (с. 48).

У Николая Рубцова наблюдается именно такое «единство», когда «природа дает самочувствие вечной жизни, определяя нравственную меру вещей и явлений» (с. 49). Так, если в стихотворении «Видения на холме» поэт пишет: «И надо мной - / бессмертных звезд Руси, / Спокойных звезд безбрежное мерцанье.», то это отнюдь не пейзаж, а размышление о вечных ценностях. Совершенно неуместными в таком контексте А.П. Ланщиков полагал разговоры о необходимости «осовременить» пейзаж, поскольку «осовреме-

1 См.: Сидоренко М.И. Словарь языка и рифм поэзии Н. Рубцова: Научное издание. - Череповец: Порт-Апрель, 2005. - С. 36, 91.

2 См.: «Есть сила благодатная / В созвучье слов живых, / И дышит непонятная, / Святая прелесть в них.» (М.Ю. Лермонтов «Молитва»). - Прим. реф.

нить природу ничто рукотворное не в состоянии, чаще даже наоборот, ибо природа всегда современна» (с. 50). И вместе с тем, будучи вечной, природа «сводит как бы на нет категорию времени», устанавливая непосредственную духовную связь между прошлым и настоящим»: «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны... / Я буду скакать по следам миновавших времен.» (с. 51). В поэзии Николая Рубцова неизменно присутствует глубокий философский подтекст.

В статье «О духовном подвиге Н.М. Рубцова» протоиерей Александр Никулин добавляет к этому выводу свое суждение: «Перечитывая... Рубцова, становится все очевиднее, что ни одно стихотворение его не лишено религиозного смысла, напротив, это чувство поразительно усиливается со временем. Его аскетическая сущность, духовное видение мира, с одной стороны, связаны с Во-логодчиной, именуемой "Северной Фиваидой" (за многочисленные монастыри - более 120 до революции - и более 300 прославленных древних святых). Все это прорастало в его сердце через родную почву, так что даже чувствовал, что "береза - старая, как Русь." ("Осенние этюды"). Недаром он зрит рождение русского духа в пути, в дороге в "тридевятое царство", ибо сороковое - уже Небесное» (с. 42). В статье отмечается, что в своих духовных исканиях поэт шел тернистым путем - через богему и атеизм. Однако у него, как ни у кого другого из современников, пронзителен образ «народа-богоносца» и ярок свет лампады «русского огонька», который осветил всю его поэзию (с. 39).

Писатель и литературовед Ю.М. Лощиц в статье «Поэт и богема» свидетельствует, что Н. Рубцов всегда сторонился богемы. Подтверждением служат стихи поэта, его высказывания, воспоминания современников. Автор проводит текстологический анализ стихотворения «В гостях» (в первом варианте - «Поэт», 1962) и на этом конкретном примере показывает, как создавался собирательный образ богемы в творчестве поэта. Что касается нынешней богемы, то «язык рубцовских звезд - для нее чужой, слишком деревенский. чувство Родины, родной веры - ей претит. ей бы так хотелось. вытеснить высокие смыслы его лирики из сознания. новых поколений» (с. 38).

В самом составе лексики стихов Рубцова проявляется его ориентация на традиционные духовные ценности. И все это скры-

вается за внешней простотой стиля поэта. А.Е. Чернова в статье «Образы и символы в лирике Николая Рубцова» на примере различных поэтических сборников и отдельных стихотворений раскрывает своеобразие образной системы поэта. Символическая многомерность его поэтики (вмещающая в себя не только земное, но и небесное) опирается на традиции и «духовные параметры», определяемые народным миросозерцанием.

В статье «"Звезда" Н.М. Рубцова в национально-культурном контексте» С.Ю. Николаева анализирует изобразительные функции одного из доминирующих «концептов» в творчестве поэта. Используются две его основные когнитивные модели: «звезда - человек» и «звезда - Бог». Это помогает выявить глубинную смысловую связь между «звездой полей» (красотой родной земли) и звездой вечной (нравственными, православными ценностями). В художественном мире Рубцова концепт звезда не имеет социально-исторических и политических ассоциаций. Однако при этом становятся еще очевиднее черты его эстетической общности и образного родства с творчеством великих предшественников (М.В. Ломоносова, П.А. Вяземского, А.С. Пушкина, Е.А. Боратынского, И.С. Тургенева, А.А. Григорьева, И.Ф. Анненского, А.А. Блока), но особенно подробно представлена в статье перекличка с поэзией А.С. Хомякова, И. А. Бунина.

Говоря языком поэзии «о сложных нравственных проблемах, о судьбах России и мира. о Боге и его творении, о жизни и смерти», поэт соизмерял «настоящее с прошлым, поддерживая миф о минувшем золотом веке человечества. Его душа хранит красоту былых времен» (с. 98), - обобщает В.А. Редькин в статье «Время и пространство в поэзии Н. Рубцова». Хронотоп у Рубцова моделирует реальные время и пространство, однако поэт включает в свои стихи и условное пространство мифов, видений, преданий, призванных представить историческое время как составную часть национального мира в настоящем. Обращение поэта к традиционным жанрам, к фольклору имеет ту же основу: «Не будь у человека старинных настроений, не будет у него в стихах и старинных слов, вернее, старинных поэтических форм»1. Особенностью рубцовской

1 Рубцов Н. М. Видения на холме: Стихи, переводы, проза, письма. - М., 1990. - С. 360.

поэзии является «воссоздание национально-исторического времени и национального пространства» (с. 104). Автор статьи цитирует ряд стихотворений: «Вологодский пейзаж», «Ночь на перевозе», «Цветок и нива», «По вечерам», «Промчалась твоя пора!», «На сенокосе».

По признанию поэта, он «предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас»1. Исполненные раздумья, философски насыщенные пейзажи Рубцова неотделимы от темы русской деревни («Детство», «Тихая моя родина», «В сибирской деревне», «Родная деревня» и др.). С его точки зрения, «Мать России целой - деревушка.». Вместе с тем мироощущение на стыке городского и деревенского («Грани») переведено поэтом в философско-религиозную ипостась. В его стихах существует градация, детализация «родного пространства: это - детский дом, школа, деревня, малая родина, родной вологодский край, родной Север»; но это и «родина - Россия, Родина -земля, родина - мироздание, родина - небо» (с. 100-101). Диалектика творчества поэта заключается в сочетании покоя, созерцания жизни, связанной с прошлым, и движения, изменчивости окружающего, устремленности в будущее. С движением связаны мотивы дороги, пути («В дороге», «Дорожная элегия», «У размытой дороги.»). Трагизм лирического героя проявляется в том, что он подчас теряет свою дорогу, не видит пути вперед («Гололедица», «Мы сваливать не в праве.») (с. 102). В поэзии Н. Рубцова создается и свой, особенный звуковой, ритмический образ времени и пространства («Дорожная элегия», «Осенние этюды», «У размытой дороги»).

Об этом, в частности, речь идет в статье О.А. Москвиной «О ритме стихов Николая Рубцова». Автор показывает, как развивалась ритмическая система поэта: от поиска отдельных приемов в раннем творчестве до освоения размеров силлаботонической системы в традициях русской классики. Исследовательница называет «песен-ность» одним из основных свойств поэзии Н. Рубцова и сопоставляет ритмическую структуру народной песни с композицией его стихов.

В настоящее время материалы изучения поэта так многочисленны, что позволяют с полным основанием говорить о «рубцовове-

1 Рубцов Н.М. Видения на холме: Стихи, переводы, проза, письма. - М., 1990. - С. 358.

дении» как сложившемся направлении не только в литературоведении, но также и в литературном краеведении. Последнее получает все большее распространение в русле филолого-культурологическо-го направления. Речь идет о выявлении в литературном творчестве роли «души местности» (Genius Loci) - на чем настаивал Н.П. Анциферов, русский филолог-краевед первой половины XX в.1 Суть его метода, коротко говоря, состояла в том, что «даже беглый осмотр любого исторического объекта. следует начинать с проникновения в его душу»2. Труды Н.П. Анциферова вводятся в научный оборот усилиями ученых ИМЛИ РАН. «Локально-исторический метод», как отмечает А.А. Ревякина в Предисловии, оснащает современное литературоведение концептуальными понятиями: литературная деятельность неотделима от местности; локус порождает тексты и должен рассматривается как «культурно-исторический организм»3 (с. 7).

В данном случае, т. е. применительно к изучению творчества Н. Рубцова, стоит говорить о Вологодчине как литературном (и -шире - культурном) феномене. «Будучи наполнен живым ареалом Рубцова, Вологодский край в произведениях поэта выступает средоточием "души местности" и в еще более обобщенном, символическом плане - "души Родины". С таким же основанием можно говорить о "рязанских раздольях", воспетых С. Есениным, которого очень любил Н. Рубцов. Наряду с пристально изучаемыми в русской науке о литературе петербургским и московским "текстами", Вологодчина и Рязанщина, как и многие другие "тихие места", были и остаются родниками нашей поэзии» (с. 7).

В сборнике публикуется статья М.С. Акимовой «По местам, связанным с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова: Программа "Острова свои обогреваем" в историко-культурной перспективе»,

1 См.: Анциферов Н.П. Душа Петербурга. - Пб., 1922.

2

Вторые московские Анциферовские чтения: Сб. ст. по материалам Международной конфренции, посвященной 140-летию В.Д. Бонч-Бруевича / Сост., науч. ред. Московская Д.С.; отв. ред. Бак Д.П. - М.: Гос. лит. музей: Три квадрата, 2014. - С. 257.

з

Вторые московские Анциферовские чтения: Сб. ст. по материалам Международной конфренции, посвященной 140-летию В.Д. Бонч-Бруевича / Сост., науч. ред. Московская Д.С.; отв. ред. Бак Д.П. - М.: Гос. лит. музей: Три квадрата, 2014. - С. 257.

где методологической основой исследования является концепция П.Н. Анциферова.

Многообразные сведения о жизни поэта, о местах его проживания, о знаменательных встречах содержатся в статьях русских и иностранных авторов: Аушев В.П. «М. Ломоносов и Н. Рубцов. (Звездная дорога из Холмогор в Москву)»; Петрунин Ю.Я. «Будущий классик глазами однокурсника»; Ларин А.Л. «О работе над "Поэмой памяти Николая Рубцова" (для оркестра русских народных инструментов)»; Анашкина О.И., Полётова М.А. «.Родины светлый покой»; Мартюкова Г.А. «Тотемская земля в судьбе Николая Рубцова».

Статья О.И. Анашкиной «Московский музей Н.М. Рубцова как научно-просветительский и культурный центр» предваряет ряд материалов, связанных с деятельностью названного музея: Акира Асано (Япония) «Визит в музей Николая Рубцова»; Ву Тхе Хой (Вьетнам) «Николай Рубцов - поэт отзывчивой русской души»; Анджело де Дженти (Италия) «Мой византийский Рубцов»; Ревя-кина А.А. «Рубцовские чтения, 91-е; "Мой византийский Рубцов" Анджело де Дженти: Литературно-музыкальная композиция.»

Комментированный список «Основные даты и события жизни и творчества Николая Михайловича Рубцова» (составитель -

0.И. Анашкина) являет собой предельно сжатую, четко структурированную биографию поэта.

Заключают издание: указатель имен; сведения об авторах.

В.А. Славина

2016.03.028. ПОЭЗИЯ И.А. БРОДСКОГО: К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ. (Сводный реферат).

1. ФОКИНА С. А. Литературные и мифологические ипостаси поэтического двойника М.Б. в лирическом послании И. Бродского «Горение» // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература ХХ-ХХ1 вв.: Направления и течения. - Екатеринбург, 2015. - № 2. - С. 203-213.

2. КАПЕЦ О.В., КАПЕЦ В.П. Проблема метаморфоз в поэзии И. А. Бродского // Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2015. - Вып. 4 (168). - С. 98-103.

3. АВТУХОВИЧ Т.Е. Рождественская звезда Бориса Пастернака и Иосифа Бродского: Условный экфрасис как интерпретация еван-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.