Научная статья на тему 'Описания севернорусских епархий ХVIII-ХIХ вв. : перспективы сравнительно-исторического изучения'

Описания севернорусских епархий ХVIII-ХIХ вв. : перспективы сравнительно-исторического изучения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
915
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОГОДСКАЯ ЕПАРХИЯ / ПРИХОДЫ / ДУХОВЕНСТВО / ШКОЛЫ / VOLOGDA DIOCESE / PARISHES / CLERGY / SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полоцкая Ольга Владимировна, Черкасова Марина Сергеевна

В статье рассмотрено «Описание Вологодской епархии» 1888-1896 гг. Это обширный рукописный источник, хранящийся в фонде краеведов Н. И. и И. Н. Суворовых в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Источник до сих пор не опубликован, в отличие от множества других историко-статистических описаний епархий Русской Православной Церкви ХIХ в. В нем содержатся ценные и многоплановые сведения о церковно-приходской структуре Вологодской епархии, хронологии церковного строительства в ХVI-ХIХ вв., храмоименованиях, архитектурных формах храмов и колоколен, местных церковных реликвиях и традициях, составе приходского духовенства, его общественно-просветительской деятельности и материальном положении, количестве прихожан мужского и женского пола, народном образовании. В статье предпринято сравнение Описания 1888-1896 гг. с более ранними описаниями Вологодской и Великоустюжской епархий (середины ХIХ в. и середины ХVIII в., консисторской Росписью количественного состава приходов ряда северных уездов 1788 г.), составлены три обобщающие таблицы. Введение в научный оборот данного памятника способствует дальнейшей разработке источниковедческих проблем Русской Православной Церкви Синодального периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Description of the dioceses of the North Russia of the 18th to 19th centuries: perspectives on comparative-historical study

In the article the authors consider the description of the Vologda diocese from 1888 to 1896. This extensive handwritten source has been stored in the I. N. Suvorov and N. I. Suvorov special fund in the Vologda State historical-architectural and art museum-reserve. The source has not yet been published, unlike many other historical and statistical descriptions of eparchies of the Russian Orthodox Church from the 19th century. It contains diverse valuable information about the parochial structure of the Vologda diocese, including the chronology of the temple construction in 16th to 19th centuries, the naming of the Church buildings, architectural forms of the temples and chapels, local Church relics and traditions, social composition of the parish clergy, its public advocacy and material situation, the number of male and female parishioners, people's education. The Description from 1888 to 1896 is taken in comparison to the earlier descriptions of the Vologda and the Great Ustuyg dioceses (those of the mid-19th century and of the mid-18th century, and to the Consistorial Painted composition of a number of parishes in the Northern counties, dating to 1788). The authors have drafted the three synthesis tables. Putting of the monument into the scientific use will promote the further development of the study of the problems connected with the history of the Russian Orthodox Church during the Synodal period.

Текст научной работы на тему «Описания севернорусских епархий ХVIII-ХIХ вв. : перспективы сравнительно-исторического изучения»

О. В. Полоцкая, М. С. Черкасова

описания севернорусских епархий

хуш-х1х вв.: перспективы сравнительно-исторического изучения

В статье рассмотрено «Описание Вологодской епархии» 1888-1896 гг. Это обширный рукописный источник, хранящийся в фонде краеведов Н. И. и И. Н. Суворовых в Вологодском государственном историко-ар-хитектурном и художественном музее-заповеднике. Источник до сих пор не опубликован, в отличие от множества других историко-стати-стических описаний епархий Русской Православной Церкви XIX в. В нем содержатся ценные и многоплановые сведения о церковно-при-ходской структуре Вологодской епархии, хронологии церковного строительства в ХУ1-Х1Х вв., храмоименованиях, архитектурных формах храмов и колоколен, местных церковных реликвиях и традициях, составе приходского духовенства, его общественно-просветительской деятельности и материальном положении, количестве прихожан мужского и женского пола, народном образовании. В статье предпринято сравнение Описания 1888-1896 гг. с более ранними описаниями Вологодской и Великоустюжской епархий (середины XIX в. и середины XVIII в., консисторской Росписью количественного состава приходов ряда северных уездов 1788 г.), составлены три обобщающие таблицы. Введение в научный оборот данного памятника способствует дальнейшей разработке источниковедческих проблем Русской Православной Церкви Синодального периода.

Ключевые слова: вологодская епархия, приходы, духовенство, школы.

Источниковедение истории Русской Православной Церкви Синодального периода переживает в настоящее время несомненный подъем. На фоне вводимых в научный оборот целых пластов нарративных источников и делопроизводственной документации значительный интерес представляют многочисленные историко-статистические описания епархий, отдельных монастырей, благочиний, приходов. В дополнение к ценному сводному каталогу опубликованных епархиальных описаний, составленному

© О. В. Полоцкая, М. С. Черкасова, 2016

29

А. И. Раздорским1, возможно расширение круга этих документальных памятников путем обращения к региональным архивам. Характеристике одного еще неизданного описания и посвящается предлагаемая статья.

В Отделе фондов Вологодского государственного историко-архи-тектурного и художественного музея-заповедника (ВГИАХМЗ) имеется рукопись из собрания известных краеведов Суворовых, отца и сына — Николая Ивановича (1816-1896) и Ивана Николаевича (1860-1926). Суворов-старший по праву считается основателем вологодского краеведения (как активный общественный деятель, организатор, редактор «Вологодских епархиальных ведомостей», автор более 300 научных работ), и в нынешнем, 2016 г. отмечается 200-летие со дня рождения старшего и 90-летие со дня смерти младшего Суворовых. Рукопись, о которой идет речь, представляет собой описание всех церквей Вологодской епархии конца XIX в.2 Материал довольно объемный, без переплета, в мягкой папке, название «Краткие сведения о церквах и причтах Вологодской епархии за 1888 год». Старый шифр рукописи: ВОКМ-9527. На верхней крышке папки запись: «От Суворова Ив. Ник. 1925 № 22а». Рукопись имеет двойную нумерацию листов — чернильную и позднейшую, архивную, проставленную карандашом. Согласно второй фолиации, всего в ней насчитывается 173 листа с оборотами. Описание выполнено разными почерками, чернилами разной яркости и в палеографическом отношении нуждается в специальном рассмотрении.

Описание Вологодской епархии 1888 г. включает следующие по-уездные разделы. На л. 1-30 — г. Вологда и Вологодский уезд; л. 30-44 — г. Кадников и Кадниковский уезд; л. 50-57об. — г. Грязовец и Грязо-вецкий уезд; л. 66-70 — г. Вельск и Вельский уезд; л. 80-94 — г. Соль-вычегодск и Сольвычегодский уезд; л. 95-101 об. — Яренск и Яренский уезд; л. 99-111— г. Усть-Сысольск и Усть-Сысольский уезд; л. 115-132 — г. Тотьма и Тотемский уезд; л. 133-155 об. — г. Великий Устюг и Устюжский уезд; л. 156-173 об. — г. Никольск и Никольский уезд. Таким образом, территория обширной Вологодской епархии (совпадающей с губернией) была отражена данным Описанием полностью. Вместе с тем некоторые из названных уездов (к востоку от Вологды) до конца XVIII в.

1 Раздорский А. И. Историко-статические описание епархий Русской Православной Церкви (1848-1916). Сводный каталог и указатель содержания. СПб., 2007.

2 ВГИАХМЗ. Отд. фондов. Ф. 13. Оп. 1. № 37.

образовывали самостоятельную Великоустюжскую епархию, по упразднении которой в 1788 г. были включены в Вологодскую епархию.

Этот масштабный по территориальному охвату и многоплановый по содержанию документальный памятник еще слабо введен в научный оборот. Можно сослаться лишь на две публикации авторов данной статьи, которыми было начато его изучение, — по Усть-Сысольскому3 и То-темскому4 уездам. В предлагаемой статье мы продолжаем и расширяем свое исследование, намечая перспективы сравнительно-исторического изучения источника, с учетом уже выявленных переписных, окладных книг и описаний севернорусских епархий (охватывающих те же самые уезды) более раннего времени — конца ХVII и середины — конца ХVIII вв. Эти памятники интересуют нас не только в контексте церковного краеведения, но и как источники по исторической демографии, церковно-государственным отношениям, «текста местной культуры», включавшего устную и письменную традиции.

В отношении происхождения мы предполагаем, что это неофициальный по своему характеру источник, созданный в 1880-1890-е гг. по запросу (или заказу) Н. И. Суворова в качестве главного редактора журнала «Вологодские епархиальные ведомости». Составлен он был на основе сведений, присланных (либо присылаемых в течение ряда лет) Суворову с мест от священников и благочинных, о состоянии церквей и приходов. Дата создания Описания не может однозначно считаться 1888 годом, поскольку по ряду уездов приведены сведения и за последующие годы, но не позднее 1896 г., когда Ник. Ив. Суворов умер и преемником его на посту редактора журнала стал его сын Ив. Ник. Суворов. В конце жизни (1925-1926) он мог передать данное Описание в фонды Вологодского областного краеведческого музея (ВОКМ, ныне ВГИАХМЗ).

Рукопись имеет множество карандашных пометок и исправлений Н. И. Суворова, свидетельствующих о его частом обращении к ней, проверке и уточнении присланных с мест данных. Исправлены главным об-

3 Черкасова М. С. Церковные приходы Усть-Сысольского уезда в конце ХК в. // Сельская Россия: Прошлое и настоящее. Исторические судьбы северной деревни. Мат-лы Всеросс. научн.-практ. конф. М.; Сыктывкар, 2006. С. 244-250.

4 Полоцкая О. В. Описания епархий конца ХГХ в. как исторический источник // Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития. Мат-лы ХХVII Междунар. научн. конф. М., 2015. С. 361-362.

разом показатели численности мужчин и женщин в приходах, иногда — годы построения церквей, сведения о наличии или отсутствии деревянных часовен, даты и причины их возведения (пожар в деревне, скотский падёж, массовые болезни), их посвящения с указанием дней памяти святых и годов их преставления. Среди сведений о котовальской часовне под Великим Устюгом отмечено памятное событие — выпадение на этом месте каменной тучи во времена устюжского св. Прокопия Праведного (ум. 1303 г.), спасшего таким образом город5. В сюжете о Благовещенской церкви в Усть-Выми (Яренский уезд, древнейший центр Пермско-Вологодской епархии) было указано на гробницу наиболее чтимых святителей, продолживших дело св. Стефана Пермского, — Герасима, Питирима и Ионы6. Отмечена местночтимая большая («в рост») икона этих святых.

Кронологические данные Описания, объем его исторической информации — все это заслуживает отдельного анализа. Чаще всего указанные годы церковного строительства не выходят за рамки XVIII-XIX вв., когда преобладало возведение каменных храмов. В отдельных случаях приведены более ранние даты, например, 1563 год, как время возведения Благовещенского собора в Сольвычегодске на средства известнейших солепромышленников Строгановых7. В Тотемском разделе указана шевденицкая Богоявленская деревянная церковь, построенная в 1625 г.8 Самая ранняя дата — 1262 год — дана при описании церкви Рождества Иоанна Предтечи в Великом Устюге, когда ее возвел крещеный татарин, бывший баскак Буга-Багуй9. Даты построения церквей могли приводиться в Описании 1888 г. на основании хранившихся в приходах архиерейских благословенных и храмозданных грамот, старинных антиминсов, церковных летописей и других источников, в том числе и эпиграфических (например, надписей на иконах, колоколах, утвари)10.

Очень часты вписанные рукой Н. И. Суворова сведения о наличии по данной церкви метрических книг, чаще всего с 1780 г. или более ран-

5 ВГИАXМЗ. Отд. фондов. Ф. 13. Оп. 1. № 37. Л. 128.

6 Там же. Л. 94.

7 Там же. Л. 80.

8 Там же. Л. 128.

9 Там же. Л. 132 об.

10 Там же. Л. 7.

него/позднего времени (с 1778, 1787, 1805 гг.). «Проверочными» документами для ученого становились ежегодные статистические материалы консистории, клировые ведомости и метрические книги. Во всех поправках Суворова-старшего сказались его широкая эрудиция в области церковной истории севера и России в целом, несомненный профессионализм, как археографа и источниковеда. Не случайно высокая оценка дана ему в современной монографии о провинциальных историках России XIX в., в том числе и выходцах из местного духовенства11: отец и сын Суворовы происходили из рода священников Никольского уезда Вологодской губернии.

Каждый территориальный раздел начинается с описания городских приходов, а затем уездных. Приходы были разделены на три-четыре благочиния (они названы «благочинническими округами»), указывалось имя благочинного на данный момент. Эти сведения сопоставимы с информацией клировых ведомостей, ежегодно поступавших в консисторию, о положении и количественном составе городского и сельского приходского духовенства. Обычно церковные причты были трех- или двухчленными: 1) священник, диакон и псаломщик; 2) священник и псаломщик. В редких случаях священников было два, первый и второй, но и приход при этом отличался особо плотной населенностью — по 2-3, иногда даже до 4-5 тыс. чел. обоего пола. Отмечены многолюдные приходы с одним священником, но двумя псаломщиками12. В Приложении к статье в Табл. 2 систематизированы сведения о городских и сельских приходах Сольвы-чегодска и Сольвычегодского уезда. На ее основе выведены следующие соотношения: из 58 приходов данного города и уезда у 40 (почти 69 %) служили священник и псаломшик; у 14-ти (24 %) службу отправляли трое — священник, диакон и псаломщик. Три прихода (5 %) обеспечивались 5-членным и один приход (1,7 %) — 4-членным причтом. Наиболее «усиленным» причтом отличались Благовещенский собор в Сольвыче-годске, Успенский приход в Черевковской вол. (5 719 чел. об. п.) и Троицкий приход в Верхнетоимской вол. (5 170 чел. об. п.). Четыре человека служили в Ильинском приходе Вилегодской волости (4 921 житель).

В основу каждого раздела положена стандартная описательная статья, включающая однородный набор показателей. Они содержали: на-

11 Бердинских в. а. Уездные историки. Русская провинциальная историография. М., 2003. С. 239-240.

12 ВГИАКМЗ. Отд. фондов. Ф. 13. Оп. 1. № 37. Л. 89.

звание церкви с указанием, холодная она или теплая, каменная или деревянная, если каменная, то сколько в ней этажей, вида церкви (шатровая или клетская), даты построения. Затем указывались все приделы к ней с соответствующими именованиями, наличие колокольни и ее вид, способ соединения с храмом («в связи с ним», «в одной связи с обеими церквями» или отдельно стоящая), перечислялись приписные церкви или часовни. В случае с часовнями иногда назывались относящиеся к ним деревни данного прихода. Сообщалось, в каком году и на чьи средства (казны, «тщанием прихожан» или конкретного лица) возведена церковь или часовня. Состав утвари подробно не раскрывался, односложно говорилось, что данная церковь или «утварью бедна, малодостаточна», или «утварью и ризницею достаточна». Однако наиболее чтимые иконы назывались и описывались, как и связанные с ними крестные ходы.

Информация о причте включает конкретные имена священнослужителей, их возраст и образование, наличие наград от церковного или гражданского ведомства («награжден камилавкою», «награжден орденом св. Анны 3-ей степени», «имеет бронзовый крест в память войны 1853-1856 гг.»). Священник за свои заслуги мог быть награжден не только высшим церковным руководством, но и крестьянской общиной («награжден наперсным крестом от Св. Синода и таковым же от прихожан с украшениями»).

Отмечались исполняемые членами причта виды общественной работы и церковных поручений («состоит председателем местного церковного попечительства», «уездным гласным», «законоучителем женского городского училища», «депутатом по делам судебным и хозяйственным», «помощником благочинного и депутатом», «духовником половины благочиннического округа»). Среди всего разнообразия общественных дел городского и сельского духовенства заметно его участие в местном просвещении — «состоит наблюдателем над церковными школами и законоучителем», «член епархиального училищного совета».

Для социокультурной характеристики сельских приходов важны сведения о наличии школ в данном селе или деревне — министерских, земских или церковно-приходских. Назывались имена и возраст учителей, в том числе и женщин, и их образование («учительница Мария Жаворонкова, 18 лет», «Анна Чистотина, 30 лет»). Изредка указывалось семейное положение: «.Наталья Свиблорина, 27 лет, вдова ветеринар-

ного врача»13. Учителями Закона Божьего в школах были, как правило, сельские священники, а учительницами иногда — их дочери. Нередко законоучителем в школе был отец, а учителем — его сын. В ряде случаев именной состав учителей не был указан, а говорилось, что «при церкви есть школа, в коей обучением занимается местный причт»14.

Из образовательных учреждений (духовных и светских) отмечались: Вологодское духовное училище (священник, диакон или псаломщик «из причетнического класса», «из среднего отделения», «из высшего отделения»), Архангельская, Вологодская и Вятская духовные семинарии, Вологодская Мариинская женская гимназия, Вологодское реальное училище, Сольвычегодское и Ярославское женские училища, Тотемская учительская семинария. Образование давали и благотворительные учреждения — в Вологде это был приют для девочек-сироток при Успенском Горнем монастыре.

Экономическое положение причта характеризуют данные о том, живут ли священники в собственных, казенных или общественных домах, наличие или отсутствие церковной земли (сенокосной и пахотной в десятинах и саженях), иногда еще и усадебной земли15. Приведены сведения о денежных выплатах (от прихожан за требоисправления и казенного жалованья), суммируемые и названные «вся выгода, получаемая в год». В Табл. 2 наибольшие размеры таковой (2 тыс. руб.) видны по Благовещенскому собору Сольвычегодска и Ильинской вилегодской церкви. Кроме денежных средств, отмечалось наличие у причта ценных бумаг («имеются шесть пятипроцентных государственных билетов по 100 руб.»). В редких случаях фиксировалась руга от общины, получаемая причтом.

В Описании Вологодской епархии 1888 г. показано еще расстояние церкви от губернского г. Вологды как центра епархии и от центра благочиния. Особенностью Сольвычегодского раздела является отсутствие сведений о расстояниях приходов от благочиния (см.: Табл. 2). Сведения о «километраже» стали вноситься еще в топографические и статистические описания губерний и наместничеств России конца ХVШ в. Содержались они и в ранних описаниях епархий того времени, например Архангельской, опубликованной в 1795 г. Сравнительно недавно

13 ВГИАХМЗ. Отд. фондов. Ф. 13. Оп. 1. № 37. Л. 87.

14 Там же. Л. 130 об., 131 об. и др.

15 Там же. Л. 82.

В. И. Иванов весьма квалифицированно переиздал его, снабдив ценными комментариями16.

Еще одним непременным показателем в описании Вологодской епархии 1888-1896 гг. было указание количества душ мужского и женского пола в каждом приходе (будь то городской или сельский). Это делает данное описание ценным источником по исторической демографии городов и уездов Вологодской губернии. Сведения о народонаселении, несомненно, были почерпнуты из метрических книг, ведением которых занимались приходские священники. К учетным данным относятся сведения о количестве раскольников и иноверцев в приходе (либо их отсутствии) — с указанием числа мужчин и женщин.

Установление демографической динамики севернорусских приходов возможно путем сравнения описания Вологодской епархии конца XIX в. с более ранним источником — окладной книгой Великоустюж-ской епархии 1755 г., в которой была зафиксирована сумма церковной дани с каждого прихода. Окладная книга была опубликована в табличной форме Н. И. Суворовым и дополнена информацией о народонаселении приходов на основании консисторской «Росписи церквей 1788 г.»17. Связь между вопросами церковного налогообложения и людности приходов несомненна, поскольку от последней зависели размеры церковной дани. Роспись 1788 г. была составлена по предписанию вологодского генерал-губернатора П. Ф. Мезенцова по запросу в Императорскую Академию наук. Показатели населения в Росписи 1788 г. даны суммарно (и мужчин, и женщин), а в анализируемом нами Описании 1888 г. — дифференцированно. Поскольку в 1788 г. Великоустюжская епархия была упразднена и объединена с Вологодской, все уездные разделы окладной книги 1755 г. и Описания 1888 г. сопоставимы, хотя внутри них в составе приходов некоторые изменения произошли.

На данном этапе исследования сравнение информации о городском и сельском населении было проведено по Тотемскому, Сольвы-чегодскому, Усть-Сысольскому и Яренскому уездам (см.: Табл. 1). По принятому в научной литературе хозяйственно-географическому райо-

16 Описание Архангельской епархии 1795 г. / сост. и авт. предисл. в. И. Иванов. Краснодар, 2009.

17 суворов Н. И. Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Ве-ликоустюжской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. 1872. Прибавления к № 16-17. С. 468-475, 517-526.

нированию Поморья Тотемский и Сольвычегодский уезды относятся к его центральной, а Усть-Сысольский и Яренский уезды — к восточной части18. Состав приходских церквей Тотемского уезда с конца ХVШ в. расширился путем присоединения 15 приходов из Кокшеньгской округи, которые образовали собой IV благочиннический округ. Численность прихожан в нем в 1888-1896 гг. была 25 585 чел. об. п. Количество приходов уезда возросло и в связи с секуляризацией церковных земель, за счет упразднения монастырей и пустыней. В 1764 г. была упразднена Тотем-ская Бабозерская пустынь, но находившаяся на ее территории Николаевская церковь продолжала действовать. В 1788 г. при ней числилось 263 прихожанина, а в 1888 — 840; значит, за сто лет количество населения в данной округе увеличилось почти в 4 раза. Также упраздненная в ходе секуляризации Тотемская Заозерская пустынь на момент составления Росписи 1788 г. была бесприходной, но к концу XIX в. на ее территории действовал приход, численность которого составляла 1 711 чел. об. п.

В самой Тотьме к концу ХК в. укрупнение городских приходов произошло за счет объединения нескольких церквей. По Росписи 1788 г., в городе было 10 приходов, прихожан обоего пола в них — 3 981 чел. В конце XIX в. приходов стало 6, так как часть церквей оказалась приписана к Богоявленскому собору, как, например, храм Архистратига Михаила, переименованный в Георгиевский19 (прихожан в 1788 г. — 505 чел. об. п.). К собору также была приписана кладбищенская Владимирская церковь, построенная на месте упраздненной Богородицкой пустыни. Оба храма были объединены в один приход еще в 1816 г., численность прихожан здесь составила к концу XIX в. 1 082 чел. об. п. Церковь Рождества Христова была приписана к церквям Предтеченского прихода (Ильинской и Иоанна Предтечи), прихожан в них на 1888 г. — 942 чел. Самым большим по численности в городе был Воскресенский приход на Варницах (1 170 чел. об. п.), вторым — Успенский (1 107 чел. об. п.), к которому была приписана Скорбященская церковь при тюрьме.

Воскресенский храм в Тотьме духовно и исторически был тесно связан с именем тотемского святого Максима, который в конце XVII в.

18 камкин А. в. Севернорусский сельский приход в ХVШ в.: Пространство, населенность, клир // Культура Русского Севера: Межвуз. сб. научн. тр. Вологда, 1994. С. 98.

19 Григоров Д. а. Тотьма и ее окрестности // Тотьма. Историко-литературный альманах. Вып. 1. Вологда, 1995. С. 120.

был здесь священником, а затем в нем похоронен. Мощи другого то-темского святого — юродивого Андрея — покоились под фундаментом Воскресенской церкви Успенского прихода20. Некоторые приходы к 1888 г. были упразднены. В 1815 г. во время городского пожара сгорела Петропавловская церковь, одна из старейших в городе, упомянутая как Афанасьевская еще в духовной первого тотемского святого, основателя Спасского монастыря Феодосия Суморина (1567 г.)21. Церковь не была возобновлена, а числившиеся при ней прихожане, вероятно, были включены в приход к расположенной поблизости Успенской церкви.

Количество сельских приходов в Тотемском уезде, в отличие от городских, наоборот, увеличилось. В 1788 г. их было 45, а в 1888 — 75. Данный скачок был обусловлен демографическим ростом крестьянства в уезде22. В целом же в городских и сельских приходах можно увидеть возрастание численности населения в 2-3 раза. В 1788 г., согласно сведениям консисторской Росписи, в городе проживало 2 745 чел. об. п., в уезде — 19 115. В 1888 г. количество прихожан в Тотьме, включая иноверцев, составило 5 754 человек об. п. (рост на 54 %), а в сельских приходах — 116 287 чел. об. п. (рост на 84 %). Мужчин во всей совокупности тотемских приходов было больше, чем женщин практически на 10 000 тыс. чел. В IV благочинническом округе Тотемского уезда, на Кокшень-ге, можно отметить значительное количество старообрядческого населения — 660 чел. об. п. (0,54 % от всех жителей уезда).

Среди других уездов наибольшее количество старообрядцев находилось на территории Усть-Сысольского уезда (867 человек об. п., 1,28 % от общей численности жителей уезда).

В Приложении приведена Табл. 1, в которую внесены сведения по численности прихожан за 1788 и 1888 гг. в Тотемском, Сольвычегодском, Яренском и Усть-Сысольском уездах. В данных на 1788 г. нет информации о старообрядцах и иноверцах.

В научной литературе на основе массовых данных метрических и исповедных книг конца XVIII в. была предложена группировка при-

20 Жития Феодосия Тотемского, Вассиана Тиксненского и Андрея Тотемского. Текст и словоуказатель / под ред. а. с. Гердта. СПб., 2012. С. 102.

21 ВГИАXМЗ. Ф. 1 (Вологодский архиерейский дом). Оп. 2. № 4.

22 камкин А. в. Православные приходы в XVIII — начале XX в. // Православные традиции на Европейском Севере России в XVШ-XX вв. Вологда, 2007. С. 9.

ходов на севере в зависимости от количества их жителей: малые — до 500 чел., средние — от 500 до 1 000 чел. и крупные — свыше 1 000 чел.23 Если с этой точки зрения присмотреться к демографическому росту городского и сельского населения названных уездов от 1788 к 1888 г., то всюду заметно сокращение числа малых и средних по «людности» приходов и возрастание крупных: в Тотемском уезде они составили 79 %, в Усть-Сысольском — 76 %, в Сольвычегодском 70 %, в Яренском уезде 64 %. Столетием же ранее в Тотемской уезде преобладали малые приходы (54 %), тогда как в остальных уездах наибольшая доля приходилась на средние по численности: в Усть-Сысольском и Яренском по 53-55 %, а в Сольвычегодском их было ровно половина — 50 % (см.: Табл. 3).

Помимо окладной книги 1755 и консисторской Росписи 1788 гг., Описание Вологодской епархии 1888-1896 гг. можно сопоставить с еще более ранними источниками, например, с переписной книгой Устюжской епархии 1696 г. В ней, представляющей по сути правительственную ревизию церковных строений, денежных и хлебных запасов, состава церковной документации, также имеются разделы по Тотемскому, Устюжскому, Сольвычегодскому и Яренскому уездам24. Ее краткий обзор был дан в литературе25, а Яренский и часть Сольвычегодского раздела опубликованы Н. П. Воскобойниковой26. Обращение к описанию 1696 г. и его сравнение с данными 1888 г. расширяет сведения о материальном положении приходского духовенства в широкой ретропективе, церковном землевладении, получении «кортомных» (арендных) денег за сдачу в наем церковных амбаров и лавок в городах, ведении в церквях приходо-расходных («приемных» и «издержечных») денежных и хлебных книг, предоставлении причтом прихожанам ссуд деньгами и хлебом, ви-

23 камкин А. в. Севернорусский сельский приход. С. 86-88.

24 РГАДА. Ф. 236 (Патриарший дворцовый приказ). Оп. 1. Кн. 76.

25 Черкасова М. с. Переписная книга Устюжской епархии 1696/97 г. Из истории практического архивоведения на Севере России в конце ХVП в. // Вестник РГГУ Научный журнал. Сер. «Исторические науки». 2011. № 12(74). С. 117-130.

26 воскобойникова Н. П. Церковные приходы Яренского уезда по переписной книге городских и уездных церквей Устюжской епархии 1696/97 г. // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2012. № 2(18); она же. Церковные приходы Сольвычегодского уезда по переписной книге городских и сельских церквей Устюжской епархии 1696-1697 годов // ХVП век в истории и культуре Русского Севера. Мат-лы Х! Каргопольской научн. конф. Каргополь, 2012. С. 179-186.

дах различных документов, вкладах прихожан, поминально-заупокойной практике приходских церквей, деятельности церковных старост.

По Усть-Сысольскому уезду возможно сравнение с еще более ранними материалами — сотными выписями 1586 г. на Сысольскую волость, входившую тогда в состав Яренского уезда. Они были в свое время опубликованы А. А. Зиминым и А. И. Копаневым27. Например, за 300 лет с 1586 по 1888 г. число приходских церквей в Сысольской волости возросло от 16 до 50, а население увеличилось в 180 раз, от поименованных в 1586 г. 470 чел. до 85 тыс. об. п.! Но здесь, конечно, следует учитывать неполноту учета населения в ранних кадастровых источниках, фиксировавших главным образом женатых мужчин-дворохозяев, а не весь состав семьи во дворах— женщин и детей. Издание комплекса писцовых и переписных книг Яренского уезда за XVII в.28 также дает представление о демографическом росте сельского населения в длительной исторической ретроспективе — 1610-е, 1620-е, 1640-е и 1670-е гг., а затем в XVIII и XIX вв.

Анализируемый нами источник сопоставим и с более близкими ему хронологически церковно-статистическими описаниями приходов и благочиний середины XIX в., изученными Р. П. Биланчуком29. Здесь важны исторические сведения, сообщаемые местными священниками — отдельные факты локальной истории, практика почитания святых, местные духовно-религиозные традиции. Например, в 18511854 гг. протоиерей Михаил Шалауров, член Сольвычегодского комитета по описанию Вологодской епархии, создал ценный церковно-истори-

27 Зимин А. А., копанев А. И. Материалы по истории вымской и вычегодской земли конца XVI в. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вып. 1. Вологда, 1970. С. 482-483.

28 Документы по истории народа коми. Писцовая и переписные книги XVII в. / сост. Н. П. воскобойникова и М. А. Мацук. Сыктывкар, 1985.

29 Биланчук Р. П. Церковно-историческое и статистическое описание Вологодской епархии и развитие историко-церковного краеведения // Русская культура на пороге третьего тысячелетия. Xристианство и культура. Сб. ст. Вологда, 2001. С. 82-89; он же. Древности северного прихода: Взгляд изнутри (по материалам церковно-историче-ских и статистических описаний Сольвычегодского уезда середины XIX в.) // Двинская земля. Мат-лы II Стефановских чтений. Котлас, 2003. С. 132-140; он же. Устно-письменная историческая традиция приходских сообществ середины XIX в. // Российская история. 2009. № 3. С. 211-215.

ческий и статистический сборник по Сольвычегодскому уезду.30 Состав включенных в него приходов соответствует таковому в анализируемом Описании 1888 г. (см.: Табл. 2). Отличие же заключается в большем внимании к документальным собраниям приходских церквей. Мих. Шала-уров включил в свое описание указание на различные грамоты и другие документы из церковных архивов, представляющие собой ценные источники для реконструкции «локального текста культуры». Тексты некоторых источников он непосредственно воспроизвел, что восполняет утрату ранних документов по истории приходов за ХVI-ХVII вв.31

Описание Вологодской епархии 1888-1896 гг. сопоставимо и с близким им содержательно и хронологически, хорошо известным в научной литературе описанием приходов и церквей Архангельской епархии конца ХК в.32 Их основу также составили материалы, поступавшие от приходских священников, документы из церковных архивов, клиро-вые ведомости за 1880-1890-е гг. Возможно, и Н. И. Суворов намеревался издать вологодское описание, однако этого не произошло33. В ценном справочнике А. И. Раздорского указано несколько чисто «списочных» изданий Вологодской епархии, содержащих лишь краткие перечни церквей и монастырей34. Известно о роли Архангельского преосвященного Никанора в составлении описания его епархии в конце ХК в. Сыграло ли церковное руководство Вологодской епархии какую-либо роль в создании анализируемого нами документального памятника, еще предстоит выяснить. В любом случае, подобные описания севернорусских епархий конца ХК в. (будь то Архангелогородской или Вологодской) были результатом научно-просветительской деятельности местных церков-

30 Государственный архив Вологодской обл. (ГАВО). Ф. 496. Оп. 1. № 12596.

31 Черкасова М. с. Актовые источники в составе «Историко-статистических описаний» церковных приходов Севера // Важский край. Источниковедение. История. Культура. Вып. 3. Вельск, 2006. С. 156-176.

32 Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1-3. Архангельск, 1894-1902. О нем см.: Раздорский А. И. Историко-статистиче-ские описания епархий. С. 52-57.

33 Раздорский А. И. Историко-статистические описания епархий. С. 28 — прим. 61 (автор указывает Вологодскую епархию в числе 27 других, по которым описания не были изданы).

34 Раздорский А. И. Справочные издания Русской Православной Церкви 1861-1915. Сводный каталог и указатель содержания. СПб., 2002. С. 52-53.

ных и краеведческих организаций: в Архангельске — епархиального церковно-археологического комитета, в Вологде — группы археографов во главе с отцом и сыном Н. И. и И. Н. Суворовыми при епархиальном древнехранилище.

Источники и литература

1. Бердинских в. А. Уездные историки. Русская провинциальная историография. М., 2003.

2. Биланчук Р. П. Церковно-историческое и статистическое описание Вологодской епархии и развитие историко-церковного краеведения // Русская культура на пороге третьего тысячелетия. Христианство и культура. Сб. ст. Вологда, 2001. С. 82-89.

3. Биланчук Р. П. Древности северного прихода: Взгляд изнутри (по материалам цер-ковно-исторических и статистических описаний Сольвычегодского уезда середины XIX в.) // Двинская земля. Мат-лы II Стефановских чтений. Котлас, 2003. С. 132-140.

4. Биланчук Р. П. Устно-письменная историческая традиция приходских сообществ середины XIX в. // Российская история. 2009. № 3. С. 211-215.

5. ВГИАХМЗ. Отдел фондов. Ф. 13. Оп. 1. № 37.

6. воскобойникова Н. П. Церковные приходы Яренского уезда по переписной книге городских и уездных церквей Устюжской епархии 1696/97 г. // Вопросы истории и культуры городских и сельских церквей Устюжской епархии 1696-1697 годов // XVII век в истории и культуре Русского Севера. Мат-лы XII Каргопольской научн. конф. Каргополь, 2012. С. 179-186.

7. воскобойникова Н. П. Церковные приходы Сольвычегодского уезда по переписной книге городских и сельских церквей Устюжской епархии 1696-1697 годов // XVII век в истории и культуре Русского Севера. Мат-лы XII Каргопольской научн. конф. Каргополь, 2012. С. 179-186.

8. Государственный архив Вологодской обл. (ГАВО). Ф. 496. Оп. 1. № 12596.

9. Документы по истории народа коми. Писцовая и переписные книги XVII в. / сост. Н. П. воскобойникова и М. а. Мацук. Сыктывкар, 1985.

10. Жития Феодосия Тотемского, Вассиана Тиксненского и Андрея Тотемского. Текст и словоуказатель / под ред. А. с. Гердта. СПб., 2012.

11. Зимин А. А., копанев А. И. Материалы по истории Вымской и Вычегодской земли конца XVI в. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вып. 1. Вологда, 1970. С. 482-483.

12. камкин А. в. Севернорусский сельский приход в XVIII в.: Пространство, населенность, клир // Культура Русского Севера: Межвуз. сб. научн. тр. Вологда, 1994. С. 91-108.

13. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1-3. Архангельск, 1894-1902.

14. Описание Архангельской епархии 1795 г. / сост. и авт. предисл. в. И. Иванов. Краснодар, 2009.

15. Полоцкая о. в. Описания епархий конца XIX в. как исторический источник // Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития. Мат-лы XXVII Междунар. научн. конф. М., 2015. С. 361-362.

16. Православные традиции на Европейском Севере России в XVIII-XX веках / под ред. А. в. камкина. Вологда, 2007.

17. Раздорский а. И. Справочные издания Русской Православной Церкви 1861-1915. Сводный каталог и указатель содержания. СПб., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Раздорский А. И. Историко-статистические описания епархий Русской Православной Церкви (1848-1916). Сводный каталог и указатель содержания. СПб., 2007.

19. РГАДА. Ф. 236 (Патриарший дворцовый приказ). Оп. 1. Кн. 76.

20. Черкасова М. с. Церковные приходы Усть-Сысольского уезда в конце XIX в. // Сельская Россия: Прошлое и настоящее. Исторические судьбы северной деревни. Мат-лы Всеросс. научн.-практ. конф. М.; Сыктывкар, 2006. С. 244-250.

21. Черкасова М. с. Актовые источники в составе «Историко-статистических описаний» церковных приходов Севера // Важский край. Источниковедение. История. Культура. Вып. 3. Вельск, 2006. С. 156-176.

22. Черкасова М. с. Переписная книга Устюжской епархии 1696/97 г. Из истории практического архивоведения на севере России в конце XVII в. // Вестник РГГУ Научный журнал. Сер. «Исторические науки». 2011. № 12(74). С. 117-130.

приложение

Таблица 1

Народонаселение в 1788 и 1888 г. (восточные уезды Вологодской епархии)

Бэрод тотьма

название церкви/прихода Количество прихожан обоего пола (1788 г.) Количество прихожан (1888 г. ) Раскольников и иноверцев (1888 г.)

Муж. Жен. Всего Муж. Жен. Всего

Богоявленский собор 135 545 537 1082 — — —

Успенская 570 554 553 1107 - — —

Троицкая 497 397 469 866 — — —

Сретенская 251 271 314 585 — — —

Иоанно-Предтеченская 554 442 500 942 — — —

Воскресенская Варницкая 738 565 605 1170 — — 2

Тотемский уезд 1-й благочиннический округ

Старототемская Воскресенская 606 — — — — — —

Раменская Георгиевская 300 524 635 1159 — — —

Брусенская Христорождественская 706 1104 1199 2303 — — —

Брусенская Воскресенская 444 853 852 1705 — — —

Левашская Богородцкая 156 398 463 861 — — —

Коченгская Спасо-Преображенская — 317 321 638 — — —

Бабозерская Николаевская 263 429 411 840 — — —

Кептурская Николаевская — 973 1051 2024 — — —

Илезская Воскресенская 438 682 753 1435 — — —

Демьяновская Троицкая 831 1437 1504 2941 — — —

Леденгская Спасская 242 652 738 1390 — — —

Вотчинская Введенская — 596 604 1200 — — —

Вотчинская Воскресенская 1034 1407 1457 2864 — — —

Вотчинская Михаило-Архангельская — 882 933 1815 — — —

Новокуножская Троицкая церковь — 524 631 1155 — — —

Старокуножская Троицкая — 547 584 1131 — — —

Верховинская Покровская — 301 295 596 — — —

Старототемская Благов ещенская 304 196 197 393 — — —

2-й благочиннический округ

Мольская Троицкая — 2729 2809 5538 — — —

Мольская Николаевская 1004 1274 1235 2509 — — —

Стрелицкая Спасо-Преображенская — 2614 2776 5390 — — —

Нутренская Николаевская — 812 863 1675 — — —

Тиксненская Спасо-Преображенская 1807 2211 2379 4590 — — —

Тафтенская Николаевская — 276 1298 574 — — —

Усть-Печенгская Покровская 279 517 574 1091 — — —

Печенгская Воскресенская — 730 819 1549 — — —

Царевская Воскресенская 1538 1581 1619 3200 — — —

Вожбальская Благовещенская 1256 1785 1900 3685 — — —

Верхноеденгская Николаевская 577 885 893 1788 — — —

Кулойская Воскресенская 1005 1313 1376 2689 — — —

Заозерская Введенская — 814 897 1711 — — —

Сондугская Христо-Рождественская — 391 415 806 — —

Режская Николаевская — 961 1014 1975 — — —

Сяменжевская Покровская 772 1351 1437 2788 — —

3-й благочиннический округ

Шуйская Троицкая — 455 536 991 — — —

Шуйская Успенская — 197 254 451 — — —

Козлангская Флоро-Лаврская — 1246 1375 1621 — — —

Козлангская Царево- Константиновская — 765 883 1648 — — —

Шейбухтская Воскресенская — 1098 1131 2229 — — —

Шейбухтская Богородице-Рождественская — 804 905 1709 — — —

Авнежская Троицкая — 461 523 984 — — —

Шейбухтская Димитриев ская — 780 859 1639 1 — 1

Кочковская Леонтьевская — 1065 1158 2223 — — —

Пустошуйская Богородицкая — 201 223 424 — — —

Векшенгская Иоанно-Предтеченская 435 736 814 1550 — — —

Ихалицкая Николаевская 355 555 535 1090 — — —

Усть-Толшемская Благовещенская 133 295 305 600 — — —

Маныловская Христорождественская 483 320 390 710 — — —

Толшемская Вознесенская 336 377 437 814 — — —

Толшемская Николаевская 590 1182 1216 2398 — — —

Толшемская Иоанно-Предтеченская 536 838 882 1720 — — —

Толшменская Успенская 1147 1255 1412 2667 — — —

Чаловская Николаевская 744 929 978 1907 — — —

Совдюгская Христо-Рождественская 569 933 1027 1960 — — —

4-й благочиннический округ

Шевденицкая Богоявленская — 1001 1169 2170 2 2 4

Илезская Георгиевская 438 765 862 1627 1 13 14

Заячерицкая Богородицкая — 1312 1381 2693 — — —

Маркушевская Благов ещенская — 623 704 1327 — — —

Кокшенгская Спасо-Преображенская — 54 154 208 — — —

Шебенгская Троицкая — 1344 1520 1864 — — —

Лондужская Ильинская — 608 635 1243 — — —

Ромашевская Введенская — 1602 1695 3297 24 72 96

Верховская Богородице-Рождественская — 1234 1322 2565 78 117 195

Минская Богородицкая — 939 936 1875 — — —

Озерецкая Христорождественская — 994 1032 1126 — — —

Верхококшенгская Воскресенская — 663 674 2226 21 41 62

Лохотская Происхождения Честного Креста Господня — 867 953 1820 38 111 149

Поцкая Ильинская — 832 772 1604 23 50 73

Заборская Царево-Константиновская — 793 803 1596 19 24 43

Долговицкая Троицкая — 551 546 1097 5 19 24

Город Сольвычегодск

Благовещенский собор — 414 457 871 — — —

Крестовоздвиженская 142 — — — — — —

Борисоглебская 764 500 580 1080 — — —

Спасо-Обыденная 134 300 340 640 — — —

Владимирская 502 335 354 689 — — —

Сольвычегодский уезд 1-й благочиннический округ

Нюдская Николаевская 440 386 444 830 — — —

Верхнеуфтюгская Троицкая 1009 1075 1073 2148 — — —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Косминская Спасская 685 663 683 1346 — — —

Песчанская Троицкая 951 806 870 1676 — — —

Пачеозерская Михайло-Архангельская 1104 1305 1400 2705 — — —

Ямская Воскресенская 768 1066 1067 2133 — — —

Вешкурская Христо-Рождественская 720 540 582 1122 — — —

Погостская Николаевская — 227 229 456 — — —

Христо-Рождественская Богородская — 378 397 774 — — —

Нимендская Николаевская 41 77 91 168 — — —

Пырская Преображенская 343 388 415 803 — — —

Нижнеуфтюжская Троицкая 2196 841 889 1730 — — —

2-й благочиннический округ

Вилегодская Покровская 974 1049 1127 1176 — — —

Верхолальская Михало-Архангельская 1125 1396 1478 2874 — — —

Вилегодская Ильинская 2003 2330 2591 4921 — — —

Вилегодская Спасо-Преображенская 721 1242 1403 2645 — — —

Вилегодская Богоявленская 835 1577 1666 3243 — — —

Селянская Николаевская 303 442 506 948 — — —

Пречистенская Богородская 441 890 950 1840 — — —

Поршинская Спасская 317 600 578 1178 — — —

Шалимовская Архангельская 631 999 1059 2058 — — —

Вилегодская Николаевская 949 1184 1244 2428 — — —

Чакульская Преображенская 1273 1083 1212 2295 — — —

Сойгинская Преображенская — 595 697 1292 — — —

Пустынская Успенская 1641 572 638 1210 — — —

Урдомкская Воскресенская 618 320 503 823 — — —

3-й благочиннический округ

Красноборская Спасская 672 668 737 1404 — — —

Шеломянская Никольская 362 487 496 1405 — — —

Юрьенаволоцкая Никольская 255 263 231 494 — — —

Белослудская Богородская 1660 1374 1425 2799 — — —

Цывозерская Флоро-Лаврская 564 530 487 1017 10 18 28

Лябельская Преображенская 793 574 593 1167 2 4 6

Волчьеручьевская Знамено-Богородская — 539 533 1702 12 16 28

Пермогорская Воскресенская 2446 2909 1872 3781 20 22 44

Дроковановская Николаевская 464 731 741 1472 9 28 37

Едомская Введенская 617 535 602 1037 3 3 6

Черевковская Успенская 4595 2794 2794 4819 — — —

Ракульская Успенская 547 721 661 1382 4 3 7

Евская Вознесенская 520 497 461 958 — — —

4-й благочиннический округ

Кивокурская Вознесенская 1037 989 1040 2029 36 28 64

Ягрышская Николаевская 1442 1382 1402 2784 — 3 —

Юмшинская Николаевская — 335 285 620 13 10 23

Нововыставочная Вознесенская — 1152 1202 2354 — — —

Пучужская Петропавловская — 1376 1478 2854 16 53 69

Нижнетоимская Знаменская — 1220 1320 2540 69 122 191

Сефтренская Преображенская — 317 310 627 — — —

Верхнетоимская Троицкая — 2577 2593 5170 3 4 7

Выйская Ильинская — 1342 1341 2683 2 4 6

Малопинежская Преображенская — 1097 1010 2107 — 1 1

Вершинская Никольская — 1342 1369 2711 37 73 110

Ерогодская Покровская 909 952 957 1909 2 2 4

Среднепогостская Христорождественская 785 700 677 1377 18 22 40

Вершинская Ильинская — 325 363 688 — 2 2

Соезерская Троицкая — 65 60 125 — — —

Город Яренск

Преображений собор 308 500 482 982 — — —

Выемковская Георгиевская — 223 217 440 — — —

Покровская 793 510 522 1032 — — —

Яренский уезд 1-й благочиннический округ

Подгородная Иоанно-Бо-гословская 730 652 674 1326 — — —

Иртовская Воскресенская 731 678 790 1460 — — —

Ленская Спасская 682 732 1414 — — —

Туглимская Благов ещенская 254 174 214 388 — — —

Шеномская Богоявленская 1536 929 1115 2044 — — —

Ошлапецкая Сретенская 687 458 548 1006 — — —

Вожемская Троицкая 368 259 248 507 — — —

Цилибская Христорождественская 397 203 228 431 — — —

Жешартская Спасская 933 842 880 1722 — — —

Гамская Михаило-Архангельская 1062 959 925 1884 — — —

2-й благочиннический округ

Усть-Вымская Благов ещенская 670 1032 1144 2176 — — —

Оквадская Введенская 1494 957 909 1866 — — —

Семуковская Николаевская — 366 402 768 — — —

Шежамская Преображенская 813 982 939 1921 — — —

Коквицкая Христорождественская 1454 1248 1346 2594 — — —

Слудская Спасская — 758 749 1507 — — —

Палевицкая Покровская 1464 1792 1271 3063 — — —

Часовская Спасская 561 637 680 1317 — — —

Лямская Богоявленская 376 372 389 761 — — —

Сереговская Успенская 898 575 589 1164 — — —

Княжпогостская Успенская 882 1016 990 2006 — — —

Онежская Богородицкая 509 505 520 1025 — — —

Турьинская Воскресенская 779 588 564 1152 — — —

Веслянская Николаевская 189 166 178 344 — — —

3-й благочиннический округ

Важгортская Воскресенская 1796 903 1024 1927 36 68 104

Чупровская Спасская — 507 485 992 9 23 32

Ертомская Троицкая — 328 366 594 — — —

Венденгская Успенская 562 367 344 711 — — —

Селибская Богоявленская — 393 424 717 — — —

Косланская Ильинская 1078 563 578 1141 — — —

Глотовская Христорождественская 846 682 700 1382 — — —

Город Усть-Сысольск

Троицкий собор 2593 2485 2699 5184 — — —

Усть-Сысольский уезд 1-й благочиннический округ

Вильгортская Сретенская 670 1243 1277 2520 — — —

Шешкинская Михайло-Архангельская 455 642 674 1316 — — —

Пажгинская Благовещенская 908 1604 1647 3251 — — —

Ибская Вознесенская — — — — — — —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Межадорская Введенская 516 760 731 1491 — — —

Чухломская Крестовозд-виженская — 386 475 861 — — —

Вотчинская Богородская 773 1288 1294 2582 — — —

Визинская Троицкая 1249 1480 1481 2961 — — —

Зеленецкая Богоявленская 1062 1132 1214 2346 — — —

2-й благочиннический округ

Киберская Спасская 1077 1299 1529 2828 — — —

Чукаибская Николаевская 193 257 310 567 — — —

Пылдинская Николаевская 922 1109 1170 2279 — — —

Палаузская Богородская 402 486 500 586 — — —

Гривенская Георгиевская 374 469 511 980 — — —

Ужгинская Афанасьевская 862 402 435 837 — — —

Койгородская Спасская 944 735 762 1477 — — —

Кажимская Дмитриевская — 370 416 — — — —

3-й благочиннический округ

Лоемская Успенская 828 940 1020 1960 — — —

Порубская Преображенская 874 1085 1204 2289 — — —

Объячевская Николаевская 1774 1902 1991 3893 — — —

Ношульская Стефановская 976 1203 1282 1485 — — —

Летская Преображенская 384 815 833 1648 3 5 8

4-й благочиннический округ

Небдинская Спасо-Преображенская 938 1190 1274 2464 — — —

Пажская Сретенская 908 472 486 958 — — —

Корткеросская Успенская 1809 635 697 1332 — — —

Позтыкеровская Троицкая — 332 319 651 — — —

Локчимская Богородицкая — 641 652 1293 — — —

Пезмогская Прокопиев-ская — 594 618 1212 — — —

Важгуртская Богородская — 448 490 938 — — —

Вишерская Воскресенская — 360 392 751 1 — 1

Подъельская Троицкая 912 1095 1206 2311 — — —

Вишерская Богородице-Рождественская 855 547 574 1121 — — —

Большелугская Николаевская — 579 586 1165 — — —

5-й благочиннический округ

Усть-Куломская Петропавловская 1043 1386 1475 2861 — — —

Деревянская Христорож-дественская 1129 1351 1380 2730 — — —

Аныбская Спасо-Преображенская — 351 422 773 — — —

Керчемская Иоанно-Пред-теченская 1103 — — — — — —

Устьнемская Спасская 664 1083 1117 2200 — — —

Мыелдинская Иоанно-Предтеченская 318 570 606 1176 — — —

Пожегодская Троицкая 672 965 985 1950 — — —

Помоздинская Успенская 524 1031 1051 2082 — — —

6-й благочиннический округ

Печорская Троицкая 833 832 1012 1844 42 73 105

Савиноборская Николаевская — 333 427 760 213 328 541

Шугурская Стефановская — 330 408 738 76 145 221

Таблица 2

Состав городских и сельских приходов Сольвычегодска и Сольвычегодского уезда в 1888 г.

название церкви/ прихода Кол-во причта (чел.) Кол-во прихожан Церковной земли (десятин, саженей) Денежный доход (рублей) Часовни и приписные церкви Раскольников Верст от Вологды

Бэрод сольвычегодск

Благовещенский собор 5 414 м. 457 ж. 122 д. 671 с. 2000 2 — 543

Крестовоздвиженская 2 65 д. 1,5 тыс. с. 500 1

Борисоглебская 2 500 м. 580 ж. 4 д. 28 с. 450 1 — —

Спасо-Обыденная 2 300 м. 340 ж. 24 д. 100 с. 400 1 — —

Владимирская 2 335 м. 354 ж. пашни 34 д. 2101 с. сена 34 д. 155 с. 500 1

Сольвычегодский уезд 1-й благочиннический округ

Нюдская Николаевская 2 386 м. 444 ж. усадебной 130 кв. саж. пашни 15 дес. сенокос 54 дес. 94 р. 542

Верхнеуфтюгская Троицкая 3 1075 м. 1073 ж. 102 д. 1131 с. 900 — — 600

Косминская Спасская 2 663 м. 683 ж. — 600 — — 546

Песчанская Троицкая 3 806 м. 870 ж. — 400 — — 400

Пачеозерская Михайло-Архангельская 3 1305 м. 1400 ж. — 500 — — —

Ямская Воскресенская 3 1066 м. 1067 ж. 52 д. 1310 с. 700 — — 600

Вешкурская Христо-Рождественская 2 540 м. 582 ж 20 д. 314 с. 450 — — 550

Погостская Николаевская 2 227 м. 229 ж. 20 д. 710 с. 400 — — 550

Христо-Рождеств енская Богородская 2 378 м. 397 ж. 64 д. 1944 с. 500 — — 536

Нимендская Николаевская 2 77 м. 91 ж. 122 д. 1214 с. 300 — — 524

Пырская Преображенская 2 388 м. 415 ж. 80 д. 23 с. 350 — — 540

Нижнеуфтюжская Троицкая 2 841 м 889 ж. 112 д. 160 с. — — — 600

2-й благочиннический округ

Покровская Вилегод-ская 2 1049 м. 1127 ж 70 д. 666 с. 500 — — 630

Верхолальская Михало-Архангельская 3 1396 м. 1478 ж. 219 д. 1654 с. 600 1 — 700

Вилегодская Ильинская 4 2330 м. 2591 ж. 159 д. 1090 с. 2000 2 — 756

Вилегодская Спасо-Преображенская 3 1242 м. 1403 ж. 134 д. 32 с. 800 1 — 650

Вилегодская Богоявленская 3 1577 м. 1666 ж. 208 д. 2316 с. 900 — — 600

Селянская Николаевская 2 442 м. 506 ж. 109 д. 767 с. 400 — — 700

Пречистенская Богородская 2 890 м. 950 ж. 33 д. 400 — — 615

Поршинская Спасская 2 600 м. 578 ж. 77 д. 710 с. 300 — — 667

Шалимовская Архангельская 3 999 м. 1059 ж. 93 д. 35 с. 700 — — 665

Вилегодская Николаевская 3 1184 м. 1244 ж. 28 д. 234 с. 900 1 — 585

Чакульская Преображенская 2 1083 м. 1212 ж. 110 д. 832 с. 700 — — 600

Сойгинская Преображенская 3 595 м. 697 ж. 26 д. 1200 с. 500 2 — 640

Пустынская Успенская 2 572 м. 638 ж. 15 д. 2003 с. 800 3 — 680

Урдомская Воскресенская 2 320 м. 503 ж. 193 д. 1775 с. 500 — — —

3-й благочиннический округ

Красноборская Спасская 2 668 м. 737 ж. 22 д. 1755 с. 500 1 — 564

Шеломянская Никольская 2 487 м. 496 ж 45 д. 2185 с. 500 1 — 545

Юрьенаволоцкая Никольская 2 263 м. 231 ж. 44 д. 1183 с. 400 — 564

Белослудская Богородская 2 1374 м. 1425 ж. 62 д. 2398 с. 600 3 — 560

Цывозерская Флоро-Лаврская 2 530 м. 487 ж. 49 д. 400 — 10 м. 18 ж. 582

Лябельская Преображенская 2 574 м. 593 ж. 57 д. 496 с. 300 — 2 м. 4 ж. 582

Волчьеручьевская Зна-мено-Богородская 2 539 м. 533 ж. 45 д. 500 — 12 м. 16 ж. 574

Пермогорская Воскресенская 3 2909 м. 1872 ж. 66 д. 886 с. 500 3 20 м. 22 ж. 600

Дроковановская Николаевская 2 731 м. 741 ж. 127 д. 100 с 200 1 9 м. 28 ж.

Едомская Введенская 2 535 м. 602 ж 33 д. 208 с. 300 — 3 м. 3 ж. 556

Черевковская Успенская 5 2794 м. 2925 ж. 141 д. 2600 2 — 670

Ракульская Успенская 2 721 м. 661 ж. 34 д. 1473 с. 300 — 4 м. 3 ж. —

Евская Вознесенская 2 497 м. 461 ж. 49 д. 2134 с. 600 — — 571

4-й благочиннический округ

Кивокурская Вознесенская 3 989 м. 1040 ж. 60 д. 2387 с. 900 2 36 м. 28 ж. 650

Ягрышская Николаевская 3 1382 м. 1402 ж. 55 д. 81 с. 700 3 3 ж. 647

Юмшинская Николаевская 2 335 м. 285 ж. 33 д. 318 — 13 м. 10 ж. 740

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нововыставочная Вознесенская 3 1152 м. 1202 ж. 33 д. 600 3 720

Пучужская Петропавловская 2 1376 м. 1478 ж. 24 д. 400 с. 500 4 16 м. 53 ж. 780

Нижнетоимская Знаменская 2 1220 м 1320 ж. 26 д. 615 с. 700 4 69 м. 122 ж. 727

Сефтренская Преображенская 2 317 м. 310 ж. 30 д. 300 — — 700

Верхнетоимская Троицкая 5 2577 м. 2593 ж. 23 д. 1240 с. 1000 4 3 м. 4 ж. 745

Выйская Ильинская 2 1342 м. 1341 ж. 26 д. 1049 с. 600 4 2 м. 4 ж. 840

Малопинежская Преображенская 2 1097 м. 1010 ж. 103 д. 500 1 ж. 722

Вершинская Никольская 2 1342 м. 1369 ж. 12 д. 971 с. 300 4 37 м. 73 ж. —

Ерогодская Покровская 3 952 м. 957 ж. 32 д. 700 4 2 м. 2 ж. 685

Среднепогостская Хри-сторождественская 2 700 м. 677 ж. 35 д. 1528 с. 400 2 18 м. 22 ж. 671

Вершинская Ильинская 2 325 м. 363 ж. 20 д. 1528 с. 200 1 2 ж. 692

Соезерская Троицкая 2 65 м. 60 ж. 15 д. 1050 с. 350 — — 680

Таблица 3

Распределение приходов по численности населения в 1788 и 1888 гг.

Уезд, год Количество приходов

Малые (до 500 чел.) Средние (500-1000 чел.) Крупные (свыше 1000 чел.)

Абс. % Абс. % Абс. %

Тотемский -1788 24 54 13 29 7 15

-1888 4 5,5 11 15 57 79

Сольвычегодский -1788 9 21 21 50 12 28,5

-1888 5 8,3 13 21,6 42 70

Усть- Сысольский -1788 6 17 19 55 9 26

-1888 — — 9 23 30 76

Яренский -1788 6 21 15 53 7 25

-1888 4 11 8 23 22 64

Табл. 1-3 составлены по: ВБИАХМЗ. Отд. фондов. Ф. 13. Оп. 1. № 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.