О. В. Полоцкая, М. С. Черкасова
описания севернорусских епархий
хуш-х1х вв.: перспективы сравнительно-исторического изучения
В статье рассмотрено «Описание Вологодской епархии» 1888-1896 гг. Это обширный рукописный источник, хранящийся в фонде краеведов Н. И. и И. Н. Суворовых в Вологодском государственном историко-ар-хитектурном и художественном музее-заповеднике. Источник до сих пор не опубликован, в отличие от множества других историко-стати-стических описаний епархий Русской Православной Церкви XIX в. В нем содержатся ценные и многоплановые сведения о церковно-при-ходской структуре Вологодской епархии, хронологии церковного строительства в ХУ1-Х1Х вв., храмоименованиях, архитектурных формах храмов и колоколен, местных церковных реликвиях и традициях, составе приходского духовенства, его общественно-просветительской деятельности и материальном положении, количестве прихожан мужского и женского пола, народном образовании. В статье предпринято сравнение Описания 1888-1896 гг. с более ранними описаниями Вологодской и Великоустюжской епархий (середины XIX в. и середины XVIII в., консисторской Росписью количественного состава приходов ряда северных уездов 1788 г.), составлены три обобщающие таблицы. Введение в научный оборот данного памятника способствует дальнейшей разработке источниковедческих проблем Русской Православной Церкви Синодального периода.
Ключевые слова: вологодская епархия, приходы, духовенство, школы.
Источниковедение истории Русской Православной Церкви Синодального периода переживает в настоящее время несомненный подъем. На фоне вводимых в научный оборот целых пластов нарративных источников и делопроизводственной документации значительный интерес представляют многочисленные историко-статистические описания епархий, отдельных монастырей, благочиний, приходов. В дополнение к ценному сводному каталогу опубликованных епархиальных описаний, составленному
© О. В. Полоцкая, М. С. Черкасова, 2016
29
А. И. Раздорским1, возможно расширение круга этих документальных памятников путем обращения к региональным архивам. Характеристике одного еще неизданного описания и посвящается предлагаемая статья.
В Отделе фондов Вологодского государственного историко-архи-тектурного и художественного музея-заповедника (ВГИАХМЗ) имеется рукопись из собрания известных краеведов Суворовых, отца и сына — Николая Ивановича (1816-1896) и Ивана Николаевича (1860-1926). Суворов-старший по праву считается основателем вологодского краеведения (как активный общественный деятель, организатор, редактор «Вологодских епархиальных ведомостей», автор более 300 научных работ), и в нынешнем, 2016 г. отмечается 200-летие со дня рождения старшего и 90-летие со дня смерти младшего Суворовых. Рукопись, о которой идет речь, представляет собой описание всех церквей Вологодской епархии конца XIX в.2 Материал довольно объемный, без переплета, в мягкой папке, название «Краткие сведения о церквах и причтах Вологодской епархии за 1888 год». Старый шифр рукописи: ВОКМ-9527. На верхней крышке папки запись: «От Суворова Ив. Ник. 1925 № 22а». Рукопись имеет двойную нумерацию листов — чернильную и позднейшую, архивную, проставленную карандашом. Согласно второй фолиации, всего в ней насчитывается 173 листа с оборотами. Описание выполнено разными почерками, чернилами разной яркости и в палеографическом отношении нуждается в специальном рассмотрении.
Описание Вологодской епархии 1888 г. включает следующие по-уездные разделы. На л. 1-30 — г. Вологда и Вологодский уезд; л. 30-44 — г. Кадников и Кадниковский уезд; л. 50-57об. — г. Грязовец и Грязо-вецкий уезд; л. 66-70 — г. Вельск и Вельский уезд; л. 80-94 — г. Соль-вычегодск и Сольвычегодский уезд; л. 95-101 об. — Яренск и Яренский уезд; л. 99-111— г. Усть-Сысольск и Усть-Сысольский уезд; л. 115-132 — г. Тотьма и Тотемский уезд; л. 133-155 об. — г. Великий Устюг и Устюжский уезд; л. 156-173 об. — г. Никольск и Никольский уезд. Таким образом, территория обширной Вологодской епархии (совпадающей с губернией) была отражена данным Описанием полностью. Вместе с тем некоторые из названных уездов (к востоку от Вологды) до конца XVIII в.
1 Раздорский А. И. Историко-статические описание епархий Русской Православной Церкви (1848-1916). Сводный каталог и указатель содержания. СПб., 2007.
2 ВГИАХМЗ. Отд. фондов. Ф. 13. Оп. 1. № 37.
образовывали самостоятельную Великоустюжскую епархию, по упразднении которой в 1788 г. были включены в Вологодскую епархию.
Этот масштабный по территориальному охвату и многоплановый по содержанию документальный памятник еще слабо введен в научный оборот. Можно сослаться лишь на две публикации авторов данной статьи, которыми было начато его изучение, — по Усть-Сысольскому3 и То-темскому4 уездам. В предлагаемой статье мы продолжаем и расширяем свое исследование, намечая перспективы сравнительно-исторического изучения источника, с учетом уже выявленных переписных, окладных книг и описаний севернорусских епархий (охватывающих те же самые уезды) более раннего времени — конца ХVII и середины — конца ХVIII вв. Эти памятники интересуют нас не только в контексте церковного краеведения, но и как источники по исторической демографии, церковно-государственным отношениям, «текста местной культуры», включавшего устную и письменную традиции.
В отношении происхождения мы предполагаем, что это неофициальный по своему характеру источник, созданный в 1880-1890-е гг. по запросу (или заказу) Н. И. Суворова в качестве главного редактора журнала «Вологодские епархиальные ведомости». Составлен он был на основе сведений, присланных (либо присылаемых в течение ряда лет) Суворову с мест от священников и благочинных, о состоянии церквей и приходов. Дата создания Описания не может однозначно считаться 1888 годом, поскольку по ряду уездов приведены сведения и за последующие годы, но не позднее 1896 г., когда Ник. Ив. Суворов умер и преемником его на посту редактора журнала стал его сын Ив. Ник. Суворов. В конце жизни (1925-1926) он мог передать данное Описание в фонды Вологодского областного краеведческого музея (ВОКМ, ныне ВГИАХМЗ).
Рукопись имеет множество карандашных пометок и исправлений Н. И. Суворова, свидетельствующих о его частом обращении к ней, проверке и уточнении присланных с мест данных. Исправлены главным об-
3 Черкасова М. С. Церковные приходы Усть-Сысольского уезда в конце ХК в. // Сельская Россия: Прошлое и настоящее. Исторические судьбы северной деревни. Мат-лы Всеросс. научн.-практ. конф. М.; Сыктывкар, 2006. С. 244-250.
4 Полоцкая О. В. Описания епархий конца ХГХ в. как исторический источник // Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития. Мат-лы ХХVII Междунар. научн. конф. М., 2015. С. 361-362.
разом показатели численности мужчин и женщин в приходах, иногда — годы построения церквей, сведения о наличии или отсутствии деревянных часовен, даты и причины их возведения (пожар в деревне, скотский падёж, массовые болезни), их посвящения с указанием дней памяти святых и годов их преставления. Среди сведений о котовальской часовне под Великим Устюгом отмечено памятное событие — выпадение на этом месте каменной тучи во времена устюжского св. Прокопия Праведного (ум. 1303 г.), спасшего таким образом город5. В сюжете о Благовещенской церкви в Усть-Выми (Яренский уезд, древнейший центр Пермско-Вологодской епархии) было указано на гробницу наиболее чтимых святителей, продолживших дело св. Стефана Пермского, — Герасима, Питирима и Ионы6. Отмечена местночтимая большая («в рост») икона этих святых.
Кронологические данные Описания, объем его исторической информации — все это заслуживает отдельного анализа. Чаще всего указанные годы церковного строительства не выходят за рамки XVIII-XIX вв., когда преобладало возведение каменных храмов. В отдельных случаях приведены более ранние даты, например, 1563 год, как время возведения Благовещенского собора в Сольвычегодске на средства известнейших солепромышленников Строгановых7. В Тотемском разделе указана шевденицкая Богоявленская деревянная церковь, построенная в 1625 г.8 Самая ранняя дата — 1262 год — дана при описании церкви Рождества Иоанна Предтечи в Великом Устюге, когда ее возвел крещеный татарин, бывший баскак Буга-Багуй9. Даты построения церквей могли приводиться в Описании 1888 г. на основании хранившихся в приходах архиерейских благословенных и храмозданных грамот, старинных антиминсов, церковных летописей и других источников, в том числе и эпиграфических (например, надписей на иконах, колоколах, утвари)10.
Очень часты вписанные рукой Н. И. Суворова сведения о наличии по данной церкви метрических книг, чаще всего с 1780 г. или более ран-
5 ВГИАXМЗ. Отд. фондов. Ф. 13. Оп. 1. № 37. Л. 128.
6 Там же. Л. 94.
7 Там же. Л. 80.
8 Там же. Л. 128.
9 Там же. Л. 132 об.
10 Там же. Л. 7.
него/позднего времени (с 1778, 1787, 1805 гг.). «Проверочными» документами для ученого становились ежегодные статистические материалы консистории, клировые ведомости и метрические книги. Во всех поправках Суворова-старшего сказались его широкая эрудиция в области церковной истории севера и России в целом, несомненный профессионализм, как археографа и источниковеда. Не случайно высокая оценка дана ему в современной монографии о провинциальных историках России XIX в., в том числе и выходцах из местного духовенства11: отец и сын Суворовы происходили из рода священников Никольского уезда Вологодской губернии.
Каждый территориальный раздел начинается с описания городских приходов, а затем уездных. Приходы были разделены на три-четыре благочиния (они названы «благочинническими округами»), указывалось имя благочинного на данный момент. Эти сведения сопоставимы с информацией клировых ведомостей, ежегодно поступавших в консисторию, о положении и количественном составе городского и сельского приходского духовенства. Обычно церковные причты были трех- или двухчленными: 1) священник, диакон и псаломщик; 2) священник и псаломщик. В редких случаях священников было два, первый и второй, но и приход при этом отличался особо плотной населенностью — по 2-3, иногда даже до 4-5 тыс. чел. обоего пола. Отмечены многолюдные приходы с одним священником, но двумя псаломщиками12. В Приложении к статье в Табл. 2 систематизированы сведения о городских и сельских приходах Сольвы-чегодска и Сольвычегодского уезда. На ее основе выведены следующие соотношения: из 58 приходов данного города и уезда у 40 (почти 69 %) служили священник и псаломшик; у 14-ти (24 %) службу отправляли трое — священник, диакон и псаломщик. Три прихода (5 %) обеспечивались 5-членным и один приход (1,7 %) — 4-членным причтом. Наиболее «усиленным» причтом отличались Благовещенский собор в Сольвыче-годске, Успенский приход в Черевковской вол. (5 719 чел. об. п.) и Троицкий приход в Верхнетоимской вол. (5 170 чел. об. п.). Четыре человека служили в Ильинском приходе Вилегодской волости (4 921 житель).
В основу каждого раздела положена стандартная описательная статья, включающая однородный набор показателей. Они содержали: на-
11 Бердинских в. а. Уездные историки. Русская провинциальная историография. М., 2003. С. 239-240.
12 ВГИАКМЗ. Отд. фондов. Ф. 13. Оп. 1. № 37. Л. 89.
звание церкви с указанием, холодная она или теплая, каменная или деревянная, если каменная, то сколько в ней этажей, вида церкви (шатровая или клетская), даты построения. Затем указывались все приделы к ней с соответствующими именованиями, наличие колокольни и ее вид, способ соединения с храмом («в связи с ним», «в одной связи с обеими церквями» или отдельно стоящая), перечислялись приписные церкви или часовни. В случае с часовнями иногда назывались относящиеся к ним деревни данного прихода. Сообщалось, в каком году и на чьи средства (казны, «тщанием прихожан» или конкретного лица) возведена церковь или часовня. Состав утвари подробно не раскрывался, односложно говорилось, что данная церковь или «утварью бедна, малодостаточна», или «утварью и ризницею достаточна». Однако наиболее чтимые иконы назывались и описывались, как и связанные с ними крестные ходы.
Информация о причте включает конкретные имена священнослужителей, их возраст и образование, наличие наград от церковного или гражданского ведомства («награжден камилавкою», «награжден орденом св. Анны 3-ей степени», «имеет бронзовый крест в память войны 1853-1856 гг.»). Священник за свои заслуги мог быть награжден не только высшим церковным руководством, но и крестьянской общиной («награжден наперсным крестом от Св. Синода и таковым же от прихожан с украшениями»).
Отмечались исполняемые членами причта виды общественной работы и церковных поручений («состоит председателем местного церковного попечительства», «уездным гласным», «законоучителем женского городского училища», «депутатом по делам судебным и хозяйственным», «помощником благочинного и депутатом», «духовником половины благочиннического округа»). Среди всего разнообразия общественных дел городского и сельского духовенства заметно его участие в местном просвещении — «состоит наблюдателем над церковными школами и законоучителем», «член епархиального училищного совета».
Для социокультурной характеристики сельских приходов важны сведения о наличии школ в данном селе или деревне — министерских, земских или церковно-приходских. Назывались имена и возраст учителей, в том числе и женщин, и их образование («учительница Мария Жаворонкова, 18 лет», «Анна Чистотина, 30 лет»). Изредка указывалось семейное положение: «.Наталья Свиблорина, 27 лет, вдова ветеринар-
ного врача»13. Учителями Закона Божьего в школах были, как правило, сельские священники, а учительницами иногда — их дочери. Нередко законоучителем в школе был отец, а учителем — его сын. В ряде случаев именной состав учителей не был указан, а говорилось, что «при церкви есть школа, в коей обучением занимается местный причт»14.
Из образовательных учреждений (духовных и светских) отмечались: Вологодское духовное училище (священник, диакон или псаломщик «из причетнического класса», «из среднего отделения», «из высшего отделения»), Архангельская, Вологодская и Вятская духовные семинарии, Вологодская Мариинская женская гимназия, Вологодское реальное училище, Сольвычегодское и Ярославское женские училища, Тотемская учительская семинария. Образование давали и благотворительные учреждения — в Вологде это был приют для девочек-сироток при Успенском Горнем монастыре.
Экономическое положение причта характеризуют данные о том, живут ли священники в собственных, казенных или общественных домах, наличие или отсутствие церковной земли (сенокосной и пахотной в десятинах и саженях), иногда еще и усадебной земли15. Приведены сведения о денежных выплатах (от прихожан за требоисправления и казенного жалованья), суммируемые и названные «вся выгода, получаемая в год». В Табл. 2 наибольшие размеры таковой (2 тыс. руб.) видны по Благовещенскому собору Сольвычегодска и Ильинской вилегодской церкви. Кроме денежных средств, отмечалось наличие у причта ценных бумаг («имеются шесть пятипроцентных государственных билетов по 100 руб.»). В редких случаях фиксировалась руга от общины, получаемая причтом.
В Описании Вологодской епархии 1888 г. показано еще расстояние церкви от губернского г. Вологды как центра епархии и от центра благочиния. Особенностью Сольвычегодского раздела является отсутствие сведений о расстояниях приходов от благочиния (см.: Табл. 2). Сведения о «километраже» стали вноситься еще в топографические и статистические описания губерний и наместничеств России конца ХVШ в. Содержались они и в ранних описаниях епархий того времени, например Архангельской, опубликованной в 1795 г. Сравнительно недавно
13 ВГИАХМЗ. Отд. фондов. Ф. 13. Оп. 1. № 37. Л. 87.
14 Там же. Л. 130 об., 131 об. и др.
15 Там же. Л. 82.
В. И. Иванов весьма квалифицированно переиздал его, снабдив ценными комментариями16.
Еще одним непременным показателем в описании Вологодской епархии 1888-1896 гг. было указание количества душ мужского и женского пола в каждом приходе (будь то городской или сельский). Это делает данное описание ценным источником по исторической демографии городов и уездов Вологодской губернии. Сведения о народонаселении, несомненно, были почерпнуты из метрических книг, ведением которых занимались приходские священники. К учетным данным относятся сведения о количестве раскольников и иноверцев в приходе (либо их отсутствии) — с указанием числа мужчин и женщин.
Установление демографической динамики севернорусских приходов возможно путем сравнения описания Вологодской епархии конца XIX в. с более ранним источником — окладной книгой Великоустюж-ской епархии 1755 г., в которой была зафиксирована сумма церковной дани с каждого прихода. Окладная книга была опубликована в табличной форме Н. И. Суворовым и дополнена информацией о народонаселении приходов на основании консисторской «Росписи церквей 1788 г.»17. Связь между вопросами церковного налогообложения и людности приходов несомненна, поскольку от последней зависели размеры церковной дани. Роспись 1788 г. была составлена по предписанию вологодского генерал-губернатора П. Ф. Мезенцова по запросу в Императорскую Академию наук. Показатели населения в Росписи 1788 г. даны суммарно (и мужчин, и женщин), а в анализируемом нами Описании 1888 г. — дифференцированно. Поскольку в 1788 г. Великоустюжская епархия была упразднена и объединена с Вологодской, все уездные разделы окладной книги 1755 г. и Описания 1888 г. сопоставимы, хотя внутри них в составе приходов некоторые изменения произошли.
На данном этапе исследования сравнение информации о городском и сельском населении было проведено по Тотемскому, Сольвы-чегодскому, Усть-Сысольскому и Яренскому уездам (см.: Табл. 1). По принятому в научной литературе хозяйственно-географическому райо-
16 Описание Архангельской епархии 1795 г. / сост. и авт. предисл. в. И. Иванов. Краснодар, 2009.
17 суворов Н. И. Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Ве-ликоустюжской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. 1872. Прибавления к № 16-17. С. 468-475, 517-526.
нированию Поморья Тотемский и Сольвычегодский уезды относятся к его центральной, а Усть-Сысольский и Яренский уезды — к восточной части18. Состав приходских церквей Тотемского уезда с конца ХVШ в. расширился путем присоединения 15 приходов из Кокшеньгской округи, которые образовали собой IV благочиннический округ. Численность прихожан в нем в 1888-1896 гг. была 25 585 чел. об. п. Количество приходов уезда возросло и в связи с секуляризацией церковных земель, за счет упразднения монастырей и пустыней. В 1764 г. была упразднена Тотем-ская Бабозерская пустынь, но находившаяся на ее территории Николаевская церковь продолжала действовать. В 1788 г. при ней числилось 263 прихожанина, а в 1888 — 840; значит, за сто лет количество населения в данной округе увеличилось почти в 4 раза. Также упраздненная в ходе секуляризации Тотемская Заозерская пустынь на момент составления Росписи 1788 г. была бесприходной, но к концу XIX в. на ее территории действовал приход, численность которого составляла 1 711 чел. об. п.
В самой Тотьме к концу ХК в. укрупнение городских приходов произошло за счет объединения нескольких церквей. По Росписи 1788 г., в городе было 10 приходов, прихожан обоего пола в них — 3 981 чел. В конце XIX в. приходов стало 6, так как часть церквей оказалась приписана к Богоявленскому собору, как, например, храм Архистратига Михаила, переименованный в Георгиевский19 (прихожан в 1788 г. — 505 чел. об. п.). К собору также была приписана кладбищенская Владимирская церковь, построенная на месте упраздненной Богородицкой пустыни. Оба храма были объединены в один приход еще в 1816 г., численность прихожан здесь составила к концу XIX в. 1 082 чел. об. п. Церковь Рождества Христова была приписана к церквям Предтеченского прихода (Ильинской и Иоанна Предтечи), прихожан в них на 1888 г. — 942 чел. Самым большим по численности в городе был Воскресенский приход на Варницах (1 170 чел. об. п.), вторым — Успенский (1 107 чел. об. п.), к которому была приписана Скорбященская церковь при тюрьме.
Воскресенский храм в Тотьме духовно и исторически был тесно связан с именем тотемского святого Максима, который в конце XVII в.
18 камкин А. в. Севернорусский сельский приход в ХVШ в.: Пространство, населенность, клир // Культура Русского Севера: Межвуз. сб. научн. тр. Вологда, 1994. С. 98.
19 Григоров Д. а. Тотьма и ее окрестности // Тотьма. Историко-литературный альманах. Вып. 1. Вологда, 1995. С. 120.
был здесь священником, а затем в нем похоронен. Мощи другого то-темского святого — юродивого Андрея — покоились под фундаментом Воскресенской церкви Успенского прихода20. Некоторые приходы к 1888 г. были упразднены. В 1815 г. во время городского пожара сгорела Петропавловская церковь, одна из старейших в городе, упомянутая как Афанасьевская еще в духовной первого тотемского святого, основателя Спасского монастыря Феодосия Суморина (1567 г.)21. Церковь не была возобновлена, а числившиеся при ней прихожане, вероятно, были включены в приход к расположенной поблизости Успенской церкви.
Количество сельских приходов в Тотемском уезде, в отличие от городских, наоборот, увеличилось. В 1788 г. их было 45, а в 1888 — 75. Данный скачок был обусловлен демографическим ростом крестьянства в уезде22. В целом же в городских и сельских приходах можно увидеть возрастание численности населения в 2-3 раза. В 1788 г., согласно сведениям консисторской Росписи, в городе проживало 2 745 чел. об. п., в уезде — 19 115. В 1888 г. количество прихожан в Тотьме, включая иноверцев, составило 5 754 человек об. п. (рост на 54 %), а в сельских приходах — 116 287 чел. об. п. (рост на 84 %). Мужчин во всей совокупности тотемских приходов было больше, чем женщин практически на 10 000 тыс. чел. В IV благочинническом округе Тотемского уезда, на Кокшень-ге, можно отметить значительное количество старообрядческого населения — 660 чел. об. п. (0,54 % от всех жителей уезда).
Среди других уездов наибольшее количество старообрядцев находилось на территории Усть-Сысольского уезда (867 человек об. п., 1,28 % от общей численности жителей уезда).
В Приложении приведена Табл. 1, в которую внесены сведения по численности прихожан за 1788 и 1888 гг. в Тотемском, Сольвычегодском, Яренском и Усть-Сысольском уездах. В данных на 1788 г. нет информации о старообрядцах и иноверцах.
В научной литературе на основе массовых данных метрических и исповедных книг конца XVIII в. была предложена группировка при-
20 Жития Феодосия Тотемского, Вассиана Тиксненского и Андрея Тотемского. Текст и словоуказатель / под ред. а. с. Гердта. СПб., 2012. С. 102.
21 ВГИАXМЗ. Ф. 1 (Вологодский архиерейский дом). Оп. 2. № 4.
22 камкин А. в. Православные приходы в XVIII — начале XX в. // Православные традиции на Европейском Севере России в XVШ-XX вв. Вологда, 2007. С. 9.
ходов на севере в зависимости от количества их жителей: малые — до 500 чел., средние — от 500 до 1 000 чел. и крупные — свыше 1 000 чел.23 Если с этой точки зрения присмотреться к демографическому росту городского и сельского населения названных уездов от 1788 к 1888 г., то всюду заметно сокращение числа малых и средних по «людности» приходов и возрастание крупных: в Тотемском уезде они составили 79 %, в Усть-Сысольском — 76 %, в Сольвычегодском 70 %, в Яренском уезде 64 %. Столетием же ранее в Тотемской уезде преобладали малые приходы (54 %), тогда как в остальных уездах наибольшая доля приходилась на средние по численности: в Усть-Сысольском и Яренском по 53-55 %, а в Сольвычегодском их было ровно половина — 50 % (см.: Табл. 3).
Помимо окладной книги 1755 и консисторской Росписи 1788 гг., Описание Вологодской епархии 1888-1896 гг. можно сопоставить с еще более ранними источниками, например, с переписной книгой Устюжской епархии 1696 г. В ней, представляющей по сути правительственную ревизию церковных строений, денежных и хлебных запасов, состава церковной документации, также имеются разделы по Тотемскому, Устюжскому, Сольвычегодскому и Яренскому уездам24. Ее краткий обзор был дан в литературе25, а Яренский и часть Сольвычегодского раздела опубликованы Н. П. Воскобойниковой26. Обращение к описанию 1696 г. и его сравнение с данными 1888 г. расширяет сведения о материальном положении приходского духовенства в широкой ретропективе, церковном землевладении, получении «кортомных» (арендных) денег за сдачу в наем церковных амбаров и лавок в городах, ведении в церквях приходо-расходных («приемных» и «издержечных») денежных и хлебных книг, предоставлении причтом прихожанам ссуд деньгами и хлебом, ви-
23 камкин А. в. Севернорусский сельский приход. С. 86-88.
24 РГАДА. Ф. 236 (Патриарший дворцовый приказ). Оп. 1. Кн. 76.
25 Черкасова М. с. Переписная книга Устюжской епархии 1696/97 г. Из истории практического архивоведения на Севере России в конце ХVП в. // Вестник РГГУ Научный журнал. Сер. «Исторические науки». 2011. № 12(74). С. 117-130.
26 воскобойникова Н. П. Церковные приходы Яренского уезда по переписной книге городских и уездных церквей Устюжской епархии 1696/97 г. // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2012. № 2(18); она же. Церковные приходы Сольвычегодского уезда по переписной книге городских и сельских церквей Устюжской епархии 1696-1697 годов // ХVП век в истории и культуре Русского Севера. Мат-лы Х! Каргопольской научн. конф. Каргополь, 2012. С. 179-186.
дах различных документов, вкладах прихожан, поминально-заупокойной практике приходских церквей, деятельности церковных старост.
По Усть-Сысольскому уезду возможно сравнение с еще более ранними материалами — сотными выписями 1586 г. на Сысольскую волость, входившую тогда в состав Яренского уезда. Они были в свое время опубликованы А. А. Зиминым и А. И. Копаневым27. Например, за 300 лет с 1586 по 1888 г. число приходских церквей в Сысольской волости возросло от 16 до 50, а население увеличилось в 180 раз, от поименованных в 1586 г. 470 чел. до 85 тыс. об. п.! Но здесь, конечно, следует учитывать неполноту учета населения в ранних кадастровых источниках, фиксировавших главным образом женатых мужчин-дворохозяев, а не весь состав семьи во дворах— женщин и детей. Издание комплекса писцовых и переписных книг Яренского уезда за XVII в.28 также дает представление о демографическом росте сельского населения в длительной исторической ретроспективе — 1610-е, 1620-е, 1640-е и 1670-е гг., а затем в XVIII и XIX вв.
Анализируемый нами источник сопоставим и с более близкими ему хронологически церковно-статистическими описаниями приходов и благочиний середины XIX в., изученными Р. П. Биланчуком29. Здесь важны исторические сведения, сообщаемые местными священниками — отдельные факты локальной истории, практика почитания святых, местные духовно-религиозные традиции. Например, в 18511854 гг. протоиерей Михаил Шалауров, член Сольвычегодского комитета по описанию Вологодской епархии, создал ценный церковно-истори-
27 Зимин А. А., копанев А. И. Материалы по истории вымской и вычегодской земли конца XVI в. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вып. 1. Вологда, 1970. С. 482-483.
28 Документы по истории народа коми. Писцовая и переписные книги XVII в. / сост. Н. П. воскобойникова и М. А. Мацук. Сыктывкар, 1985.
29 Биланчук Р. П. Церковно-историческое и статистическое описание Вологодской епархии и развитие историко-церковного краеведения // Русская культура на пороге третьего тысячелетия. Xристианство и культура. Сб. ст. Вологда, 2001. С. 82-89; он же. Древности северного прихода: Взгляд изнутри (по материалам церковно-историче-ских и статистических описаний Сольвычегодского уезда середины XIX в.) // Двинская земля. Мат-лы II Стефановских чтений. Котлас, 2003. С. 132-140; он же. Устно-письменная историческая традиция приходских сообществ середины XIX в. // Российская история. 2009. № 3. С. 211-215.
ческий и статистический сборник по Сольвычегодскому уезду.30 Состав включенных в него приходов соответствует таковому в анализируемом Описании 1888 г. (см.: Табл. 2). Отличие же заключается в большем внимании к документальным собраниям приходских церквей. Мих. Шала-уров включил в свое описание указание на различные грамоты и другие документы из церковных архивов, представляющие собой ценные источники для реконструкции «локального текста культуры». Тексты некоторых источников он непосредственно воспроизвел, что восполняет утрату ранних документов по истории приходов за ХVI-ХVII вв.31
Описание Вологодской епархии 1888-1896 гг. сопоставимо и с близким им содержательно и хронологически, хорошо известным в научной литературе описанием приходов и церквей Архангельской епархии конца ХК в.32 Их основу также составили материалы, поступавшие от приходских священников, документы из церковных архивов, клиро-вые ведомости за 1880-1890-е гг. Возможно, и Н. И. Суворов намеревался издать вологодское описание, однако этого не произошло33. В ценном справочнике А. И. Раздорского указано несколько чисто «списочных» изданий Вологодской епархии, содержащих лишь краткие перечни церквей и монастырей34. Известно о роли Архангельского преосвященного Никанора в составлении описания его епархии в конце ХК в. Сыграло ли церковное руководство Вологодской епархии какую-либо роль в создании анализируемого нами документального памятника, еще предстоит выяснить. В любом случае, подобные описания севернорусских епархий конца ХК в. (будь то Архангелогородской или Вологодской) были результатом научно-просветительской деятельности местных церков-
30 Государственный архив Вологодской обл. (ГАВО). Ф. 496. Оп. 1. № 12596.
31 Черкасова М. с. Актовые источники в составе «Историко-статистических описаний» церковных приходов Севера // Важский край. Источниковедение. История. Культура. Вып. 3. Вельск, 2006. С. 156-176.
32 Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1-3. Архангельск, 1894-1902. О нем см.: Раздорский А. И. Историко-статистиче-ские описания епархий. С. 52-57.
33 Раздорский А. И. Историко-статистические описания епархий. С. 28 — прим. 61 (автор указывает Вологодскую епархию в числе 27 других, по которым описания не были изданы).
34 Раздорский А. И. Справочные издания Русской Православной Церкви 1861-1915. Сводный каталог и указатель содержания. СПб., 2002. С. 52-53.
ных и краеведческих организаций: в Архангельске — епархиального церковно-археологического комитета, в Вологде — группы археографов во главе с отцом и сыном Н. И. и И. Н. Суворовыми при епархиальном древнехранилище.
Источники и литература
1. Бердинских в. А. Уездные историки. Русская провинциальная историография. М., 2003.
2. Биланчук Р. П. Церковно-историческое и статистическое описание Вологодской епархии и развитие историко-церковного краеведения // Русская культура на пороге третьего тысячелетия. Христианство и культура. Сб. ст. Вологда, 2001. С. 82-89.
3. Биланчук Р. П. Древности северного прихода: Взгляд изнутри (по материалам цер-ковно-исторических и статистических описаний Сольвычегодского уезда середины XIX в.) // Двинская земля. Мат-лы II Стефановских чтений. Котлас, 2003. С. 132-140.
4. Биланчук Р. П. Устно-письменная историческая традиция приходских сообществ середины XIX в. // Российская история. 2009. № 3. С. 211-215.
5. ВГИАХМЗ. Отдел фондов. Ф. 13. Оп. 1. № 37.
6. воскобойникова Н. П. Церковные приходы Яренского уезда по переписной книге городских и уездных церквей Устюжской епархии 1696/97 г. // Вопросы истории и культуры городских и сельских церквей Устюжской епархии 1696-1697 годов // XVII век в истории и культуре Русского Севера. Мат-лы XII Каргопольской научн. конф. Каргополь, 2012. С. 179-186.
7. воскобойникова Н. П. Церковные приходы Сольвычегодского уезда по переписной книге городских и сельских церквей Устюжской епархии 1696-1697 годов // XVII век в истории и культуре Русского Севера. Мат-лы XII Каргопольской научн. конф. Каргополь, 2012. С. 179-186.
8. Государственный архив Вологодской обл. (ГАВО). Ф. 496. Оп. 1. № 12596.
9. Документы по истории народа коми. Писцовая и переписные книги XVII в. / сост. Н. П. воскобойникова и М. а. Мацук. Сыктывкар, 1985.
10. Жития Феодосия Тотемского, Вассиана Тиксненского и Андрея Тотемского. Текст и словоуказатель / под ред. А. с. Гердта. СПб., 2012.
11. Зимин А. А., копанев А. И. Материалы по истории Вымской и Вычегодской земли конца XVI в. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вып. 1. Вологда, 1970. С. 482-483.
12. камкин А. в. Севернорусский сельский приход в XVIII в.: Пространство, населенность, клир // Культура Русского Севера: Межвуз. сб. научн. тр. Вологда, 1994. С. 91-108.
13. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1-3. Архангельск, 1894-1902.
14. Описание Архангельской епархии 1795 г. / сост. и авт. предисл. в. И. Иванов. Краснодар, 2009.
15. Полоцкая о. в. Описания епархий конца XIX в. как исторический источник // Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития. Мат-лы XXVII Междунар. научн. конф. М., 2015. С. 361-362.
16. Православные традиции на Европейском Севере России в XVIII-XX веках / под ред. А. в. камкина. Вологда, 2007.
17. Раздорский а. И. Справочные издания Русской Православной Церкви 1861-1915. Сводный каталог и указатель содержания. СПб., 2002.
18. Раздорский А. И. Историко-статистические описания епархий Русской Православной Церкви (1848-1916). Сводный каталог и указатель содержания. СПб., 2007.
19. РГАДА. Ф. 236 (Патриарший дворцовый приказ). Оп. 1. Кн. 76.
20. Черкасова М. с. Церковные приходы Усть-Сысольского уезда в конце XIX в. // Сельская Россия: Прошлое и настоящее. Исторические судьбы северной деревни. Мат-лы Всеросс. научн.-практ. конф. М.; Сыктывкар, 2006. С. 244-250.
21. Черкасова М. с. Актовые источники в составе «Историко-статистических описаний» церковных приходов Севера // Важский край. Источниковедение. История. Культура. Вып. 3. Вельск, 2006. С. 156-176.
22. Черкасова М. с. Переписная книга Устюжской епархии 1696/97 г. Из истории практического архивоведения на севере России в конце XVII в. // Вестник РГГУ Научный журнал. Сер. «Исторические науки». 2011. № 12(74). С. 117-130.
приложение
Таблица 1
Народонаселение в 1788 и 1888 г. (восточные уезды Вологодской епархии)
Бэрод тотьма
название церкви/прихода Количество прихожан обоего пола (1788 г.) Количество прихожан (1888 г. ) Раскольников и иноверцев (1888 г.)
Муж. Жен. Всего Муж. Жен. Всего
Богоявленский собор 135 545 537 1082 — — —
Успенская 570 554 553 1107 - — —
Троицкая 497 397 469 866 — — —
Сретенская 251 271 314 585 — — —
Иоанно-Предтеченская 554 442 500 942 — — —
Воскресенская Варницкая 738 565 605 1170 — — 2
Тотемский уезд 1-й благочиннический округ
Старототемская Воскресенская 606 — — — — — —
Раменская Георгиевская 300 524 635 1159 — — —
Брусенская Христорождественская 706 1104 1199 2303 — — —
Брусенская Воскресенская 444 853 852 1705 — — —
Левашская Богородцкая 156 398 463 861 — — —
Коченгская Спасо-Преображенская — 317 321 638 — — —
Бабозерская Николаевская 263 429 411 840 — — —
Кептурская Николаевская — 973 1051 2024 — — —
Илезская Воскресенская 438 682 753 1435 — — —
Демьяновская Троицкая 831 1437 1504 2941 — — —
Леденгская Спасская 242 652 738 1390 — — —
Вотчинская Введенская — 596 604 1200 — — —
Вотчинская Воскресенская 1034 1407 1457 2864 — — —
Вотчинская Михаило-Архангельская — 882 933 1815 — — —
Новокуножская Троицкая церковь — 524 631 1155 — — —
Старокуножская Троицкая — 547 584 1131 — — —
Верховинская Покровская — 301 295 596 — — —
Старототемская Благов ещенская 304 196 197 393 — — —
2-й благочиннический округ
Мольская Троицкая — 2729 2809 5538 — — —
Мольская Николаевская 1004 1274 1235 2509 — — —
Стрелицкая Спасо-Преображенская — 2614 2776 5390 — — —
Нутренская Николаевская — 812 863 1675 — — —
Тиксненская Спасо-Преображенская 1807 2211 2379 4590 — — —
Тафтенская Николаевская — 276 1298 574 — — —
Усть-Печенгская Покровская 279 517 574 1091 — — —
Печенгская Воскресенская — 730 819 1549 — — —
Царевская Воскресенская 1538 1581 1619 3200 — — —
Вожбальская Благовещенская 1256 1785 1900 3685 — — —
Верхноеденгская Николаевская 577 885 893 1788 — — —
Кулойская Воскресенская 1005 1313 1376 2689 — — —
Заозерская Введенская — 814 897 1711 — — —
Сондугская Христо-Рождественская — 391 415 806 — —
Режская Николаевская — 961 1014 1975 — — —
Сяменжевская Покровская 772 1351 1437 2788 — —
3-й благочиннический округ
Шуйская Троицкая — 455 536 991 — — —
Шуйская Успенская — 197 254 451 — — —
Козлангская Флоро-Лаврская — 1246 1375 1621 — — —
Козлангская Царево- Константиновская — 765 883 1648 — — —
Шейбухтская Воскресенская — 1098 1131 2229 — — —
Шейбухтская Богородице-Рождественская — 804 905 1709 — — —
Авнежская Троицкая — 461 523 984 — — —
Шейбухтская Димитриев ская — 780 859 1639 1 — 1
Кочковская Леонтьевская — 1065 1158 2223 — — —
Пустошуйская Богородицкая — 201 223 424 — — —
Векшенгская Иоанно-Предтеченская 435 736 814 1550 — — —
Ихалицкая Николаевская 355 555 535 1090 — — —
Усть-Толшемская Благовещенская 133 295 305 600 — — —
Маныловская Христорождественская 483 320 390 710 — — —
Толшемская Вознесенская 336 377 437 814 — — —
Толшемская Николаевская 590 1182 1216 2398 — — —
Толшемская Иоанно-Предтеченская 536 838 882 1720 — — —
Толшменская Успенская 1147 1255 1412 2667 — — —
Чаловская Николаевская 744 929 978 1907 — — —
Совдюгская Христо-Рождественская 569 933 1027 1960 — — —
4-й благочиннический округ
Шевденицкая Богоявленская — 1001 1169 2170 2 2 4
Илезская Георгиевская 438 765 862 1627 1 13 14
Заячерицкая Богородицкая — 1312 1381 2693 — — —
Маркушевская Благов ещенская — 623 704 1327 — — —
Кокшенгская Спасо-Преображенская — 54 154 208 — — —
Шебенгская Троицкая — 1344 1520 1864 — — —
Лондужская Ильинская — 608 635 1243 — — —
Ромашевская Введенская — 1602 1695 3297 24 72 96
Верховская Богородице-Рождественская — 1234 1322 2565 78 117 195
Минская Богородицкая — 939 936 1875 — — —
Озерецкая Христорождественская — 994 1032 1126 — — —
Верхококшенгская Воскресенская — 663 674 2226 21 41 62
Лохотская Происхождения Честного Креста Господня — 867 953 1820 38 111 149
Поцкая Ильинская — 832 772 1604 23 50 73
Заборская Царево-Константиновская — 793 803 1596 19 24 43
Долговицкая Троицкая — 551 546 1097 5 19 24
Город Сольвычегодск
Благовещенский собор — 414 457 871 — — —
Крестовоздвиженская 142 — — — — — —
Борисоглебская 764 500 580 1080 — — —
Спасо-Обыденная 134 300 340 640 — — —
Владимирская 502 335 354 689 — — —
Сольвычегодский уезд 1-й благочиннический округ
Нюдская Николаевская 440 386 444 830 — — —
Верхнеуфтюгская Троицкая 1009 1075 1073 2148 — — —
Косминская Спасская 685 663 683 1346 — — —
Песчанская Троицкая 951 806 870 1676 — — —
Пачеозерская Михайло-Архангельская 1104 1305 1400 2705 — — —
Ямская Воскресенская 768 1066 1067 2133 — — —
Вешкурская Христо-Рождественская 720 540 582 1122 — — —
Погостская Николаевская — 227 229 456 — — —
Христо-Рождественская Богородская — 378 397 774 — — —
Нимендская Николаевская 41 77 91 168 — — —
Пырская Преображенская 343 388 415 803 — — —
Нижнеуфтюжская Троицкая 2196 841 889 1730 — — —
2-й благочиннический округ
Вилегодская Покровская 974 1049 1127 1176 — — —
Верхолальская Михало-Архангельская 1125 1396 1478 2874 — — —
Вилегодская Ильинская 2003 2330 2591 4921 — — —
Вилегодская Спасо-Преображенская 721 1242 1403 2645 — — —
Вилегодская Богоявленская 835 1577 1666 3243 — — —
Селянская Николаевская 303 442 506 948 — — —
Пречистенская Богородская 441 890 950 1840 — — —
Поршинская Спасская 317 600 578 1178 — — —
Шалимовская Архангельская 631 999 1059 2058 — — —
Вилегодская Николаевская 949 1184 1244 2428 — — —
Чакульская Преображенская 1273 1083 1212 2295 — — —
Сойгинская Преображенская — 595 697 1292 — — —
Пустынская Успенская 1641 572 638 1210 — — —
Урдомкская Воскресенская 618 320 503 823 — — —
3-й благочиннический округ
Красноборская Спасская 672 668 737 1404 — — —
Шеломянская Никольская 362 487 496 1405 — — —
Юрьенаволоцкая Никольская 255 263 231 494 — — —
Белослудская Богородская 1660 1374 1425 2799 — — —
Цывозерская Флоро-Лаврская 564 530 487 1017 10 18 28
Лябельская Преображенская 793 574 593 1167 2 4 6
Волчьеручьевская Знамено-Богородская — 539 533 1702 12 16 28
Пермогорская Воскресенская 2446 2909 1872 3781 20 22 44
Дроковановская Николаевская 464 731 741 1472 9 28 37
Едомская Введенская 617 535 602 1037 3 3 6
Черевковская Успенская 4595 2794 2794 4819 — — —
Ракульская Успенская 547 721 661 1382 4 3 7
Евская Вознесенская 520 497 461 958 — — —
4-й благочиннический округ
Кивокурская Вознесенская 1037 989 1040 2029 36 28 64
Ягрышская Николаевская 1442 1382 1402 2784 — 3 —
Юмшинская Николаевская — 335 285 620 13 10 23
Нововыставочная Вознесенская — 1152 1202 2354 — — —
Пучужская Петропавловская — 1376 1478 2854 16 53 69
Нижнетоимская Знаменская — 1220 1320 2540 69 122 191
Сефтренская Преображенская — 317 310 627 — — —
Верхнетоимская Троицкая — 2577 2593 5170 3 4 7
Выйская Ильинская — 1342 1341 2683 2 4 6
Малопинежская Преображенская — 1097 1010 2107 — 1 1
Вершинская Никольская — 1342 1369 2711 37 73 110
Ерогодская Покровская 909 952 957 1909 2 2 4
Среднепогостская Христорождественская 785 700 677 1377 18 22 40
Вершинская Ильинская — 325 363 688 — 2 2
Соезерская Троицкая — 65 60 125 — — —
Город Яренск
Преображений собор 308 500 482 982 — — —
Выемковская Георгиевская — 223 217 440 — — —
Покровская 793 510 522 1032 — — —
Яренский уезд 1-й благочиннический округ
Подгородная Иоанно-Бо-гословская 730 652 674 1326 — — —
Иртовская Воскресенская 731 678 790 1460 — — —
Ленская Спасская 682 732 1414 — — —
Туглимская Благов ещенская 254 174 214 388 — — —
Шеномская Богоявленская 1536 929 1115 2044 — — —
Ошлапецкая Сретенская 687 458 548 1006 — — —
Вожемская Троицкая 368 259 248 507 — — —
Цилибская Христорождественская 397 203 228 431 — — —
Жешартская Спасская 933 842 880 1722 — — —
Гамская Михаило-Архангельская 1062 959 925 1884 — — —
2-й благочиннический округ
Усть-Вымская Благов ещенская 670 1032 1144 2176 — — —
Оквадская Введенская 1494 957 909 1866 — — —
Семуковская Николаевская — 366 402 768 — — —
Шежамская Преображенская 813 982 939 1921 — — —
Коквицкая Христорождественская 1454 1248 1346 2594 — — —
Слудская Спасская — 758 749 1507 — — —
Палевицкая Покровская 1464 1792 1271 3063 — — —
Часовская Спасская 561 637 680 1317 — — —
Лямская Богоявленская 376 372 389 761 — — —
Сереговская Успенская 898 575 589 1164 — — —
Княжпогостская Успенская 882 1016 990 2006 — — —
Онежская Богородицкая 509 505 520 1025 — — —
Турьинская Воскресенская 779 588 564 1152 — — —
Веслянская Николаевская 189 166 178 344 — — —
3-й благочиннический округ
Важгортская Воскресенская 1796 903 1024 1927 36 68 104
Чупровская Спасская — 507 485 992 9 23 32
Ертомская Троицкая — 328 366 594 — — —
Венденгская Успенская 562 367 344 711 — — —
Селибская Богоявленская — 393 424 717 — — —
Косланская Ильинская 1078 563 578 1141 — — —
Глотовская Христорождественская 846 682 700 1382 — — —
Город Усть-Сысольск
Троицкий собор 2593 2485 2699 5184 — — —
Усть-Сысольский уезд 1-й благочиннический округ
Вильгортская Сретенская 670 1243 1277 2520 — — —
Шешкинская Михайло-Архангельская 455 642 674 1316 — — —
Пажгинская Благовещенская 908 1604 1647 3251 — — —
Ибская Вознесенская — — — — — — —
Межадорская Введенская 516 760 731 1491 — — —
Чухломская Крестовозд-виженская — 386 475 861 — — —
Вотчинская Богородская 773 1288 1294 2582 — — —
Визинская Троицкая 1249 1480 1481 2961 — — —
Зеленецкая Богоявленская 1062 1132 1214 2346 — — —
2-й благочиннический округ
Киберская Спасская 1077 1299 1529 2828 — — —
Чукаибская Николаевская 193 257 310 567 — — —
Пылдинская Николаевская 922 1109 1170 2279 — — —
Палаузская Богородская 402 486 500 586 — — —
Гривенская Георгиевская 374 469 511 980 — — —
Ужгинская Афанасьевская 862 402 435 837 — — —
Койгородская Спасская 944 735 762 1477 — — —
Кажимская Дмитриевская — 370 416 — — — —
3-й благочиннический округ
Лоемская Успенская 828 940 1020 1960 — — —
Порубская Преображенская 874 1085 1204 2289 — — —
Объячевская Николаевская 1774 1902 1991 3893 — — —
Ношульская Стефановская 976 1203 1282 1485 — — —
Летская Преображенская 384 815 833 1648 3 5 8
4-й благочиннический округ
Небдинская Спасо-Преображенская 938 1190 1274 2464 — — —
Пажская Сретенская 908 472 486 958 — — —
Корткеросская Успенская 1809 635 697 1332 — — —
Позтыкеровская Троицкая — 332 319 651 — — —
Локчимская Богородицкая — 641 652 1293 — — —
Пезмогская Прокопиев-ская — 594 618 1212 — — —
Важгуртская Богородская — 448 490 938 — — —
Вишерская Воскресенская — 360 392 751 1 — 1
Подъельская Троицкая 912 1095 1206 2311 — — —
Вишерская Богородице-Рождественская 855 547 574 1121 — — —
Большелугская Николаевская — 579 586 1165 — — —
5-й благочиннический округ
Усть-Куломская Петропавловская 1043 1386 1475 2861 — — —
Деревянская Христорож-дественская 1129 1351 1380 2730 — — —
Аныбская Спасо-Преображенская — 351 422 773 — — —
Керчемская Иоанно-Пред-теченская 1103 — — — — — —
Устьнемская Спасская 664 1083 1117 2200 — — —
Мыелдинская Иоанно-Предтеченская 318 570 606 1176 — — —
Пожегодская Троицкая 672 965 985 1950 — — —
Помоздинская Успенская 524 1031 1051 2082 — — —
6-й благочиннический округ
Печорская Троицкая 833 832 1012 1844 42 73 105
Савиноборская Николаевская — 333 427 760 213 328 541
Шугурская Стефановская — 330 408 738 76 145 221
Таблица 2
Состав городских и сельских приходов Сольвычегодска и Сольвычегодского уезда в 1888 г.
название церкви/ прихода Кол-во причта (чел.) Кол-во прихожан Церковной земли (десятин, саженей) Денежный доход (рублей) Часовни и приписные церкви Раскольников Верст от Вологды
Бэрод сольвычегодск
Благовещенский собор 5 414 м. 457 ж. 122 д. 671 с. 2000 2 — 543
Крестовоздвиженская 2 65 д. 1,5 тыс. с. 500 1
Борисоглебская 2 500 м. 580 ж. 4 д. 28 с. 450 1 — —
Спасо-Обыденная 2 300 м. 340 ж. 24 д. 100 с. 400 1 — —
Владимирская 2 335 м. 354 ж. пашни 34 д. 2101 с. сена 34 д. 155 с. 500 1
Сольвычегодский уезд 1-й благочиннический округ
Нюдская Николаевская 2 386 м. 444 ж. усадебной 130 кв. саж. пашни 15 дес. сенокос 54 дес. 94 р. 542
Верхнеуфтюгская Троицкая 3 1075 м. 1073 ж. 102 д. 1131 с. 900 — — 600
Косминская Спасская 2 663 м. 683 ж. — 600 — — 546
Песчанская Троицкая 3 806 м. 870 ж. — 400 — — 400
Пачеозерская Михайло-Архангельская 3 1305 м. 1400 ж. — 500 — — —
Ямская Воскресенская 3 1066 м. 1067 ж. 52 д. 1310 с. 700 — — 600
Вешкурская Христо-Рождественская 2 540 м. 582 ж 20 д. 314 с. 450 — — 550
Погостская Николаевская 2 227 м. 229 ж. 20 д. 710 с. 400 — — 550
Христо-Рождеств енская Богородская 2 378 м. 397 ж. 64 д. 1944 с. 500 — — 536
Нимендская Николаевская 2 77 м. 91 ж. 122 д. 1214 с. 300 — — 524
Пырская Преображенская 2 388 м. 415 ж. 80 д. 23 с. 350 — — 540
Нижнеуфтюжская Троицкая 2 841 м 889 ж. 112 д. 160 с. — — — 600
2-й благочиннический округ
Покровская Вилегод-ская 2 1049 м. 1127 ж 70 д. 666 с. 500 — — 630
Верхолальская Михало-Архангельская 3 1396 м. 1478 ж. 219 д. 1654 с. 600 1 — 700
Вилегодская Ильинская 4 2330 м. 2591 ж. 159 д. 1090 с. 2000 2 — 756
Вилегодская Спасо-Преображенская 3 1242 м. 1403 ж. 134 д. 32 с. 800 1 — 650
Вилегодская Богоявленская 3 1577 м. 1666 ж. 208 д. 2316 с. 900 — — 600
Селянская Николаевская 2 442 м. 506 ж. 109 д. 767 с. 400 — — 700
Пречистенская Богородская 2 890 м. 950 ж. 33 д. 400 — — 615
Поршинская Спасская 2 600 м. 578 ж. 77 д. 710 с. 300 — — 667
Шалимовская Архангельская 3 999 м. 1059 ж. 93 д. 35 с. 700 — — 665
Вилегодская Николаевская 3 1184 м. 1244 ж. 28 д. 234 с. 900 1 — 585
Чакульская Преображенская 2 1083 м. 1212 ж. 110 д. 832 с. 700 — — 600
Сойгинская Преображенская 3 595 м. 697 ж. 26 д. 1200 с. 500 2 — 640
Пустынская Успенская 2 572 м. 638 ж. 15 д. 2003 с. 800 3 — 680
Урдомская Воскресенская 2 320 м. 503 ж. 193 д. 1775 с. 500 — — —
3-й благочиннический округ
Красноборская Спасская 2 668 м. 737 ж. 22 д. 1755 с. 500 1 — 564
Шеломянская Никольская 2 487 м. 496 ж 45 д. 2185 с. 500 1 — 545
Юрьенаволоцкая Никольская 2 263 м. 231 ж. 44 д. 1183 с. 400 — 564
Белослудская Богородская 2 1374 м. 1425 ж. 62 д. 2398 с. 600 3 — 560
Цывозерская Флоро-Лаврская 2 530 м. 487 ж. 49 д. 400 — 10 м. 18 ж. 582
Лябельская Преображенская 2 574 м. 593 ж. 57 д. 496 с. 300 — 2 м. 4 ж. 582
Волчьеручьевская Зна-мено-Богородская 2 539 м. 533 ж. 45 д. 500 — 12 м. 16 ж. 574
Пермогорская Воскресенская 3 2909 м. 1872 ж. 66 д. 886 с. 500 3 20 м. 22 ж. 600
Дроковановская Николаевская 2 731 м. 741 ж. 127 д. 100 с 200 1 9 м. 28 ж.
Едомская Введенская 2 535 м. 602 ж 33 д. 208 с. 300 — 3 м. 3 ж. 556
Черевковская Успенская 5 2794 м. 2925 ж. 141 д. 2600 2 — 670
Ракульская Успенская 2 721 м. 661 ж. 34 д. 1473 с. 300 — 4 м. 3 ж. —
Евская Вознесенская 2 497 м. 461 ж. 49 д. 2134 с. 600 — — 571
4-й благочиннический округ
Кивокурская Вознесенская 3 989 м. 1040 ж. 60 д. 2387 с. 900 2 36 м. 28 ж. 650
Ягрышская Николаевская 3 1382 м. 1402 ж. 55 д. 81 с. 700 3 3 ж. 647
Юмшинская Николаевская 2 335 м. 285 ж. 33 д. 318 — 13 м. 10 ж. 740
Нововыставочная Вознесенская 3 1152 м. 1202 ж. 33 д. 600 3 720
Пучужская Петропавловская 2 1376 м. 1478 ж. 24 д. 400 с. 500 4 16 м. 53 ж. 780
Нижнетоимская Знаменская 2 1220 м 1320 ж. 26 д. 615 с. 700 4 69 м. 122 ж. 727
Сефтренская Преображенская 2 317 м. 310 ж. 30 д. 300 — — 700
Верхнетоимская Троицкая 5 2577 м. 2593 ж. 23 д. 1240 с. 1000 4 3 м. 4 ж. 745
Выйская Ильинская 2 1342 м. 1341 ж. 26 д. 1049 с. 600 4 2 м. 4 ж. 840
Малопинежская Преображенская 2 1097 м. 1010 ж. 103 д. 500 1 ж. 722
Вершинская Никольская 2 1342 м. 1369 ж. 12 д. 971 с. 300 4 37 м. 73 ж. —
Ерогодская Покровская 3 952 м. 957 ж. 32 д. 700 4 2 м. 2 ж. 685
Среднепогостская Хри-сторождественская 2 700 м. 677 ж. 35 д. 1528 с. 400 2 18 м. 22 ж. 671
Вершинская Ильинская 2 325 м. 363 ж. 20 д. 1528 с. 200 1 2 ж. 692
Соезерская Троицкая 2 65 м. 60 ж. 15 д. 1050 с. 350 — — 680
Таблица 3
Распределение приходов по численности населения в 1788 и 1888 гг.
Уезд, год Количество приходов
Малые (до 500 чел.) Средние (500-1000 чел.) Крупные (свыше 1000 чел.)
Абс. % Абс. % Абс. %
Тотемский -1788 24 54 13 29 7 15
-1888 4 5,5 11 15 57 79
Сольвычегодский -1788 9 21 21 50 12 28,5
-1888 5 8,3 13 21,6 42 70
Усть- Сысольский -1788 6 17 19 55 9 26
-1888 — — 9 23 30 76
Яренский -1788 6 21 15 53 7 25
-1888 4 11 8 23 22 64
Табл. 1-3 составлены по: ВБИАХМЗ. Отд. фондов. Ф. 13. Оп. 1. № 37.