Научная статья на тему 'МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ Н.М. РУБЦОВА КАК НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР'

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ Н.М. РУБЦОВА КАК НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Анашкина Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ Н.М. РУБЦОВА КАК НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР»

О.И. Анашкина

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ Н.М. РУБЦОВА КАК НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

Генезис музея, по мнению русского мыслителя Н.Ф. Фёдорова, предопределен всем историческим развитием человечества. В основе музея лежит память, идея преемственности поколений, в конечном счете - совесть человека и осознание долга перед предками и потомками.

Идея осуществления через музеи связи времен и поколений прочно утвердилась в российском музееведении на рубеже XIX-XX столетий. Особая роль в осознании преемственности поколений, как известно, принадлежит мемориальным музеям. Первые из них появились еще в XIX в.: в 1879 г. - библиотека-музей А.С. Пушкина при Царкосельском музее, в 1883 г. - Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище, в 1894 г. - Дом-музей П.И. Чайковского в Клину.

В ходе подготовки к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина в 1899 г. возникла мысль о создании Пушкинского Дома и музея при нем, в 1907 г. Положение об этом было утверждено. Пушкинский Дом стал новым учреждением музейного типа при Академии наук, сохранявшим и изучавшим литературные памятники Х1Х в., и прежде всего литературное наследие А. С. Пушкина. В своей работе «Музей, его смысл и значение» Н.Ф. Фёдоров утверждал: «Музеи служат оправданием XIX в.; существование их в этот железный век доказывает, что совесть еще не совершенно

исчезла. Но сохранится ли это уважение к памятникам прошедшего при дальнейшем прогрессе?..»1

Согласно определению научной дисциплины «музееведение», музей - это постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу, способствующее его развитию, доступное широкой публике и занимающееся приобретением, исследованием, хранением и просветительской деятельностью в целях изучения, образования и удовлетворения духовных потребностей. С философской точки зрения музей определяется как исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации культурных объектов, осознанных обществом как ценность, подлежащая передаче из поколения в поколение.

Идея создания Московского музея Н.М. Рубцова принадлежит Майе Андреевне Полётовой. В 1980 г. на Куликовом поле, в год 600-летия Куликовской битвы, она впервые услышала стихотворение Николая Рубцова «Видения на холме». И с этого времени стала изучать материалы о жизни и творчестве поэта.

Благодаря ее подвижническому труду по собиранию малоизвестных фактов биографии русского поэта-классика, а также поиску и приобретению экспонатов, 1 сентября 2002 г. в Москве был открыт музей Н.М. Рубцова в библиотеке № 95 (ул. Дм. Ульянова, д. 3) - в помещении, которое библиотека арендовала у Российской академии наук.

Художественное оформление музея выполнено художником-архитектором Владимиром Алексеевичем Орбачевским. В 1990-е годы им были сделаны литературные экспозиции в музеях М.Ю. Лермонтова в Тарханах и А.А. Блока в подмосковном Тараканове.

Для создания экспозиции важно освоить материал, вжиться в него, понять дух поэта, характер поэзии - трагичность и свет его мирочувствования. Ясность и простота в тематике стихов Н.М. Рубцова диктовали выбор естественных материалов в образном решении экспозиции; это прежде всего - дерево: фрагменты стволов деревьев, деревянные лавки и т.п.

Одновременно с решением задач по художественному оформлению музея велась научно-исследовательская работа. Не-

1 Фёдоров Н.Ф. Сочинения / АН СССР. Институт философии. - М.: Мысль, 1982. - Т. 85. - С. 577.

обходимо было выбрать стихи, определяющие для того или иного этапа поэтической биографии Н.М. Рубцова.

Это и ранние стихи с осознанием поэтом своего пути - «Два пути»; и лирические откровения - «Березы», «Тихая моя родина...», «В минуты музыки печальной.», «Зимняя песня», «Зеленые цветы»; и вершинные поэтические достижения - «Видения на холме», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «Старая дорога», «Стихи о Московском Кремле», «Осенние этюды», «Привет, Россия, - родина моя.»

Особое место в экспозиции отведено прижизненным сборникам стихотворений: «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970) - и сборникам, полученным от автора издательствами, но вышедшим после его трагической гибели - «Зеленые цветы» (1971) и «Подорожники» (1976).

Так, по определению художника В. А. Орбачевского, формировался «верхний пояс» экспозиции, который представляет собой творческий путь поэта. А материалы, отражающие жизненный путь, располагались на лавках и подиуме, приподнятом над полом. В итоге - один пояс в зрительском восприятии обогащался другим. Фоном для экспозиции музея послужили контрастные черно-белые фотографии-панорамы без полутонов, которые эмоционально должны были усиливать впечатления от трагичности мира, где жил и погиб поэт. На последней фотографии-панораме видна ель со срезанной верхушкой - символом недопетой песни поэта.

Скупость и напряженность цветового решения экспозиции, обычные лавки из сосны, превращенные в витрины, вертикальные столбы из сосны, приспособленные для показа экспонатов - все это вместе должно было соответствовать аскетическому образу самого поэта, его безбытности. Минимальные средства, которые были использованы для создания музея Н.М. Рубцова, несмотря на ограниченность площади и материальных возможностей, призваны пробудить искренний и глубокий интерес к поэзии Николая Рубцова.

По убеждению основателя музея М.А. Полётовой и художника В.А. Орбачевского, музейные предметы, отобранные для экспозиции, должны обладать исторической, мемориальной и научной ценностью.

В основной фонд музейной коллекции входят экспонаты, приобретенные на собственные средства М.А. Полётовой и полученные в дар от родственников и современников поэта: гармонь -дар П.Г. Иутинского; пестери, клюквенная грабилка, туески, стол из дерева, зыбка лубяная - из села Никольского; берет Николая

Рубцова, шляпа, бушлат, подстаканник - дар дочери поэта Елены Рубцовой; чашка с блюдцем и ложка, самовар - дар учителя А.Ф. Корюкиной; самовар - дар Т.И. Агафоновой-Решетовой; кружка - дар Ю.А. Кирбитова; чемодан - дар сестры поэта Г.М. Рубцовой; пишущая машинка «МЕЯ8ЕБЕ8» - дар дочери руководителя поэтического семинара Литературного института Н.Н. Сидоренко и другие предметы.

Большинство экспонатов связано с местами пребывания поэта: в с. Никольском, в Вологде, в д. Космово, в Тотьме, в с. Холмогоры, в Череповце, в п. Варнавино Нижегородской области, а также в Ленинграде и Москве.

В музейной экспозиции представлены вещи и предметы быта 1950-1960-х годов.: патефон с пластинкой из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» (эту оперу в семье Рубцовых слушали с такого патефона); магнитофон катушечный - на подобный друзья Рубцова записывали его голос (стихи и песни); пишущая машинка, керосиновая лампа, перьевая ручка, чернильница-непроливайка, чемодан с куклой, чемодан-балетка, морская форма и т.п.

Н.Ф. Фёдоров в своей работе «Музей и культура» писал: «Музей есть не собирание вещей, а собор лиц; деятельность его заключается не в накоплении мертвых вещей, а в возвращении жизни... отжившего...»!

Каждый предмет экспозиции музея Н.М. Рубцова оживает в рассказах экскурсовода, которые основаны на подлинных свидетельствах современников и прекрасно воссоздают историю жизни и творчества поэта.

На протяжении 13-летней деятельности музея сложилась тенденция гибкого дифференцированного подхода к различным категориям музейной аудитории - школьникам, студентам, взрослым посетителям, пенсионерам, филологам, учителям и преподавателям, переводчикам, исполнителям произведений поэта, а также иностранным гостям и др.

Основными темами групповых и индивидуальных экскурсий являются темы воспитания и образования будущего поэта (до шести лет в семье и потом в детском доме в трудные годы военного и послевоенного времени) в удивительно доброй атмосфере, понимание которой помогает раскрыть чистоту и красоту души Н.М. Рубцова.

1 Фёдоров Н.Ф. Сочинения / АН СССР. Институт философии. - М.: Мысль, 1982. - Т. 85. - С. 587.

Образ внимательного, прилежного, сообразительного ученика, любящего сказки А.С. Пушкина и обладающего феноменальной памятью, складывается благодаря воспоминаниям учителей и воспитателей Николая Рубцова по детскому дому в селе Никольском, а также учителей Тотемского лесотехнического и Кировского горно-химического техникумов, с которыми в разные годы познакомилась М.А. Полётова (в музее создан архив аудиозаписей этих бесед, некоторые из них сохранены в архиве в письменном виде).

Валентина Васильевна Покровская-Оборина, учитель истории Тотемского лесотехнического техникума, посетив Московский музей своего ученика, вспоминала: «Коля, узнав, о том, что я закончила исторический факультет МГУ и что занятия наши часто проходили в Историческом музее, в Музее изобразительных искусств и в Третьяковской галерее, расспрашивал о Москве, о Кремле, о Красной площади, обо всех музеях и отделах в этих музеях. Меня поразили глаза Рубцова - внимательные, жадные к знаниям и очень добрые»1.

Учитель русского языка и литературы Маргарита Ивановна Лагунова говорила его однокурсникам по Кировскому горнохимическому техникуму еще в 1954 г., что Николай Рубцов - литературно одаренный и очень грамотный ученик. Поэтому не случаен и тот факт, что свой первый машинописный сборник «Волны и скалы» (1962) Н.М. Рубцов посвятил М.И. Лагуновой.

«За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью» - добрую память о воспитателях детского дома, об учителях техникумов, а также о преподавателях Литературного института поэт сохранил до конца своих дней.

Руководитель поэтического семинара Литинститута Николай Николаевич Сидоренко сразу после поступления в его семинар студента Рубцова говорил, что Рубцова учить не надо - ему не надо мешать учиться.

Подтверждением их взаимно добрых отношений служат хранящиеся в музее письма Николая Рубцова своему руководителю. Они написаны с любовью, трепетно-уважительно, доверительно.

В письмо Николая Рубцова к Н.Н. Сидоренко из с. Никольского от 15 августа 1964 г. включены только что им сочиненные тогда стихи: «В святой обители природы.», «По вечерам», а в письмо от 23 сентября 1964 г. - стихотворение «Уединившись за оконцем.», в котором есть строфа, не публиковавшаяся в сборниках стихотворе-

1 Рубцов Н.М. Собр. соч.: В 3 т. - М.: Терра, 2000. - Т. 3. - С. 310, 316.

ний: «.И вдруг являлся образ предка / С холмов, забывших свой предел, / Где он с торжественностью редкой / В колокола, крестясь, гремел!..»1

Во время обучения в Литинституте Рубцов много общался с поэтом-фронтовиком А.Я. Яшиным, высоко ценил его мнение о своих стихах. Когда уезжал на родину, писал ему письма. В одном из них от 3 ноября 1964 г. поэт признается: «.Только вот в чем я убежден, Александр Яковлевич (разрешите мне поделиться своим, может быть нелепым, убеждением): поэзия не от нас зависит, а мы зависим от нее. Не будь у человека старинных настроений, не будет у него в стихах и старинных слов, вернее старинных поэтических форм. Главное, чтоб за любыми формами стояло подлинное настроение, переживание, которое собственно и создает, независимо от нас, форму. А значит, еще главное - богатство переживаний, настроений (что опять не от нас зависит), дабы не было бедности, застоя интонаций, форм.»2

Основной фонд музейного собрания дополнен вспомогательными фондами, архивным и библиотечным, систематически пополняемыми в соответствии с научно-исследовательской концепцией музея.

В архивном фонде музея, кроме прижизненных изданий Н.М. Рубцова, хранятся: рукопись книги Н. Рубцова «Звезда полей» (дар А.И. Чечетина), машинописный (третий экземпляр) книги «Звезда полей» (дар Н.Н. Шантаренкова); рукописи и машинописные экземпляры стихотворений Н. Рубцова; журналы «Полярное сияние» (1959, № 2,), «На страже родины любимой» (1958 г., дар вдовы С. Панкратова), «Юность» (1964, № 6; 1966, № 6); сб. стихотворений Н.Н. Сидоренко и Н.С. Анциферова (дар Ю.Я. Петруни-на); сборники песен с нотами на стихи Н. Рубцова композиторов А.Л. Ларина, А.С. Шилова, Н.М. Берестовой, Б.П. Кутузова, К.К. Линка; Свидетельство о присвоении имени Николая Рубцова малой планете № 4286; Архивные материалы о прохождении службы старшего матроса Рубцова Николая Михайловича (собранные по поручению генерала армии Ю.Н. Балуевского) и другие ценные материалы, важные для дальнейшего изучения жизни и творчества поэта.

1 Рубцов Н.М. Собр. соч.: В 3 т. - М.: Терра, 2000. - Т. 3. - С. 324.

2 Там же.

В книгах М.А. Полётовой «"Пусть душа останется чиста!.." Н. Рубцов: Малоизвестные факты биографии»1 и «Душа хранит. Николай Рубцов: Малоизвестные страницы биографии»2 составлена хронология основных дат жизни и творчества Н.М. Рубцова. В музее проводится систематическая работа по изучению летописи жизни и творчества поэта, данные уточняются и сверяются с материалами архивов - Вологодского областного, Историко-краеведческого музея г. Вологды, Литературного института им. А.М. Горького и др.

Архив музея содержит большую коллекцию аудио- и видеозаписей воспоминаний родственников и современников поэта. В марте 2011 г. музей получил от Рязанской писательской организации диск с восьмиминутной записью кинохроники проходившего в октябре 1970 г. выездного секретариата Союза писателей России. Этому событию предшествовала продолжительная переписка и общение основателя Музея Н.М. Рубцова с его другом - писателем Б.М. Шишаевым. Диск с беседой-воспоминанием Бориса Шишаева о Николае Рубцове, записанной рязанским поэтом Андреем Крюковым, также хранится в музее.

В дар от председателя Межрегиональной организации «Содружество творческих сил», члена Союза писателей России В.П. Аушева, работавшего в 1970-е годы в редакции газеты «Комсомолец Севера», музей получил альбом «Звездная дорога Михай-лы Ломоносова и Николая Рубцова», посвященный 300-летию М.В. Ломоносова и 75-летию Н.М. Рубцова. В этом альбоме содержится уникальный материал, в частности газетные статьи октября 1970 г. о работе выездного секретариата Союза писателей России и другие материалы. В.П. Аушев в 2004 г. подарил музею камень-талисман, который 40 лет назад, в той поездке по Северу, в Холмо-горах нашел и подарил ему Николай Рубцов.

Одной из ведущих тем со дня основания музея становится изучение творчества Н.М. Рубцова за рубежом и поэзии Н.М. Рубцова в зарубежных переводах.

Летом 2001 г., за год до открытия Московского музея, М.А. Полётова встретилась с воспитательницей детского дома в селе Никольском - Ниной Ильиничной Клыковой. Она поделилась своими воспоминаниями о посещении ее поэтом летом 1963 г.; Н. Рубцов

1 «Пусть душа останется чиста!..» Н. Рубцов: Малоизвестные факты биографии. - М., 2008.

2 Душа хранит. Николай Рубцов: Малоизвестные страницы биографии. -М., 2009.

тогда сказал ей: «Нина Ильинична, сейчас мои таланты не так признают, но придет время - я встану на путь Пушкина, и мои стихи будут читать даже за границей». В это время Николай Рубцов уже был автором лучших своих стихотворений - «Видения на холме», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны.» и др.

Публикуемые в данном сборнике материалы являются подтверждением провидческих слов поэта.

В книге отзывов музея один из первых посетителей-иностранцев оставил следующую запись: «Николай Рубцов - это гений мирового масштаба. Он мировой, потому что собственно чисто русский. Как русский, он любил свою родину сильно, пламенно, нежно. Мы, как представители восточной культуры, всей душой и помыслами желаем, чтобы нашего гениального поэта любили сильно, пламенно, и самое важное, чтобы его любили нежно. Ли Цзюньшэн из добрососедского Китая. 1-е октября 2002 г.». На Рубцовских чтениях в 2012 г., посвященных десятилетию музея, профессор-литературовед из Пекинского университета (Жень Гуань Сюань) подтвердил, что автором вышеприведенного отзыва является профессор-филолог, преподававший много лет назад в МГУ им. М.В. Ломоносова.

В данном сборнике опубликована статья Асано Акира (Asano Akira) - историка из Японии, который впервые пришел в музей в 2003 г., а 2 октября 2010 г. он посетил музей во второй раз и подарил «Journal of History, Geography and Cultural Antropoloqy», в котором была опубликована его статья «My Report on the Visit of Nikolaj Rubcov» - «Посещая музей Николая Рубцова» (с фотографиями музейной экспозиции) и перевод на японский язык стихотворений «Тихая моя родина» и «Видения на холме»1.

3 января 2011 г. Асано Акира прислал поздравительную открытку, в которой сообщил, что книги М.А. Полётовой и сборники стихотворений Н.М. Рубцова, полученные им в дар от музея, он передал на хранение библиотеке при Университете Васеда, являющемся научным центром исследования по русской литературе в Японии.

По инициативе и при участии ведущего научного сотрудника ИМЛИ РАН, доктора филологических наук, переводчицы Тамары Викторовны Кудрявцевой в Германии в 2004 г. вышла книга Nikolaj Rubcov «Komm, Erde»2.

1 Asano Akira. My Report on theVisit to the Museum of Nikolaj Rubtsov // Journal of History, Geography and Cultural Antropology. - YAMAGATA UNIVERSITY, 2004. - № 5, march.

2 Nikolaj Rubcov. Komm, Erde. Gedichte. Russisch-Deutsch. - Wiesenburg, 2004.

Издание представляет собой прекрасно оформленный сборник в суперобложке и содержит перевод 43 наиболее известных стихотворений Н.М. Рубцова, а также библиографические сноски, справочные материалы о поэте и об издателях-переводчиках -немецких поэтах Раймонде Диттрихе и Хартмуте Лёффеле, Т.В. Кудрявцевой и художнике Марине Разиной. Цель, которую поставили перед собой переводчики, была в высшей степени сложна: сделать не просто перевод, а своего рода перенос, сохраняющий не только точный смысл, но и ритмику стихотворной строки. В книге представлены не только переводы, но и оригиналы стихотворений автора.

В послесловии Раймонд Диттрих подчеркнул роль основателя Московского музея: «М.А. Полётова не ограничилась только поиском и сбором вещей, книг и автографов Рубцова, она осуществляет также широкую просветительскую деятельность по распространению слова поэта в народе, раскрывает высокий смысл его поэзии общественности, читает его стихи, где бы она ни была, будь то в кругу своих друзей-сподвижников и даже среди незнакомых людей - удивительно наглядный эпизод декламации стихов на эскалаторе московского метрополитена. Она всегда находит слушателей и таких слушателей, которые всегда бывают затронуты поэтическими словами Рубцова»1.

На вопрос, почему нужно читать Рубцова, Хартмут Лёффель в интервью немецкой газете «Schwäbische Zeitung» ответил: «Это живые стихи, и как читатель, остро чувствуешь, что это плод личных переживаний автора. В то же время это выражение русской культуры: не авангардного, а славянского направления - ценности, к которой сейчас вновь обращаются. Ничего удивительного, что к стихам Рубцова обращаются многие композиторы. Это поистине народная лирика»2.

За прошедшие годы интерес к поэзии Н.М. Рубцова значительно возрастает в немецкоязычных странах. 30 апреля 2011 г. из Австрии по интернет-радио - Funwebradio (Österreich, Wien) прошла двухчасовая передача, посвященная поэзии Рубцова и музыке на его стихи, подготовленная совместно Московским музеем, Т.В. Кудрявцевой и руководителем Funwebradio Дитером Картен-зифером.

1 Nikolaj Rubcov. Komm, Erde. Gedichte. Russisch-Deutsch. - Wiesenburg, 2004.

2 Interview mit Hartmut Löffel von Achim Zepp // Schwäbische Zeitung. - Rinteln, 27 Dezember 2004. - Nr. 300.

18 июля 2009 г. в Московский музей Н.М. Рубцова пришел член ученого совета Ханойского университета, бывший декан факультета русского языка, Исполнительный директор центра вьетнамского языка и культуры для иностранцев при Ханойском университете Ву Тхе Хой, выпускник МГПИ им. Ленина. Во второй раз Ву Тхе Хой посетил музей 5 августа и подарил музею Н.М. Рубцова книгу переводов на вьетнамский язык стихотворений А.С. Пушкина (в ней есть и переводы Ву Тхе Хоя) с дарственной надписью: «Уважаемой Майе Андреевне Полётовой в знак преклонения перед ее подвижническим трудом по собиранию и изучению жизни и творчества Николая Рубцова - достойного наследника А. Пушкина и С. Есенина. 5.8.2009 г.», а также два своих перевода стихотворений Н. Рубцова - «До конца» и «После грозы».

По возвращении на родину Ву Тхе Хой стал собирать материалы по переводу Н. Рубцова во Вьетнаме. Оказалось, что стихотворение «Русский огонек» появилось на вьетнамском языке еще в 1985 г. Удалось найти целый букет переводов стихотворения «Улетели листья с тополей», так как в 1996 г. вьетнамский журнал «Иностранная литература» организовал конкурс на лучшие переводы стихов, и для перевода с русского было выбрано именно это стихотворение Рубцова.

Весной 2010 г. музей Н. Рубцова получил из Вьетнама книгу переводов русской поэзии «"Nhung ngoi saobang" Nga Xuat Van hoc»1 Хоанга Тхюи Тоана. В этой книге им было переведено 13 стихотворений Н.М. Рубцова.

6 ноября 2010 г. Хоанг Тхюи Тоан приехал в Москву для вручения ему в Кремле ордена Дружбы народов и посетил музей Н.М. Рубцова, преподнес ему в дар вьетнамский журнал «Иностранная литература» за 1997 г., в котором были опубликованы лучшие переводы стихотворения Н. Рубцова «Улетели листья с тополей.».

В том же 2010 г. музей получил в дар от переводчика Людмилы Беженару книгу ее переводов 67 стихотвор ений Н. Рубцова на румынский язык «Странник. Николай Рубцов» .

Работа над переводами стихотворений Н.М. Рубцова продолжается.

Научно-исследовательская часть работы музея включает в себя и такие виды деятельности, как разработка научной концепции и

1 «Nhung ngoi saobang» Nga Xuat Van hoc. - Ha Noj, 2004.

2 Peregrinul. Nikolai Rubtov. - Iasi, 2009.

различных направлений музейной деятельности; составление аналитических справок, каталога, обзоров коллекций; написание книг, буклетов, научных статей, докладов, рецензий, пояснительных текстов к экспозиции, сценариев; подготовка сообщений, докладов на конференциях, научных чтениях (с представлением тезисов и статей); создание лекций, библиографических обзоров и методической документации на формы культурно-образовательной деятельности: методических разработок экскурсий, программ «Рубцовских чтений», программ для разных групп музейной аудитории (например, сценарии уроков по творчеству Н. Рубцова или сценарии литературно-музыкальных композиций).

Важным компонентом коммуникации и ведущим направлением работы является культурно-образовательная деятельность, благодаря которой музей стал активным участником культурной жизни не только Москвы, но и разных регионов России, в которых находятся центры и музеи Н.М. Рубцова.

С 2010 г. Московский музей Н.М. Рубцова принимает участие, оказывая методическую помощь, в работе ежегодного Всероссийского поэтического конкурса им. Н.М. Рубцова (конкурс проводится среди воспитанников и выпускников детских домов). В 2011 г. музеем было предложено название новой номинации конкурса юных поэтов - «За верность поэтическому слову Рубцова». Лауреатами этой номинации стали 9-11-летние дети, получившие в дар от музея не только книги, буклеты и диски о творчестве Н.М. Рубцова, но и скульптурный портрет, выполненный народным художником России Н.А. Селивановым.

К началу работы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Н.М. Рубцова, этот замечательный мастер, автор целой галереи скульптурных портретов выдающихся русских поэтов и писателей, ученых и исторических деятелей, создал портрет Николая Рубцова в гипсе. Надо отметить, что Н.А. Селиванов впервые посетил музей Н.М. Рубцова 15 октября 2010 г., будучи приглашен на «Рубцовские чтения», посвященные 115-й годовщине со дня рождения С.А. Есенина. Созданию скульптурного портрета Н. М. Рубцова предшествовала работа Н.А. Селиванова с архивными и другими вспомогательными материалами музея.

По инициативе и при деятельном участии Московского музея в Культурно-просветительском центре им. Н.М. Рубцова - библиотеке № 95 состоялся первый Московский городской конкурс юных чтецов «Россия, Русь! Храни себя, храни!..», приуроченный к

75-летию со дня рождения Н.М. Рубцова. На заключительном этапе конкурса выступило более 60 участников - учеников 2-11-х классов. По словам председателя жюри конкурса народного артиста России В.А. Никитина, порадовало то, что чтецы не ограничили себя только хрестоматийными стихотворениями, но обращались и к ранним стихам Н.М. Рубцова, а это значит, что тома его лирики заняли достойное место в их домашних библиотеках.

Цикловыми формами работы со слушателями со дня открытия (1 сентября 2002 г.) музея Н.М. Рубцова в Москве становятся «Рубцовские чтения». За эти годы в них приняли участие около десяти тысяч человек.

Назовем ряд ключевых тем, которые были положены в основу этой научно-исследовательской и культурно-просветительской работы.

«Николай Рубцов и духовная жизнь России». Эта тема раскрывалась путем обращения к духовной биографии поэта, к образам его стихов: «Россия, Русь! Храни себя, храни!», «.И я молюсь - о, Русская земля!», «.Люблю твою, Россия старину, твои леса, погосты и молитвы...», «... И вдруг являлся образ предка с холмов, забывших свой предел, где он с торжественностью редкой в колокола, крестясь, гремел.».

Тема «В творческой лаборатории Николая Рубцова» предполагала анализ стихотворений из архива музея: «В краю далеком, в голубой тиши сижу за книжкой гоголевской прозы», а также сопоставление вариантов некоторых стихов: «Уединившись за оконцем.», «Я славлю жизнь, Россию и над ней - гигантский веер солнечных лучей!», «Русский огонек», «В гостях» («Поэт») и др. Приводились примеры музыкального исполнения стихотворения «В горнице» («В звездную ночь»). Были представлены материалы из содержания «Словаря языка и рифм поэзии Н. Рубцова»1.

Тема «Поэтические посвящения Николая Рубцова русским поэтам и писателям Х1Х и ХХ вв.» была обращена к наследию

A.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А. Есенина, Д.Б. Кедрина, А.Я. Яшина,

B.П. Астафьева, В.И. Белова, А.А. Романова, Н.С. Анциферова.

Тема «Музыкальный мир Николая Рубцова по материалам архивного фонда музея» выявила интересы семьи Рубцовых к музыке (по письмам и воспоминаниям современников поэта). Вместе с этим

1 См.: Сидоренко М.И. Словарь языка и рифм поэзии Н. Рубцова. - Череповец: Порт-Апрель, 2005.

большое внимание было уделено отражению творчества поэта в произведениях композиторов - Г. Свиридова, В. Гаврилина, А. Лобзова, Г. Белова, Р. Леденёва, Н. Берестовой.

«Образ Николая Рубцова в кинематографе» - эта тема повлекла за собой обсуждение фильмов Б. Конухова «Зеленые цветы» (1978), К. Мунтяну «Н. Рубцов. по следам миновавших времен» (Молдавия, 2006), а также двух фильмов Д. Чернецова - «Поэт Николай Рубцов» (2006) и «Поэт Николай Рубцов. Дорога.» (2011).

При обсуждении темы «Образ и творчество Рубцова в театре по видео- и аудиозаписям архивного фонда музея» состоялся обмен мнениями о спектаклях А.В. Локтева «Видения на холме», В.В. Гурьева «Таинственный путник», об аудиоспектакле по видеофильму «Поэт Николая Рубцов. Дорога.» (в исполнении народного артиста России Бориса Плотникова), об аудиозаписи (1980) пластинки «Стихи Николая Рубцова» в исполнении А. Коршунова.

«Образ Николая Рубцова в живописи, графике и скульптуре» -эта тема была представлена произведениями художника В. Малыгина (копия посмертной маски Н.М. Рубцова), А.М. Шебунина (г. Череповец), В. Паскина (г. Череповец), работами вологодских графиков Н. и Г. Бурмагиных, графическими работами В. Сергеева (г. Череповец), скульптурными портретами Николая Рубцова работы заслуженного художника России Т.М. Соколовой (г. Москва) и народного художника России Н.А. Селиванова (г. Москва), акварелями Н. Тюрина (г. Москва), Вологодскими пейзажами художника Г. Ивановой, скульптурой «Неведомый отрок» Николай Рубцов заслуженного художника России Л.С. Ненашевой (г. Москва), портретами Рубцова кисти художника К. Блинова (г. Калуга), а также выставкой детских рисунков к произведениям Николая Рубцова (детская изостудия Екатеринбурга);

Тема «По рубцовским местам России» была посвящена Москве, С-Петербургу, Вологде, Тотьме, Череповцу, с. Емецк Архангельской обл., с. Никольское Вологодской обл., пос. Биряково Вологодской обл., пос. Варнавино Нижегородской обл. Московские адреса поэта восстанавливались по письмам Н. Рубцова и воспоминаниям современников.

«Малоизвестные страницы биографии Николая Рубцова» -эта тема была посвящена книгам М.А. Полётовой1.

1 См.: Полётова М.А. «Пусть душа останется чиста!..» Н. Рубцов: Малоизвестные факты биографии. - М., 2008; Ее же: Душа хранит. Николай Рубцов: Малоизвестные страницы биографии. - М., 2009.

Московский музей Н.М. Рубцова организовал и провел Международную научно-практическую конференцию «Россия, Русь! Храни себя, храни!..» (совместно с ИМЛИ РАН - 2011 г.), 91-е Рубцовские чтения «Мой византийский Рубцов. Анджело де Дженти: Литературно-музыкальная композиция» (совместно с ИНИОН РАН - 2013 г.) и 100-е Рубцовские чтения «Россия, Русь! Храни себя, храни!» (совместно с Государственной думой Российской Федерации - 2015 г.).

Гостями Рубцовских чтений были литературоведы, критики, поэты, писатели, ученые: Ф.Ф. Кузнецов, Н.В. Беседин, А.И. Чечё-тин, Ю.Я. Петрунин, С.А. Небольсин, М.П. Лобанов, Ю.М. Лощиц, В.А. Воропаев, С.С. Куняев; художники и скульпторы: Н.А. Селиванов, К. Блинов, А.В. Артемьев, Н.Е. Евдокимов, Л.С. Ненашева; актеры: А. Коршунов, А. Локтев, А. Михайлов, В. Никитин, Ю. Назаров; вокалисты: А.Ф. Ведерников, А. Подболотов, Т. Петрова, С. Зыков; композиторы: А.Л. Ларин, Н.М. Берестова; мастер-виртуоз игры на балалайке М.Ф. Рожков, музыканты-фольклористы Н.И. Рожкова и Б.Я. Кувшинов; гармонист М. Коломыцев; известные вологодские авторы музыки и исполнители: В. Громов, К. Линк, К. Пирожков, Т. Короткова, В. Сергеев; руководители других музеев России, переводчики и представители дружественных стран.

Можно с уверенностью сказать, что поэт был услышан современниками и потомками; его творчество по праву причислено теперь к отечественной поэтической классике.

РУБЦОВ

О, Русь - великий звездочет!

По осени, в зиму и летом чистый доносится зов -жемчужным полнится светом слово твое, Рубцов. Таинствен сей свет и ясен -из глубины течет. Он - дар у Господних яслей -от русских широт1.

1 Лощиц Ю. Рубцов // Наш современник. - М., 2011. - № 7. - С. 148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.