Научная статья на тему 'Приходы и церкви Устьсысольского уезда в конце XIX века'

Приходы и церкви Устьсысольского уезда в конце XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гераськин Д. П.

Рассмотрены приходы и церкви Устьсысольского уезда Вологодской епархии в конце XIX в. Приведены списки приходов и их распределение по благочинным округам, перечислены деревянные храмы уезда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гераськин Д. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приходы и церкви Устьсысольского уезда в конце XIX века»

2. МУК Вельский районный краеведческий музей им. В.Ф. Кулакова, кп - 9204.

3. Романов М.И. История одного северного захолустья. - В. Устюг, 1925.

4. Романов М.И. Родовая повесть семьи Романовых из устьянской деревни Алферовская Архангельской области XVII-XX вв. Ч. 1. Предки. -М.: ГВКГ им. H.H. Бурденко, 2004.

5. Романов М.И. Родовая повесть семьи Романовых из устьянской деревни Алферовская Архангельской области XVII-XX вв. Ч. 2. Россия на рубеже веков, взгляд из северного захолустья. Детство, юность, молодые годы. Армия, казарма, крепостная тюрьма (мемуары 1886-1914 гг.). - М.: ГВКГ им. H.H. Бурденко, 2008.

6. Романов М.И. Родовая повесть семьи Романовых из устьянской деревни Алферовская Архангельской области XVII-XX вв. Ч. 3. Война и революция в России глазами членов семьи Романовых и их друзей. Плен, чужбина, становление Советской власти в Мурманске, ранение, возвращение домой (мемуары 1914-1920 гг.). - М.: ГВКГ им. H.H. Бурденко, 2008.

7. Романов Михаил Иванович (18886-1656) // Поморская энциклопедия: в 5 т. Т 1. История Архангельского Севера / Гл. ред. В.Н. Булатов; сост. A.A. Ку-ратов. - Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2001.

ПРИХОДЫ И ЦЕРКВИ УСТЬСЫСОЛЬСКОГО УЕЗДА В КОНЦЕ XIX ВЕКА

© Гераськин Д.П.*

Сыктывкарская и Воркутинская епархия РПЦ МП, Сыктывкарский лесной институт, г. Сыктывкар

Рассмотрены приходы и церкви Устьсысольского уезда Вологодской епархии в конце XIX в. Приведены списки приходов и их распредепе-ние по благочинным округам, перечислены деревянные храмы уезда.

Устьсысольское духовное правление было создано в соответствии с Указом Вологодской духовной консистории № 3439 от 16 ноября 1808 г. Устьсысольскому духовному правлению предписывалось выполнение ряда задач, в том числе надзор за благостоянием церквей, исполнение указов вышестоящих органов - Вологодской духовной консистории и Синода, связь с присутственными местами г. Устьсысольска по вопросам, касающихся лиц духовного звания и деятельности приходов, наблюдение за ведением метрических и исповедных книг и проч. [1].

* Священник Сыктывкарской и Воркутннской епархии РПЦ МП, доцент Сыктывкарского лесного института, кандидат технических наук.

В ведении правления находились приходы Устьсысольского уезда, связь с которыми осуществлялась через благочиния, объединявших несколько приходов. Сведений о приходах Устьсысольского духовного правления в момент образования не сохранилось. Первая клировая ведомость церквей уезда относится к 1822 г. - в это время в Устьсысольском уезде действовало три благочиния (Визингское, Объячевское, Небдинское), всего в уезде насчитывалось 39 церквей, включая Устьсысольский Троицкий собор [2]. Со временем число церквей увеличивалось, так в 1869 г. их насчитывалось 45 [3], в 1894 г. - 47 [4]. Одновременно возрастало и число благочиний, при этом они стали именоваться не по названиям церквей, а по номерам: первый округ, второй и т.д. В конце 90-х гг. XIX в. число округов достигло шести и оставалось неизменным вплоть до революции [5].

В таблице приведен список приходов Устьсысольского уезда, опубликованный в 1873 г. [6].

Таблица 1

Приходы и церкви Устьсысольского уезда (1873 г.)

Наименование приходов Состоящие в приходах церкви Наименование приходов Состоящие в приходах церкви

В г. Устьсысольске Небдинский Спасо-Преображенская

Троицкий Свято-Троицкая (соборная) Корткеросский Успенская

В Устьсысольском уезде Маджский Сретенская

Ибский Вознесенская Локчимский Богородицкая

Межадорский Введенская Постыкеросский Троицкая

Вотчинский Богородицкая Вишерский Богородицкая

Визингский Троицкая Нившерский Воскресенская

Шешкинский Михаило-Архангельская Михаило-Архангель-ская Подъельский Троицкая

Вильгортский Сретенская Устьнемский Спасская

Зеленецкий Богоявленская Мыелдинский Иоанно-Предтеченская

Пажгинский Благовещенская Пожегодский Троицкая

Киберский Спасская Помоздинский Успенская

Чукаибский Николаевская Деревянский Христорождественская

Пыелдинский Николаевская Аныбский Спасо-Преображенская

Палаузский Богородицкая Устькуломский Петро-Павловская

Койгородский Спасская Печерский Троицкая

Ужгинский Афанасьевская Савиноборский Николаевская подвижная

Гривенский Георгиевская Щугорский Стефановская подвижная

Ношульский Стефановекая Важкурьевский Богородицкая

Летский Преображенская Пезмогский Прокопиевская

Объячевский Николаевская Чукломский Крестовоздвиженская

Порубский Преображенская Керчемский Иоанно-Предтеченская

Лозымский Успенская

В 1882 г. распределение храмов по церковным округам Устьсысольского уезда было следующим [7]:

Город Устьсысольск - благочинный протоиерей собора Андрей Попов. Троицкий собор.

Устьсысольский уезд.

Первый округ - благочинный Пажгинской Благовещенской церкви священник Николай Вишерский. 1) Ибская Вознесенская; 2) Зеленецкая Богоявленская; 3) Вильгортская Сретенская; 4) Шешкинская Михайло-Архан-гельская; 5) Нювчимская Димитриевская; 6) Пажгинская Благовещенская; 7) Межадорская Введенская; 8) Вотчинская Богородская; 9) Визинская Троицкая. 10) Чукломская Крестовоздвиженская.

Второй округ - благочинный Киберской Спасской церкви священник Иоанн Покровский. 1) Кажимская Димитриевская; 2) Гривенская Георгиевская; 3) Спасская Койгородская; 4) Афанасьевская Ужгинская; 5) Пала-узская Богородская; 6) Пыелдинская Николаевская; 7) Киберская Спасская; 8) Чукаибская Николаевская.

Третий округ - благочинный Лоемской Успенской церкви священник Александр Баклановский. 1) Порубская Преображенская; 2) Ношульская Стефановская; 3) Летская Преображенская; 4) Лоемская Успенская; 5) Объя-чевская Николаевская.

Четвертый округ - благочинный Вишерской Богородской церкви священник Сократ Попов. 1) Небдинская Спасопреображенская; 2) Мажская Сретенская; 3) Корткеросская Успенская; 4) Постыкеросская Троицкая; 5) Лок-чимская Богородская; 6) Пезмогская Прокопиевская; 7) Важгуртская Богородская; 8) Нившерская Воскресенская; 9) Подъельская Троицкая; 10) Ви-шерская Богородская.

Пятый округ - благочинный Деревянской Христоро^дественской церкви священник Евгений Богданов. 1) Устьвымская Спасская; 2) Мыел-динская Иоанно-Предтеченская; 3) Пожегодская Троицкая; 4) Помоздин-ская Успенская; 5) Аныбская Спасо-Преображенская; 6) Деревянская Хри-сторо^дественская; 7)Устькуломская Петропавловская. 8) Керчемская Ио-анно-Предтеченская.

Шестой округ - благочинный Троицкой Печерской церкви священник Вонифатий Куратов. 1) Троицкая Печерская; 2) Николаевская Савинобор-ская; 3) Стефановская Щугорская.

В конце XIX в. в Вологодской епархии было много деревянных церквей. Хотя очень древних среди них насчитывалось немного, но и в позднейших сохранялись древние формы, которые представляли историческую ценность для исследователей. Ниже приводится список действовавших деревянных храмов Устьсысольского уезда по данным Клировых ведомостей за 1894 г. [8].

Деревянные храмы находились: 1. в Воскресенском Нившерском приходе. Одноэтажная в связи с колокольней, построена в 1853 г. и освящена в 1855 г. Престол один. От Вологды 1042 в., от Устюга 570 верст;

2. в селе Мажде. Одноэтажная на каменном фундаменте с колокольнею в связи, построена в 1854 г. и освящена в 1856 г. во имя Сретения Господня. От Вологды 916 в., от Устюга 463 версты;

3. в Спасском Аныбском приходе. Церковь построена в 1855 г. в связи с колокольнею с тремя престолами - Преображения Господня (1858 г.), Свт. Николая (1861 г.) и Феодосия Тотемскаго(1863 г.). От Вологды 930 в., от Устюга 436 верст;

4. в Озельском Вознесенском приходе. Церковь построена и освящена в 1860-1863 гг. В 1886 г. из приписной к Устьсысольскому собору сделана самостоятельной. Одноэтажная с колокольнею в связи. Престол один. От Вологды 893 в., от Устюга 488 верст;

5. в Савиноборском Николаевском приходе. Церковь построена в 1861 г. и освящена в 1867 г. Престола два - Николая Чудотворца (1870 г.) и Петра и Павла (1872 г.). Колокольня деревянная. От Вологды 1415 в., от Устюга 960 верст;

6. в Щугорском Стефановском приходе. Церковь построена в 1861 г. и освящена в 1867 г. Престолов два - теплый Покрова Божией Матери и холодный Св. Стефана Пермскаго. Имелась при церкви палатка для подвижной церкви, так как были деревни от храма на 85 верст и более. От Вологды 1565, от Устюга 1110 верст;

7. в Крестовоздвиженском Чукломском приходе. Церковь одноэтажная холодная с теплым приделом (1866 г.) на каменном фундаменте, построена в 1863 г. в связи с колокольней. В холодной престол в честь Воздвижения Креста Господня, в теплой - св. Василия Великого. От Вологды 969 в., от Устьсысольска 84 версты;

8. в приходе Николаевском в селе Чукаиб. Одноэтажная в связи с колокольнею, теплая и холодная, построена в 1864 г. (и 1873 г. холодная). Престол в холодной в честь Св. Ап. Петра и Павла, в теплой - Свт. Николая. От Вологды 978 верст, от Устьсысольска 105 верст;

9. в селе Большелуге. Церковь построена вместо ветхой в 1873 г. Одноэтажная на каменном фундаменте в связи с колокольнею. В 1890 г. выбелена, крыша выкрашена. Престол во имя Свят. Николая;

10. в селе Важкурском. Подобная по описанию предидущей, построена в 1878 г. Престол во имя Собора Пресвятой Богородицы, освящен в 1878 г. От Вологды 950 в., от Устюга 400 верст;

11. в селе Постыкеросском. Церковь строена в 1884 г. Престол один Живоначальныя Троицы. Звон на столбах. От Вологды 946 верст;

12. в Николаевском Слободском приходе. Церковь построена вместо сгоревшей в 1889 г., одноэтажная в связи с колокольнею. Средний престол - Свят. Николая (1889 г.) и боковой - пророка Илии. От Вологды 871, от Устюга 390 верст.

Всего в Устьсысольском уезде в 1894 г. насчитывалось двадцать деревянных храмов.

Список литературы:

1. НАРК. Ф. 230. Оп. 1. Д. 13. Лл. 1-1об.

2. НАРК. Ф. 231. Оп. 1. Д. 238. Л. 2.

3. НАРК. Ф. 231. Оп. 1. Д. 281. Л. 1-1об.

4. НАРК. Ф. 231. Оп. 1. Д. 319. Л. 1-1об.

5. НАРК. Ф. 230. Оп. 1. Дел пост. хран. 1724-1929гг. - С. 13-17.

6. Приложение к оффиц. части Волог. Епарх // Вед. - 1873. - С. 5, 37-39.

7. Новое распределение церквей Вологодской епархии на благочинни-ческие округа, составленное в 1882 г. // Волог. епарх. вед. Приложение к оффиц. части № 5. - 1882. - С. 15-16.

8. Список деревянных храмов ныне существующих в пределах Вологодской Епархии // Прил. к Волог. Епарх. Вед. - 15.12.1902. - № 24. - С. 746-748.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В АЛТАЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1718-1922 ГГ.

© Гордон Э.В.*

Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина, г Бийск

В статье, на основе различных опубликованных источников и исследовательских работ, освещен один из видов борьбы народных масс за свободу и независимость своей Родины в период гражданской войны -народно-повстанческое движение на Алтае 1918-1922 гг.

Крупнейшая драма XX столетия - гражданская война в России - подобно другим крупным событиям всемирной истории и по сей день привлекает внимание ученых, политиков, писателей. Вместе с тем, обращает на себя внимание неравномерность в исследовании вопросов вооруженной борьбы Советской власти против так называемой контрреволюции, а по сути, народно-повстанческого движения 1918-1922 гг. Так, например, восстаниям на Украине, в Поволжье, Дальнему Востоку, «Крондштадскому мятежу» уделено больше внимания исследователей, чем восстания, охватившим к этому времени всю Сибирь, в том числе и Алтайскую губернию.

В последние годы в отечественных исследованиях предпринимаются попытки исправить положение дел в этом вопросе. Однако историки встречают Здесь серьезные трудности. И, пре>вде всего, в силу сложного положения с источниковым материалом. Документы официальных советских властей, касающихся этих проблем, во многом тенденциозны, а письменные источники повстанцев весьма ограничены, причем часть из них до сих пор засекречена.

Актуальность изучения неоднозначных событий гражданской войны обусловлена их насыщенностью масштабными драматическими процес-

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.