ПОСЕЩЕНИЕ ЕПИСКОПОМ ВОЛОГОДСКИМ И УСТЮЖСКИМ ПАЛЛАДИЕМ УСТЬСЫСОЛЬСКОГО УЕЗДА В 1871 ГОДУ (К ИСТОРИИ УСТЬСЫСОЛЬСКОГО УЕЗДА КОНЦА XIX ВЕКА)
© Гераськин Д.П.*
Сыктывкарская и Воркутинская епархия РПЦ МП, г.Сыктывкар Сыктывкарский лесной институт, г.Сыктывкар
Рассматривается визит Правящего Архиерея Палладия, Епископа Вологодского и Устюжского, в Устьсысольский уезд в период с 7 по 16 июля 1871 года.
В 1870 году Преосвященнейший Палладий, Епископ Вологодский и Устюжский, обозревал преимущественно южные и средние уезды епархии (Вологодский, Грязовецкий, Кадниковский, Тотемский, Устюжский, Никольский), из северных уездов обозрение простиралось только на небольшую часть Сольвычегодского и вовсе не касалось Вельского, Яренского и Устьсысольского уездов. В этой связи, в свою следующую поездку по епархии в 1871 году, маршрут Владыки в особенности направлен был в упомянутые северные местности, в том числе и Устьсысольский уезд [1, 2].
7 июля Его Преосвященство вступил в Устьсысольский уезд, в котором при Зеленецкой Богоявленской церкви его встречали протоиерей Устьсысольского Троицкого собора В.Кокшаров и местный исправник H.A. Попов. После, обозрев Слободскую Николаевскую церковь, Владыка прибыл в восемь часов вечера к Троицкому собору г. Устьсысольска. Усть-сысольск, по причине отдаленности от Вологды на расстояние 885 верст, редко видел своих Архипастырей. Так, рассматриваемый визит Владыки Палладия явился пятым Архиерейским обозрением города в течение девятнадцатого столетия, после посещений Преосвященных Евгения, Фео-гноста, Христофора и Павла. Это может свидетельствовать о том восторге, с каким жители Устьсысольска принимали такие посещения, составлявшие целую эпоху в их жизни. Горожане в день прибытия Преосвящен-нейшего Палладия с раннего утра не покидал улиц города, и при первом ударе колокола весь Троицкий собор и площадь при нем переполнились народом. По прибытию к собору Владыка был встречен речью старшего священника Андрея Попова, по вступлении в собор и при окончании входной литии, Преосвященный сам говорил отпуст, осенял на многолетиях крестом и в заключение сказал соответственное случаю и обстоятельствам приветственное слово.
* Иерей, священник Сыктывкарской и Воркутннской епархии РПЦ МП, доцент Сыктывкарского лесного института, кандидат технических наук.
На следующий день, 8 июля, в девятом часу утра Владыке представлялись городское духовенство, гражданские чины и некоторые почетные граждане. В десять часов Преосвященный отправился в собор к Литургии, во время которой на часах посвятил в стихарь двух исправлявших причетнические должности при церквах Устьсысольского уезда - Подъельской Троицкой А. Фаддеева и Вильгортской Сретенской А.Рогова, на малом входе возложил на соборного священника Андрея Попова камилавку и наградил набедренником священника Объячевской Николаевской церкви Иосифа Багина. После Литургии Владыка обозревал собор, затем городскую кладбищенскую Вознесенскую церковь, посещал тюремный замок и строящийся храм Просветителю Зырян, Св. Стефану Пермскому.
9 июля в восемь часов утра, при большом стечении жителей, Владыка отправился из Устьсысольска по направлению к Троицко-Стефановскому Ульяновскому монастырю, отстоящему от центра уезда почти на 200 верст. В течение этого дня Владыка обозрел Корткеросскую Успенскую, Пезмог-скую Прокопиевскую, Важкурскую Богородскую, Небдинскую Преображенскую и Подъельскую Троицкую церкви, отметив их в довольно хорошем устройстве.
10 июля Владыка на пути в монастырь обозревал Аныбскую Преображенскую и Деревянскую Христорождественскую церкви, причем при последней, по случаю начинаемой постройки новой каменной церкви, Преосвященный сделал полезные указания. Также на пути была осмотрена деревянная часовня, принадлежащая Троице-Стефановскому Ульяновскому монастырю. Прибыв к монастырю, Преосвященнейший встречен был у переправы чрез реку Вычегду экономом монастыря, а у самой обители Архимандритом Матфием со всею братию, в преднесении хоругвей и икон. По вступлении в церковь и по окончании входной литии, Владыка произнес приветственно-назидательное слово, в котором, указав на особенную цель служения братии монастыря в этой отдаленной, пустынной, малопросвещенной и отчасти зараженной духом раскола местности, поучал, чтобы они всемерно старались подавать собою пример истинно-христианской жизни, и тем располагать и привлекать к православной церкви отдаляющихся от нее своих соседственных по месту жительства собратий. Затем Преосвященный осматривал церкви, келии и другие монастырские здания. В семь часов вечера в трапезной церкви началось Всенощное бдение, которое совершал настоятель, а на литию и полиелей выходил и Владыка. Церковь была переполнена народом - многие из окрестных зырян за двадцать и более верст прибыли в монастырь.
11 июля, в воскресенье, Владыка присутствовал на Литургии в трапезной церкви и во время чтения часов посвятил в стихарь послушников монастыря - Ивана Климова и Георгия Занина, а на малом входе наградил набедренниками иеромонахов Феофилакта, Феодосия, Корнилия и свя-
Исторические науки
127
щенника Устькуломской Петропавловской церкви Иоанна Рогова. После Литургии, отправлено было Преосвященным соборное молебствие. По выходе из церкви, Владыка посетил и благословил братскую трапезу, а за тем, в сопровождении настоятеля, обозревал монастырские окрестности, осведомляясь обо всем хозяйстве обители. В тот же день, в пять часов по полудни, Владыка отслушал в обители напутственный молебен, изъявил настоятелю благодарность за труды его по устроению монастыря и преподав благословение братии и множеству собравшихся богомольцев, отправился в обратный путь.
12 июля, в пятом часу по полудни, Владыка прибыл в Устьсысольск. По возвращении Владыки, местные жители обратились к нему с усерднейшею просьбою совершить в их городе Божественную Литургию Архиерейским чином.
13 июля, согласно просьбе горожан, Его Преосвященством в местном Троицком соборе, в сослужении соборного и нескольких лиц сельского окрестного духовенства, была совершена Литургия, на которой посвящены в стихарь причетники Устьсысольского собора М.Трубачев, Пезмог-ской Прокопиевской церкви А. Трубачев и Кажимской Димитриевской церкви В. Колмаков, а псаломщик Виземской Троицкой церкви И. Тюрнин рукоположен в сан диакона.
14 июля, утром, после напутственного молебствия, Преосвященный Палладий отправился из Устьсысольска по дороге к Устюгу. Первая на этом пути обозрена была Вильгортская Сретенская церковь. Священник этой церкви Иаков Попов приветствовал Архипастыря речью и поднес икону св. Параскевы-Пятницы; здесь же представлялись некоторые при-чты от соседственных церквей, а священнику Шошкинской Михаило-Архангельской церкви Николаю Косаткину объявлена архипастырская благодарность за усердные труды по делу народного образования. За тем обозреваемы были Пажгинская Благовещенская и Ибская Вознесенская церкви. При последней из этих церквей Владыка встречен был местным и соседних церквей духовенством, и, по желанию Владыки, был отслужен молебен Свт. Стефану, Просветителю коми-зырян.
15 июля, в шесть часов утра, отправившись от Ибской церкви, Преосвященный прибыл к Визинской Троицкой церкви. Здесь Владыка посетил священника Георгия Попова, председателя съезда депутатов Яренско-Устьсысольского училищного округа. Затем обозреваемы были Чукаибская Николаевская и Киберская Спасская церкви. Священник последней церкви Ф.Соколов за добрую жизнь и за особенную ревность к исполнению своих обязанностей был награжден набедренником. К вечеру этого дня Правящим Архиереем осмотрена Порубская Спасопреображенская церковь.
16 июля обозреваема была Лоемская Успенская церковь, которой заканчивался Устьсысольский уезд. Священник этой церкви А.Баклановский
за особенно похвальную жизнь награжден набедренником, а причетнику И.Заварину преподано Архипастырское благословение за примерное поведение и отличный порядок в хозяйстве. Затем Владыка покинул пределы Устьсысольского уезда, продолжив обозрение церквей в Устюжском уезде.
Необходимо отметить, что в продолжение всей поездки по епархии в 1871 году Владыка Палладий совершил путь в 2525 верст, обозрев лично десять монастырей, в том числе и приписные, а также сто двадцать четыре церкви с соборами и сверх этого ревизовал причты от ста сорока семи церквей.
Список литературы:
1. Поездка Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Палладия, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго, для обозрения церквей и духовенства Вологодской епархии с 17 июня по 29 июля сего 1871 года // Прибавл. к Вологод. Епарх. Вед. - 15 сент. 1871. - № 18. - С. 648-661.
2. Поездка Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Палладия, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго, для обозрения церквей и духовенства Вологодской епархии с 17 июня по 29 июля сего 1871 года (окончание) // Прибавл. кВологод. Епарх. Вед., 15 окт. 1871. - № 20. - С. 695-707.
РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ УЧЕБНОМ ОКРУГЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
© Гач О.Б.*
Томский государственный педагогический университет, г. Томск
В статье рассматриваются негосударственные начальные учебные заведения Западной Сибири конца XIX - начала XX вв. Представлены их типология, количественные показатели, оценка хозяйственной и образовательной деятельности частных школ администрацией ЗападноСибирского учебного округа.
К концу XIX - началу XX вв. в Западно-Сибирском учебном округе (ЗСУО), несмотря на сложности распространения начального образования, связанные с обширностью и труднодоступностью, суровыми климатическими условиями региона, неравномерностью поселений и многона-
* Старший научный сотрудник Лаборатория истории педагогического образования Институт культуры ТГПУ.