Научная статья на тему 'Архиепископ Иринарх (Попов): некоторые дополнения к биографическим сведениям'

Архиепископ Иринарх (Попов): некоторые дополнения к биографическим сведениям Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
262
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архиепископ Иринарх (Попов) / Коренная пустынь / посольские церкви в Италии / русская миссия в Греции / Толгский монастырь / Старицкое викариатство / Рижское викариатство

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крастелев Игумен Михаил

Статья посвящена новым сведениям о биографии преосвященного Иринарха, архиепископа Рязанского. Ряд материалов выявлен при изучении российских и зарубежных материалов и публикуется впервые. Приводятся фрагменты из личной переписки преосвященного Иринарха, исследуются архивные документы Толгского монастыря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архиепископ Иринарх (Попов): некоторые дополнения к биографическим сведениям»

4 Во французском языке прилагательное «зыбкий» - уаяШаМ однокоренное с глаголом «шататься» - уаяШвт. Санскритское дШНа - также означает «рыхлый» и «шаткий».

5 Ср. с др.-индийским Ыаяапа - качаться; «парэшани» (урду) - «волноваться».

6 Латинское происхождение в значении «волна» от слова и^а в румынском языке имеет слово и^а - «волна».

7 Этимологическое родство ближе всего в отношении к др.- индийским словам ^1а, 1о1аяапа - «качаться», персидским 1г1о^-1е1о^ НоЫап - «качаться», 1аШ1от - «волнение на море».

Игумен Михаил (Крастелев)

АРХИЕПИСКОП ИРИНАРХ (ПОПОВ): НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ К БИОГРАФИЧЕСКИМ СВЕДЕНИЯМ

Статья посвящена новым сведениям о биографии преосвященного Иринарха, архиепископа Рязанского. Ряд материалов выявлен при изучении российских и зарубежных материалов и публикуется впервые. Приводятся фрагменты из личной переписки преосвященного Иринарха, исследуются архивные документы Толгского монастыря.

Ключевые слова: архиепископ Иринарх (Попов), Коренная пустынь, посольские церкви в Италии, русская миссия в Греции, Толгский монастырь, Старицкое викариат-ство, Рижское викариатство.

Архиепископ Иринарх за свое многолетнее архипастырское служение был многократно отмечен наградами, пользовался любовью и уважением своей паствы. За время своего служения преосвященный Иринарх пребывал на семи епископских кафедрах, а также прослужил 15 лет в Российских посольских церквях Италии и Греции.

Его современники считали, что он больше был известен своей заграничной деятельностью, но в то же время, он приобрёл известность: «сановника полезного и в России для разных духовных должностей по отличным его способностям»1.

Краткие биографические данные2 о преосвященном Иринархе были опубликованы еще при его жизни в целом ряде периодических изданий, это были, как правило, Епархиальные Ведомости тех епархий, в которых пришлось потрудиться преосвященному. Затем, после кончины преосвященного Иринарха, некрологи о нем напечатали следующие издания: Вологодские3, Рижские, Кишиневские, Каменец-Подольские, Самарские, Казанские, Тверские, Рязанские и еще целый ряд епархиальных ведомостей. Все они практически повторяли первоначальный текст, опубликованный в Рязани, в которой ему довелось закончить свой земной путь - Рязанских Епархиальных ведомостях4.

Что же сообщали эти издания? Это были сведения, об основных этапах жизни и деятельности преосвященного, вполне достаточные для того, чтобы у интересующегося сложилось представление о том, что за архипастырь был покойный архиепископ Иринарх.

Данная статья посвящена исследованию биографии преосвященного, представлены ранее неизвестные и неопубликованные сведения о преосвященном Иринархе.

«Архиепископ Иринарх, в миру Иаков Дмитриевич Попов, сын священника»5 села Долгого, Курской губернии. Родился в 1790 году6. При этом не указывается точная дата рождения. Село Долгое можно найти в «Перечне населенных пунктов Российской Империи», 1868 г. издания. Оно находилось в Курской губернии, в Курском уезде, 4 стан, в 2 верстах от Курской Коренной пустыни.

Церковь, в которой служил отец преосвященного, стоит справа у дороги по пути в Коренную Пустынь. История этой церкви тесно связана с Коренским Рождество-

Богородицким мужским монастырем - местом, где в 1295 г. была обретена чудотворная икона Божией Матери Знамение.

Город Курск был сожжен нашествием татаро-монголов, которые достигли места явления иконы в «лесной стороне», увидев священника Боголепа, который служил молебны иконе, татары увели его в плен. Саму икону «рассекли» надвое и раскидали в «разных сторонах» от леса по дороге в Курск.

Через некоторое время русское посольство выкупило священника Боголепа из плена. Вернувшись на место явления иконы и не застав ее там, он очень опечалился и, помолившись Господу, начал поиски иконы.

В одном месте он увидел куст травы, «отличавшийся от других», подошел к нему и увидел половину иконы. «Возложив упование на Матерь Божию», он приступил к поискам второй половины и вскоре обнаружил у такого же куста травы вторую половину. «Облобызав оную от чистого душевного чувства», сложив обе половины и - о чудо! -явилась цельная икона7.

Господу угодно было прославить местность, где были обретены половины иконы: первое - обозначено построением храма Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной пустыни; второе - построением храма во имя святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны в селе Долгом, в семье священника которого и родился будущий преосвященный Иринарх.

Священник этой церкви Федор Колмаков в рапорте от 29 июня 1770 г. сообщает: «В силу данной мне заручной Его Преосвященства грамоты в Курском уезде, в Обмяуком стану, в селе Долгом церковь св. Богоотец Иоакима и Анны в 1770 году 24 дня на память св. муч. Саввы Стратилата мною освящена»8. Деревянная церковь, изображение которой не сохранилось, имела вид четырехугольника, сделана была из разного леса, ошелевана и окрашена красной краской, почему ее называли еще «Красной церковью». Старый храм за ветхостью был разобран, а новый построен в 1852 г., по проекту Константина Тона. Вот в каком благодатном и историческом месте родился и провел свое детство преосвященный Иринарх. Данных о его родителях и родственниках в архивах не сохранилось, однако известно, что он посещал своих родных.

В письме из Вологды по поводу отъезда владыки Иринарха на новую Кишиневскую кафедру написано, что владыка Иринарх «предположил выехать 11-го декабря. В Москве пробудет дней два, в Курске на родине дней два»9.

Что касается точной даты рождения преосвященного Иринарха, то ее удалось установить из письма от 8 ноября 1871 г. самого архиепископа Иринарха к редактору Вологодских Ведомостей - Николаю Суворову. «С 23 ч. истекшего месяца вступил в 85 год моей жизни»10. Это значит, что 23 октября - день рождения, и вероятно и день Ангела11 потому, что его мирское имя было Иаков*.

«С 1804 года обучался в Курской семинарии»12. Известно, что среди из выпускников Курской Духовной Семинарии был митрополит Московский Макарий (Булгаков).

«В 1814 г. поступил в Санкт-Петербургскую академию, а по окончании оной 18 июля 1817 г. со степенью старшего кандидата с правом на степень магистра через год, (которая и дана ему в свое время), которую он получил 16 сентября 1818 г., рукоположен в иеромонаха»13. Будущий архиепископ Иринарх, был воспитанником 2 курса Санкт-Петербургской духовной академии, учеником, впоследствии, митрополита Московского Филарета (Дроздова). Его товарищами по курсу были: профессор Киевской духовной академии, доктор богословия, протоиерей Иван Михайлович Скворцов, профессор той же академии Александр Максимович, доктор богословия, архиепископ Иоанн (Добро-зраков). Так же, архиепископ Псковский Нафанаил (Павловский), в последствии, викарием которого стал преосвященный Иринарх, архимандрит Макарий (Глухарев), знамени-

* <<23 Октября был день рождения Преосв. Иринарха (и вероятно день Ангела потому что мирское имя его, было Иаков). Следов. он скончался, имея отроду 86 лет, 11-ти месяцев без двух дней>>.

тый основатель Алтайской миссии, первый переводчик библии с еврейского на русский

язык14.

Необходимо отметить, что именно с этого курса появилось в академии особое издание под заглавием: «Некоторые опыты упражнений воспитанников С. петербургской духовной академии» в нем печатались лучшие проповеди студентов и рассуждения богословского и церковно-исторического характера. Это издание было выдающимся в академической жизни студентов. Продолжалось оно в течение нескольких первых курсов. Оно было предвестником другого академического издания: «Христианское чтение», которое основано с 1821 г.15 В этом издании была напечатана работа преосвященного Иринарха в 1893 г.

В июле того же 1817 г., направлен инспектором и профессором церковной истории и еврейского языка в Орловскую семинарию. Архиепископ рязанский Палладий, в своей надгробной речи назвал преосвященного Иринарха « воспитанником гения»16, имея ввиду его учёбу в Санкт-Петербургской духовной академии у архимандрита Филарета (Дроздова), будущего митрополита Московского. Но и сам преосвященный Иринарх, продолжая дело своего учителя, по словам преосвященного Палладия, «воспитал гения»17 - знаменитого архиепископа Иннокентия Херсонского и Таврического (Борисова). На это обстоятельство в жизни преосвященного Иринарха, указывает сам архиепископ Иннокентий, в своем прощальном слове к пастве Вологодской, называя преосвященного Иринарха, своим «наставником в науках»18.

18 июня 1819 г. иеромонах Иринарх получает назначение в Италию, город Милан, священником домовой церкви Маркизы Терцы, урожденной княгини Голицыной. Долгое время он являлся единственным русским иереем на Апеннинах. Известно, что его приглашали служить в разные города Италии. Церковь во Флоренции была тесно связана с российской дипломатией на Апеннинах. В 1815 г. во Флоренции была учреждена дипломатическая миссия, нуждавшаяся, в соответствии со сложившейся практикой, в своем храме. В этот храм Рождества Христова с августа 1824 г. получил назначение иеромонах Иринарх.

Семейству Бутурлиных принадлежит устройство в 1818 г. первой постоянной православной церкви во Флоренции. Она имела статус домовой и в первое время обслуживалась греческим иереем из Ливорно. Первым же русским священником во Флоренции стал о. Иринарх - его литургию в 1820 г. вспоминал в своих мемуарах граф Бутурлин: «Живо помню, как все мы были глубоко тронуты, когда после трех лет почти, услышали возглас: «Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа» и прочее. Глаза у всех налились слезами»19. Церковь Бутурлиных, сперва помещалась в снимавшемся ими Палаццо Гуиччардини-Строцци, в котором разместилась российская дипломатическая миссия, а в 1824 г. она переместилась в Палаццо Никколини на виа дей Серви, прозванный горожанами Палаццо Бутурлин.

Храм часто посещали жившие в Италии россияне и путешественники: в нем в 1819 г. на литургии, которую служил о. Иринарх присутствовал брат Императора Александра I, Великий князь Михаил Павлович. Главной реликвией миссийной церкви стал складной иконостас из походной церкви императора Александра I. Иконостас-складень, написан в 1790 г. видным художником-академистом В. Шебуевым20.

В 1827 г., в августе, с открытием церкви при Императорской Российской миссии в

Риме иеромонаху Иринарху было повелено «отправлять Богослужение в оной по требо-

21

ванию посланника»21.

Иеромонах Иринарх, исполняет обязанности священника посольской во имя Святителя Николая Чудотворца церкви в Риме до февраля 1831 г. Русская церковь в Риме - самая старинная из русских церквей в Италии. Храм при миссии был устроен в 1823 г. Одно престольный храм во имя Святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме, на улице Корсо 518. Впоследствии церковь кочевала из одного дома в другой: с 1828 г. она была в палаццо Одескальки на площади Святейших Апостолов.

Как и все другие заграничные церкви, Римская была включена в состав Санкт-Петербурской епархии, но во многом, прежде всего - материально, зависела от Министерства Иностранных Дел и именовалась Посольской.

Всего иеромонах Иринарх нес послушание в домовых и посольских церквях в католической Италии 12 лет. После возвращения из Италии, был возведён в сан архимандрита,

и назначен в феврале 1831 г. в первоклассный Толгский монастырь Ярославской епар-

22

хии22.

В фондах ГАЯО удалось обнаружить некоторые документы из Толгского монастыря, в частности, дело №2367. В деле имеются касающиеся назначения иеромонаха Иринарха в Толгский монастырь, принятия им дел в монастыре. В начале 1831 г., высокопреосвященный Авраам, архиепископ Ярославский и Ростовский обратился в Святейший Синод с просьбой о назначении настоятеля в первоклассный мужской Толгский монастырь «на открывшуюся вакансию»23.

По указу императора Синод, заслушал прошение высокопреосвященного Авраама, предлагавшего на замещение вакантной должности двух кандидатов: «второкласснаго ростовскаго и борисоглебскаго монастыря Архимандрита Рафаила, и ректора Ярославской Семинарии без монастырскаго Архимандрита Нила»24.

К прошению прилагались послужные списки кандидатов и их рекомендации. Но член Св. Синода, митрополит Серафим, Новгородский и Санкт-Петербургский «словестно» предложил Св. Синоду другую кандидатуру. Он заявил, что считает «полезным и приличным» на настоятельскую должность назначить с возведением в сан архимандрита иеромонаха Иринарха «находившагося при флорентийской Грекороссийской церкви, а ныне в следствие Высочайшаго повеления, возвратившагося в С.петербург».

Митрополит дал при этом наилучшие рекомендации25 иеромонаху Иринарху: «о котором Начальники Миссий наших в Риме и Флоренции и Посланник в Риме Князь Гагарин отозвались с отличною похвалою»26.

От 25 февраля 1831 г. указом из Св. Синода архиепископу Ярославскому и Ростовскому Аврааму было сообщено, что иеромонах Иринарх назначен настоятелем Толгского монастыря Ярославской епархии с возведением в сан архимандрита.

Свято-Введенский Толгский Ярославский монастырь - один из старейших русских монастырей, сложившийся во второй половине XVII - XVIII веках. Монастырь основан в 1314 г. в устье реки Толги, впадающей в Волгу выше города Ярославля, на месте явления Толгской иконы Божией Матери.

По возведении игумена Иринарха в сан архимандрита митрополитом Ниовгородским и Санкт-Петербургским Серафимом, согласно указа: «с произведением его в сан Архимандрита и в следствие сего производства его в сей сан и отправления затем к назначенному месту, предоставить ему же Преосвященному Митрополиту Новгородскому и С. Петербургскому»27, архимандрит Иринарх принимает дела в монастыре.

В документах Толгского монастыря удалось найти рапорт, который непосредственно касается деятельности архимандрита Иринарха в Толгском монастыре. Это документ № 47 о принятии архимандритом Иринархом имущества монастыря при вступлении его в должность Настоятеля, от 7 апреля 1831 г.

В рапорте в Ярославскую духовную консисторию сообщается о том, что «Во исполнении Его Императорскаго Величества указа, из оной Консистории от 24-го минувшаго марта за № 1840 последовавшаго, из нас Наместник Иеромонах Иринарх, Казначей Иеромонах Вассиан и Ризничий рясофорный Иерей Петр Архимандриту Иринарху имущество Онаго Монастыря как Казенное, так и Церковное по описям и Суммы по приходорасходным книгам при посредстве Благочиннаго Афанасиевскаго Монастыря Строителя Иеромонаха Нафанаила Сдали, и мною Архимандритом приняты все в целости»28.

Преосвященный Иринарх был замечательным проповедником и богословом, его сочинения издавались еще при его жизни29, со времени его пребывания в благодатной Толг-

ской обители сохранилась проповедь: «Беседы на день Толгския иконы Божией Матери», которая была напечатана в Ярославских епархиальных ведомостях в 1892 году по рукописям. «Уже декабре 1832 г., архимандрит Иринарх вызывается на череду служения в Санкт-Петербург»30. В то время все заграничные приходы находились в подчинении митрополита Санкт-Петербургского. Вскоре архимандрита Иринарха направляют в Грецию.

По мирному договору 1829 г. Греция получила независимость, а Сербия, Валахия и Молдавия - автономию. В январе 1833 г., архимандриту Иринарху несомненно имевшему богатый опыт и прекрасно себя зарекомендовавшего, оказана высокая честь - возглавить посольскую церковь при только что созданной императорской Российской миссии в Греческом королевстве.

Письмом из Ярославской духовной консистории № 21 от 11 апреля 1833 г. в Толг-ский монастырь, в котором сообщается об Указе из Святейшего Синода поступившем в Ярославскую епархию о «Высочайшем Его Императорскаго Величества соизволении, о назначении Толскаго монастыря отца Архимандрита Иринарха в качестве священника учреждаемой при духовной Российской миссии в Грецию - временной церкви»31.

В Указе сообщается, что установлен срок пребывания Иринарха в Греции в три года «с оставлением во время пребывания Его там в течении трех лет Толгский монастырь в управлении Его Архимандрита», а настоятельские функции временно передаются наместнику монастыря, до возвращения архимандрита в Толгу32. Предписание об исполнении данного указа наместнику монастыря было указано в резолюции правящего архиерея преосвященного Авраама архиепископа Ярославского: «дать знать в монастырь,

о чем следует» и распоряжение наместнику: «Настоятельской в оном деятельности до возвращения Его Высокопреосвященства вам Наместнику и казначею»33.

В 1836 г., 24 марта, Высочайше «в воздание отличных достоинств и заслуг и в поощрение к ревностному исполнению особых поручений, возложенных на него при назначении в Грецию», сопричислен к ордену св. Анны 2 степени, украшенному императорской ко-

роной34.

В том же году, архимандритом Иринархом была составлена монография: «Общие замечания о состоянии церквей в Греческом королевстве», которая впоследствии была в 1893 г. опубликована в вестнике «Христианское чтение»35. После прочтения рукописи этой работы, государь собственноручно написал на ней: «Плачевная истина». Архимандрит Иринарх за этот труд был высочайше награжден 200 червонцами36.

3 мая 1836 г. Иринарх был хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии. Старицкое викариатство было учреждено по докладу Синода и распоряжению государя императора от 29 февраля 1836 г.

Первым викарием Тверской епархии - епископом Старицким был назначен 7 марта 1836 г. преосвященный Иринарх. Местом пребыванием викария, было определено в Успенском Желтиковом монастыре близ города Твери, настоятелем которого он был одновременно назначен37.

В связи с учреждением Старицкого викариатства Тверской епархии, Успенский Желтиков монастырь в 1836 г. был переведён из 3 во 2 класс, есть сведения, что для «благолепия»38 службы викарного архиерея в нём был создан хор из 12 человек.

В архиве Тверского Успенского Желтикова монастыря, в приходно-расходной книге за 1836 г. имеется запись, что епископ Старицкий викарий Тверской Иринарх, получал жалование, как епископ и настоятель монастыря с августа по 14 сентября 1836 г.39

На Старицкой кафедре владыка пробыл всего 4 месяца. Вскоре, 15 сентября 1836 г., преосвященный Иринарх назначен первым епископом Рижским, викарием Псковской епархии.

В этой статье рассмотрен небольшой временной отрезок из жизни и деятельности преосвященного Иринарха, однако знания и опыт, приобретенные им в этот период, очень

пригодились ему в дальнейшем. Деятельность тогда еще отца Иринарха, получившая высокую оценку таких знаменитых людей своего времени, как граф Бутурлин, князь Гагарин, митрополит Серафим, была и в дальнейшем, уже как архипастыря, отмечена многими государственными наградами40.

По словам митрополита Мануила (Лемешевский), именно «служение Иринарха за границей развило в нем замечательное умение обращаться с людьми и в трудных обстоятельствах держать себя с достоинством»41.

Деятельность преосвященного Иринарха на благо Матери Церкви явило собой образец архипастырского послушания, вместило в себя целую эпоху в жизни православия в России. Деятельность архипастыря в пограничных епархиях (Риге, Каменец-Подольске, Кишиневе) в период их становления была не только административной, но включала в себя миссионерскую и дипломатическую работу. Будучи просвещенным и грамотным, он сочетал в себе, как знание иностранных языков, так и умение общения с разными людьми. Архиепископ Иринарх является одним из выдающихся деятелей Русской Православной Церкви.

Изучение жизни подвижников Православной Церкви, к числу которых, несомненно, можно причислить преосвященного Иринарха, в ее истории и религиозной феноменологии является одной из насущных исследовательских задач, тесно связанных с религиознонравственным возрождением современного общества.

Примечания

1 Суворов, Н. И. Исторические сведения об иерархах Древне-Пермской и Вологодской епархии. Вологда, 1868. С. 380.

2 Иринарх. Библиографический словарь писателей. ученых и художников, уроженцев преимущественно Рязанской губернии. Рязань, 1910, Репринтное изд. Рязань : РГПУ, 1995. С. 95-96.

3 Высокопреосвященный архиепископ Иринарх : (Некролог) // Вологодские епархиальные ведомости. Вологда, 1877. № 21. С. 356-358.

4 Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям. Рязань, 1877. 15 октября. С. 89-95.

5 О преосвященном Иринархе // Странник. СПб. : 1877, Ноябрь. С. 247-248.

6 О преосвященном Иринархе // Ярославские епархиальные ведомости. Ярославль: 1892. № 33. С. 525-527.

7 Там же.

8 Там же.

9 Храм во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны села Долгое / Историко-культурный центр «Коренная Пустынь». Курск, 2002. С. 2-4.

10 ЦГИАМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4459. Л. 3.

11 К биографии архиепископа Рязанского, бывшего епископа Вологодского : письмо его к редактору ВЕВ от 8 ноября 1874 года // Вологодские епархиальные ведомости. Вологда : [б. и.], 1877. № 21. С. 359.

12 Там же.

13 Суворов, Н. И. Исторические сведения об иерархах Древне-Пермской и Вологодской епархии. Вологда, 1868. С. 380.

14 Там же.

15 Родосский, А. Биографический словарь студентов С.-Петербургской духовной академии. СПб. : С. ХХИУ-ХХХУ.

16 Там же.

17 Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям. Рязань, 1877. 15 октября. С.

18 Куплетский, М. Преосвященный Иринарх, первый викарий Рижской епархии // Странник. СПб., 1884. Январь- март. С. 470.

19 Слова преосвященного Иннокентия к пастве Вологодской. Киев, 1843. С. 168.

20 Талалай, М. Православная русская церковь во Флоренции. Флоренция, 2000. С. 48.

21 Там же.

22 Суворов, Н. И. Исторические сведения... С. 380.

23 Там же. С. 380, 381.

24 ГАЯО. Ф. 238. Оп. 1678. Д. 2367. Л. 14. См.: Указ архиепископу Ярославскому Аврааму из Святейшего Синода о назначении наместника Толгского монастыря № 44 от 8 марта 1831 г.

25 Там же. Д. 2367. Л. 14.

26 Церковный вестник. СПб., 1892. № 36. С. 567.

27 ГАЯО. Ф. 238. Оп. 1678. Д. 2367. Л. 14. Указ архиепископу Ярославскому Аврааму из Святейшего Синода о назначении наместника Толгского монастыря №44 от 8 марта 1831 г.

28 Никольский, А. В. Русская Православная Церковь. Монастыри: Энциклопедический справочник. М., 2001. С. 256-258.

29 ГАЯО. Ф. 238. Оп. 1678. Д. 2367. Л. 22. См. : Рапорт в Ярославскую консисторию о передаче имущества Толгского монастыря архимандриту Иринарху от 7 апреля 1831 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Поучительные слова на Катехизис православной Церкви в 4-х частях; Поучительные слова на воскресные дни (2 т.); Поучительные слова на воскресные дни святой Четырее-сятницы; Беседы и слова на некоторые праздничные дни; Слова на 9 воскресных дней; Беседы на некоторые воскресные дни; Семь слов о вере и молитве и др. (См.: Иринарх. Сочинения : в 10 книгах / архиепископ Иринарх. М., 1868.)

31 О сочинениях Высокопреосвященного архиепископа Иринарха // Вологодские епархиальные ведомости. 1869. № 11.С. 249-253.

32 Иринарх. Беседы на день Толгския иконы Божией Матери // Ярославские епархиальные ведомости. Ярославль, 1892. № 32. С. 37-50.

33 Суворов, Н. И. Исторические сведения. С. 381.

34 ГАЯО. Ф. 238. Оп. 1678. Д. 2367. Л. 54. Отношение из Ярославской консистории в Толгский монастырь об указе о назначении архимандрита Иринарха в качестве священника учреждаемой при духовной Российской миссии в Грецию от 11 апреля 1833 г.

35 Там же. Д. 2367. Л. 54.

36 Там же.

37 Суворов, Н. И. Исторические сведения. С. 381., Из церковно-общественной жизни второй четверти нашего столетия // Христианское чтение. СПб., 1890. январь-февраль. С. 126.

38 Общие замечания о состоянии церквей в Греческом королевстве [Текст] // Христианское чтение. СПб., 1893. Сентябрь-октябрь. Кн. 8-9.

39 Рязанские епархиальные ведомости. Рязань, 1889. № 6. С. 123.

40 Платон (архимандрит). Историческое описание Тверскаго Успенскаго Желтикова монастыря. Тверь : Тип. Губ. Правл., 1852. С. 3, 4, 22.

41 Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1901. № 21. С. 469-472.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.