Научная статья на тему 'Развитие негосударственного общего начального образования в Западно-Сибирском учебном округе в конце XIX - начале XX вв'

Развитие негосударственного общего начального образования в Западно-Сибирском учебном округе в конце XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гач О. Б.

В статье рассматриваются негосударственные начальные учебные заведения Западной Сибири конца XIX начала XX вв. Представлены их типология, количественные показатели, оценка хозяйственной и образовательной деятельности частных школ администрацией ЗападноСибирского учебного округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие негосударственного общего начального образования в Западно-Сибирском учебном округе в конце XIX - начале XX вв»

за особенно похвальную жизнь награжден набедренником, а причетнику И.Заварину преподано Архипастырское благословение за примерное поведение и отличный порядок в хозяйстве. Затем Владыка покинул пределы Устьсысольского уезда, продолжив обозрение церквей в Устюжском уезде.

Необходимо отметить, что в продолжение всей поездки по епархии в 1871 году Владыка Палладий совершил путь в 2525 верст, обозрев лично десять монастырей, в том числе и приписные, а также сто двадцать четыре церкви с соборами и сверх этого ревизовал причты от ста сорока семи церквей.

Список литературы:

1. Поездка Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Палладия, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго, для обозрения церквей и духовенства Вологодской епархии с 17 июня по 29 июля сего 1871 года // Прибавл. к Вологод. Епарх. Вед. - 15 сент. 1871. - № 18. - С. 648-661.

2. Поездка Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Палладия, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго, для обозрения церквей и духовенства Вологодской епархии с 17 июня по 29 июля сего 1871 года (окончание) // Прибавл. кВологод. Епарх. Вед., 15 окт. 1871. - № 20. - С. 695-707.

РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ УЧЕБНОМ ОКРУГЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

© Гач О.Б.*

Томский государственный педагогический университет, г. Томск

В статье рассматриваются негосударственные начальные учебные заведения Западной Сибири конца XIX - начала XX вв. Представлены их типология, количественные показатели, оценка хозяйственной и образовательной деятельности частных школ администрацией ЗападноСибирского учебного округа.

К концу XIX - началу XX вв. в Западно-Сибирском учебном округе (ЗСУО), несмотря на сложности распространения начального образования, связанные с обширностью и труднодоступностью, суровыми климатическими условиями региона, неравномерностью поселений и многона-

* Старший научный сотрудник Лаборатория истории педагогического образования Институт культуры ТГПУ.

циональностью населения, сформировалась разветвленная сеть начальных общеобразовательных учреждений. Официально все негосударственные начальные образовательные учреждения, созданные частными лицами и общественными организациями, назывались частными учебными заведениями третьего разряда. После выхода 1 июля 1914 г. «Правил о частных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения (МНП), не пользующихся правами правительственных учебных заведений» начальные школы были переименованы в частные низшие училища, и было упрощено их открытие [1, с. 23-33].

Учредителями негосударственных учебных заведений ЗСУО являлись отдельные лица, группы лиц, общественные организации, религиозные общины и органы местного самоуправления. При открытии частных учебных заведений учредители руководствовались различными мотивами, в соответствии с которыми частные начальные школы выполняли ряд социально-педагогических задач и могли быть объединены в несколько групп:

1. Образовательные учреждения, существовавшие за счет благотворительной помощи. Главная цель таких школ - распространение грамотности. Обучение осуществлялось бесплатно за счет средств меценатов, общественных организаций, объединений инициативных групп местных жителей.

2. Частные школы, реализующие образовательные потребности по запросам общества на принципах предпринимательства. Основным фактором создания таких учебных заведений являлся социальный заказ на дополнительные учебные места, вследствие их дефицита в существовавших школах, или на специальную подготовку, например, для поступления в средние учебные заведения.

3. Частные учебные заведения с задачей сохранения национальнорелигиозных традиций: еврейские, мусульманские, немецкие школы. Программа таких школ включала дисциплины приходских школ МНП, а также изучение родного языка, религии, национальной культуры.

4. Специализированные частные начальные образовательные учреждения для учащихся с ограниченными возможностями. В ЗСУО существовала единственная частная школа для глухонемых детей, открытая Томским обществом попечения о глухонемых.

Активное распространение негосударственных школ приходится на начало XX в. Согласно опубликованным статистическим документам и отчетам попечителей ЗСУО отмечалось ежегодное увеличение числа частных школ. Так, в 1887 г. в ЗСУО насчитывалось всего 5 негосударственных учебных заведений с 79 учащимися [2, с. 178-200]. К 1897 г. количество частных школ увеличилось до 15, в которых обучалось уже 615 учеников [3, с. 194-198]. Спустя десятилетие в 1907 г. существовали 34 част-

ные школы с 1615 учениками, а через год (1908 г.) их число возросло до 44, количество учащихся достигло 2828 человек [4, л. 431-431 об.].

Лидером по числу открывшихся негосударственных начальных учебных заведений была Томская губерния. Например, в 1908 г. на ее территории действовало 29 частных школ, что составляло 66 % от общего числа негосударственных учебных заведений округа [4, л. 349]. В 1913-1914 уч. г. в Томской губернии работала 31 школа из 40 существовавших в ЗСУО, т.е.

77,5 % частныхшкол [5, л. 197-198].

Всего начальных общеобразовательных школ, согласно «Отчету по Томской губернии за 1913-1914 учебный год», в губернии в 1913-1914 уч. г. было 1009 учебных заведений, в том числе, 31 частное. Частные учебные заведения третьего разряда составляли 3 % от общего числа начальных школ. Из государственных начальных учебных заведений 137 школ располагались в городах (14 %) и 841 школа - в сельской местности (86 %). Частные распределялись: 25 школ в городах (80,6 %) и 6 школ в селах (19,4 %). [5, л. 197-198]. Таким образом, среди частных школ преобладали городские учебные заведения, государственные в большинстве своем находились в селах. Расположение частных школ преимущественно в городах способствовало возможностям найма просторных теплых помещений с электрическим освещением, оснащению школы мебелью, соответствующей санитарным нормам, привлечению к работе профессиональных педагогов.

Однако и некоторые сельские негосударственные учебные заведения во многом превосходили государственные. Выгодно на фоне министерских сельских школ выглядело частное учебное заведение третьего разряда на прииске в п. Берикульском Мариинского уезда. По сведениям инспектора народных училищ третьего района Томской губернии П. Грязно-ва, большинство сельских школ были представлены простыми крестьянскими избами, неудобными, холодными, темными, скромно обставленными мебелью [6, л. 174]. Из 85 начальных школ (на 1909-1910 уч. г.) третьего инспекторского района всего 3 училища имели хорошо оборудованные здания, в том числе и Берикульская частная школа. Несмотря на расположение в сельской местности, в учебном заведении было проведено электрическое освещение, школа была оснащена хорошей мебелью и всеми необходимыми учебными пособиями [6, л. 183 об.]. Инспектор народных училищ второго района Томской губернии В. Курочкин выделил (1909 г.) частную школу в с. Берском Торгового дома В.А. Горохова, существовавшую к тому моменту уже 13 лет: «Благодаря заботливому вниманию своих учредителей училище снабжено всем необходимым и дело преподавания стоит на надлежащей высоте» [6, л. 45 об.].

В городах преимущественно открывались частные школы с целью подготовки детей к поступлению в средние учебные заведения. Оплата за обучения в таких частных учебных заведениях была достаточно высокая.

Так, в училище А.И. Зеленской брали 8 рублей в месяц с учеников, изучающих языки, и 6 рублей - с остальных, в то время как в городских приходских школах учащиеся платили 3 рубля в год [7, л. 59]. Однако и результаты обучения в таких частных школах отличались высокими показателями успешности учащихся. По субъективной оценке современников процентное соотношение выпускников к общему числу учеников школы для частных учебных заведений составляло 30 %, для государственной -

17,6 % [8, с. 56]. Директор народных училищ Тобольской губернии Г.Я. Ма-ляревский в отчете за 1907 г. называет более низкий процент выпускников министерских школ - 13,2 % [9, л. 255 об.].

Известны достижения конкретных частных школ. Как сообщает газета «Сибирская жизнь», все выпускники 1904 г. (первый выпуск) приготовительного училища Н.А. Тихонравовой, поступили в средние учебные заведения. И, как показали наблюдения за их судьбой, все они проявляли себя «хорошими дисциплинированными учениками, сознательно относящимися к делу» [10, с. 4].

Городские учебные заведения третьего разряда, открытые общественными организациями, были бесплатными и зачастую включались в списки государственных начальных школ. Обучались в них преимущественно малообеспеченные дети, некоторые из которых помимо бесплатного обра-зования получали одежду и учебники. Общественные учебные заведения выполняли просветительские функции. Бесплатные начальные школы содержались Обществами попечения о начальном образовании в Томске, Омске, Барнауле, Бийске и Семипалатинске [11, л. 94; 12, л. 97]. Общество попечения об учащихся в учебных заведениях г. Кургана учредило в 1898 г. школу для детей беднейших жителей города [13, л. 37]. А в 1902 г. в Кургане начала работу частная школа для девочек на средства Дамского попечительного общества [14, л. 297]. Частные школы содержались на средства таких общественных организаций как Общество взаимопомощи приказчиков в Томске и Барнауле, Общество вспомоществования бедным города Петропавловска, Компания Алтайского золотопромышленного дела и др. [13, л. 37; 15, л. 13].

Частные начальные школы в вопросах материального оснащения редко вызывали замечания учебной администрации. В числе рекомендаций инспекторов народных училищ по улучшению учебно-методической базы были организация библиотек, расширение наименований учебной литературы и периодических изданий. Положительную оценку благоустроенности учебных помещений при ревизии инспекторов народных училищ получили школы обществ попечения о начальном образовании в Бийске и Барнауле, Общества взаимопомощи приказчиков в Томске. Здания школ были признаны удобными, просторными, учебные классы светлыми, оснащенными необходимой мебелью и инвентарем [6, л. 222; 16, л. 72 об.]. Выделялись также ча-

стные учебные заведения Н.А. Тихонравовой, Р.В. Оксеновой, М.Ф. Будкевич,

Н.Н. Красулиной, М.А. Дьяковой. Особо отмечена школа М.Н. Колокольни-ковой. Учредительница на собственные средства построила здание для школы на 140 учащихся, были предусмотрены удобные классные помещения и сцена для проведения детских спектаклей [17, л. 181].

Официально частные учебные заведения третьего разряда работали по программам приходских училищ МНП, однако учредители расширяли учебные прогаммы. Бесплатные благотворительные школы дополнительно обучали прикладным навыкам: кройке, шитью, садоводству, столярному делу и др. В городских платных частных школах в образовательную программу включались дисциплины первых классов гимназии для подготовки выпускников к поступлению в средние учебные заведения. К числу таких школ можно отнести томские школы М.М. Леманкина (1900 г.), Н.А. Тихонравовой (1902 г.), П.Н. Львовой (1911 г.), частные учебные заведения третьего разряда О.Е. Павлиновой (Омск, 1905 г.), Е.М. Арской (Бийск, 1914 г.), С.И. Лахтионовой (Новониколаевск, 1914 г). В качестве дополнительных дисциплин преподавались иностранные языки, история, география, черчение [18, л. 58; 19, л. 110 об.; 20, с. 249]. Национальным частным учебным заведениям было разрешено помимо программы приходских школ обучать родному языку и закону веры.

Деятельность частных учебных заведений третьего разряда строго контролировалась учебной администрацией округа. Посещения частных школ директорами и инспекторами народных училищ были регулярными, иногда несколько раз в год. Проверялись методы обучения, программы и учебные пособия на соответствие министерским требованиям, достижения учащихся. Анализировались воспитательные мероприятия, проводимые педагогами, оценивались психологический климат в школе, внешний вид и поведение учеников.

Положительные отзывы о работе получали те учителя, которые использовали традиционные приемы обучения, как, например, учительница частного учебного заведения третьего разряда «Торгового дома Колмогоровых» в г. Тюмени. Директор народных училищ Тобольской губернии Г.Я. Маляревский, посетив училище в марте 1912 г., одобрил педагогическую деятельность учительницы Ромадиной: «ведет занятия без всяких претензий на новизну, употребляя такие приемы и методы, целесообразность которых бесспорно установлена долговременным опытом и педагогической наукой» [17, л. 181 об.].

Тюменская частная школа М.Н. Колокольниковой получила замечания при ревизии Г.Я. Маляревского. Его возмутило поведение педагога Журавлева, бывшего политического ссыльного, на уроке которого ученики сидели не за партами, а вокруг учителя, и учительницы Заветовой, потратившей урочное время на репетицию детского спектакля [17, л. 181].

Инспектор народных училищ второго района Томской губернии В. Курочкин отметил высокую квалификацию учителей частных учебных заведений третьего разряда как основное условие деятельности частных школ: «... лишь при условии хорошего состава учащих и возможно самое существование частных учебных заведений, главная цель которых основательно подготовить для конкурсных экзаменов обучающихся в них детей для поступления в реальное училище или гимназию» [16, л. 19 об.] Им же было названо такое качество педагогов, как «мягкосердечие», которое свидетельствовало о доброжелательном отношении к ученикам, но часто являлось причиной нарушений в поведении учащихся, в частности в барнаульской школе Общества взаимопомощи приказчиков[16, л. 19 об.]

Некоторые частные школы и их учредители были особо отмечены наградами. Тихонравовой Н.А. в 1911 г. на первой Западно-Сибирской выставке в Омске была присуждена золотая медаль за «целесообразную постановку / жизненную / учебного дела» [21, л. 29]. Кандауровой М.Б., жене крестьянского начальника из Новониколаевска, в 1904 г. попечителем ЗСУО была объявлена благодарность за открытие частного начального училища для бесплатного обучения детей воинов, призванных в ряды армии на Дальнем Востоке [22, л. 63].

Таким образом, в конце XIX - начале XX вв. негосударственное общее начальное образование получило в Западной Сибири достаточно большое распространение, особенно до 1908 г. - от 5 учебных заведений в 1887 г. до 44 в 1908 г. В дальнейшем рост начальных частных школ замедлился в связи с развитием единых школьных сетей. Вместе с тем, частные учебные заведения выполняли ряд социально-педагогических функций: распространение просвещения, внедрение в практику новых методов обучения и воспитания, сохранение национально-религиозных традиций, развитие специфических методик по работе с учащимися с ограниченными возможностями, что поддерживает интерес современных исследователей к их опыту.

Список литературы:

1. Правила о частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения, не пользующихся правами правительственных учебных заведений // Журнал Министерства народного просвещения. - 1914. - сентябрь. - С. 23-33.

2. Циркуляр по Западно-Сибирскому учебному округу. - 1887. - № 8.

3. Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа на 1897 год, заключающая в себе список учебных заведений с указанием времени открытия, источников содержания, размера платы за учение, числа учащихся и личного состава служащих. - Томск: издательство канцелярии попечителя, 1897. - 209 с., [VIII] с., [1] л. карт.

4. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 126. Оп. 2. Д. 2351.

5. ГАТО. Д. 2943.

6. ГАТО. Д. 2539.

7. ГАТО. Д. 1779.

8. Город Томск. - Томск: Типо-лит. Сибирскаго Т-ва Печатного дела, 1912. - V с., [III] с., 350, 81, 73 с.

9. ГАТО Ф. 126. Оп. 2. Д. 2250.

10. «Детский сад» Н.А. Тихонравовой // Сибирская жизнь. - 1911. - № 192. - С. 4.

11. ГАТО. Ф. 126. Оп. 2, Д. 1663.

12. Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 270. Оп. 1. Д. 23.

13. ГАТО. Ф. 126. Оп. 1. Д. 1167.

14. ГАТО. Оп. 2. Д. 1610.

15. ГАТО. Д. 2853.

16. ГАТО. Д. 2389.

17. ГАТО. Д. 2749.

18. ГАТО. Д. 1990.

19. ГАТО. Д. 2756.

20. Циркуляр по Западно-Сибирскому учебному округу. - 1900. - № 5.

21. ГАТО Ф. р 28. Оп. 1. Д. 986 а.

22. ГАТО. Ф.126 Оп. 2. Д. 1865.

К ИСТОРИОГРАФИИ БИОЛОГИИ ПЕРИОДА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1725-1917): СОВЕТСКАЯ ШКОЛА ИСТОРИКОВ (40-Е ГГ. XX ВЕКА)

© Жарова Е.Ю.*

Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского,

г. Брянск

Рассматривается история биологии периода Российской империи (1725-1917) в обобщающих трудах советских историков, опубликованных в 40-е годы XX века.

С развитием биологической науки в России постепенно возрастал интерес и к ее истории. Замечательный труд по историографии естествознания этого периода был задуман историком науки В.П. Зубовым, осуществившем, к сожалению, только часть задуманного - в 1956 году вышла «Историография естественных наук в России (XVIII в. - первая половина XIX в.)» [7]. Читая его, можно выявить закономерность - в XVIII веке авторов ин-

* Ассистент кафедры Зоологии и анатомии, кандидат биологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.