Научная статья на тему 'Становление православия в Канаде на рубеже XIX-XX вв'

Становление православия в Канаде на рубеже XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
431
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНАДСКАЯ МИССИЯ / УНИАТЫ / ПРАВОСЛАВИЕ / ЕПИСКОП ТИХОН (БЕЛЛАВИН) / АРХИЕПИСКОП ПЛАТОН (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ) / TIKHON (BELLAVIN) / PLATON (ROZHDESTVENNSKY) / EMIGRANTS / ALEUTIAN DIOCESE / THE CANADIAN MISSION / CANADIAN VICARIATE / VICARIAL VISITS / UNIATES / ORTHODOXY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефимов Андрей Борисович, Ласаева Оксана Владимировна

В статье приведены краткие сведения о религиозных нуждах эмигрантов-славян, оседавших в Канаде, а также показан процесс формирования первых православных приходов на этой территории. Особое внимание уделяется пастырским визитам епископа Тихона (Беллавина) и Платона (Рождественского) в Канаду для решения различных проблем духовной жизни этого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Orthodox church in Canada in the late 19 early 20-th century

In article the brief items on religious needs of the emigrants-Slavs settling in Canada are resulted, an d also pro cess of formation of the fi rst orthodox community in this territory is shown. The special attention is given to vicarial visits of bishop Tihon (Bellavin) and archbishop Platon (Rozhdestvennsky) to Canada for the decision of various problems of spiritual life of this region.

Текст научной работы на тему «Становление православия в Канаде на рубеже XIX-XX вв»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2011. Вып. 4 (41). С. 60-75

Становление православия в Канаде на рубеже XIX—XX ВВ.

А. Б. Ефимов, О. В. Ласаева

В статье приведены краткие сведения о религиозных нуждах эмигрантов-славян, оседавших в Канаде, а также показан процесс формирования первых православных приходов на этой территории. Особое внимание уделяется пастырским визитам епископа Тихона (Беллавина) и Платона (Рождественского) в Канаду для решения различных проблем духовной жизни этого региона.

В самом конце 1898 г. в Сан-Франциско епископ Николай (Зиоров) передал Алеутскую и Аляскинскую епархию назначенному на эту кафедру епископу Тихону (Беллавину). Молодой русский архиерей принимал управление самой большой по площади, но бедной епархией, имевшей на всем американском континенте всего лишь 29 приходов. Вручая епископу Тихону архиерейский жезл святителя Иннокентия (Вениаминова), епископ Николай передавал и грандиозные проблемы, которые он сам обозначил и только начал решать: бедность и неустроенность приходов, крайняя нужда в хорошо подготовленных священниках и псаломщиках, огромность территории, удаленность и недоступность приходов и многое, многое другое. Наиболее проблемной частью епархии была территория Канады, где к 1898 г. был заложен лишь один православный храм и наездами редко бывали два священника.

В истории Канады рубежа Х1Х—ХХ вв. иммиграция славян имела исключительно важное значение. Власти страны стремились привлечь как можно больше переселенцев, знакомых с сельским хозяйством, привыкших к тяжелому труду на земле1. Из Австро-Венгрии в Канаду иммигрировали галичане и буковинцы, «загнанные в Новый Свет материальной нуждой»2. Из России по религиозным причинам бежали духоборы, желавшие найти там свою «обетованную землю»3. Большую часть переселенцев составляли украинцы (50 %), затем — русские,

1 Davies D. The Pre — 1917 Roots of Canadian-Soviet Relations // The Canadian Historical Review. 1989. № 2. Р. 188—189 (цит. по: Коленеко В. А. La belle epoque в русско-канадских отношениях 1900—1917 гг. // Канадский ежегодник. 2006. № 10. С. 49).

2 Славянство в Америке // Американский православный вестник (далее — АПВ). 1901. № 19. С. 411.

3 Духоборческое царство // АПВ. 1903. № 15. С. 266-267.

поляки, белорусы, словаки, сербы, хорваты, чехи 4. Общее количество славян-иммигрантов с 1901 по 1911 г. выросло в пять раз и достигло 153 тыс. человек5.

В отличие от английских и итальянских иммигрантов более 70 % славян стремились не в промышленные районы для работы на заводах, а оседали на земле, вследствие чего поселялись в западной части Канады на еще не освоенных территориях6. «Большинству русских въезд разрешался не как переселенцам, а как временным рабочим, что мешало им селиться компактно и изначально позиционировало их как изгоев в канадском обществе»7. Значительная их часть принималась на тяжелую и грязную работу. Многие приезжали на временные заработки с надеждой вернуться на Родину 8.

Иммигранты-переселенцы получали земельный надел в 160 акров, равенство с другими поселенцами и право на получение образования. В главных центрах поселения — в Виннипеге (Восточная Канада) и в Эдмонтоне (провинция Альберта в Западной Канаде) — были переселенческие дома, где находилось бюро чиновника, расселявшего иммигрантов 9.

Многие славяне после переселения теряли свою национальную культуру и даже веру, стремились скорее стать «канадцами». Этому способствовали политика правительства, тяжелая жизнь и школа. Современники свидетельствовали: «Даже в тех районах славянских поселений, где существуют хорошо организованные церковные школы, в которых учение ведется на старокраевском языке, английский язык не в загоне. Он изучается, и дети, особенно между собой, его употребляют более и охотнее, чем родной семейный. Там же, где своих приходских школ не существует, в силу закона об общеобязательном обучении, всякий посылает своих детей до тринадцатилетнего возраста в общественную школу, в которой обучение обычно ведется на английском языке... В некоторых случаях, как в Соединенных Штатах, так и в Канаде, допущены однако послабления. Чаще такие школы можно встретить в местностях только что заселяемых эмигрантами. в Канаде, где так же селятся Буковинцы и Галичане, и где так же, как в Чикаго, существует несколько школ, в которых преподавание ведется и на языке старокраевом. Центральное правительство смотрит на такие попущения,

4 Сыч А. И. О роли славянской иммиграции в освоении Канадского Запада (1896— 1914 гг.) // Американский ежегодник за 1989 год / Отв. ред. И. Н. Болховитинов: Ин-т всеобщей истории. М., 1990. С. 176.

5 Raymond, Ch. The Image and Treatment of Canadian Slavs: Three Different Perspectives» // Canada and the Soviet Connection. Ed. By P. Konecny. Ottawa, Centre for Research on Canadian-Russian Relations, Carleton University, August 1999. Р. 116 (цит. по: Комкова Е. Г. Канадцы славянского происхождения в исторической перспективе / / Этнокультурная мозаика Канады и проблемы канадской идентичности: Материалы междисциплинарного семинара / Отв. ред.

В. А. Коленеко, В. И. Соколов. М., 2003. С. 51).

6 Сыч А. И. Указ. соч. С. 175.

7 Комкова Е. Г. Указ соч. С. 44.

8 Журавлева В. И. «Новые» еврейские иммигранты и американское общество на рубеже XIX—XX вв. // АЕ за 2000 год / Отв. ред. И. Н. Болховитинов: Ин-т всеобщей истории. М., 2002. С. 137.

9 Струве Н. Б. Очерк Канады (из донесений консула в Монреале) // Сборник консульских донесений. Год третий. Вып. VI. СПб., 1900. С. 473—496 (цит. по: Размышления о Канаде: историко-культурологический альманах / Отв. ред. В. А. Коленеко. Вып. М., 1999. С. 140).

как на временные уступки. нет ничего странного, для детей бедных славян эмигрантов оставлять школу дойдя до Fifth или Sixth Reader10. Но и этого времени достаточно для детей, чтобы они, выучившись лепетать по-английски, читать и писать, начали уже избегать своего родного наречия и думать о себе очень много. Дальнейшая жизнь детей только более и более способствует, в большинстве случаев, укреплению положенных начал.»11.

В таких условиях фактически вставал вопрос о возможности проповеди православия среди славянского населения. Конечно, проблем для миссии было достаточно, однако наряду с отрицательными (бедность населения, огромные территории, неподготовленность православных священников) были и положительные моменты — например, возможность возвращения в лоно православия униатов, оказавшихся на новых территориях без духовного окормления.

На сотни тысяч униатов не было ни одного униатского епископа, а епископы католики, в основном из ирландцев, не принимали восточный обряд. «В Америке, при совершенно иных условиях свободной жизни, уния вполне обнаружила не только свою искусственность, но и полнейшую несостоятельность. Для местных римо-католических епископов униаты были не только чужие, но и опасные люди, так как вносили своего рода папскую санкцию для брачного состояния священников и употребления родного языка в богослужении. Представляющие нечто среднее между православными и папистами, но не принадлежащие ни к тем ни к другим, они остались в полном смысле сиротами в церковно-религиозном отношении»12. После отказов католических епископов принимать в свою епархию священников-униатов, а также прямых попыток перевести униатов в католичество, один за другим униатские приходы начали присоединяться к православию. Переходы отдельных канадских униатов отмечались уже с начала 1890-х гг., а первое массовое возвращение в лоно Православной Церкви состоялось в 1897 г. в г. Эдмонтон. Впрочем, еще в 1896 г. униаты, среди которых преобладали галичане и буковинцы, обратились к правящему епископу Николаю (Зиорову) (1891—1898) с просьбой прислать им священни-ка13. Не имея возможности поехать самому, так как ему предстояло выехать на Аляску, еп. Николай поручил причту Сеатльской миссии отправиться в Канаду14. 24 июля 1897 г. (ст.ст.) в Канаду выехали священник Дмитрий Камнев и псаломщик Владимир Александров. Вскоре на ферме Федора Немирского под от-

10 5 и 6 классы начальной школы.

11 Славянство в Америке // АПВ. 1902. № 2. С. 31—33.

12 Православие в Америке // АПВ. 1897. № 16. С. 319—320.

13 Среди подписавших обращение были как те, кто уже перешел в православие, так и те, кто только собирался это сделать.

14Дмитрий Камнев, свящ. Православие в Канаде // АПВ. 1897. № 1. С. 26. В имеющейся на сегодня литературе по этой теме содержатся досадные ошибки. Например, автор книги Святитель Тихон — Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие (М., 2009) на 58-й странице пишет о том, что еп. Николай (Зиоров) стал первым русским епископом, посетившим Канаду в 1897 г. Другой исследователь — иерей Георгий Сергеев — в статье «Очерки о Патриарших приходах Русской Православной Церкви в Канаде» (Православный Паломник. 2009. № 9 (52) С. 27) пишет, что еп. Николай, будучи уже Таврическим и Симферопольским, сослужил свт. Тихону на освящении храма в честь Живоначальной Троицы в 1901 г. в Канаде.

крытым небом (в связи с отсутствием подходящего помещения) была отслужена первая литургия. «Принимали нас везде с большим радушием, все без исключения желали присоединиться к Св. Православной Церкви и жаловались главным образом на то, что у них нет храма Божия — что при их положении на чужбине особенно тяжело»15. В православие перешли свыше 700 человек16, которые тут же подали прошение Св. Синоду об учреждении прихода, включении его в состав Северо-Американской епархии и настаивали на разрешении начать постройку храма. В результате первый православный приход в Канаде был открыт на севере провинции Альберты, вблизи города Эдмонтона, в с. Восток в 1897 г. К сожалению, в связи с недостатком финансирования вплоть до 1900 г. в Канаде не было своих пастырей17. Канадские приходы посещали священники Сеатльского причта, Миннеаполисской миссии, а также настоятель Сиро-арабской миссии в Нью-Йорке, архим. Рафаил (Ававини).

В 1900 г. решением епископа Тихона на территории провинции Альберта была открыта Канадская миссия, выделенная «из состава Сеатльской в качестве самостоятельной, и Канадскому священнику назначен, с разрешения Свят. Синода, жалованье из Сеатльского оклада в размере 1020 долларов в год и псаломщику 300 долларов из остаточных сумм Духовного Правления»18. Во главе миссии святитель поставил свящ. Иакова Корчинского19.

При этом свт. Тихон считал, что «с назначением в Канаду православного причта, число наших прихожан немало увеличится на счет униатов»20. Чтобы убедиться в возможности распространения православия на новых территориях, еп. Тихон лично отправился для изучения положения дел в регионе.

Первое путешествие в Канаду владыка Тихон предпринял в августе 1901 г. «для посещения тамошнего обширного словесного стада».21 Святитель стал первым православным архиереем, посетившим канадские приходы. Целью поездки было освящение двух православных храмов и часовни в провинции Альберта22.

Путешествие началось 18 августа: в 5 часов вечера святитель Тихон прибыл на станцию Ледок Канадской железной дороги провинции Альберта. Владыка был встречен причтом Канадской миссии и попечителями находящейся в пяти милях от Ледока православной общины русинов. Они отправились на ферму

15 Дмитрий Камнев, свящ. Православие в Канаде. С. 27.

16 Такая цифра указана в отчете о состоянии епархии за 1897 год (РГИА. Ф. 796. Оп. 179. Д. 4034. Л. 2). Впрочем, называется и цифра 900 (см.: Присоединение к православию русских униатов в Северной Канаде. СПб., 1897).

17 Как писал еп. Тихон в отчете о состоянии Алеутской епархии за 1900 г.: «До сих пор для удовлетворения духовных нужд канадских прихожан приезжал к ним ежегодно на две недели Сеатльский причт; ездить чаще не представлялось возможным по дальности расстояния (почти 2 тысячи верст)» (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1820. Л. 20).

18 Там же. Л. 21.

19 К этому времени для православных Канады в колонии «Восток» уже строился храм, а на других землях с православным населением — три часовни.

20 Там же.

21 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Тихона, епископа Алеутского и Североамериканскаго, по епархии // АПВ. 1901. № 17. С. 358.

22 В течение 12 дней владыка посетил следующие населенные пункты: ст. Ледок, г. Эдмонтон, Форт Саскачеван, Една, г. Восток, Бивер-Крик, с. Буковина.

Петра Дублянки, где было запланировано проведение воскресного богослужения. Поскольку багаж с архиерейским и дьяконским облачением не был вовремя доставлен, владыка благословил настоятелю Канадской миссии — священнику Иакову Корчинскому — совершить всенощное бдение. На службе присутствовало всего 30 человек, поскольку ферма находилась очень далеко от других. Кроме того, многие поселенцы были заняты в это время на полевых работах.

На следующий день за архиерейским благословением пришло «все наличное русское население, без различия исповедания»23. Посетили русского архиерея и поляки. Владыка, имея с собой только митру и панагию, для совершения Божественной литургии велел приготовить для себя единственное священническое облачение о. Иакова Корчинского. «По необычайному совпадению как раз над жертвенником оказалась икона свт. Николая, изображенного в таком же облачении»24. После литургии местные жители выразили благодарность владыке «за присылку им священника, проповедующего им на памятном для них языке».25 Кроме того, решился вопрос о построении у них церкви, в частности о выборе места. Один из русинов выделил для этой цели два акра земли. Под кладбище был оставлен участок, предложенный правительством.

В Эдмонтоне Преосвященный встретился с некоторыми официальными лицами, в частности с правительственным прокурором, депутатом провинциального парламента, эмиграционным агентом, после чего отправился в Восток. Здесь на пороге нового храма его встретил священник Иаков Корчинский.

24 августа утром владыка выехал в Бивер-Крик, расположенный в 12 милях от Востока, для освящения часовни. По дороге произошел несчастный случай. Архиерей на простой фермерской телеге вместе со священником Иаковом Кор-чинским был уже в миле от Бивер-Крика, когда вдруг в упряжке что-то оборвалось и лошади понесли. Началась бешеная скачка по ухабам, рытвинам, рвам. Владыку выбросило на землю, при этом одна нога попала под колесо. Резким движением он успел выдернуть ее из сапога, как раз в тот момент, когда колесо наехало на сапог. Но сильно пострадала другая нога, на которую упал святитель: произошло растяжение связок, принесших немало страданий еп. Тихону. Даже в таком состоянии, еле ступая на больную ногу, святитель намеревался продолжить путь. В это время подъехал фермерский воз, который и доставил владыку к месту назначения.

25 августа уже в Востоке был устроен экзамен псаломщику И. Сороке на звание учителя церковно-приходской школы, который тот успешно выдержал. В 7 часов вечера началось воскресное всенощное бдение. За богослужением присутствовал приглашенный на торжество епископальный священник, благочинный церквей местного округа, который пришел на следующий день со своим облачением, простоял всю службу в алтаре, со вниманием следя за литургией.

23 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Тихона, епископа Алеутского и Североамериканскаго, по епархии // АПВ. 1901. № 18. С. 384.

24 Там же. С. 385.

25 Там же. С. 386.

На следующий день в Востоке была освящена церковь, построенная всего за восемь месяцев с момента приезда сюда причта. «В летописях Канадской православной миссии неизгладимыми письменами останется начертанным, что 26 августа 1901 года, в воскресенье, Его Преосвященством, Преосвященнейшим Тихоном, Алеутским и Северо-Американским, совершено освящение первого православного храма в Канаде», — писал Американский православный вестник26. Владыке сослужил первый постоянный канадский миссионер о. Иаков Корчинский.

В 15 часов епископ Тихон открыл заседание местного Свято-Тихоновского братства. Оно было основано 12 августа, за две недели до описываемых событий, в честь святителя Тихона Задонского — небесного покровителя владыки Тихона, в память о первом архипастырском посещении Канады. Братство ставило пред собой религиозно-просветительские цели: помощь храму, школе, читальне, помощь друг другу в несчастиях, единение в духе православной веры и т. д. К этому времени в братстве насчитывалось уже 17 человек. При вступлении необходимо было сделать взнос (1 доллар), и ежемесячно каждый братчик должен был платить 20 центов. Жертвовавшие по 25 долларов становились почетными членами. У братства была своя эмблема: звездочка с восьмиконечным крестом посередине, «так как место, на котором был заложен храм, ранее носило название Star (звезда) и уже потом было переименовано в Восток»27.

На следующий день, 27-го августа, епископ Тихон совершил освящение храма во имя свт. Николая в 6 милях от Востока, в селении Буковина. В 19 часов владыка Тихон выехал из Востока в Эдмонтон. Снова начались дорожные испытания. Сопровождавший святителя о. Иаков Корчинский писал: «Трудно представить, что это было за путешествие. В течение почти 6 часов дождь лил, не переставая, и, точно злясь, хлестал по лицу, благодаря противному ветру. Все платье и белье были промочены насквозь, и мы продрогли от холода и сырости. Прибыли в гостиницу, думали было обсушиться, но успели только переменить одежду, да смыть с лица приставшую в пути грязь. Поехали далее, хотя и по грязи, но по счастью, без дождя, и наконец добрались до Эдмонтона к 8 часам вечера и остановились в отеле»28.

29 августа Канада простилась со своим архипастырем, отбывшим в г. Сеатл. 31 августа в Сеатле владыка «с трудом дошел до кареты, по причине значительных ушибов и поранений», — сообщал Американский православный вестник29. Многочисленные ушибы и вывернутая нога еще долго напоминали святителю о посещении Канады. Однако он с «обычным благодушием переносил страдания» и с улыбкой вспоминал «прелести канадских дорог»30.

Итогом трехнедельной поездки Его Преосвященства в Канаду стало освящение двух церквей и одной часовни для русинов. «Понятна радость тамошних прихожан, принесенная им приездом Архипастыря: теперь у них — бедняков,

26 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Тихона, епископа Алеутского и Североамериканскаго, по епархии // АПВ. 1901. № 18. С. 404.

27 Там же. № 19. С. 405.

28 Там же. С. 406.

29 Там же. С. 422-423.

30 Там же. С. 403.

заброшенных в холодную Канаду, — свои храмы и начинается правильная приходская жизнь, а всю цену этого величайшего утешения может вполне понять тот, кто оторван от родного края и долго не имел здесь источника душевного утешения, своей церкви»31. Кроме того, приезд владыки теснее сплотил всех живущих здесь православных: теперь они имели своего пастыря, всегда готового прийти к ним на помощь во всяком благом деле.

Следующее посещение Канады епископ Тихон предпринял в самом начале 1903 г. 24 февраля (понедельник) владыка выехал из Сан-Франциско «один, без спутников»32. Очень скоро сказались трудности дальнего пути: поезд, на котором ехал Преосвященный, опоздал на 40 минут, вследствие чего он не успел пересесть в поезд до Миннеаполиса, поскольку тот уже ушел.

Его Преосвященство отправился вечером в Виннипег (Канада) в сопровождении священника Константина Попова. Первая остановка была сделана в

12 милях от Виннипега в колонии Гонор ^опог), для того чтобы обсудить вопрос о присоединении некоторых униатов-галичан к православию. Дело в том, что в Виннипеге проживало около 120 униатских семей. На краю города у них была построена небольшая униатская церковь. Своего священника у них не было, а богослужения совершал прибывший туда незадолго перед тем бывший секретарь Львовского католического митрополита священник Жолдак33. Французский епископ Виннипега требовал, чтобы не только униаты и их священники были под его юрисдикцией, но и церковная земля должна была быть оформлена на его имя. К этому же склонял жителей колонии и Жолдак, но безуспешно. В ответ на это епископ вовсе запретил служить Жолдаку в Виннипегской церкви, и прихожане остались на Рождество Христово без службы. Многие из них после этого случая решили перейти в православие, о чем и было сообщено Его Преосвященству. Для беседы с еп. Тихоном люди приходили до глубокой ночи. В ответ на просьбы местного населения он рекомендовал организовать братство, которое бы развивало здесь православие.

На следующий день владыка Тихон последовал в Йорктон. Дорога была очень утомительной: поезда ходили через день, а потому были переполнены пассажирами. Ехать пришлось 14 часов. На вокзале владыку встретил буковинец И. Ястремский, вместе с которым епископ отправился в буковинскую колонию Крукуд Лейк (28 миль от Йорктона). К 13 часам прибыли на ферму Ястремского, где уже собрались 74 человека, которые приветствовали владыку на коленях со свечами в руках. Его Преосвященство совершил вечерню с акафистом Божией Матери, а о. Константин Попов пел вместе с людьми. Владыка поучал народ, чтобы и «здесь в новом краю они не забывали своей родной веры и всеми силами охраняли то духовное сокровище свое, какое принесли сюда с собой и какого не заменят им никакие богатства»34. Обсуждался вопрос о необходимости присутствия здесь своего священника. В окрестностях Йорктона проживало около

31 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Тихона, епископа Алеутского и Североамериканскаго, по епархии // АПВ. 1901. № 18. С. 422.

32 Там же. 1903. № 7. С. 99.

33 Там же С. 100.

34 Там же. № 8. С. 122.

500 семей буковинцев. Владыка посоветовал провести перепись, собрать достаточное количество денег и сообщить ему, чтобы он заблаговременно связался «с буковинским митрополитом»35 Владимиром о присылке священника. Из Отчета за 1903 год известно, что запрос действительно был сделан, однако на него был получен отказ; митрополит ответил, что у него и у самого недостаток священников. После этого владыка Тихон обратился с представлением в Святейший Синод «от 23 сентября 1903 года за № 117»36, в котором содержалась просьба о назначении сюда миссионером священника Дм. Гончарюка «с казенным окладом две тысячи рублей, хотя бы на первое время, пока соорганизуется церковное дело там, а после прихожане и сами в состоянии будут содержать священника»37.

После буковинцев Его Преосвященство посетил духоборов, которые проживали недалеко. Одно из их сел38 — Беседовка39 — находилось в 4 милях от фермы Ястремского. Владыка остановился в избе Николая Попова и беседовал с местным населением.

На следующий день на ферме И. Ястремского о. Константин Попов отслужил литургию (было 160 причастников), а владыка — акафист Спасителю. После обеда Преосвященный отправился на ферму Скрылюка (12 миль от Йорктона). По пути была осмотрена строящаяся на средства прихожан часовня, которая находилась неподалеку.

На ферме Скрылюка была отслужена вечерня, а на следующий день о. Константином литургия. Причем молитвы перед причащением, а также акафисты Спасителю и Божией Матери были прочитаны владыкой.

После литургии было крещено 7 детей и миропомазано 4 ребенка, крещенных мирянином и католическим ксендзом40. Вечером Его Преосвященство вернулся в Йорктон, а утром 5 марта отправился в Виннипег. На следующий день предполагалась поездка в колонию Гонор (15 миль от Виннипега), но из-за снежной погоды владыка поехал в Миннеаполис.

Из-за недостатка времени владыка не смог в этот раз посетить другие поселения, находящиеся недалеко от Йорктона. Но уже по одной колонии можно было судить о положении буковинцев. Ближайший к двухтысячной пастве священник находился в Миннеаполисе, до которого было 700 миль. Кроме Миннеаполиса в его ведении были колонии в Висконсине, Норд-Дакоте и др., поэтому часто посещать канадских буковинцев у него не было возможности. Именно поэтому буковинцы порой были готовы идти к любому священнику: «Придет униатский — идут к нему: все же он русский священник. Придет французский либо индианский — идут и к нему, хотя и ни звука не поймут из его речи: дескать, лучше даже такой священник, чем никакого. Живем ныне, точно звери: ни церкви, ни священника. Блуждаем, как овцы без пастыря. Не знаем, что из

35 Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1903 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1820. Л. 21).

36 Там же. Л. 21.

37 Там же.

38 Духоборам в этой местности принадлежало 47 сел.

39 13 дворов и школа, в которой детей учили русской грамоте.

40 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Тихона, епископа Алеутского и Северо-Американского // АПВ. 1903. № 8. С. 124.

нас выйдет. Мы-то сами веры еще не забудем, в которой родились, но что будет с детьми нашими, какой они будут веры?», — печалились местные жители41.

Третье путешествие Преосвященного Тихона в Канаду началось 21 июля 1904 г. После молебна владыка отбыл в г. Окланд, а оттуда по железной дороге далее на север. 29 июля на ст. Ледок причт Канадской миссии ожидал прибытия владыки. Ввиду изменений в расписании движения поездов его Преосвященство прибыл на день позже — 30 июля.

На следующий день владыка в сопровождении причта отправился в Рабит-Гил для освящения часовни в честь Вознесения Господня. После обеда Его Преосвященство на поезде проследовал в Эдмонтон, где в сопровождении священника Михаила Скибинского осмотрел церковный дом и часовню, устроенную бывшим настоятелем миссии — Иаковом Корчинским. Вечером в часовне был отслужен молебен Божией Матери и св. великомученице Варваре. Среди присутствующих были православные, а также униаты, которые хотели присоединиться к православию42. Кроме того, еп. Тихон посетил епископальную церковь по приглашению священника Р. А. Грея.

4 августа владыка прибыл в Восток. Его встречали хлебом и солью «в полной парадной форме и с возженными свечами»43 прихожане и братство свт. Тихона Воронежского. 6 августа Преосвященный совершил освящение часовни во имя св. апостола Иакова Заведеева в селении Краков (Бивер-Лейк) в 18 милях от Востока44. Ее настоятель рассказал о существующих здесь проблемах: «.бедственное в религиозном отношении положение православных, особенно живущих на окраинах миссии, недостатки в их религиозно-нравственной жизни, причина которых в недостатке просветителей и как следствие в обращении народа к лжеучителям»45.

8 августа в селении Гунька (12 миль от Востока) владыка Тихон освятил часовню в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Перед началом литургии он говорил проповедь о «благодеяниях Божиих людям, явленных в Рождестве Пресвятой Богородицы, значении храма для христианства и послушании законно-поставленным пастырям»46. 10 августа в селении Андрю (11 миль от Востока) было совершено освящение часовни во имя св. Архистратига Михаила. В тот же день в Свято-Николаевской церкви на Буковине владыка отслужил вечерню с благословением хлебов.

13 августа владыка отмечал день Ангела. «Ни разу, вероятно, за все время святительства не приходилось ему праздновать этот памятный день в таком уединенном месте, при такой скучной обстановке, в отдаленнейшем уголке своей епархии», — отмечали свидетели47. Перед литургией состоялось посвящение в стихарь псаломщика Ивана Сороки, а на литургии — возложение набедренни-

41 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Тихона, епископа Алеутского и Северо-Американского // АПВ. 1903. № 8. С. 124.

42 Там же. 1904. № 18. С. 354.

43 Там же. С. 354.

44 Там же. С. 355.

45 Там же. 1904. № 19. С. 370.

46 Там же. С. 370.

47 Там же С. 371.

ка на священника Михаила Скибинского. После литургии и молебна владыка председательствовал на годичном заседании Свято-Тихоновского братства.

14 августа около 11 часов дня Его Преосвященство выехал в селение Банилов (28 миль от Востока) для освящения часовни в честь Успения Божией Матери. 15 августа святитель совершил утреню и Божественную литургию. Ему сослужил о. Михаил Скибинский. Между службами состоялось освящение воды и храма, а затем молебен с акафистом Успению Божией Матери. Молящихся было столько, что не все могли поместиться в часовне: значительная часть осталась стоять во дворе. Среди присутствующих было несколько англичан, которые с большим интересом следили за архиерейским богослужением, а после обеда пришли посмотреть крещение детей. В этот день их «было столько, сколько в малых приходах не крестятся в течение всего года (31 душа)».48 После всех треб состоялось собрание «уполномоченных от трех селений православных буковинцев в Альберте»49, на котором было составлено прошение о даровании им причта, состоящего из священника и псаломщика «с обязательством с их стороны давать содержание причту в установленном Его Преосвященством размере»50. Около 8 часов вечера владыка Тихон выехал в Восток, а оттуда уже в Эдмонтон, а утром 18 августа он направился в Юго-Восточную Канаду, «чтобы и там продолжать свои апостольские труды среди раскинутых по необъятным дебрям Канады чад православной церкви»51. В Виннипеге его встретил священник Константин Попов из Миннеаполиса, в сопровождении которого владыка отправился далее. Переночевав в гостинице, на следующий день еп. Тихон поехал в колонию буковинцев.

22 августа святитель вместе с о. Константином отслужили утреню и литургию в еще недостроенной часовне («не было ни престола, ни иконостаса, даже ни одной иконы»52). Петь и читать им пришлось самим, так как среди буковинцев им помощников никого не было. Владыка служил водосвятный молебен с акафистом Божией Матери и освятил часовню малым чином в честь Пророка Илии. После службы Преосвященный беседовал с буковинцами о том, что им необходимо иметь своего священника. Они обязались платить ему по два доллара с каждой фермы. Поехали дальше, а на ночлег остановились у буковинца Шульмана, у которого недавно в течение 10 месяцев жил «серафимов священник» Петр Гакман. На следующий день владыка осмотрел еще две строящиеся часовни.

24 августа Его Преосвященство освятил малым чином в честь св. апостолов Петра и Павла еще одну часовню. После литургии (60 причастников) о. Константин миропомазал 19 детей, крещенных Гакманом. И здесь буковинцы просили прислать православного священника, которому также обещались платить по два доллара с фермы.

48 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, епископа Алеутского и Северо-Американского // АПВ. 1904. № 19. С. 371.

49 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 Там же. С. 372.

51 Там же.

52 Там же. № 20. С. 394.

В тот же день Его Преосвященство посетил колонию волохов. Здесь он осмотрел новый храм. В прошлый приезд для его иконостаса он пожертвовал 50 долларов. На эти деньги были куплены 14 праздничных икон, а также заказаны большие иконы Спасителя, Божией Матери и Тайной вечери. Церковь была освящена полным чином в честь Успения Божией Матери. В отличие от других храмов здесь не нашлось ни одного ребенка, крещенного «ставленниками Серафима». Колония Крукуд-лейк — одна из немногих, которая смогла устоять перед ухищрениями «серафимовцев»: «Православные волохи, проживающие около сей Успенской Церкви, крепки в вере православной и серафимовцам здесь нечего делать»53.

Вечером владыка отправился на ферму В. Скрылюка, где утром 27 августа (пятница) утреню и литургию служил о. Константин под открытом небом, поскольку в доме было тесно и душно. Его Преосвященство освятил место под часовню в полумили от фермы В. Скрылюка. В этот же день владыка отправился на ферму Курулюка и пробыл там до воскресенья. В этой местности не было храма, и его не собирались строить: «К вере здесь люди какие-то равнодушные. Может быть, потому, что за 7 лет здесь очень редко (только два раза) был православный священник»54.

30 августа из Йорктона Владыка отправился в Виннипег, где 31 утром принимал униатского студента — богослова Ярослава Сечинского, которого он решил рукоположить. В этот же день Его Преосвященство вместе с Я. Сечинским, адвокатом Рудницким и священником К. Поповым нанес визит губернатору Манитобы. Тот любезно принял делегацию и обещал оказать содействие православию.

В конце своего путешествия святитель Тихон посетил колонию Стюартборн, где был храм, построенный буковинцами еще в 1900 г. В пятницу 3 сентября владыка освятил церковь полным чином в честь Димитрия Солунского. В храме имелся очень старый иконостас, привезенный из Буковины.

В субботу 4 сентября Преосвященный со спутниками отправился в Эмерсон, а оттуда в Миннеаполис. Итогом этой поездки стало освящение 9 часовен, расположенных в разных частях Канады. Еще раз святитель убедился в том, что здесь крайне необходимы священники: «.на громадном расстоянии проживает несколько тысяч буковинцев (не говоря уже о десятках тысяч галичан-униатов); ими построено 15 церквей и часовен. Между тем в Канаде всего только один наш причт. Православные священники здесь так необходимы, что, как я писал в прошлогоднем отчете, в недостатке их и кроется главная причина появления в Канаде Серафимовых ставленников»55.

Итогом трех поездок владыки Тихона стало открытие в Канаде 17 храмов (по большей части приписных56), начался процесс активной миссионерской работы

53 Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, епископа Алеутского и Северо-Американского, по епархии // АПВ. 1904. № 20. С. 396.

54 Там же. № 23. С. 460.

55 Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1904 год (РГИА. Ф. 796. Оп. 186).

56 АПВ. 1907. № 2. С. 39. Перечень храмов Канады к 1907 г.: 1.Троицкая церковь в Виннипеге; 2. Димитрия Солунского и 3. Михайловская в Стюартборне; 4. Успенская в Каноре; 5. Преображенская в Крукудлейке; 6. Успенская в Инсингер; 7. Пророка Илии, 8. Петра и

среди славянского населения, который направляли организуемые правящим архиереем братства. Насколько этот процесс был успешным?

С одной стороны, Канадская миссия получила новый центр в Востоке, что создавало ощущение возможности успешной работы. В 1906 г. благочинный канадских приходов о. Михаил Скибинский писал: «Наша миссия в Канаде в настоящее время состоит из пяти священников. Если бы 8—9 лет назад мы имели в Канаде трех миссионеров, то унии не осталось бы и в помине. Если бы еще года 3,5 тому здесь было 5—6 священников православных, серафимовцам не было бы места. нужны еще по крайней мере 6 священников-миссионеров. нужны псаломщики-учителя хоть при приходских священниках.»57. С другой стороны, распространение серафимовского раскола свидетельствовало, что сил для этого у канадских миссионеров не так много.

Появление серафимовского раскола и распространение его влияния среди канадских славян весьма поучительно и показывает характер религиозных чаяний славян-иммигрантов. В Америку в декабре 1902 г. прибыл некто Стефан Уствольский, кандидат Петербургской духовной академии, сложивший с себя священнический сан в России. «Сей проходимец, поселившись в Юнкерском православном приходе, объявил себя здесь епископом, якобы посвященным на востоке и посланным от патриархов сюда в качестве миссионера. Так как прибытие его в Юнкерс и действия там были антиканоничными, то духовное Правление, по моему распоряжению, — писал в отчете Синоду владыка Тихон, — объявило о сем прихожанам в Юнкерсе и в других местах, и после этого Серафим принужден был удалиться из Юнкерса, успев, однако, в кратковременное свое служение здесь возвести себя в сан «Митрополита Американского» и пожаловав себе белый клобук с крестом!»58 Из Америки Серафим направился в Канаду, где в то время было лишь два постоянных священника, и начал «рукополагать попов» за 50 долларов. Темный, лишенный научения и окормления народ принимал и Серафима, и его попов, которых вскоре оказалось более 40. Многие униаты и даже темные буковинцы приняли его как «настоящего православного епископа. не московского, а посланного греческими патриархами. Такого иные из «греко-католиков» и желали иметь в Америке»59. Тем более, что Серафим показывал фальшивую «архиерейскую грамоту», подписанную якобы патриархом и двумя греческими архиереями.

Для прекращения серафимовского «блуда» Св. Тихон направил в Канаду «законного миссионера»60. Таким миссионером стал о. Константин Попов, перед которым стояла трудная задача — убедить народ в ложности Серафима. Сам Серафим, когда открылся обман, уехал в конце 1903 г., но его «попы» остались. Лишь малая часть их отказалась от своего «сана», другие продолжали кощун-

Павла в Солкотце; 9. Троицкая в Востоке; 10. Николаевская в Буковине; 11. Покровская в Бивер Крик; 12. Ап. Иакова и Бивер Лейк; 13. Св. Варвары в Эдмонтоне; 14. Вознесенская в Рабит Гилл, приписаны к Востоку; 15. Рождества Богородицы в Киселеве; 16. Михайловская в Витфорде; 17. Успенская в Шандра.

57 Положение русских в Канаде в религиозном отношении // АПВ. 1907. № 4. С. 63—70.

58 Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1903 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1820. Л. 21).

59 Там же.

60 Там же.

ствовать, а народ терпел и обращался к ним «великия ради нужды». О. Константин всюду встречал «серафимовских попов». Под его агитацию попали даже те, кто участвовал в богослужениях св. Тихона. Так, фермер Ястремский, у которого останавливался во время поездки по Канаде владыка, стал серафимовским попом. «На другой день после своего посвящения Ястремский получил мои письма о Серафиме и потому не кощунствовал ни разу священническим служением. Серафим дал Ястремскому иерейскую грамоту, антиминс, миро и чашу. В грамоте повелевалось иерею молиться за российское патриаршество, которого уже нет около 200 лет, и за русского царя. Все эти документы Ястремский отдал мне», — сообщал отец Константин в своем путевом журнале 61.

«Серафимовские попы» продолжали служить и после того, как в печати были опубликованы разоблачения греческих патриархов62 и Указ Св. Синода об отлучении лжеепископа Серафима от Православной Церкви63. Через некоторое время многие ставленники отреклись от своего «епископа», а тот предал их анафеме. Тогда «серафимовцы» организовали свою церковь «незалежную ни от папы Римского, ни от Русского Синода»64. Конфликтом этим воспользовалась пресвитерианская миссия и деньгами переманила к себе большинство «незалежных» попов во главе с Иваном Бордуком. Сменивший свт. Тихона архиепископ Платон писал о главе этого течения: «Этот “незалежный” пресвитер являлся ко мне сюда в Нью-Йорк, с предложением обратить в православие не менее 36 приходов в Канаде, принадлежащих к незалежной церкви. Зная Бо-друка за враля и страшного кощунника, который, по словам моих сослуживцев, бросал дары Святых Тайн собакам. я сухо принял его»65. Пресвитерианские «незалежные» попы получали жалование, имели свою газету, вербовали мальчиков среди русинов, подучивали их и посылали в качестве народных учителей в села, строили приюты и больницы в русских селах. «Зараза пустила корни глубоко в тело Канадской Руси»66. Хотя под властью Серафима осталась только горстка фермеров-попов, народ шел к ним из-за отсутствия настоящих священников.

Таким образом, понятно, что главной задачей Русской миссии в Канаде становилась регулярность служения, увеличение количества приходов, мирное приглашение в православие находившихся на распутье в новых исторических условиях униатов. Процесс обращения в православие славян проходил в конкурентной борьбе за паству с авантюристами различного рода, спекулировавшими на понятном желании славянских прихожан из Австрийской империи не подчи-

61 Поездка в Канаду. Из путевого журнала священника К. Попова // АПВ. 1903. № 24.

С. 448.

62 Письмо Вселенского Патриарха Иоакима к православным грекам в Америке // АПВ. 1903. № 9. С. 146-147.

63 Указ Святейшего Синода, от 28 февраля 1905 года за № 2202, на имя Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, епископа Алеутского и Северо-Американского, об отлучении лжеепископа Серафима от Православной Церкви // АПВ. 1905. № 9. С. 179.

64 Еще о «серафимовцах» // АпВ. 1906. № 8. С. 158.

65 Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1907 г., составленный архиепископом Платоном (Рождественским) (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2192).

66 Положение русского народа в Канаде в религиозном отношении // АПВ. 1907. № 4. С. 65.

няться Русской Церкви, а также униатским священноначалием, которое считало Канаду своей канонической территорией и использовала различные приемы для возвращения униатов под собственное управление. В целом стоит заметить, что успешность миссионерской работы в большинстве случаев зависела от активности правящего архиерея и более-менее грамотного подбора священников Канадской миссии. Это было сделать крайне трудно. До конца 1900-х гг. не был решен вопрос о жаловании миссионеров в Канаде (архиереи говорили о сумме в 25 долларов в месяц). В результате священники отказывались ехать в Канаду на долгое время. Канада представлялась им страной изгнания. Кандидаты соглашались на поездку только при условии, что они прослужат там не более трех лет, о чем заключался соответствующий договор с епархией67. «Наши канадий-ские миссионеры или совершенно дичают, или доходят до истеричного состояния68», — свидетельствовали современники. Один из канадских священников, Михаил Фекула, писал свт. Тихону: «Сегодня приехал я из Канады. В Виннипеге был я 3 дня, где с о. Ярославом ходил до адвокатов и банков (просить кредит), но все отказали нам. Хотел я получить в банке на свой дом, но и это мне не удалось. Враги православия уже ликуют, что церковь пропадет. Если, не дай Бог, церковь в Виннипеге пропадет, то будет большой скандал и великий удар для целой православной миссии в Канаде.»69. «Дела с церковью стоят очень плохо. Показали мне Free Press, в которой есть положение, что церковь продается за долги.»70

Правда, существовали и немногочисленные приходы, старавшиеся, несмотря на малочисленность и нищету самих прихожан, содержать и церковь, и священника. «Раббит-Гиллский приход очень малочисленный, но те, которые остались при православии, держатся крепко. Церковь у них хороша и почти окончена, но утвари церковной у них совсем нет и не в состоянии покупать, так как их очень мало.», — писал Михаил Фекула71.

Занявший в 1907 г. Алеутскую кафедру архиепископ Платон знал о всех сложностях положения православия в Канаде. Свое знакомство с этой обширной страной он начал с посещения восточной части страны, где до этого не был ни один русский архиерей. В начале 1908 г. он побывал в Монреале. «Это первое путешествие нынешнего архипастыря по Канаде было вызвано желанием как можно скорее лично ознакомиться с положением миссионерского дела там и разобраться в тех рапортах, проектах, соображениях, в каких начертывалась картина Канадской Руси»72. Владыку звали туда многочисленные жалобы священников и прихожан73.

Одной из основных проблем он считал разобщенность русин: «.у русских в тех местах, где нет прихода, нет священника, нет и этой необходимой соли-

67 В чем спасение Канады // АПВ. 1907. № 20. С. 381.

68 Канадийский миссионер // АПВ. 1913. № 13. С. 288.

69 Письмо Михаила Фекулы свт. Тихону от 27 января 1906 г. (Библиотека Конгресса США. Records of the Alaskan Russian Church, containers H1, reel 359 of 376, feet 94).

70 Письмо Михаила Фекулы свт. Тихону от 18 июля 1906 г. (Там же).

71 Письмо Михаила Фекулы свт. Тихону от 10 января 1907 г. (Там же).

72 В Канаде // АПВ. 1908. № 7. С. 121-122.

73 Тогда в Канаде еще были сильны Серафим, Макарий и прочие самозванцы.

дарности, некому сорганизовать их в одну дружную семью, и потому, хотя их работают на заводах сотни и тысячи, над ними издеваются, их мучат и безбожно эксплуатируют. На протяжении всей этой восточной части Канады до самого последнего времени не было ни одной нашей православной церкви.74». Образующуюся духовную пустоту большинство русин заполняло пьянством, пропивая в выходные заработанные за неделю деньги. Благодаря этому пьянству, дракам, судебным процессам, от русских в Канаде отворачивались, над ними глумились и их презирали. И многие русские поэтому стыдились называть себя русскими и называли себя поляками. «Мне лично просто невыносим этот брезгливо-покровительственный тон, с каким говорят о нашем русском народе корреспонденты газет, напр., в беседах со мною. При проезде через каждый большой город обязательно приходится выдержать целую атаку интервьюеров и выслушать их речи о некультурности и даже дикости нашего народа. По живущим в Америке русским в американской массе составляется взгляд обо всем русском народе. И вот когда начнешь представлять им Россию и русских в их настоящем виде, ты видишь пред собою или недоумение, или удивление, или просто недоверие75.», — писал в отчете владыка Платон.

Первоочередной своей задачей владыка Платон считал заполнение этого духовного вакуума и предполагал открыть в большинстве поселений, в которых жили славянские переселенцы, церкви и школы. «Изнемогая под тяжестью непомерно суровой жизни и телом и духом, наш русский человек ищет вокруг себя и притом вблизи свою родную церковку, где бы он мог всегда, при первой необходимости, отвести душу свою в молитве, в общении с земляками, почувствовать хоть на час себя в родной, дорогой сердцу обстановке, найти в священнике сочувствие, нравственную поддержку, совет, должные указания, но увы — если в западной части Канады есть уже несколько священников, то в восточной, как я уже сказал, до этих почти дней не было ни одного, на тысячу миль кругом о русской церкви и о русском священнике даже и слышно не было76...».

При этом на востоке Канады представители других крупных деноминаций не стремились воспользоваться слабостью православных общин, как это было в западной части Канады. Так, владыка сообщал, что в Страстной Четверг, к началу божественной литургии в Нью-Йоркском кафедральном соборе явился епископ Епископальной Церкви Паркер. После литургии он вместе с другими лицами зашел к владыке и сообщил ему причину своего посещения. Оказалось, что в его епархии, около Спрингфилда, в нескольких часах езды от Монреаля, проживало много русских людей, «без церкви совершенно одичавших». «Я, сказал епископ Рагкег, не пожелал воспользоваться в смысле прозелитизма затруднительным положением ваших православных людей и не разрешил своим священникам совершать для них требы по обряду нашей церкви, но я не мог не поставить себе в долг явиться к вам, чтобы обратить внимание ваше на это положение ваших пасомых»77.

74 Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1907 г., составленный архиепископом Платоном (Рождественским) (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2192. Л. 8).

75 Там же. Л. 11.

76 Там же. Л. 9.

77 Там же. Л. 9 об.

Владыка Платон считал, что именно в Канаде было будущее православной миссии в Америке. «Будущность нашей миссии не в Штатах, а в Канаде. наши русские люди живут в Канаде не среди всепоглощающего американского моря — в городах или в фабричных поселениях, а на фермах, занимаются хуторным хозяйством, и этой своей изолированностью на несколько поколений гарантированы от уничтожения своей национальности.»78.

Православная жизнь в Канаде началась при еп. Николае (Зиорове). Еп. Тихон многократно посещал многочисленную канадскую паству. Им был освящен первый православный храм в честь Св. Троицы в с. Восток. Его миссионерские путешествия по просторам Канады укрепили православных, помогли многим униатам вернуться в Православную Церковь, способствовали возникновению многих приходов, строительству первых храмов. При еп. Тихоне было организовано канадское благочиние во главе с о. Михаилом Скибинским. Архиепископ Платон продолжал и укреплял становление православия в Канаде. В отчете за 1907 г. он предложил план развития Канадской Церкви.

В результате в Канаде к 1916 г. насчитывалось более 60 храмов, около 20 священников, был открыт монастырь, школа-бурса. Наконец, в 1916 г. Канадская Церковь обрела своего епископа Александра, викария Американской епархии, начал выходить журнал «Канадская Православная Русь», в Виннипеге было учреждено Канадское духовное правление. Так было положено основание Канадской Церкви.

Ключевые слова: Канадская миссия, униаты, православие, епископ Тихон (Беллавин), архиепископ Платон (Рождественский).

Formation of the Orthodox church in Canada IN THE LATE 19 — EARLY 20-TH CENTURY

by A. Efimov, O. Lasaeva

In article the brief items on religious needs of the emigrants-Slavs settling in Canada are resulted, and also process of formation of the first orthodox community in this territory is shown. The special attention is given to vicarial visits of bishop Tihon (Bellavin) and archbishop Platon (Rozhdestvennsky) to Canada for the decision of various problems of spiritual life of this region.

Keywords: emigrants, Aleutian diocese, the Canadian mission, Canadian Vicariate, vicarial visits, uniates, Orthodoxy, Tikhon (Bellavin), Platon (Rozhdestvennsky).

78 Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1910 год от от 27 апреля 1911 года, составленный архиепископом Платоном (Рождественским) (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2372. Л. 17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.