Роман ШАПКА
КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ «ТВЕРДЫХ»* РУСИНОВ В КАНАДЕ
8 сентября 1891 г. к восточному берегу Канады, к городу Монреаль, приплыл корабль «Oregon», на борту которого было двое галицких селян, Иван Пилипов и Василь Елиняк, оба родом из села Небылов1 Ка-лушского района близ Станислава (нынешнего Ивано-Франковска), который тогда находился в составе Австро-Венгрии.
Их записали просто как «рутенские рабочие»2. Они считаются первыми русинами в Канаде. Инициатором выезда в Канаду был Пилипов. Узнав от своих сограждан-немцев о возможности при переезде в Канаду иметь свою землю, стать владетелем и «вольным человеком», Иван Пилипов стал думать об отъезде в Канаду. Его планы осуществились в августе 1891 г. Оба крестьянина уехали из родной стороны без своих семей, пустившись в неизвестный далекий путь через океан. Этот шаг был смелым, и после него из Прикарпатья началась массовая эмиграция в Канаду. После прибытия и ознакомления с новой землей и открывшимися там для простого крестьянина возможностями Иван Пилипов вернулся домой забрать свою семью и семью Василя Елиняка.
Когда Пилипов прибыл домой и рассказал своим землякам о «вольных землях» в Канаде, это вызвало негативную реакцию со стороны местных австрийских чиновников, жандармерии и помещиков. Его обвинили в распространении идеи об эмиграции и в нарушении общественного порядка. Дело дошло до судебного процесса, в результате которого Иван провел в заключении месяц. Об этом он сам рассказывал в интервью профессору Ивану Боберскому3.
В 1893 г. Пилипов со своей семьей и с другими односельчанами переселился в Канаду. Именно так началась эмиграция на «вольные земли» Канады, сначала из Небылова, а вскоре после этого из других мест Галичины и Буковины (буковинские крестьяне, в отличие от галичан, были православными).
В 1895 г. профессор Львовского университета доктор Осип Олесков посетил в Канаде галицкие колонии с намерением познакомиться с обстановкой, условиями жизни переселенцев-русинов. Свое путеше-
* «Твердыми» автор называет русинов, которые до конца своей жизни сохранили идеалы Святой Руси
ствие по Америке и Канаде Олесков описал в двух брошюрах «О эмиг-рации»4 и «Про вольни земли»5. Изданная доктором Олесковым литература еще больше усилила идею эмиграции, и после выхода этих изданий началось массовое переселение. Хотя многие крестьяне мало или вообще ничего не знали о Канаде и переживали, готовясь выехать в незнакомое место, большинство считало: «Шо буде, то буде, а гирь-ше як в Австрии не буде!» Я лично это высказывание не раз слышал от старых людей, когда они рассказывали, почему покинули свою родину. Они не зря так говорили. Многие из них следили за событиями в Австро-Венгрии и знали о действиях австрийского правительства по подавлению русинского движения. Процессы против Ольги Грабарь и священника Иоанна Наумовича не оставили безучастными многих русинов, особенно «твердых». Их предчувствие оправдалось, когда начался второй Львовский процесс, когда был расстрелян священник Максим Сандович6, и когда многие их земляки прошли в годы первой мировой войны через австрийские концлагеря Талергоф и Терезин.
В 1896 г. переселение усилилось: галицкие и буковинские поселения возникали в канадских прериях, в современных провинциях Манитоба, Саскачеван и Альберта около городов Виннипег, Реджайна и Эдмонтон. Первое и самое большое русинское поселение было основано в провинции Манитоба на юге от города Виннипег и первоначально назвалась Русь7, а в провинции Альберта на северо-востоке от города Эдмонтон поселение было названо Восток8. «Приятная новость, что местность и колония, называвшаяся Limestone Lake, в которой галицкие русины впервые в Канаде приняли православие, согласно их же ходатайству перед правительством переименована в Восток в знак того, что они теперь опять стали истинными и православными чадами Востока», - писал «Американский православный вестник» в 1899 г.9
В 1897 г., когда количество русинов в Канаде сильно возросло, переселенцы стали размышлять о церкви, о своих духовных потребностях и начали собираться в общины. Канадская Русь просто не могла жить без родной церкви, без родной духовности, без родных церковных и культурных обрядов. Искали выход из положения и нашли его. Из дебрей Западной Канады русины направили прошение к русскому православному епископу в Сан -Франциско10. Они просили прислать им священника, чтобы удовлетворились их духовные чаяния и потребности. Русская православная церковь откликнулась, и в Востоке стали нести службу миссионеры - священник Димитрий Камнев и псаломщик Владимир Александров. Постоянного священника назначили только в
1901 г.
Здесь, на канадской земле, под открытым небом 18 июля 1897 г. была отслужена первая православная литургия благодаря стараниям
и желаниям галицких русинов. На месте сего исторического действа сооружен треxраменный крест, на котором Феодор Немирский вытесал надпись: «В память возвращения галицких русинов к вере своих предков»11.
После посещения поселения Восток российские миссионеры побывали в другом русинском поселении на юге от города Эдмонтон, в местности, где «твердый» русин Феодор Фур с 99 другими галицкими русинами присоединились к православной церкви12. В этой местности построены были две церкви, униатская13 в 1900 г., а православная - в
1902 г. Впоследствии (в 1910 г.) на радость галицких переселенцев обе соединились в один русский православный приход14. Там до сего дня стоит трехраменный придорожный крест, возведенный в 1900 г. заботами «твердого» русина Ивана Борыса в благодарность Богу за удачный переезд в новый край и за религиозную свободу. Перед тем, как он переселился в Канаду, он поставил такой же крест в своем родном селе Ветлин15 близ города Ярослав (в нынешней Польской Галиции).
В 1897 г. поселение Русь в южной Манитобе посетил священник Иоанн Маляревский, настоятель Свято-Покровской церкви города Миннеаполис в Америке. В том же году по приглашению римско-католического бискупа из Америки посетил Канаду греко-католический священник Нестор Дмитров. Он описал свое путешествие по русинских колониях в брошюре «Канадийска Русь»16.
Крещение русинских детей в 1898 г. на ферме Федора Немирского в поселении Восток.
С 1898 г. начали строить первые русинские церкви в Канаде - впоследствии во всех местностях русинского поселения красовалась традиционная архитектура Карпато-Днестровских земель. Пейзаж канадских прерий обогатился церквями, «мазанками» - избушками прикарпатских поселенцев. Выходцы из Небылова построили одну из первых церквей в поселении Стар недалеко от Востока в Альберте. В 1901 г. между переселенцами-небыловцами возник спор о принадлежности их новопостроенной церкви - к Русской православной или к униатской. Иван Пилипов, поборник русского православия, сын Святой Руси с другими «твердыми» русинами отстоял церковь17. Второй в его жизни судебный процесс Иван Пилипов выиграл и вместе со своими единомышленниками этим процессом доказал: кем они были, теми они и оставались до конца жизни - «твердыми» русинами. Когда Иван Пи-липов в 1936 г. скончался, его похоронили возле той самой русской православной церкви в местности Стар. Интересно, что в конце XIX в. галицкие русины продолжали массово присоединяться к Русской православной церкви, как свидетельствует «Американский православный вестник»18.
В 1899 г. первым русинским почтарем в Канаде стал Феодор Не-мирский. Родом из Бильча Золотого (нынешней Тернопольской области), он играл значительную роль среди русинов в Канаде. На его ферме отслужили первую православную литургию в Канаде, он поддерживал своих земляков в организации общин, имел в своей библиотеке много русских книг, и сам был образцом «твердого» русина. В каждой
На этом месте в поселении Восток 18 июля 1897 г. заботами галицких русинов была совершена первая православная литургия на канадской земле.
Русское духовенство совершало путь в 1500 км из Сан-Франциско (Калифорния) до поселения Восток (Западная Канада).________________________
строчке его дневника чувствуется искренняя любовь к Святой Руси и к ее идеалам. Помню, его сын Фома Феодорович рассказывал мне в 80-х годах прошлого столетия, что «мама и тато заплакали коли они ся довидали шо русского царя стратыли». В 1900 г. в рапорте о миссионерской поездке в Северо-Западную Канаду священника Владимира Александрова мы читаем имена тех галичан, которые пользовались большим авторитетом среди поселенцев, -Якова Лопушинского, Иоанна Сакмана, Феодора Фура и Феодора Немирского19.
Буковинцы-переселенцы После прибытия в Альберту
из Русского Банилова. весной 1899 г двадцати восьми че-
ловек из села Русский Банилов (австрийская часть Буковины, нынешний Выжницкий р-н Черновицкой обл. Украины) открывается новая страница в истории русинских переселенцев20. Поселение буковинцев основывается в 120 км на северо-востоке от города Эдмонтон и получает название Шандры по фамилии трех братьев и их родственников. С первых дней прибытия выбирают место для церкви, и она впоследствии станет одним из центров духовной и культурной жизни «твердых» русинов в Канаде.
Для Канадской Руси год 1901 был ключевым. В этот год епископ Алеутский и Североамериканский Тихон, впоследствии патриарх Московский, впервые посетил Канаду. Было совершено освящение первых православных храмов в Востоке, в селении Буковина и основано Свято-Тихоновское братство. Пребывание русского архиерея сплотило «твердых» русинов. Личность святителя Тихона не могла не влиять положительно на русинов, которые неожиданно на далекой чужбине встретились с лучшим представителем Святой Руси. Русины принимали его как своего человека - смиренного, благочестивого - с полным уважением и доверием21. Впоследствии о нем как патриархе написали: «Из глубины веков на нас как будто выглянула Святая Русь»22. Так Канадская Русь воспринимала святителя Тихона еще в бытность епископом. Святитель Тихон был устроителем Русской церкви в Канаде. Он освятил первую православную церковь в Востоке и Успенский храм в Шандрах. Им же были учреждены другие приходы и освя-
щены в 1904 г. Свято-Троицкий храм в Виннипеге (впоследствии собор), Свято-Варваринский храм в Эдмонтоне (впоследствии тоже собор), а в 1905 г. - храм в п. Киселев в Альберте. Благодаря святителю Тихону «твердые» русины укрепились в своих идеалах. В двадцатом номере «Американского православного вестника» за 1901 г. читаем, что «в Канаде теперь до 5000 душ православных»23.
В провинции Манитоба священник Константин Попов посещал колонию Русь. Он в то время был настоятелем исторической Свято-Покровской церкви в городе Миннеаполис в Америке, где в 1891 г. присоединилась к Русской православной церкви первая униатская община со своим настоятелем о. Алексием Товтом, «Батьком Американской Руси», впоследствии канонизированным Православной церковью Америки.
В последующие годы росло количество поселений и общин, строились церкви, основывались братства и в некоторых местностях - читальни и школы. В Шандрах возникла читальня имени о. Иоанна Наумовича. С каждым годом количество галицких поселенцев увеличи-валось2*.
В 1910 г. Канаду посетил униатский митрополит Андрей Шептиц-кий. Возвратившись во Львов, он написал брошюру под заглавием «Ка-надийским русинам» (издана в Жовкве в 1911 г.). В ней употребляется слово русин(ы) не меньше 42 раз, а слово руский(и) не меньше 31
і
раза. Для «твердых» русинов-галичан призыв брошюры держаться римской церкви не совпадал с их убеждениями. Пятнадцать лет спустя, в 1926 г., Феодор Немирский писал, что «в рок за тым (1898) мы взялись будовати церкву во имя Пресвятыя Троицы в Востоце. Се була перша Православна Церква в сем краю, а теперь уже матерею 123 церквей в Канаде»25.
В 1913 г. в городе Эдмонтон была основана газета «Русский голос», а в 1914 г. в городе Виннипег - газета «Русский народ». Эти еженедельные газеты соответствовали желанию «твердых» русинов иметь свой печатный орган. Просматривая выпущенные номера газет и изданные редакциями календари, можно увидеть темы, актуальные для «твердых» русинов. Об этом говорят даже заголовки: «Первый русский конгресс в Канаде»26, «По русско-канадским колониям»27 и «О новооснованной бурсе имени Максима Сандовича в Эдмонтоне»28.
В 1919 г. администратором Русской православной церкви в Канаде был назначен архимандрит Адам Филипповский. Он был родом из Галичины, из с. Руда Жидачовского района на Львовщине, сын Святой Руси, чьи идеалы всю жизнь отстаивал. «Не отступил я от той идеи, якую передали нам, русским сынам, умученныи за тую же русскую национальную идею наши отцы, матери и братья»29. Как администратор Канадской епархии он занимал ключевую позицию в борьбе за идеалы Святой Руси и стал духовным лидером «твердых» русинов. Еще в 1916 г. управляющий Североамериканской епархией Русской православной церкви архиепископ Евдоким откликнулся на труды архимандрита Адама следующим словами: «Радуюсь, что вы полюбили Канадийс-кую Русь и желаете потрудиться для нея»30. В 1922 г. его хиротонисо-вали в епископа Стефан (Дзюбай), епископ Карпато-Русский, и Горазд (Павлик), епископ Чешско-Моравский31. В 1935 г. в своем докладе Епархиальному съезду «Русская православная церковь до и после революции» архиепископ Виталий (Максименко) так отозвался о «твердых» русинах с архиепископом Адамом во главе: «Это представители Подъяремной (Прикарпатской) Руси. Они прошли долгую и тяжелую школу. Они сильны числом и сплоченностью. Здоровому и жизненному их стремлению нужно давать дорогу»32.
Архимандрит Адам (Филипповский).
Жизнь шла своим ходом. Русины жили своей лично-семейной и общественно-церковной жизнью, развивали общины. Некоторые изменили своим идеалам, другие ассимилировались, значительная же часть держалась за свои убеждения, помнила о своем тысячелетнем происхождении. В поэме «Английска культура» словами «наш руський дух, мы Святой Руси сыны»33 выражалось чувство тех, кто еще жил именно такими идеалами, находясь далеко за пределами родины. В календаре «Русский народ» на 1918 г. видно, о чем люди размышляли, о чем хотели узнать, чем интересовались. Статьи назывались: «Где обман, на Востоце чи в иезуитском Западе», «Христианство на Руси», «Козаки», «Иерусалим и Святая Земля», «Причины и значение нынешней всемирной войны», «Обзор русской жизни в Канаде в 1917» и «Адре-сар Канадской православной русской миссии», в котором есть список более 100 церквей и монастырей. Вместе с тем стихотворения опять рассказывают об идеалах Святой Руси - «Подъяремная Русь Земля Владимира Святого» и «Свята вера православна, тот восточный цвет, Русь будет в ней вечна славна, она узрит Божий свет».
В 20-е гг. в поселении Сочава возник спор между прихожанами -русинами и молдаванами и теми, кто хотел присоединиться к нововоз-никшему украинскому братству. Сочава находится в 10 км от поселения Восток. Местность была заселена русинами и молдаванами из австрийской части Буковины в начале ХХ столетия и названа в честь первой столицы Молдавского православного княжества - Сочавы. В конце концов храм на Сочаве остался под юрисдикцией Русской православной церкви.
Назначение епископа Арсения (Чаговцева)34 управляющим Канадской епархией РПЦ в 1926 г. поддерживало всех православных, включая «твердых» русинов. Им был основан Вознесенский монастырь в поселении Сифтон в Манитобе, и при нем начали действовать богословские курсы. О нем, «Канадском Златоусте», впоследствии вспоминали: «Народ сотнями привлекался к его богослужениям и загорался его вдохновенными проповедями»35. О «твердых» русинах святитель Арсений сам пишет: «Помогала мне компактная сила выходцев из Буковины ... среди братьев галичан были ревнители православия»36.
В основном культурная жизнь русинов базировалась около церковных общин. Люди не только «жили-были», но и творили, создавали. Организовались церковные хоры, которые украшали богослужения и церковные обряды. Народное искусство - писанки, вышивание, ткачество и кулинария - передавалось из поколения в поколение. Во многих местностях народные оркестры играли прикарпатскую народную музыку на семейных и народных праздниках, где люди пели народные песни и плясали народные танцы. В 50-х гг., когда я был ребенком,
еще исполнялись народные песни и колядки. Одна из любимых народных песен звучала так: «Дай же Боже добрый час... где Днестер, где Сян и Прут русски риченьки плывут... всюда честный русский рид... хоть пийдешь за Бескид... всюда мова та една, всюда писня та сама, русска мова русский край, русска писня и звычай». Колядка: «Ой дивна дивна русска родына... русским звычаем колядувати, Радуйся радуй Божая Мати» тоже была одной из любимых.
В 1931 г. епископ Иоасаф (Скородумов) назначен был управляющим Канадской епархией. Он, как и его предшественники, был носителем русской духовности, русского православия и идеалов Святой Руси. Хотя он прожил только 20 лет в Канаде, его подвиг был знаменателен, и добрая память о нем как об истинном пастыре еще жива среди потомков его паствы. В моей семье часто вспоминается «наш блады-ка»37. Приводится пример, когда мой дядя подал владыке доллар, а он, уходя, дал моим двоюродным сестрам по 50 центов. Деяние вроде бы незначительное, но для простых рабочих такие простые поступки имели значение и показывали, насколько «бладыка» понимал тяжелое положение людей, среди коих он подвизался. Его доброта, понимание, искренность, как и его поучения, убеждения и верность Святой церкви и Руси, остались после него на многие года.
После архиепископа Иоасафа в Канаду назначен был архиепископ Пантелеимон (Рудык). Владыка Пан-телеимон родом был из Галичины -он родился в 1899 г. в Липовцах Пе-ремышлянского района на Львовщине. Мальчиком он перешел австрий-ско-российкую границу и отправился в Почаевскую лавру, где учился и принял монашество38. Впоследствии он был наместником Почаевской лавры, в 1941 г. стал епископом Львовским, а в 1941-1943 гг. - архиепископом Киевским. Его подвиг и старанья в Почаеве, в родной Галичине, в Киеве и за рубежом были успешными. В 1959 г. он стал управлять патриаршими приходами в Канаде, где находился среди своих русинов и их потомков. Его келейник, впоследствии архимандрит Димитрий (Щур), малоросс из Подольской губернии,
Владыка Пантелеимон (Рудык) в бытность епископом Львовским (1941 г.).
много рассказывал нам, своим духовным чадам, о жизни и подвиге владыки Пантелеимона. На наш вопрос: «Кем был владыка?» - о. Димитрий ответил: «Владыка был человеком старой галицкой школы». Владыка всю свою жизнь служил Святой церкви и своему народу.
После кончины владыки Пантелеимона в 1968 г. начался конец эпохи. С каждым годом уходили в вечность последные переселенцы-русины, выходцы из старой Австро-Угорской Руси. Их потомки родились в Канаде, и здесь шел естественный процесс ассимиляции. Реальность такова, что потомки русинов рождаются канадцами, ходят в канадские школы, живут в многонациональной англоязычной среде далеко от Карпато-Днестровской родины.
Несмотря на это, многие традиции живы. Сегодня церковь Святой Троицы в Востоке входит в благотворительную ассоциацию 13-ти приходов «Orthodox V» Русской православной церкви под духовным руководством патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Нам, родившимся в Канаде потомкам русинов, многое передавалось, но самыми ценными, кроме Святого православия, были увлекательные рассказы о славе и величии Святой Руси; о белокаменной Москве, в которой находилось сорок сороков; о колыбели Святой Руси - древнем Киеве и его святынях; о Святой горе Почаевской с ее чудотворной иконой и стопочкой; о былом Спасском монастыре в Бой-ковских Карпатах; о славном Манявском ските на Покутье; о наших земляках - великом сыне Галича первом митрополите Московском святом Петре; преподобном Иове Почаевском, святом Петре Могиле, великомученике Иоанне Сочавском и Штефане Великом, господаре Молдавской Руси. Популярны были легенды о народных героях Иване Подкове и Олексе Довбуше, защитнике русского селянства.
Мы, потомки «твердых» русинов, теперь смотрим на деяния своих дедов и прадедов как на подвиг - они действительно держали то, что имели39 в условиях тяжелых, почти невыносимых. Их идеалы, идеалы Святой Руси, спасали и сопровождали их в вечность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Село Небылов находится 20 км от исторического Манявского скита, последней на Г алицкой Земле крепости православия, которая в 1785 г. была закрыта австрийским правительством. Слава о Великом ските в Маняве для многих галичан не угасла - в 1904 г. в нем был сооружен и освящен крест стараньями и заботами галицких крестьян. (См. Марков О. Православный русский монастырь Великий Манявский скит. Львов, 1906).
2. Edmonton Journal. September 8. 1966 (ежедневная газета города Эдмонтон в провинции Альберта в Западной Канаде).
3. Календарь Канадийского фармера. Виннипег, 1937.
4. Издания Общества им. Михаила Качковского. Львов, 1896.
5. Издания Просвиты. Львов, 1S95.
6. Священномученик канонизирован православной церковью в Польше и Русской православной церковью за границей в 1994 г.
7. Panchuk John. Bukovinian Settlements in Southern Manitoba. Michigan, 1971. P. 4.
S. Канадийский православный миссионер. N° S/9. Виннипег, 1926.
9. Американский православный вестник. Сан-Франциско, 15 августа 1S99. С. 439.
10. Прошение канадских русинов // Свет. Нью-Йорк, 3 июня 1901.
11. Доклад архиепископа Марка (Петровций) «К юбилею столетия первой православной литургии в Канаде». 27 июля 1997. Восток, Альберта.
12. Американский православный вестник. Сан-Франциско, 1 сент. 1S97. С. 29.
13. Протокол написан 26 марта 1900 г. в присутности членов общины новой церкви // Echoes of Faith. Leduc, 19S5. P. 5-7.
14. Historical Sketch of St. Mary’s Russian Orthodox Church // Echoes of Faith. Leduc, 19S5. P. 1-4.
15. Там же. С. 111.
16. Дмитров Н. Канадийска Русь. Маунт Кармел. 1S97.
17. Appeal Case in the Supreme Court of the Northwest Territories between Plaintiffs: Trustees of the Greek Catholic Church of Star and Defendants: Rev. J. Korchinski, M. Polushe, I. Pylypow, M. Melnyk. Edmonton, 1904.
1S. Американский православный вестник. Сан-Франциско, 25 июня 1S9S.
19. Американский православный вестник. № 1S. Сан-Франциско, 1900.
20. Shandro Church // Alberta History. Calgary. Autumn 19S2.
21. Американский православный вестник. № 17/1S. Сан-Франциско, 1901.
22. Трубецкой Г. Памяти свят. патриарха Тихона // Седмица.Ру 12/30/2007. С. 24. http://www.sedmitza.ru/index.html
23. Американский православный Вестник. Сан-Франциско, 15/2S окт. 1901.
24. Американский православный вестник. № S/9. Сан-Франциско, 1902.
25. Канадийский православный миссионер. № S/9. Виннипег, 1926.
26. Русский народ. № 22. Виннипег, 1917.
27. Русский народ. № 29. Виннипег, 1917.
2S. Русский народ. № 1. Виннипег, 191S.
29. Филипповский Адам. Не могу молчать. Виннипег, 1919. С. 5.
30. Там же. С. 53.
31. Впоследствии священномученик канонизирован Чехословацкой православной церковью.
32. Максименко Виталий. Мотивы моей жизни. Джорданвилль, 1955. С. 33.
33. Новины. Эдмонтон, 21 марта 1914.
34. Канонизирован православной церковью Америки в 1996 г.
35. Юбилейный сборник в память 150-летия РПЦ в Северной Америке. Т. 2. Нью-Йорк, 1945. С. S0.
36. Там же. С. 7S.
37. На буковинском диалекте среди простых людей слово «владыка» произносится не на «в», а на «б».
3S. Журнал Московской патриархии. № 12. Москва, 1969.
39. Откровение Святого Иоанна Богослова 2, 25.