Вестник ПСТГУ
И: История. История Русской Православной Церкви.
2011. Вып. 6 (43). С. 41-49
К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО
прихода и возведения Свято-Троицкого собора в г. Чикаго при свт. Тихоне (Беллавине)
О. В. Ласаева
В настоящей статье речь пойдет о становлении русского православного прихода в г. Чикаго и его жизни вплоть до окончания строительства и освящения Свято-Троицкого собора в 1903 г. Источниковой базой данной статьи является как пресса того времени: «Американский Православный Вестник» и «Церковные Ведомости», так и архивные материалы, прежде всего отчеты святителя Тихона (РГИА. Ф. 796) и письма настоятеля собора священномученика Иоанна Кочурова к родным в Россию (Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 2).
Чикаго в конце XIX в. — крупный, быстро развивающийся промышленный город. Приведем описание города, сделанное предшественником святителя Тихона, епископом Николаем (Зиоровым) (1891—1898): «Хорош и оригинален Нью-Йорк, но Чикаго кажется еще оригинальнее: здесь, что ни дом, то и особая архитектура. Это молодой город, ему насчитывается не более 30 лет. До пожара, истребившего его 30 лет тому назад, он был большим городом, но далеко не таким, каким он представляется теперь. Он и в настоящее время еще не вполне оформился и закончился в своем росте...— на глазах пустырь обращается в прекрасное авеню и стриты с бульварами, с электрическим и газовым освещением, водопроводами и всевозможными способами передвижений»1.
Торгово-промышленное значение города привлекало к нему массу эмигрантов, в том числе и славян. «Окатоличенные и наполовину ополяченные, они здесь впервые слышат проповедь православия и, пользуясь религиозной свободой, возвращаются к вере своих отцов и дедов. Не красна их жизнь на чужбине. Времена, когда золото лилось здесь рекой и когда, при желании, деньги зарабатывались легко, безвозвратно канули в вечность. Тяжелым, почти всегда двенадцатичасовым трудом добывается себе пропитание. Если прибавить тоску по родине, незнание местного языка, разбросанность по громадному двухмиллионному городу, отчего славяне лишены возможности видеться друг с другом, то становится понятно, какое громадное значение имеет для них храм Божий», —
1 См.: Николай (Зиоров), еп. Из моего дневника (Мои впечатления и заметки во время пребывания на всемирной выставке в Чикаго и путешествия по американским Соединенным Штатам) // Прибавления к Церковным Ведомостям. 1894. № 11. С. 349—363.
писал о. Иоанн Кочуров на страницах журнала «Американский православный вестник»2.
Первый православный приход в Чикаго был открыт епископом Николаем (Зиоровым) в 1892 г. Еще в 1880-е гг. там было создано «греко-сербско-русское общество», в состав которого вошли православные — русские, греки, сербы, арабы и униаты — славяне из Австро-Венгрии. Они вместе собирались для молитвы и чтения Библии в частном доме, но для совершения треб были вынуждены обращаться к католическим и униатским священникам. Владыка Николай прислал к ним священника Амвросия Вретта3 (ранее служившего в соборе Сан-Франциско), первым делом которого стало освящение домового храма во имя святого равноапостольного князя Владимира (1892 ). Приход взял в аренду половину частного двухэтажного дома № 13 на Center Avenue. Первый этаж был перестроен под церковь, на втором этаже жили священник и псаломщик. Храм имел самое необходимое для совершения богослужения, многое было устроено лично епископом Николаем во время его приезда на всемирную выставку в Чикаго. В течение нескольких месяцев он жил при церкви и служил как простой священник. Императрица Мария Федоровна вышила для алтаря покров. Одной из главных святынь стала икона Казанской Божией Матери, точная копия с иконы, находящейся в Казанском соборе Санкт-Петербурга4.
Вскоре были созданы самостоятельные греческий и сербский приходы. В русской общине кроме русских остались галичане, угорщане, болгары, сиро-арабы и частично сербы. Таким образом, к началу 1890-х гг. в Чикаго действовали уже три православных прихода.
У Чикагского прихода в соседнем городе Стриторе был приписной храм. В 1892 г. к епископу Николаю обратились местные униаты-словаки с просьбой принять их в православие. Прихожане приобрели участок с постройками за 1000 долларов, но смогли выплатить только 200 долларов. На помощь пришел протоиерей Иоанн Кронштадтский, давший епископу Николаю более 900 долларов на нужды миссии5. 28 декабря 1892 г. для них была освящена домовая церковь в честь Трех Святителей. Храм располагался в приходском доме и с трудом мог вместить 100 человек.
2 Кочуров И., свящ. К пребыванию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона в Чикаго // Американский православный вестник (далее АПВ). 1901. № 2. С. 30—32. «Американский православный вестник» — официальное печатное издание Алеутской и СевероАмериканской епархии.
3 Священник Амвросий (Вретта) имел греческие корни и свободно изъяснялся на нескольких языках. Он был плодовитым писателем журнала и, должно быть, эрудированным и преданным священником-миссионером. Однако обстоятельства, при которых он покинул Свято-Владимирский приход, прискорбны: по-видимому, он забросил, по меньшей мере, часть своих обязанностей по причине тяжелого запоя. Возможно, его собутыльником был псаломщик Василий Буров (цит по: A History of Holy Trinity Russian Orthodox Cathedral of Chicago 1892-1992 / ed. by Anatoly Bezkorovainy, 1992. P. 18).
4 См.: Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского //АПВ. 1900. № 1. С. 8-9.
5 Николай (Зиоров), еп. Из моего дневника. (Мои впечатления и заметки во время пребывания на всемирной выставке в Чикаго и путешествия по американским Соединенным Штатам)// Прибавления к Церковным Ведомостям. 1894. № 12. С. 382.
К 1897 г. паства Чикаго-Стриторского прихода составила 320 чел.6 Действовали церковно-приходские школы, в течение учебного года дети посещали их по субботам, а в летние месяцы — ежедневно. Также были созданы братства7, входившие в состав Православного общества взаимопомощи8.
Первый «постоянный» священник, приписанный к Свято-Владимирской церкви, был отец Николай Гринкевич, который служил с 9 октября по 12 декабря 1892 г. За ним последовал иеромонах Амвросий Вретта, остававшийся на своем посту до 1895 г.9 После о. Амвросия Вретта (1892—1895) Чикаго-Стриторский приход возглавил священник Иоанн Кочуров (1895—1907)10. Сохранилось письмо о. Иоанна к родителям в Россию с описанием начала его жизни и служения в Чикаго: «Церковь и квартира, по существу своему очень хорошенькие, до того были загрязнены, что имели все признаки свиного хлева. В течение целой недели Шура (матушка. — О. Ш.) вместе с нанятыми бабами приводила Церковь и квартиру в порядок. Облачение одно, да и то не на мой рост, подсвечники деревянные и т. д.. Квартира наша прехорошенькая. молодеет с каждым днем. В ней 6 комнат и седьмая кухня. Во всех комнатах ковры, а для одной куплен уже новый. Поправили ванну, вода для которой нагревается кухонною печкою, за которую нам пришлось заплатить 27 долларов. Пришлось купить кровать, пись-
6 Чикагский приход состоял из русских (24 чел.), угроруссов (168), галичан (1), сербов (18), болгар (9), сиро-арабов (23); всего 243 человека. Прихожане приписного Стриторского храма: русские (5), угроруссы (72): всего 77 человек (см.: Ведомость о прихожанах церквей Нью-Йоркского благочиния Алеутской епархии // РГИА. Ф. 796. Оп. 179. Д. 4034. Л. 83—84).
7 В протоколах заседаний конвенции Православного общества взаимопомощи за 1899 г. говорится о двух братствах Чикаго и Стритора, оба — в честь святителя Николая (см.: АПВ. 1899. № 12. С. 329—335.), а о. Иоанн Кочуров в своей статье за 1898 г. говорит о Свято-Никольском в Чикаго и Трехсвятительском в Стриторе братствах (см.: Кочуров Иоанн, свящ. Чикаго-Стриторский приход: историко-статистическое описание // АПВ. 1898. № 24. С. 681—682).
8 См.: Недзельницкий И. Я., свящ. Очерк приходов Нью-Йоркского благочинного округа в Северной Америке// Прибавления к Церковным Ведомостям. 1896. № 50. С. 1898—1905.
9 Цит по: A History of Holy Trinity Russian Orthodox Cathedral of Chicago 1892—1992. P. 5.
10 О. Иоанн Кочуров родился 13 июня 1871 г. в Бигильдино-Сурки Данковского уезда Рязанской губернии. После окончания в 1895 г. Санкт-Петербургской духовной академии был направлен на миссионерское служение в Северную Америку. 27 августа того же года рукоположен в священника. В течение 12 лет был настоятелем церкви святого Владимира в Чикаго и церкви Трех Святителей в Стриторе, руководил строительством собора в Чикаго, освященного в 1903 г. В 1899 г. о. Иоанн был назначен председателем правления Православного общества взаимопомощи. В 1906 г. возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Нью-Йоркского округа восточных штатов. Поводом к отъезду в Россию послужила просьба умиравшего тестя, священнослужителя Санкт-Петербургской епархии, о передаче своего прихода о. Иоанну. С августа 1907 г. до ноября 1916 г. преподавал Закон Божий в нарвских гимназиях. В ноябре 1916 г. назначен приходским священником в Екатерининский собор Царского села. Первым из священников принял мученическую кончину. Поместный собор 1917—1918 гг. постановил выразить соболезнование вдове убитого. Святитель Тихон, тогда уже всероссийский патриарх, позаботился обеспечить А. Кочурову пособием и определить всех шестерых детей в учебные заведения на полное содержание Церкви. В 1994 г. прот. Иоанн причислен к лику священномучеников. Подробнее см: Тавифа, мон. Священномученик отец Иоанн Кочуров // Православная жизнь. 2002. № 1. С. 1—20.
менный стол с креслом... Я все время был занят приемом церковного имущества, составлением описей и рапортов. Только теперь работы поубавилось»11.
В отчете о. Иоанна благочинному Нью-Йоркского благочиния о. Е. Балано-вичу, датированном октябрем 1895 г.: церковь и жилые квартиры были в грязи, мебель поломана, требовала замены или обширного ремонта, а церковные книги были непонятны. Вместо книги регистрации рождений о. Иоанну вручили клочок бумаги с нечитаемым текстом. У церкви был долг, но его размер не мог быть уточнен из-за практики неаккуратного счетоводства. О. Иоанн был также озабочен низкой посещаемостью церкви по сравнению с большим числом прихожан, означенным в книгах. Он предложил пойти по домам как можно большего числа прихожан, чтобы убедить их регулярно ходить на службы12.
Главной задачей прихода стало строительство храма в Чикаго. Уже в 1893 г. были предложены несколько проектов (покупка дома, церкви и т. д.), но за неимением средств дело не двигалось. В свой очередной приезд в 1896 г. в Чикаго епископ Николай говорил об этом с сенатором Нуном, который пообещал содействие. По ходатайству владыки Святейший Синод в 1895 г. дал Чикагской церкви пособие для найма помещения в размере 600 рублей золотом. Для сбора необходимой суммы на строительство местный причт старался сохранить полученную субсидию: мирились с теснотой помещения, экономили на всем, так что к 1898 г., году отъезда владыки Николая из Америки, из остатков от указанного пособия и частных пожертвований у Чикагской церкви имелся собственный капитал в 2000 долларов13.
В 1898 г. на Северо-Американскую кафедру был назначен епископ Тихон (Беллавин). По пути в кафедральный город Сан-Франциско он посетил Нью-Йорк и Чикаго. В отчете епархии за 1898 г. отражены первые впечатления святителя о приходах в этих городах: «Церкви в Нью-Йорке и Чикаго также содержатся в порядке, но они крайне тесны, далеко не вмещают всех молящихся и находятся в жилых наемных помещениях, совне ничем не выделяясь от них, что не мало смущает православных и вызывает нарекания даже и со стороны инослав-ных. Настоит крайняя нужда в постройке в этих местах новых церквей, более вместительных и отдельных от жилых помещений»14. После знакомства с новым архиереем спустя несколько месяцев о. Иоанн Кочуров пишет в своем письме к родным в марте 1898 г.: «Новый епископ, как кажется, хороший человек»15, и уже в начале 1901 г. через «Американский православный вестник» он благодарит святителя Тихона: «В заключение этой заметки считаю себя обязанным заявить глубочайшую благодарность от всего прихода Преосвященнейшему Тихону, так благовременно посетившему нас, сделав нам так много добра.»16
11 Письмо свящ. Иоанна Кочурова матери и братьям от 1 ноября 1895 г. (№11) // Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 2. Оп. 8. Д. 16.
12 Цит. по: A History of Holy Trinity Russian Orthodox Cathedral of Chicago 1892-1992. P. 18.
13 Русская православная церковь в Чикаго // Прибавления к ЦВ. 1901. № 11. С. 407-409.
14 РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1707. Л.1об. Тихон (Беллавин), еп. Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1898 год.
15 Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 2. Оп. 8. Д. 16. Письмо свящ. Иоанна Кочурова матери и сестре Соне. Март 1898 г. (№ 15).
16 Кочуров Иоанн, свящ. К пребыванию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона в Чикаго (25-30 октября, 1900 г.) // АПВ. 1901. № 2. С. 32.
С прибытием святителя Тихона начались усиленные поиски подходящего участка земли. В апреле 1899 г. владыка вместе с о. Иоанном Кочуровым, российским консулом бароном Альбертом Шлиппенбахом17 и старостой церкви осматривали места для постройки новой церкви. Святитель остановился на участке, расположенном на углу улиц Haddon и Leavitt: «Что касается земли под постройку, то участок ее в четыре лота на улице Leаvitt лично мною был выбран и намечен в 1899 году и тогда же куплен за 4800 долл[аров] (что для Чикаго очень дешево), ныне земля окончательно уже выплачена местными средствами и составляет собственность прихода. Участок очень удобный: находится в порядочной части города (лучше, чем теперешнее местонахождение нашей Церкви там), не вдали от прихожан, с удобными путями сообщения, в соседстве (против) имеет протестантскую церковь, занимает угловое место и вполне достаточен для сооружения на нем церкви и дома (останется место и для маленького цветника)»18.
Старостой прихода был назначен частный банкир Дмитрий Петрович Фридляндер. В своих первых письмах о. Иоанн писал о его заботливости, внимании, постоянном интересе к жизни прихода. Священник, как и большинство его паствы, доверял ему свои деньги, как личные, так и церковные. Однако некоторые прихожане сомневались в честности и бескорыстности Фридляндера и предупреждали об этом о. Иоанна19. Действительно, вскоре банкир сбежал из Чикаго, забрав сбережения прихожан и церковные деньги, достигавшие 40 тыс. долларов. Отец Иоанн подал в суд: «.Мне как представителю прихода пришлось таскаться по судам и хлопотать о том, чтобы злодея признали злодеем (здесь и об этом надо хлопотать), и чтобы Штаты приняли на себя преследование беглеца. Результат получился странный. Фридляндера признали виновным в похищении лишь церковных денег и оправдали в присвоении денег приходских и братских на том основании, что де сами давали.»20 Прихожанин Ф. Д. Эбель, затаивший обиду на настоятеля за провал своей кандидатуры на должность старосты, стал распространять слухи о том, что русский консул и настоятель церкви были друзьями Фридляндера и поэтому намеренно не помогли прихожанам отстоять их интересы в суде. Эбель писал многочисленные доносы епископу, причем под ними подписывались и некоторые другие члены прихода. Архитекторы, пользуясь отсутствием Фридляндера, предъявили церкви несколько исков. Из письма
17 Особую роль барона Альберта Шлиппенбаха в сборе средств среди деловых людей Чикаго и в строительстве нового храма отмечали как о. Иоанн Кочуров, так и епископ Тихон (см.: Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 2. Оп. 8. Д. 16.; РГИА. Ф. 796. Оп. 185. Д. 5851. Л. 15 об. Тихон (Беллавин), еп. Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1903 г.).
18 Отношение Преосвященного Алеутского на имя Обер-Прокурора Св. Синода от 25 января 1901 года за № 11 // РГИА. Ф. 799. Оп. 31. Д. 263. Л.11-11об. См. также: Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского // АПВ. 1899. № 11. С. 305-306.
19 См.: Письмо свящ. Иоанна Кочурова родителям от 16 ноября 1895 г. (№ 12) (Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 2. Оп. 8. Д. 16).
20 Письмо свящ. Иоанна Кочурова матери и сестре Соне (Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 2. Оп. 8. Д. 16).
Цит по: Материалы к житию святителя Тихона Московского. Американский период жизни и деятельности святителя Тихона. Первый год служения епископа Тихона в Соединенных Штатах Северной Америки / Сост. А. В. Попов. СПб., 2007.
о. Иоанна: «Пришлось таскаться по судам, но на этот раз с полным успехом»21. Епископ Тихон сразу же выехал в Чикаго, чтобы лично поддержать приход и решить все вопросы о постройке храма. Эбель и его сторонники снова пожаловались на настоятеля. Владыка заново разобрал дело: «.вывел Эбеля и его приспешников на чистую воду и признал меня правым по всем пунктам.». Владыка объявил Эбелю, что если он сохраняет претензии к о. Иоанну, то может считать себя исключенным из членов прихода. «Эффект, так говорит Эбель, получился неожиданным, — писал о. Иоанн. — Эбель при епископе слезно молит меня о прощении, а подписавшаяся под его прошением публика, видя, что Эбель одурачил ее, перенесла на него гнев и собирается, как слышно, выпереть его из секретарей братства» 22.
Примирив приход, святитель велел не бросать начатого дела. Владыка пообещал просить Синод о единовременном отпуске средств на погашение расходов по постройке храма. Из рапорта владыки за 1901 г.: «В 1899 году мною было возбуждено ходатайство о том, не будет ли признано возможным со стороны Св. Синода выдать сумму, отпускаемую на наем помещения для Русской церкви в Чикаго, зараз за 25 лет (600 руб[лей] зол[отом] х 25 = 15 тыс[яч] руб[лей] зол[отом]), в видах ускорения постройки там приличного храма и дома для причта и школы»23. При получении годового пособия была совершена купчая с долгом в 2300 долларов. Вскоре пришла новая помощь от Святейшего Синода и от Православного общества взаимопомощи. Владыка выдал пособие Синода вперед за 1901 г.24
Епископу не раз приходилось ездить в Чикаго для решения вопросов по постройке храма, связанных с составлением планов, смет, переговорами с архитекторами и т. д.25 На страницах «Американского православного вестника» от лица паствы о. А. Хотовицкий писал: «Мы от всей души, благодарно приветствуем это отеческое намерение Владыки посетить нас, преклоняясь пред Архипастырской неутомимостью Его Преосвященства, при которой Владыка, не успев еще отдохнуть после тяжелого пути по Аляске, — вслед за двукратным путешествием по материку, — и ввиду предстоящего ближайшей весной нового путешествия в дальнейшие концы Аляски снова идет навстречу беспокойствам и трудностям пути ради блага своей паствы»26.
21 Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 2. Оп. 8. Д. 16. Письмо свящ. Иоанна Кочуро-ва матери и сестре Соне.
22 Там же.
23 РГИА. Ф. 799. Оп. 31. Д. 263. Л. 11—11об. Отношение Преосвященного Алеутского на имя Обер-Прокурора Св. Синода от 25 января 1901 года за № 11.
24 К пребыванию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона в Чикаго (25— 30 октября / 8-23 декабря) 1900 г. // АПВ. 1901. № 1. С. 4-7.
25 Святитель Тихон писал: «В Штатах посещены были мною приходы в гг. Чикаго, Алле-гени (Питтсбург) и Нью-Йорк, это — главные приходы; к тому же в них возбужден вопрос о постройке храмов, для выработки планов коих, составления смет и решения других, связанных с сим делом, вопросов требовалось личное мое присутствие» (см.: РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1820. Л. 1. Тихон (Беллавин), еп. Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1900 г.).
26 Предстоящий приезд Его Преосвященства в северо-восточные штаты // АПВ. 1899. № 23. С. 631.
В 1901 г. для сбора средств на постройку храма о. Иоанн был отправлен в Россию. Император пожертвовал 5000 рублей. В соборной книге была надпись и о. Иоанна Кронштадтского: «Православным русским братьям. Для поддержания чисто русского имени и славы православной церкви в Америке и городе Чикаго жертвую на постройку православного храма в этот город сто рублей и молю со-отичей жертвовать усердно. Протоиерей Иоанн Кронштадтский» 27.
Наконец, 31 марта 1902 г. святителем Тихоном была совершена закладка первой русской православной церкви в Чикаго. Временное здание оказалось не в состоянии вместить всех прибывших на торжество: коридоры обоих этажей, кухня, площадка и тротуары перед церковью были полны народом. Святитель Тихон, только что прибывший из Аллегени, не отдыхая, приступил к совершению литургии. После службы крестный ход проследовал от временной церкви до места закладки будущего храма: торжественное шествие растянулось на несколько кварталов.
На следующий день на квартире о. Иоанна Кочурова в присутствии владыки состоялось заседание строительного комитета для подписания контракта с одним из лучших американских архитекторов — Л. Салливаном28. Последний обратился к примерам русского церковного зодчества, небольшая деревянная церковь в селе Татарская в Сибири послужила образцом для окончательного проекта29. Святитель Тихон лично внес несколько существенных поправок в проект, отметив и главные достоинства будущего храма: «.по цене недорогой и по стилю русский»30. В октябре 1902 г. «Американский православный вестник» сообщал: «Новое здание производит впечатление солидностью постройки и красотой. Строится храм всего пять-шесть месяцев, и дело идет так успешно, что, можно думать, к новому году все будет вполне готово»31.
К началу 1903 г. строительство подошло к завершению: «.церковь и дом в русском стиле. Алтарь с двумя маленькими ризницами, в центре квадрат, увенчанный куполом и двумя колоннами, отделенный от западной части церкви, которая заканчивается притвором под колокольней32, выходящим на главную улицу. Дом невысокий, но очень просторный. Внизу большой школьный зал, помещение для псаломщика в несколько комнат с отдельной кухней и комнаты сторожа. Верхний этаж — помещение настоятеля церкви и отдельные покои для Архиерея в дни приезда владыки в Чикаго. Под зданием подвал, где помещен паровой котел, снабжающий теплом и церковь, и дом»33. 16 марта, на четвертой неделе Великого Поста, совершилось освящение Свято-Троицкого собора.
27 Русская Православная Церковь в Чикаго // Прибавления к Церковным Ведомостям. 1901. № 11. С. 407-409.
28 См.: Торжество закладки первого русского храма в Чикаго // АПВ. 1902. № 8. С. 170-173.
29 http://holytrinitycathedral.net.
30 К пребыванию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, в Чикаго (2530 октября 1900) // АПВ. 1901. № 1. С. 4-5.
31 Недзельницкий И., прот. К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, епископа Алеутского и Северо-Американского // АПВ. 1902. № 21. С. 443.
32 Колокол был назван в честь архипастыря — «Епископ Тихон».
33 Торжество освящения русского православного храма в Чикаго // АПВ. 1903. № 8. С. 115-121.
Святитель Тихон прибыл в город за неделю до торжества. Приехали священники: протоиерей А. Хотовицкий (из Нью-Йорка), священник И. Зотиков (из Нью-Йорка), священник В. Туркевич (из Бриджпорта), протоиерей И. Недзель-ницкий (из Аллегени), священник В. Кальнев (из Буффало). В числе гостей находился известный в Америке проповедник г. Ганзалиус, который после всенощной по благословению владыки произнес речь. Он высказал свое искреннейшее изумление по поводу богослужения и усердия православных богомольцев. На литургию прибыли известные люди: миллионеры, сановники. Российское посольство представляли первый секретарь Ф. К. Гансеп вместе с морским агентом капитаном А. Г. Бугаковым и военным-полковником Н. Н. Распоповым. От Епископальной Церкви присутствовал епископ Графтон. Приглашенные могли следить за незнакомым чином освящения храма по специально изданному краткому последованию службы. «С нами Бог, разумейте языцы, — начал свою проповедь святитель Тихон, — спросите самих себя: что было здесь год тому назад? — Ничего, пустое место. А ныне воздвигнут уже благолепный храм сей»34. Настоятель собора о. Иоанн также произнес речь, сначала по-английски, а затем на родном языке. После чина освящения была совершена литургия Василия Великого, далее была предложена трапеза для гостей на 200 человек. Телеграмма о прошедших торжествах была послана К. П. Победоносцеву, в которой от лица всей православной чикагской паствы передавалась благодарность императору.
В отчете за 1903 г. святитель Тихон писал: «Что касается приходов в Штатах, то здесь, — благодарение Богу! — церковное (наше) дело продолжает крепнуть и развиваться. В подтверждение этого можно указать, во 1-х, на постройку новых церквей в отчетном году в Чикаго, Питтсбурге, Стилтоне и Медисоне (близ г. С. Луис); во 2-х, на открытие новых приходов в г. Питтсбурге, Нью-Британи, Юнкерсе, Марблегеде, Стилтоне и Денвере (Глобвиле); в 3-х, на привлечение прихожан к участию в содержании причтов. В первые годы по воссоединении все причты содержались на счет русской казны, каковое обстоятельство давало повод говорить, особенно нашим недоброжелателям, что униаты принимают Православие из-за материальных выгод. Из означенных церквей Чикагская освящена (мною) 16 Марта 1903 г., причем на торжестве присутствовали, кроме собравшегося духовенства и прихожан, представители Императорского Посольства в Вашингтоне, местный Консул, немало потрудившийся в деле устроения храма, много американцев и епископ "высокой Церкви" г. Фон-дю-лак Граф-тон. Государь Император на устройство означенного храма пожертвовал от Монарших щедрот 8 тыс[яч] руб[лей] и на телеграмме об освящении его изволил начертать: "радуюсь освящению Православной Церкви в Чикаго"» 35.
Таким образом, православные в Чикаго, сначала с епископом Николаем, затем святителем Тихоном, о. Амвросием Вретта и о. Иоанном Кочуровым, пережили тяжелые и радостные события рождения прихода, закладки, строительства и, наконец, торжественного освящения Свято-Троицкого собора. В дальнейшем
34 Речь Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, при освящении храма в Чикаго // АПВ. 1903. № 8. С. 113-115.
35 Тихон (Беллавин), еп. Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1903 год (РГИА. Ф. 796. Оп. 185. Д. 5851. Л. 10-10 об.).
приход продолжал играть значительную роль в жизни восточных штатов Православной Америки.
Через несколько лет, в 1907 г., настоятель Чикагского собора прот. Иоанн оказался в Петербурге, и в трагические месяцы гибели империи одним из первых принял мученическую кончину. В 1994 г. он был прославлен как первый священник-мученик. В 2007 г. исполнилось 90 лет со дня его мученической кончины.
Служение святителя Тихона в Америке, имевшее огромное значение для становления Американской Православной Церкви, сегодня интенсивно изучается на кафедре истории миссий ПСТГУ, в центре миссионерских исследований канд. филос. наук священником Сергием Широковым, о. Александром Поповым и другими. Последним начато издание части архивных материалов по данной теме36.
Ключевые слова: Православная Церковь в Америке, Свято-Троицкий собор в г. Чикаго, Св. Патриарх Тихон.
Towards the Story of the Beginning of the Russian Orthodox Congregation and Building of the
Cathedral of the Holy Trinity during the Time of St. Patriarch Tikhon in Chicago
O. Lasaeva
The article covers the story of the difficult beginning of the Russian orthodox parish in Chicago and its life till building and consecration of the Cathedral of the Holy Trinity in 1903. The author used the press of that time — «Americansky Pravaslavniy Vestnik» and "Tsercovnie Vedomosty". Also she studies the returns of Patriarch Tikhon and the letters of St. martyr priest John Kochurov to His Relatives.
Keywords: the first orthodox parish in Chicago, building and consecration of the Cathedral of the Holy Trinity, St. Patriarch Tikhon, St. martyr priest John Kochurov, «Americansky Pravaslavniy Vestnik».
36 Материалы к житию святителя Тихона Московского. Американский период жизни и деятельности святителя Тихона. Первый год служения епископа Тихона в Соединенных Штатах Северной Америки / Сост. А. В. Попов. СПб., 2007.