Научная статья на тему 'Образы святых в составе иконописного фонда церквей Череповецкого уезда в XIX начале XX В. (по данным архивных источников)'

Образы святых в составе иконописного фонда церквей Череповецкого уезда в XIX начале XX В. (по данным архивных источников) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
432
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ УЕЗД / ИКОНОПИСЬ / ИКОНОГРАФИЯ / ИКОНОСТАС / ПУСТЫНЬ / RESURRECTION MONASTERY IN CHEREPOVETS / CHEREPOVETS DISTRICT / ICON PAINTING / ICONOGRAPHY / ICONOSTASIS / HERMITAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галунова Светлана Николаевна

На основе архивных источников исследуется иконографический состав иконописного фонда церквей Череповецкого уезда в XIX-начале XX в. Особое внимание уделяется такой неизученной проблеме, как особенности изображения святых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGES OF SAINTS IN THE STRUCTURE OF THE IKON HOLDINGS OF THE CHURCHES IN THE CHEREPOVETS DISTRICT IN 19TH EARLY 20TH CENTURIES (according to archival sources)

The author studies the iconographic structure of the icon holdings of the churches in the Cherepovets district in the 19th early 20th centuries. Special attention is given to the images of saints in this district's churches. This is the first attempt to study this problem. A wide range of archival sources is involved in the research.

Текст научной работы на тему «Образы святых в составе иконописного фонда церквей Череповецкого уезда в XIX начале XX В. (по данным архивных источников)»

Искусствоведение

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 3 (1), с. 35(57^—371

УДК 745.04

ОБРАЗЫ СВЯТЫХ В СОСТАВЕ ИКОНОПИСНОГО ФОНДА ЦЕРКВЕЙ ЧЕРЕПОВЕЦКОГО УЕЗДА В XIX - НАЧАЛЕ XX в.

(по данным архивных источников)

© 2011 г. С.Н. Галунова

Череповецкий госуниверситет

[email protected]

Пиступила к редакцию 10.02.2011

На основе архивных источников исследуется иконографический состав иконописного фонда церквей Череповецкого уезда в Х1Х-начале XX в. Особое внимание уделяется такой неизученной проблеме, как особенности изображения святых.

Ключекые слика: Череповецкий Воскресенский монастырь, Череповецкий уезд, иконопись, иконография, иконостас, пустынь.

Изучение иконописного наследия Русского Севера привлекает внимание исследователей на протяжении нескольких десятков лет. Однако до настоящего времени остается недостаточно изученной иконопись отдельных региональных центров, своеобразие иконографического состава иконописного фонда храмов того или иного города или уезда. Недостаточно выявлены и конкретизированы иконографические приоритеты и в иконописи Пошехонья1 - региона, центром которого в древности был Череповской (Череповецкий) Воскресенский мужской монастырь.

В данной статье предпринимается попытка выявить на основе сохранившихся архивных документов особенности иконописных ансамблей храмов города Череповца и Череповецкого уезда, связанные с изображением святых.

Череповецкий уезд в начале XX столетия занимал одно из ведущих мест по числу церквей среди соседних уездов, вошедших впоследствии в Вологодскую область [1, с. 114]. В конце XIX в. на территории уезда находились 73 прихода, разделенных на 6 благочиний. Сведения о составе иконописного фонда храмов Череповецкого уезда сохранились, главным образом, в церковных описях, ведомостях, свидетельствах ис-ториков-краеведов XIX - начала XX в. В отдельных случаях сохранились схемы иконостасов.

Череповецкий Воскресенский мужской монастырь был основан во второй половине XIV в. преподобными Феодосием и Афанасием, учениками св. Сергия Радонежского2. В XIV-XVII вв. в округе Череповецкого монастыря возникает ряд пустыней: Азариева Выксинская Никольская, Филиппо-Ирапская, Успенская Воронина, Покровская Шухтовская, Дмитриевская Юг-ская, Сохотская, Ройская, Шалацкая [1, с. 251-

253; 2] и др. В 1764 г. многие монастыри, в том числе Череповецкий, были упразднены. В 1777 г. Череповец получил статус города. Он входил в состав Новгородской губернии [3, с. 27-29]. В 1780 г. приходская церковь Воскресения Христова г. Череповца стала собором.

Из старинных икон и документов Череповецкого монастыря мало что сохранилось из-за бедствий Смутного времени, нескольких пожаров, а самое главное - трагических событий XX столетия. Наиболее раннее свидетельство (1814 г.) о писании икон в монастыре принадлежит благочинному Воскресенского собора Луке Петрову, который сам был иконописцем [2, с. 12]. В научном архиве Череповецкого музея (ЧерМО) хранятся описи имущества Воскресенского собора за 1801 г. [4] и за 1839 г. [5]. Они содержат ценные свидетельства о том, что в местном ряду иконостаса Воскресенского собора находились житийные образы северных святых: Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких, Макария Унженского, исполненные «по правилам старинной иконной работы» [4, с. 3]. По мнению М. Ю. Хрусталева, подобный пантеон основателей российских монастырей не имел аналогов в Новгородской епархии [6, с. 15]. Каждый из этих святых был по-особому связан с землями Белозерья, на территории которого возник Череповецкий монастырь. Основатели монастыря, преподобные Афанасий и Феодосий, были учениками св. Сергия. Св. Савватий Соловецкий принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре в 1396 г. [7]. Св. Макарий Унженский (Желтоводский) подвизался на «Череповси» в первой половине XV в. Надврат-ная Покровская церковь в Череповецком Вос-

кресенском монастыре в XVII в. имела придел, посвященный этому святому [2, с. 6].

В Воскресенском соборе почитался подаренный воинской командой в 1796 г. алтарный образ св. Николая Чудотворца в чеканной серебряной ризе, а также другая икона св. Николая (в приделе Иоанна Богослова) и образ вмч. Пантелеймона [8, с. 2]. Во второй половине XIX в. в храме появились образы свв. Феодосия и Афанасия Череповецких (ныне в ЧерМО и Воскресенском соборе) и Антония Черноезерского, небесного покровителя Шекснинского края3. На одной из икон преподобных Афанасия и Феодосия середины XIX в. изображен Троице-Сергиевский собор Череповецкого Воскресенского монастыря. В ризнице собора и ныне находится образ местного святого Кирилла Ново-

4

езерского с видом основанного им монастыря. Икона исполнена местными мастерами в конце XVIII в., она представляет интерес для изучения монастырской архитектуры Русского Севера. При сохранении традиционной для подобных изображений композиции заметен интерес иконописца к изображению перспективных сокращений и светотени.

В 1757 г. рядом с Воскресенским храмом началось возведение каменной Троице-Сергиевской церкви [2, с. 10]. К ней был пристроен придел во имя св. Кирилла Новоезерско-го (освящен в 1810 г.). Искусствовед П. По-крышкин, посетивший Череповец в 1918 г., упоминал старинные иконы храма. Среди них образы св. Сергия Радонежского XVII в. (Чер-МО) и св. Николая Чудотворца. На особо почитаемой иконе Богоматери «Утоли моя печали» были изображены предстоящие в молении свт. Николай, св. Харлампий, св. Никандр, преподобные Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Кирилл Новоезерский, Филипп Ирапский, Зосима и Савватий Соловецкие, Феодосий Печерский, Феодосий Тотемский, Онуфрий Великий, Иоанникий Великий, Афанасий Печерский, пресвитер Ермий, Иов Многострадальный, великомученики Георгий и Никита, великомученицы Екатерина и Варвара [9, с. 222].

Иоанно-Богословская церковь была возведена в Череповце в 1757 г. в стиле позднего барокко. Храм имел приделы во имя св. Николая Чудотворца и вмч. Георгия; холодная верхняя церковь освящена в честь Положения Ризы Господней (1803 г.). В главном иконостасе церкви находился образ св. Апостола Иоанна Богослова со святителями Николаем Чудотворцем и Афанасием Александрийским. Наиболее часто в описи упоминаются изображения святителя Николая (один житийный), преподобных Афанасия Александрийского, Антония и Фео-

досия Печерских, Сергия Радонежского, великомученика Георгия [10]. Среди икон северных святых упоминаются образы преподобных Зо-симы и Савватия Соловецких, Кирилла Белозерского, Александра Свирского, Кирилла Но-воезерского [10, с. 13-14]. Иконы этого храма (ныне в ЧерМО), а также церкви Благовещения, находившейся рядом, выполнены в стилистической манере, сложившейся под влиянием «фряжских писем», они далеки от канонических изображений.

В Череповце находилось несколько церквей и часовен, однако из-за отсутствия источников невозможно реконструировать их интерьеры. Из храма Рождества Христова происходят иконы местночтимых святых Феодосия Тотемского и Кирилла Новоезерского (ЧерМО). По словам М. Ю. Хрусталева, на фасадах часовни св. Филиппа Ирапского были изображения преподобных Корнилия Комельского, Кирилла Ново-езерского и Филиппа Ирапского [6, с. 44].

Из семи приписанных к Воскресенскому Череповецкому монастырю пустыней наиболее известна Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская, основанная преп. Филиппом Ирапским ок. 1512 г. [11, с. 1]. Сведения о пустыни в XVI-XVIII вв. скудны. Иеромонах Антоний в своем описании пустыни (1912 г.) упоминает лишь особо чтимые иконы, в частности, изображения св. Филиппа Ирапского [11, с. 9-10]. По просьбе старца Феодосия в 1669 г. была написана икона на раку св. Филиппа (ЧерМО)5. Эта икона, вероятно, была исполнена местным иконописцем, она была копией древнего образа, присланного княгиней Ольгой Кривоборской из Москвы [12; 13, с. 426]. Обе иконы находились в церкви Троицы, они были чудотворными [12, с. 34]. В иконостасе Казанской церкви находилась икона св. Филиппа, изображенного со своим учителем Корнилием Комельским, молящимся пред иконой Троицы. Ее написал в 1723 г. архимандрит Череповецкого Воскресенского монастыря Иоанн Никифоров. В деревянной часовне находился еще один образ преподобного [11, с. 10-11]. Из Фи-липпо-Ирапской пустыни происходят две иконы, находящиеся ныне в ЧерМО: образ Зосимы и Савватия Соловецких XVII в. и Димитрия Ростовского, исполненный в 1789 г. Алексеем Лошковым.

В окрестностях Череповца с конца XVIII в. идет активный процесс каменного строительства. Многие пустыни в 1764 г. упраздняются, а их церкви превращаются в приходские храмы. К началу XX в. из 140 церквей уезда лишь около трети оставались деревянными [1, с. 102— 114]. В церкви Успения Богородицы села Воро-нино (1804 г.), выстроенной на месте сгоревшей

Ворониной пустыни, имелись приделы святителя Николая Чудотворца и Рождества Иоанна Предтечи. В описи 1895 г. указано, что в храме потолок и стены покрыты росписью [14, с. 2]. Напротив придела св. Николая Чудотворца помещались изображения святителя, а также преп. Кирилла Новоезерского. В холодном храме присутствовали изображения местночтимых святых (имена не указаны) [14, с. 3]. В церкви было много икон, большинство которых относилось к концу XVIII в. Наиболее часто упоминаются иконы св. Николая.

Сохранились источники, связанные с историей церквей в селе Богородском (ныне территория г. Череповца). Деревянная Успенская церковь (1744 г.) располагалась рядом с каменным храмом Рождества Христова, с приделами св. Леонтия Ростовского и свв. Космы и Дамиана (1772 г.) [15]. В описи 1827 г. упоминается около 160 икон обеих церквей. В алтаре Успенской церкви находились образы Димитрия Царевича, Димитрия Ростовского и Николая Чудотворца. В местном ряду - иконы св. Николая Чудотворца, свв. Космы и Дамиана (в житии), св. Леонтия Ростовского (в житии), свв. Власия, Космы и Дамиана (на одной доске), а также свв. Флора и Лавра. Возможно, речь идет об иконе «Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре», созданной в 1604 г. иконописцем Исааком Григорьевым (ЧерМО). В Рождественской церкви находилось несколько икон св. Леонтия Ростовского: в XVI в. село Богородское было вотчиной Ростовского архиерейского дома. Среди икон местного ряда - образы св. Николая Чудотворца, Модеста - Патриарха Иерусалимского, свв. Безсребренников Космы и Дамиана, вмч. Георгия, вмч. Димитрия. В главном алтаре находилась икона св. Параскевы Пятницы. В Рождественском храме упоминаются иконы местных святых Кирилла Белозерского и Кирилла Новоезерского [15, с. 8].

Значительным иконописным фондом располагала каменная Благовещенская церковь села Едома, построенная в 1866 г. на месте деревянной. Село Едома издавна принадлежало московскому Симонову монастырю. Иконы храма отличались древностью и ценностью письма, во времена «литовского разорения» они хранились в церковном подвале [16, с. 89-90]. Среди икон местного ряда главного иконостаса упоминается образ вмч. Георгия. Вторая икона этого святого находилась в алтаре придела св. Афанасия Александрийского. В алтаре придела свв. Зоси-мы и Савватия, кроме двух икон этих святых, был сравнительно редкий образ местного святого Евфросина Синозерского. В храме находились также иконы свв. Александра Невского,

Николая Чудотворца и Серафима Саровского. Среди аналойных икон упоминаются образы св. Николая Чудотворца, Архидиакона Алексея, свв. Флора и Лавра, Патриарха Модеста, образ свв. Параскевы, Афанасия Александрийского и Зоси-мы и Савватия (с изображением Распятия) [17]. Из Едомской церкви происходит образ Кирилла Белозерского с видом монастыря (ЧерМО).

Из села Дмитриево, из церкви св. Николая Чудотворца (1673 г.), происходит группа из 148 икон конца XVII-XVIII в. (ЧерМО). Над образами Никольской церкви трудились иконописцы, чья стилистическая манера и мастерство сильно различались между собой. Из местного ряда происходят исполненные местными мастерами, иконы свв. Модеста, Кирика и Улиты, архидиакона Стефана, св. Николы Можайского. Сохранилось несколько образов св. Николая Чудотворца (в том числе их деисуса), иконы Космы и Дамиана, Зосимы и Савватия Соловецких, св. Георгия, свв. Георгия, Модеста и Димитрия, Праскевы Пятницы, а также князя Бориса. На двух иконах XVIII в. мы видим образы местных святых: Кирилла Новоезерского и Филиппа Ирапского. В 1788 г. рядом с церковью св. Николая возвели каменную церковь Благовещения [16, с. 83]. Резные иконостасы храма выдержаны в стиле классицизма, а иконы исполнены в академической традиции. Однако значительное число икон выполнено местными мастерами. Среди изображений святых наиболее часто встречаются иконы св. Николая Чудотворца, св. Сергия Радонежского, св. Серафима Саровского, свв. Космы и Дамиана, Ростовских святых. Эти произведения, созданные в крестьянской среде в XVIII-XIX вв., позволяют составить более полное представление о некоторых тенденциях развития иконописи в сравнительно поздний период.

Уникальный иконостас сохранился в церкви Святых Богоотец Иоакима и Анны в селе Степа-новском (освящена в 1814 г, приделы - в 1827 г.). Главный иконостас храма создан в виде триумфальной кессонированной арки. Среди образов местного ряда - иконы (в рост) св. Николая Чудотворца, свв. Иоакима и Анны, Захарии и Елизаветы, принадлежащие кисти северных мастеров (начало XIX в.) [18]. В храме особо почитаемы образы св. Николая (XVIII в.) в Никольском приделе, св. вмч. Варвары на северной стене (конец XVIII в.). На большей части икон серебряные чеканные ризы. Можно отметить, что из икон святых преобладают иконы Николая Чудотворца, а также Серафима Саровского.

Церковные описи храмов Успения (1694 г.) и Архангела Михаила (первая половина XVIII в.) села Нелазское наиболее часто упоминают ико-

ны св. Николая, свв. Бориса и Глеба, вмч. Георгия. В храмах имелись образы свв. Митрофания Воронежского, Параскевы Пятницы, Модеста -Патриарха Иерусалимского, Флора и Лавра, а также иконы местных святых: Кирилла Белозерского, Адриана Пошехонского, Филиппа Ирапского (две иконы) [19]. Из икон обеих церквей мало что сохранилось.

В Череповецком уезде в XIX - начале XX в. велось не только интенсивное храмовое строительство, но и активно развивалась церковная живопись. Возводились церкви Леушинского монастыря, перестраивались приходские церкви. На конец XIX - начало XX в. приходится деятельность известного череповецкого художника А.И. Леонова6. Сохранившиеся источники свидетельствуют о том, что значительными иконописными фондами располагали Николаевская Шухободская, Преображенская Алексинская, Казанская Антипинская, Покровская Долгослободская церкви. Однако не выявлено достаточно данных, позволяющих говорить об иконописном фонде ряда церквей, из которых происходят уникальные произведения иконописи. Порой не существует и самих населенных пунктов, где находились храмы. Под водами Рыбинского водохранилища находятся церкви бывших Николо-Выксинской и Досифеевой пустыней, храмы Леушинского монастыря, церкви в селах Логиново, Луковец, Вахново, Ольхово [1, с. 102-109]. В настоящее время реконструировать с достаточной точностью иконописное убранство храмов Череповецкого уезда можно лишь в отдельных случаях.

Как свидетельствуют имеющиеся архивные документы, в храмах Череповецкого уезда, наряду с образами особо почитаемого св. Николая, были распространены иконы свв. Зосимы и Савватия Соловецких, Ростовских святых Димитрия и Леонтия (первоначально многие приходы уезда находились в ведении Ростовской епархии). В описях довольно часто упоминаются иконы свв. Космы и Дамиана, св. Георгия Победоносца, св. Параскевы. Среди икон местных святых чаще встречаются образы Кирилла Белозерского, Кирилла Новоезерского, Филиппа Ирапского. В различных источниках мы находим упоминания примерно о четырнадцати иконах преподобного Филиппа. Некоторые из них находятся ныне в Череповецком музее. Сохранившиеся образы преподобных Афанасия и Феодосия, основателей Череповецкого Воскресенского монастыря, относятся ко второй половине XIX в. Более ранних их икон не выявлено, а изображения святых в иконописных подлинниках относятся к концу XVIII в. [20]. Крайне редки изображения св. Сергия Шухтовского7,

известно лишь, что наиболее ранний образ был создан в начале XVII в. [2, с. 12]. Единственная икона Антония Черноезерского (середина XIX в.) находится ныне в Воскресенском соборе г. Череповца.

К настоящему времени далеко не все источники, хранящиеся в музейных и государственных архивах и частных коллекциях, выявлены и введены в научный оборот; почти вне поля зрения пока остаются немузейные собрания иконописи. Задача дальнейших исследований - более глубокий историко-статистический обзор процесса формирования иконописного фонда Череповецкого региона.

Примечания

1. Пошехонье - топоним, обозначающий земли по реке Шексне. К данному региону относится нижнее течение реки Суды, которая имеет разветвленную систему. Череповецкая округа находится в среднем течении Шексны, а современный Череповец расположен в устье Ягорбы - притока Шексны.

2. Жития основателей монастыря не сохранились. Деятельность преподобных Афанасия и Феодосия относится ко второй половине XIV в. Память святых совершается 25 сентября, 26 ноября и 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых. Лука Петров, благочинный Череповецкого Воскресенского собора, рукопись которого находится в научном архиве Череповецкого музея, считает, что преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие были пострижениками св. Сергия Радонежского [2, с. 5].

3. Антоний Черноезерский подвизался в XVI веке. Основал обитель во имя Рождества Пресвятой Богородицы на берегу Черного озера, в 40 верстах от современного Череповца. Память святого совершается 17/30 января.

4. Кирилл Новоезерский (-^1532), иеромонах, преподобный. Память совершается 4 февраля и 7 ноября. Около 1517 г. основал монастырь на Красном острове Нового озера (в окрестностях г. Бело-зерска).

5. На нижнем поле иконы имеется надпись в 11 строк, - краткое изложение жития святого Филиппа. Празднование преподобному Филиппу было установлено в конце XVI в. Первоначальное житие его, составленное монахом Спасо-Каменного монастыря Германом, относится к середине XVI в. Память святого совершается 14/27 ноября.

6. Леонов А. И. (вторая половина XIX - начало XX в.) - известный череповецкий художник и резчик. Создавал иконы и иконостасы для храма Благовещения г. Череповца, а также церквей Череповецкого уезда.

7. Житие св. Сергия Шухтовского содержится в рукописи Луки Петрова [2]. Преподобный Сергий схимонах Чудотворец Шухтовский (так его называет Лука Петров) принял «ангельский образ» в Череповецком Воскресенском монастыре от архимандрита

Исайи, который впоследствии написал образ преподобного, поскольку был «искусен сему художеству». Сказано, что упокоился св. Сергий 19 мая (по юлианскому календарю) 1609 г. при князе Василии Ивановиче Шуйском и при Г ермогене Патриархе. Лука Петров пишет, что «мощи почивают в Череповецком уезде при Покровской Шухтовской церкви, под спудом, от Череповца к Северо-Западу в 50 верстах»[2, с.8].

Список литературы

1. Церковно-исторический атлас Вологодской области. Вологда, 2007. Т. 1. С. 102-114.

2. Петров Лука. Краткое описание Череповского Воскресенского монастыря //Научный архив ЧерМО. Ф.8. Оп. 16. Б/н.

3. Коровкин А.Д. Описание Череповецкого уезда. СПб., 1898. 34 с.

4. Опись города Череповца Воскресенского Собору, учиненная в 1801 году // Научный архив ЧерМО. Ф.8. Оп.23. Б/н.

5. Опись Череповецкого Воскресенского Собора //Научный архив ЧерМО. Ф.8. Оп.24. Б/н.

6. Хрусталев М. Ю. Череповец: утраченные святыни. Рыбинск, 2002. 48 с.

7. Житие Савватия Соловецкого. URL: http://xramzis.orthodoxy.ru/ (дата обращения

28.01.2011)

8. Инвентарная опись имущества Череповецкого собора от 23.02.1919 года // ЧЦХД. Ф.18. Оп.1. Д.1.

9. Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 66-й //Вопросы реставрации. Вып. 19. Петроград, 1918. С. 222-223.

10. Главная церковная и ризничная опись Череповецкой градской Благовещенской церкви. 1854 //Научный архив ЧерМО. Ф. 8. Оп. 24. Д. 2.

11. Антоний, иеромонах. Краткое описание Свято-Троицкой Филиппо-Ирапской пустыни. Новгород, 1912.16 с.

12. Житие Филиппа Ирапского //Собрание рукоп. книг МДА № 589.1. ЦКЬ: http://www.stsl.ru/ тапи-scripts/?col=5&gotomanшcript=580 (дата обращения

28.01.2011)

13. Поройков Н. Исторические сведения о бывших и существующих монастырях в Череповском уезде Новгородской епархии //Новгородские епархиальные ведомости. 1895. № 7. С. 426-429.

14. Главная церковная и ризничная опись Успенской Воронинской церкви. 1895 год //Научный архив ЧерМО. Ф.8. Оп.21. Д. 54.

15. Главная церковная и ризничная опись Успенской Богородской церкви. 1827 год //Научный архив ЧерМО. Ф.8. Оп. 15. Д. 66.

16. Новгородский сборник. Новгород, 1866. Вып. V. С. 89-95.

17. Летопись Едомской Благовещенской церкви Череповецкого уезда за 1896-1914 годы //Научный архив ЧерМО. Ф. 8. Оп. 25. Д. 2.

18. Материалы обследования по программе Свода памятников истории и культуры СССР церкви Иоакима и Анны в с. Носовском /Степановском/ Череповецкого р-на Вологодской области. 1986 г. //Архив Вологодского филиала ВХРНЦ им. И.Э. Грабаря. Б/н. Опись сост. А.А. Рыбаковым

19. Главная церковная и ризничная опись Успенской церкви, что в селе Нелазском //Научный архив ЧерМо. Ф.8. Оп.16. Д.3.

20. Хрусталев М.Ю. Афанасий Череповецкий // Православная энциклопедия. URL: http://www.pra-venc.ru/ textZ77034.html (дата обращения 28.01.2011).

IMAGES OF SAINTS IN THE STRUCTURE OF THE IKON HOLDINGS OF THE CHURCHES IN THE CHEREPOVETS DISTRICT IN 19th - EARLY 20th CENTURIES (according to archival sources)

S.N. Galunova

The author studies the iconographic structure of the icon holdings of the churches in the Cherepovets district in the 19th - early 20th centuries. Special attention is given to the images of saints in this district's churches. This is the first attempt to study this problem. A wide range of archival sources is involved in the research.

Keywords: Resurrection monastery in Cherepovets, Cherepovets district, icon painting, iconography, iconostasis, hermitage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.