Научная статья на тему 'Риторические стратегии в дискурсе современных спортивных интернет-СМИ (на примере matchtv. Ru и sportbox. Ru)'

Риторические стратегии в дискурсе современных спортивных интернет-СМИ (на примере matchtv. Ru и sportbox. Ru) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
320
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиатекст / спортивный дискурс / риторика / риторические стратегии.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кучугова Ксения Александровна

Риторика изучает весь речемыслительный процесс порождения текста – от обдумывания его содержания до окончательного воспроизведения. На сегодняшний день журналистские материалы спортивных интернет-СМИ изучены недостаточно. Отсюда возникает потребность в рассмотрении и четком структурировании риторических стратегий, которыми пользуются спортивные журналисты при создании своих материалов. Предполагается, что риторической модальностью обладают абсолютно все тексты мtдиадискурса. А жанровая принадлежность текста медиадискурса не влияет на наличие или отсутствие в нем категории риторической модальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риторические стратегии в дискурсе современных спортивных интернет-СМИ (на примере matchtv. Ru и sportbox. Ru)»

Научный руководитель: Антропова Вера Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10133

К. А. Кучугова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

РИТОРИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ В ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННЫХ СПОРТИВНЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ (НА ПРИМЕРЕ MATCHTV.RUИSPORTBOX.RU)

Риторика изучает весь речемыслительный процесс порождения текста от обдумывания его содержания до окончательного воспроизведения. На сегодняшний день журналистские материалы спортивных интернет-СМИ изучены недостаточно. Отсюда возникает потребность в рассмотрении и четком структурировании риторических стратегий, которыми пользуются спортивные журналисты при создании своих материалов. Предполагается, что риторической модальностью обладают абсолютно все тексты м1диадискурса. А жанровая принадлежность текста медиадискурса не влияет на наличие или отсутствие в нем категории риторической модальности.

Ключевые слова: медиатекст, спортивный дискурс, риторика, риторические стратегии.

В настоящее время журналистика находится в процессе непрерывной трансформации. С преображением окружающего нас мира возникают новые требования к журналистам, меняются формы подачи информации и их жанровая природа. На сегодняшний день медиатексты играют значительную роль в популяризации различных видов спорта [11]. Они отражают основные моменты спортивной деятельности, положительные и негативные стороны спортивного поведения, формируя тем самым отношение общества к спорту.

Актуальность темы обусловлена антропологическим вектором современной картины мира, а также необходимостью уточнения понятий, связанных с изучаемой темой.

Сегодня во всем мире, и в России в том числе, интернет-издания развиваются по пути специализации [4]. Этот феномен, безусловно, имеет отношение и к спортивным интернет-изданиям, так как спортивная журналистика составляет солидную часть современного медиарынка. СМИ активно используют интерес к спорту, обусловленный постоянной интригой, царящей вокруг непредсказуемости результатов и непрерывной динамики соревнований [18]. На сегодняшний день спорту уделяют огромное внимание: о спорте говорят, о спорте пишут. Это значит, что различные спортивные выражения проникают в активное речевое употребление. Следовательно, спорт как тематическая область закрепляет свой особый статус и в языке.

Цель исследования заключается в рассмотрении дискурса спортивной интернет-журналистики и выявлении риторических стратегий в нем.

Еще в середине 50-х годов XX века возрождение интереса к риторике казалось невозможным и вряд ли оправданным [20]. Мы придерживаемся позиции Ю. М. Лотмана и понимаем риторику в данном исследовании как «поэтику текста», раздел поэтики, изучающий внутритекстовые отношения и социальное функционирование текстов

как целостных семиотических образований [15]. Современная риторика имеет междисциплинарный характер.

И. В. Анненкова предлагает рассматривать риторику как науку, использующую не просто полугуманитарный подход, но и формирующую на его основе собственно риторическое понимание предмета исследования [1], которым является язык в его ментально дискурсивном движении [5]. А в свою очередь средства массовой информации, и медиадискурс в частности, - наиболее «благодарный» материал для риторического осмысления.

Риторика сегодня - это руководство по созданию текстов того или иного жанра. И эта составляющая риторики находит свое существование в практической области ее применения. В традиционном понимании риторикой называют ораторское искусство или искусство убеждать с помощью слов. Современная риторика - это теория и мастерство эффективной речи, которой должен владеть журналист.

Журналисты формируют отношение общества к спорту, пропагандируют здоровый образ жизни. Именно поэтому, поддерживая интерес к этой сфере, СМИ способны не только представить качественный медиапродукт [22], удовлетворяющий потребительские запросы аудитории, но и содействовать нахождению новых форм его представления, тем самым значительно расширяя существующее информационное пространство. Признаем тот факт, что массовая информация исключает диалог с получателем, который, например, не может ответить на телевизионное сообщение телевизионным сообщением [21], получатель утрачивает индивидуальность, ибо воздействие текста носит статистический характер и формирует так называемое общественное мнение. Массовая информация охватывает все общество, погружая его в свое содержание, и на деле сообщения массовой информации оказываются принудительными.

Из вышеизложенного следует, что спортивные журналисты всегда должны относиться беспристрастно при оценке действий спортсменов. К примеру, не следует оправдывать неудачные выступления на соревнованиях или винить в этом тренерский штаб. Справедливее и адекватнее будет спокойный аналитический подход, анализ сугубо спортивных причин поражения.

Рассмотрим теперь основные языковые особенности спортивного дискурса [2] и риторические стратегии, которые использует журналист при создании текстов.

Спортивный журналист пользуется определённой фразеологией, терминологией. Его речь пестрит специализированной лексикой. Особенность спортивного дискурса заключается в том, что событие всегда известно заранее, и автор имеет возможность подготовиться, собрать необходимый материал для дальнейшего материала [10]. Имеющийся «склад» будет затем приспособлен для освещения события, но при этом стоит подчеркнуть, что выразительность текста часто снижается из-за использования журналистом штампов и клише [12].

Цель спортивной статьи - характеристика события, анализ конкретных действий и последствий в процессе, и для достижения этой цели часто используются фразеологические терминосочетания. Выражение «поражать кольцо соперников», где поразить кольцо соперника - «забить гол», кольцо соперника - «игровое кольцо на баскетбольной площадке», или выражение «взбирались на высшую ступень пьедестала», где взобраться на высшую ступень пьедестала - «занять первое место», удачно раскрывают это явление.

Исследователи также выделяют особую группу слов профессионального назначения, которые появились в речи благодаря различным переводам [16]. Например, сухие ворота, замысловатый розыгрыш мяча, блестящие мячи и др.

В спортивной журналистике используется иноязычная лексика [8]. Заимствованные слова - это группа слов, которая предназначена для пополнения словарного состава

русского литературного языка [23]. Присутствие иноязычных слов и выражений в спортивном дискурсе необходимо, прежде всего, из-за вовлеченности в него элементов политического, экономического и других дискурсов [7].

Мы проанализировали шесть материалов двух интернет-ресурсов. Создавая текст, журналист должен ответить на вопросы о чём, что, как, кому и зачем [6], но при этом еще и заинтересовать. Чтобы привлечь внимание читателя, прежде всего журналист должен зацепить заголовком. В настоящее время, к примеру, применение цитации распространяется всё больше и больше. В интернет-СМИ мы можем без труда найти примеры этого явления. Круг функций цитаты расширяется в зависимости от задач автора. Введя цитату в заголовок, журналист не только проинформировал о содержании материала, но и привлек внимание читателя, выполнив тем самым рекламную и контактоустанавливающую функции [14].

Одним из самых популярных средств образной выразительности является метафора [24]. Такое переносное значение слова, позволяющее читателю найти скрытое сравнение, построенное на сходстве явлений, которые словно отсутствуют, но подразумеваются. Довольно часто читатель может увидеть метафору в медиатексте, посвящённому освещению спортивных событий в связи с политической сферой. Причиной использования спортивной метафоры является банальный повод: стремление автора донести до читателя свой материал на доступном языке, установив скрытые соответствия в одних из самых обсуждаемых сфер. Еще одно легко узнаваемое средство выразительности - эпитет, который выделяет в предмете одно из его свойств или переносит на него свойства другого предмета (массовый спорт, спортивный клуб, молодёжный турнир, сильнейшие команды, грядущий чемпионат, финальный поединок, железный осетин, напряжённая гонка, любители фристайла). Узнать в тексте эпитет очень легко, а его основные функции - оценочная и экспрессивная - были явно выражены в приведённых примерах и реализованы в полной мере.

Интерес к материалу привлекает заголовок, в котором используется ирония, так называемая «тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме».

Добавим, что речевые образцы подвержены влиянию фактора времени. Многие клише, которыми пользуются журналисты, устаревают. А вот новомодные слова и выражения, характерные для спортивной журналистики, стали пользоваться популярностью с конца 1990-х годов. Многочисленные примеры речевых клише, вошедшие в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяют прояснить позицию автора текста [19].

Таким образом, журналист эмоционально и эстетически воздействует на читателя, используя самые различные средства речевой выразительности. Лишь на некоторых примерах (применение метафоры, эпитета, иронии) мы посмотрели на то, как эффективно и точно может выражать свои мысли автор. А яркие и необычные заголовки порой органично сочетают в себе стандартные правила написания заголовков и экспрессию.

Сегодня спорт занимает одно из ведущих мест в общественной системе, он позволяет человеку осознать его единство с другими членами общества, испытать чувство гордости за свою родину [3]. Изучая сферу спортивной коммуникации, нельзя говорить только о спортивных терминах [13], корректнее рассуждать о специфике спортивного дискурса в целом [9]. Исследование спортивной коммуникации привело нас к описанию того, как сквозь призму деятельности проявляются наши ментальные особенности [17]. «Спортивная» часть журналиста говорит о его патриотизме, о национальном характере, о политических ценностях и др. У читателя формируется представление автора о «своих» и «чужих».

Подводя итог, можно сказать, что исследование языка Интернета в медиариторических координатах сопряжено с определенными трудностями, и это связано с неоднородностью собственно языкового материала современного интернет-пространства. Однако это всегда лишь стимулирует научный поиск новых путей исследования, поэтому изучение темы, касающейся дискурса спортивных интернет-СМИ, можно продолжать и дальше.

Список литературы

1. Анненкова, И. В. Риторическая модель современного медиадискурса [Электронный ресурс] / И. В. Анненкова // Русский язык и литература во времени и пространстве : сб .материалов XII Конгресса Междунар. Ассоц. преподавателей русского языка и литературы (Шанхай, 8-12 мая 2011 года) ; под ред. Л. А. Вербицкой, Лю Лиминя, Е. Е. Юркова. - URL: http://medialing.spbu.ru/upload/files/ file_1394715617_2757.pdf, свободный (дата обращения: 21.11.2019).

2. Арутюнова, Н. Д. Дискурс: лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / Н. Д. Арутюнова - М. : Сов. энциклопедия, 1990. - 688 с.

3. Ваттимо, Дж. Прозрачное общество [Текст] / Дж. Ваттимо ; пер. с итал. Дм. Новикова. - М. : Логос, 2003. - 124 с.

4. Войтик, Е. А. Спортивная медиакоммуникация в России в начале XXI в. [Текст] / Е. А. Войтик. - Томск : Издательский Дом ТГУ, 2013. - 240 с.

5. Дейк ван, Т. А. К определению дискурса [Электронный ресурс] / Т. А. ван Дейк. - URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm, свободный (дата обращения: 7.04.2014).

6. Добросклонская, Т. Г. Вопросы изучения медиа текстов: опыт исследования современной английской медиа речи [Текст] / Т. Г. Добросклонская - М. : МАКС Пресс, 2005. - 287 с.

7. Зильберт, А. Б. Спортивный дискурс: точки пересечения с другими дискурсами (проблемы интертекстуальности) [Текст] / А. Б. Зильберт // Язык, сознание, коммуникация. - 2001. - Вып. 19. - С. 103-112.

8. Зильберт, А. Б. Существует ли спортивный дискурс? [Текст] / А. Б. Зильберт // Материалы IX страховских чтений. - Саратов : СГУ, 2000. - 97 с.

9. Зильберт, Б. А, Зильберт, А. Б. Спортивный дискурс: базовые понятия и категории; исследовательские задачи [Текст] / Б. А. Зильберт, А. Б. Зильберт // Язык, сознание, коммуникация. - 2001. - Вып. 17. - 45-55 с.

10. Зодоров, А. И. Спортивная журналистика: слагаемые мастерства и жанровые особенности [Текст] / А. И. Зодоров // Вестник ВолГУ Серия 9. - 2016. - Вып. 14. -С.221-222.

11. Казак, М. Ю. Медиатекст: сущностные и типологические свойства [Электронный ресурс] / М. Ю. Казак // Global Media Journal. Глобальный медиажурнал. Российское издание. - URL: http://test.gmj.sfedu.ru/v2i1/v2i1_kazak.htm, свободный (дата обращения: 7.07.2011).

12. Кайда, Л. Г. Стилистические ресурсы современного спортивного репортажа [Текст] / Л. Г. Кайда // Спорт в зеркале журналистики: о мастерстве спортивного журналиста. - М. : Мысль, 1989. - 25 с.

13. Карасик, В. И. О типах дискурса [Текст] / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс : сб. науч. тр. - Волгоград : Перемена, 2000. - С. 5-20.

14. Ким, М. Н. Репортаж: технология жанра [Текст] : учебное пособие / М. Н. Ким. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2005. - 224 с.

15. Лотман, Ю. М. Избранные статьи : В 3 т. Т. 1 : Статьи по семиотике и типологии культуры [Текст] / Ю. М. Лотман. - Таллин : Александра, 1992. - 479 с.

16. Малышева, Е. Г. Русский спортивный дискурс : лингвокогнитивное исследование [Текст] : монография / Е. Г. Малышева. - Изд. 3-е, стер. - М. : ФЛИНТА, 2017. - 370 с.

17. Мангутова, В. Р. Спортивный дискурс и его участники [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. - URL: https://search.rsl.ru/ru/ record/01004743293, свободный (дата обращения: 09.10.2010).

18. Михайлов, С. А. Спортивная журналистика [Текст] / С. А. Михайлов, А. Г. Мостов. - СПб, 2005. - С. 11.

19. Панкратова, О. А. Лингвосемиотические характеристики спортивного дискурса : автореф. дис. канд. филол. наук [Текст] / О. А. Панкратова. - Волгоград, 2005. -22 с.

20. Панова, Е. Ю. Риторический код в дискурсе массмедиа: объем и содержание понятия [Текст] / Е. Ю. Панова // Медиалингвистика. Язык в координатах массмедиа: Материалы II Международной научно-практической конференции (2-6 июля, Санкт-Петербург). - 2017. - Вып. 6. - С. 78-80.

21. Снятков, К. В. Коммуникативно-прагматические характеристики телевизионного спортивного дискурса : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 [Текст] / К. В. Снятков. - Череповец, 2008.- 245 с.

22. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] / А. А. Тертычный. -М. : Аспект-пресс, 2000. - 320 с.

23. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 576 с.

24. Чудинов, А. П. Спортивная метафора в современном российском политическом дискурсе [Текст] / А. П. Чудинов // Вестник ВГУ. Серия лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2001. - № 21. - С. 26-31.

Кучугова Ксения Александровна - студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета, k.kuchugowa@yandex.ru.

Научный руководитель: Панова Елена Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10134

Н. В. Максимова

Астраханский государственный университет

Астрахань (Россия)

СТРУКТУРА И ПРЕДМЕТНОЕ НАПОЛНЕНИЕ ОНЛАЙН-ЖУРНАЛА «НОЖ»

В статье приводится характеристика структурно-содержательных особенностей популярного в молодежной среде онлайн-журнала «Нож», контент которого формируется в соответствии с психологическими и социокультурными потребностями адресной аудитории. Формы презентации контента в онлайн-журнале «Нож» отличаются многообразием. В издании задействован большой арсенал существующих сегодня мультимедийных средств и приемов визуализации контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.