Брязгина Е.Ю.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В МЕДИАТЕКСТАХ КРУПНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Аннотация. В статье рассматривается роль средств выразительности в текстах спортивной направленности из различных электронных источников средств массовой информации. Подробно рассмотрены средства выразительности и стилистические фигуры речи, которые используются в медиатекстах на тему Зимних Олимпийских Игр в Пхёнчхане в 2018 году и Чемпионата Мира по футболу в России в 2018 году.
Ключевые слова. Средства выразительности, медиатекст, лингвостилистический анализ, тексты, спорт, лингвистические средства, спортивный дискурс, средства массовой информации.
Briazgina E.Y.
THE MEANS OF EXPRESSIVENESS IN MEDIA TEXTS OF MAJOR INTERNATIONAL SPORTS EVENTS
Abstract. The article presents а role of the means of expressiveness of sports-oriented texts from various electronic media sources. In details considered the means of expressiveness and stylistic figures of speech that are used in media texts on the theme Of the winter Olympic Games in Pyeongchang in 2018 and the upcoming Fifa World Cup in Russia in 2018.
Keywords. Means of expression, media text, linguostylistic analyses, texts, sports, linguistic means, sports discourse, mass media.
В настоящее время вопросы спортивного дискурса стали особенно актуальны. Спорт активно развивается во всём мире и в нашей стране. Пропаганда здорового образа жизни стала не только задачей государств, но и превратилась в цель жизни многих молодых людей. С ростом популярности спорта, физической культуры, здорового образа жизни довольно быстро развиваются новые направления в спорте, такие как, например, функциональный тренинг, crossfit, workout, открывается большое количество спортивных школ, специализированных фитнесс-залов, школ танцев, экстрим-парков и т.д. О возросшей популярности спорта говорит и выход новых спортивных передач, например, «Русский ниндзя» на «Первом канале», и кинофильмов о спортсменах, их судьбах, о роли спорта в жизни общества, о спортивных достижениях прошлых лет, например, «Лёд», «Движение вверх», «Легенда 17».
Рост количества крупных спортивных мероприятий в России и рост количества зрителей также свидетельствуют о популяризации спорта в целом и в нашей стране, в частности. Однако, сегодня спорт -это не просто соревнования, победы, поражения, здоровье. Сегодня целью спортивного дискурса становится использование его как имиджевого, политического, социально-значимого инструмента.
ГРНТИ 16.21.33 © Брязгина Е.Ю., 2019
Екатерина Юрьевна Брязгина - аспирант Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Контактные данные для связи с автором: 195197, г. Санкт-Петербург, Кушелевская дорога, д. 5 (Russia, St. Petersburg, Kushelevskaya road, 5). Тел.: 8-911-744-53-79. E-mail [email protected]. Статья поступила в редакцию 19.06.2018.
Следует отметить важность спортивного дискурса в современном мире. Б. А. Зильберт и А.Б. Зиль-берт отмечают: «Значимость спортивной коммуникации в том, что спорт - не только «голы, очки, секунды», но огромная сфера человеческой деятельности, включающая социально-экономические, общественно-политические, финансовые проблемы» [1]. По их мнению, возникает необходимость проведения специального исследования с целью создания целостной картины вербального и невербального общения в сфере спорта, которое, по их данным, еще не проведено: «Спорт и физкультурно-спортивная сфера фактически не исследованы в плане дискурсивной социолингвистики» [1]. Этим обуславливается актуальность проведения лингвостилистического анализа текстов спортивного дискурса - проблемы малоизученной.
В данной статье рассмотрим использование средств выразительности в текстах о крупных международных спортивных мероприятий, взятых из различных средств массовой информации. Е.Г. Малышева считает, что «сфера спортивной коммуникации по большей части «сращена» со сферой масс-медиа и детерминирована ею» [2]. Понятия «медиадискурс» и «спортивный дискурс» имеют схожие жанрово-стилистические, концептуальные и прагмалингвистические характеристики. В спортивной сфере сегодня для описания социокультурной речемыслительной деятельности, связанной со спортивной тематикой и объективированной в текстах СМИ, исследователи коммуникации часто используют термин «медиаспорт». Поэтому акцент в данной статье делается на электронные медиатексты.
Кроме того, несмотря на большое разнообразие каналов передачи информации, существующих сегодня (печатные издания, радио, телевидение, интернет, «сарафанное радио»), для многих интернет остаётся главным источником новостей и средством поиска информации. Таким образом, можно говорить о существовании спортивного медиадискурса, «который обладает как собственными дискурсивными характеристиками, детерминированными прежде всего тематикой общения, так и общими характеристиками любого из видов медиадискурса, обусловленными спецификой сферы массовой коммуникации и - в том числе - особенностями каналов передачи информации» [2].
Рассмотрим понятие «лингвостилистический анализ текста». Это анализ, при котором рассматривается его лексический (особенности употребления отдельных слов), синтаксический (особенности структуры предложений или сочетания слов), композиционно-синтаксический состав (тип текста, пространственно-временные характеристики, взаимодействие речевых структур, организация текста). Объектом такого анализа является текст. В данной статье подробно остановимся на лексическом составе текстов. Нами были проанализированы тексты, опубликованные в различных средствах массовой информации 2018 г. на тему Зимних Олимпийских Игр в Пхёнчхане и Чемпионата Мира по футболу в России.
«Одной из отличительных черт спортивного дискурса является его повышенная экспрессивность и эмоциональность, что достигается благодаря использованию разнообразных средств стилистической образности» [3]. Одним из основных средств выразительности является метафора. Приведём примеры метафор: «Планка поднята очень высоко...», «Главная цель удержать и, если получится, немного подняться на ступеньку вверх. Надо сделать все, чтобы выступать не хуже.», «В такой непростой момент для страны, мы выжали из себя все силы.», «Такие медали - это потрясение на всю жизнь, это грандиозное событие для нас» [4], «Вы знаете, какой резонанс в нашей стране вызвали те золотые медали, которые получили наши спортсмены, то национальное воодушевление, свидетелями которого мы все были», «Фантастическое по накалу страстей и уровню мастерства соперничество двух российских прим мирового фигурного катания завершилось победой самой молодой спортсменки всей нашей сборной на Играх-2018 в Пхенчхане 15-летней Алины Загитовой», «Даже у видавших виды мэтров фигурного катания вдруг заблестели глаза. У всех эмоции в этот день зашкаливали, били через край!», «Дуэль наших Загитовой и Медведевой стала украшением всей Олимпиады», «Успехи в лыжах, где завоеваны 8 наград, можно назвать символом возрождения российского спорта», «Есть перспективы вернуться в олимпийское будущее в полной боевой экипировке», «Александр Большунов: «Я очень доволен Олимпиадой. Но сегодня остался небольшой осадок, так как реально можно было выиграть», «Безусловно, потеря призовой позиции стала для ребят большой неприятностью», «После короткой программы некоторые говорили, что медали у наших в кармане», «Безусловно, потеря призовой позиции стала для ребят большой неприятностью», «После короткой программы некоторые говорили, что медали у наших в кармане» [5], «Сборная Бразилии является одним из главных фаворитов
ЧМ-2018, и это не дань выдающемуся прошлому этой национальной команды, а констатация её реальной силы» [7]. Метафоры в спортивном дискурсе используются для того, чтобы сделать текст более эмоционально-окрашенным, интересным и привлекательным для читателя, зрителя, болельщика.
Очень часто в спортивных текстах используется такое лингвистическое средство, как олицетворение: «Россия никогда не являлась хозяйкой Чемпионата Мира...», «Тур кубка Чемпионата Мира в этот раз длится особенно долго», «Россия, впервые за всю историю, станет хозяйкой мирового чемпионата, а также первый раз его проведение будет в Восточной Европе» [7], «Ранее Пхёнчхан претендовал на проведение зимних Игр 2010 и 2014 гг., однако уступал это право Ванкуверу (Канада) и Сочи (Россия) соответственно», «Российские хоккеисты вырвали победу в финале олимпийского турнира у сборной Германии» [4], «Олимпиада уходит. У многих это вызывает вздох облегчения», «В зале воздух скрипел от напряжения», «Эти бойцовские качества всегда отличали нашу "ледовую дружину", вели ее к победам. И нынешний успех стал убедительным свидетельством замечательных традиций отечественной хоккейной школы, ярким ориентиром для молодых спортсменов», «Первые же матчи принесли весьма неожиданные результаты, которые подтвердили прописную истину - слабых команд на этой Олимпиаде нет», «Олимпиада - такое событие, которые объединяет мир. И определенно объединяет твою страну», «Алина Загитова: «Не сразу. Когда вышла со льда и уже знала, что я олимпийская чемпионка, ничего не осознавала. А вот на церемонии награждения получила свою золотую медаль, и нахлынули эмоции», «Алина Загитова: «Просто я такой человек, который все держит в себе. Я не выдаю свои эмоции на всеобщее обозрение. На самом деле я очень рада» [5]. Это средство выразительности используется для того, чтобы «оживить» текст и «оживить» предметы и персонажей текста. Использование олицетворений придаёт тексту образность.
Еще одно лингвистическое средство - эпитет, самый распространенный троп. Эпитет подчеркивает особенности описываемого объекта. Например: «Все это сделает ваше посещение стадиона еще более комфортным и незабываемым», «Были применены новые технологии и различные новаторские решения», «Это действительно радостное событие не только для футбола, но и для простых горожан или туристов», «После решения ФИФА, в котором были утверждены города, где будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу, Ростов-на-Дону начал активно и целенаправленно готовиться к этому знаменательному событию в городской спортивной жизни», «Центральный банк представил памятный денежный знак с символикой чемпионата мира по футболу 2018 года» [7], «Частью Олимпиады в Пхенчхане станут некоторые необычные и даже уникальные виды спорта, такие как скелетон и лыжное двоеборье» [6], «В корейском Пхенчхане завершилась торжественная церемония открытия 23-х зимних Олимпийских игр», «Впрочем, даже добытое в драматичном финале "золото" не повлияло на словоохотливость Знарка. Как всегда, тренер был лаконичен», «Подводя итоги победного матча с немцами, вице-капитан российской сборной признался - личные награды для него не так важны, как долгожданное "золото"», «Глава государства направил поздравительную телеграмму нашей хоккейной сборной, которая одержала победу на Олимпиаде в Корее», «Эти бойцовские качества всегда отличали нашу "ледовую дружину", вели ее к победам», «Поддержка у российской команды будет отменная» [5]. Использование эпитетов в спортивном дискурсе делает текст более эмоционально-окрашенным, выразительным. Эпитет более точно передаёт характеристики того явления или предмета, который описывает.
В проанализированных текстах часто используется и гипербола. Например: «Тяжелейшая Олимпиада. Таких в истории нашей страны еще не было», «Крупнейший горнолыжный курорт с роскошными трассами является столицей польских зимних видов спорта», «За первые две минуты были сделаны почти все самые сложные элементы, а дальше ребята очаровывали публику» [5], «Турнир в этом году будет потрясающим и самым красивым за всю историю» [7]. Гипербола служит для придания тексту большей выразительности и акцентирует внимание на определённом качестве предмета, явления или действия.
Достаточно часто в текстах спортивной направленности используется синекдоха: «Ранее Пхёнчхан претендовал на проведение зимних Игр 2010 и 2014 гг.» [6]. Автор имеет в виду представителей из Пхёнчхана. «Две корейские республики на время Олимпиады сделали серьезный шаг навстречу друг другу», то есть этот шаг, естественно, сделали не сами республики, но их представители. [6] «Третьими стали канадцы Меган Дюамель - Эрик Рэдфорд, собравшие с учетом Сочи-2014 и командного
турнира Пхенчхана уже полный комплект олимпийских наград» [5], «На чемпионат мира в 2022 году подали заявку только Катар и республика Корея», «Через некоторое время из конкурса на турнир выбыли Америка и представители Азии», «По результатам проведения голосования Россия одержала победу уже во втором туре, так как за нее отдали более половины голосов. На соревнованиях по футболу 2018 примут участие 32 команды» [7]. В спортивном дискурсе синекдоха чаще используется автором для придания какому-либо предмету или явлению целостности, единства. Именно на это делают акцент авторы в текстах спортивной направленности.
Еще одно средство выразительности, которое часто используется в спортивном дискурсе, это метонимия: «Трибуны встретили нашу делегацию очень тепло», «Изначально квалификация была назначена на 22 февраля, но из-за непогоды старты перенесли на сегодня», «Пхёнчхан будет использовать большое количество спортивных объектов для проведения соревнований» [5], «НХЛ приняла решение не принимать участия в зимней Олимпиаде 2018 года» [6], «ФИФА выбирала претендентов из таких стран, как Португалия и Бельгия, Испания, Англия и Россия» [7]. Данное средство выразительности обобщает различные предметы, явления. С помощью метонимии, как и с помощью синекдохи, можно акцентировать внимание на единстве, целостности чего-либо.
Все перечисленные тропы часто используются в медиатекстах спортивного дискурса. Основные функции текстов публицистического стиля в спортивном дискурсе - описательная и информативная, поэтому такие средства выразительности, как, например, сравнение, литота, перифраз, которые больше присущи художественному стилю, редко используются в таких текстах. Стилистические фигуры речи, которые могут быть использованы в текстах спортивного дискурса, достаточно традиционны: перифраза, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, оксюморон, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис и др.
В анализируемых текстах использованы такие стилистические фигуры речи, как, например, перифраза: «Фантастическое по накалу страстей и уровню мастерства соперничество двух российских прим мирового фигурного катания завершилось победой самой молодой спортсменки всей нашей сборной на Играх-2018 в Пхенчхане 15-летней Алины Загитовой», «Обладательница "золота" на какие-то крохи общих судейских оценок опередила свою подругу по команде» [5].
В текстах используются риторические вопросы: «Многие эксперты возлагают огромные надежды на нашу сборную, но давайте и мы посмотрим, стоит ли это делать, или же нынешний мундиаль обречен на провал для России?» [9], «О Загитовой и Медведевой уже написаны заслуженные ими саги. Но и тут я хотел бы обратить внимание: двух юных примадонн подготовила молодой и красивый тренер Этери Тутберидзе. Да, она сурова, у нее не забалуешь. А надо ли баловать?», «Пока девчонки бились в Корее, еще одна воспитанница Этери Георгиевны, 13-летняя Саша Трусова, впервые в истории женского катания исполнила на официальном турнире вместе с тренером отработанный четверной прыжок. Кому вызов? Медведевой, Загитовой, миру?», «И как в дальнейшем сдавать допинг-контроль, если я не уверен в целостности пробирок, зачем вообще нужен такой допинг-контроль?» [5], а также риторические восклицания: «Думал, в лучшем случае попасть где-нибудь в сильнейшую десятку. А тут такое!» [5]. Риторические вопросы и восклицания чаще всего используются в различных цитатах спортсменов и тренеров.
Еще одна стилистическая фигура речи, используемая в текстах, эллипсис: «У Загитовой - "золото" в личном первенстве и "серебро" в командных соревнованиях», «Четвертое место Тарасовой и Морозова - вовсе не тот результат, на который рассчитывали и сами спортсмены, и наши авторитетные специалисты», «Олимпиада - такое событие, которые объединяет мир», «Российские и зарубежные журналисты искренне сокрушались - как жаль, что в фигурном катании не бывает ничьих» [5], «Хозяева смогли выстроить оборону. Но после перерыва - включили скорость и принялись за атаку» [7].
Также используется умолчание: «О хоккеистах говорят столько...», «Я спросил, когда восстановят в правах наш Олимпийский комитет. Он в ответ: «Когда будут выполнены условия, поставленные перед ОКР...», «Так получилось... В большом спорте всякое бывает. Тем более на Олимпиаде...» [5].
Итак, стилистические фигуры речи, используемые в текстах, выполняют функцию воздействия на аудиторию. В отличие от средств выразительности, которые делают текст более выразительным и привлекательным, стилистические фигуры имеют эмоциональное влияние на читателя. Для создания спортивного медиатекста часто используются олицетворение, гипербола, синекдоха, метонимия, ме-
тафора, эпитет. Этот список может расширяться и дополняться. Эти средства делают текст спортивного дискурса «живым», целостным, выразительным, интересным и эмоциональным.
Спортивный дискурс является коммуникацией между участниками спортивной деятельности. Спортивный дискурс тесно связан с медиадискурсом и «сращивается» с ним. Однако стоит отметить, что существует достаточно большое количество противоречий при определении «чистого» понятия «спортивного дискурса», поэтому учитывать субъект данного дискурса и, соответственно, тексты - к какому типу и к какой тематике они относятся. Что касается лексического состава текстов спортивного дискурса, то активное использование тропов и стилистических фигур усиливают изобразительность и выразительность сообщений и придают текстам спортивного дискурса жанровое своеобразие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зильберт Б.А., Зильберт А.Б. Спортивный дискурс: базовые понятия и категории; исследовательские задачи // Язык, сознание, коммуникация. 2001. Вып. 17. С. 45-55.
2. Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование: монография. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2011.
3. Уланович О.И., Стефановская Е.И. Метафора как средство образной выразительности в спортивном дискурсе // Актуальные вопросы германской филологии и лингводидактики: Материалы XX Республ. науч.-практ. конф., БрГУ им. А.С. Пушкина, 26 февр. 2016 г. Брест. С. 103-106.
4. Зимние виды спорта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/zimnie-vidy (дата обращения 15.06.2018).
5. Зимние игры - 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/games2018 (дата обращения 15.06.2018).
6. Невероятные факты о Пхёнчхане и зимних Олимпийских играх - 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fb.rU/post/outdoor-sports/2018/2/11/22807 (дата обращения 15.06.2018).
7. Сайт Чемпионата мира по футболу Fifa 2018 в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://worldcuprussia-2018.com (дата обращения 15.06.2018).