Научная статья на тему 'Коммуникативная личность телеведущих информационно-аналитических шоу: гендерный аспект'

Коммуникативная личность телеведущих информационно-аналитических шоу: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
259
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная личность / журналистский дискурс / языковые нормы / гендерный аспект / «шоувизация»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кучина Анна Леонидовна

В статье рассматривается влияние экспансии жанра шоу на отечественном телевидении и демократизации языковых норм среди журналистов на процесс социальной интеграции. Автор анализирует коммуникативную личность ведущих информационно-аналитического шоу «Открытая студия» Ники Стрижак и Романа Герасимова в контексте гендерного аспекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная личность телеведущих информационно-аналитических шоу: гендерный аспект»

10. Prokofeva, N. A. Meme as a speech genre of the internet- communication [Text] / N. A. Prokofeva, E. A. Shcheglova // Current issues in modern linguistics and humanities. Proceedings of the 12th All-Russian Research and Methodological Conference with International Participation. - Moscow, 2020. - Pp. 140-156.

11. Sclafani, J. The intertextual origins of public opinion: constructing Ebonics in the New York Times [Text] / J. Sclafani // Discourse & Society. - 2008. - Vol. 19. - № 4. - Pp. 507-527.

Кудрявцева Валерия Константиновна - студент Санкт-Петербургского государственного университета, kudryavtceva_valeria@mail.ru.

Научный руководитель: Щеглова Екатерина Александровна кандидат филологических наук, доцент Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10132

А. Л. Кучина

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ ТЕЛЕВЕДУЩИХ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ШОУ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается влияние экспансии жанра шоу на отечественном телевидении и демократизации языковых норм среди журналистов на процесс социальной интеграции. Автор анализирует коммуникативную личность ведущих информационно-аналитического шоу «Открытая студия» Ники Стрижак и Романа Герасимова в контексте гендерного аспекта.

Ключевые слова: коммуникативная личность, журналистский дискурс, языковые нормы, тендерный аспект, «шоувизация».

Глобализация - главная мировая тенденция на сегодняшний день. Ее ключевой характеристикой является социальная интеграция, добиться которой можно путем проведения качественной коммуникации. Помощником в создании успешного диалога могут выступать СМИ, поскольку в современных реалиях язык стал главным продуктом журналистского рынка. Однако зачастую в рамках работы тележурналисты все чаще нарушают аспекты речевой культуры, тем самым «искажая» такой профессиональный термин, как коммуникативная компетентность [8. С. 176]. Это связано с попытками привлечения внимания аудитории, главным образом, путем внедрения разговорного дискурса. В настоящее время на просторах современного телевидения под влиянием процесса шоувизации формируется новая парадигма способов передачи информации [3. С. 41]. Учащением случаев нарушения аспектов культуры речи, а также искажением понятия «коммуникативная компетентность» в жанре шоу на ТВ и продиктована актуальность нашего исследования [4. С. 163].

Изучением теории коммуникативистики занимаются многие отечественные исследователи. Основоположниками принято считать И. А. Стернина [9], Ю. Н. Караулова [5] и мн. др. Их традиции продолжают О. Л. Арискина [2], Н. А. Дерюгина [3], Г. Г. Плотникова [7]. Результаты реализации различных аспектов процесса коммуникации в современных медиа отражены в работе В. В. Антроповой [1], коммуникативную личность ведущего на отечественном телевидении изучает А. С. Краснобоярова [6],

применение коммуникативных стратегий и тактик в региональном медиапространстве исследует В. В. Фёдоров [11].

Кроме того, на современную журналистику большое влияние оказывает понятие гендера, которое стало крайне актуальным за последние годы. С его развитием в контексте истории можно ознакомиться в работе М. В. Ермолаевой [4].

Этот термин пришел в теорию средств массовой коммуникации (СМК) из психологии [4. С. 56]. Его используют при анализе различий и сходств между полами. Гендер сегодня является составной частью процесса глобализации, понимаемого как вовлечение всего мира в единые универсальные процессы, к которым относится и коммуникация.

В статье будет проанализирована коммуникативная личность ведущих информационно-аналитического шоу «Открытая студия» Ники Стрижак и Романа Герасимова на основе следующих параметров: мотивационный, когнитивный и функциональный [9. С. 25].

Если говорить о жанровых модификациях данной программы, то можно выделить в ней элементы беседы и дискуссии. В первую очередь, это связано с диалогической формой процесса коммуникации на темы, интересные общественности. Среди них наиболее частые, на наш взгляд, внутренняя и внешняя политика, экономика, социальная сфера общества, морально-этические вопросы, услуги жилищно-коммунального хозяйства, тема прав и безопасности населения и т. д. Во-вторых, в студию приглашены гости, транслирующие противоположные мнения, что, безусловно, порождает заинтересованность телезрителя. Однако в проанализированных нами программах дискуссия не несет в себе агрессии. На наш взгляд, это связно с высоким профессионализмом ведущих. Подробнее рассмотрим роль журналиста в телепередаче на примерах конкретных выпусков, изучив целостно все характеристики телеведущих.

Ника (Вероника) Николаевна Стрижак - 57 лет, российский кинорежиссер-документалист (автор более двадцати картин), журналист [10]. С отличием окончила филологический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «Русский язык и литература». Карьеру журналиста начала на городской радиостанции. Проходила профессиональную стажировку в Соединенных Штатах Америки. С 1993 по 2017 годы работала штатным журналистом «Пятого канала». В настоящее время является корреспондентом российской газеты «Известия», а также ведущей программы «Открытая студия» на главном городском телеканале Санкт-Петербурга «78». За 15 лет ведения данного шоу Ника Стрижак выработала свой фирменный стиль.

В одежде Ника Стрижак придерживается официально-делового стиля. Макияж довольно сдержан, но подчеркивает глаза брюнетки. Внешний вид всегда сочетается с окружающими ведущую декорациями. Так, с момента перехода программы в студию канала «78» в одежде стали чаще появляться яркие цвета.

Темп ее речи довольно быстр, а потому небольшой дефект (дислалия) практически не заметен. Тембр голоса - низкий. Речь имеет волнообразный характер. С помощью этого приема Стрижак акцентирует внимание на важных фразах как приглашенных экспертов, так и телезрителей. С точки зрения речевой нормы это является нарушением, однако контролировать этот процесс сложно, поскольку программа выходит в прямом эфире. Кроме того, журналистка активно жестикулирует. Например, когда сообщает статистические данные, поднимает указательный палец вверх.

С приглашенными гостями ведет себя доброжелательно. В приветствии говорит, что давно не видела и рада встрече. При высказывании экспертами тезисов склоняет к ним голову, одобрительно кивает, складывает руки на подбородке, показывает свою заинтересованность в беседе фразами, задавая уточняющие вопросы или дополняя через синтаксические конструкции, которые демонстрируют личную вовлеченность

(«мне кажется», «я думаю», «я вспомнила»). Однако их разделяет стол или тумба (невербальный маркер дистанции).

В речи преобладают глаголы, если это вопросы, то, как правило, они повелительного наклонения («давайте», «вспомните», «слушайте»).

В целом, на наш взгляд, Нику Стрижак дозволено отнести к носителю литературно-разговорной нормы языка, поскольку можно заметить элементы разговорности. Например, часто повторяющиеся частицы «вот», «да», «ну», «ага», редкое использование жаргонизмов, как в выпуске от 31.10.19 - «Хоп, и на три месяца ты взрослый!», «Все боятся, что халява начнется?», «Родители могут купить себе тачку», «Чисто федеральные» [14]. В то же время Стрижак виртуозно проводит литературные аллюзии («Вы как Осторожный человек из сказки „Данко"»). Однако, на наш взгляд, данная полярность уместна, поскольку журналистка произносит слова разного дискурса с явной иронией, с целью разрядки напряжения в беседе.

В отношениях с аудиторией Ника Стрижак выстраивает четкую градацию. В коммуникации с ними она - оратор, просветитель («если вы не знали», «вас это касается»).

Неактивно «взаимодействует» взглядом с камерой. Например, в выпуске от 13.03.14 года очень стремительно уходит из кадра [13].

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что в работе Ника Стрижак транслирует кооперативно-конформный уровень коммуникативной компетенции (нивелирование конфликта путем соглашения с оппонентами, в данном случае с приглашенными спикерами) и рационально-эвристическую речевую стратегию (выражение своего несогласия косвенным образом) [2. С. 17]. Ее мотив -анализ действительности (не наивная картина мира), а когниции - знания и опыт.

Ее коллега Роман Герасимов - российский журналист, телеведущий и бизнес-тренер [8]. В 2000 г. окончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «Телерадиожурналист». Был редактором и продюсером документальных проектов на телеканале ВВС в России. С 2007 года редактор и корреспондент программы «Открытая студия» на «Пятом канале», ее ведущим он стал двумя годами позднее -в 2009.

Роман Герасимов продолжает стиль своей коллеги Ники Стрижак. В одежде он также придерживается строгого стиля. Стильная рубашка в оттенок студии (фиолетовый, розовый, сиреневый), как правило, приглушена черным или серым пиджаком.

Темп речи в сравнении со Стрижак более медленный. Тембр голоса - приятный, а вот интонирование также волнообразное. Данный прием Герасимов аналогично своей коллеге использует для акцентирования внимания на важных фразах как приглашенных экспертов, так и телезрителей. Например, в выпуске от 24.10.19 г., тема которого «Город под присмотром», неоднократно повторяет слово «тотальное», ярко выделяет ударный слог [15].

Кроме того, журналист активно жестикулирует. Формулируя вопрос, помогает себе руками, а также показывает указательным пальцем на спикеров во время обращений.

С приглашенными гостями ведет себя доброжелательно. При высказывании экспертами тезисов склоняет к ним голову, одобрительно кивает, показывает свою заинтересованность в беседе фразами, задавая уточняющие вопросы или дополняя через синтаксические конструкции, которые демонстрируют личную вовлеченность («мне кажется», «я думаю», «я вспомнил»), что вызывает доверие.

Романа Герасимова также можно отнести к носителю литературно-разговорной нормы языка, поскольку заметны элементы разговорности. Например, часто повторяющиеся частицы «вот», «да», «ну», «ага», «щас», «ох», вводная конструкция «так сказать», редкое использование жаргонизмов, как в выпуске от 24.10.2019 г. - «окей», «сколько было

слито баз данных» [15]. В то же время Герасимов виртуозно проводит литературные аллюзии: «Большой брат следит за вами». Однако, на наш взгляд, данная полярность уместна, поскольку журналист произносит слова разного дискурса с целью разрядки напряжения в беседе. Кроме того, много высказываний произнесено в ироническом тоне: «ой, сели, сейчас пушкинские времена будем вспоминать». Этим приемом ведущий косвенно демонстрирует свое несогласие с позицией эксперта. Также нами были замечены моменты проявления явного несогласия.

В отличие от своей коллеги Роман Герасимов стирает границу между собой и аудиторией, постоянно употребляет местоимение «мы», а также рассказывает, что было во время рекламной паузы. Кроме того, журналист не стесняется демонстрировать свою оппозиционность. Например, в выпуске от 31.01.15, тема которого «Цены под контролем», ведущий завершает эфир историей о поднятии в 2,5 раза цен в депутатской столовой [12]. Заканчивает ее откровенным сарказмом: «Я не знаю, как вы справляетесь с этим при зарплате в 420 тысяч. Мы вам сочувствуем. Держитесь, мы с вами». Помимо демонстрации личного мнения, ведущий пытается узнать политические взгляды и приглашенных экспертов, выясняя это через провокационные вопросы.

Активно «взаимодействует» взглядом с камерой. Динамично работает в кадре. Держит зрительный контакт.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что в работе Роман Герасимов -доминантный коммуникант (перетягивание инициативы в свою сторону). Телеведущий транслирует рационально-эвристическую речевую стратегию (выражение своего несогласия косвенным образом) и кооперативно-актуализаторский уровень коммуникативной компетенции (ставит себя на место спикеров). Его мотив - анализ действительности (развенчивание наивной картины мира), а когниции - знания и опыт [5. С. 232].

С точки зрения гендерного аспекта тандем телеведущих информационно-аналитического шоу «Открытая студия» не соответствует общепринятой установке [4. С. 58]. Речь Романа Герасимова больше относится к женской манере поведения. Журналист эмоционален. В его высказываниях часто содержится много иронии. Это своего рода лингвокреативная манипуляция. Такой прием часто отвлекает зрителя от приглашенных в студию спикеров. Инициатива полностью на стороне Герасимова. Его коллега Ника Стрижак в ведении программы транслирует мужскую картину мира. Ведущая использует более короткие синтаксические конструкции, часто употребляет глаголы, а ее вводные слова, как правило, выражают модальность уверенности фактов (как известно, я убеждена, уверена).

Несмотря на нестандартную реализацию гендерных ролей, ведущих общественно-политического ток-шоу «Открытая студия» можно считать коммуникативно компетентными. Их речь качественна и целесообразна, т. к. в ней присутствует чистота, выразительность, грамматическая точность, языковое разнообразие, понятность.

Таким образом, в настоящее время на отечественном телевидении, помимо несоблюдения аспектов речевой культуры ввиду экспансии жанра шоу, наблюдается тенденция модернизации гендерных ролей. Все чаще журналисты федеральных средств массовой информации меняют привычную коммуникативную стратегию [1. С. 128]. Главным мотивом, на наш взгляд, является попытка удержать внимание аудитории. Для удовлетворения данной потребности современный рынок медиа, в том числе и телевизионный, развенчивает общепринятые гендерные стереотипы.

Список литературы

1. Антропова, В. В. Коммуникативные стратегии печатных изданий в социальных сетях: сравнительный анализ элитарной, качественной и массовой журнально-газетной

периодики [Текст] / В. В. Антропова // Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - 2017. - № 2 (24). - С. 124-129.

2. Арискина, О. Л. Языковая и коммуникативная личность: различные подходы к исследованию [Текст] / О. Л. Арискина, Е. А. Дрягина // Вестник ЧелГУ. - 2011. - № 25. -С. 15-18.

3. Дерюгина, Н. А. Культура речи: культурно-функциональный аспект [Текст] /

A. Н. Дерюгина, В. А. Кириллова // Инновационная наука. Сер. Языкознание. - 2015. -№ 12. - С. 163-164.

4. Ермолаева, М. В. Нарушения фразеологических норм в речевом произведении гендера [Текст] / М. В. Ермолаева. // Вестник ЮУрГУ. Сер. Лингвистика. - 2016. - № 2. -С. 55-59.

5. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность. [Текст] / Ю. Н. Караулов. -М. : Наука, 1987. - 261 с.

6. Краснобоярова, А. С. Коммуникативная личность женщин телеведущих авторских программ [Текст] / А. С. Краснобоярова - Челябинск, 2016. - 67 с.

7. Плотникова, Г. Г. Культура речи или коммуникативная компетентность: содержательный аспект [Текст] / Г. Г. Плотникова // Язык и культура. Сер. Языкознание. -2014. - № 2 (26). - С. 174-188.

8. Роман Герасимов [Электронный ресурс] // Вокруг тв. - URL: https://www.vokrug. tv/person/show/roman_gerasimov/ (дата обращения: 14.10.2019).

9. Стернин, И. А. Теоретические проблемы описания коммуникативного поведения [Текст] / И. А. Стернин, У Д. Камбаралиева // Коммуникативные исследования. - 2018. -№ 2 (16). - С. 20-34.

10. Стрижак, В. Н. [Электронный ресурс] // Википедия. - URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%B0%D0%BA,_%D0%92 %D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%9D%D0% B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0 (дата обращения: 14.10.2019).

11. Пятый канал. Программа «Открытая студия» от 31.01.15. «Цены под контролем» [Видеозапись] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=fMtpAy8WHSw (дата обращения: 29.10.2019).

12. Пятый канал. Программа «Открытая студия» от 13.03.14. «Чей Крым?» [Видеозапись] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=Nf8ve_FYBW (дата обращения: 29.10.2019).

13. Телеканал 78. Программа «Открытая студия» от 31.10.19. «Льготы. На что имеем право?» [Видеозапись] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=n47NO_ YrbCs&list=PLmcrcaEHs83GzR9BQbzU9cdSh_3v05Zkt&index=4 (дата обращения: 03.11.2019).

14. Телеканал 78. Программа «Открытая студия» от 24.10.2019. «Город под присмотром» [Видеозапись] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=vv0 KJ6quFx4&list=PLmcrcaEHs83GzR9BQbzU9cdSh_3v05Zkt&index=8 (дата обращения: 29.10.2019).

15. Фёдоров, В. В. Трансформация национальных риторических канонов в СМИ: коммуникативные стратегии в региональных печатных изданиях [Текст] /

B. В. Федоров // Динамика языковых и культурных процессов. - 2016. - № 5. - С. 516-518.

Кучина Анна Леонидовна - студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета, kuchinaanya99@gmail.com.

Научный руководитель: Антропова Вера Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10133

К. А. Кучугова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

РИТОРИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ В ДИСКУРСЕ СОВРЕМЕННЫХ СПОРТИВНЫХ ИНТЕРНЕТ-СМИ (НА ПРИМЕРЕ MATCHTV.RUИSPORTBOX.RU)

Риторика изучает весь речемыслительный процесс порождения текста от обдумывания его содержания до окончательного воспроизведения. На сегодняшний день журналистские материалы спортивных интернет-СМИ изучены недостаточно. Отсюда возникает потребность в рассмотрении и четком структурировании риторических стратегий, которыми пользуются спортивные журналисты при создании своих материалов. Предполагается, что риторической модальностью обладают абсолютно все тексты м1диадискурса. А жанровая принадлежность текста медиадискурса не влияет на наличие или отсутствие в нем категории риторической модальности.

Ключевые слова: медиатекст, спортивный дискурс, риторика, риторические стратегии.

В настоящее время журналистика находится в процессе непрерывной трансформации. С преображением окружающего нас мира возникают новые требования к журналистам, меняются формы подачи информации и их жанровая природа. На сегодняшний день медиатексты играют значительную роль в популяризации различных видов спорта [11]. Они отражают основные моменты спортивной деятельности, положительные и негативные стороны спортивного поведения, формируя тем самым отношение общества к спорту.

Актуальность темы обусловлена антропологическим вектором современной картины мира, а также необходимостью уточнения понятий, связанных с изучаемой темой.

Сегодня во всем мире, и в России в том числе, интернет-издания развиваются по пути специализации [4]. Этот феномен, безусловно, имеет отношение и к спортивным интернет-изданиям, так как спортивная журналистика составляет солидную часть современного медиарынка. СМИ активно используют интерес к спорту, обусловленный постоянной интригой, царящей вокруг непредсказуемости результатов и непрерывной динамики соревнований [18]. На сегодняшний день спорту уделяют огромное внимание: о спорте говорят, о спорте пишут. Это значит, что различные спортивные выражения проникают в активное речевое употребление. Следовательно, спорт как тематическая область закрепляет свой особый статус и в языке.

Цель исследования заключается в рассмотрении дискурса спортивной интернет-журналистики и выявлении риторических стратегий в нем.

Еще в середине 50-х годов XX века возрождение интереса к риторике казалось невозможным и вряд ли оправданным [20]. Мы придерживаемся позиции Ю. М. Лотмана и понимаем риторику в данном исследовании как «поэтику текста», раздел поэтики, изучающий внутритекстовые отношения и социальное функционирование текстов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.