Научная статья на тему 'Функционирование в медиадискурсе сочетания «Ретроградный Меркурий» как ключевого слова текущего момента'

Функционирование в медиадискурсе сочетания «Ретроградный Меркурий» как ключевого слова текущего момента Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
295
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиадискурс / медиасреда / ключевое слово текущего момента

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кудрявцева Валерия Константиновна

В данном исследовании рассматривается проблема трансформации ключевых слов текущего момента под влиянием взаимодействия акторов социальной коммуникации внутри медиадискурса. В ходе исследования было проанализировано, как ключевое слово «ретроградный Меркурий» изменяется при использовании в отечественных СМИ и социальных сетях. Отмечено, что ключевое слово приобрело несколько коннотативных значений,вытеснивших узуальное из медиасреды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционирование в медиадискурсе сочетания «Ретроградный Меркурий» как ключевого слова текущего момента»

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10131 В. К. Кудрявцева

Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербург (Россия)

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В МЕДИАДИСКУРСЕ СОЧЕТАНИЯ «РЕТРОГРАДНЫЙ МЕРКУРИЙ» КАК КЛЮЧЕВОГО СЛОВА ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА

В данном исследовании рассматривается проблема трансформации ключевых слов текущего момента под влиянием взаимодействия акторов социальной коммуникации внутри медиадискурса. В ходе исследования было проанализировано, как ключевое слово «ретроградный Меркурий» изменяется при использовании в отечественных СМИ и социальных сетях. Отмечено, что ключевое слово приобрело несколько коннотативных значений,вытеснившихузуальное из медиасреды.

Ключевые слова: медиадискурс, медиасреда, ключевое слово текущего момента.

Массовое языковое сознание сейчас меняется главным образом под влиянием медиа, язык СМИ и социальных сетей является основной средойдля возникновения и распространения новых языковых явлений. В отечественной традиции исследование языка средств массовой информации начало активно развиваться с начала 1970-х годов [7. С 63], в рамках этого направления осуществляется, в том числе, изучение медиадискурса как пространства, внутри которого происходит обмен сообщениями, производится их оценка и анализируется диалогичность оценок [7. С 55-56]. Здесь поднимается вопрос о том, как именно существуют тексты СМИ в социокультурном пространстве, при помощи каких средств в них выражаются оценочные суждения и как эти суждения трансформируются под влиянием среды. Ещё в 1980-х годах лингвист Т. А. ван Дейк писал о новостях как об особом типе дискурса и особом типе текстов, «относящихся к специфической социокультурной деятельности». Дискурс, по его мнению, представляет собой сложное коммуникативное явление, в котором находит отражение «социальный контекст, дающий представление как об участниках коммуникации (и их характеристиках), так и о процессах производства и восприятия сообщения» [1. С 112-113].

В то же время проблемой восприятия журналистского текста занимались учёные из смежных гуманитарных дисциплин: социолог Э. Ноэль-Нойман обращалась к работам исследователя Уолтера Липмана, объясняя, как средства медиавлияют на картину мира читателей, которые «могут воссоздать и объяснить мир с помощью сознания, в значительной мере сформированного при участии средств массовой информации» [4. С 231]. Социолог Дэвид Элтайд отмечал, насколько важную роль играют медиа в процессе коммуникации, как они воплощают в жизнь мысли и значения. Медиа, по его мнению, занимаются большим, чем передачей информации, - они демонстрируют и создают различные смыслы, вступая в социальные взаимодействия с человеком в повседневной жизни [8. С 417].

Ежедневное языковое существование в своё время было изучено Б. М. Гаспаровым, писавшем о языке как среде, в которой протекает коммуникативная деятельность человека [2. С 7]. Он ввёл понятие «коммуникативный фрагмент» -речевой отрезок, хранящийся в языковой памяти человека и используемый в качестве готовой формулы [2. С 119]. Образование новых коммуникативных фрагментов является одной из основных черт медиадискурса, при анализе лексики медиаречи важная роль отводится «ключевым словам текущего момента» (по Т. В. Шмелёвой [5. С 63]).

Изучение языка медиа сейчас включает в себя как лингвистический, так и социокультурный аспект;одним из наиболее важных способов анализа медиатекстов является дискурсивный, позволяющий всесторонне рассмотреть как внутренние особенности строения текстов, так и дискурс в качестве социального взаимодействия [9. С. 375].Тут можно отметить, что связь между лингвистикой и смежными дисциплинами была давней темой ряда исследований, ещё Р. О. Якобсон писал: «Когда мы говорим, что язык или любая другая система знаков является средством коммуникации, мы не должны забывать, что при исследовании коммуникации нельзя накладывать ограничений на коммуникативные средства или её участников» [6. С. 377]. Тогда речь не шла конкретно об изучении языка медиа, но сейчас взаимодействия между участниками медиакоммуникации наиболее динамичны и разнообразны, и для анализа актуальных языковых явлений зачастую необходимо учитывать множество экстралингвистических факторов. Как отмечал исследователь В. Г. Костомаров: «Компьютерно-сетевое общение все меньше сводится к нормам, коммуникативная целесообразность и меняющийся вкус всесильно владеют текстами, своевольно смешивая в них письмо и звучание, книжность и разговорность» [3. С. 17]. Интертекстуальный дискурсивный анализ текстов, содержащих определённые ключевые слова, позволяет определить, как именно изменяется слово в публичном дискурсе, какие коннотативные значения у него появляются [11. С. 523].

Важными характеристиками ключевого слова текущего момента являются образование новых коннотативных значений внутри новостного гипертекста, распространение этого слова в медиасреде и приобретение им вирусного охвата. Ключевое слово может значительно трансформироваться и в дальнейшем использоваться в отрыве от своего узуального значения.Вирусное распространение текста сопровождается комическим переосмыслением ключевого слова, созданием мемов, в которых изначальное значение слова может редуцироваться до клише или полностью исчезнуть.

Зачастую ключевыми словами текущего момента становятся понятия, связанные с актуальными политическими или социальными явлениями, а «появление мема часто связано с определённым противоречивым политически взрывоопасным событием, которое даёт возможность иронического переосмысления» [10. С. 142]. Однако из-за специфики вирусного распространения информации ключевое слово может не иметь социальной значимости, но быть интересным аудитории как основа для создания новых медиатекстов, содержащих комическую составляющую.

Подобное можно наблюдать при анализе коммуникативного фрагмента Ретроградный Меркурий в российских средствах массовой информации и социальных сетях. Ретроградное движение планет - это астрономическое явление (оптическая иллюзия того, что планета или другое небесное тело движется в обратном направлении),происходящее с определённой периодичностью (например, ретроградное движение Марса случается каждые два года), каждый год разные планеты становятся ретроградными, возможно заранее просчитать, когда это произойдёт, - таким образом, ретроградность Меркурия не является явлением исключительным с научной точки зрения. Однако в среде людей, увлечённых астрологией, ретроградному движению планет придаётся мистическое значение. Периоды, когда планеты находятся в ретрограде, считаются неудачными для начинаний: «От влияния этого сильного знака, как от урагана в Москве, никому не укрыться. Но особенно сильно он будет воздействовать на представителей тех знаков зодиака, у кого в натальной карте Меркурий - активная планета. Им лучше в это время не начинать новых мероприятий, стараться больше осмыслять прошлое и вообще все больше «ходить вдоль стеночки». В эти три недели в целом сильно снизится способность концентрироваться на одном деле, велика

роль ошибки, последствия которой придется долго разгребать». Однако новости о ретроградном Меркурии переходят из тематических сообществ в СМИ, не специализирующиеся на астрологии: ранее был приведён фрагмент текста с сайта общественно-политической газеты «Комсомольская правда», ретроградному Меркурию были посвящены тексты в издании «Аргументы и факты», в глянцевых журналах Vogue, Glamour, Harper'sBazaar, также упоминание ретроградного Меркурия во множестве присутствует на различных региональных новостных порталах.

Одним из элементов, распространённых в публикациях о ретроградном Меркурии, является авторское утверждение о том, что это общеизвестное для читателя астрологическое явление: «О ретроградном Меркурии, кажется, слышали даже те, кто далек от астрологии» (Glamour, 21.10.2019); «Несколько раз в год Меркурий становится главным предметом обсуждений» (Vogue, 31.10.2019); «Никто не любит ретроградный Меркурий», «у всех наступили тяжелые времена, все ждут 20 ноября, когда астрологическая катастрофа закончится» (Harper's Bazaar, 15.11.2019), «Фразу "ретроградный Меркурий" все чаще можно увидеть на просторах интернета и услышать из уст окружающих»(«Аргументы и факты», 21.11.2019), при этом зачастую в тех же текстах рассказывается о его природе: «Что такое ретроградный Меркурий?» («Аргументы и факты», 21.11.2019), «Все, что вам нужно знать о ретроградном Меркурии» (Vogue, 31.10.2019), «Ретроградный Меркурий: что он означает и когда наступит» (Glamour, 21.10.2019).

В текстах о ретроградном Меркурии присутствует отрицательная оценка этого явления: «принято винить ретроградный Меркурий», «кризисное время», «воцаряется хаос», «Меркурий только мешает идти к поставленным целям», присутствуют конкретные указания на то, как именно положение планеты ухудшает жизнь: «люди ошибаются и опаздывают, а компьютеры выходят из строя», «техника ломается от одного вашего присутствия, планы рушатся, люди вокруг ведут себя непредсказуемо». Однакоразличается оценка этого события астрологами и авторами текстов: если астролог использует нейтральное «негативно сказывается на коммуникации», «мир погружается в состояние постоянного движения», то журналист прибегает к гротескному «воцаряется хаос» (Vogue), ирония содержится и в следующем фрагменте: «На ретроградный Меркурий принято сваливать любые неудачи: финансовые трудности и неурядицы на работе, срывы дедлайнов и проваленные экзамены, проблемы со здоровьем и хаос в отношениях» (Glamour), она поддерживается разговорной лексикой («сваливать», «неурядицы»); интересно повторение слова «хаос» как наиболее экспрессивного понятия, способного отразить неупорядоченность жизни.

Создаётся картина, в которой ретроградный Меркурий - синоним неудачи и дисгармонии вообще, но при этом он используется наиболее часто в ироническом ключе: «есть такие часы, которые показывают правильное время абсолютно всегда (по крайней мере, очень стараются, но гравитация, вспышки на Солнце, ретроградный Меркурий и глобальное потепление им, конечно, иногда мешают)» (GQRussia), «Похоже, что надо всеми лидерами сборной Франции по фигурному катанию намертво встал ретроградный Меркурий и планомерно выбивает у спортсменов лёд из-под ног» (Sports. ru). Нужно отметить, что традиционно употребление ключевого слова Ретроградный Меркурий привязано к определённым временным рамкам - времени прохождения планетой Меркурий ретроградной стадии. Каждый год Меркурий оказывается в ретрограде несколько раз, каждый раз в разное время. Однако упоминание ретроградного Меркурия в двух приведённых выше примерах было никак не обосновано темпорально: оба текста вышли в январе 2020 года, тогда как первый период ретроградного Меркурия в 2020 году начался в феврале. Можно заключить,

что привязка ключевого слова ко времени также перестала быть актуальной, то есть значение сочетания Ретроградный Меркурий стало ещё более обобщённым.

Далее коннотативное значение 'дисгармония', 'разлад', приобретённое ретроградным Меркурием, можно проследить в авторских медиатекстах из социальных сетей, например, в личных каналах в Telegram: «Сначала я рыдала и подвывала немножко на полную луну и ретроградный меркурий...» (Кинокостюм для чайников); «.. .ромкомы тихонечко выходят из забвения, свойственного сегодня среднебюджетного кино, и обретают айег^ев отдалённых колониях Netflix. Тут-то на них и натыкаемся мы - в тяжёлые дни ретроградного меркурия, месячных, или чрезмерной загрузки информационного поля» (не опаздывайте на трейлеры); «это не так давно стало модно зарубаться на ретроградный Меркурий, следить за светилами. Что, каждый раз ложиться на дно на месяц?» (ugle); «Эта история с ретроградным Меркурием меня очень сильно бесит. Неужели весь мир погружается в депрессию?» (рома тут). Определение ретроградного Меркурия полностью размывается, он встаёт в один ряд со вспышками на Солнце, полной луной, месячными - ряд, с единственным объединяющим коннотативным значением: 'нечто неприятное'; и, соответственно, его последствия из конкретных превращаются в условные и преувеличенные «ложиться на дно» и «погрузиться в депрессию». Всё это вкупе с использованием разговорной и экспрессивной лексики («подвывала», «натыкаемся», «зарубаться», «бесит»), придаёт текстам ироничность, ретроградный Меркурий, таким образом, полностью переходит в сферу комического, лишаясь своего изначально нейтрального значения.

Ключевое слово Ретроградный Меркурий в медиадискурсе приобрело новый коммуникативный статус в результате социального взаимодействия участников медиакоммуникации - от изначального определения (астрономического явления, обладающего рядом конкретных характеристик) через астрологическое определение (явление, обладающее рядом конкретных свойств) к речевому клише, выражающему абстрактное понятие. Понимание того, как именно изменяется ключевое слово текущего момента, помогает определить его роль в актуальной коммуникативной ситуации, а также проследить, как именно акторы медиакоммуникации формируют новое общественное сознание.

Список литературы

1. Ван Дейк, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т. А. ван Дейк. -Благовещенск, 2000. - 308 с.

2. Гаспаров, Б. М. Язык. Память. Образ [Текст] / Б. М. Гаспаров. - М., 1996. - 352 с.

3. Костомаров, В. Г. Язык текущего момента: понятие нормы [Текст] / В. Г. Костомаров // Мир русского слова. - 2012.- Вып. 4. - С. 13-19.

4. Медиалингвистика в терминах и понятиях: Словарь-справочник [Текст] / под ред. Л. Р. Дускаевой. - М., 2018. - 440 с.

5. Ноэль-Нойман, Э. Открытие спирали молчания [Текст] / Э. Ноэль-Нойман. - М., 1996. - 352 с.

6. Шмелёва, Т. В. Кризис как ключевое слово текущего момента [Текст] / Т. В. Шмелёва // Политическая лингвистика. - 2009. - Вып. 2 (28). - С. 63-67.

7. Якобсон, Р. О. Лингвистика в её отношении к другим наукам [Текст] / Р. О. Якобсон // Избранные работы. - М., 1985. - С. 369-421.

8. Altheide, D. The ElusiveMass Media [Text] / D. Altheide // International Journal of Politics, Culture, and Society. - 1989 - Vol. 2. - № 3. - Pp. 414-419.

9. Le, E. Human rights discourse and international relations: Le Monde's editorials on Russia [Text] / E. Le // Discourse & Society. - 2002. - Vol. 13, - № 3. - Pp. 373-408.

10. Prokofeva, N. A. Meme as a speech genre of the internet- communication [Text] / N. A. Prokofeva, E. A. Shcheglova // Current issues in modern linguistics and humanities. Proceedings of the 12th All-Russian Research and Methodological Conference with International Participation. - Moscow, 2020. - Pp. 140-156.

11. Sclafani, J. The intertextual origins of public opinion: constructing Ebonics in the New York Times [Text] / J. Sclafani // Discourse & Society. - 2008. - Vol. 19. - № 4. - Pp. 507-527.

Кудрявцева Валерия Константиновна - студент Санкт-Петербургского государственного университета, kudryavtceva_valeria@mail.ru.

Научный руководитель: Щеглова Екатерина Александровна кандидат филологических наук, доцент Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10132

А. Л. Кучина

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ ТЕЛЕВЕДУЩИХ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ШОУ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается влияние экспансии жанра шоу на отечественном телевидении и демократизации языковых норм среди журналистов на процесс социальной интеграции. Автор анализирует коммуникативную личность ведущих информационно-аналитического шоу «Открытая студия» Ники Стрижак и Романа Герасимова в контексте гендерного аспекта.

Ключевые слова: коммуникативная личность, журналистский дискурс, языковые нормы, гендерный аспект, «шоувизация».

Глобализация - главная мировая тенденция на сегодняшний день. Ее ключевой характеристикой является социальная интеграция, добиться которой можно путем проведения качественной коммуникации. Помощником в создании успешного диалога могут выступать СМИ, поскольку в современных реалиях язык стал главным продуктом журналистского рынка. Однако зачастую в рамках работы тележурналисты все чаще нарушают аспекты речевой культуры, тем самым «искажая» такой профессиональный термин, как коммуникативная компетентность [8. С. 176]. Это связано с попытками привлечения внимания аудитории, главным образом, путем внедрения разговорного дискурса. В настоящее время на просторах современного телевидения под влиянием процесса шоувизации формируется новая парадигма способов передачи информации [3. С. 41]. Учащением случаев нарушения аспектов культуры речи, а также искажением понятия «коммуникативная компетентность» в жанре шоу на ТВ и продиктована актуальность нашего исследования [4. С. 163].

Изучением теории коммуникативистики занимаются многие отечественные исследователи. Основоположниками принято считать И. А. Стернина [9], Ю. Н. Караулова [5] и мн. др. Их традиции продолжают О. Л. Арискина [2], Н. А. Дерюгина [3], Г. Г. Плотникова [7]. Результаты реализации различных аспектов процесса коммуникации в современных медиа отражены в работе В. В. Антроповой [1], коммуникативную личность ведущего на отечественном телевидении изучает А. С. Краснобоярова [6],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.