Научная статья на тему 'Исследование идиостиля информационно-медийной языковой личности'

Исследование идиостиля информационно-медийной языковой личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
903
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКОММУНИКАЦИЯ / МЕДИАТЕКСТ / МЕДИАДИСКУРС / ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТИПЫ ЯЗЫКОВЫХ ЛИЧНОСТЕЙ / ИДИОСТИЛЬ / КОММУНИКАТИВНЫЙ СТИЛЬ / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / MEDIA COMMUNICATION / MEDIA TEXT / MEDIA DISCOURSE / NETWORK LANGUAGE PERSONALITY / LANGUAGE PERSONALITY TYPES / INDIVIDUAL STYLE / COMMUNICATIVE STYLE / COGNITIVE STYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баженова Елена Александровна

В рецензии на монографию А. В. Болотнова «Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийной языковой личности» (Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. 274 с.) содержится оценка актуальности и научной новизны исследования, значимости теории информационно-медийной языковой личности и ее идиостиля для изучения текстовой деятельности в эпоху информационных технологий. Созданная автором монографии комплексная методика анализа идиостиля обеспечила разработку новой типологии информационно-медийных языковых личностей (журналист, писатель, блогер, политик и др.) и описание значимых для каждого типа особенностей речевого поведения. Материалом исследования послужил контент, размещенный на сайте «Эха Москвы» радиостанции, которая ярко демонстрирует новые тенденции в российских массмедиа XXI в. Отмечаются достижения А. В. Болотнова, связанные с выявлением и лингвистической интерпретацией способов воздействия СМИ и Интернета как нового канала коммуникации на сознание общества и отдельного индивида. Высоко оценивается вклад автора в развитие ряда научных направлений: теории языковой личности, коммуникативной и когнитивной лингвистики, коммуникативной стилистики, теории дискурса, медиалингвистики. Теоретическая глубина концепции и ее демонстрация на большом фактическом материале обусловливают несомненную практическую ценность книги для журналистов, специалистов по связям с общественностью, преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF IDIOSTYLE OF INFORMATIOAN AND MEDIA LANGUAGE PERSONALITY

The review of A. V. Bolotnov’s monograph “Textual activity as the reflation of communicative and cognitive styles network language personality” (Tomsk, 2015) contains the evaluation of the urgency and scientific research novelty, the importance of network language personality theory for the investigation of textual activity in IT epoch. The established by the author of the monograph complex method of idiostyle analysis ensured the development of a new typology of information and media language personalities (journalist, writer, blogger, politician, etc.) and a description of significant features for each type of verbal behavior. For the material of the study served the content posted on the site “Echo of Moscow” the radio station, which clearly demonstrates the new trends in the Russian massmedia of the XXI century. There have been achievements A. V. Bolotnov related to the identification and interpretation of linguistic methods of media exposure and the Internet as a new channel of communication on the consciousness of society and the individual. It appreciates the contribution of the author in the development of a number of scientific fields: the linguistic theory of personality, communicative and cognitive linguistics, communicative stylistics, discourse theory, media linguistics. Theoretical depth of the monograph and large factual material cause undoubted practical value of the book for journalists and public relations professionals.

Текст научной работы на тему «Исследование идиостиля информационно-медийной языковой личности»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 81. 38/42

DOI: 10 .23951/1609-624Х-2017-3-132-136

ИССЛЕДОВАНИЕ ИДИОСТИЛЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Е. А. Баженова

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь

В рецензии на монографию А. В. Болотова «Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийной языковой личности» (Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. 274 с.) содержится оценка актуальности и научной новизны исследования, значимости теории информационно-медийной языковой личности и ее идиостиля для изучения текстовой деятельности в эпоху информационных технологий. Созданная автором монографии комплексная методика анализа идиостиля обеспечила разработку новой типологии информационно-медийных языковых личностей (журналист, писатель, блогер, политик и др.) и описание значимых для каждого типа особенностей речевого поведения. Материалом исследования послужил контент, размещенный на сайте «Эха Москвы» - радиостанции, которая ярко демонстрирует новые тенденции в российских массмедиа XXI в. Отмечаются достижения А. В. Болотнова, связанные с выявлением и лингвистической интерпретацией способов воздействия СМИ и Интернета как нового канала коммуникации на сознание общества и отдельного индивида. Высоко оценивается вклад автора в развитие ряда научных направлений: теории языковой личности, коммуникативной и когнитивной лингвистики, коммуникативной стилистики, теории дискурса, медиалингвистики. Теоретическая глубина концепции и ее демонстрация на большом фактическом материале обусловливают несомненную практическую ценность книги для журналистов, специалистов по связям с общественностью, преподавателей.

Ключевые слова: медиакоммуникация, медиатекст, медиадискурс, информационно-медийная языковая личность, типы языковых личностей, идиостиль, коммуникативный стиль, когнитивный стиль.

Выход монографии А. В. Болотнова «Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийной языковой личности» знаменует новый этап в изучении современной медиакоммуникации, рассмотренной в этой книге сквозь призму идиостиля языковой личности.

Актуальность проблемы изменений в коммуникативном поведении homo loquens в эпоху Интернета, в условиях информационного общества не вызывает сомнений: давно назрела необходимость глубокого научного осмысления новых явлений в коммуникации, вызванных влиянием медиасферы на сознание, мировосприятие и язык современного человека. Нельзя не согласиться с утверждением автора, что понятие идиостиля языковой личности (ЯЛ) «требует пересмотра и дополнения ранее обозначенных подходов... с учетом (а) новых достижений в разработке понятия языковая личность и ее типологии; (б) рассмотрения особенностей ме-диадискурса и сложного взаимодействия массме-диа с ЯЛ; (в) постановки новых акцентов и задач, включая ориентацию на идентифицирующую и прогностическую функции дискурсивной деятельности ЯЛ; (г) исследования многоплановой сущности ЯЛ в меняющихся условиях... (д) отсутствия

системного применения когнитивно-дискурсивного подхода к изучению проблемы идиостиля ЯЛ в медиаобщении» [1, с. 7].

Поставленные и освещенные в книге вопросы, включая решение центральной проблемы формирования языковой личности нового типа (информационно-медийной ЯЛ) и описание ее дискурсивных проявлений (индивидуально-авторских и типовых), исключительно значимы для изучения влияния медиасферы и сетевого общения на сознание и речевую практику современного человека. Помимо сказанного научная значимость монографии А. В. Болотнова определяется тем, что традиционная для стилистики проблема идиостиля разрабатывается в ней с новых позиций - с учетом достижений ряда лингвистических направлений: теории дискурса, когнитивной лингвистики, прагматики, теории речевого воздействия, медиалинг-вистики, коммуникативной стилистики текста, лин-гвоперсонологии. Разносторонний подход к исследованию языковой личности в медиасфере и созданная на основе такого подхода комплексная методика анализа идиостиля в коммуникативно-прагматическом, когнитивно-дискурсивном и культурно-речевом аспектах позволили автору разработать типологию информационно-медийных языковых

личностей и выявить значимые для каждого типа идиостилевые особенности.

Изложенная в монографии концепция характеризуется тщательной методологической оснащенностью. Комплексный подход позволил автору глубоко осмыслить признаки современной медиакоммуни-кации, влияющие на языковую личность и ее идио-стиль, а также разработать на дискурсивной основе общую модель идиостиля информационно-медийной языковой личности. В рамках комплексного подхода результативными явились методы моделирования, дискурсивного, семантико-стилистическо-го, контекстологического, концептуального и контент-анализа текстов сетевой коммуникации.

Сказанное свидетельствует о безусловной научной новизне рецензируемой монографии: в ней впервые заявлен и убедительно обоснован новый вектор когнитивно-дискурсивной лингвистической парадигмы, который соотносится с феноменами ме-диакоммуникации, влияющими на речевую практику и когнитивно-коммуникативную деятельность современника.

Перед А. В. Болотновым стояла непростая задача отбора материала: «Поскольку информационно-медийная ЯЛ формируется и существует благодаря современным СМИ и сетевому общению, исследование ее идиостиля возможно на авторитетной площадке СМИ, позволяющей рассматривать различные коммуникативные эффекты, их влияние и распространение с учетом индивидуальных коммуникативно-когнитивных особенностей ЯЛ» [1, с. 11]. Закономерно, что такой авторитетной площадкой стала для исследователя радиостанция «Эхо Москвы» - популярное мультимедийное средство массовой информации, актуальное по содержанию, доступное в сети Интернет и представленное большим разнообразием типов языковых личностей и реализуемых ими дискурсивных практик. Журналисты, писатели, политики, комментаторы, блогеры, пользователи Интернета - словом, все, кто так или иначе репрезентирует свою языковую личность через «Эхо Москвы», являются, по меткому и справедливому определению А. В. Бо-лотнова, «своеобразными "маркерами" нового информационно-медийного вектора современной лингвистической парадигмы, так как каждая из данных ЯЛ представляет общественный интерес, реализует себя в разных речевых жанрах, имеет свои ценности и приоритеты, свои творческие методы, поисковые запросы, потребность в информации, способность к ее поиску и обработке» [1, с. 13]. Эмпирический материал монографии чрезвычайно обширен: он включает 60 интервью и авторских программ; 65 текстов блогов, записей в «Твиттере» и комментариев; 18 статей, выступлений и новостных сообщений. При этом следует от-

метить, что большой объем материала целесообразно организован в монографии на основе четких критериев. Отбор конкретных информационно-медийных языковых личностей осуществлен автором с учетом их известности, гендерного параметра, типа дискурса (публицистический, политический, эпистолярный, разговорный медиадис-курс), психологических характеристик (интроверт, экстраверт; холерик, сангвиник, флегматик), культурно-речевых параметров, а также лингвистических особенностей текстовой деятельности (лексикона, семантикона, грамматикона и др.). В соответствии с этими критериями целенаправленному анализу была подвергнута текстовая деятельность Л. Млечина и Г. Мирского, М. Прохорова и Г. Зюганова, В. Венедиктова и Ю. Латыниной, Б. Акуни-на и Л. Улицкой... Каждый из хорошо знакомых читателю монографии «действующих лиц» «Эха Москвы» предстает перед ним в новом ракурсе, заданном А. В. Болотновым, - как информационно-медийная языковая личность, обладающая яркими идиостилевыми особенностями.

Монография включает введение, пять глав, заключение, обширный библиографический список (549 наименований), словарь основных терминов, а также приложение, представляющее, в частности, авторскую модель языковой личности.

Далее представлен анализ монографии по главам.

В главе I «Информационно-медийная ЯЛ как отражение нового вектора в современной лингвистической парадигме» А. В. Болотнов определяет систему научных приоритетов в исследовании ме-диакоммуникации в соотнесении с изменениями в общественном сознании и практике речевого общения языковой личности. Автор приходит к выводу, что адекватная интерпретация медиадискурса как «открытого, динамично развивающегося коммуникативного пространства, репрезентируемого каналами массовой информации, характеризующегося нелинейностью, открытостью, поликодово-стью» [1, с. 20], возможна лишь на основе нового подхода, учитывающего все виды воздействия информационной среды на языковую личность. А. В. Болотнов выстраивает ретроспективу лингвистических исследований, показывает опорные положения его собственной концепции, устанавливает пересечение и комплеменарность различных научных позиций, интегрируя полученное знание в утверждении нового вектора лингвистической парадигмы и определении ее базовых понятий. В этой главе полно и одновременно компактно, безупречно корректно и в то же время интерпрета-тивно представлены итоги и достижения современной когнитивной лингвистики, коммуникативной лингвистики и медиалингвистики.

Утверждая новый - информационно-медийный -вектор когнитивно-дискурсивной парадигмы, А. В. Болотнов, с одной стороны, обращается к анализу объективных изменений в социокультурной ситуации, характере общения и самой языковой реальности, вызванных информационными технологиями. С другой стороны, объективность информационно-медийного вектора лингвистической теории автор справедливо обосновывает динамикой лингвистических парадигм в целом и полипарадигмально-стью современной русистики. Разносторонняя, логично выстроенная аргументация полностью убеждает в правомерности обновления и развития когнитивно-дискурсивной парадигмы применительно к сфере медиакоммуникации и позволяет оценить новаторскую концепцию А. В. Болотнова как значимый вклад в отечественную лингвистику.

Онтологическая сторона разработанного подхода кристаллизуется в системе предложенных автором понятий (информационно-медийная языковая личность, информационное поле личности, информационный повод, информационное поле текста, информационные волны, третичные тексты и др.), каждое из которых получает в книге исчерпывающее определение и иллюстрируется анализом речевых фрагментов. Научная ценность введенных автором понятий видится в том, что они манифестируют новые феномены, возникшие в условиях медийного общения благодаря современным информационным технологиям, меняющим общественное сознание и языковую личность, ее тезаурус и картину мира. Кроме того, в методологическом плане важно подчеркнуть, что введенные понятия репрезентируют единицы анализа речевого материала, позволившие автору разносторонне представить информационно-медийную языковую личность и выявить идиостилевую специфику ее различных типов.

Нельзя не согласиться с А. В. Болотновым, что «в условиях новых информационных технологий ЯЛ меняется как открытая, адаптивная информационная система» [1, с. 48], требующая специального изучения. Зафиксированные исследователем изменения в коммуникативном поведении современного человека, связанные с возможностями сетевого общения, получают отражение в ряде признаков, характеризующих инвариант информационно-медийной языковой личности. К таким признакам автор справедливо относит открытость, публичность, многоуровневость и мозаичность мировидения, диалектику индивидуализации и самопрезентации, свободу самовыражения в оценке происходящих событий.

В главе II «Типы публичных информационно-медийных ЯЛ» основное понятие концепции получает конкретизацию в разностороннем описании

отдельных репрезентаций информационно-медийной языковой личности. Иными словами, в этой главе содержится анализ коммуникативного поведения ряда публичных личностей в рамках сетевого общения.

Утверждение о новом типе языковой личности А. В. Болотнов обосновывает путем реконструкции речевых портретов журналиста, писателя, бло-гера, наблюдателя-свидетеля, политика, а также личности синкретичного типа, характеризующейся вариативными чертами. Правомерность предложенной классификации подтверждается тщательным исследованием обширного речевого материала и не вызывает возражений. Важно подчеркнуть, что материал этой главы - медиатексты журналиста В. Венедиктова, писателей Б. Акунина, В. Токаревой и Л. Улицкой, политиков Г. Зюганова, Н. Белых, ряда известных блогеров, а также анонимных пользователей рунета - интерпретируется А. В. Болотновым на основе четких, разработанных самим автором критериев разграничения типов языковой личности: профессиональной принадлежности к медиакоммуникации; отношения к информационному поводу; фактора адресата; жан-рово-стилистических особенностей текстов; своеобразия тезауруса и менталитета человека и др.

Автором убедительно доказано, что «в публичном медиадискурсе проявляются разные особенности информационно-медийной личности, как типовые, так и индивидуальные, с которыми связано жанровое и стилистическое варьирование дискурсивных практик ЯЛ» [1, с. 102]. Вывод исследователя аргументирован в книге разносторонним анализом речевого поведения участников медиаком-муникации, причем лингвистические параметры этого анализа соотносятся с экстралингвистическими факторами сетевой коммуникации: социальными и политическими ролями субъектов медиа-сферы, их статусом, спецификой канала связи, форматом общения и др.

Глубокая и интересная по содержанию, богатая текстовыми иллюстрациями, сопровождаемыми тонкими наблюдениями автора, эта глава представляет большую ценность для современной русистики (прежде всего лингвоперсонологии и теории дискурса) как «энциклопедия русской жизни» в Интернете.

В главе III «Дискурсивное моделирование идиостиля информационно-медийной ЯЛ в коммуникативно-когнитивных аспектах» научная концепция А. В. Болотнова получает дальнейшее развитие посредством моделирования идиостиля информационно-медийной языковой личности. В проблемное поле этой главы автор включает комплекс вопросов, связанных с разработкой понятий «идио-стиль», «когнитивный стиль», «субстиль когнитив-

ного стиля» и других применительно к речевой деятельности субъекта медиасреды. Важнейшими из рассматриваемых здесь проблем являются следующие:

1) интерпретация понятия «стиль» в лингвистике и литературоведении с целью выявления нерешенных проблем идиостилистики. На основании проведенного анализа автор монографии приходит к выводу о необходимости разработки многоаспектного комплексного подхода к изучению идиостиля, учитывающего достижения в области ряда наук: лин-гвоперсонологии, стилистики, когнитивной лингвистики, психологии и психолингвистики [1, с. 102-108];

2) обоснование дискурсивного характера текстовой деятельности в медиасреде - сверхсложной структуре информационных полей глобальной сети, СМИ, информационно-медийной личности и текста [1, с. 108-115];

3) создание инвариантной многоуровневой модели идиостиля языковой личности как системы индивидуальных стилей (культурно-речевого, коммуникативного, когнитивного) и субстилей (ментально-психологического, тезаурусного, интеллектуального и эпистемологического) [1, с. 126-131];

4) разработка методики моделирования идио-стиля информационно-медийной языковой личности с учетом взаимосвязи дискурсивных, жанровых и стилистических параметров идиостиля [1, с. 131-135].

Постановка и решение названных проблем свидетельствуют о новизне и масштабности замысла А. В. Болотнова. Этот замысел получил в рецензируемой монографии успешную реализацию в разработке новой - продуктивной, объяснительной и перспективной - модели идиостиля информационно-медийной языковой личности с учетом формы, содержания и функций идиостиля.

В главе IV («Исследование идиостиля информационно-медийной ЯЛ в культурно-речевом и коммуникативном аспектах») и главе V («Исследование идиостиля информационно-медийной ЯЛ в когнитивном аспекте») представлен эмпирический уровень исследования, а именно культурно-речевой, коммуникативный и когнитивный анализ иди-остиля ряда известных журналистов (Ю. Латыниной, М. Ганапольского, А. Венедиктова, В. Познера и др.) как информационно-медийных языковых

личностей, а также разработан вариант комплексного описания идиостиля информационно-медийной личности в жанре самопрезентации.

Наиболее важными в плане развития информационно-медийного вектора когнитивно-дискурсивной парадигмы лингвистики представляются следующие положения автора:

- углубление содержания понятия «медиадис-курс» посредством введения уточняющих понятий «публичный медиадискурс» и «медиакультура»;

- рассмотрение культурно-речевого идиостиля известных радиожурналистов в соотнесении с состоянием речевой культуры общества и тенденциями функционирования русского языка в XXI в.;

- выявление в речевом поведении информационно-медийной личности компонентов, которые усиливают или ослабляют ее информационное поле и оказывают заметное влияние на медиасреду;

- убедительная и четкая дифференциация, как теоретическая, так и эмпирическая, субстилей, формирующих идиостиль языковой личности: ментально-психологического, тезаурусного, интеллектуального, эпистемологического.

В целом в двух последних главах монографии А. В. Болотнов продемонстрировал объяснительные возможности разработанной им научной концепции в плане лингвистической реконструкции когнитивных способностей языковой личности посредством дискурсивно-стилистического анализа порождаемых этой личностью текстов.

Обобщая вышесказанное, следует подчеркнуть, что научная интерпретация новых медийных явлений на основе междисциплинарного изучения определяет значительный эвристический потенциал и плодотворность монографического исследования А. В. Болотнова для дальнейшего развития коммуникативной стилистики и других направлений современного речеведения: когнитивной лингвистики, медиалингвистики, лингвопер-сонологии, теории дискурса, теории речевого воздействия.

Теоретическая проработанность концепции и ее демонстрация на большом фактическом материале определяют несомненную практическую ценность книги для журналистов, специалистов по связям с общественностью, преподавателей и всех, кто занимается развитием языковой личности и совершенствованием речевого идиостиля.

Список литературы

1. Болотнов А. В . Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийной языковой личности . Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. 274 с.

Баженова Елена Александровна, доктор филологических наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет (ул. Букирева, 15, Пермь, Россия, 614990). E-mail: bazhenova_e2000@mail.ru

Материал поступил в редакцию 23.11.2016.

DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-3-132-136

THE STUDY OF IDIOSTYLE OF INFORMATIOAN AND MEDIA LANGUAGE PERSONALITY

E. A. Bazhenova

Perm State National Research University, Perm, Russian Federation

The review of A. V. Bolotnov's monograph "Textual activity as the reflation of communicative and cognitive styles network language personality" (Tomsk, 2015) contains the evaluation of the urgency and scientific research novelty, the importance of network language personality theory for the investigation of textual activity in IT epoch. The established by the author of the monograph complex method of idiostyle analysis ensured the development of a new typology of information and media language personalities (journalist, writer, blogger, politician, etc.) and a description of significant features for each type of verbal behavior. For the material of the study served the content posted on the site "Echo of Moscow" - the radio station, which clearly demonstrates the new trends in the Russian massmedia of the XXI century. There have been achievements A. V. Bolotnov related to the identification and interpretation of linguistic methods of media exposure and the Internet as a new channel of communication on the consciousness of society and the individual. It appreciates the contribution of the author in the development of a number of scientific fields: the linguistic theory of personality, communicative and cognitive linguistics, communicative stylistics, discourse theory, media linguistics. Theoretical depth of the monograph and large factual material cause undoubted practical value of the book for journalists and public relations professionals.

Key words: media communication, media text, media discourse, network language personality, language personality types, individual style, communicative style, cognitive style.

References

1. Bolotnov A. V. Tekstovaya deyatel'nost' kak otrazheniye kommunikativnogo i kognitivnogo stiley informatsionno-mediynoy yazykovoy lichnosti [Text activity as a reflection of the communicative and cognitive styles of information and media of the language person] . Tomsk, Izd-vo Tomskogo TsNTI Publ. , 2015. 274 p . (in Russian) .

Bazhenova E. A., Perm State National Research University (ul. Bukireva, 15, Perm, Russia, 614990). E-mail: bazhenova_ e2000@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.