Научная статья на тему 'Риторические фигуры в жанрах современной прессы'

Риторические фигуры в жанрах современной прессы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2261
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ / РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ РИТОРИЧЕСКИХ ФИГУР / ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА / ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ / "LITERATURNAYA GAZETA" / ANALYTICAL GENRES / INFORMATION GENRES / RHETORICAL FIGURES / CLASSIFICATION OF RHETORICAL FIGURES / JOURNALISTIC TEXT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Князькова T. B.

В статье рассматривается состояние современной жанровой системы журналистских текстов. Представлены основные характеристики информационных и аналитических жанров газетного текста. Подчеркивается большая роль риторических фигур в журналистском тексте. На примере Литературной газеты подтверждена зависимость количества риторических фигур от жанра опубликованного материала. Приводятся примеры, обосновывается использование фигур в том или ином жанре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RHETORICAL FIGURES IN GENRES OF MODERN PRESS

In this article the condition of journalistic texts" modern genres system is considered. The main basic characteristics of information and analytical genres in periodicals of today are presented here. The great role of rhetorical figures in texts ofpress is emphasized. Following the examples of "Literaturnaya gazeta" the influence of genre of publication on rhetorical figures" quantity is corroborated. Numerous examples are given in this article. The usage of figures in this or that genre is substantiated.

Текст научной работы на тему «Риторические фигуры в жанрах современной прессы»

Т.В. КНЯЗЬКОВА, аспирант кафедры журналистики и СО Орловского государственного университета Тел. (4862) 76-10-25; tanyaknyazkova@yandex.ru

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ЖАНРАХ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕССЫ

В статье рассматривается состояние современной жанровой системы журналистских текстов. Представлены основные характеристики информационных и аналитических жанров газетного текста. Подчеркивается большая роль риторических фигур в журналистском тексте. На примере «Литературной газеты» подтверждена зависимость количества риторических фигур от жанра опубликованного материала. Приводятся примеры, обосновывается использование фигур в том или ином жанре.

Ключевые слова: аналитические жанры, информационные жанры, риторические фигуры, классификация риторических фигур, «Литературная газета», журналистский текст.

В современной журналистике жанровая палитра значительно отличается от жанрового состояния СМИ советского времени.

На наш взгляд, за последние двадцать лет произошло снижение качества аналитических материалов и значительное уменьшение количества художественно-публицистических материалов на страницах российской прессы.

Как считает А. А. Тертычный, «художественно-публицистическое отображение действительности <.. .> в современной журналистике, в отличие от журналистики предыдущего (советского) времени, нельзя считать активным» [10, с. 97].

Ученый полагает, что за последние 20 лет массовая аудитория отучена от чтения художественной публицистики, а также не хватает профессиональных авторов, обладающих соответствующими литературными данными, большим профессиональным опытом.

Идентичная ситуация сложилась и в сфере аналитической журналистики. Нехватка грамотных экономистов, политологов и аналитиков в других сферах общественной жизни (в спорте, образовании, медицине, культуре) особо остро ощущается как центральными, так и СМИ областного и городского уровней.

Понятие «анализ» лежит в основе названия группы жанров (аналитические) и определяет их особенности. Содержание понятия «анализ» (в контексте данного исследования) трактуется как метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь.

Если цель информационных жанров - оперативно сообщить о том или ином факте, событии, явлении, то цель аналитических жанров - не только сообщить читателю о факте, заинтересовать его происшедшим событием, но и вскрыть «корни», показать помимо явления и его сущность. В этих жанрах основу составляет осмысление проблемы (анализ, рассуждение, цепь аргументов), причем автор привлекает читателя в единомышленники, т. е. в активные соратники по самому процессу мышления.

Таким образом, «в аналитических жанрах на первый план выдвигается функция воздействия на читателя, убеждения в правильности авторской позиции» [8, с. 190].

Информационные жанры журналистики используются в целях оперативного офор-

__мления актуальной информации. К текстам, написанным в информационном жанре,

© Т.В. Князькова

ФИЛОЛОГИЯ

обычно относят тексты небольшого или среднего объема, отражающие один факт, одно событие, одну ситуацию. По словам Л. М. Майдановой, «заметка, корреспонденция, радиорепортаж, информационное интервью допускает стандартное оформление, совсем или почти без экспрессивных композиционно-языковых средств» [5, с. 183].

Основной задачей для материалов информационного жанра остается передача информации с эффектом присутствия в репортаже, средствами комического в сатирической заметке, зримо, наглядно в зарисовке.

Аналитические жанры (статья, эссе, аналитическое интервью, беседа, аналитическая корреспонденция, рецензия) не только передают читателю в той или иной степени актуальную информацию, но и анализируют ее, обобщая факты, выявляя закономерности развития событий и процессов.

Как считает Л. М. Майданова, «в аналитических текстах увеличивается количество и разнородность фактического материала, призванного аргументировать подробно разработанную авторскую концепцию той или иной общественной проблемы» [5, с. 184].

Соответственно увеличивается насыщенность аналитического текста риторическими фигурами, так как для аргументации своего взгляда, мнения журналист использует все знакомые ему языковые средства выражения экспрессии. Информационная и воздействующая функции газетного текста создаются особой языковой тканью, сочетанием стандарта и экспрессии. При этом наиболее актуальной для автора материала становится прагматическая ориентация текста [1, с. 47-48].

Большую роль в журналистском тексте играет риторическая фигура. Фигура [от лат. figura - расположение частей, строение; положение, поза] -это акт использования (напр., инверсия, повтор) или образования (напр., переосмысление) номинативной единицы в целях усиления выразительности речи. Необходимо заметить, что фигуры не являются исключительной принадлежностью литературно обработанной речи: фигурами изобилует даже просторечие. «Мы все используем фигуры в нашей повседневной речи, знаем мы их названия или нет» [12, с. 301].

В качестве подтверждения слов британского ученого возможно использовать результат проведенного опроса журналистов областного молодежного издания «Орловский комсомолец». Оказалось,

что ни один журналист газеты не владеет теоретической подготовкой в области риторических фигур, но при этом в материалах того или иного автора мы можем встретить примеры различных фигур.

Для наглядности приведем мнение одного из журналистов.

Коптенко Людмила Ивановна, штатный журналист газеты «Орловский комсомолец», считает: «Язык - это лицо газеты. Если текст выразительный и построен грамотно, то и читать его приятно. Этого мы и добиваемся. Чтобы оживить материал, я употребляю те или иные обороты, но из теории по фигурам не знаю ничего. Главное, чтобы текст цеплял и заставлял человека дочитать до конца».

Однако важность и теоретической подготовки журналистов в области риторики нельзя отрицать, в особенности студентов-журналистов.

Г.Я. Солганик считает, что общепринятая непротиворечивая классификация выразительных средств (в частности тропов) и приёмов («фигур») отсутствует, поэтому в курсах стилистики и риторики чаще всего находим лишь более или менее упорядоченные списки "тропов и фигур"» [9, с. 145].

В данном исследовании общая классификация приёмов и средств выразительной речи представляется возможной по их отношению к таким параметрам оценки (или, в античной традиции, «качествам») речи, как правильность / неправильность, однозначность / двусмысленность, разнообразие / однообразие и др. «Абсолютно все выразительные приёмы и средства по своему назначению напрямую связаны либо с выполнением, либо с нарочитым несоблюдением указанных требований к речи, что делает возможной классификацию таких приёмов и средств по их соотношению с качествами речи» [6, с. 25].

Основываясь на классификации В. П. Москвина, в которой фигуры соотносятся с качествами речи, мы рассмотрели публикации в общероссийской «Литературной газете» за период с 1 апреля по 29 июня 2010 года (№ 12-25) с точки зрения употребления риторических фигур в материалах различного жанра.

На наш взгляд, не все материалы, опубликованные на страницах «Литературной газеты», следует считать журналистскими. В начале исследования наиболее уместным было отделить журналистские тексты от материалов, написанных нежур-

налистами: комментариев специалистов (например, прокурора), обозревателей, критиков. В анализ не были включены следующие публикации: сведения научно-популярного характера, произведения художественно-публицистического жанра (в таких рубриках, как «Литинформбюро», «Портфель «ЛГ», «Клуб стульев», «Литература»), эпитафии, биографии и письма читателей.

Следует отметить, что при схожем количестве аналитических и информационных материалов на страницах газеты (один номер «Литературной газеты» содержит в среднем 38 информационных и 40 аналитических материалов) соотношение фигур в аналитических и информационных публикациях существенно отличается. Относительно равное количество аналитических и информационных материалов говорит о более высоком уровне аналитики общероссийского издания (в частности «Литературной газеты») в сравнении с изданиями областного и районного уровня (см. предыдущие работы: [2, 3]).

Проведенные ранее исследования показывают, что в изданиях вышеуказанного типа аналитика встречается чрезвычайно редко.

В каждом номере «Литературной газеты» число риторических фигур в аналитических материалах составляет около 83% от общего количества, а в информационных - 17%.

Очевидно, что в аналитических материалах работа со словом ведется более аккуратно и ювелирно. Автор тщательно подбирает нужные слова для выражения мыслей, усиливая тем самым приведенные аргументы или выводы. Отсюда следует, что популярность в данных материалах фигур таких критериев, как богатство речи, пространность, разнообразие, изобразительность, алогизм, вполне объяснима.

В зависимости от того, сколько было обнаружено примеров риторических фигур (в процентах от общего количества), они были распределены по критериям и представлены в приведенной ниже таблице.

«Литературная газета»

Информационные материалы Аналитические материалы

1. Критерий однообразия 30% 1. Критерий однообразия 21%

2. Критерий ясности 14% 2. Критерий ясности 17%

3. Критерий точности 11% 3. Критерий краткости 11%

4. Критерий разнообразия 9% 4. Критерий точности 10%

5. Критерий нарушения уместности/краткости 8% 5. Критерий богатства 5,5%

6. Критерий нарочитого алогизма 5% 6. Критерий пространности 5,2%

7. Критерий неполноты/пространности 3% 7. Критерий неполноты 4,6%

8. Критерий двусмысленности/неточности/неясности/изобразительности/ богатства 1,5% 8. Критерий разнообразия/изобразительности/ алогизма 4%

Результаты исследования показали следующее: налицо зависимость «общее количество риторических фигур - жанр материала». Исходя из проведенного исследования, мы убедились в том, что по насыщенности риторическими фигурами аналитический жанр превосходит информационный почти в 5 раз.

Однако зависимости в употреблении риторических фигур того или иного критерия от жанра публикации (аналитический, информационный) не обнаружено.

По количеству фигур преобладающими являются такие параметры оценки речи, как критерий од-

нообразия (30% от общего количества фигур) и критерий ясности (21%). Данная особенность характерна как для аналитических материалов, так и для информационных.

Использование фигур критерия однообразия объясняется стремлением привлечь читателя многочисленными повторами, акцентировать внимание на той или иной части фразы. Среди фигур критерия однообразия наиболее распространенными являются полисиндетон, лексическая анафора и глагольные повторы, в аналитических материалах также популярны такие фигуры, как синтаксический параллелизм, аллитерация и анадиплозис. При

использовании аллитерации некоторые звуки при избыточном употреблении могут вызывать устойчивые ассоциации, например, свистящий «с» и сонорный «м» — с гармоничным настроением.

«Думается, что врывающаяся в глаза черно-красно-белым рваным колером и сверлящая зловещим взглядом исподлобья обложка книжки знаменитого журналиста и писателя Ильи Стогова...» [«Литературная газета» № 15, 21-27 апреля 2010]. В данном примере чередование согласных «в» и «р», а также их звукосочетание позволяют автору передать чувства, которые он испытывает не только по отношению к обложке рецензируемой книги, но и к ее создателю.

Такая фигура, как анадиплозис, как правило, не свойственна письменной речи и употребляется там очень редко, в отличие от устной, где она наиболее заметна. Однако ее наличие в аналитике «ЛГ» подтверждает наш тезис о «мутации» привычных, устоявшихся текстовых форм (жанров).

В аналитических материалах использование фигуры стык/подхват/анадиплозис наиболее оправданно, так как язык «аналитики» допускает обилие экспрессивных композиционно-языковых средств:

«Неужели власть тут ничего не смогла сделать, потому что не хотела? Хотеть-то она хотела, но, видимо, не так, как в истории с крупным бизнесом» [«Литературная газета», № 20, 19-25 мая 2010];

«Использовать его во всех сомнительных случаях. Сомнительным считать каждый» [«Литературная газета» № 23, 9-15 июня 2010];

«Если человек - современный украинский «доктор филологических наук, кандидат философских наук, преподаватель Института журналистики», то он совсем не обязательно «образованный интеллигент». Или образованный, но сугубо «по-киевски» [«Литературная газета», № 12, 1-6 апреля 2010].

Употребление фигур в аналитических и информационных материалах позволило определить, что среди примеров фигур критерия ясности лидируют инверсия и вопросно-ответный ход.

Инверсия - одна из наиболее часто встречающихся фигур акцентирования (ясности) как в устной речи, так и на страницах газеты.

В примерах инверсии компонент предложения, вынесенный в его конец или в начало, актуализируется, акцентируется. Например:

«Молниеносно последовала буквально разъяренная реакция Турции» [«Литературная газета», № 15, 21-27 апреля 2010];

«Когда футбольная команда является забавой для олигарха или существует, чтобы тешить самолюбие губернатора, болельщик, скорее, мешает» [«Литературная газета», № 18, 5-11 мая 2010];

«Стало быть, посылать сотни тысяч освобожденных зэков и проституток в теплые края Донет-чины и Луганщины не имело никакого смысла» [«Литературная газета», № 24, 16-22 июня 2010].

Данные фигуры достигают положительного коммуникативного эффекта - улучшают восприятие читателем основной идеи автора - за счет необычного расположения компонентов высказывания. «Реакция читателя для журналиста - это конечная цель коммуникации, и она должна быть только такой, какой он ее себе представляет, она сознательно запрограммирована, и все используемые средства должны служить ее реализации», -считает Е.В. Покровская [7, с. 81-87].

На первый взгляд, прямой порядок слов характерен для официальной речи, продуманной аналитической статьи на экономическую или политическую тему. В «ЛГ» публикуются выступления политиков, комментарии, статьи, рецензии, расследования, посвященные серьезным экономическим, политическим, спортивным и социальным проблемам. Однако даже в таких материалах встречается инверсия. В хорошем журналистском тексте все направлено на то, чтобы привлечь и затем удержать внимание адресата. М. А. Кормилицы-на включает использование характерного для разговорной речи порядка слов (т. е. инверсии) в список средств, которыми журналист вовлекает читателя в процесс общения [4, с. 51-52].

Таким образом, на употребление риторических фигур критерия ясности и однообразия не повлиял жанр, размер материала либо стилистика и кругозор автора.

В использовании фигур остальных критериев наблюдалось некоторое различие, которое объясняется как жанром материала, так и политикой издания в целом. В информационных материалах наиболее частотными являются фигуры критерия точности (11%), разнообразия (9%), нарушения уместности и краткости (8%). Точность, краткость - основные качества речи в таких информационных материалах, как заметка, новость, информа-

ция. Однако не все критерии оценки речи являются типичными для того или иного жанра.

Наличие фигур критерия нарушения уместности в информационных публикациях довольно необычно, учитывая (о чем говорилось выше) тот факт, что информационный жанр допускает стандартное оформление, совсем или почти без экспрессивных композиционно-языковых средств. Это возможно объяснить как политикой издания (стремление редакторов сделать издание более читабельным, а язык более ярким), так и тем, что источником речевых оборотов в газетном тексте часто является устная речь, которая фиксируется журналистами дословно.

«Еще недавно они плевать хотели на любую идеологию, в том числе и собственную» [«Литературная газета», № 15, 21-27 апреля 2010] - в данном примере используется фигура ситуативной неуместности - дисфемизм.

«Партия избалована легкими электоральными успехами. Она зажирела и оторвалась от народа, впитав в себя массу разного рода примазавшихся нечистоплотных и надменных личностей, ощущающих себя избранной кастой» [«Литературная газета», №2 20, 19-5 мая 2010]. В данной цитате примеры тематической неуместности, батоса вполне могут быть заменены нейтрально окрашенными словами. Однако вероятно, что в этом случае использование фигуры критерия нарушения уместности указывает на глубину критики и степень возмущения автора материала.

Количество фигур вышеуказанного критерия свидетельствует об определенной тенденции: частотность употреблений журналистами фигур критерия нарушения уместности возрастает даже в информационных публикациях, в материалах такого жанра, в котором использование данной разновидности фигур является крайне нежелательным. На наш взгляд, слова и выражения должны быть уместны по отношению к содержанию речи. Положительной стороной подобного явления является то, что авторы нарушают тематическую и ситуативную уместность в информационных текстах часто с резкой критикой в адрес кого-либо либо вследствие чрезвычайной эмоциональности пишущего.

В аналитических материалах, как показало исследование, лидируют фигуры краткости (11%), точности (10%) и богатства (5,5%). Наиболее частое использование фигур таких критериев оценки

речи, как точность и краткость, сближает аналитику со стилем текстов информационного жанра. Данный факт подтверждает вывод, к которому пришли исследователи журналистики, о постоянном обновлении «жанровой палитры».

Критерий богатства речи, фигуры которого свойственны в большей степени художественно-публицистическому жанру, представлен и в аналитических материалах.

В богатой речи используются не только номинативные, в частности выразительные, средства языка, метафорические и метонимические наименования, перифразы и т. д., но и созданные автором, например фигуры парафраза:

«Лоб, который треснул» [«Литературная газета», №2 21, 26 мая - 1 июня 2010]. В данном примере перефразировано название фильма «Трест, который лопнул», снятого по мотивам рассказов О'Генри.

Критерий богатства речи реализуется и через указание на смешное в предметах (рассказ забавных историй) - это один из приемов создания комического, что, безусловно, обогащает речь и любой журналистский текст. Главное, чтобы читатель догадался, что комично, а что нет:

«Почти анекдот: сейчас в Воронежской области реализуются федеральные программы в поддержку безработных. Финансирование составило 300 млн. руб., и по этой программе уже 25 воро-нежцев занимаются уборкой кладбищ Воронежа. Да не шучу я - это официальное сообщение!» [«Литературная газета», № 20 19-5 мая 2010].

Наше исследование показывает, что тезис о зависимости употребления риторических фигур от жанра газетной публикации не является столь уж однозначным.

Очевидно, что «составляющей коммуникативной компетенции развитой языковой личности являются не только знания и умения, необходимые для построения правильной речи (речи без нарушения литературно-языковых норм), но и знания и умения, позволяющие создавать речь выразительную (т. е. речь, способную воздействовать определенным образом на слушателя или читателя)» [11, с. 3].

Между тем если вопросы правильной (нормативной) речи достаточно подробно освещены в учебной литературе, толковых и других словарях и справочниках, то этого никак нельзя сказать о проблемах выразительной речи.

В целом, опираясь на материал «Литературной газеты», можно сделать вывод, что использование риторических фигур в современной прессе достаточно активно. По насыщенности риторическими фигурами и разнообразию композиционно-

языковых средств данное издание занимает лидирующие позиции. Несмотря на почти равное соотношение количества фигур в различных жанрах, число риторических приемов в аналитике во много раз превосходит информационный жанр.

Библиографический список

1. Князькова Т.В. Прагматика и риторика журналистского текста: советизмы и заимствования [Текст] // Международная научная конференция «Стилистика сегодня и завтра: Медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах». Тезисы. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. - С. 47-48.

2. Князькова Т.В. Употребление риторических фигур на страницах газеты «Орловский комсомолец» [Текст] // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. - С. 423.

3. Князькова Т.В. Использование риторических фигур как отражение общей культуры журналистов районной газеты (на материале районной газеты «Мценский край») // Материалы Международного молодежного научного форума «Л0М0Н0С0В-2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, А.В. Андриянов. [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2010/09.htm., свободный.

4. Кормилицына М.А. Актуализация линии «автор-читатель» как одна из тенденций развития языка современной прессы [Текст] // Международная научная конференция «Стилистика сегодня и завтра: Медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах». Тезисы. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. - С. 51-52.

5. Майданова Л.М. Жанры журналистики [Текст] // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. - М.: Флинта: Наука, 2003 - С. 183.

6. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс [Текст]. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - С. 25.

7. Покровская Е.В. Прагматика современного газетного текста [Текст] // Русская речь. - 2006. - № 3. - С. 81-87.

8. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учеб. пособие [Текст] - М.: Флинта: Наука, 2009. - С. 190.

9. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика: Сложное синтакс. целое: Учеб. пособие для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» [Текст]. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1991. - С. 145.

10. Тертычный А.А. Коммуникативные стратегии и журналистский текст [Текст] // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10 «Журналистика». - 2006. - № 4. - С. 97.

11. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты [Текст] / Под ред. А. П. Сковородникова. - М.: Флинта: Наука, 2005 - С. 3.

12. Vickers В. In Defence of Rhetoric [Текст]. Oxford, 1998. - P. 301.

T.V. KNYAZKOVA

RHETORICAL FIGURES IN GENRES OF MODERN PRESS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In this article the condition of journalistic texts" modern genres system is considered. The main basic characteristics of information and analytical genres in periodicals of today are presented here. The great role of rhetorical figures in texts ofpress is emphasized. Following the examples of "Literaturnaya gazeta" the influence of genre of publication on rhetorical figures" quantity is corroborated. Numerous examples are given in this article. The usage of figures in this or that genre is substantiated.

Key words: analytical genres, information genres, rhetorical figures, classification of rhetorical figures, "Literaturnaya gazetajournalistic text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.