УДК 81
ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В СПОРТИВНЫХ ТЕКСТАХ СМИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
© Р. Р. Хабиров
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 460076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Email: journeyofdao@yandex. ru Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время лингворитори-ческие параметры (тропы и фигуры) активно используются в средствах массовой информации. В данной статье рассматриваются особенности функционирования риторических тропов и фигур в спортивных текстах республиканских газет («Республика Башкортостан», «Вечерняя Уфа»), Интернет-ресурсов, а также радио и телевидения (Башкирское спутниковое телевидение, «Россия 1 - Башкортостан»). Эти стилистические обороты являются важнейшим средством создания выразительности речи и усиливают образность и эмоциональность высказывания. Автором сделан вывод о том, что в спортивных текстах те или иные виды лингвориторических фигур используются в зависимости от жанра и вида СМИ. Например, чаще всего риторические вопросы и риторические восклицания встречаются в газетах, в то время как в телевизионных новостных сюжетах популярны риторические восклицания, а риторические обращения в телевизионных и радийных новостных текстах не используются вовсе. Общий объем проанализированного материала составляет 70 случаев употребления риторических фигур: 40 примеров риторического вопроса, 30 примеров риторического восклицания, и 2 примера риторического обращения. При работе над статьей были использованы труды современных отечественных ученых: Л. А. Новикова, Г. Я. Солганика, Ю. В. Рождественского.
Ключевые слова: медиатекст, риторические фигуры, риторический вопрос, риторическое восклицание, троп, телевизионный текст, заметка, репортаж.
Одна из главных задач медиатекста, в том числе и спортивного - воздействие на адресата. Помимо троп способствуют этому экспрессивные стилистические обороты, усиливающие выразительность высказывания - риторические фигуры. Риторическими фигурами называют «стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи» [1, с. 246]. По словам А. П. Квятковского, к риторическим фигурам относились такие стилистические явления, как антитеза, гипербола, обращение, восклицание, астеизм, градация, прозопопея, ирония, уподобление, умолчание и прочие виды троп. В настоящее же время, понятие «риторические фигуры» в узком смысле сохранилось лишь за тремя явлениями стиля: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. В данном исследовании мы будем пользоваться определением «лингвориторическая фигура», поскольку исследуются риторические вопросы, обращения, восклицания в письменном тексте, а не в устной речи. Языковед Л. А. Новиков пишет о тропах и фигурах следующее: «И то, и другое - намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, задуматься, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл» [2, с. 62]. Действительно, «функция лингвориторических фигур -эмоционально-коммуникативная» [3, с. 1477]. Их отличие от тех же троп заключается в том, что задача линг-вориторических фигур не удивлять читателя или зрителя, а обращать его внимание на важные детали, и зачастую манипулировать - ненавязчиво навязывать то мнение, которое необходимо журналисту. Например: «Увы, но долгожданное введение в строй отрекон-струированной уфимской футбольной арены «Нефтяник» откладывается до поздней весны. Но это ведь не повод не болеть за ФК «Уфа», не так ли?» (Газета «Республика Башкортостан» №213 06.11.14). По мнению ученых-языковедов, риторические фигуры не привносят в текст ничего нового, расширяющего художественное познание, главная их задача - усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным, и подчеркнутым [2, с. 63;
4, с. 374]. В отличие от аргументов и троп, лингворито-рические фигуры приходят на ум журналиста непосредственно в момент создания текста, ведь в зависимости от хода повествования и появляются риторические вопросы и восклицания. Их употребление в спортивной журналистике необходимо, ведь в информационных жанрах (заметка, отчет, репортаж, информационное интервью), в которых зачастую и представлена спортивная информация, корреспонденты ограничиваются так называемым «телеграфным стилем» - что, где и когда случилось. Такие материалы информативны, однако и интересны они лишь любителям спортивной информации, в то время, как у рядовых читателей и зрителей они не вызовут никакого интереса. Употребление же лингвориториче-ских фигур в «медиатекстах не только накладывает отпечаток индивидуальности на авторский стиль, но и вызывает интерес аудитории к материалу, тем самым способствуя усвоению и запоминанию информации, которая ранее проговаривалась» [5, с. 87]. Так, например, просматривая телевизионный новостной сюжет даже в фоновом режиме, зритель, скорее всего, сразу же обратит внимание на яркое и эмоциональное высказывание. То же самое относится и к радио.
Особенностью лингвориторических фигур является их условность, или, говоря иначе, - употребление вопросительной и восклицательной интонации в тех случаях, которые ее не требуют, благодаря чему высказывание приобретает подчеркнутый и эмоциональный оттенок [6, 7].
• Риторический вопрос - это утвердительное положительное или отрицательное высказывание в виде вопроса, которое не предполагает ответа, несет большую смысловую и эмоциональную нагрузку: «Но что может сделать один голкипер, если толком не обороняется вся команда?» («Вечерняя Уфа» №16 28.01.15);
• Риторическое восклицание - это эмоционально окрашенное предложение, которое передает настроение и эмоции автора, оформляется восклицательным знаком: «Я играл с самим Семаком!..» («Вечерняя Уфа» №15 27.01.15);
• Риторическое обращение - подчеркнутое обращение с целью выражения отношения к кому-нибудь или чему-нибудь: «Да, дорогие читатели, истинный мужчина своего возраста не стесняется: Рашит Асгатович именно сегодня отмечает круглую дату!» («Вечерняя Уфа» №181 18.09.14).
Употребление в спортивных текстах тех или иных лингвориторических фигур зависит от нескольких факторов:
• вида СМИ (телевидение, радио, Интернет-СМИ, газеты);
• классификации издания (массовая, качественная пресса);
• жанра (информационные, аналитические);
• наличия в штате издания журналиста, пишущего о спорте.
Так, например, в спортивных телевизионных передачах «ФК «Уфа»: - наша команда!» (БСТ), «Хок-кей-24 Башкортостан» («Россия 24 - Башкортостан»), радиопередачах «Спортивный четверг» («Радио России - Башкортостан») и «Свободный удар» («Радио Шансон Уфа»), авторских блогах, спортивных колонках и аналитических материалах ведущих республиканских газет («Вечерняя Уфа», «Республика Башкортостан», «Молодежная газета»), лингвориторические фигуры используются очень активно. В информационных же жанрах, особенно на радио и телевидении, они употребляются крайне редко. В телевизионных и радийных новостных сообщениях, к примеру, не употребляются риторические обращения, а использование риторических вопросов и восклицаний остается прерогативой журналиста, поскольку ключевыми принципами телевизионной и радийной новостной журналистики являются лаконичность и точность информации, а также предельная ясность сообщения для аудитории. Для телевизионного и радийного текста характерны короткие предложения, прямой порядок слов, минимальное количество специальной терминологии. Отсюда следует, что при создании новостных сообщений, корреспонденты стараются избегать лингво-риторических фигур, ведь в них каждое слово должно обладать информативностью, а не затруднять восприятие сообщения. Таким образом, наличие лингворито-рических фигур в телевизионном или радийном тексте зависит от жанра, в котором представлена информация. Достаточно сказать, что в 40 просмотренных спортивных новостных сюжетах телеканалов БСТ, «Россия 1-Башкортостан», «Россия 24-Башкортостан», почти не обнаружено лингвориторических фигур, за исключением риторических восклицаний, которые представляют собой в новостном сообщении зачастую заголовок, поскольку они и информативны, и что немаловажно - привлекают внимание. Особенно много подобных риторических восклицаний в заголовках спортивных сюжетов Башкирского спутникового телевидения, которые выходят в вечерней новостной программе в отдельной рубрике «спорт», они выделяются диктором интонационно: «На родине великого Пеле!» (14.07.14); «Первый гол и первая победа!» (09.08.14); «Спорт - детям!» (05.09.14), «Новый сезон - новые правила!» (10.09.14). В новостных сюжетах и радиосообщениях также могут быть использованы и вопросительные конструкции, но чаще без риторического контекста: «Что может объединять хоккеистов «Ред Булл» из Зальцбурга и жителя Уфы? Совместная работа на Кубке мира среди клубных команд. Уже известны имена кураторов всех гостевых коллективов.
Они будут находиться с игроками с момента прибытия в Уфу и до самого отъезда» (БСТ, Новости от 25.07.14). Употребление вопросительной конструкции возможно и в заголовке, но с дальнейшей реакцией на него в тексте: «Готов ли ты к труду и обороне? Ответ на этот вопрос теперь легко дать каждому уфимцу. Достаточно лишь сдать серию упражнений и показать нужные результаты. Теперь сделать это стало проще. В Уфе, возле торгового центра «Башкортостан», накануне начала работу специальная площадка» (БСТ, Новости от 16.07.14). Риторический же вопрос уместен только в самом тексте: «Но как заставить группу работать как единый механизм, ведь состав постоянно меняется, на смену приходят более молодые?» (БСТ, Новости от 25.03.15).
Наиболее актуальны риторические вопросы и риторические восклицания для газетных текстов, поскольку газетный стиль характеризуется авторской страстностью и эмоциональностью. В газетах встречаются практически все три вида лингвориторических фигур, однако преобладают в основном риторические вопросы и восклицания, с помощью которых автор аргументирует свою точку зрения. Тем не менее, в газетных публикациях использование лингворитори-ческих фигур также зависит от жанра. Например, в заметке и отчете, их употребление не уместно, поскольку эти жанры характеризуются отсутствием выразительных средств, отличаются сжатостью изложения. Объем подобных сообщений не более 150 и 300 слов соответственно. То же самое можно отнести и к текстам Интернет-СМИ (информационные агентства и информационные ресурсы), поскольку при распространении информации они используют те же жанры, что и газеты (расширенная информация, заметка, отчет). Фигурой, обладающей наибольшей частотностью обращений в спортивных газетных публикациях, является риторический вопрос: «Лидер уфимцев международный мастер Андрей Трушкин трудится и на подборе, и в атаках в прямом смысле в поте лица своего. Ох, и тяжко ему - на нем под кольцом буквально виснут двухметровые «шкафы» из Кирова. А кому не тяжко!? Диме Иванову, Коле Чурикову, Тимуру Гав-рилову, другим нашим ребятам?» («Вечерняя Уфа» №58 26.03.15). Наибольшее количество обращений к риторическим вопросам в печатной прессе происходит в газетах «Вечерняя Уфа», «Уфимские Ведомости», «Республика Башкортостан», «Молодежная газета». В этих изданиях работают наиболее опытные спортивные журналисты Башкортостана - Вячеслав Голов и Рашит Аюпов («Вечерняя Уфа»), Максим Балобанов («Республика Башкортостан»), Амир Вали-тов («Уфимские Ведомости»). Они не перенасыщают текст лингвориторическими фигурами, а используют их всегда уместно, в связи с чем, сохраняют и смысл высказывания, и придают ему эмоциональность: «Не сочтите, что ворчу. Плюсик нашел! В самом массовом виде спорта республики, как показывает статистика последних лет. Баскетбольный «Уфимец» собрал аншлаг в домашнем туре. Его оппонент - представители БГАУ пробились в полуфинал Международной студенческой лиги. Первые играют исключительно доморощенными кадрами. Вторые не гнушаются рекрутированием варягов. Эх, им бы еще объединить усилия!» («Республика Башкортостан» №232 02.12.14). Риторический вопрос представляет собой утвердительное высказывание в вопросительной форме, которое не требует ответа, поскольку ответ и так очевиден: И пускай в этом матче «Уфимцу»
чуть-чуть не повезло, но ведь улыбки на лицах детей и школьников, которые наконец-то воочию увидели большой баскетбол благодаря команде, стоят не меньше победы»? («Молодежная газета» №46
27.11.14). Используя риторический вопрос, автор ненавязчиво выдвигает мнение, что не победа в этот день была главным событием, а скорее сама игра, которую смогли увидеть болельщики. «На несоответствии синтаксиса и интонации, и основывается воздействующая функция риторического вопроса» [15, с. 230]. Иначе говоря, риторические вопросы представляют собой сообщения в вопросительной конструкции: «Нет бойцов, и взять их негде?..» («Вечерняя Уфа»№3219.02.15). Как говорилось ранее, риторический вопрос следует отличать от прямых вопросов. Так, в репортаже, отчете или корреспонденции, ответ может следовать сразу же за вопросом, придавая тем самым тексту форму беседы, и облегчая восприятие информации для читателей: «Сыграл ли факт уверенной победы «Металлурга» над уфимцами пару дней назад? Не думаю. Тогда в начале матча нам повезло, смогли забросить несколько курьезных шайб» («Вечерняя Уфа» №35 24.02.15). В ряде случаев, риторический вопрос служит эффектным завершением смыслового фрагмента или же всего текста: «Анкудинов, Евгений Скачков и Алексей Василевский. Вместо них на лед вышли Александр Панков, Илькка Хейккинен, Денис Хлыстов и Александр Степанов. Впрочем, Панков запомнился только тем, что в третьем периоде заработал 6 минут штрафного времени (задержка соперника руками, удар клюшкой и грубость). Тренерский штаб восьмого защитника опять не нашел в своем резерве, так как вертикаль «Салавата Юлае-ва» по-прежнему дает сбой. Нет в фарм-клубе, каковым является нефтекамский «Торос», игроков уровня КХЛ. Для чего тогда клуб несет такие огромные расходы на содержание двух команд (ВХЛ и МХЛ-Б) на северо-востоке республики?» («Вечерняя Уфа» №32
19.02.15). В данном примере риторический вопрос выражает отрицательную оценку на информацию, содержащуюся в смысловом фрагменте текста, который ему предшествовал. Риторический вопрос может также явиться и побуждением для дальнейшей реакции: «А сможет ли «Уфимец» порадовать еще одной «валидольной» победой через два дня в Уфе? Не для красного словца пишу «валидольной», ибо битва будет не с кем-нибудь, а с дружиной Башкирской сельхозакадемии» («Вечерняя Уфа» №58 26.03.15).
Очевидно, что риторические вопросы демонстрируют отношение автора к тем вопросам и проблемам, которые он освещает в своих материалах: «И если сейчас, в «регулярке», юлаевцы не могут провести два матча кряду на высоком уровне, то, что с ними будет весной в плей-офф, когда подчас приходится играть два дня подряд?» («Вечерняя Уфа» №19 30.01.15). Используя риторический вопрос, автор прогнозирует неутешительный результат для игроков ХК «Салават Юлаев» в финальной стадии турнира, аргументируя свою точку зрения плохой физической подготовкой хоккеистов. В данном случае, риторический вопрос следует рассматривать как риторический прием эмоционально-психологического воздействия на адресата. Достигается это благодаря тому, что автор не сообщает читателю информацию, а лишь напоминает ее: «А наши нападающие, за исключением единиц, весь сезон мучительно трудно искали свое лицо, так, в итоге, и не обретя оного. Про Скачкова уже сказано. Но Пильстрем, Семин, Панков - где были они, на
которых очень рассчитывали перед стартом?» («Республика Башкортостан» №51 17.03.15). В составе риторических вопросов часто функционируют вопросительные частицы «неужели», «разве», «ли». Они могут придавать предложению, как отрицательную окраску, так и положительную: «Разве мало было встреч, когда уфимцы отыгрывались после одной или даже двух пропущенных шайб?» («Вечерняя Уфа» №19 30.01.15); «А Иванов, несмотря на травму, также вышел на площадку. - Играл на обезболивающих, - признался Дмитрий после матча. Не герой ли!?» («Молодежная газета» №13 02.04.15). В последнем примере, используя частицу «ли», автор указывает на волевые качества спортсмена. Становится ясно, что в спортивном тексте риторические вопросы выполняют манипулятивную, экспрессивную, ироническую функции [3]. Рассмотрим основные функции риторического вопроса в спортивном тексте:
• Манипулятивная: «Конечно, итоговые турнирные задачи будут решаться в финальных «пульках», куда обе башкирские команды, без сомнения, попадут. Другое дело, потянет ли Уфа спортивная две гандбольные суперлиги?» («Республика Башкортостан» №233 04.12.14). С помощью риторического вопроса, автор наталкивает читателей на определенные выводы, не оставляя возможности самостоятельно домыслить ответ на поставленный вопрос;
• Эмотивная функция: «Между прочим, то, что защитник Кольцов стал в итоге лучшим бомбардиром команды, очень показательно. Чем же занимались, в таком случае, наши нападающие? А наши нападающие, за исключением единиц, весь сезон мучительно трудно искали свое лицо, так, в итоге, и не обретя оного. Про Скачкова уже сказано. Но Пиль-стрем, Семин, Панков - где были они, на которых очень рассчитывали перед стартом?» («Республика Башкортостан» №51 17.03.15). С помощью риторического и прямого вопросов, автор эмоционально отмечает нежелание игроков нападения ХК «Салават Юлаев» показывать нужный результат;
• Выражение сарказма, иронии: «На днях в республике побывал президент Всероссийской Федерации волейбола Станислав Шевченко. Специально для прессы сообщил, что лично заинтересован в сохранении популярного вида спорта в Башкортостане. Кто бы сомневался?» («Республика Башкортостан» №222 18.11.14). Риторический вопрос использован в данном примере в целях насмешки над сложившейся ситуацией;
• Выражение разочарования: «Сейчас, когда финансовые аппетиты «Урала» утолить уже некому, волейбольная общественность вдруг неожиданно схватилась за голову: ай-я-яй, что же будет дальше? Спросите это у тех, кто планомерно разваливал уфимский волейбол год за годом! Логичное вмешательство президента республики, конечно же, спасло один из самых популярных видов спорта в Башкортостане. Или все-таки отсрочило падение?» («Республика Башкортостан» №238 12.12.14);
• Экспрессивная функция: «Безусловно, опять не на высоте был уставший от длительного хоккейного марафона вратарь Владимир Сохатский. Зачем, спрашивается, он на 32-й минуте при счете 3:0 слишком нерасчетливо выбежал из своих ворот на перехват шайбы?» («Вечерняя Уфа» №20 03.02.15);
• Выражение внутреннего состояния журналиста: «Мне как человеку, проработавшему в уфим-
ском волейбольном клубе шесть сезонов (согласитесь - немаленький срок!), до сих пор не понятно: как можно было из самобытной и уверенно стоящей на ногах команды сотворить этакого «Голема на глиняных ногах»?» («Республика Башкортостан» №222
18.11.14). Посредством личных переживаний, автор наталкивает адресата к размышлению над сложившейся ситуацией;
• Выделение ключевого отрезка текста: «Другой защитник Зубарев в это время не присмотрел за Павлом Черновым на «пятачке», и счет сократился до минимального (2:3). А причем тут Хлыстов? А еще через минуту Евгений Ковыршин забросил третью шайбу. Вот тут уже чистая ошибка вратаря: он из-за неправильной оценки ситуации отбросил шайбу перед собой, хотя мог сыграть очень просто - взять ее в ловушку» («Вечерняя Уфа» №20 03.02.15);
• Характерологическая функция: «Интересно: экс-канонир с лондонской пропиской - уфимский модник Эммануэль Фримпонг уже знает о существовании в России другого «Арсенала»?» («Республика Башкортостан» №218 13.11.14).
Добавим, что в спортивном тексте возможно употребление риторического вопроса в сочетании с другими конструкциями:
• С риторическим восклицанием: «Кто ж знал, что за предновогодние снежные забавы дядя Максим еще и подарки припас? Оказалось, они достались всем. С лихвой!» («Республика Башкортостан» №4
15.01.15);
• В сочетании с риторическим восклицанием (по содержанию): «Но как сражаться без надежного вратаря против «Магнитки»?» («Вечерняя Уфа» №42 05.03.12);
• С умолчанием: «Хотя «Уфа» очень даже старалась. Минимальное поражение при множестве эмоций. Но мы ведь знаем: о судьях - либо хорошо, либо ничего... Или не только о судьях?» («Республика Башкортостан» №213 06.11.14);
• В сочетании с еще одним риторическим вопросом: «Уфимцы, как и в домашнем матче с армейцами Санкт-Петербурга, продемонстрировали мощнейший прессинг по всей площадке. Откуда только у них силы взялись? Впрочем, перед поездкой на Дальний Восток юлаевцы имели большой перерыв в чемпионате КХЛ (восемь дней). А вот в дальнейшем матчи пойдут уже через день, и хватит ли нашим сил играть в таком же ритме и с полной самоотдачей?» («Вечерняя Уфа» №29 14.02.15).
Подобный условный характер имеет в спортивном тексте и риторическое восклицание, предназначенное для эмоционального воздействия на адресата [81: «Но надо отметить, что все годы наибольшую активность проявляют ветераны, демонстрируя свою любовь и преданность игре с оранжевым мячом. Эх, такое бы отношение и со стороны молодежи!» («Вечерняя Уфа» №45 11.03.15). В письменном тексте риторическое восклицание представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком: «Ибрагим Кильгеев и Фарит Халимов отжали гири по 36 раз. Одно слово - богатыри!» («Вечерняя Уфа» №46 11.03.15). В газетном тексте и текстах Интернет-СМИ, риторическое восклицание отмечает пик накала эмоций и важнейшую мысль сообщения: «Шутка ли -нам противостоит «Академия Глобус» из Кирова, которая в первенстве еще не потерпела ни одного поражения!» («Вечерняя Уфа» №58 26.03.15); «И кто
бы мог подумать, что победу в компании мастеров будет праздновать двенадцатилетняя ученица 93-й гимназии Аня Глазкова!» («Вечерняя Уфа» №48
14.03.14). Риторическое восклицание может относиться не только к конкретному предложению, но и к отдельной его части. Так, в случае отдельного риторического восклицания в предложении, восклицательный знак ставится в скобках: «Мне как человеку, проработавшему в уфимском волейбольном клубе шесть сезонов (согласитесь - немаленький срок!), до сих пор не понятно: как можно было из самобытной и уверенно стоящей на ногах команды сотворить этакого «Голема на глиняных ногах»?» («Республика Башкортостан» №222 18.11.14).
Таким образом, риторическое восклицание, как и риторический вопрос, выражает в спортивном тексте различные эмоции: восхищение, удивление, восторг, разочарование.
• Разочарование и негодование: «И как же было обидно, когда в 90-е годы все рухнуло!» («Республика Башкортостан» №65 03.04.15); «Но надо отметить, что все годы наибольшую активность проявляют ветераны, демонстрируя свою любовь и преданность игре с оранжевым мячом. Эх, такое бы отношение и со стороны молодежи!» («Вечерняя Уфа» №46 11.03.15);
• Восторг: «Надо ли говорить, сколь азартным выдался этот матч - первый в субботней программе! Тем и замечателен баскетбол, что за те же восемнадцать секунд можно столько всего сотворить!» («Вечерняя Уфа» №56 25.03.14);
• Азарт: «Шутка ли - нам противостоит «Академия Глобус» из Кирова, которая в первенстве еще не потерпела ни одного поражения!» («Вечерняя Уфа» №58 26.03.15);
• Личные переживания автора: «Когда тебя в детстве где-нибудь и чем-нибудь награждают - впечатление остается на всю жизнь. И я могу себе представить чувства мальчишек и девчонок, которым вручали награды не кто-нибудь, а герои космоса! И вот он, торжественный миг награждения!» («Вечерняя Уфа» №70 12.04.14); «Ну, а про Максима Чудова могу сказать только одно: он большой молодец!» («Республика Башкортостан» №4 15.01.15);
• Радость: «И вот в первый же день новой недели юлаевцы сенсационно положили на обе лопатки одного из главных претендентов на звание чемпиона России санкт-петербургский СКА - 3:1 (1:0, 1:0, 1:1). За такую красивую и знаковую победу даже орденов для ребят не жалко!» («Вечерняя Уфа» №16
28.01.15).
Подводя итог, можно отметить, что меньше всего в спортивных текстах информационных и даже аналитических жанров представлены риторические обращения - подчеркнутые обращения к кому-нибудь или чему-нибудь. Используя риторическое обращение, автор может обращаться непосредственно к читателям, демонстрируя свое отношение и оценку: «Да, дорогие читатели, истинный мужчина своего возраста не стесняется: Рашит Асгатович именно сегодня отмечает круглую дату!» («Вечерняя Уфа» №18118.09.14). Однако риторические обращения свойственны в большей степени литературным произведениям нежели спортивным текстам средств массовой информации.
Таким образом, в данной научной работе мы установили следующее:
1. Наиболее часто в спортивных текстах авторы обращаются к риторическим вопросам и восклицаниям.
2. Чаще всего риторические вопросы и восклицания используются в газетах и текстах Интернет-СМИ.
3. Для телевизионных и радийных новостных текстов характерны заголовки с использованием риторических восклицаний.
4. Риторические обращения используются в спортивных текстах крайне редко.
ЛИТЕРАТУРА
1. Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. М.: Сов. Энцикл., 1966. 376 с.
2. Новиков Л. А. Искусство слова. М.: Педагогика, 1982. 128 с.
3. Андрианова К. В. Фаткуллина Ф. Г. Медиатекст как фактор формирования массового сознания (на примере телевизионной передачи М. Шевченко «В контексте» «Судите сами») // Вестник Башкирского университета, 2012. №3 (1). Т. 17. С. 1476-1478.
4. Морозкина Е. А., Фаткуллина Ф. Г. Стилистические особенности языка региональных СМИ Материалы XLIV Международной филологической конференции, 10 по 15 марта 2015 года. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2015. С. 374-376.
5. Фаткуллина Ф. Г., Халимова Р. Р. Лингвопрагматика Product placement: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. 162 с.
6. Ханин М. И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить. СПб.: «Паритет», 2003. 192 с.
7. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник / отв. редактор М. И. Панов, сост. М. И. Панов, Л. Е. Тумина. М.: ООО Агентство «КРПА Олимп», 2005. 960 с.
8. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С., Общая риторика: Курс лекций -Ростов-на-Дону, 1999.
9. Аюпов Р. «Адмирал» поднял белый флаг / Рашит Асгато-вич // Вечерняя Уфа. 2015. 14 февраля.
10. Балобанов М. Неприятности ноября / Максим Балобанов // Республика Башкортостан. 2014. 12 декабря.
11. Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 547 с.
12. Голов В. Огорчили так огорчили / Вячеслав Голов // Вечерняя Уфа. 2015. 26 марта.
13. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М.: Флинта: Наука, 2008. URL: http://libed.ru/knigi-nauka/476442-1-dobrosklonskaya-medialingvistika-sistemniy-podhod-izucheniyu-yazika-smi-moskva-2008-oglavlenie-predislovie-glava.php (дата обращения - 25.02.15).
14. Риторика и стиль: сб. ст. / МГУ им. М. В. Ломоносова. Филол. Фак; под ред. Ю. В. Рождественского. М.: из-во МГУ, 1984. 136 с.
15. Современный медиатекст / Под ред. Н. А. Кузьмина. М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. 416 с.
16. Солганик Г. Я. Стилистика текста. М.: Флинта: Наука, 2002. 254 с.
17. Солганик Г. Я. Стиль репортажа. М., 1971. 74 с.
18. Солганик Г. Я. Язык газеты // Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М., 1980.
19. Фаткуллина Ф. Г., Интернет-коммуникация: прагматический и национально-культурный аспект (на материале ин-тернет-мемов) // Материалы Международной научно-методической конференции «Межкультурная ^ Интра-культурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода». Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. Т. 2. С. 228-235.
20. Ричард Х. Великолепная презентация. Что нужно знать, уметь и делать, чтобы блестяще выступать на публике. М.: ИГ «Весь», 2011. 519 с.
Поступила в редакцию 30.04.2015 г.
ISSN 1998-4812
BeciHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2015. T. 20. №2
561
LINGUISTIC RHETORICAL FIGURE IN SPORTS TEXTS OF THE MEDIA OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
© R. R. Khabirov
Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Email: journeyofdao@yandex. ru
Currently, linguistic rhetorical means (tropes and figures) actively being utilized by the media. The article deals with the features of functioning of rhetorical tropes and figures in the sports texts of Bashkir newspapers («the Republic of Bashkortostan», «Evening Ufa»), Internet resources, radio and television («Bashkir satellite television», «Russia 1 - Bashkortostan»). These stylistic revolutions are the most important means of creating expressive speech and reinforce the imagery and the emotional of the statement. The author concludes that in sports texts, certain kinds of linguistic rhetorical figure are used depending on the genre and type of media. For example, often rhetorical questions and exclamations found in newspapers, while television news stories popular rhetorical exclamations, and rhetorical appeals in television and radio news texts are not used at all. Total analyzed material is 70 cases of the use of rhetorical figures: 40 examples rhetorical question, 30 examples of rhetorical exclamations, and 2 examples of rhetorical appeals.
Keywords: media text, linguistic rhetorical figure, rhetorical question, rhetorical exclamation, television text, note, report.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Kvyatkovskii A. P. Poeticheskii slovar' / Nauch. red. I. Rodnyanskaya. Moscow: Sov. Entsikl., 1966.
2. Novikov L. A. Iskusstvo slova [Art of word]. Moscow: Pedagogika, 1982.
3. Andrianova K. V. Fatkullina F. G. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2012. No. 3 (1). Vol. 17. Pp. 1476-1478.
4. Morozkina E. A., Fatkullina F. G. Stilisticheskie osobennosti yazyka regional'nykh SMI Materialy XLIV Mezhdunarodnoi filolog-icheskoi konferentsii, 10 po 15 marta 2015 goda. Saint Petersburg: Filologicheskii fakul'tet SPbGU, 2015. Pp. 374-376.
5. Fatkullina F. G., Khalimova R. R. Lingvopragmatika Product placement: monografiya [Linguo-pragmatics of product placement: monograph]. Ufa: RITs BashGU, 2012.
6. Khanin M. I. Praktikum po kul'ture rechi, ili Kak nauchit'sya krasivo i ubeditel'no govorit' [Practice on the culture of speech, or How to learn to speak beautiful and convincing]. Saint Petersburg: «Paritet», 2003.
7. Effektivnaya kommunikatsiya: istoriya, teoriya, praktika: slovar'-spravochnik [Effective communication: history, theory, practice: handbook-dictionary] / otv. redaktor M. I. Panov, sost. M. I. Panov, L. E. Tumina. Moscow: OOO Agent-stvo «KRPA Olimp», 2005.
8. Khazagerov T. G., Shirina L. S., Obshchaya ritorika: Kurs lektsii [General rhetoric: course of lectures]. Rostov-na-Donu, 1999.
9. Ayupov R. Vechernyaya Ufa. 2015. 14 fevralya.
10. Balobanov M. Respublika Bashkortostan. 2014. 12 dekabrya.
11. Bulygina T. V., Shmelev A. D. Yazykovaya kontseptualizatsiya mira (na materiale russkoi grammatiki) [Linguistic conceptualization of the world (on material of Russian grammar)]. Moscow: Shkola «Yazyki russkoi kul'tury», 1997.
12. Golov V. Vechernyaya Ufa. 2015. 26 marta.
13. Dobrosklonskaya T. G. Medialingvistika: sistemnyi podkhod k izucheniyu yazyka SMI. Moscow: Flinta: Nauka, 2008. URL: http://libed.ru/knigi-nauka/476442-1-dobrosklonskaya-medialingvistika-sistemniy-podhod-izucheniyu-yazika-smi-moskva-2008-oglavlenie-predislovie-glava.php (data obrashcheniya - 25.02.15).
14. Ritorika i stil': sb. st. / MGU im. M. V. Lomonosova. Filol. Fak; pod red. Yu. V. Rozhdestvenskogo. Moscow: iz-vo MGU, 1984.
15. Sovremennyi mediatekst [Modern media text]. Ed. N. A. Kuz'mina. Moscow: FLINTA: Nauka, 2013.
16. Solganik G. Ya. Stilistika teksta [Stylistics of text]. Moscow: Flinta: Nauka, 2002.
17. Solganik G. Ya. Stil' reportazha [Style of reportage]. Moscow, 1971.
18. Solganik G. Ya. Yazyk gazety. Yazyk i stil' sredstv massovoi informatsii i propagandy. Moscow, 1980.
19. Fatkullina F. G. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii «Mezhkul'turnaya ^ Intrakul'turnaya kommunikatsiya: teoriya i praktika obucheniya i perevoda». Ufa: RITs BashGU, 2014. Vol. 2. Pp. 228-235.
20. Richard Kh. Velikolepnaya prezentatsiya. Chto nuzhno znat', umet' i delat', chtoby blestyashche vystupat' na publike [Gorgeous presentation. What you need to know to be excellent at speaking in public]. Moscow: IG «Ves'», 2011. 519 c.
Received 30.04.2015.