Библиографический список
1. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Ленинград: Наука. 1969.
2. Иванов М.С. Багдарыын GYлбэ. Сири сиксигинэн. Якутск: Якутское книжное издательство, 1985.
3. Федотов Г.М. Муома фольклора. Якутск: Ситим, 1994; Ч. 2.
4. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. Санкт-Петербург, 1896; Т. 1.
5. Алексеев Э.Е., Николаева Н.Н. Образцы якутского песенного фольклора. Якутск: Книжное издательство, 1981.
6. Мигалкин А.В. Санкт-Петербург куоракка баар Россия Наукаларын Академиятын нуучча литературатын институтун (Пушкин дьиэ-тэ) фонограмма архивыгар буоскабай валикка (1902-1903 сс.) уЬ|уллан харалла сытар сахалар сакаларын туЬ|унан. Илин. 2012; 4: 16 - 21.
7. Боло С.И. Предварительный отчет о фольклорно-диалектологической работе с 28.10 по 24.11.1941. Рукописный фонд ИГИ и ПМНС. Ф. 5; Оп. 3; Д. 384.
8. Боло С.И. Репертуар по художественному фольклору сказителей Средне-Колымского и Нижне-Колымского районов. Рукописный фонд ИГИ и ПМНС. Ф. 5; Оп. 3; Д. 439.
9. Старостина М.И. Олонхо и олонхосуты Колымы. Фольклор и литература народов Сибири: традиции и новации: материалы Все-росс. Научн.-практ. конф., посвященной 100-летию Г.У. Эргиса и Г.М. Васильев (г. Якутск, 24 - 25 нояб.2008 г.). Якутск: Издательство ИГИ и ПМНС СО РАН, 2010: 189 - 94.
10. Жирков Д.Г. Халыма олокхолоро. Бэчээккэ бэлэмнээтэ О.А. Винокурова. Орто Халыма, 2008.
11. Коркина Е.И. Особенности говора Колымских якутов. Новосибирск, Наука, 1992.
12. Материалы фольклорно-диалектологической экспедиции. 1956 г. Рукописный фонд ИГИиПМНС. Ф. 5; Оп 6; Д. 200.
13. Материалы фольклорной экспедиции. 1964 г. Рукописный фонд ИГИиПМНС. Ф. 5; Оп. 10; Д. 66.
14. Слепцов П.А. Ефремов П.Е. - исследователь особенностей якутского олонхо как регионального явления. Замечания о колымских олонхо. Исследователь северных якутов и долган. Якутск, 2010: 44 - 50.
References
1. Hudyakov I.A. Kratkoe opisanie Verhoyanskogo okruga. Leningrad: Nauka. 1969.
2. Ivanov M.S. Bagdaryyn SYlb'e. Sirisiksigin'en. Yakutsk: Yakutskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1985.
3. Fedotov G.M. Muoma fol'klora. Yakutsk: Sitim, 1994; Ch. 2.
4. Seroshevskij V.L. Yakuty. Opyt 'etnograficheskogo issledovaniya. Sankt-Peterburg, 1896; T. 1.
5. Alekseev 'E.E., Nikolaeva N.N. Obrazcyyakutskogo pesennogo fol'klora. Yakutsk: Knizhnoe izdatel'stvo, 1981.
6. Migalkin A.V. Sankt-Peterburg kuorakka baar Rossiya Naukalaryn Akademiyatyn nuuchcha literaturatyn institutun (Pushkin d'i'et'e) fonogramma arhivygar buoskabaj valikka (1902-1903 ss.) uhullan haralla sytar sahalar saKalaryn tuhunan. Ilin. 2012; 4: 16 - 21.
7. Bolo S.I. Predvaritel'nyj otchet o fol'klorno-dialektologicheskoj rabote s 28.10 po 24.11.1941. Rukopisnyj fond IGI iPMNS. F. 5; Op. 3; D. 384.
8. Bolo S.I. Repertuar po hudozhestvennomu fol'kloru skazitelej Sredne-Kolymskogo i Nizhne-Kolymskogo rajonov. Rukopisnyj fond IGI i PMNS. F. 5; Op. 3; D. 439.
9. Starostina M.I. Olonho i olonhosuty Kolymy. Fol'klor i literatura narodov Sibiri: tradicii i novacii: materialy Vseross. Nauchn.-prakt. konf., posvyaschennoj 100-letiyu G.U. 'Ergisa i G.M. Vasil'ev (g. Yakutsk, 24 - 25 noyab.2008 g.). Yakutsk: Izdatel'stvo IGI i PMNS SO RAN, 2010: 189 - 94.
10. Zhirkov D.G. Halyma oloKholoro. B'ech'e'ekk'e b'el'emn'e'et'e O.A. Vinokurova. Orto Halyma, 2008.
11. Korkina E.I. Osobennostigovora Kolymskih yakutov. Novosibirsk, Nauka, 1992.
12. Materialy fol'klorno-dialektologicheskoj 'ekspedicii. 1956 g. Rukopisnyj fond IGIiPMNS. F. 5; Op 6; D. 200.
13. Materialy fol'klornoj 'ekspedicii. 1964 g. Rukopisnyj fond IGIiPMNS. F. 5; Op. 10; D. 66.
14. Slepcov P.A. Efremov P.E. - issledovatel' osobennostej yakutskogo olonho kak regional'nogo yavleniya. Zamechaniya o kolymskih olonho. Issledovatel' severnyh yakutov i dolgan. Yakutsk, 2010: 44 - 50.
Статья поступила в редакцию 26.10.16
УДК 37.02
Tsalikova M.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Russian Philology Department, North-Ossetian State Pedagogical
Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: tsalma07@mail.ru
Sanakoeva I.G., postgraduate, North-Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: tsalma07@mail.ru
THE RHETORICAL FUNDAMENTALS OF TEACHING JOURNALISTIC GENRE TO SENIOR SCHOOLCHILREN. The article examines the rhetorical foundations of training to write essays. Three stages of the classical rhetorical canon are analyzed: invention, disposition and elocution. Introduction of modern essays into the teaching process is recognized as an effective method of teaching senior schoolchildren. The conclusion is made about the importance of the usage of the rhetorical canon, which requires a particular selection of texts with regard to their contents, it is necessary to pay attention to compositional solutions and stylistic processing of the written texts in particular genres, including texts of the essay genre. The authors conclude that it is important to develop the students' ability to incorporate into their works precedent texts. Special attention should be given to the introduction of direct quotes, as well as reinterpritation of judgments, which enhance the originality of personal perception.
Key words: Russian language, artistic and journalistic genres, genres of journalism, essays, rhetorical foundations of learning, rhetorical canon, speech development.
М.А. Цаликова, канд. филол. наук, доц. каф. русского языка филологического факультета, ГБОУ ВО «СевероОсетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ, E-mail: tsalma07@mail.ru
И.Г. Санакоева, аспирант, ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»,
г. Владикавказ, E-mail: tsalma07@mail.ru
РИТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИМ ЖАНРАМ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются риторические основы обучения публицистическим жанрам в школе. Эффективным методом обучения старших школьников признано включение в учебный процесс текстов современной эссеистики. Анализируются три этапа классического риторического канона: инвенция, диспозиция и элокуция. Делается вывод о значении использования риторического канона, регламентирующего отбор материала для текста, его композиционное решение и лингвостилистическую обработку, при обучении старших школьников написанию текстов в определенных жанрах, в том числе в жанре эссе. Авторы
отмечают, что важно развить у учащихся умения включать в свои произведения прецедентные тексты. При обучении особое внимание следует уделять введению прямых цитат, а также реинтерпритации суждений, которые усиливают оригинальность личностного восприятия. Создание эссе на такой основе является достаточно эффективным приёмом учебной работы.
Ключевые слова: русский язык, художественно-публицистические жанры, жанры публицистики, эссе, риторические основы обучения, риторический канон, развитие речи.
Развитие речи - процесс кропотливый, сложный и творческий. Происходить он может только в рамках определенного жанра. Одним из первых эту теорию выдвинул русский философ и литературовед М.М. Бахтин. Ещё в середине прошлого века он утверждал, что необходимым условием коммуникации, создания и интерпретации любого текста является именно жанр, а любое использование языка осуществляется в рамках определенного речевого жанра [1, с. 236]. Признавая правомерность этого утверждения, считаем эффективным при обучении русскому языку в старших активно обращаться к обучению художественно-публицистическим жанрам в целом и эссе - в частности. Исследование качества письменной речи выпускников школ приводит к малоутешительным выводам о том, что у учащихся плохо сформированы умения излагать свои мысли в письменной форме, сообразно с законами логики, выразительно, экспрессивно. Не будем забывать и об обязательной сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку, в который включено задание с развёрнутым ответом, проверяющее умение выражать собственное мнение на основе прочитанного текста, для успешного написания которого выпускник должен не просто иметь представление о художественно-публицистических жанрах, но и владеть ими. В связи с этим риторические основы обучения художественно-публицистическим жанрам, в частности эссе, старших школьников приобретает особую актуальность. Прежде чем перейти к риторическим основам жанра, необходимо разобраться в его определении. Как отметил российский философ, культуролог, лингвист, и что особо важно, эссеист (автор более 700 статей и эссе) М.Н. Эпштейн, «несмотря на то, что эссеистский жанр отпраздновал недавно свое четырехсотлетие, он остается одной из наименее теоретически изученных областей словесности» [2]. Составитель словаря терминов мировой литературы Дж. Шипли, к примеру, утверждает, что, что такое эссе, никогда в точности определенно не было [3, с. 106]. Одни языковеды считают эссе разновидностью очерка, ссылаясь на прямой перевод слова с французского. Так в толковом словаре иностранных слов под редакцией Л.П. Крысиной, где «эссе - [ссэ], нескл., с. [фр. essai]. Очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме» [4, с. 853]. Другие исследователи, напротив, разделяют два эти и жанра и понимают под эссе жанр философской, литературно-критической, исто-рико-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь [5, с. 601]. Основываясь на том, что речевой жанр имеет свою общественную предназначенность, коммуникативную установку, определенные объем текста и композиционное построение, а также стилистическое оформление в соответствии с целями и условиями общения, мы рассматриваем эссе как самостоятельный жанр.
Эффективным методом обучения признано включение в учебный процесс текстов современной эссеистики. Языковеды отмечают, что использование современных публицистических текстов на занятиях способствует созданию дифференцированных учебно-коммуникативных ситуаций, которые отражают состояние современного русского языка и особенности его функционирования в современной России. Вполне актуальными будут эссе таких современных авторов, как Я. Гордин, К. Кобрин, С. Лурье. Конечно, не стоит забывать и о классиках этого жанра, в том числе зарубежных, например Мишель де Монтень, Альбер Камю и Антуан де Сент-Экзюпери. Бесспорно, начинать обучение следует с наблюдения за текстами образцовых эссе Демонстрация особенностей композиции и языка, обусловленных спецификой жанра, его задачами, - первое, что необходимо в процес-
Библиографический список
се знакомства с ним. Говоря о риторических основах обучения эссе, нельзя обойти риторический канон, то есть классическую систему разработки не только выступления, но и литературного произведения. Классический риторический канон, как известно, включает в себя 5 последовательных этапов, но, так как нас интересует развитие навыков письменной речи, мы остановимся на первых трех: инвенции, диспозиции и элокуции.
Первый этап предусматривает сбор и систематизацию материала. От того, насколько ответственно ученики подойдет к подготовительному этапу, во многом, будет зависеть успешность их будущих произведений. Важно научить школьников не только определять тему, но и выбирать способы ее раскрытия, продумывать аргументы и доводы, которые будут приводиться в тексте. Здесь необходимо познакомить обучаемых с разными стратегиями сбора и организации материала, к примеру, «мозговой штурм», «гибкие заметки» Только после этого можно переходить к структурированию текста, то есть второму этапу - диспозиции. Надо отметить, что этот этап, именуемый еще искусством композиции, несмотря на кажущуюся простоту, достаточно трудоемок. От того, насколько верно будет структурирован материал, зависит во многом качество текста в целом. В основе универсальной композиции лежит 3-частное деление речевого целого, которое предусматривает введение, основную часть и заключение. Выделение микротем теста, правильное, логичное раскрытие этих микротем - важные задачи данного этапа. В этом случае эффективно обращение к такому приему, как редактирование. Ученики должны четко осознавать, что целесообразная композиция предполагает гармоничное сочетание этих частей, которые в принципе являются отражением друг друга как система зеркал [6, с. 143]. Следующим этапом обучения становится словесное оформление мысли, где акцент делается на правильность, ясность, изящество и уместность. На этом этапе уместны стилистический эксперимент, редактирование.
В ходе обучения важно обращать внимание старших школьников на специфические и лексические элементы публицистического стиля. Учащиеся должны фиксировать все различия газетной речи, книжной и общеупотребительной. Систематическое сопоставление вариантов языка (нейтрального, разговорного и книжного) позволит сформировать некую стилистическую компетенцию. В ходе обучения не стоит забывать и о модальности текста как отражении субъективности тех или иных авторских характеристик. Овладение жанром напрямую зависит от того, насколько учащийся научился смотреть на проблему под непривычным нешаблонным углом, насколько конкретные и разнообразные примеры он может привести, насколько выразительным и насыщенным различными языковыми средствами предстает созданный им текст. Недаром большинство лингвистов сходится во мнении, что освоение именно эссе формирует персональный «почерк».
Не менее важно развить у учащихся умения включать в свои произведения прецедентные тексты. При обучении особое внимание следует уделять не просто введению прямой цитаты, которая помогает вызвать необходимые ассоциации, но и реинтерпритации суждения, которая усиливает оригинальность личностного восприятия. По мнению ряда языковедов (З.С. Смелко-ва, Л.В. Ассуирова, М.Р Савова, М.А. Цаликова), создание эссе на такой основе является достаточно эффективным приемом учебной работы [6 - 9]
Важно отметить, что при обучении текстам в определенных жанрах, в том числе жанре очерка и эссе, важно использовать риторический канон, регламентирующий отбор материала для текста, его композиционное решение и лингвостилистическую обработку.
1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. Собрание сочинений. Москва: Русские словари, 1996.
2. Эпштейн M. H. Законы свободного жанра (эссеистика и эссеизм в культуре Нового времени). Вопросы литературы. Москва, 1987; 7.
3. Dictionary of world literary terms. Ed. by J. Т. Shipley. L., 1970, р. 106.
4. Крысина Л.П. Толковый словарь иностранных слов. Москва, 2008: 853.
5. Большой энциклопедический словарь. Москва: Внешсигма, 1995: 601.
6. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Москва, 2003.
7. Цаликова М.А. Изучение русского языка в вузах как условие профессиональной подготовки. Актуальные проблемы современного образования в условиях двуязычия. Под редакцией Р.П. Бибиловой. Владикавказ, 2013: 68 - 71.
8. Цаликова М.А., Манрасаева О.М. О лингводидактических основах изучения экспрессивного синтаксиса в старших классах национальной школы. Педагогический процесс: проблемы и перспективы: Межвузовский сборник научных трудов. Владикавказ, 2000: 107 - 109.
9. Цаликова М.А. Проблемы выработки языковой стратегии оценки у студентов-журналистов. Культура русской речи. Армавир, 2003: 145 - 146.
References
1. Bahtin M.M. Problema rechevyh zhanrov. Sobranie sochinenij. Moskva: Russkie slovari, 1996.
2. 'Epshtejn M. H. Zakony svobodnogo zhanra ('esseistika i 'esseizm v kul'ture Novogo vremeni). Voprosy literatury. Moskva, 1987; 7.
3. Dictionary of world literary terms. Ed. bu J. T. Shipley. L., 1970, r. 106.
4. Krysina L.P. Tolkovyj slovar'inostrannyh slov. Moskva, 2008: 853.
5. Bol'shoj 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Vneshsigma, 1995: 601.
6. Smelkova Z.S., Assuirova L.V., Savova M.R., Sal'nikova O.A. Ritoricheskie osnovy zhurnalistiki. Moskva, 2003.
7. Calikova M.A. Izuchenie russkogo yazyka v vuzah kak uslovie professional'noj podgotovki. Aktual'nyeproblemy sovremennogo obrazovaniya vusloviyah dvuyazychiya. Pod redakciej R.P. Bibilovoj. Vladikavkaz, 2013: 68 - 71.
8. Calikova M.A., Manrasaeva O.M. O lingvodidakticheskih osnovah izucheniya 'ekspressivnogo sintaksisa v starshih klassah nacional'noj shkoly. Pedagogicheskijprocess: problemy iperspektivy: Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Vladikavkaz, 2000: 107 - 109.
9. Calikova M.A. Problemy vyrabotki yazykovoj strategii ocenki u studentov-zhurnalistov. Kul'tura russkoj rechi. Armavir, 2003: 145 - 146.
Статья поступила в редакцию 12.12.16
УДК 372.8
Tsalikova M.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Russian Philology Department, North-Ossetian State Pedagogical
Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: tsalma07@mail.ru
THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN SPEECH IN THE STUDY OF JOURNALISTIC GENRES IN NON-RUSSIAN AUDIENCE.
The article deals with the specifics of teaching methods in development of speech in studying the genre differentiated speech; methods and techniques of such work and their expediency are substantiated. The aspects of the work on the development of speech in studying the genres of the publicistic style in the bilingual audience are analyzed. The research examines ways to use materials in the native language of pupils. The author draws conclusions that the training is more effective if the teaching process includes familiarization with linguostylistic characteristics of genres on the basis of a unified system, built on the principles of rhetorical canons, taking into account the concepts of "speech", "admission of verbal communication", "genre" statements and systems of analytical, reproducing, analytic-synthetic and producing types of exercises.
Key words: speech development, communicative and active approach, speech genres, expressiveness of speech.
М.А. Цаликова, канд. пед. наук, доц. каф. русской филологии, Северо-Осетинский государственный педагогический
институт, г. Владикавказ, E-mail: tsalma07@mail.ru
РАЗВИТИЕ РУССКОЙ РЕЧИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ В НЕРУССКОЙ АУДИТОРИИ
В статье рассмотрены методические особенности развития речи обучающихся при изучении жанрово дифференцированной речи, методы и приемы такой работы, обосновывается их целесообразность. Анализируются аспекты работы по развитию речи при изучении жанров публицистического стиля в билингвальной аудитории, возможность привлечения на занятия источников, созданных на родном для обучающихся языке. Автор делает вывод о том, что обучение школьников созданию текстов в жанрово-коммуникативном аспекте будет более эффективным, если процесс обучения будет включать ознакомление учащихся с лингвостилистическими особенностями жанров на основе единой системы, построенной на принципах риторического канона, с учетом понятий «речевая ситуация», «прием речевого общения», «жанр высказывания» и систему упражнений аналитического, репродуктивного, аналитико-синтетического и продуктивного характера.
Ключевые слова: развитие речи, коммуникативно-деятельностный подход, речевые жанры, выразительность речи.
Практика обучения билингвов показывает, что старшеклассники испытывают затруднения при восприятии и продуцировании текста, что может быть обусловлено целым комплексом причин, прежде всего недостаточным вниманием к изучению специфических текстовых категорий, связанных с жанровой дифференциацией речи. У учащихся не сформированы навыки построения текстовых единиц, использования средств межфразовой связи, нет чётко сформированных умений композиционного конструирования, понимания зависимости отбора языковых средств от жанровой и стилевой принадлежности текста, что приводит ученика осетинской школы к коммуникативным неудачам. Сложнейшими из умений, формируемых в рамках коммуникативной компетенции, являются умения воспринимать текст как продукт речевой деятельности и создавать собственный в процессе общения. Однако уровень речевой подготовки учащихся национальной школы в плане владения монологической речью является недостаточным, что делает актуальной проблему развития монологической речи школьников-билингвов, изучающих русский язык как неродной.
Коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку определяет подчиненность любого речевого действия речевой коммуникации. Речевое действие модифицируется в речевое
действие сквозь призму стилистики; однако функциональная стилистика, анализируя подчиненность языковой ткани произведения языковой ситуации, изучает стиль как научную абстракцию, создавая систему стилистически маркированных языковых средств. Это основание недостаточно продуктивная основа для формирования навыков речи, однако понимание функционального стиля как совокупности жанров, устойчивых форм организации общения в определенной сфере методически ценно, позволяя на основе изучения функциональных стилей с учетом жанровой дифференциации высказываний научить билингвов порождать собственные высказывания сообразно с различными ситуациями в процессе коммуникации [1; 2; 3; 4]. Сегодня методика развитие русской речи в нерусской аудитории испытывает необходимость в разработке стилистических и методических основ для формирования умений создавать тексты разных жанров. Однако этот процесс осложнен значительно отсутствием единого определения жанра речевого произведения, и тем, что дифференцирующие жанровые признаки не достаточно четко сформулированы.
Эффективно решить проблему развития навыков создания текста призвано помочь введение в практику школьного обучения минимума сведений о речевых жанрах и построение методики