трибуна
молодого ученого
Е.В. БАЕВА,
aдъюнкт1 кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами (Академия управления МВД России)
E.V.BAEVA,
adjunct2 of the Department of psychology, pedagogy and organization of work with the personnel (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 808
риторическая подготовка сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации
Rhetorical training of employees of internal Affairs bodies in the system of improvement of qualification
Риторическая компетентность и высокий уровень владения аргументацией для современного сотрудника органов внутренних дел -задачи первостепенной важности. В связи с этим встает вопрос о том, как действующему сотруднику повысить этот уровень в условиях ежедневной нагрузки в процессе оперативно-служебной деятельности. Автор данной статьи считает, что необходимо внедрение риторической подготовки в систему повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Это подтверждают и результаты исследования, проведенные автором среди слушателей ВИПК МВД России.
Повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел, риторическая подготовка, риторическая компетенция, эффективное профессиональное общение.
Rhetorical competence and high level of proficiency in the argumentation for the modern employee of the MIA is one of the tasks of primary importance. The question is: how the actions of employees to increase this to a daily load conditions during operational activity. The author of this article considers it necessary to introduce the rhetorical training in system of improvement of professional skill of employees of internal Affairs bodies. This is confirmed by a survey carried out by the author among the listeners of All-Russian Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of Russian Federation.
The professional development of employees of agencies of internal Affairs, rhetorical training, rhetorical competence, effective professional communication.
1 Ранее - преподаватель кафедры психолого-педагогического 2 Earlier - the teacher of chair of a psychology and pedagogical and и медицинского обеспечения деятельности органов внут- medical support ofactivity oflaw-enforcement bodies ofVIPK Ministry
ренних дел ВИПК МВД России. of Internal Affairs of Russia.
«Красноречие у нас стало настолько почетным, что овладеть им стремится чуть ли не каждый, понимая, что только дар речи возвышает человека над животными ... по речам познается истинное благородство и настоящее воспитание»
Исократ (436—338 гг. до н.э.).
Панегирик
Повышение профессионализма сотрудников органов внутренних дел, совершенствование ведомственной системы образования на всех уровнях подготовки специалистов для МВД России являются важными задачами в реформировании правоохранительных органов. Происходящие изменения влияют на процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в образовательных организациях МВД России, предъявляя новые требования к качеству подготовки специалистов. От сотрудников органов внутренних дел сегодня требуются новое профессиональное мышление, высокая мобильность, компетентность, толерантность, ориентация на реализацию процессов социализации и профессионализации личности, гуманизации и демократизации.
Эти требования актуализируют необходимость повышения риторической подготовки как коммуникативно-речевой компетентности сотрудников органов внутренних дел, являющейся неотъемлемой и необходимой частью их профессиональной компетентности.
Мы полагаем, что при достаточно высоком уровне сформированности коммуникативно-речевой компетентности сотрудников органов внутренних дел открываются перспективы их дальнейшего профессионального роста. Сотрудники органов внутренних дел должны быть хорошо подготовлены к налаживанию продуктивного взаимодействия с населением в ходе профессиональной деятельности и установлению необходимых профессионально-деловых отношений на основе сотрудничества, взаимоуважения, поддержки и отстаивания справедливости.
Таким образом, риторическая компетентность и умение аргументировано вести диалог — вот что становится важно для современного сотрудника органов внутренних дел.
Овладение риторическими умениями и навыками для сотрудников органов внутренних дел означает познание общих закономерностей речевого поведения, действующих в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и формирование практических навыков использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.
При этом бытует мнение, что риторические умения и навыки формируются в учебно-воспитательном процессе автоматически, а наиболее высокого уровня они достигают в профессиональной деятельности в результате многолетнего опыта. Однако практика и научные исследования не подтверждают прямую зависимость между стажем работы специалиста и уровнем риторических умений и навыков [3].
В связи с этим важной задачей образовательных организаций МВД России является поиск педагогических технологий риторической подготовки как составляющей профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел. Встает закономерный вопрос — каким образом действующие сотрудники органов внутренних дел могут повысить уровень риторической компетентности в условиях высочайших ежедневных нагрузок в процессе оперативно-служебной деятельности?
Современная система профессиональной подготовки кадров в МВД России представляет собой специальную профессионально-прикладную педагогическую систему, реализуемую как в образовательных организациях, так и непосредственно на местах службы и решающую задачи формирования, повышения и поддержания профессионального мастерства личного состава органов внутренних дел, и охватывает весь период службы сотрудников. Такая система включает в себя следующие элементы: раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в МВД России; специальное первоначальное обучение впервые принятых на службу сотрудников МВД России; подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием; дополнительное профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование; служебную и физическую подготовку непосредственно в органах и подразделениях органов внутренних дел [2].
Для формирования риторической компетентности сотрудников органов внутренних дел служит первоначальное обучение и высшее профессиональное образование, которые содержат цикл дисциплин коммуникативно-речевой направленности. Вместе с тем, приступив к службе, выпускники образовательных учреждений МВД России сталкиваются с трудностями включения в общение, формирования взаимоотношений руководителя и подчиненного в процессе решения задач, стоящих перед МВД России. Руководители в ряде случаев поддерживают идею достаточности коммуникативной функции речи: «Говорю, как умею, вы же меня понимаете», — тем самым ставя под сомнение речевой идеал, речевой этикет, речевую культуру.
Исходя из этого, дополнительное профессиональное образование сотрудников, включающее
о
и
О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
X
^
ш S а н
95
О и
0
1
ы
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
96
в себя повышение квалификации, профессиональную переподготовку и стажировку, которые могут осуществляться с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от выполнения служебных обязанностей, — это как раз тот вид профессиональной подготовки сотрудников, внедрение в который риторической дисциплины могло бы способствовать достижению нашей цели.
Однако в системе повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел на сегодняшний день отсутствует целостная система риторической подготовки, имеющая цель научить сотрудников правоохранительных органов гибкости правового мышления, эффективной ре-чемыслительной деятельности.
В рамках научного исследования нами были опрошены три группы слушателей Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России по трем категориям оперативно-служебной деятельности: руководители региональных Центров психологической диагностики, профессорско-преподавательский состав образовательных организаций МВД России и практические психологи органов внутренних дел (всего 98 человек).
Результаты показали, что абсолютное большинство слушателей (98 %) оценивают роль риторики в своей профессиональной деятельности как «очень важную», «необходимую», «высокую», «основополагающую», «первостепенную» и хотели бы совершенствоваться в этой области. Из этого следует, что опрошенные слушатели осознают в полной мере значимость риторической подготовки. При этом прослеживается следующая закономерность: чем выше должность опрошенного сотрудника, тем большую заинтересованность в риторической подготовке он проявил. Отсюда следует, что с повышением должностного статуса сотрудника органов внутренних дел повышается потребность в языковых ресурсах, а любая речевая подготовка (как правило, в студенческие годы) все больше уходит в прошлое.
Таким образом, считаем необходимым разработать и внедрить в учебный процесс повышения квалификации обучающий курс по риторической подготовке сотрудников органов
Список литературы
1. Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663.
2. Горбаневский М. Притча о ... языцех. М., 1990.
внутренних дел [1]. Этот курс должен опираться на достижения лингвистической науки, психологии восприятия и порождения речи (психолингвистики), психологии общения и других смежных наук. Вместе с тем необходимо учитывать, что риторика для сотрудников органов внутренних дел должна быть самостоятельной дисциплиной, у которой свои задачи: обучение умелой, искусной, эффективной профессиональной речи. Поэтому в центре риторической подготовки должно стоять обучение эффективному профессиональному общению (как внутри службы, так и с представителями внешней среды), при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача. Этим же должно определяться и содержание курса риторики, и методы ее преподавания. Риторика сотрудникам правоохранительных органов должна преподаваться таким образом, чтобы вызвать у них желание систематически самостоятельно работать над феноменом, данным человеку от природы, который называют даром слова и без которого невозможна любая человеческая деятельность [4].
Таким образом, сотруднику органов внутренних дел необходимо изучать культурно-речевые нормы в рамках профессионального общения, развивать умение контроля и оценки собственной речи, стремиться к «формированию внутренних санкций как против эмоционально-обедненной, нелитературной речи, так и против речи вычурной, неоправданно перегруженной искусственными "красивостями"» [2]. Все это должно осуществляться на занятиях по риторике, которые будут способствовать формированию и совершенствованию умений и навыков создания адекватных устных и письменных профессиональных текстов.
Внедрение риторической подготовки в систему повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел — это предоставление возможности сотрудникам правоохранительных органов повысить уровень риторической компетентности в условиях ежедневных нагрузок в процессе оперативно-служебной деятельности.
3. Горобец Л.Н. Формирование риторических знаний и умений студентов-нефилологов: монография. Армавир, 2007.
4. Тумина Л. Преподавание риторики в педагогическом вузе // Высшее образование в России. 2000. № 6.
E-mail: 19katrin81@gmail.com