Научная статья на тему 'Риторический анализ текстов на занятиях по учебной дисциплине "риторика" в образовательных организациях МВД России'

Риторический анализ текстов на занятиях по учебной дисциплине "риторика" в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
550
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИКА / РИТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Михайлова А. Г.

В данной статье рассматривается возможность использования риторического анализа текстов на занятиях по учебной дисциплине «Риторика». В работе представлены методические рекомендации для оптимизации риторического образования, в частности предлагаются некоторые модели риторического анализа текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риторический анализ текстов на занятиях по учебной дисциплине "риторика" в образовательных организациях МВД России»

УДК 808.5

А. Г. МИХАЙЛОВА, старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

A. G. MIKHAYLOVA, senior lecturer of the chair of foreign and the Russian languages of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)

РИТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РИТОРИКА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

RHETORICAL ANALYSIS OF TEXTS IN THE CLASSROOM FOR THE ACADEMIC DISCIPLINE OF «RHETORIC" IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

<N

К <N

a a

u u

Аннотация. В данной статье рассматривается возможность использования риторического анализа текстов на занятиях по учебной дисциплине «Риторика». В работе представлены методические рекомендации для оптимизации риторического образования, в частности предлагаются некоторые модели риторического анализа текстов.

Ключевые слова: риторика, риторический анализ текста, профессиональное общение, публичная речь.

Annotation. This article examines the use of rhetorical analysis of texts in the classroom for the discipline «Rhetoric». The publication presents guidelines for the optimization of rhetorical education, in particular, offers some models of rhetorical analysis of texts.

Keywords: rhetoric, rhetorical analysis of texts, professional communication, public speech.

s a о

0 «

u

¥ a -с a

1

о

о «

u ?

a

£ «

a s

u «5

Учебная дисциплина «Риторика» преподается в образовательных организациях МВД России с целью развития у обучающихся навыков проблемного мышления, использования приемов логического построения речи, выбора доводов, распознания логических ошибок в материалах судебно-следственной, оперативно-служебной и других видов деятельности.

На современном этапе развития высшей школы одной из главных становится задача обновления профессионального образования путем усиления его практической направленности при сохранении фундаментальности [1, с. 74].

Конечный результат обучения -это будущая профессия, которая в итоге станет сферой приложения всех полученных знаний, умений и навыков, проверкой их действенности, поэтому особую роль в становлении личности специалиста играет профессионально-ориентированное образование.

Профессиональная деятельность сотрудника органов внутренних дел подразумевает умение критически мыслить, способность общаться, находить противоречия, проявлять решительность и уверенность в публичном выступлении, готовность отстаивать свою точку зрения, доказывать и убеждать. Сформировать профессиональные ком-

петенции будущему полицейскому поможет риторический анализ текста на практических занятиях по учебной дисциплине «Риторика». Работа над риторическим анализом текста способствует формированию таких компетенций, как способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способность логически верно выстраивать устную и письменную речь; способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.

В. И. Аннушкин справедливо отмечает, что «неверно ограничивать риторику только ораторским искусством (ораторикой), современная риторика изучает все разнообразие текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации. Развитая языковая личность должна ориентироваться и владеть разными видами словесности, понимать их природу и иметь навыки общения в построении текстов» [2, с. 18].

Риторический анализ текста является одним из важных этапов в риторическом образовании. Изучение уже существующих публицистических текстов с точки зрения риторических категорий помогает, с одной стороны, закрепить усвоенные теоретические знания о риторическом каноне, сделать их более прочными и осмысленными, а с другой - перенять опыт мастеров слова, людей, преуспевших в риторической практике. В качестве образцов судебного красноречия целесообразным является использование для риторического анализа речей таких мастеров слова, как А. Ф. Кони, С. А. Андреевского, Ф. Н. Плевако.

При помощи риторического анализа осуществляется закрепление полученных знаний по изучаемой дисциплине, а также их практическая реализация в виде умений и навыков на материале публицистических текстов и при разработке собственной публичной речи.

Организация риторического анализа текста на практических занятиях по учебной дисциплине «Риторика», в первую очередь, основывается на рассмотрении проблемной ситуации. Проблемной ситуацией мы будем называть совокупность обстоятельств, являющихся основанием для вступления членов ограниченного сообщества в речевые отношения, например: выборы главы государства, обсуждение закона в законодательном собрании, столкновение общественных интересов, побуждающее публициста к написанию статьи или книги, сама такая статья или книга, интересующая читателей и стимулирующая публичное обсуждение, судебное заседание и т. д.

Проблемная ситуация включает в

себя:

- содержание проблемы;

- аудиторию;

- ритора.

А. А. Волков в своей работе «Теория риторической аргументации» ^ отмечает, что каждый из этих трех ком- ^ понентов проблемной ситуации в свою ^ очередь обычно оказывается сложным: ^ содержание проблемы развертывается § из предшествующих действий, выска- ^ зываний и принятых решений; аудито- ^ рия имеет свою историю, в которой ^ данная проблема является одной из а многих, уже решенных или ждущих своего решения; высказываются о про- | блеме несколько лиц, представляющих § различные группы в аудитории, а в со- =5 ставе аудитории имеются группы, в ко- | торых проблема обсуждается различ- | ным образом [3, с. 107]. §

Существенной особенностью ри- 1 торической проблемы является ее прин- 2 ципиальная разрешимость силами или | по крайней мере участием аудитории. ^ Задача ритора состоит в том, чтобы ус- ! мотреть существующую проблему, вы- ^ делить и сформулировать ее, оценить ее значение, предложить и обосновать | путь ее решения. Определяя проблему, ^ необходимо установить ее содержание,

к

<ч а а

и и

модальность и статус (статус установления, статус определения, статус оценки). Только после этого возможно успешное ее решение и правильное убедительное обоснование.

При анализе аудитории следует определить ее культурное состояние, численность, однородность и разнородность, конвенциональность.

При риторическом анализе текста особую значимость приобретает рассмотрение образа ритора, его ораторских нравов (честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность), стиля его публичной речи как проявления риторического этоса, который складывается из таких категорий, как полнота, содержательность, достоверность, выразительность (экспрессия), краткость, ясность, уместность, чистота, художественность.

Образ ритора - представление общества о риторе, которое складывается на основе его высказываний, действий и оценок его деятельности. Он связан с культурной нормой, определяющей в первую очередь этическое право на публичную речь, и регулирует основные правила использования форм публичных высказываний - родов, видов и жанров словесности - и способов риторической аргументации, которые признаются приемлемыми для тех или иных видов публичной речи. При ана-

лизе текста следует определить классы риторических аргументов: аргументы к реальности, к авторитету, к факту, к аудитории, к цели, прагматические аргументы, аргументы необходимости. Другим важным аспектом в риторическом анализе должна стать оценка аргументации авторской мысли: как доказывается тезис, какова степень их убедительности, какой используется фактический материал, насколько авторская точка зрения доказана.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение системы образов публицистического текста, т. е. анализ его словесного ряда. Стиль имеет большое значение, им определяется влиятельность риторического произведения.

Безусловно, коммуникативные компетенции, формируемые в образовательном процессе при помощи риторического анализа (адекватное восприятие и порождение убеждающего текста), оказываются чрезвычайно актуальными и востребованными в речевой практике современного полицейского. Риторический анализ не только обеспечивает правильное восприятие и понимание текста, но и подготавливает к созданию собственного высказывания, формирует у обучающихся профессиональные компетенции, способствующие эффективной деятельности в органах внутренних дел.

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1 £

а «

и «5

ЛИТЕРАТУРА

1. Бикмаева Л. У., Михайлова А. Г. Оптимизация профессионально-ориентированного обучения русскому языку иностранных слушателей, обучающихся в юридических вузах // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 3 (69). С. 73-76.

2. Аннушкин В. И. Предмет риторики и культуры речи в составе речеведческих и общегуманитарных дисциплин // Культура речи сегодня: теория и практика: коллективная монография / сост. Л. Н. Дмитриевская. М.: МИОО, 2009. 200 с.

3. Волков А. А. Теория риторической аргументации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009.

398 с.

© Михайлова А. Г.

:: :: ::

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.