УДК 378+374+351/354
Вилкова Алевтина Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника отдела обеспечения проведения протокольных мероприятий директора ФСИН России и организации международного сотрудничества управления делами ФСИН России, [email protected], Москва
к вопросу о педагогических условиях риторического совершенствования сотрудников органов внутренних дел в процессе обучения на курсах повышения квалификации
Аннотация. Сотруднику ОВД в современных условиях необходимо уметь грамотно и убедительно выражать свои мысли, эффективно отстаивать правовую справедливость, выступать публично, поэтому более актуальным становится повышение уровня его риторической подготовленности. В связи с этим основной задачей данной статьи является поиск педагогических условий риторического совершенствования сотрудников ОВД в процессе обучения на курсах повышения квалификации. По результатам осуществленного автором исследования выявляются педагогические условия, способствующие риторическому совершенствованию сотрудников ОВД.
Ключевые слова: риторическая подготовка, система повышения квалификации, андрагогика, педагогические условия, риторическая подготовленность.
Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий, становится все актуальнее, при этом акцентируется языковая сущность образования [4]. В настоящее время государство и общество нуждаются в высоком уровне профессионализма сотрудников органов внутренних дел1, достижение которого является одной из задач реформирования правоохранительных органов и которому способствует совершенствование ведомственной системы образования на всех уровнях подготовки специалистов. Сегодня сотруднику ОВД, чтобы стать успешным профессионалом, недостаточно знать предмет профессиональной деятельности, необходимо также уметь грамотно и убедительно выражать свои мысли, эффективно отстаивать правовую справедливость, выступать публично [3].
Овладение риторическими умениями и навыками для сотрудников органов внутренних дел означает познание общих закономерностей речевого поведения, действующих в различных ситуациях общения,
1 Далее - сотрудники ОВД.
сферах деятельности, и формирование практических навыков использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Риторическая подготовленность является показателем профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел, степени его соответствия современным требованиям. Феномен риторической подготовки сотрудника органов внутренних дел органически связан с профессиональной компетентностью, обусловленной спецификой его деятельности [1].
При этом бытует мнение, что риторические умения и навыки формируются в учебно-воспитательном процессе автоматически, а наиболее высокого уровня они достигают в профессиональной деятельности в результате многолетнего опыта. Однако и практика, и научные исследования не подтверждают прямую зависимость между стажем работы специалиста и уровнем риторических умений и навыков [2].
Мы полагаем, что внедрение риторической подготовки в дополнительное профессиональное образование сотрудников ОВД, включающее в себя повышение квалификации, профессиональную переподготовку и стажировку, которые могут осуществляться с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от выполнения служебных обязанностей, могло бы способствовать риторическому совершенствованию сотрудников ОВД.
В связи с этим поиск педагогических условий риторического совершенствования сотрудников ОВД в процессе обучения на курсах повышения квалификации является основной задачей данной статьи.
Анализ педагогической практики в рамках формирующего эксперимента, осуществленного автором, показал, что существующая система обучения слушателей на курсах повышения квалификации в образовательных организациях МВД России не предусматривает риторическую подготовку и, следовательно, не обеспечивает сотрудников ОВД надлежащим уровнем риторических знаний, умений и навыков. Отсюда первое педагогическое условие риторического совершенствования сотрудников ОВД - внедрение в учебный процесс повышения квалификации разработанного нами спецкурса «Практическая риторика для сотрудников органов внутренних дел».
Задачами спецкурса «Практическая риторика для сотрудников органов внутренних дел» мы определили:
1) обеспечение сотрудников ОВД системой теоретических и практических знаний в области риторической подготовленности;
2) выработку у сотрудников ОВД адекватных представлений о роли и месте риторических знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности;
3) формирование риторической подготовленности сотрудников ОВД как важной составляющей профессиональной компетенции;
4) создание условий для совершенствования риторической подготовленности;
5) разработку педагогических ситуаций, максимально приближенных к реальной служебной деятельности, для практического применения полученных знаний, умений и навыков.
Спецкурс «Практическая риторика для сотрудников органов внутренних дел» был разработан на основе анализа потребностей общества и государства, а также на основе анализа констатирующего среза, осуществленного нами на базе образовательных организаций МВД России.
Определение содержания разработанного нами спецкурса предполагало наличие материала, подлежащего усвоению в ходе учебных занятий. Программа спецкурса рассчитана на 30 часов, из которых 16 часов отведено
лекциям с элементами практического занятия, и 14 часов практическим и другим видам занятий. Формой контроля усвоенных знаний является экзамен или защита рефератов [6].
В процессе обучения в рамках спецкурса мы учитывали, что любой педагогический процесс начинается с проектирования его целей. При подготовке и проведении учебных занятий цель выступала в качестве основного критерия для отбора учебного материала, методов и средств учебно-воспитательного процесса в экспериментальных группах, являлась ориентиром и критерием для определения степени достижения конечных результатов.
При осуществлении разработанной нами программы риторической подготовки сотрудников органов внутренних дел реали-зовывались несколько целей, согласно традиционной классификации (обучающие, воспитательные и развивающие цели), так как обучение, воспитание и развитие тесно связаны между собой и представляют единый педагогический процесс.
В процессе обучения слушатели не только получают знания по риторике, но и развивают свои познавательные и интеллектуальные способности посредством речевой деятельности. В свою очередь достижение высокого уровня владения своей речью, проявляющееся в богатстве словарного запаса, в общей эрудированности, развитии риторических умений и навыков, оказывает большое воспитательное воздействие. Таким образом, повышение уровня риторической подготовленности обучающихся на курсах повышения квалификации возможно реализовать только в совокупности обучающей, воспитательной, развивающей и организационной деятельности слушателей, профессорско-преподавательского состава и руководства образовательной организации МВД России.
Из вышеизложенного следует второе педагогическое условие, которое способствовало бы совершенствованию риторической подготовленности сотрудников ОВД в системе повышения квалификации. Оно заключается в том, что в воспитательном процессе мы учитываем особенности обучения взрослых людей и специфику функционирования учреждения повышения квалификации. Важно учитывать, что чем старше слушатель, тем сложнее ему включиться
в образовательный процесс в силу множества внутренних преград. Кратко рассмотрим наиболее распространенные из них.
Психофизиологические. У некоторых опытных сотрудников ОВД возникает внутренний барьер в отношении своей способности к обучению. Он связан с мнением о снижении способности к восприятию, запоминанию, воспроизведению учебной информации с возрастом. В разные периоды жизнедеятельности на первый план выступают различные функции памяти, типы внимания, изменяется мотивация, но в целом взрослый человек способен к выработке индивидуальных способов оптимальной работы с информацией, если он владеет знаниями о своих особенностях как субъекта обучения и сформированной устойчивой мотивацией к обучению.
Социально-психологические. Многим сотрудникам ОВД бывает некомфортно оказаться в позиции ученика. Особенно это касается слушателей, занимающих высокую должность на служебной лестнице. Они оказываются не готовыми к превращению в «объект» педагогического влияния и назидания.
Социальные. Отсутствие востребованности нового уровня образованности со стороны профессионально-служебной деятельности или его избыточность для должностного статуса зачастую делает для слушателя бессмысленным продолжение своего образования.
Психолого-педагогические. Несформиро-ванность установки на необходимость образования. Поскольку для сотрудника ОВД любого возраста обучение становится одним из способов самореализации в профессии или в жизни в целом, он всегда хочет знать, зачем ему усваивать именно этот материал. Тем самым его психологические установки и мотивация к обучению гораздо более осознанны и отличаются четкостью.
Включаясь в образовательный процесс, сотрудник ОВД стремится занять в нем активную позицию. С одной стороны, он всегда внутренне реагирует на предлагаемое содержание обучения (причем иногда негативно, вплоть до полного отказа от предлагаемой информации). С другой - слушатель обычно не склонен имитировать интерес и включенность в занятие, если таковые отсутствуют. Напротив, он может стремиться выразить свое несогласие или протест преподавателю
и аудитории, а может не проявлять интереса к сообщаемой преподавателем информации.
Обладая определенным опытом и субъектной позицией, сотрудник органов внутренних дел способен сам оценить и выбрать способ и формы обучения, поэтому преподавателю в системе повышения квалификации необходимо ориентироваться на восприятие и самовосприятие слушателя в ситуации его обучения. Опытный сотрудник ОВД довольно осторожно относится к нахождению в позиции обучаемого. Он предпочитает такую организацию образовательного процесса, в которой другими людьми будет востребован его опыт и отношения. Не меньше, чем учебная информация, ему интересны преподаватели и коллеги по учебе в личностном и индивидуальном плане. Поэтому в процессе повышения квалификации мы старались, чтобы обучение осуществлялось в атмосфере партнерства, взаимопомощи и поддержки.
В любом возрасте взрослого человека сопровождает боязнь неуспеха в обучении, поэтому образовательный процесс продуктивнее строить с ориентацией на успех. Вместе с тем следует открывать перед слушателями развивающий потенциал «незнания» и «неумения» [8].
Содержание образования в системе повышения квалификации всегда носит открытый характер, развиваясь за счет привнесения личностного опыта и индивидуальных информационных запросов. Сотруднику ОВД нужно предоставить свободный выбор из широкого спектра литературы, программных продуктов, ориентируя на самостоятельный информационный поиск с использованием современных баз данных, согласно принципу аутентичности, поскольку взрослый человек способен на собственную интерпретацию первичных источников. Важно учитывать, что обучение в системе повышения квалификации осуществляется в ситуации дефицита личного времени, поэтому здесь необходима очень четкая регламентация, учитывающая индивидуальные пожелания и возможности.
Подлинно субъектная позиция в системе повышения квалификации сотрудников ОВД должна подкрепляться наличием умения учиться, которое не возникает само по себе. Основными признаками субъекта являются:
- осознанность информационного запро-
са, выраженная в понимании смысла и целей обращения к тому или иному образовательному содержанию и его источникам;
- добровольное созидательное включение в образовательный процесс;
- способность к (само)рефлексии по поводу содержания, процесса, результатов обучения;
- критичность мышления, позволяющая адекватно оценивать и корректировать ход обучения;
- открытость и децентрированностъ мышления как способность принимать множественность взглядов на мир, окружающую действительность, видеть иные точки зрения;
- самостоятельность в достижении позитивных образовательных результатов;
- умение учиться в системе межсубъектных отношений.
Поэтому для преподавателя основной задачей становится помощь своим подопечным в формировании предпосылок для самоопределения и выбора собственного маршрута в образовательном пространстве.
Любое профессиональное образование может быть рассмотрено по отношению к личности сотрудника ОВД в разных аспектах:
- как подготовка специалиста, соответствующего требованиям федерального государственного стандарта;
- как процесс обогащения личности «дея-тельностными способностями» [5, с. 12-18];
- как «процесс постановки, разворачивания, адаптации и "вживления" профессионального контекста в субъективную реальность с последующим запуском его самостоятельного совершенствования и развития» [7, с. 120].
В последнем случае профессия становится для сотрудника ОВД способом бытия, а не простого функционирования.
Таким образом, в зависимости от исходной установки профессиональное обучение на курсах повышения квалификации осуществляется на разных уровнях проникновения в глубины освоения той или иной специальности. Это может быть:
- приобретение конкретных умений и навыков, позволяющих выполнять локальные операции и действия, решая тем самым отдельные практические задачи;
- освоение методик организации деятельности, технологий осуществления тех или
иных процессов;
- накопление (обновление) теоретических сведений, осуществляемое фрагментарно либо системно;
- формирование профессионально-личностных установок, системы ценностей, связанных с пребыванием в профессии, нахождение смыслов профессиональной деятельности, т. е. выработка собственной философии профессии [9].
В случае сочетания перечисленных уровней один из них все равно остается доминирующим, определяя качество итогового результата.
Таким образом, обучение сотрудников ОВД на курсах повышения квалификации реализовывалось нами с учетом их личностных качеств и индивидуальных особенностей с позиции обучения взрослых.
Значительное повышение уровня риторической подготовленности слушателей экспериментальной группы по сравнению с контрольной при осуществлении формирующего эксперимента позволило определить, что достижение положительных результатов было обусловлено третьим педагогическим условием - интеграцией содержания всех дисциплин, предусмотренных учебным планом повышения квалификации, в направлении усиления риторической направленности. С этой целью нами были определены межпредметные связи риторики и других дисциплин (в нашем случае учебная деятельность происходила на стыке риторики и психологии, риторики и педагогики, риторики и юриспруденции, риторики и культурологии). С целью реализовать образовательный процесс повышения квалификации с актуализацией риторической составляющей по достигнутой договоренности с профессорско-преподавательским составом и руководством кафедры в процессе учебных занятий и итоговой аттестации из цикла «правового регулирования» и психолого-педагогических дисциплин преподаватели обращали внимание не только на фактическую правильность подготовленных выступлений слушателей, но и на выбор лингвориторических средств: орфоэпическую и грамматическую грамотность, на способы привлечения и удержания внимания, убеждения аудитории.
Говоря о четвертом педагогическом условии, снова следует обратиться к андрагоги-ческому подходу. Реализовать взаимосвязь риторической подготовки сотрудника ОВД
в системе повышения квалификации с его практической деятельностью возможно посредством использования служебного и жизненного опыта сотрудника. Наличие опыта у слушателя - это показатель зрелости как в человеческом плане, так и в профессиональном. Так, следует учитывать наличие практических навыков и умений у каждого сотрудника ОВД, потому что они служат базой для его дальнейшего обучения.
На основе анализа научной литературы в области андрагогики мы считаем, что сотруднику ОВД, обучающемуся на курсах повышения квалификации, должна принадлежать ведущая роль в процессе обучения. Он, являясь сформировавшейся личностью, должен стать активным исследователем, а не пассивным получателем информации. Слушатель в системе повышения квалификации ищет возможность срочного применения знаний, умений и навыков, поэтому учебный процесс должен быть организован в виде решения практических задач.
При реализации данного педагогического условия во многом снимались трудности мотивационного характера риторического развития и совершенствования, так как оно приобретало личностный смысл в связи с тем, что через учебную деятельность просматривалась реальная, профессиональная.
Таким образом, мы выявили следующие педагогические условия риторического совершенствования сотрудников ОВД в процессе обучения на курсах повышения квалификации.
1. Внедрение в программу повышения
квалификации спецкурса «Практическая риторика для сотрудников органов внутренних дел». Анализ результатов формирующего эксперимента доказал эффективность применения данного спецкурса по восполнению пробелов в риторических знаниях, приобретению риторических умений и навыков, формированию общей риторической культуры, которая предполагает грамотно, целесообразно и результативно строить взаимоотношения с людьми различных возрастов и социальных и этнических групп в различных профессиональных и жизненно-практических ситуациях.
2. Организация образовательного процесса с учетом особенностей андрагогического подхода и специфики функционирования образовательной организации, осуществляющей повышение квалификации.
3. Интеграция всех циклов изучаемых дисциплин, предусмотренных учебным процессом, с актуализацией в них риторической составляющей.
4. Обеспечение взаимосвязи подготовки сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации и практической работы. В профессиональном опыте следует учесть наличие практических навыков и умений у конкретного сотрудника ОВД, которые могут служить исходной точкой для дальнейшего его обучения, источником обучения его коллег, а также объектом систематизации технологии риторической подготовки в системе повышения квалификации.
Библиографический список
1. Баева Е. В. Риторическая подготовка сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации // Труды Академии управления МВД России. - 2015. - № 2 (34). - С. 94-97.
2. Горобец Л. Н. Формирование риторических знаний и умений студентов-нефилологов: монография. - Армавир, 2007. - 184 с.
3. Носкова Л. Г. Формирование речемыс-лительной культуры как проблема российского образования на современном этапе // Труды Академии управления МВД России. - 2008. -№ 3 (7). - С. 101-106.
4. О национальной доктрине образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Постановление Правительства Российской Фе-
дерации от 4 октября 2000 г № 751. - URL: http: //www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 11.11.2015).
5. Онушкин В. Г., Кулюткин Ю. Н. Непрерывное образование - приоритетное направление науки // Советская педагогика. - 1989. - № 2. - С. 12-18.
6. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ МВД РФ от 31 марта 2015 г. № 385. - URL: http://dokipedia.ru/ document/5216274 (дата обращения 11.11.2015).
7. ЧернышевН. А., ВовкА. И. Социальная экология: актуальность, концепция и программы. -СПб.: Речь, 2000. - 120 с.
_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_
8. Maslow A. H. A theory of metamotivation: the 9. Skinner B. F. The Technology of Teaching. -biological rooting of the value-life // J. humanistic New York: Appleton-Century-Crofts, 1968. - 187 p. Psychology. - 1967. - № 7. - P. 93-127.
Поступила в редакцию 25.12.2015
Vilkova Alevtina Vladimirovna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Deputy head of the Department to ensure the social functions of the Director of the Federal penitentiary service of Russia and the organization of international cooperation management Department of the Federal penitentiary service of Russia, [email protected], Moscow
to the question of pedagogical conditions of rhetorical improvement of employees of internal affairs bodies in the process of study on training courses
Abstract. Is necessary for the law enforcement officers in modern conditions to be able to competently and clearly express their thoughts, to effectively uphold legal justice, to speak in public, therefore increasingly becoming a necessity of raising the level of his rhetorical training. In this regard, the main purpose of this article is to search rhetorical pedagogical conditions of improvement of law enforcement officers in the process of training at courses of improvement of qualification. According to the results of carried out research the author reveals the pedagogical conditions promoting improvement of the rhetorical Department of the interior.
Keywords: rhetorical training, sistem training, andragogy, pedagogical conditions, rhetorical qualification.
References
1. Baeva, E. V., 2015. Ritoricheskaja podgotovka sotrudnikov organov vnutrennih del v sisteme povy-shenija kvalifikacii [Rhetorical training of employees of internal Affairs bodies in the system of professional training]. Trudy Akademii upravlenija MVD Rossii [Proceedings of the Academy of management of Ministry of internal Affairs of the Russian Federation], 2 (34), pp. 94-97 (in Russ.).
2. Gorobets, L. N., 2007. Formirovanie ritorich-eskih znanij i umenij studentov-nefilologov: mono-grafija [The formation of rhetorical knowledge and skills of the students of nefrologu: monograph]. Armavir, 184 p. (in Russ.).
3. Noskova, L. G., 2008. Formirovanie reche-myslitel'noj kul'tury kak problema rossijskogo obrazovanija na sovremennom jetape [Formation of rehabilitating culture as a problem of Russian education at the present stage]. Trudy Akademii uprav-lenija MVD Rossii [Proceedings of the Academy of management of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation], 3 (7), pp.101-106 (in Russ.).
4. O nacional'noj doktrine obrazovanija v Rossi-jskoj Federacii. Postanovlenie Pravitel'stva Rossi-jskoj Federacii ot 4 oktjabrja 2000 g. № 751 [On the national doctrine of education in Russian Federation. The decree of the Government of the Russian Federation of 4 October 2000 №751] [online]. Available
at: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (Accessed 11 Nowember 2015) (in Russ.).
5. Onushkin, V. G., Kolotkin Yu. N., 1989. Ne-preryvnoe obrazovanie - prioritetnoe napravlenie nauki [Continuing education is a priority direction of science]. Sovetskaja pedagogika [Soviet pedagogy], 2, pp. 12-18 (in Russ., abstr. in Eng.).
6. Ob utverzhdenii Porjadka organizacii podgot-ovki kadrov dlja zameshhenija dolzhnostej v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Prikaz MVD RF ot 31 marta 2015 g. № 385 [On approval of Procedure for organization of training of personnel for filling positions in the internal Affairs of the Russian Federation. The Order of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation from March 31, 2015 № 385] [online]. Available at: http://dokipedia.ru/ document/5216274 (Accessed 11 November 2015) (in Russ.).
7. Chernyshev, N. A., Vovk, A. I., 2000. So-cial'naja jekologija: aktual'nost', koncepcija i pro-grammy [Social ecology: relevance, concept and program]. Saint Petersburg: Speech, 120 p. (in Russ.).
8. Maslow, A. H., 1967. A theory of metamotivation: the biological rooting of the value-life. J. humanistic Psychology, 7, pp. 93-127.
9. Skinner, B. F., 1968. The Technology of Teaching. New York: Appleton-Century-Crofts, 187 p.
Submitted 25.12.2015