Баева Е. В. К вопросу об эффективности риторической подготовки сотрудников ОВД...
1 Андронова Т. А., Тарасенко О. А. Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров // Юридическое образование и наука. 2013. № 2. С. 34-35.
2 Гунибский М. Ш. Инновационные и интерактивные методы в процессе правового воспитания // Юридический мир. 2014. № 4. С. 40-44.
3 Кобзарь-Фролова М. Н. Применение интерактивных технологий при преподавании юридических дисциплин магистрам // Финансовое право. 2013. № 7. С. 21-23.
4 Цит. по: Баженова Т. М. Оценка российскими
профессорами-юристами подходов к преподаванию права // Российский юридический журнал. 2014. № 3. С. 199-208.
УДК 37(8)
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РИТОРИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Е. В. Баева
В данной статье говорится о наличии у сотрудников ОВД потребности и осознанного желания заниматься риторической подготовкой. На основе результатов исследования (формирующий эксперимент) на базе Всероссийского института повышения квалификации делается вывод об эффективности риторической подготовки как дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД по программам повышения квалификации.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, риторическая подготовка, повышение квалификации, формирующий эксперимент.
На современном этапе развития России, когда модернизируется система образования на всех ее ступенях, основными задачами являются развитие системы многоступенчатого профессионального образования и сближение науки и образования. Профессионалу необходимо владеть языком своей профессии, свободно им пользоваться, осознавая цель общения согласно речевой ситуации. В связи с этим особое место в системе российского образования должно принадлежать речеведческим дисциплинам.
Речь и мышление неразрывно связаны, речь является средством самовыражения и воздействия на окружающих. По тому, что и как говорит сотрудник органов внутренних дел (далее — ОВД), судят о его профессиональной компетентности. Именно поэтому профессия сотрудника ОВД относится к профессиям «повышенной речевой ответственности» '. В последнее время все больше уделяется внимания профессиональной риторике, так как потребность в высокообразованных людях, имеющих высокий уровень риторической подготовленности, очень велика в современной России 2.
Сегодня сотруднику ОВД, чтобы стать успешным профессионалом, недостаточно знать предмет профес-
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.
8 Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учеб. пособие / сост. Т Г. Мухина. Н. Новгород, 2013. С. 22.
9 Давлетов А. А. Уголовное судопроизводство Российской Федерации. Общая часть : курс лекций. Екатеринбург, 2010. С. 5.
10 Булатов Б. Б., Николюк В. В., Кальницкий В. В. Преподавание уголовного процесса в вузе МВД России : учеб.-метод. пособие. Омск, 2005. С. 14-15.
сиональной деятельности, необходимо уметь грамотно и убедительно выражать свои мысли, эффективно отстаивать правовую справедливость, выступать публично. Этому могла бы научить риторика, изучающая особенности профессиональной речи, правила риторического поведения сотрудника ОВД.
В рамках научного исследования автором данной статьи были опрошены группы слушателей, обучающихся на курсах повышения квалификации на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, Академии управления МВД России, Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России и Хабаровского юридического института МВД России по разным направлениям оперативно-служебной деятельности и должностного статуса (всего 305 человек).
Как показало проведенное исследование 3, основными затруднениями в своей профессиональной речевой деятельности сотрудники ОВД считают публичное выступление, устную речь, ораторское мастерство, общение со СМИ. Недостаточными и поверхностными являются знания в области стилей и жанров речи. Большинство опрошенных нами слушателей (76%) выразили свои пожелания, основываясь на собственных потребностях в занятиях по изучению стилей и норм русского языка, в практике публичного выступления, грамотного построения речи, общения со СМИ, общения с правонарушителями, общения с гражданами, в психологии убеждения, стилистике деловых документов. Ссылаясь на указанное нами исследование, необходимо подчеркнуть, что 96% респондентов полностью согласны с утверждением, что риторическая подготовка способствует повышению уровня профессионализма сотрудника ОВД. Это свидетельствует о наличии у сотрудников различных должностных категорий и статусов потребности и осознанного желания заниматься риторической подготовкой.
Устранение этих недостатков и совершенствование риторической подготовленности сотрудников ОВД, как результат риторической подготовки, могло бы осуществляться в организациях, осущест-
92
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Баева Е. В. К вопросу об эффективности риторической подготовки сотрудников ОВД...
Таблица 1. Результаты диагностики риторических знаний слушателей экспериментальной и контрольной группы № 1
ЭГ1 КГ1
Результаты Кол-во слушателей Доля от общего кол-ва слушателей, % Кол-во слушателей Доля от общего кол-ва слушателей, %
тестирования До экспе- После экс- До экспе- После экс- До экспе- После экс- До экспе- После экс-
римента перимента римента перимента римента перимента римента перимента
Отлично 0 18 0 35,2 0 0 0 0
Хорошо 6 33 12 64,8 7 9 7 20
Удовлетворительно 36 0 70 0 34 30 34 65
Неудовлетворительно 9 0 18 0 5 7 5 15
Всего 51 51 100 100 46 46 100 100
вляющих повышение квалификации МВД России посредством внедрения в учебный процесс в курсе по риторике для сотрудников ОВД 4. В частности, этот курс может интегрировать в себе достижения лингвистической науки, психологии восприятия и порождения речи (психолингвистики), психологии общения, логики, культурологии и других смежных наук. Вместе с тем риторика для сотрудников ОВД, как самостоятельная дисциплина, должна иметь свои задачи: обучение умелой, искусной, эффективной профессиональной речи. Поэтому в центре риторической подготовки сотрудников ОВД может стоять обучение эффективному профессиональному общению (как внутри службы, так и с представителями гражданского общества, государственных и муниципальных органов), посредством которого реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача. Этим же должны определяться содержание курса риторики и методы ее преподавания 5. На этой основе мы разработали экспериментальный курс «Практическая риторика для сотрудников органов внутренних дел», который ставил своей целью совершенствование риторических знаний сотрудников органов внутренних дел, формирование навыков построения логически верного речевого высказывания,
правил и способов его употребления в речевой ситуации, повышение личностной и речевой культуры, что является необходимым условием подготовки высококвалифицированного сотрудника органов внутренних дел.
Учебная деятельность слушателей экспериментальных групп повышения квалификации состояла в усвоении двух взаимосвязанных разделов (блоков). Первый раздел «Профессиональное общение сотрудника органов внутренних дел» дает представление о сути взаимодействия между сотрудниками органов внутренних дел и гражданами, между коллегами по службе, которое называется профессиональным общением; о качествах профессиональной речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т. д.); о речевой ситуации, ее компонентах.
Второй блок «Профессионально значимые речевые жанры сотрудника органов внутренних дел» дает представление о тексте как продукте речевой деятельности, о типологии текстов и профессионально значимых речевых жанрах как разновидностях текста, которые сотрудник органов внутренних дел использует в профессиональной деятельности (доклад, отчет, совещание, деловые переговоры, опрос, разговор по служебному телефону, виды диалогов и т. д.).
Таблица 2. Результаты диагностики риторических знаний слушателей экспериментальной и контрольной группы №2
ЭГ2 КГ2
Результаты Кол-во слушателей, % Доля от общего кол-ва слушателей Кол-во слушателей Доля от общего кол-ва слушателей, %
тестирования До экспе- После экс- До экспе- После экс- До экспе- После экс- До экспе- После экс-
римента перимента римента перимента римента перимента римента перимента
Отлично 2 27 5 69 0 3 0 6
Хорошо 15 8 38 20 10 17 24 41
Удовлетворительно 22 4 57 11 31 21 74 51
Неудовлетворительно 0 0 0 0 1 1 2 2
Всего 39 39 100 100 42 42 100 100
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
93
Баева Е. В. К вопросу об эффективности риторической подготовки сотрудников ОВД...
Для каждой учебной темы был отобран материал, который отличался большим разнообразием, была разработана система упражнений, позволяющих как совершенствовать знания, так и закрепить умения и навыки. Всего в эксперименте участвовало 118 слушателей Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России двух категорий: профессорско-преподавательский состав образовательных организаций МВД России (ЭГ1 и КГ1) и практические психологи ОВД (ЭГ2 и КГ2) (табл. 1, 2).
Эмпирическую базу нашего исследования составили: метод экспертных оценок, педагогическое наблюдение за образовательным процессом, анализ документов и результатов деятельности обучающихся, индивидуальные и фронтальные беседы со слушателями и преподавателями, анкетирование, педагогическое тестирование, разработанное с целью изучения имеющихся у слушателей риторических знаний, умений и навыков.
Анализ динамики, исходных, промежуточных и итоговых результатов формирующего эксперимента по апробации разработанного нами экспериментального курса указал на резкий количественный скачок в риторическом развитии слушателей экспериментальных групп после прохождения обучения (см. табл. 1, 2).
Замеры уровня риторических знаний позволили судить о динамике повышения уровня риторической подготовленности в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами. Анализ данных показывает, что в начале эксперимента в контрольной группе (КГ1) уровень риторической подготовленности слушателей немного выше уровня в экспериментальной группе (ЭГ1), противоположные результаты в ЭГ2 и КГ2. Также мы видим, что положительный сдвиг произошел как в контрольных, так и в экспериментальных группах. Однако динамика сдвига в экспериментальных группах значительно выше контрольных групп и в совокупности двух должностных категорий составляет 22% против 7% .
Из индивидуальных бесед с преподавателями в рамках основного обучения на курсах повышения квалификации стало известно, что у слушателей экспериментальной группы повысилась успеваемость
и по другим дисциплинам согласно учебному плану. Многие из преподавателей указали на более уверенный характер речевого поведения сотрудников органов внутренних дел во время учебных занятий и экзаменационных ответов. Данный факт подтверждает эффективность внедрения экспериментального курса «Практическая риторика для сотрудников органов внутренних дел» в программу повышения квалификации.
Итак, в результате исследования мы выявили наличие у сотрудников ОВД осознанной потребности к риторическому развитию. Реализации данной потребности могло бы способствовать внедрение в учебный процесс повышения квалификации риторической подготовки, так как это уникальная возможность для сотрудников ОВД с разным стажем и уровнем подготовленности к совершенствованию своих риторических знаний, умений и навыков. Результаты формирующего эксперимента позволили установить, что процесс повышения уровня риторической подготовленности сотрудников органов внутренних дел по предложенному разработанному экспериментальному курсу «Практическая риторика в ОВД» ведет себя устойчиво, что подтверждает эффективность и, следовательно, необходимость внедрения риторической подготовки в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации сотрудников ОВД. 1 2 3 4 5
1 Сальникова О. А. Совершенствование коммуникативной компетенции учителя. М., 2011. 88 с.
2 О государственном языке Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ // Рос. газета. 2005. 7 июня.
3 Баева Е. В. Исследование готовности сотрудников органов внутренних дел к риторической подготовке в процессе обучения на курсах повышения квалификации // Актуальные проблемы профессиональной подготовки сотрудников ОВД : сб. мат-лов науч.-практ. конф. Домодедово, 2014. С. 155-162.
4 Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 Баева Е. В. Риторическая подготовка сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2(34). С. 93-97.
94
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)