Л.Г. НОСКОВА,
доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
кандидат педагогических наук, доцент (Академия управления МВД России)
L.G. NOSKOVA,
docent of the chair of psychology, pedagogics and organization of work with personnel,
candidate of pedagogic sciences (Academy of management of the Interior Ministry of Russia)
УДК 351.741
Формирование человеческого капитала как проблема организации эффективного общения руководителя органа внутренних дел
Human capital formation as a problem of the organization of effective communication of the head of the internal affairs
В статье рассматривается понятие и процесс формирования человеческого капитала, проблема личностного и речевого развития руководителей органов внутренних дел на примере образовательной программы Академии управления МВД России.
Человеческий капитал, образовательный капитал, экономика знаний, личностное развитие, непрофильные дисциплины учебного процесса, инновационный предмет, риторика.
In the article the concept and process of formation of human capital, a problem of personality and speech development of heads of law-enforcement bodies on the example of an educational program of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered.
Human capital, educational capital, economy of knowledge, personal development, non-core subjects of the educational process, innovative class, rhetoric.
В середине XX века лауреат Нобелевской премии 1979 г. Теодор Шульц развивал идею образовательного капитала — ответвление концепции человеческого капитала — в области инвестиций в образование. Он доказал, что образование делает людей более производительными. Одна из главных работ Т. Шульца — «Теория человеческого капитала» инициировало в 1980-х гг. XX в. активную деятельность по мотивации инвестиций в профессиональное и техническое образование.
Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом [7, с. 6]. Последователь Т. Шульца — Г. Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал [6]. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось.
Так, под этим стали понимать фактор экономического развития общества и семьи, включающий трудовые ресурсы (знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания, трудовую деятельность).
Образование дает возможность постоянного развития личностных качеств, формируя экономический и интеллектуально-нравственный потенциал отдельного государства и цивилизации в целом [4]. Институт образования является важнейшим каналом, обеспечивающим воспроизводство человеческого капитала.
Сотрудник органов внутренних дел, получивший доступ к высшим уровням образования, обладает наибольшей свободой мышления.
В 2011 г. на совместном заседании отраслевой комиссии по бизнес-образованию и комитета по корпоративной социальной ответственности прошел круглый стол на тему «Образование для топ-менеджеров», где, в частности, от-
91
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)
92
мечалось, что руководитель органа внутренних дел — это управленческое звено системы, топ-менеджер.
Один из важнейших вопросов — налаживание процесса управления знаниями. При реализации образовательных программ нельзя делать акцент только на теорию или практику, необходимо стремиться к синергии.
Образование делает труд более продуктивным. Важно состояние учебного процесса: постоянный мониторинг, гибкость учебных программ, возможность их варьирования, создание набора таких программ. Они должны постоянно обновляться в соответствии с меняющимися реалиями. Но в каждой программе обязательными элементами должны быть: личностное развитие слушателя, повышение восприимчивости к новым научным идеям, увеличение скорости внедрения в профессиональную деятельность нового.
В эпоху глобальных изменений наиболее значимыми выступают изменения самого человека.
Руководители высших учебных заведений системы МВД России должны понимать, что реализация программ, отвечающих только на уже существующие запросы, не приведет к инновационному развитию Министерства. Нужно самим проявлять инициативу, занимая активную позицию в формировании программ обучения.
Образовательное учреждение системы МВД при подготовке кадров обязано уделять большое внимание тому, какими моральными ценностями (а не только профессиональными знаниями) обладают слушатели.
Педагогическое сообщество должно следить за тем, насколько оправдываются ожидания слушателей в процессе обучения: укрепляются ли лидерские компетенции; появляются ли навыки эффективного управления, дополнительные профессиональные знания, умение решать конкретные деловые задачи, уверенность в себе. Рассуждая о подготовке управленческих кадров в Академии управления МВД России, мы постарались найти ответ на вопрос о том, кто должен заниматься подготовкой кадров высшего звена: профессиональные педагоги, сами руководители, деловое сообщество, руководители высшего звена из министерств и ведомств (в форме лекций и мастер-классов). Полагаем, что здесь необходимы все педагогически подготовленные или одаренные личности.
Второе направление, отвечающее за личностный рост будущего руководителя органа внутренних дел, — расширение «непрофильных» дисциплин, входящих в учебный процесс.
Образование, содержанием которого служит культура, является главным социальным процессом, обусловливающим состояние личности, следовательно, и духовную атмосферу общества. В списке дисциплин, изучаемых в Академии
управления МВД России, есть «Прикладная (профессиональная) риторика в деятельности руководителя органа внутренних дел».
В педагогической теории и практике возникло противоречие между социально-педагогическими потребностями общества в целом и МВД в частности, т. е. в специалистах, обладающих высоким уровнем развития речевой коммуникативной компетентности внимания к коммуникативной составляющей с одной стороны, и неполной теоретической и практической разработанностью проблем формирования компонентов речевой коммуникации сотрудников органов внутренних дел, недостаточностью подготовленности выпускника вуза Министерства к эффективной профессиональной коммуникации — с другой.
Полагаем, что без сформированных речевых знаний, умений и навыков не может быть профессионала — специалиста органов внутренних дел. Над формированием высокого уровня речевой культуры у сотрудников органов внутренних дел необходимо работать на протяжении всех лет обучения. После окончания обучения (например, в рамках общественно-государственной подготовки) необходимо продолжение риторического образования.
Современные полицейские должны покидать стены учебного заведения не только грамотными юридически, управленчески и экономически, но и умеющими правильно и красиво излагать свои мысли. Важно донести до обучающихся сотрудников органов внутренних дел, что они — представители в том числе и риторической профессии, и поэтому должны изучать риторику всю жизнь.
К сожалению, пока не существует таких учебников, которые учитывали бы динамическую природу службы в полиции. Поэтому учебные заведения системы МВД должны сформировать и определить аспекты управления, удовлетворяющие потребности организации.
Общественные задачи риторики состоят в воспитании ритора — достойного гражданина, компетентного в публичной речи; в создании норм публичной аргументации, обеспечивающих продуктивное обсуждение значимых для общества проблем; в организации речевых отношений, которые составляют базис общества — управление, образование, хозяйственная деятельность, безопасность, правопорядок; в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности [2, с. 33].
Есть основания утверждать, что риторика является инновационным учебным предметом, который должен стать элементом базового учебного плана любого современного образо-
вательного учреждения, готовящего специалистов для органов внутренних дел. Риторика как учебная дисциплина восполняет очень важную область образования, и ее отсутствие приводит к тому, что многие выпускники образовательных учреждений МВД испытывают сложности в общении, попадая в различные профессиональные и жизненные ситуации.
Таким образом, современную риторику с точки зрения цели обучения можно охарактеризовать как инновационный предмет, который выполняет важный социальный заказ. Одно из требований к полицейскому (ст. 35 Федерального закона РФ «О полиции») — «владение государственным языком Российской Федерации» [1], означает, что современный полицейский свободно владеет языком, на котором ведется служебная деятельность; обладает культурой мышления, речи, общения; использует профессиональные термины в предметной области знаний, умеет корректно выражать и аргументированно обосновывать положения в своей деятельности. Следовательно, требования к общекультурной подготовке сотрудника органов внутренних дел таковы: знание условий и форм речевой коммуникации, владение базовыми речеведческими понятиями, техникой речевой деятельности; профессиональное грамотное и коммуникативное владение русским языком.
Накопление человеческого капитала происходит и в процессе обучения, и в профессиональной деятельности. Умения, знания и навыки, полученные на этапе обучения, повышают эффективность дальнейших инвестиций в человеческий капитал, обеспечивают успешную профессиональную деятельность [3, с. 22—26]. Цель современного образования — развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Главной задачей воспитания в XXI в.
Список литературы
1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7.
2. Волков А.А. Основы риторики М., 1997.
3. Тапонюк П.Н. Формирование человеческого капитала как проблема обеспечения качества образования в условиях модернизации // Педагогика. 2011. № 5.
4. Ладыженская Т.А. Педагогическое речеведе-ние. М., 1998.
признается формирование цельной, гармонически развитой, творческой личности. Цель риторического образования — воспитание обладающей высокой риторической компетенцией личности, владеющей грамотным русским языком, но этически ответственной за речевые поступки, ориентированной на социокультурно значимый дискурс. Именно этическим императивом обусловлена мера «языковой свободы» личности в процессе самовыражения посредством риторического пафоса. Этим обусловлена этосно-пафосная координация в концептуальном поле морали и нравственности, которая необходима для полноценного, в этическом отношении, акта речемыслительного поведения сотрудника органов внутренних дел.
Итак, субъектом социокультурно-образовательного пространства выступает языковая личность — именно в этом качестве должен прежде всего рассматриваться обучающийся сотрудник органов внутренних дел в образовательно-воспитательном процессе. Риторическая компетенция языковой личности служит дидактическим ориентиром процесса формирования ре-чемыслительной культуры полицейского.
Неверно подменять риторику культурой речи, поскольку последняя никогда не станет «надежным средством формирования сильной языковой личности; к этому предназначена риторика» [5, с. 121] . В образовательных учреждениях МВД России необходимо преподавать курс обновленной риторики — теории и практического использования эффективной, целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи [3, с. 203—204] , тогда данная дисциплина объективно выступит технологической основой развития речи обучающихся, т. е. научением свободной речевой деятельности.
5. Липатов А.Т. Риторика в зеркале времени. М., 2002.
6. Becker G, Gary S. Human Capital. N.Y., 1964.
7. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968, vol. 6.
E-mail: [email protected].
93