Научная статья на тему 'От «Языковой личности» преподавателя к «Языковой личности» курсанта вуза МВД России'

От «Языковой личности» преподавателя к «Языковой личности» курсанта вуза МВД России Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
480
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ / ИМИДЖ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКА ОВД

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хрусталева О. Н.

В статье представлен взгляд на проблему формирования личности будущего сотрудника органов внутренних дел в процессе освоения им в ведомственном вузе дисциплин гуманитарного и профессионального цикла сквозь призму концепта «языковая личность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От «Языковой личности» преподавателя к «Языковой личности» курсанта вуза МВД России»

О.Н. Хрусталева

ОТ «ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К «ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ» КУРСАНТА ВУЗА МВД РОССИИ

В статье представлен взгляд на проблему формирования личности будущего сотрудника органов внутренних дел в процессе освоения им в ведомственном вузе дисциплин гуманитарного и профессионального цикла сквозь призму концепта «языковая личность».

Ключевые слова: языковая личность, полицейский, имидж сотрудника органов внутренних дел, речевая культура сотрудника ОВД.

Стремительно меняется все вокруг нас. Меняется и отношение к языку. Еще только в середине ХХ столетия американский психолог Т. Шибутани отмечал, что большинство американцев стараются не нарушать норм лингвистического поведения. Отклонения от этих норм вызывают почти такие же негативные социальные санкции, как и нарушение других обычаев. «Люди теряют уважение к тем, кто не может говорить как следует, и они часто проникаются уважением к другим, кто манипулирует словами с необычайной легкостью. Неправильное произношение слов - это прежде всего общее оскорбление, и, если оно не вызывает более сурового наказания, обидчик часто становится объектом насмешек. Когда хорошо образованный человек употребляет неверные обороты, он вызывает открытое презрение». [1] И вот уже уважительное отношение к языку, слову, заложенное XIX-ХХ веками, превращается в манипулирование - сначала словами, затем человеком, появляется целая наука - нейролингвисти-ческое программирование, входят в обиход понятия «черная риторика» (умение соринку в глазу другого превратить в бревно), «политическая риторика», когда комментарии оппонентов об одном событии отличаются так же, как черное отличается от белого.

В связи с этим, говоря о профессиональной речи, нельзя не отметить очевидного: профессиональная речь требует определенного образования. Общение специалистов, в

том числе общение юристов, это профессиональное общение. И здесь подчеркивается важность различных аспектов профессиональной речи: от лексикона, произношения терминов и специальных фраз до построения логики высказывания.

Готовя будущего сотрудника органов внутренних дел, ведомственные образовательные организации не в силах предусмотреть будущее предназначение выпускника: диапазон его «трудоустройства» крайне широк, а также и непредсказуем: от участкового полицейского, чья служба подчинена каждодневному общению с гражданами, до оперативных работников, круг общения которых - от маргинала до интеллигента.

Не менее важно для сотрудника правоохранительных органов и умение составлять письменные тексты. Письменная речь должна быть грамматически правильно сформулирована. При составлении различных документов (протоколов, отчетов, писем, справок и проч.) необходимо использование уместных, пусть и шаблонных, языковых средств. К сожалению, частое обращение к официально-деловому стилю выражения результатов собственного мышления негативно влияет на способности апеллировать к стилям художественным, публицистическим...

Несмотря на это, профессия полицейского, как и любая другая, в некотором смысле - речевая: сотрудник организует свою деятельность через слово, выражая себя

в профессиональном тексте и в устных контактах с коллегами, гражданами. Если эти контакты организованы неправильно, если человек не знает элементарных правил речевого этикета, не умеет точно и ясно выразить свою мысль, он не может чувствовать себя комфортно в профессии, а его работа не будет выполняться так, как нужно.

Очевидно, низкий уровень речевой (и общей) культуры сотрудников правоохранительных органов в целом не способствует взаимопониманию с населением, оказывает влияние на возникновение недоверия, неприязни граждан к полиции, а также негативно сказывается на формировании имиджа сотрудника органов внутренних дел.

Филологические, социологический, психологические и другие аспекты объединяет в себе концепт «языковая личность» (ЯЛ) - сквозная идея, которая, как показывает опыт её анализа и описания, пронизывает и все аспекты изучения языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучить человека вне его языка». [2]

Определение ЯЛ, данное Ю.Н. Карауло-вым в монографии «Русский язык и языковая личность» еще в 1987 году, используется в многочисленных работах современных ученых (Г.И. Богина, В. Воробьёва, В.Ф. Габ-дулхакова и многих других), которые рассматривают личность только как о языковую личность, личность, воплощенную в языке.

Однако, как замечают все ученые, обратившиеся к ЯЛ, четко разработанные критерии сформированности ЯЛ отсутствуют в какой-либо науке (лингвистике, психологии, педагогике). Решая эту проблему, исследователи зачастую прибегают к описанию конкретной ЯЛ, наблюдению и анализу речевых характеристик этой ЯЛ. В результате у каждого ученого занимающегося проблемой ЯЛ, предстаёт список конкретных черт языковых особенностей того или иного человека.

Продолжая изучение этой проблемы, ученые начинают видеть в ней проявления (или отсутствия) элитарности. Так, Кочеткова Т.В., рассматривая яркую ЯЛ конкретного "носителя элитарной речевой

культуры", отмечает в качестве типологических факторов ЯЛ прежде всего: семью (культурное окружение, читающие родители, привитие навыков чтения уже в раннем возрасте, наличие домашней библиотеки); интеллект ("Элитарность всегда подразумевает высокий интеллект, разумность личности... Умственная деятельность такой личности активна с момента рождения до последнего дня. От природного интеллекта во многом зависит уровень мышления личности"); большую любовь к книгам (научным, художественным, публицистическим); знакомство с лучшими образцами русской поэзии; постоянное, ставшее естественным обращение к словарной и справочной литературе по самым разным поводам, ежедневное чтение газет; свободная ориентация в журнальных публикациях, в новинках по специальности); хорошее знание иностранных языков, что позволяет читать непереводную литературу; хорошее образование и свойственное человеку непрекращающееся самообразование; ЯЛ учителей-преподавателей; профессия и авторитет личности ("Важной сущностной ценностью такой личности следует признать её социальную значимость, понимаемую как способность личности оказывать влияние на ход дел в социальном или профессиональном коллективе и проявляющуюся в акте социального признания. Носителю элитарной речевой культуры присущи такие ценности, как уважение к людям, закону, порядку, делу, профессии, то есть сильно развитое чувство всеобщего уважения и чувство социальной ответственности. Такая личность очень часто ставит знак равенства между выбранной профессией и любимым делом"). [3]

Как считает Кочеткова Т. В., каждый носитель элитарной речевой культуры предстаёт личностью активной, разумной, думающей, цивилизованной, влияющей на национальную культуру, выступающей "творцом культурных ценностей" и воспитывающей окружающих. [3] Тем более важно, чтобы человек, чья профессия - воспитание и обучение будущих сотрудников правоохранительных органов, сам являлся в первую очередь сформировавшейся язы-

ковой личностью, независимо от преподаваемого предмета.

Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния культуры общества.

С позиций реализации конечной цели в подготовке специалистов целесообразно говорить о формировании их коммуникативной компетенции, которая обычно трактуется как синтез знаний и опыта в какой-либо отрасли. При этом важно заметить, что формирование у будущих юристов коммуникативной компетенции охватывает не только знания языковой системы и владения языковым материалом, но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.

Человек как языковая личность постоянно оценивается наблюдающими его людьми, и суждения о нем, имеющие оценочный характер, доступны отнюдь не только лингвистам. И потому с осознания того, что любая речевая ошибка - это оскорбление слушающего, только и может начинаться искусство речи. Можно скрывать недостаток профессиональных знаний, но язык всегда выдаст его носителя речевой ошибкой. Всякая ошибка в речи наносит удар по профессиональной репутации и авторитету говорящего.

Не является тайной плачевное положение дел с базовым уровнем владения языком и речью как в современной школе, так и в современном вузе. Парадоксально, но старшеклассники, абитуриенты и студенты могут достаточно уверенно владеть иностранным языком и быть совершенно безграмотными, когда они используют возможности родного языка, когда, например, им приходится оформлять резюме, анкеты, выступать перед большой аудиторией, писать курсовые работы, общаться с экзаменатором, даже просто рассказывать что-то увлекательное. [4] Еще более любопытна картина с определением уровня владения знаниями по русскому языку у абитуриентов в момент сда-

чи ЕГЭ и этих же студентов через полгода обучения в вузе. Показывая уверенное владение языком, выраженное в достаточно высоких баллах на экзамене по предмету, выполняя элементарные тестовые задания по русскому язык или в процессе написания диктанта, вчерашние абитуриенты допускают нелепые ошибки в словах с простейшими орфограммами.

Что касается программы по дисциплине, касающейся изучения русского языка в ведомственном вузе, то на протяжении последних нескольких лет не только менялось наименование данной дисциплины: Русский языки культура речи, «Деловое общение сотрудников ОВД», «Русский язык в деловой документации», но и сроки изучения данных дисциплин. Кроме того, сейчас данная проблема достаточно живо обсуждается нашими коллегами из других вузов. [5]

Лингвистические компетенции выпускников-специалистов вузов нефилологического профиля формируются в процессе преподавания предметов филологического цикла - русского языка, русского языка и культуры речи, иностранного языка, делового русского языка, русского языка в деловой документации.

В рамках подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел для направления подготовки (специальности) 030501.65 - Юриспруденция (уголовно-правовая), квалификация (степень) выпускника -«специалист» программой было предусмотрено изучение дисциплины по выбору обучаемого «Деловое общение сотрудников ОВД»: рабочая учебная программа дисциплины. Цели дисциплины: ознакомить обучающихся с научными и прикладными знаниями в области этики деловых отношений; раскрыть особенности лингвистической стороны делового общения; совершенствовать навыки понимания и создания юридических текстов на уровне их лексического, синтаксического, стилистического оформления; совершенствовать навыки подготовки и произнесения публичной речи; формировать умения проводить совещания, беседы, осуществлять работу с гражданами с соблюдением норм речевого этикета. Дан-

ная дисциплина относится к завершающим формирование специалиста по специальности «Юриспруденция» (специализация -уголовно-правовая). На ее изучение отведено 40 часов.

«Нельзя познать сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю - к человеку, к конкретной ЯЛ», - руководствуясь этим высказыванием Ю.Н. Караулова, мы предложили курсантам и слушателям обратиться к личностям современников - ярких носителей, по их мнению, элитарной речевой культуры. Творческий подход обучаемых позволил им обратиться к медийным личностям (14), используя опыт реконструкции ЯЛ, курсанты и студенты исследовали ЯЛ юристов, [6] оставивших яркий след в истории юриспруденции (Цицерон, князь Урусов, А.Кони и др.). В числе личностей, являющихся образцами для подражания в отношении речевой культуры для студентов-юристов, были и вузовские преподаватели (13).

Весьма любопытными, на наш взгляд, были именно эти работы, где представлены материалы наблюдения за ЯЛ преподавателей. Для того, чтобы преподавать в средней школе, студент проходит пятилетнее обучение в педагогическом вузе, оттачивая методику преподавания предмета, затем он практикуется под пристальным вниманием кураторов-методистов. После, придя в школу, попадает в зону повышенного внимания заместителей директора школы, старших учителей-наставников, руководителей методобъединений, представляет отчеты и планы-конспекты уроков. Насколько отличается от школьного учителя вузовский преподаватель - вчерашний выпускник или практический работник. Априори принято делегировать ему полномочия нести знания в аудиторию вчерашних школьников - сегодняшних студентов и курсантов. Знает ли он методику проведения занятия лекционного, семинарского, понимает ли их отличия, владеет ли психологическими приемами взаимодействия с аудиторией? Это еще вопрос, насколько готов молодой (по возрасту или стажу) преподаватель работать с достаточ-

но взрослыми курсантами, слушателями, а главное, готов ли преподаватель именно как личность, как языковая личность быть примером, образцом для учащихся. Как правило, до того, как выработается собственный стиль работы с аудиторией, будут освоены методические приемы подачи материала по своему предмету, преподаватели берут за образец «успешного», по их мнению, своего преподавателя.

В качестве стратегической задачи общего образования Концепцией модернизации российского образования выдвигается задача развития человеческого капитала - подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране.

Успешность решения этой социально значимой задачи, результативность намеченных преобразований во многом зависит от уровня профессионально-нравственного саморазвития преподавателя как процесса и результата целенаправленной и осознанной работы педагога над собой с целью повышения уровня профессионального и нравственного самосознания и поведения, формирования духовных потребностей, личных качеств и культуры. Именно профессорско-преподавательский состав образовательной организации своей профессиональной деятельностью и поведением актуализирует тенденцию учащихся к личностному росту, способствует их нравственному становлению и на этой основе обретению ими личностных смыслов и духовно-нравственных ценностей.

Однако, как свидетельствуют наши исследования, уровень профессионально-нравственного саморазвития у значительной части преподавателей не соответствует высоким современным требованиям общества и высшей школы, еще достаточно слаба направленность на саморазвитие, а в вузе работа по активизации профессионально-нравственного саморазвития преподавателя не носит системный и целенаправленный характер, часто проводится формально. Ряд исследователей (С.Г. Вер-шловский, О.С. Газман, Н.К. Сергеев и др.)

обнаруживают характерный для педагогов конформизм, стремление соответствовать лишь требованиям руководства, боязнь ответственности, отсутствие самостоятельности в выборе направлений и средств учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим особую актуальность приобретают задачи обоснования, раскрытия и реализации возможностей педагогического обеспечения профессионально-нравственного саморазвития вузовского преподавателя в условиях образовательной организации как социально значимого направления педагогической теории и практики.

Материалом для наблюдения выполняющих задание по описанию ЯЛ преподавателя послужили устная речь (лекции и семинарские занятия, непосредственное общение студентов с преподавателем, его общение в научных кругах, с коллегами, бытовое общение) и письменная речь (опубликованные лекции, статьи и выступления на конференциях, замечания по поводу курсовых, квалификационных работ студентов и курсантов, рецензии и др.). Кроме того, некоторые преподаватели активно используют для общения с обучающимися интернет-ресурсы, отсылая их за дополнительными материалами к своим сайтам.

В результате исследования студенты и курсанты отметили следующие типологические черты ЯЛ преподавателя юридического вуза, которые, по их мнению, являются наиболее привлекательными и уважаемыми.

Прежде всего, отмечаются «грамотная, правильно поставленная литературная речь», выразительность речи, уместные паузы и логические ударения. Тембр спокойный, мягкий, музыкальный, «никогда не повышает голос», «голос не раздражает, но и не убаюкивает», «в речи нет назойливых слов-паразитов». Отмечены и антипримеры, когда преподавательница каждую новую мысль начинает со слова «итак», а другой преподаватель то ли утверждает, то ли спрашивает после каждой новой «порции» информации - «это понятно». В результате учащиеся, вместо того чтобы усваивать материал, считают количество повторе-

ний слов-паразитов, что, по их замечанию, очень отвлекает.

Особо выделена такая черта преподавателя, как предельная вежливость (преподаватель не дает прозвищ, не навешивает «ярлыки», что, однако, не мешает эмоционально оценивать поступки студентов: «Прекрасно», «умничка», «большой (ая) молодец», «вопиющая безграмотность», «карау-ул»), обращение к учащимся «на Вы», к аудитории со словом «друзья», «коллеги».

Знание нескольких языков (от трех до семи), среди которых, помимо русского и татарского, греческий, латинский, польский, болгарский, сербский, чешский, словацкий, английский, французский, немецкий, чувашский, испанский и др. Чтение непереводной литературы на языке оригинала.

Начитанность, эрудиция, интеллект. Наличие домашней библиотеки, постоянное чтение как классической, русской и зарубежной литературы, так и современной. Чтение специальной научной литературы, отслеживание новинок в периодике (особо отмечено чтение газет, в том числе политических). Отслеживание мировых новостей, тенденций. Отмечен преподаватель, который, принеся в аудиторию книгу, с «придыханием и пиететом» рассказывает о книжной новинке.

Непрекращающееся самообразование (например, настольной книгой одного преподавателя служат «История государства Российского» Н.Карамзина и «История» В. Соловьева; постоянное, ставшее естественным обращение к словарной и справочной литературе; свободное использование компьютера, уверенное внедрение в учебный процесс новых технологий.

Пытаясь анализировать и методическую сторону занятий, студенты отмечали и проблемные ситуации, создаваемые лектором на занятиях (почему это так происходит? как это связать?). Особо выделяется опрошенными такое качество, как умение остроумно шутить, разряжая обстановку или создавая доверительную психологическую атмосферу. К сожалению, имеются, пусть и редкие, негативные примеры, например, когда преподаватель, невзирая на присут-

ствие в аудитории слушателей-женщин, рассказывает сальный анекдот.

Если говорить о профессии и авторитете личности преподавателей - ЯЛ, следует привести слова Ю.Н. Караулова, который заметил: «Такая личность (ЯЛ) очень часто ставит знак равенства между выбранной профессией и любимым делом». Единодушны курсанты и студенты и в высокой оценке и признании авторитета преподавателей - ЯЛ. Как отметила одна из студенток: «Не только язык в полной мере служит людям, но и есть люди, которые служат ему». Хочется продолжить - независимо от выбранной профессии.

Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз отметить, что примеры ярких ЯЛ преподавателей оказывают безусловно действенное воспитательное влияние на формирование ЯЛ учащихся, независимо от выбранной имим специальности. Именно в сфере юстиции с античных времен речь формировалась и развивалась как искусство. Не может не радовать единодушное мнение будущих сотрудников ОВД, участвовавших в исследовании, что правильно и свободно выражать свои мысли очень важно, этому непременно нужно учиться, соблюдая при этом и нравственность речи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шибутани Т. Социальная психология / пер. с англ. М., 1969. С.129.

2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность: монография / Ю.Н. Караулов; отв. ред Д.Н. Шмелев. М.: Наука, 1987. С.3.

3. Кочеткова Т.В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры и факторы, влияющие на её становление/ Т.В. Кочеткова //Античный мир и мы: материалы и тезисы конференции, 1997. Саратов, 1998. Вып. 4. С.45-57.

4. Макавчик В.О. Языковая подготовка: коммуникативный подход / В.О. Макавчик, В.В. Максимов // Сибирь. Философия. Образование: научно-публицистический альманах. Новокузнецк: Институт повышения квалификации, 2003. Вып. 6. С.47-59.

5. Бойченко В.В. Об изменениях в содержании федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки речевой культуры специалистов ОВД / В.В. Бойченко, А.А. Тимофеева // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 2. С.105-109.

6. Хрусталева О.Н. Опыт реконструкции языковой личности носителя элитарной речевой культуры (российский адвокат князь А.И. Урусов)/ О.Н. Хрусталева // Научные труды КЮИ МВД России. Выпуск 4. Казань: КЮИ МВД России, 2004. С.498-504.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.