О стратегических направлениях развития культуры
в МВД России
О. М. БОЕВА,
доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, кандидат педагогических наук (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
About the Strategic Directions of the Cultural Development in the Interior Ministry of Russia
O. M. BOYEVA,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor at the Department of Psychology, Pedagogics and Organization of Work with Personnel Staff (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 37.032
В статье предпринята попытка обозначить проблематику и отдельные направления развития культуры в МВД России, показать потенциал культуры в развитии профессионально значимых качеств личности сотрудников органов внутренних дел, раскрытии их творческих возможностей, направленных на самосовершенствование.
Культура, государственная культурная политика, социально-культурная деятельность, аксиологический подход, речевая агрессия и пути ее преодоления, культурные центры.
In the article is madean attempt to designate problematics and the separate directions of the cultural development in the Interior Ministry Russia, to show culture potential in development of professionally significant qualities of a personality of the internal affairs bodies' personnel staff and disclosure of their creative opportunities directed to self-improvement.
Culture, public cultural policy, social cultural activity, ax-iological approach, speech aggression and the ways of its overcoming, cultural centers.
Распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р утверждена Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г., где обозначена проблематика и намечены приоритетные направления развития культуры в Российской Федерации [1].
Все чаще в обществе проявляется озабоченность ярко выраженным снижением уровня культуры, девальвацией общепризнанных ценностей, разрывом социальных связей, ростом индивидуализма и пренебрежения к правам других. Мы наблюдаем агрессию и нетерпимость, искажение отечественной исто-
рии и русского языка. Эти факторы отнесены к угрозам национальной безопасности в области культуры.
Существует понимание того, что именно культура поддерживает и укрепляет гражданскую идентичность и обеспечивает единство российской нации.
«Культура наполняет социальную жизнь смыслом и ценностным содержанием, способствует совершенствованию социальных структур, влияет на все сферы государственной политики» [3].
Приходится констатировать, что все усилия массовой культуры: печатных средств, систем
теле- и радиовещания, информационно-телекоммуникационной сети Интернет зачастую направлены на воспитание потребителя, а не на активного участника общественных процессов.
Необходимо ценностно ориентированное воспитание, основанное на лучших российских традициях. Вовлечение общественных институтов в реализацию культурной политики. Пропаганда семейных ценностей и их передача от поколения к поколению. Использование потенциала культуры для гармонизации общественных отношений.
Среди целей государственной культурной политики можно выделить:
— воспитание и развитие гармонично-развитой личности;
— укрепление гражданской идентичности и единства российского государства;
— создание условий для воспитания, обучения и развития граждан;
— сохранение национального исторического и культурного наследия и использование его возможностей для воспитания и образования;
— трансляция традиционных российских ценностей, традиций и обычаев;
— стремление к реализации возможности раскрытия человеком его творческого потенциала;
— гарантированный доступ к знаниям, информации и культурным ценностям для всех граждан.
С учетом целей, задач и основных направлений Основ государственной культурной политики, а также выявленных проблем можно определить приоритетные стратегические направления развития культуры в МВД России.
Первое. Воспитание профессионально-значимых качеств сотрудников органов внутренних дел на основе аксиологического (ценностного) подхода.
Взяв за основу общероссийские базисные ценности, принятые Всемирным Русским Народным Собором [6], опираясь на классификацию ценностей, предложенную С. И. Масло-вым [4], учитывая сферу правоохранительной деятельности [5], можно определить и охарактеризовать ценности, которые станут основой формирования и развития профессионально-значимых качеств личности сотрудников органов внутренних дел:
— добро как стремление к бескорыстной помощи, общественной пользе и общественному благу;
— сострадание как сочувствие и помощь тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию и не имеет возможности и сил выйти из нее;
— милосердие — готовность простить из человеколюбия;
— мир как согласие, отсутствие вражды и нетерпимости, толерантность, мир в душе, согласие с самим собой;
— верность — неизменность в чувствах, словах, поступках, в отношении к выполнению служебного долга;
— свобода — «способность человека самостоятельно определять свои поступки, действовать по своему усмотрению, на основании собственного решения» [13]; личная свобода, ограниченная нравственной ответственностью;
— справедливость — «понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния» [4];
— ответственность — «способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или в коллективе нормам, в результате чего возникает чувство сопричастности общему делу, а при несоответствии — чувство невыполненного долга» [10];
— нравственность — мерило принятия человеком моральных норм и ценностей; верность нравственным нормам как залог благополучия человека и общества;
— трудолюбие — деятельное стремление к благу общества и ближнего. Неприятие коррупции, коммерциализации человеческих отношений, паразитического и эгоистического образа жизни;
— профессиональный долг — «это совокупность обязанностей человека перед людьми, обществом, самим собой, принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из нравственных ценностей и строить свое бытие в соответствии с ними» [4];
— профессиональная честь — «система предписаний и запретов, относящихся к личным чертам характера — добродетелям и к установкам, способам деятельности и принятия решения — принципам» [15];
— достоинство — отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны коллектива, общества, это один из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью; признание уникальной ценности каждого человека;
— патриотизм — наиболее значимая, непреходящая ценность, являющаяся духовным достоянием личности, характеризующая уровень ее развития и проявляющаяся в активной деятельности на благо Отечества;
— культура и традиции — уважение к наследию прошлого и настоящего, наследование от
предыдущих поколений формы поведения; эффективный стимул освоения ценностей.
Применительно к системе органов внутренних дел в нравственном воспитании важнейшими ориентирами становятся идеалы и ценности, связанные с профессиональной деятельностью. С учетом этого ставятся задачи развития соответствующих морально-нравственных качеств личности сотрудника системы МВД России [14].
Если взять за основу соотношение общественного и личного в сознании и поведении людей, то качества личности, которые необходимо сформировать и развить у сотрудников органов внутренних дел можно классифицировать по трем основным группам.
1. Качества личности, характеризующие отношение к Родине, обществу, к системе органов внутренних дел (патриотизм, гуманизм, доброжелательность, толерантность, преданность, компетентность, честность, принципиальность, мужественность, бескорыстность, самоотверженность, твердость).
2. Качества, характеризующие отношение к другим людям и к самому себе (доброжелательность, человечность, внимательность, вежливость, тактичность, требовательность, чуткость, искренность, великодушие, коллективизм, скромность, отзывчивость, ответственность, самокритичность, самообладание).
3. Качества, характеризующие отношение к труду, к своей профессии (трудолюбие, инициативность, активность, целеустремленность, настойчивость, дисциплинированность, исполнительность, стремление повышать профессиональные знания, навыки, мастерство, бережливость) [11].
Второе. Борьба за чистоту русского языка, борьба с речевой агрессией [8, 9, 12].
Многие из нас невольно замечают, что современные средства коммуникации, такие как мобильный телефон с его возможностью смс-общения, приводят к утрате знаний и навыков общения на русском языке. Язык сленгов и сокращений, вошедший в моду, вызывает привычку и влечет безграмотность и отсутствие культуры речи.
Речевая агрессия как форма поведения, становится нормой в общении. Многие из нас испытывали невыдержанное поведение начальника или коллеги, направленное на принижение социального статуса и выражающее неуважение и озлобление. «Такая среда общения «заряжается» агрессивностью, становится неустойчивой и трудной для взаимного понимания» [8, 9]. Речевая агрессия проявляется как цепная реакция —
от начальника — подчиненным — далее гражданам, от них — детям и близким.
Чтобы преодолеть речевую агрессию в общении следует придерживать следующих правил:
— самонаблюдение и самоконтроль над своим речевым поведением;
— нейтрализация речевой агрессии, умение ее игнорировать, даже молчанием;
— переключение внимания с помощью перевода разговора на другую тему;
— использование метода проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций и метода тактического сомнения;
— положительные высказывания, препятствующие речевой агрессии;
— открытое словесное порицание;
— использование шутки и юмора в тему спора;
— убеждение;
— знание и применение правил речевого этикета.
Третье. Использование возможностей учреждений культуры в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии сотрудников органов внутренних дел.
В основе этой работы — усвоение традиционных российских ценностей через историю, положительный опыт, знакомство с современными достижениями. Сохранение, приумножение и передача традиций в органах внутренних дел имеет огромное воспитательное воздействие. Традиции помогают познать профессию, проникнуться гордостью к службе Родине и принять ответственность за ее судьбу, уважением к исторической памяти.
Хранителями традиций являются Культур -ные центры, которые обеспечивают профессионально-нравственное и культурно-эстетическое воспитание и развитие сотрудников, ветеранов службы, в также членов их семей, путем приобщения к историческим и культурным ценностям, способствуют реализации творческого потенциала каждой личности.
К сфере деятельности Культурных центров относятся:
— подготовка и осуществление просветительских, художественных, культурно-эстетических и научно-образовательных программ, направленных на совершенствование общей и профессиональной культуры правоохранителей;
— осуществление социально-культурных программ в рамках познавательного семейного досуга;
— создание и организация работы студий, творческих групп, кружков, секций, курсов;
— подготовка сценариев и проведение культурно-массовых мероприятий, профессиональных праздников, конференций, выставок и т.п.;
— музейное и библиотечное обеспечение, а также осуществление иной деятельности, для сохранения, создания и распространения культурных ценностей.
Культурные центры осуществляют взаимодействие с различными творческими, научными, учебными, образовательными и общественными организациями, учреждениями, коллективами, а также гражданами в целях совершенствования, отбора и внедрения современных методов работы. Культурные центры системы МВД России в своем подчинении имеют музеи истории, которые также играют значительную роль в формировании и развитии нравственных ценностей сотрудников.
С 1970 г. в системе МВД России функционирует Центральный музей, который с 4 ноября 1981 г. расположен в историческом здании бывшей Сущевской части полиции (ул. Селезневская, д.11). Музей является культурно-просветительным учреждением, научно-методическим центром музеев в системе МВД России, в его фондах собрано 73 тыс. экспонатов, размещенных в двадцати залах. Редкие экспонаты знакомят с историей органов внутренних дел, начиная с XVII в. по настоящее время. Музей ведет активную работу по сбору материалов, созданию тематических выставок, проводит большую патриотическую и просветительскую работу не только среди сотрудников, но и москвичей и гостей столицы [2].
Культурные центры при реализации своих задач опираются на помощь созданных в МВД России студий. Студия художников имени В. В. Верещагина МВД России «носит имя великого русского художника — баталиста Василия Верещагина, что предопределяет основное направление ее деятельности, тематику создаваемых произведений» [7]. Исходя из правила, что на героических примерах прошлого должны воспитываться поколения
Список литературы:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р. // ИПП Гарант.
2. Беспалова В. Центр культурно-просветительной работы // Милиция. 2006. № 10.
3. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учебник. М., 2012.
будущего, художники-верещагинцы изучают исторические материалы, сотрудничают с Центральным музеем МВД России и другими музеями. На основе документальных данных создают исторически достоверные художественные произведения, освещающие страницы давно минувшего прошлого.
Роль литературы в воспитании трудно переоценить. Поэтому в системе МВД России налажено взаимодействие писателей с людьми в погонах. Это сотрудничество приносит свои плоды как в издании книг, журналов, газет, имеющих правоохранительную тематику, реальном отображении повседневной службы стражей правопорядка, так и воспитании граждан на положительных образах и примерах.
Созданная в 1999 г. Студия писателей МВД России за время своего существования выпустила более 140 книг. Они о людях, связавших свою судьбу со службой в органах внутренних дел, о передовом опыте, о путях повышения эффективности работы системы. В этих книгах в центре внимания — положительный герой, такой образ, к которому нужно стремиться.
Культурными центрами проводится большая работа по повышению общей культуры сотрудников органов внутренних дел. Всероссийские благотворительные акции МВД России «Милосердие белых ночей», фестиваль музыкального творчества МВД России «Щит и лира», фотоконкурс МВД России «Открытый взгляд», литературные конкурсы МВД России «Доброе слово», «Щит и перо», Лига КВН силовых структур являются действенным средством патриотического, нравственного и культурно-эстетического воспитания, пропаганды героики профессии сотрудника органов внутренних дел.
Независимо от характера и сферы проявления культура призвана решать важнейшие социальные цели и задачи. В их числе изучение, удовлетворение и возвышение духовных потребностей и интересов личности, формирование ее общественно значимых качеств, развития творческих способностей человека [3].
4. Маслов С. И. Аксиологический подход в педагогических исследованиях и профессиональном образовании: сб. матер. научн.-практ. конф. Калуга, 2013.
5. Мартилова Н. Л. К проблеме определения профессионально значимых индивидуально-психологических качеств полицейско-
го // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39).
6. Материалы Русского Народного Собора «Базисные ценности — основа единства народов». М., 2012.
7. Михайлова Л. Великое дело делаете вы для России // Милиция. 2006. № 1.
8. Носкова Л. Г. Речевая агрессия в милицейской среде и пути ее преодоления // Вестник МВД России. 2008. № 1.
9. Носкова Л. Г. Педагогический анализ эффективности преподавания профессионально ориентированной риторики // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 2 (26).
10. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. — Мн.: Соврем. Слово, 2005.
11. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [В. Я. Кикоть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. М., 2012.
12. Сердюк Н. В. Герменевтическая культура руководителя территориального органа МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 4 (28).
13. Словарь по этике / под ред. О. Б. Дробниц-кого и И. С. Кона. М. 1970.
14. Степанов О. А. Пути и цели формирования профессионального правового сознания и профессиональной правовой культуры руководителей органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 2 (26).
15. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник. М., 2004.