УДК 378.635.174.1.034
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EFFECTIVE FORMATION OF UNIVERSAL CULTURAL VALUES AT STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA
О. А. Тимофеева1, О. Г. Максимова2
O. A. Timofeevai, O. G. Maksimova2
'ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал) ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования общечеловеческих культурных ценностей у курсантов вузов МВД России. Рассматриваются педагогические условия, создание которых в условиях современной высшей школы позволит совершенствовать деятельность по воспитанию общей культуры будущего сотрудника органов внутренних дел, в том числе и по формированию у него общечеловеческих ценностей.
Abstract. The article is devoted to the problem of formation of universal cultural values at students of higher educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia. It discusses the pedagogical conditions which could provide the improvement in teaching general culture and human values for the future employee of the Interior.
Ключевые слова: педагогические условия, культурные ценности, профессиональная подготовка.
Keywords: pedagogical conditions, cultural values, vocational training.
Актуальность исследуемой проблемы. Происходящие в стране социально-экономические преобразования, их масштабность и темп требуют коренных изменений и в сфере образования, являющегося важным фактором дальнейшего развития общества, а также социального и культурного развития людей, активно взаимодействующих с окружающим объективным миром. Новое поколение российских граждан живет и развивается в условиях расслоения общества, переориентации ценностей, разграничения целей конкретных индивидов и общества в целом. На систему образования в этих условиях возложена большая ответственность в плане подготовки молодежи к жизни и труду в современном обществе, одним из важных направлений которой является формирование у мо-
лодых людей общечеловеческих ценностей. Опыт многих поколений доказывает, что нельзя проявлять поспешность в отказе от традиционных ценностей. Они не могут быть созданы быстро и спонтанно, по чьему-либо велению. Система ценностей формируется всем человечеством столетиями и является важной характеристикой того или иного этапа развития общества [1]. Особенно это становится важным при осуществлении интеграции России в мировую систему.
Все вышеизложенное позволяет констатировать, что рассмотрение проблемы формирования у будущих специалистов (в нашем случае - у курсантов вузов МВД России) общечеловеческих культурных ценностей и определение путей совершенствования этой работы в условиях современного вуза является весьма актуальным.
Материал и методика исследований. В процессе исследования данной проблемы был использован комплекс методов: анализ результатов исследований ученых-педагогов и опыта вузов России по формированию у студентов общечеловеческих ценностей, анкетирование и беседы, педагогическое наблюдение, экспертная оценка, создание воспитывающих ситуаций, методы математической обработки результатов эксперимента и др.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе ФГКОУ ВПО «Московский университет МВД РФ».
Результаты исследований и их обсуждение. Изучение результатов исследований отечественных ученых по данной проблеме и опыта высшей школы показало, что формирование у будущих сотрудников органов внутренних дел (ОВД) общечеловеческих культурных ценностей представляет собой длительный и динамичный процесс. Его результативность зависит от многих факторов, в том числе и от наличия в вузе соответствующих условий.
Проведенное нами теоретическое исследование позволило сделать следующий вывод: для эффективного формирования у курсантов вузов МВД России общечеловеческих культурных ценностей необходимо создать целый комплекс педагогических условий.
Во-первых, необходимо проводить целенаправленную работу по воспитанию у будущих сотрудников органов ОВД положительной мотивации к формированию у них общечеловеческих культурных ценностей. Стимулирование курсантов к культурному и профессиональному самосовершенствованию следует рассматривать как одно из основных направлений оптимизации содержания профессиональной подготовки, организации образовательного процесса и использования современных дидактических и воспитательных технологий [3], [4], [5].
Качество этой работы зависит не только от активности руководителей вуза и преподавателей. Оно, главным образом, определяется совместной активностью преподавателей и курсантов по отношению к условиям, в которых протекает учебно-воспитательный процесс. Построение эффективной системы формирования у курсантов общечеловеческих ценностей в ходе обучения и воспитания является продуктом творческого сотрудничества педагогов и курсантов в процессе профессиональной подготовки, наличия соответствующей культурно-профессиональной среды в вузе, имеющейся учебно-материальной базы, оптимального использования культурного наследия на учебных занятиях и в воспитательной работе с курсантами и т. д.
Результативность этого процесса в конечном итоге зависит, как показало наше экспериментальное исследование, и от уровня воспитанной у курсантов положительной мотивации к формированию у них общечеловеческих культурных ценностей.
Во-вторых, в формировании общечеловеческих культурных ценностей у курсантов особая роль отводится личности преподавателя вуза. На наш взгляд, педагогическая деятельность, имеющая своей целью формирование общечеловеческих культурных ценностей у будущих сотрудников ОВД, определяет основные критерии оценки готовности профессорско-преподавательского состава вуза системы МВД РФ к проведению этой работы. К их числу относятся: высокий уровень профессиональной подготовки; богатый жизненный опыт; призвание к реализации своих способностей в ходе педагогической деятельности; высокий уровень развития качеств, лежащих в основе общей культуры и необходимых для формирования у курсантов общечеловеческих культурных ценностей; использование творческого начала в стремлении к педагогическому мастерству; оптимальное сочетание учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы в процессе профессиональной деятельности и др.
Вышеперечисленные требования к личности преподавателя необходимо рассматривать как одно из возможных педагогических условий эффективности процесса формирования общечеловеческих культурных ценностей у курсантов вузов МВД РФ. Сегодня не вызывает сомнений, что приведенные выше квалификационные характеристики являются важными показателями профессиональной компетентности преподавателя вуза. Его деятельность, в соответствии с множеством выполняемых им функций и ролей, многогранна и многоаспектна. Согласно требованиям ФГОС ВПО преподаватель должен обеспечить формирование у курсанта широкого круга компетенций, что предполагает не только вооружение его научными знаниями, но и развитие личности будущего сотрудника ОВД, в том числе и формирование у него общечеловеческих культурных ценностей.
В связи с этим одной из важнейших задач вуза становится подготовка преподавателей к формированию общечеловеческих культурных ценностей у курсантов. Речь идет о проведении специализированных семинаров и курсов повышения квалификации, дискуссий, круглых столов и т. п., участие в которых создает благоприятные условия для подготовки педагогов к организации процесса развития личности курсантов.
В-третьих, в работе по формированию у курсантов общечеловеческих ценностей очень важно использовать специально создаваемые педагогические ситуации, которые будут направлены в том числе и на развитие качеств, характеризующих отношение человека к культурным ценностям.
По нашему мнению, при создании тех или иных ситуаций, связанных с необходимостью решения вопросов культурологического характера, должны соблюдаться следующие требования:
- необходимо формировать задание на основе культурологических знаний и опыте, которые свойственны курсантам;
- формируемые культурные ценности или поступки должны представлять усвоенную в процессе человеческого опыта закономерность, предполагающую общий для всех вариант действия или формирующий основные, базовые условия выполнения;
- курсанты должны в процессе рассмотрения проблемного задания испытывать потребность в приобретении культурологических знаний.
Создаваемые педагогические ситуации, связанные с использованием культурологического опыта, должны предоставлять курсантам возможность восполнить или развить далее те или иные качества. Эффективность этого замысла обеспечивается системой раз-
личных ситуаций, подчиненных единой цели. Эта система представляет неразрывное звено педагогически целесообразных ситуаций с постоянными усложнениями их содержания по мере повышения уровня сформированности у курсантов общечеловеческих культурных ценностей.
Практика показала, что эффективность педагогического воздействия моделируемых ситуаций с культурологическим содержанием зависит от общей направленности всех ситуаций на совершенствование внутреннего мира курсантов: доброжелательного отношения к курсантам, постоянной поддержки их положительных поступков, усилий и стремлений; создания такой атмосферы в коллективе, которая исключает негативные моменты - насмешки товарищей, недоверие, любопытство; взаимодействия всех элементов ситуации с факторами поведения курсантов, то есть взаимодействия предметного содержания профессиональной деятельности, спланированного способа организации учебного и общественного труда, установленного стиля отношений с курсантами на занятиях и вне их; методов, способствующих внутреннему принятию упражнений или заданий и осознанию курсантами возможностей успешного их выполнения.
В-четвертых, в качестве педагогического условия следует рассматривать и обстоятельства, которые необходимы для успешной и эффективной воспитательной деятельности вуза и которые обеспечивают функционирование данного процесса [2].
К внутренним факторам, оказывающим влияние на процесс формирования у курсантов общечеловеческих культурных ценностей, относятся, на наш взгляд, следующие:
- целевой фактор, подразумевающий наличие определенной установки не только у офицера-воспитателя, но и у самого курсанта;
- мотивационный фактор, предполагающий наличие у обучающихся внутренней мотивации - побудительной причины к какому-нибудь действию, реализация которого направлена на формирование у них общей культуры;
- уровень начального культурного развития курсанта, с которым он пришел в военный институт и др.
К внешним факторам мы относим:
- материально-технический фактор, подразумевающий наличие материально-технической базы, способствующей формированию общечеловеческих культурных ценностей у курсантов;
- наличие развитой культурно-досуговой инфраструктуры (гарнизонные дома офицеров, клубы, музеи, музеи под открытым небом, библиотеки, городские культурно-досуговые и массово-развлекательные учреждения и др.), позволяющей формировать у курсантов общечеловеческие культурные ценности, развивать творческие способности в условиях дополнительного образования;
- роль командиров подразделений (позитивная, нейтральная, негативная) в формировании общечеловеческих культурных ценностей у курсантов;
- позиция воинского коллектива по отношению к процессу формирования общечеловеческих культурных ценностей у курсантов (позитивное, нейтральное, негативное) и т. д.
Здесь следует отметить, что формирование общечеловеческих культурных ценностей у курсантов должно основываться на их самостоятельном поиске соответствующего материала и его обработке. Курсант должен делать выводы, опираясь на свои знания и опыт, самостоятельно выбирать формы и методы освоения материала.
Значительную роль в формировании общечеловеческих культурных ценностей у курсантов вуза МВД РФ играют средства массовой информации, в том числе и при освещении культурно-досуговых мероприятий и мероприятий массово-развлекательного характера.
Проведенное нами экспериментальное исследование по обоснованию предложенных нами педагогических условий показало их эффективность.
Основными показателями уровня сформированности общечеловеческих культурных ценностей у курсантов являются:
- система специальных знаний, обеспечивающих результативность культурологической деятельности;
- мотивационно-ценностное отношение к культуре и процессу ее формирования;
- опыт культурологической деятельности (сформированность соответствующих умений и навыков);
- позитивная тактика поведения в конфликтных ситуациях (контроль и сотрудничество);
- направленность на взаимодействие с другими субъектами данного процесса и на объект деятельности;
- адекватная оценка явлений и ситуаций социальной действительности с позиции культурологического подхода.
Резюме. Формирование общечеловеческих культурных ценностей у курсантов в качестве профессионально важного компонента личности будущего офицера обусловлено спецификой предстоящей служебно-боевой деятельности, требованиями современного общества к сотруднику ОВД, сложившимися социально-экономическими условиями и др.
Для совершенствования работы вуза по формированию у курсантов общечеловеческих культурных ценностей необходимо создать соответствующие педагогические условия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы культурного и нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел : материалы семинара сотрудников учреждений культуры МВД России. - М. : Объединенная редакция МВД России, 2007. - 32 с.
2. Вяткин, Л. Г. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых / Л. Г. Вяткин // Развивающее обучение: проблемы и решения. - Саратов, 1994. - 92 с.
3. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. - М. : Педагогика, 2003. - 224 с.
4. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект / И. Ф. Исаев. - М. : МПГУ, 2003. - 219 с.
5. Матушанский, Г. Подготовка преподавателя высшей школы в условиях ее модернизации / Г. Ма-тушанский, Г. Завада // Высшее образование в России. - 2008. - № 3. - С. 27-32.