УДК 372.881.111.1, 372.881.161.1 РЕЙМЕР ОльгаАлександровна
Доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат филологических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования
Адрес^ Россия, 654066, г. Новокузнецк, пр. Октябрьский, 49 Тел.: +7 (3843) 77-64-97. E-mail: [email protected]
REIMER Olga Alexandrovna
Assistant professor of the Department of Humanities, Social, Economic and Natural Science Disciplines of the Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service, Candidate of philological sciences docent, Honored Worker of Higher Professional Education
Address: Russia, 654066, Novokuznetsk, Oktyabrskiy ave., 49 Ph.: 8 (3843) 77-64-97. E-mail: [email protected]
Духовно-нравственное развитие курсантов ведомственных образовательных организаций высшего образования как субъектов
образовательного процесса
Spiritual and moral development of cadets and departmental institutions
as subjects of the educational process
Духовно-нравственное развитие предполагает формирование общечеловеческих и профессионально-нравственных ценностей, соответствие требованиям гражданского и служебного долга, этическим нормам будущих сотрудников системы исполнения наказаний. При этом эффективным оказывается использование различных форм воспитания и обучения, обозначенных во ФГОСе последнего поколения. Это активные и интерактивные формы обучения, аудиторные и внеаудиторные занятия. Духовно-нравственное развитие предполагает воспитание социокультурных навыков по разным направлениям: спортивное, патриотическое, культурно-массовое, эстетическое. В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы и компетентностного подхода в достижении результатов обучения формируется модель курсанта как субъекта образовательного процесса.
Ключевые слова: субъекты образовательного процесса, духовно-нравственное развитие, ведомственная образовательная организация, социальная категория, социокультурная среда, патриотическое воспитание курсантов.
Spiritual and moral development involves the formation of human and professional ethical values, compliance with civil and service debt, the ethical standards of the future employees of the penitentiary system. The author views an effective use of various forms of education and training identified in the latest Federal Educational Standard. The author studies active and interactive forms of learning, classroom and extracurricular classes. Spiritual and moral development implies socio-cultural education skills in various fields: sports, patriotic, cultural, aesthetic. In the context the penal system reform and realization of the competency approach in achieving learning outcomes generated model cadet as subject of the educational process.
Keywords: subjects of the educational process, spiritual and moral development, departmental, university, social category, social and cultural environment, patriotic education of cadets.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ВПО и ВО) предъявляет требования к созданию социокультурной среды образовательного процесса и, как следствие, к духовно-нравственному развитию обучающихся (курсантов) как субъектов образовательного процесса. Духовно-нравственное развитие предполагает воспитание социокультурных навыков по разным направлениям: спортивное, патриотическое, культурно-массовое, эстетическое и др. Сегодня система высшего образования направлена на оптимизацию и совершенствование воспитательной работы. В парадигме образовательной деятельности субъекты образовательного процесса (СОП) характеризуются качествами специфичными для них как субъектов образовательной деятельности, в которой и выявляются особенности, присущие им как субъектам познания в целом [1].
Изучением проблем обучающихся как особого субъекта образовательного процесса занимались исследователи разных поколений — И.А. Зимняя, О.В. Игумнова, Л.И. Кундозёрова, А.Л. Морозова [2; 3]. Однако неоправданно мало внимания уделяется такой категории обучающихся, как курсанты ведомственных образовательных организаций (ФСИН, Министерства обороны, МВД,
МЧС). Курсанты ведомственных образовательных организаций — это такая категория обучающихся, которая объединена не только институтом высшего образования, но и служебными задачами. Если академическое студенчество включает молодых людей, целенаправленно овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых в учебной деятельности [1], то курсанты как субъекты образовательного процесса имеют свою специфику, связанную с образовательной средой.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО и ВО реализация компетентностного подхода уже предполагает постановку воспитательных целей учебного процесса. Воспитательные цели ориентированы прежде всего на формирование мотивированного отношения к обучению, к полученным знаниям и реализации их на практике. Следовательно, духовно-нравственное развитие курсантов (обучающихся) осуществляется перманентно в любой учебной деятельности. Духовно-нравственное развитие на уровне содержания учебных занятий и организации взаимодействия обучающихся достаточно перспективно в своей основе, т. к. курсанты учатся слушать, строить различные речевые единицы, приобретают коммуникативные навыки, учатся конструктив-
ному преодолению конфликтов, проецировать возможные профессиональные ситуации.
Если студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия, то курсант находится в системе уставных отношений, требующих постоянного подчинения старшему в служебной иерархии. Это сужает его коммуникативный потенциал как в плане обучения, так и в воспитательном аспекте. Степень представления курсанта о будущей профессиональной деятельности непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебной деятельности: чем меньше курсант знает о профессии, тем менее адекватным является его отношение к учёбе. Однако у курсантов существует ряд стимулирующих факторов к обучению и духовно-нравственному развитию — это социальные гарантии, которые предоставляются как во время обучения в образовательной организации, так и по её окончании (денежное довольствие, бесплатный проезд к месту проведения отпуска, перспективы продвижения по служебной лестнице и др.).
Как субъекты образовательного процесса курсанты ведомственных вузов характеризуются сугубо профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которые являются следствием правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности. Курсанты имеют свою специфику духовно-нравственного развития, поскольку их становление в профессиональном плане происходит в особых условиях несения службы. Условия проживания на казарменном положении, с одной стороны, облегчают процесс формирования у курсантов духовно-нравственных навыков, с другой — курсанты находятся в ситуации ограниченного выбора, не всегда имеют возможность свободного выбора в проведении культурно-досуговых мероприятий.
С вступлением в силу ФГОС нового поколения духовно-нравственное развитие предполагает участие курсантов в культурно-нравственных мероприятиях. Образовательный процесс предполагает постановку и воспитательных целей и задач. В рамках педагогического эксперимента в качестве педагогической инновации был проведён пилотный этап — литературная постановка с элементами интерактивного обучения. Эта форма работы с курсантами преследует реализацию нескольких целей: 1) научить сценической самопрезентации участников (в данном случае курсантов); 2) отработать формирование умения публичного говорения; 3) свободно интерпретировать представляемый материал; 4) сформировать эстетический вкус; 5) выработать навыки работы в группе на разных этапах организации мероприятия; 6) формирование мотивации к проявлению разумной инициативы; 7) вовлечение широкой аудитории участников.
Для достижения целей были поставлены следующие задачи: 1) повышение интереса к чтению обучающихся и работников института; 2) расширение читательского кругозора обучающихся и работников института; 3) развитие культурного обмена между участниками литературного вечера, раскрытие их творческого потенциала; 4) повышение уровня читательской грамотности обучающихся; 5) совершенствование организации культурно-досуговой работы в институте.
Подготовка и проведение мероприятия подразумевает следующие основные этапы реализации:
1) организационный этап — выявление заинтересованных курсантов, проявляющих инициативу;
2) отборочный — распределение по группам (группа имеющих способности к выразительному чтению, группа сценической самопрезентации, группа технической поддержки, группа звукового сопровождения, группа художников-оформителей (эстетических консультантов);
3) постановочный — включает необходимое количество репетиций;
4) драматический — собственно проведение мероприятия (сценическое представление материала с элементами обсуждения и дискуссии с аудиторией);
5) проверка полученных знаний (блиц-викторина);
6) подведение итогов (анализ результатов).
Аудитория: проведение данного мероприятия предполагает использование сценического места-пространства (в данном случае актовый зал). По итогам проведения литературной постановки можно сделать вывод, что курсанты испытывают моральное удовлетворение от участия в мероприятиях подобного рода, а так называемая пассивная часть участников-зрителей не только усваивает необходимую информацию, но и видит хороший пример для самореализации. Визуальный контакт создаёт ощущение сопричастности происходящему событию, которое совершается на глазах и при участии зрителей. Результаты блиц-викторины, завершающей мероприятие, показывают, что усвоение материала (информации) происходит в процентном соотношении на 85 % успешней, чем при академическом изучении темы. Тестирование по результатам остаточных знаний, про-ве-дённое через два месяца, показало, что все участники мероприятия (в т. ч. и зрители) сохраняют в памяти информацию по изложенному материалу (в данном случае — это творчество Ф.М. Достоевского) на 80 %.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ВПО и ВО предъявляет требования и к научно-педагогическому составу (далее НПС) образовательных организаций высшего образования, в т. ч. и ведомственных, как субъектам образовательного процесса. Перед преподавателем стоит важная психолого-педагогическая задача — формирование компетенций разного уровня у курсанта как субъекта образовательной деятельности, что предполагает прежде всего необходимость привить навыки владения способностью планирования, организации как аудиторной, так и внеаудиторной деятельности. Внеаудиторная работа с курсантом предполагает не только взаимодействие по учебным вопросам (групповое и индивидуальное консультирование), но и воспитательную работу по разным направлениям, что также способствует формированию многих общекультурных компетенций, заявленных во ФГОС ВПО и ВО. Немаловажную роль должно играть в этом процессе патриотическое воспитание, особенно курсантов ведомственных образовательных организаций.
Патриотическое воспитание — это основа формирования позитивных ценностей и качеств, необходимых для укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Патриотическое воспитание должно стать отдельной системой воспитания личности. Об этом свидетельствует и Федеральный Закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы», где патриотическое воспитание определяется как система мер,
направленных на формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4]. Новая программа патриотического воспитания включает несколько разделов, среди которых приоритетными в рамках реализации компетентностного подхода являются научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания и совершенствование форм и методов работы с молодёжью.
Эта задача, возлагаемая государством на все образовательные организации, приобретает особую актуальность сегодня — в условиях экспансии посредством социальных сетей чужеродных ценностей в сознание молодёжи, особенно студенчества как наиболее активной её части. Курсанты являются той частью молодого поколения страны, которая должна противостоять навязыванию чужеродной морали и сохранению патриотических чувств по отношению к идеалам своего государства. Патриотическое воспитание курсантов ведомственных образовательных организаций начинается с формирования уважительного отношения к истории своей страны, её героическим страницам, знания геральдических символов нашего государства. В рамках духовно-нравственного развития курсантов и слушателей в ведомственных образовательных организациях ФСИН проводится ряд мероприятий: проект «Страницы памяти», научные конференции «История Великой Отечественной войны» и «История уголовно-исторической системы», конкурсы эссе соответствующей тематики.
Проведение мероприятий такого уровня требует от руководства и научно-педагогического состава ведомственных образовательных организаций создания особой социокультурной среды, отвечающей духовным запросам обучающихся. Во многих ведомственных образовательных организациях ФСИН (в частности, в Кузбасском институте) функционируют музеи истории. На базе Кузбасского института на постоянной основе создан и функционирует Музей истории УИС Западной Сибири, где собраны и представлены экспонаты разных эпох, с момента основания Кузнецкого тюремного замка и до наших дней. Аудитория предполагает проведение учебных занятий по разным дисциплинам: «История УИС и органов юстиции», «Профессиональная этика и служебный этикет», «Профессиональная этика», «Русский язык в деловой документации», «Воспитательная работа с осуждёнными» и др. Обращение к экспонатам — таким, как личные вещи сотрудников и осуждённых, плакаты, документы тех лет — позволяет визуализировать теоре-
тический материал, активизировать внимание курсантов и слушателей, повысить мотивацию к будущей профессии.
Реализация программы духовно-нравственного развития курсантов как субъектов образовательного процесса предполагает создание социокультурной метамо-дели, включающей горизонт жизненного мира как условия развития гармоничной личности. Этому во многом способствует привлечение курсантов к участию в научной работе разного уровня: от научного кружка до научной конференции. Положительным опытом является такая форма работы, как написание тематических эссе на патриотическую тематику, в которой принимают участие преимущественно курсанты первых двух курсов. Эта форма научной работы вполне им по силам и прививает устойчивый интерес к исследовательской работе. Апробация первых научных изысканий курсантов проходит на заседаниях научных кружков по разной тематике. Зачастую первые научные работы курсантов выходят на более высокий уровень — от внутривузовских до межвузовских конференций и внутриведомственных олимпиад. Особый интерес обучающихся вызывает конференция «История Великой Отечественной войны», когда курсанты соприкасаются с историей своей семьи, системы исполнения наказаний, государства. Углубленное изучение материала нацелено на формирование исследовательских навыков, познавательной активности, потребности расширения кругозора курсанта по изучаемой проблеме, способствует осознанному отношению к образовательной деятельности. Таким образом, мотивация, сформированная на младших курсах, становится устойчивой потребностью для дальнейшего научного роста как на старших курсах, так и в последующей профессиональной деятельности. Организация такого вида внеаудиторной работы с курсантами как субъектами образовательного процесса требует формирования научно-методической базы в ведомственных образовательных организациях, возможно, даже единой для всех их.
Подводя итог сказанному, отметим, что для духовно-нравственного развития, усвоения общечеловеческих и профессионально-нравственных ценностей, требований гражданского и служебного долга, этических норм будущих сотрудников силовых структур эффективным оказывается использование различных форм воспитания и обучения, обозначенных во ФГОС последнего поколения. Это инновационные методы обучения, аудиторные и внеаудиторные занятия и т. д. Сегодня сама эпоха требует создания единой концепции духовно-нравственного развития курсантов ведомственных образовательных организаций как субъектов образовательного процесса.
Список литературы
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов/ «Логос» 2000. 384 с.
2. Морозова А.Л. Кейс-метод в развитии профессиональных компетенций курсантов ведомственных вузов II Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 3 (67). С. 145-153.
3. Морозова А.Л. Организационно-педагогические условия развития иноязычной коммуникативной компетентности курсантов образовательных организаций ФСИН России//Вестник СПбУ МВД России. 2016. № 1 (69).
4.
5. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493.
6. ФГОСВО по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета), утверждённый Приказом Минобрнауки России от 16 года 2016 г. № 1424.
©Реймер O.A., 2017