Педагогика
УДК 372.881.111.1, 372.881.161.1 О.В. Игумнова*, О.А. Реймер**
Воспитательный потенциал деятельности курсантов специализированных вузов на занятиях по иностранному и русскому языкам
Обучение любому языку является целью и средством развития обучающихся, формирования их гражданской позиции и толерантности к людям разных социальных слоев. Воспитательный процесс на занятиях по иностранному и русскому языкам охватывает и глубинные, часто неосознаваемые, уровни образовательного процесса. На основе предоставляемого для анализа материала обучающиеся приобретают допрофессиональный опыт работы со специальными текстами.
Ключевые слова: лингвокультурологические реалии, языковые средства, профессиональные интересы, метапредметные умения, допрофессиональный опыт.
O.V Igumnova*, O.A. Reymer**, Educational potential of cadets' activity at the lessons of foreign and Russian languages at specialized institutions of higher education. Learning any language is the aim and the means of students, formation of their citizenship and tolerance towards people of different social strata. The educational process at the lessons of foreign and Russian languages, and includes deep, often unconscious levels of the educational process. On the basis of the analysis of the material provided to students, they acquire pre-professional work experience with a special text.
Keywords: linguistic and cultural realities, language tools, professional interests, metasubject skills, pre-professional experience.
Базовыми задачами педагогики на протяжении многих веков остаются воспитание души, адаптация подрастающего поколения к окружающей материальной действительности, формирование у него практических навыков самоопределения и жизнесуществования.
Считается, что воспитание человека в любом образовательном учреждении осуществляется в рамках специально разработанной воспитательной программы и предполагает проведение культурно-массовых, спортивных и патриотических мероприятий. Воспитательный потенциал самих учебных занятий, как правило, ограничивается формированием умения работать в коллективе, принимать совместные решения, уважительно относиться друг к другу. Однако воспитательный процесс охватывает и глубинные, часто неосознаваемые, уровни образовательного процесса. Особенно ярко это проявляется на занятиях по языкам (иностранному и русскому).
Обучение языкам в вузе имеет специфическую направленность - формирование комплекса навыков оперирования языковыми средствами для реализации поставленных профессиональных задач. Обучение иностранному и русскому языку должно способствовать формированию деловой культуры специалиста, а значит, и его более точному профессиональному самоопределению.
Если рассматривать профессиональное самоопределение как процесс и как результат определенного этапа развития человека, то преподавание языков в специализированном вузе должно реализовать механизмы формирования профессиональных интересов, намерений, стремлений; формирования личностно и профессионально значимых качеств личности; формирования умений ориентироваться в мире профессий и создавать образ «Я-будущего» или образ профессионала.
Указанные психологические механизмы реализуемы в том случае, когда преподаватель в процессе изучения дисциплины предоставляет обучающимся возможность осмыслить свои действия не только как требуемые действия в режиме «курсант /слушатель - преподаватель», необходимые для усвоения системы знаний и овладения алгоритмом работы с языковым материалом, но и как действия, направленные на становление собственной личности. Под последним подразумевается возможность включения в содержание дисциплины материалов, при манипуляции которыми возникает необходимость не только выполнить операции, диктуемые предметной деятельностью
* Игумнова, Ольга Викторовна, доцент юридического факультета, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 654066, г. Новокузнецк, пр. Октябрьский, 49. ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России. Тел.: 8 (3843) 77-64-97. E-mail: o.igumnova2009@yandex.ru.
** Реймер, Ольга Александровна, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат филологических наук, доцент. Адрес: Россия, 654066, г. Новокузнецк, пр. Октябрьский, 49. ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России. Тел.: 8 (3843) 77-64-97. E-mail: rejmer@mail.ru.
* Igumnova, Olga Viktorovna, associate professor of Law Faculty, Federal State Educational Institution of Higher Education «Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia», candidate of Pedagogic sciences. Address: 654066, Kemerovo region, Novokuznetsk city, Oktyabrsky ave., 49. Kuzbass Institute of FPS of Russia. Tel. 8 (3843) 77-64-97. E-mail: o.igumnova2009@yandex.ru.
** Reymer, Olga Alexandrovna, associate professor of the Chair of the Humanities, Social-Economic and Natural Sciences of the Federal State Educational Institution of Higher Education «Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia», candidate of philology, associate professor. Address: 654066, Kemerovo region, Novokuznetsk city, Oktyabrsky ave., 49. Kuzbass Institute of FPS of Russia. Tel. 8 (3843) 77-64-97. E-mail: rejmer@mail.ru.
© Игумнова О.В., Реймер О.А, 2015
Игумнова О.В., Реймер О.А. Роль филологического образования в профессиональной подготовке.
(прочитать информацию, обработать ее, закодировать), но и поразмышлять над ними. Размышления, сопровождающие осмысление материала, помогают, на наш взгляд, развивать критическое мышление обучающихся. С другой стороны, данные размышления запускают механизмы критического самоосмысления и смаооценки - наличие или отсутствие значимых личностных качеств, важность их наличия и сформированности для эффективной профессиональной самореализации. Рефлексия образа «Я» инициирует дальнейшие процессы интериоризации знаний, получаемых по учебным предметам, и способствует формированию метапредметных умений. В случае с языковым образованием такими метапредметными умениями являются регулятивные умения и навыки (самостоятельно ставить учебную цель, планировать этапы и время выполнения цели, критически оценивать уровень выполнения задач и корректировать дальнейшую цепочку своих действий). В иностранном языке это проявляется в умении составить график выполнения учебных задач (например, при подготовке отчета о внеаудиторном чтении) и придерживаться сроков его исполнения. В русском языке - умение составлять служебные документы, находить и исправлять ошибки в употреблении лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных норм, совершенствовать написанное; развивать навыки работы с текстами, нормативными документами, учебной и справочной литературой.
Следует отметить, что регулятивные умения неразрывно связаны с когнитивным аспектом учебной деятельности. Постановка задач в гуманитарных, особенно в филологических, науках всегда ситуативно окрашена. Задача озвучивается не ради того, чтобы она была выполнена, но для того, чтобы увидеть, каким образом она может быть представлена в реальной ситуации устного или письменного общения. Здесь имеются в виду и жанровые, стилистические особенности речи (произведения), соответствие их условиям общения и тем результатам, которые могут быть достигнуты в процессе коммуникации. С одной стороны, ситуация общения или необходимости письменной коммуникации
- это комплекс образовательных задач, поставленных перед курсантом или слушателем. С другой
- это ситуация проявления индивидуального стиля поведения и взаимодействия с окружающим миром и людьми в нем. Разбирая правильные и ошибочные действия обучающихся, преподаватель имеет шанс косвенным образом повлиять на индивидуальную картину мира курсантов, раскрыть ошибочность (губительность) его представлений и позиций или, наоборот, подчеркнуть оправданность избранных способов решения поставленных учебно-профессиональных задач. На занятиях иностранным языком это реализуется в анализе успешности-неуспешности устной коммуникации, ошибок в письменных сообщениях. Также анализ картины мира происходит в процессе обсуждения содержания аудио-, видео- или печатной иноязычной продукции. Помимо содержательной линии, в обсуждении формируется культура ведения диалога и полилога. Формирование навыков ведения подобных форм дискуссии возможно, если обучающая деятельность взаимосвязывает культуру с интеллектуальным и моральным развитием курсантов и слушателей; требует от обучающихся производства цивилизационных (материальных) форм в виде объектов творческой деятельности.
Изучение русского и иностранного языков наиболее полно реализует задачи формирования культуры ведения обсуждений, дискуссий на профессиональные, научные, а отчасти и на социально-бытовые темы.
Основным индикатором происходящего внутреннего культурного развития становятся знание обучающимися лингвострановедческих и лингвокультурологических реалий собственной страны и стран изучаемого языка, умение применить полученные знания на практике (этикетные формулы, поддержание разговора с собеседником, поведение в определенных ситуациях).
Организация учебной дискуссии возможна в том случае, если произведён адекватный отбор учебных элементов (текстов, ситуаций). Они должны нести двойную функцию. Во-первых, с их помощью реализуется основная образовательная задача. Во-вторых, учебные элементы должны соответствовать уровню обученности курсантов и слушателей (особенно это требование должно соблюдаться в преподавании иностранного языка) и кругу их общих или профессиональных интересов, задач. Опыт практической деятельности показывает, что эмоционально окрашенный фрагмент реальной действительности (для иностранного языка часто свойственен в виде видеосюжетов, для русского языка - мультимедийных презентаций на профессиональные темы) обладает значительным воздействующим эффектом. Подобный материал становится основой для высказывания курсантами и слушателями собственного мнения по поводу просмотренного или прочитанного сообщения. В этом случае мы констатируем, что средствами общеобразовательных дисциплин формируется профессиональный интерес у обучающихся. Содержание иностранного языка позволяет формировать контур деятельности, которая будет свойственна обучающимися после окончания вуза (виды пенитенциарных учреждений, виды режимов и внутреннего распорядка дня заключенных, функциональные обязанности сотрудников УИС). Содержание и практические задания дисциплины «Русский язык в деловой документации» способствуют ориентации в нормативно-правовых документах, регламентирующих ведение делопроизводства в УИС.
На основе предоставляемого для анализа материала курсанты приобретают допрофессиональный опыт работы (знание основных направлений работы, виды исправительных учреждений, виды действий, часто выполняемые сотрудниками учреждения), а слушатели, уже работающие в исправительных учреждениях или в инспекциях - возможность соотнести свои функции с имеющимся в науке и практике опытом выполнения схожих функций в России и за рубежом. Данный опыт является базой для субъективизации своей позиции по отношению к избранной профессиональной деятельности. Проявлением указанной позиции становится личностный смысл собственной деятельности.
Педагогика
Мы приходим к общетеоретическому тезису, что обучение любому языку является целью и средством развития обучающихся, формирования их гражданской позиции и толерантности к людям разных социальных слоев.
Формированию личностного смысла обучения способствует специально организованная работа преподавателя по выработке у обучающихся осуществлять поиск дополнительных сведений по затрагиваемым на занятиях темам. Происходит это или естественным образом в результате обсуждения проблем на занятиях, либо опосредованно при озвучивании заданий на опережение в виде объектов творческой деятельности. К последним можно отнести доклад, проект или реферат, которые направлены на углубление или расширение представлений об изучаемых явлениях и способствуют интенсификации процессов самоосознания. Перечисленные выше творческие виды работы обладают собственным целевым блоком, требованиями к выполнению работы и её защиты, а также отличную друг от друга тематику.
Творческие проекты предназначены для определения общих позиций обучающихся по какому-либо вопросу. В связи с этим формулировка темы любого проекта предполагает использование клише «Как вы представляете / понимаете...». Таким образом, проект - это задание проблемного характера, разработка которого осуществляется обучающимся самостоятельно. Проект обязательно обладает итоговым образовательным «продуктом». Защита всегда происходит на занятии и обязательно сопровождается элементами дискуссии.
Доклад имеет своей целью донести до слушателей основные позиции научных, профессиональных сообществ по затронутым на занятиях вопросам. В отличие от проекта доклад не содержит эмоциональных оценок и представляет собой краткий отчет о положении дел. Подготовка данного образовательного продукта также осуществляется самостоятельно (см. пункты, характеризующие творческий проект), однако предъявление доклада слушателям не влечет за собой защиты собственной позиции по излагаемому вопросу. Тем не менее в процессе обсуждения прослушанного и аудитория, и сам докладчик выражают свое мнение о сути проблемы.
Реферат, как известно, является систематизированным изложением исследуемого материала. Его основное назначение - формирование навыков проведения исследования. В первую очередь при проверке и подготовке реферата учитываются объективность и системность изложения материала, правильность его оформления. Презентация реферата может быть и в виде творческого отчета с высказыванием собственной позиции по изученному вопросу, и в виде статьи в сборник материалов студенческих научно-практических конференций.
Хотелось бы отметить одну особенность защиты проектов или представления докладов на занятиях по иностранному языку. При подготовке к публичному выступлению курсанты создают дополнительные наглядные и дидактические материалы [1], которые должны способствовать лучшему восприятию аудиторией иноязычной информации. Последующее после предъявления работ обсуждение на начальной ступени изучения иностранного языка в вузе осуществляется на русском языке, постепенно оно переходит на англоязычный вариант общения.
Каждый из перечисленных видов работ нацелен на определение студентами культурной, профессиональной самоидентичности. Глубина проработки изучаемого вопроса варьируется в зависимости от ступени обучения иностранному или русскому языку. Как правило, в начале изучения дисциплины предлагаются темы работ, которые не требуют сопоставления большого количества точек зрения, так называемые «монотемы». К концу обучения предпочтительно не использовать такого рода направления работы.
В заключение добавим еще один аспект деятельности обучающихся на практических занятиях по иностранному и русскому языкам. Воспитательный эффект любого вида деятельности связан с формированием деловых (целеустремленность, стремление к самоусовершенствованию или саморазвитию и т.п.) и личностных (добросовестность, объективность самооценки, требовательность к себе, внимательность и др.) качеств курсантов и слушателей.
Подводя итог сказанному, отметим, что изучение иностранного и русского языков в специализированном вузе позволяет изменить отношение участников образовательного процесса к самим себе и к окружающему миру, укрепить в обучающихся чувство уважения к людям на основе сознательного реконструирования модели современного социального пространства, оптимальным образом формировать навыки использования иностранного и русского языков в профессиональных целях [2], реализовать на практике требования ФГОС ВПО относительно данных учебных предметов.
Список литературы
1. Игумнова, О. В. Один из вариантов организации самостоятельной работы студентов I курса неязыковых факультетов педагогического вуза (на примере I семестра) // Интенсификация процесса обучения иностранным языкам в высшей и средней школе : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новокузнецк, 23 ноября 2006 г. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2006.- С. 15-22.
2. Игумнова, О. В. Метод проектов как способ формирования готовности студентов 1-11 курсов неязыковых факультетов к осуществлению научно-исследовательской деятельности // Проблемы языкового образования в полиэтническом сообществе Сибири : материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 28-30 сентября 2007 г.). - Новосибирск: Ин-т филол. СО РАН, 2007. - С. 67-70.