ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCIES
УДК 37.04
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Кудрина Екатерина Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, ректор корпоративного университета, Центр развития межличностных коммуникаций - образовательные программы (г. Москва, РФ). E-mail: [email protected]
Колногоров Василий Владиславович, полковник полиции, начальник ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье рассматривается воспитание личного состава органов внутренних дел (ОВД) как важнейшая составная часть повседневной управленческой деятельности руководящего состава в системе МВД. Особо подчеркивается необходимость развития и социализации сотрудников ОВД в меняющихся условиях деидеологизированного общества с учетом педагогических средств социально-культурной среды. Авторы предлагают руководителям ОВД: а) учитывать в процессе воспитания известную истину - «воспитатель сам должен быть воспитан» посредством активного социокультурного взаимодействия двух человеческих типов - педагога и воспитуемого; б) при реализации ими в отношении личного состава государственной политики «инвестиций в человека» активно заниматься не только повышением профессионального уровня сотрудников, но и развивать их общую культуру, формировать инновационное, высоконравственное, творческое, креативное отношение к служебной деятельности.
Рассматривая развитие личности как многогранный и многоэтапный процесс последовательного включения человека в социум и культуру через оптимизацию социально-культурной среды, стимулирование и развитие различных видов культурно-досуговой деятельности, способствующих более продуктивной как инкультурации, так и социализации личности, авторы подчеркивают важность субъектно-объектного и субъектно-субъектного подходов. По мнению авторов, воспитательный процесс следует построить на новой модели механизма формирования и развития личного состава, которая, основываясь на социальном воспитании, должна способствовать формированию и развитию определенных качеств, взглядов, ценностей, убеждений и компетенций. В основу модели предлагается положить три грани модальности культуры: человеческую, деятельностную и предметную.
Ключевые слова: воспитание, культура, личный состав, развитие, сотрудники органов внутренних дел, социализация, социально-культурная среда.
SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT AS A PEDAGOGICAL TOOL THE TRAINING OF THE PERSONNEL OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
Kudrina Ekaterina Leonidovna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of Corporate University, Interpersonal Communications Development Center - Education Programs (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Kolnogorov Vasiliy Vladislavovich, Colonel of Police, Head of Center of Automated Fixing of Administrative Violations in the Field of Road Transportation SISRT of SD MIA of Russia in Kemerovo Region (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article discusses the training of personnel of internal affairs bodies (ATS) as the most important part of the daily management activity management staff in the Ministry of Interior Affairs. It particularly stresses the need for the development and socialization of law enforcement officers in the changing ideology-free society based on pedagogical means of socio-cultural environment. The authors offer managers and ATS) to take into account in the process of education of the well-known truth "the educator must be educated himself' through active socio-cultural interaction between two human types: a) the teacher and the educability; b) the implementation by them in respect of the personnel of the state policy "investment in people" actively engaged not only in increasing the professional level of employees, but also to develop their common culture, to form an innovative, highly moral, creative, creative attitude towards performance.
Considering the development of the individual as a multi-faceted and multi-step process of successive inclusion of man in society and culture through the optimization of the socio-cultural environment, promotion and development of various kinds of cultural and leisure activities, contribute to a more productive than inculturation and socialization, the authors emphasize the importance of the subject-object and subject-subject approach. According to the authors, the educational process should be built on a new model of the mechanism of formation and development of personnel, which is based on social education, that should contribute to the formation and development of certain qualities, attitudes, values, beliefs and competencies. The proposed model is to put three faces of culture modality: human, activity and objectiveness.
Keywords: education, culture, personnel, development, employees of internal affairs, socialization, socio-cultural environment.
В ежедневной управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел всех уровней работа с личным составом является не только важнейшей составной частью менеджмента руководителя, но и требует от него определенных знаний, умений и навыков. Работа с личным составом органов внутренних дел определяется как «исторически сложившаяся и развивающаяся системная деятельность руководства и должностных лиц, имеющих в своем подчинении сотрудников и гражданский персонал. Основным содержанием этой деятельности являются процессы отбора, профессиональной подготовки, обеспечения рациональной расстановки и использования кадров в соответствующих службах, их правовой и социальной защиты, воспитания и развития в целях успешного выполнения оперативно-служебных задач» [8, с. 9].
Следует заметить, что происходящие в обществе процессы реформирования, модернизации, трансформации политики, экономики, образования, культуры, других областей и сфер жизнедеятельности внесли существенные изменения в социально-экономические и социально-культурные области, значительно затронув систему воспитания при создающемся в настоящее время деидеологизированном обществе. Она «оказалась неадекватной кардинально изменившимся новым условиям среды функционирова-
ния органов внутренних дел, потребностям их деятельности по обеспечению безопасности личности и общества, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью.
Именно из этой проблемы в настоящее время возникает необходимость реформирования и модернизации системы воспитательной работы с личным составом с целью приведения ее в соответствие с потребностями общества, государства и Министерства внутренних дел» [8, с. 10]. Как руководителям органов внутренних дел всех уровней, так и другим лицам, являющимся организаторами воспитательной работы, необходимо глубоко осознать и понять, что главным ресурсом дальнейшего повышения эффективности деятельности современной полиции являются сотрудники и гражданский персонал органов внутренних дел, сформированные в зрелые личности. Приоритет личности и инвестиции в «человеческий капитал», ставшие важной частью управленческой деятельности каждого руководителя органа, подразделения, учреждения всей системы МВД России, отвечают сущности провозглашенной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным и активно реализуемой государственной политики по созданию необходимых, благоприятных условий для развития способностей личности и возможностей ее самореализации в личном плане и служебной деятельности [3].
Реализация государственной политики «инвестиций в человека» руководителями органов внутренних дел должна быть связана не только с повышением уровня профессионализма сотрудников, но и развитием их общей культуры, формированием инновационного, высоконравственного, творческого, креативного отношения к служебной деятельности и организацией воспитания личного состава и гражданских служащих.
С точки зрения Б. Г. Ушакова, в широком философском смысле «воспитание означает целенаправленный процесс перевода накопленной человечеством культуры в индивидуальную форму существования и поведения, когда внешнее (объективное) становится внутренним (субъективным), то есть переводится во внутренний мир конкретного человеческого типа, закономерно детерминируя его мысли, чувства, поведение. Но немало теоретических и практических проблем возникает вследствие узкой трактовки воспитания, когда оно сводится лишь к функциональным действиям педагога по целенаправленному формированию у личности позитивных социальных качеств.
На самом же деле наиважнейшее значение имеют не сами по себе эти функциональные действия ("частичные" по своей природе), а тип человека в единстве его антропологических и личностных характеристик.
Тем более, что сущность воспитания предполагает активное социокультурное (а не только собственно педагогическое!) взаимодействие двух, по крайней мере, человеческих типов - педагога и воспитуемого. Как известно - "воспитатель сам должен быть воспитан"» [10, с. 90].
При этом социально-культурная среда является важным средством, дополняющим условия для полноценного развития личности: качественное образование, медицинское обслуживание, жилье, продовольственное и социальное обеспечение и т. п. Социально-культурная среда как инфраструктура, связанная с обслуживанием и удовлетворением потребностей человека в процессе его жизнедеятельности, «рассматривается чаще всего как внутренняя принадлежность понятия "образа жизни". Исходя из такого подхода, можно утверждать, что культурная среда включа-
ет социально-культурные объекты, связанные с созданием и распространением культурных ценностей (А. И. Арнольдов); представляет собой устойчивую совокупность вещественных и личностных элементов, которые оказывают влияние на деятельность человека по созданию и освоению духовных ценностей, благ и др.; характеризуется воздействием социальной среды на различные стороны культурной деятельности личности (Л. Н. Коган); предметно-пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития. Она репрезентирует культурную сущность быта, "портретирует" образ жизни, ее уровень и качество (В. В. Чижиков)» [5].
Абдулатипов Р. Г. пишет: «... в России следует понять, что российский субъект теперь должен быть занят созданием культурной среды, основанной на идеалах истины, добра, красоты и любви к своей Державе, сохраняя многообразие, но формируя единство российской нации. Это можно осуществить только на основе самоорганизации и развитии социальных институтов. Культурные основания должны создавать российскую нацию, россиян с соответствующей культурной средой, где поощряется как самобытность, так и целостность. Нужна культурная среда, способная создавать эту целостность, обеспечивая устойчивость российского общества» [1].
Крайне важен такой подход и со стороны органов внутренних дел в связи с тем, что сложность и динамизм происходящих современных процессов, неожиданность, спонтанность и непредсказуемость изменений, зачастую приводят к нарастанию кризисных явлений, возникновению новизны и непредвиденности разнообразных проблем и конфликтов. Происходящая смена одной эпохи мирового социокультурного и экономического развития на другую, сопровождаемая масштабными катаклизмами, проявлениями экстремизма и глобальной угрозой терроризма, требует построения новой модели механизма формирования и развития личного состава, основывающейся на социальном воспитании, с целью формирования и развития у сотрудников ОВД определенных качеств, взглядов, ценностей, убеждений и компетенций.
В рамках социально-педагогического подхода социально-культурная среда, выступая одним из педагогических средств воспитания личного состава органов внутренних дел (ОВД), содействует развитию и социализации сотрудников.
В Словаре педагогических терминов развитие определяется как «процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов» [6].
Среди основных понятий и терминов педагогики важное место занимает определение дефиниции «развитие человека»: «Развитие человека - процесс (от лат. processus - продвижение) последовательной смены состояний, ход закономерного, необратимого, направленного изменения качеств и свойств человека, становления его личности под воздействием различных факторов. Такое продвижение идет от простого к сложному, от низших уровней к высшим» [7].
Относительно личного состава органов внутренних дел следует заметить, что в процессе развития происходит, прежде всего, профессионально-личностное совершенствование сотрудников: приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование необходимых профессионально значимых качеств и компетенций, накопление опыта профессиональной деятельности, рост профессионального мастерства, повышение результативности деятельности, продвижение по службе.
Понятие «социализация» в Энциклопедическом словаре определяется, как «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование» [11].
Большой психологический словарь трактует социализацию (англ. socialization; от лат. socialis -общественный) как «процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему
для нормальной жизни в обществе. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений» [2].
Профессиональная социализация сотрудника ОВД является сложным процессом его включения в служебную деятельность, последовательным приобретением необходимых для службы профессиональных знаний, навыков и умений, сопровождается усвоением социального опыта, традиций и ритуалов, ценностей, норм поведения, формированием компетенций и профессионально-нравственных качеств в соответствии с выполняемой социальной ролью и профессиональной деятельностью. Следует заметить, что при таком подходе развитие характеризуется как общий процесс становления человека, а социализация определяется как развитие, которое обусловлено конкретными социальными условиями и имеет важное значение для становления сотрудника как зрелой лиичности.
Развитие личности - это многогранный и многоэтапный процесс последовательного включения человека в социум и культуру через оптимизацию социально-культурной среды, стимулирование и развитие различных видов культурно-досуговой деятельности, способствующих более продуктивной инкультурации и социализации личности.
Существующие концепции социализации позволяют определить роль каждого сотрудника ОВД в процессе социализации через субъектно-объектный и субъектно-субъектный подходы. При этом первый подход определяется пассивной позицией сотрудника в процессе социализации, при которой человек адаптируется сам к обществу, формирующему его через присущую обществу культуру. В данном случае субъектами воспитания выступают государство и общество, а личность является объектом воспитания. Второй подход характеризует социализацию как процесс развития и самоизменения человека посредством усвоения и воспроизводства культуры, когда он активно влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого, а не только адаптируется к обществу через его культуру.
Ряд исследователей отмечает, что культура на понятийном уровне является сверхсложной системой, которая не может рассматриваться в рамках
какого-то одного подхода. Например, Э. В. Соколов, анализируя культуру как социальный феномен, замечает, что она, «взятая в полноте своего бытия, своего функционирования и развития. оказывается трехаспектной системой, включающей в себя три ее грани или модальности: человеческая, деятельностная и предметная» [9, с. 17].
На наш взгляд, именно эти три грани модальности культуры и должны быть положены в основу воспитательного воздействия на личный состав
в организациях МВД России через делегирование полномочий по воспитанию личного состава руководителям органов внутренних дел и воспитательному аппарату. При этом необходимым компонентом целостной системы воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел должен быть процесс определения существенных факторов окружающей социально-культурной среды, в наибольшей степени взаимодействующих с личностью сотрудника.
Литература
1. Абдулатипов Р. Г Культура как определяющий фактор развития России в XXI веке // Представительная власть. - 2011. - № 4 (107). - С. 4-10.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. - 2003. - 632 с.
3. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и главами президиума Государственного Совета Российской Федерации) // Рос. газ. - 2005. - 7 сент.
4. Кудрина Е. Л., Кудрин В. С. Основные тенденции молодежного экстремизма в современной социально-культурной ситуации // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2015. - № 32. - С. 205-212.
5. Леонтьева О. В. Культурно-образовательная среда вуза как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Образование и общество. - URL: http://jeducation.ru>6_2009/106.h1ml (дата обращения: 04.04.2012).
6. Определение понятия «развитие» [Электронный ресурс] // Слов. пед. терминов. - URL: http://cito-web.yspu.org (дата обращения: 15.05.2016).
7. Основные понятия и категории педагогики [Электронный ресурс]. - URL: http://paidagogos.com (дата обращения: 15.06.2016).
8. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: учеб. пособие / под общ. ред. В. Я. Кикотя. - М.: ЦОКР МВД РФ, 2008. - 400 с.
9. Соколов Э. В. Город глазами культурологов // Город и культура: сб. науч. тр. - СПб., 1992. - С. 17.
10. Ушаков Б. Г. Антропологические проблемы современного воспитания // Практики воспитания в образовательном опыте переходного общества: мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. В. И. Стрельченко. -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - С. 89-90.
11. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http:// dict.t-mm.ru>enc_sl (дата обращения: 20.06.2016).
References
1. Abdulatipov R.G. Kul'tura kak opredelyayushchiy faktor razvitiya Rossii v XXI veke [Culture as a determining factor in the development of Russia in XXI century]. Predstavitel'naya vlast' [Representative power], 2011, no. (107), pp. 4-10. (In Russ.).
2. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' [A significant psychological dictionary]. Ed. B.G. Meshcheryakov, V.P. Zin-chenko. Moscow, Praym-EVROZNAK Publ., 2003. 632 p. (In Russ.).
3. Vystuplenie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii V.V. Putina na vstreche s chlenami Pravitel'stva, rukovodstvom Federal'nogo Sobraniya i glavami prezidiuma Gosudarstvennogo Soveta Rossiyskoy Federatsii) [Address by the President of the Russian Federation Vladimir Putin at a meeting with members of the Government, the leadership of the Federal Assembly and the heads of the presidium of the State Council of Russia)]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2005, 7 September. (In Russ.).
4. Kudrina E. L., Kudrin V. S. Osnovnye tendentsii molodezhnogo ekstremizma v sovremennoy sotsial'no-kul'turnoy situatsii [Main Trends of Youth Extremism in Modern Sociocultural Situation]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2015, no. 32, pp. 205-212.
5. Leont'eva O.V. Kul'turno-obrazovatel'naya sreda vuza kak psikhologo-pedagogicheskaya problema [Cultural-educational environment of high school as a psychological and pedagogical problem]. Obrazovanie i obshchestvo [Education and Society]. (In Russ.). Available at: http: //jeducation.ru>6_2009/106.html (accessed 04.04.2012).
6. Opredelenie ponyatiya "razvitie" [The definition of "development" concepts]. Slovar'pedagogicheskikh terminov [Dictionary of pedagogical terms]. (In Russ.). Available at: http://cito-web.yspu.org (accessed 15.05.2016).
7. Osnovnye ponyatiya i kategorii pedagogiki [Concepts and pedagogy categories]. (In Russ.). Available at: http:// paidagogos.com (accessed 15.06.2016).
8. Osnovy organizatsii vospitatel'noy raboty s lichnym sostavom v organakh vnutrennikh del: uchebnoe posobie [Fundamentals of educational work with the personnel in the police: the manual]. Ed. V.Ya. Kikotya. Moscow, COKR MVD RF Publ., 2008. 400 p. (In Russ.).
9. Sokolov E.V. Gorod glazami kul'turologov [City eyes culturologists]. Gorod i kul'tura: sbornik nauchnykh trudov [City and Culture: Proceedings]. St. Petersburg, 1992, p. 17. (In Russ.).
10. Ushakov B.G. Antropologicheskie problemy sovremennogo vospitaniya [Anthropological problems of contemporary education]. Praktiki vospitaniya v obrazovatel'nom opyte perekhodnogo obshchestva: materialy III Mezhdunarod-noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Practice training in the educational experience of the transitional society: Materials of III International scientific-practical conf.]. Ed. V.I. Strel'chenko. St. Petersburg, Polytechnical University Publ., 2010, pp. 89-90. (In Russ.).
11. Entsiklopedicheskiy slovar' [Collegiate Dictionary]. (In Russ.). Available at: http: //dict.t-mm.ru>enc_sl (accessed 20.06.2016).
УДК 379.8
УСЛОВИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Паклина Елена Алексеевна, аспирант, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу волонтёрской деятельности в высших учебных заведениях. Автор рассматривает важность эффективного мотивирования и вовлечения студенческой молодёжи в процесс волонтёрской деятельности. Анализирует широкий спектр возможностей участия в добровольческих проектах в высших учебных заведениях. Подробно рассматривает прогрессирующую динамику развития добровольческой деятельности в высших учебных заведениях, выявляет плюсы и минусы данного процесса. Конструктивно характеризует устойчивую тенденцию участия студенческой молодёжи в волонтёрских проектах и программах, ориентированных на широкую общественную пользу, развитие творческих начал, реализацию креативных идей. Участие в волонтёрских проектах конструктивно изменяет морально-психологические установки каждого из студентов, что является важным фактором в учебном процессе: формируется и развивается социальная активность, направленная на изменение и преобразование окружающей действительности, улучшаются коммуникативные и организаторские навыки, развивается чувство уверенности в себе, ответственности, приобретаются лидерские качества и навыки. В настоящее время волонтёрство - растущая международная тенденция. Например, в программе Добровольцев ООН провозглашается идея мира и развития посредством продвижения добровольчества по всему миру, стимулирования партнеров интегрировать волонтёрство в программах развития и мобилизации постоянно увеличивающегося числа и многообразия волонтёров. Показана динамика развития интереса со стороны студенческой молодёжи к участию в добровольческих проек-