Научная статья на тему 'Некоторые вопросы профессиональной подготовки сотрудников полиции'

Некоторые вопросы профессиональной подготовки сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
503
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арипшев Ахмед Мухамедович

Решающую роль в обеспечении законности и правопорядка в стране, несмотря на недостатки социально-экономического развития общества и государства, коррупцию, высокий уровень преступности в стране, пробелы и коллизии в законодательстве, управлении, играла и играет личность сотрудника органов внутренних дел. Личностные качества сотрудников ОВД становятся фактором национальной безопасности, что предопределяет настоятельную потребность с первых дней службы, обучения создать такую культурную среду, которая максимально стимулировала бы развитие их интеллекта, воли, трудолюбия, ответственности, нравственно-эстетических качеств. Именно поэтому руководство страны, министр внутренних дел РФ в качестве приоритетных направлений работы называют кардинальное улучшение работы с кадрами. Никакие результаты нельзя улучшить, не улучшив качество, уровень профессионализма, самоотдачу личного состава на службе. Вот почему в управленческой деятельности органов внутренних дел особое место всегда занимала и продолжает занимать воспитательная работа с личным составом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арипшев Ахмед Мухамедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME QUESTIONS OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE EMPLOYEES

The decisive role in ensuring the rule of law and order in the country, despite the shortcomings in the socio-economic development of society and the state, corruption, high crime rates in the country, gaps and conflicts in legislation, management, played and played the identity of an employee of the internal affairs bodies. The personal qualities of ATS officers become a factor of national security, which predetermines an urgent need from the first days of service, training to create a cultural environment that maximally stimulates the development of their intellect, will, diligence, responsibility, moral and aesthetic qualities. That is why the country's leadership, the RF Minister of the Interior, as the priority directions of work, calls the cardinal improvement of work with cadres. No results can be improved without improving the quality, the level of professionalism, the dedication of personnel in the service. That is why in the management activities of the bodies of internal affairs, a special place has always been occupied by educational work with personnel.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы профессиональной подготовки сотрудников полиции»

1.9. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Арипшев Ахмед Мухамедович, канд. экон. наук, полковник полиции. Должность: заместитель начальника кафедры. Место работы: Краснодарский университет МВД РФ. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра огневой подготовки. E-mail: [email protected]

Аннотация: Решающую роль в обеспечении законности и правопорядка в стране, несмотря на недостатки социально-экономического развития общества и государства, коррупцию, высокий уровень преступности в стране, пробелы и коллизии в законодательстве, управлении, играла и играет личность сотрудника органов внутренних дел. Личностные качества сотрудников ОВД становятся фактором национальной безопасности, что предопределяет настоятельную потребность с первых дней службы, обучения создать такую культурную среду, которая максимально стимулировала бы развитие их интеллекта, воли, трудолюбия, ответственности, нравственно-эстетических качеств.

Именно поэтому руководство страны, министр внутренних дел РФ в качестве приоритетных направлений работы называют кардинальное улучшение работы с кадрами. Никакие результаты нельзя улучшить, не улучшив качество, уровень профессионализма, самоотдачу личного состава на службе. Вот почему в управленческой деятельности органов внутренних дел особое место всегда занимала и продолжает занимать воспитательная работа с личным составом.

Ключевые слова: сотрудник полиции, профессиональная подготовка, органы внутренних дел.

SOME QUESTIONS OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE EMPLOYEES

Aripshev Ahmed Mukhamedovich, PhD in Economics, Colonel of the Police. Position: Deputy Head of chair. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: Fire Training chair. E-mail: [email protected]

Annotation: The decisive role in ensuring the rule of law and order in the country, despite the shortcomings in the socio-economic development of society and the state, corruption, high crime rates in the country, gaps and conflicts in legislation, management, played and played the identity of an employee of the internal affairs bodies. The personal qualities of ATS officers become a factor of national security, which predetermines an urgent need from the first days of service, training to create a cultural environment that maximally stimulates the development of their intellect, will, diligence, responsibility, moral and aesthetic qualities.

That is why the country's leadership, the RF Minister of the Interior, as the priority directions of work, calls the cardinal improvement of work with cadres. No results can be improved without improving the quality, the level of professionalism, the dedication of personnel in the service. That is why in the management activities of the bodies of internal affairs, a special place has always been occupied by educational work with personnel.

Keywords: police officer, professional training, internal affairs bodies.

От уровня профессиональной подготовки в органах внутренних дел зависит профессионализм личности сотрудника, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических и других качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие. Одной из наиболее важных составляющих процесса профессиональной подготовки сотрудника полиции является индивидуально-воспитательная работа с личным составом, которая проводится руководителями и командным составом всех уровней со своими подчиненными. Одним из факторов профессионализма в деятельности сотрудников полиции являются и условия становления коммуникативной компетентности сотрудника ОВД, а так же деятельность и целенаправленная организация процессов профессионального общения [3 стр. 123].

Необходимость индивидуального подхода в рамках профессиональной подготовки обусловлена индивидуальными особенностями каждого сотрудника. Конкретно увязанная с решением служебных задач, она направлена в первую очередь на формирование в коллективах здорового морально-психологического климата, предупреждение нарушений законности и дисциплины, повышение профессионализма сотрудников, их ответственности за выполнение служебных обязанностей. Именно поэтому, данному виду подготовки отводится такое значение [2 стр. 105].

Под индивидуальной воспитательной работой принято понимать определенные мероприятия индивидуального воздействия со стороны кадровой службы и службы морально - психологической подготовки, общественных объединений на сотрудника полиции, с целью диагностики, формирования и целенаправленного развития личностных характеристик для эффективного выполнения поставленных профессиональных задач.

Актуальность данного вида подготовки во всей системе процесса профессионального становления сотрудников органов внутренних дел заключается в следующем:

1.Выявление слабых и сильных сторон сотрудника позволит определить конкретные меры, с помощью которых можно оказывать воспитательное воздействие на него.

2. Индивидуальная воспитательная работа позволяет формировать внутреннюю убежденность человека, а затем судить об эффективности передаваемых ему знаний, рекомендаций, которые реализуются сотрудником в практической деятельности.

3. Использование в индивидуально-воспитательной работы системы «руководитель - подчиненный» способствует повышению их взаимной ответственности.

4. Индивидуально-воспитательная работа предоставляет возможность проводить повседневную работу по формированию у каждого сотрудника полиции высоких профессиональных и нравственных характеристик совершенствования профессионального мастерства

Основными функциями системы индивидуально-воспитательной работы в органах внутренних дел являются:

- диагностическая, позволяющая индивидуализировать методы воспитания и способствовать развитию самосознания сотрудника;

- социально-профессиональная, которая способствует становлению социально-профессионального самосоз-

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКИХ

Арипшев А.М.

нания сотрудника как представителя определенной социальной и профессиональной общности;

- обучающая функция способствует самопознанию, самооценке, развитию навыков построения взаимоотношений в коллективе;

- формирующая, служащая формированию профессиональных качеств сотрудника;

- развивающая, которая способствует выявлению и развитию общих и специальных способностей, индивидуальных особенностей и стиля деятельности;

- адаптирующая функция способствует включению сотрудников в социальные и профессиональные отношения в коллективе;

- валеологическая функция, позволяющая сохранять здоровье сотрудников, прививать им ценности здорового образа жизни, оптимистического эмоционального фона, психологической устойчивости.

Воспитательная работа с личным составом ОВД должна строиться на основе тщательного учета индивидуально-психологических свойств личности. Вся система индивидуально-воспитательной работы предопределяет изучение личных качеств подчиненных, что выступает первоначальным элементом всего воспитательного процесса.

При изучении личных качеств сотрудников ОВД обычно проводится:

- анализ документов, в том числе личное дело, аттестационные листы, характеристики с последнего места учебы (работы, службы);

- анализ деятельной активности и поведения;

- личные беседы с сотрудником.

Указанные причины создают трудности в оценке эффективности индивидуально-воспитательной работы в органах внутренних дел. В качестве критериев эффективности рассматриваются и уровень воспитанности сотрудника, нравственность, степень развития личности и коллектива. Но поскольку на личность влияет множество как внутренних, так и внешних факторов, то нельзя признать указанные критерии единственно верными.

Представляется, что для оценки эффективности индивидуально-воспитательной работы с личным составом ОВД нужно учитывать также и организационные критерии (содержание и объем воспитательной работы, целесообразность воспитательных мероприятий и др.).

Одной из наиболее важных составляющих процесса воспитания сотрудника ОВД является индивидуально-воспитательная работа с личным составом, которая проводится руководителями и командным составом всех уровней со своими подчиненными. Необходимость проведения индивидуальной воспитательной работы с личным составом обусловлена индивидуальными особенностями каждого сотрудника. Конкретно увязанная с решением служебных задач, она направлена в первую очередь на формирование в коллективах здорового морально-психологического климата, предупреждение нарушений законности и дисциплины, повышение профессионализма сотрудников, их ответственности за выполнение служебных обязанностей.

Указанные причины создают трудности в оценке эффективности индивидуально-воспитательной работы в органах внутренних дел. В качестве критериев эффективности рассматриваются и уровень воспитанности сотрудника, нравственность, степень развития личности и коллектива. Но поскольку на личность влияет множество как внутренних, так и внешних факторов, то нельзя признать указанные критерии единственно верными. Представляется, что для оценки эффективности индивидуально-воспитательной работы с личным составом

ОВД нужно учитывать также и организационные критерии (содержание и объем воспитательной работы, целесообразность воспитательных мероприятий и др.).

Выявляемая в процессе гуманитарного научного исследования структура любого объекта (и индивидуально-воспитательная деятельность не является здесь исключением) представляет собой ни что иное, как объясняющую модель.

Начало формы Индивидуально-воспитательная работа с личным составом ОВД обладает четко выраженной структурой, которая представляет собой набор взаимосвязанных элементов: субъект, объект, цели и задачи, направления воспитательной работы, формы и методы, результат воспитательной работы. При отсутствии хотя бы одного из указанных элементов система воспитательной работы с личным составом ОВД перестает функционировать.

Субъектами индивидуального воспитательного процесса с личным составом ОВД выступают руководители органов внутренних дел, сотрудники подразделений по работе с личным составом, непосредственные начальники подчиненных, наставники. Должностные регламенты указанных субъектов содержат положения об их обязанности организовывать и проводить воспитательную работу. Следует отметить, что к воспитательной работе могут также привлекаться и сотрудники подразделений собственной безопасности, которые ответственны за профилактику нарушений законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

В данной работе ведущая роль принадлежит воспитательным аппаратам - специализированным подразделениям, организующим и непосредственно осуществляющим работу по формированию государственно-правового мировоззрения, профессионально-нравственному, правовому и патриотическому воспитанию и формированию культуры межнациональных отношений, эстетическому воспитанию.

Воспитательный аппарат службы по работе с личным составом - иерархически организованная и централизованно управляемая система специализированных структурных подразделений и сотрудников воспитательных аппаратов органов, подразделений и учреждений внутренних дел, профессиональная деятельность которых направлена на реализацию прикладной воспитательной работы.

На воспитание сотрудников ОВД оказывают влияние и так называемые «внешние» субъекты: общество в целом, средства массовой информации, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения и окружающие сотрудника люди (семья, родственники, друзья и т.д.). Поскольку работа с кадрами - необходимая составная часть поддержания организации в работоспособном состоянии. В стабильной общественной обстановке наибольшее значение имеет тот аспект этого процесса, который принято называть профессиональной адаптацией [5 стр. 123].

Именно субъекты определяют направления воспитательной работы, которые характеризуются содержанием проводимых с личным составом мероприятий. С сотрудниками проводятся работы по правовому воспитанию, профессионально-нравственному, психологическому, патриотическому, эстетическому воспитанию и т.д.

В структуру индивидуально-воспитательной работы с личным составом входит и такой компонент как управление, которое осуществляется субъектами и имеет нормативно-правовую основу. Учитывая, что нормативно-правовая база по воспитательной работе в органах

внутренних дел слабо развита и носит в основном рекомендательный характер, управление воспитательной работой орган внутренних дел строит самостоятельно, опираясь на свои воспитательные традиции, деятельность субъектов и их общностей.

В качестве объекта воспитательного воздействия выступает конкретный сотрудник, отдельные категории сотрудников, а также коллектив органов внутренних дел. В зависимости от объекта определяются и методы воспитания. Так, например, если объектом воспитательного воздействия выступает сотрудник ОВД, то процесс воспитания направлен на его сознание, какие-либо личностные качества; в то время как воспитательная работа в коллективе в большей степени направлена на налаживание межличностных взаимоотношений, на формирование здорового климата в коллективе, ориентирована на успешное выполнение служебных задач.

Индивидуально-воспитательная работа направлена на изучение личности сотрудника, его положительных черт и качеств, уровня профессионализма, а также отрицательных качеств, которые затрудняют выполнение служебных обязанностей.

Цели и задачи проведения индивидуальной воспитательной работы с личным составом ОВД обусловлены необходимостью выработки профессиональных и личностных качеств сотрудников органов внутренних дел, направленных на реализацию возложенных на них служебных обязанностей.

Сама цель воспитательной работы с личным составом ОВД обусловливает решение ряда задач, к которым относятся:

- установление круга лиц, ответственных за проведение индивидуально-воспитательной работы с личным составом;

- составление общего плана индивидуально-воспитательной работы в ОВД;

- разработка плана и организация сотрудников выполняющих воспитательные функции;

- формирование нормативной базы по организации воспитательной работы;

- определение сотрудников, в отношении которых требуется проведение обязательной и в первоочередном порядке индивидуально-воспитательной работы;

- анализ и контроль за состоянием и результатами индивидуально-воспитательной работы;

- обобщение и распространение положительного опыта индивидуально-воспитательной работы.

Необходимо помнить, что указанные задачи решаются не поэтапно, а комплексно и гармонично, не вступая в противоречие друг с другом.

В заключение следует отметить, что цели и задачи также определяют и содержание воспитательной работы, а в реализации поставленных целей и задач задействованы все субъекты воспитания включая организации психологической подготовки с возможностью использования интерактивных форм обучения, в частности тренинговых программ [6. стр.341].

Список литературы:

1. Некрасов А.П. Патриотизм как неотъемлемая часть учебного процесса в Самарском юридическом институте ФСИН России. // Лидерство и менеджмент. 2014. Том 1. - № 1.

2. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Некоторые особенности психологической подготовки сотрудников полиции в современных условиях. // Новое слово в

науке: перспективы развития. 2015. № 1 (3). С. 104105.

3. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Особенности моделирования индивидуальных стратегий коммуникативной компетентности в деятельности сотрудников полиции. // В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы V международной научно-практической конференции. 2014. С. 121-123.

4. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. О некоторых вопросах повышения уровня адаптации сотрудников ОВД. // В сборнике: Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Е. В. Елисеева, Е. Г. Кокоревой, В. Д. Иванова. 2014. С. 145-149.

5. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Актуальные вопросы использования социально-психологических тренингов в деятельности сотрудников правоохранительных органов. // Вопросы современной юриспруденции. 2013. № 28. С. 115-120.

6. Машекуашева М.Х., Арипшев А.М. Понятие и деструктивная сущность экстремизма. // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2015. С. 198199.

Рецензия

на научную статью «Некоторые вопросы профессиональной подготовки сотрудников полиции» Арипшева Ахмеда Мухамедовича заместителя начальника кафедры огневой подготовки Северо - Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД РФ, кандидата экономических наук, полковника полиции.

Автор отмечает решающую роль в обеспечении законности и правопорядка в стране, несмотря на недостатки социально-экономического развития общества и государства, коррупцию, высокий уровень преступности в стране, пробелы и коллизии в законодательстве, управлении, играла и играет личность сотрудника органов внутренних дел.

Личностные качества сотрудников ОВД становятся фактором национальной безопасности, что предопределяет настоятельную потребность с первых дней службы, обучения создать такую культурную среду, которая максимально стимулировала бы развитие их интеллекта, воли, трудолюбия, ответственности, нравственно-эстетических качеств.

Справедливо отмечено в статье, что, от уровня профессиональной подготовки в органах внутренних дел зависит профессионализм личности сотрудника, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических и других качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие.

Статья полностью соответствует всем требованиям и вполне может быть опубликована в открытой печати.

Рецензент:

Начальник кафедры ГиГПД, кандидат юридических наук, подполковник полиции Р.Р.Карданов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.