4'2017
Пробелы в российском законодательстве
12. РАЗНОЕ
12.1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ
ПОЛИЦИИ: МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, канд. психол. наук, профессор РАЕ. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД РФ. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра Государственных и Гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация
Задачи - Достаточно важным аспектом профессиональной подготовки органов внутренних дел является морально - психологическая подготовка, первейшим элементом, которого является формирование психологической устойчивости сотрудников полиции.
Модель и методы - Вопросы, затрагиваемые в работе с уверенностью можно отнести к мультидис-циплинарным, так как они затрагивают все аспекты профессиональной подготовки, интегративные процессы и вопросы профессионального развития сотрудников полиции.
Выводы и результаты - сегодня имидж российского полицейского, к сожалению, оставляет желать лучшего и морально - психологическая подготовка сотрудников полиции является одним из приоритетных направлений деятельности морально - психологической службы МВД России. Этому свидетельствует ряд приказов Министра внутренних дел Российской Федерации.
Ключевые слова: правоохранительные органы, морально-психологическая подготовка, профессионализм, структура профессиональной подготовки.
ACTUAL QUESTIONS OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE EMPLOYEES: THE MORAL-PSYCHOLOGICAL ASPECT
Mashekuasheva Margarita Hasanbievna, PhD in Psychology, professor of PAE. Position: Senior lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute of Advanced Studies. Department: State and Civil law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation
Objectives - An important aspect of professional training of law enforcement bodies is moral and psychological preparation, the first element, which is the formation of psychological stability of police officers.
Model and methods - The issues involved in working with confidence can be attributed to multidisciplinary ones, as they affect all aspects of training, integrative processes and issues of professional development of police officers.
Conclusions and results - today the image of the Russian policeman, unfortunately, leaves much to be desired and moral and psychological training of police officers is one of the priority areas of the moral and psychological services of the Russian Ministry of Internal Affairs. This is evidenced by a number of orders of the Minister of the Interior of the Russian Federation.
Keywords: law enforcement agencies, moral and psychological training, professionalism, vocational training structure.
Современные условия развития российского общества предъявляют повышенные требования к эффективности и качеству выполнения служебных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов[2].
Правоохранительная деятельность в целом является важнейшей сферой деятельности всего государства и функцией его специализированных органов и должностных лиц. Объектами правоохранительной деятельности государства выступают многие разновидности жизнеустройства общества и государства на базе осмысленно установленного правопорядка. Защита и охрана всех этих разновидностей правопорядка, гарантирование конституционных прав, свобод и законных интересов, действующих там субъектов, обеспечение их безопасности являются специализированными функциями соответствующих государственных органов и должностных лиц различных ветвей власти и видов государственной деятельности. Эти органы получили обобщенное родовое название правоохранительных органов, а осуществляемые ими функции и полномочия именуются правоохранительной деятельностью. Этот вопрос крайне актуален и требует всестороннего рассмотрения - основные проблемы наиболее важных составляющих кадрового обеспечения органов внутренних дел в современных условиях [1. стр. 38-39].
В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих норм, устанавливающих основу упорядочения жизни государства как субъекта права, общества в целом и отдельных его субъектов (физических и юридических лиц), возложена на государство, его специализированные органы и их должностных лиц [6. стр. 169]. Соответственно профессиональные компетенции достаточно специфичны. В глазах граждан планка профессиональных качеств сотрудника полиции достаточно высока и соответствовать ей возможно только в рамках непрерывного самосовершенствования и профессионально поставленной на вы.
Остается открытым и вопрос о совершенствовании правовой основы оценки эффективности деятельности индивидуальной работы по реализации воспитательной функции. В настоящее время основными противоречиями процесса осуществления воспитательной функции в настоящее время являются высокий уровень морально - психологической подготовки.
Противоречия между содержанием деклараций о целях индивидуальной воспитательной работы и содержанием ее реальной деятельности. Необходимым в этой связи признается совершенствование проводимой индивидуальной воспитательной работы, ее содержательных и методических аспектов[3].
Рисунок 1 системно отражает основные составляющие структуры эффективности морально психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Но только внешнего воздействия не достаточно, так как вся работа направлена на актуализацию имеющихся и создание дополнительных ресурсов, обеспечивающих активную и эффективную деятельность сотрудников органов внутренних дел.
Ведущими элементами процесса формирования профессионализма и личностного становления со-
АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
трудников МВД в условиях региона являются внутренние (личностные) и внешние (требования к выполняемой деятельности) качества. Изучаемый процесс подразумевает целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное воздействие и взаимодействие в деятельности МВД России.
Система профессиональной подготовки сотрудников полиции в настоящее время, как выявило констатирующий эксперимент, не способна в полной мере обеспечить качественную подготовку сотрудников с целью повышения эффективности их профессиональной деятельности.
Рис.1
Эффективность морально-психологического обеспечения
постоянной боевой и мобилизационной готовностью сил и средств морально-
психологического обеспечения своевременной постановкой задач командующими на организацию морально-психологического обеспечения четким планированием и высокой организованностью морально-лсихоп отческого обеспечения ВС в соответствии с оперативными планами, задачами обеспечиваемых войск (сил)и условиями конфетной обстановки
сосредоточением основных усилий морально-психологического обеспечения на важгейших
направлениях (в районах) действий войск(сил) и на выполнении главных задач поддержанием постоянного взаимодействия органов воспитательной работы со штабами и другими органами военногоуправления. государственного и местного управления, общественными и религиозными объединениями при организации морально
_психологического обеспечения_
^^ постоянным изучением, анализом и прогнозированием морально-психолошческой и
_информационной обстановки_
тесным взаимодействием органов управления морально-психолотческим обеспечением ВС при ведении операции в составе коалиционных группировок
своевременным маневром силами и средствами морально-психологического обеспечения
наличием резервов сил и средств морально-пси-холотческого обеспечения и умелым их ^^ использованием: поддержанием высокой жив/чести системыморально-психолотческого
_обеспечения_
устоич1вым непрерывным и скрытым управлением морально-психологическим обеспечением ^^ согласованным и умелым применением сил и средств морально-психологического ^__обесмм^ння -ИШШВ
К актуальным проблемам сложившейся системы можно отнести:
невысокий уровень учебной и профессиональной мотивации сотрудников как результат недостатков системы профориентации;
низкий уровень качества усвоения необходимых профессиональных знаний умений и навыков, что является следствием невысокого базового уровня образования сотрудников;
низкий уровень интеграции изучаемых учебных дисциплин, который в условиях многопредметности приводит к приобретению сотрудниками бессистемных, формальных знаний, трудностям их применения на практике и пр.
В результате система обучения полицейских не в полной мере готовит молодое пополнение органов внутренних дел к действиям в динамично меняющейся оперативной обстановке; слабо формирует умения коллективной организации деятельности, применения общих алгоритмов правоохранительных действий.
В заключении следует отметить, что повышение эффективности профессиональной подготовки на наш взгляд лежит в рамках использования инновационных технологий в процессе обучения, возможность моделирования профессиональных ситуаций в процессе обучения. Особое значение уделять вопросам сотрудников внутренних дел, которые в процессе своей профессиональной деятельности постоянно сталкиваются с различного рода ситуациями, требующими от них особых черт характера. Для большей информативности рассматривать в образовательном процессе практические ситуации, отражающие те или иные пути повышения профессионализма сотрудника ОВД.
Машекуашева М.Х.
Список литературы:
1. Машекуашева М.Х. Актуальные вопросы профессионального становления сотрудников органов внутренних дел. Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 6. С. 133-134.
2. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Некоторые вопросы комплектования и состояния воспитательной работы сотрудников МВД России. В сборнике: Результаты фундаментальных и прикладных исследований в России и за рубежом материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 38-39.
3. Машекуашева М.Х. Некоторые особенности воспитательной работы в органах внутренних дел: историко-методологический аспект. Черные дыры в Российском законодательстве. 2016. № 2. С. 120-121.
4. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Противоречия между религиями как фактор, разрушающий общественную мораль и угрожающий стабильности и безопасности государства. Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. С. 169.
Рецензия
на научную статью «Актуальные вопросы профессиональной подготовки сотрудников полиции: морально - психологический аспект» старшего преподавателя кафедры ГиГПД Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД РФ, кандидата психологических наук, профессора РАЕ Машекуашевой Маргариты Хасанби-евны
Автор отмечает, что современные условия развития российского общества предъявляют повышенные требования к эффективности и качеству выполнения служебных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов. Система профессиональной подготовки сотрудников полиции в настоящее время, как выявило констатирующий эксперимент, не способна в полной мере обеспечить качественную подготовку сотрудников с целью повышения эффективности их профессиональной деятельности. В результате система обучения полицейских не в полной мере готовит молодое пополнение органов внутренних дел к действиям в динамично меняющейся оперативной обстановке; слабо формирует умения коллективной организации деятельности, применения общих алгоритмов правоохранительных действий. Особое значение следует уделять вопросам сотрудников внутренних дел, которые в процессе своей профессиональной деятельности постоянно сталкиваются с различного рода ситуациями, требующими от них особых черт характера. Для большей информативности рассматривать в образовательном процессе практические ситуации, отражающие те или иные пути повышения профессионализма сотрудника ОВД.
Статья соответствует всем требованиями может быть опубликована в открытой печати.
Рецензент: начальник кафедры ОПД, к.ю.н., полковник полиции А.Ю. Тутуков