Научная статья на тему 'РИСУНОК БЕЗ ГРАНИЦ'

РИСУНОК БЕЗ ГРАНИЦ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСУНОК / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ВИЗУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / MATIUSH FIRST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кудрявцева Ирина Владимировна

Статья посвящена творчеству современной российской художницы Matiush First, практика которой в своей основе опирается на традицию рисунка и обогащается использованием широкого инструментария современных технологий. В статье на примере нескольких проектов рассматриваются и анализируются подходы художницы к исследованию разных аспектов визуальной культуры: от нормативных атрибутов академической традиции до эстетических особенностей произведений искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAWING WITHOUT LIMITS

The article is devoted to the work of the contemporary Russian artist Matiush First, whose practice is based on the drawing tradition and is enriched by using a wide range of technology tools. The artist’s approaches to visual culture studies are considered and analyzed in the article on the example of several projects.

Текст научной работы на тему «РИСУНОК БЕЗ ГРАНИЦ»

DOI: 10.17516/2713-2714-0066 УДК 7.036

DRAWING WITHOUT LIMITS

Irina V. Kudriavtseva

Yekaterinburg Museum of Fine Arts

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsyn Yekaterinburg, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the work of the contemporary Russian artist Matiush First, whose practice is based on the drawing tradition and is enriched by using a wide range of technology tools. The artist's approaches to visual culture studies are considered and analyzed in the article on the example of several projects.

Keywords:graphic art; drawing; contemporary art; visual studies; Matiush First.

Citation: Kudriavtseva, I.V. (2022). DRAWING WITHOUT LIMITS. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 4 (13), pp. 48-53.

И. В. Кудрявцева

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Уральский федеральный университет им. первого президента России Б. Н. Ельцина Екатеринбург, Российская Федерация

РИСУНОК

БЕЗ ГРАНИЦ

Статья посвящена творчеству современной российской художницы Matiush First, практика которой в своей основе опирается на традицию рисунка и обогащается использованием широкого инструментария современных технологий. В статье на примере нескольких проектов рассматриваются и анализируются подходы художницы к исследованию разных аспектов визуальной культуры: от нормативных атрибутов академической традиции до эстетических особенностей произведений искусственного интеллекта.

Ключевые слова: рисунок; современное искусство; визуальные исследования; Matiush First.

Современная российская художница Валерия Кузнецова, работающая под псевдонимом Matiush First, базирует свою творческую практику на рисунке, при этом не ограничиваясь рамками традиционных техник, для достижения образности использует разные медиа и неожиданные их сочетания1. Свое амплуа она обозначает как visual thinker (исследо-

ватель визуальной культуры). В фокус ее внимания попадает многообразие визуальных данных, с азартом и увлечением художница обращается к анализу практик видения, познания и репрезентации. Изображение для нее складывается из чувственного опыта всех органов восприятия, кроме того нередко значимую роль в конструировании образа играют так называемые нечелове-

, 4

m

Ш.

Matiush First. Из серии рисунков-конспектов. 2022.

Бумага, смешанная техника.

Размер варьируется

Собственность автора

Matiush First. From a series of drawings-summaries. 2022.

Paper, mixed technique The size varies

Authors property

ческие агенты (например нейронные сети). Практика Matiush First весьма разнообразна: помимо непосредственного рисунка, она экспериментирует с печатными техниками и способами производства цифровой графики, а также с трехмерным моделированием и приемами визуализации данных. Подобное расширение инструментария заставляет взглянуть на рисунок вне привычных границ. Художница Matiush First демонстрирует методологическую свободу в выборе основ и источников для своих визуальных исследований, как и сказочный литературный герой Яну-ша Корчака, к которому отсылает ее псевдоним, стремится смотреть на всё с позиции «незнания», открытости, опираясь на чувственный опыт.

Как мы видим? Как машина видит нас?

Один из ранних проектов Matiush First «Секреты старых мастеров» (2019) обращен к проблематике взаимодействия с художественной традицией. Серия рисунков была создана по мо-

тивам практики копирования образцов древней пластики в Государственном Эрмитаже в годы учебы в Санкт-Петербургском академическом институте им. И. Е. Репина. Из большого числа классических эталонных музейных произведений художница нарочно выбрала предметом своего внимания деформированные скульптуры с явными утратами, обломки и осколки разрушенных некогда ваз и статуэток. Основной своей задачей в этом упражнении она ставила выявление структуры рисунка, выстраивающейся исходя из траектории движения наблюдающего глаза2. Стремление преодолеть устоявшиеся и привычные нормативы репрезентации «классического» материала подталкивало Matiush First к постановке и решению вопроса о том, как мы видим и как распознаем атрибуты эстетического канона.

Логическое продолжение эти рассуждения нашли в серии акварелей «Second» (2018), стилизованных под образцы «неопределенной классики». Иронично, что предметными прототипами для этих рисунков послужили игрушки из се-конд-хенда, спонтанно нагроможденные в витрине магазина, подобные барочным барельефам или фрескам. Таким образом, ординарные в сущности объекты оказались замаскированы внешней эстетической подачей. Работы серии вызывают у зрителя своего рода эффект припоминания, образы Matiush First одновременно выстраивают ассоциации с мистическими рисунками Чекры-гина и Гойи или набросками французских и итальянских мастеров XVIII века.

От работы с классическим рисунком и границами распознавания его нормативной эстетики художница перешла к исследованию механизмов визуализации данных. Проекты «Point/Clouds» (2019), «Data man» (2020) и другие апеллируют к технической эстетике репрезентации информации, а также технологиям машинного видения и моделирования образов. Matiush First, по ее собственному замечанию, интересует рисунок как таковой во всем многообразии его проявлений. Техническая вспомогательная графика предстает неслучайным визуальным источником, укорененным в саму историю появления профессионального художественного образования в России3. Однако сугубо рациональные особенности, присущие научной иллюстрации, в работах современной художницы уступают место спонтанности, фрагментарности и хаотичности. Вдобавок исследование «ошибок» и глитчей, обнажение несовершенств и ограничений сканинга

нейросети поэтизируется рукотворно изобразительными средствами графики. Произведения часто сочетают целый коллаж печатных и оригинальных техник исполнения: трафарет, монотипию, линогравюру, декупаж, непосредственный рисунок карандашами, гуашью, акварелью и пр. При этом возникают многослойность, путаность и неоднозначность изображения.

Широкое видение

Сбор и обработка визуальных данных являются основой каждого нового проекта Matiush First. Последний год художница работает над объемной серией «рисунков-конспектов» (2022), организующих изобразительными средствами большой поток разрозненной информации и знаний. Все части этой серии выполнены на длинных, вытянутых по горизонтали линованных листах бумаги (отсылающей к технической графике), на которых Matiush First собирает фрагментами собственные визуализации разнообразных данных. Вольный формат конспекта позволяет объединять образы, вдохновленные книгами по психологии, научными статьями, детскими рисунками, схемами оптических механизмом, рентгеновскими снимками, «творчеством» нейросети и многим другим. Для создания рисунков художница использует множество фактур карандашей, шариковых ручек, акварельных и гуашевых красок. При компоновке композиций на отдельных листах она руководствуется прежде всего визуальной и цветовой сочетаемостью, а также гармоничным сосуществованием отдельных тем и фрагментов (обычно на листе их около трех). Так,

например, воспроизведение схемы образования цвета из источника света соседствует с картинкой потоков холодного и горячего воздуха, а в другом фрагменте мы видим рядом несколько вариантов того, как система искусственного интеллекта распознает изображение, считывает контуры и моделирует объемные объекты.

Конспект для его автора становится методом творческой работы, формой осмысления любого нового знания, которое можно вписать в причудливо закодированную систему. Эстетическая привлекательность рисунков является первым интригующим приглашением к внимательному рассматриванию, при этом отнюдь не предполагается, что зритель сможет распознать за всеми рисунками их прототипы или интерпретировать каждый из фрагментов изображения. Программная особенность этих визуальных ребусов - их осознанная недосказанность и необъяснимость. Режим просмотра также не задан, порядок и расположение листов всей серии вариативны. Художнице важно дать зрителю возможность ощутить механизм взаимодействия с изображением как особый способ мыслительной деятельности.

Изучение моделей видения через сложноо-рганизованные конфигурации образов роднит «рисунки-конспекты» Matiush First с многолетним монументальным проектом «Атлас» Герхар-да Рихтера (1962-2015) [1]. Визуальный архив, в котором отдельные фрагменты общего полотна создают внеиерархичные связи, дает поле для неожиданных (а может и нераспознаваемых) значений. Американская феминистка Донна Харуэй

Matiush First. Из серии Second. 2018. Бумага, акварель, цветные карандаши. 30x42

Собственность автора

Matiush First. From the series "Second2018. Paper, watercolor, colored pencils. 30x42

Author's property

Matiush First. Из серии «Секреты старых мастеров». 2019. Бумага, акварель,

цветные карандаши. 50x71

Собственность автора

Matiush First. From the series "Old masters' secrets2019. Paper, watercolor, colored pencils. 50x71

Author's property

Matiush First Из серии Point / Clouds. 2019. Бумага, литография, монотипия, акварель, гуашь, цветные карандаши. 36x48

Собственность автора

Matiush First From the series "Point / Clouds". 2019. Paper, lithograph, monotype, watercolor, gauche, colored pencils. 36x48

Author's property

Matiush First Chapter one. How we see? 2019-2020. Бумага,

смешанная техника. 23x32

Собственность автора

Matiush First. Chapter one. How we see? 2019-2020. Paper,

mixed technique. 23x32

Author's property

называет этот прием «широкое видение» [3]. С большой долей изобретательности художница Matiush First перепутывает и объединяет образы, происходящие из разных контекстов, обнаруживает в них точки потенциальной визуальной коммуникации. Так, иллюстрации художественной литературы оказываются неожиданно схожи с ритмами систематических графиков, а рисунки нейросети - с детскими. Практика таких сопоставлений расширяет и сами смысловые задачи произведения искусства. Рисунок в этом случае приобретает значение «библиотеки бесконечных интерпретаций» и ^запрограммированных смыслов.

Неосознанный опыт

Для Matiush First особое значение в графике имеет перформативная составляющая. Рисование понимается как своего рода телесная практика, начинающаяся в уникальности почерка каждого человека. В проекте «Kidmapping» (2020) художница работает с найденными объектами - коллекцией школьных контурных карт, заполненных десятком разных детей. Ее привлекают разнообразие и самобытность этих рисунков: системы обозначений, надписи, указатели и пр. Ребенок, сталкиваясь с материалом древней истории или географии, обращается скорее к неосознанному опыту, поскольку самостоятельным жизненным опытом он еще не оснащен. Ограниченные представления о геополитических процессах или территориальных расстояниях замещаются вариативностью подходов к изображению и выбору выразительных средств, которые используют школьники. В своей работе Matiush First создает серию карт, на поверхности которых в точности воспроизводит и сочетает

отдельные приемы и целые фрагменты детских рисунков. Проект «Kidmapping», таким образом, фиксирует остатки своеобразной перформатив-ной практики десятков школьников и пробле-матизирует систему образования и социального конструирования личности [2].

Развитием темы практик неосознанного опыта стала выставка - тотальная инсталляция «Живой уголок» (2022), разместившаяся в мастерской художницы в Уральском филиале ГМИИ им. A.C. Пушкина в Екатеринбурге. Пространство было наполнено объектами, рисунками, скульптурами, вдохновленными школьной атмосферой. Внимание в экспозиции привлекала доска с фотографиями, напоминающая множество подобных стендов, посвященных внеклассной жизни, но при более тщательном рассмотрении являющаяся ловко сгенерированным нейронной сетью изображением. Фоновый просмотр этого образа быстро нормализует его в восприятии зрителя, не позволяя фиксироваться на странностях, дефектах и глитчах, которые становятся очевидны позднее.

Деконструкция и остранение нормативной репрезентации используются и в коллаже «Без названия» (2018-2019), представляющем собой внушительную карту, составленную из фрагментов большого советского атласа. Подчеркнутая материальность и «реальность» всех элементов (в приближении можно узнать картографические обозначения) не мешают появлению довольно абстрактной картины мира, лишенной выраженного центра и закономерной иерархии. Смешивая разные типы карт, Matiush First предлагает зрителю вообразить пространство в множественности точек зрения, тем самым разору-

жив сложившиеся стереотипы доминирующего знания и объективистской модели образования.

Творчество Matiush First дает пример свободного и открытого трактования практики рисунка. В произведениях художницы сочетаются внимание к самобытности традиционных графических техник, а также чувствительность к технологиям и новейшему инструментарию. Размечая новые возможности и потенциалы современного рисунка, Matiush First обозначает этические смыслы своей художественной практики. Самостоятельность и экспериментирование позволяют художнице ставить перед собой неординарные задачи и отыскивать не менее оригинальные решения.

Примечания

1. Matiush First (p. 1994) - российская художница, родилась и выросла в Екатеринбурге. С 2014 по 2018 годы проходила обучение в Санкт-Петербургском академическом институте им. И. Е. Репина, в 2018 году участвовала в обменной программе в Musashino Art University (MAU, Токио). С 2016 года участвует в групповых выставках в Москве, Санкт-Петербурге,

Екатеринбурге. Произведения хранятся в частных собраниях в России и за рубежом.

2. Отслеживанием трекинга глаз занимается оку-лография, значительный вклад в ее развитие сделал советский физиолог А. Л. Ярбус (1914-1986). Его практические эксперименты и монография «Роль движения глаз в процессе зрения» легли в основу изучения механизмов работы органов зрения человека.

3. Учреждению Академии художеств предшествовало появление художественного отделения Академии наук, ориентированного в том числе на решение прикладных задач науки и техники.

Литература

1. Захарченко, И.Н. Атлас Г. Рихтера: стратегии репрезентации современных визуальных практик // Вестник РГГУ Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». - 2020. - № 8. - С. 82-95.

2. Кузьмичев,Е. Formation / Образование: персональная выставка Matiush First // Namegallery. - Санкт-Петербург. - URL: http://namegallery.ru/formation (дата обращения 07.10.2022).

3. Харуэй, Д. Ситуативные знания: вопрос о науке в феминизме и преимущество частичной перспективы // Логос. - № 1 (146). - Т. 32. - Москва, 2022. - С. 237-271.

Matiush First. Из серии рисунков-конспектов. 2022.

Бумага, смешанная техника.

Размер варьируется Собственность автора

Matiush First. From a series of drawings-summaries. 2022. Paper,

mixed technique The size varies

Author's property

Matiush First. Из серии Kidmapping. 2020. Бумага, линогравюра, смешанная техника. 23x32

Собственность автора

Matiush First. From the series Kidmapping. 2020.

Paper, linocut, mixed technique. 23x32

Author's property

Matiush First. Из проекта «Живой уголок». 2022. Бумага, смешанная техника. 23x30

Собственность автора

Matiush First. From the project "Living Corner". 2022. Paper,

mixed technique. 23x30

Author's property

References

1. Zakharchenko I. N. Atlas G. Rixtera: strategii reprezentacii sovremenny' x vizualny'x praktik [G. Richters atlas: strategies of contemporary visual practices representation]. Vestnik RGGU, series "Literature studies. Linguistics. Cultural studies", 2020, no. 8, pp. 82-95.

2. Kuzmichev E. Formation. Obrazovanie: personal'naya vy'stavka Matiush First [Formation. Education: Matiush Firsts personal exhibition]. Namegallery, Saint Petersburg, available at: http://namegallery.ru/formation (accessed 07.10.2022).

3. Haraway D. Situativny e znaniya: vopros о nauke v feminizme i preimushhestvo chastichnoj perspektivy [Situated Knowledges: The Science Question in Feminism and the Privilege of Partial Perspective]. Logos, no. 1 (146), Vol. 32, Moscow, 2022, pp. 237-271.

Об авторе

Кудрявцева Ирина Владимировна - искусствовед, куратор, заведующая отделом современного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, ассистент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета им. первого президента России Б.Н. Ельцина E-mail: invelian@yandex.ru

Kudriavtseva Irina Vladimirovna

Art historian, head of the Contemporary Art Department in the Yekaterinburg Museum of Fine Arts, assistant at the Art History and Museology Department in the Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsyn

Экспозиция выставки Matiush First «Живой уголок». 2022. Уральский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Екатеринбург) Фото А. Марченковой

The exposition of the

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Matiush First exhibition

"Living corner". 2022.

Ural Branch

of the Pushkin

State Museum of Fine Arts

(Yekaterinburg)

Photo

by Anna Marchenkova

Matiush First. Без названия. 2018-2019. Коллаж. 80x100

Собственность автора

Matiush First. Without a name. 2018-2019. Collage. 80x100 Author's property

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.