Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ КНИЖНАЯ ГРАФИКА ТЮМЕНИ: ОТ ИЛЛЮСТРАЦИИ К КОМИКСАМ'

СОВРЕМЕННАЯ КНИЖНАЯ ГРАФИКА ТЮМЕНИ: ОТ ИЛЛЮСТРАЦИИ К КОМИКСАМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
169
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ТЮМЕНИ / КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / КОМИКС / ГРАФИКА / «КОСМИЧЕСКАЯ КОРОВА» / «КОНТОРА ПАРОХОДСТВА» / К. ШОХОВ / А. ЖЕРНОВА / А. ГАРИН / М. ФООТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Клейман Елена Алексеевна

В статье рассматривается творчество книжных иллюстраторов Тюмени, стилистические особенности их произведений. Художники принадлежат к разным поколениям, но все они (К. Шохов, А. Жернова, А. Гарин, М. Фоот и др.) активно вошли в художественную жизнь Тюмени. За годы работы сформировался их узнаваемый творческий почерк. На примере иллюстраторских проектов последних лет делается попытка прояснить положение современной книжной графики в Тюмени, отмечается ограниченное число художников, работающих в регионе в этой сфере. Особое внимание в статье уделено искусству комиксов - своеобразной альтернативе классической книжной графики, ставшей неотъемлемой частью художественной идентичности Тюмени в российском и международном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Клейман Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY BOOK GRAPHIC OF TYUMEN: FROM ILLUSTRATION TO COMICS

The article focuses on the work of Tyumen contemporary illustrators and the features of their artistic style. The artists represent different generations, but all of them - K. Shokhov, A. Zhernova, A. Garin, M. Foot - have become a part of Tyumen art scene, have participated in regional and federal exhibitions, and have formed their own creative style over the years. For the first time this paper makes an attempt to consider the works of the aforementioned authors in academic context, to analyze their artistic journeys and illustration projects, as well as to consider the state of contemporary book illustration in Tyumen. The article concludes that while the number of artists who work with book illustration is limited, we see that another art form also associated with books is widely represented - the comic book art. Comics have become an integral part of Tyumen's identity not only in the local Russian context, but also in the global artistic context, having also become an alternative to traditional book illustration.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ КНИЖНАЯ ГРАФИКА ТЮМЕНИ: ОТ ИЛЛЮСТРАЦИИ К КОМИКСАМ»

DOI: 10.17516/2713-2714-0062 YflK 76

CONTEMPORARY

BOOK GRAPHIC OF TYUMEN:

FROM ILLUSTRATION TO COMICS

Elena A. Kleiman

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsyn Yekaterinburg, Russian Federation

Abstract: The article focuses on the work of Tyumen contemporary illustrators and the features of their artistic style. The artists represent different generations, but all of them - K. Shokhov, A. Zhernova, A. Garin, M. Foot - have become a part of Tyumen art scene, have participated in regional and federal exhibitions, and have formed their own creative style over the years. For the first time this paper makes an attempt to consider the works of the aforementioned authors in academic context, to analyze their artistic journeys and illustration projects, as well as to consider the state of contemporary book illustration in Tyumen. The article concludes that while the number of artists who work with book illustration is limited, we see that another art form also associated with books is widely represented - the comic book art. Comics have become an integral part of Tyumen's identity not only in the local Russian context, but also in the global artistic context, having also become an alternative to traditional book illustration.

Keywords: contemporary art; Tyumen book illustration; Tyumen comic book culture; comic book festival; graphic.

Citation: Kleiman, E.A. (2022). CONTEMPORARY BOOK GRAPHIC OF TYUMEN: FROM ILLUSTRATION TO COMICS. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 4 (13), pp. 16-23.

E. А. Клейман

Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина Екатеринбург, Российская Федерация

А. Гарин. Иллюстрация к комиксу «Strong culture». Страница 8. 2018. Диджитал-графика. 14,8x21

Собственность автора

A. Garin. An illustration for the comic book "Strong culture". Page 8. 2018. Digital graphics. 14,8x21

Author's property

СОВРЕМЕННАЯ

КНИЖНАЯ ГРАФИКА ТЮМЕНИ:

ОТ ИЛЛЮСТРАЦИИ К КОМИКСАМ

В статье рассматривается творчество книжных иллюстраторов Тюмени, стилистические особенности их произведений. Художники принадлежат к разным поколениям, но все они (К. Шохов, А. Жернова, А. Гарин, М. Фоот и др.) активно вошли в художественную жизнь Тюмени. За годы работы сформировался их узнаваемый творческий почерк. На примере иллюстраторских проектов последних лет делается попытка прояснить положение современной книжной графики в Тюмени, отмечается ограниченное число художников, работающих в регионе в этой сфере. Особое внимание в статье уделено искусству комиксов - своеобразной альтернативе классической книжной графики, ставшей неотъемлемой частью художественной идентичности Тюмени в российском и международном контексте.

Ключевые слова: современное искусство Тюмени; книжная иллюстрация; комикс; графика; «Космическая корова»; «Контора пароходства»; К. Шохов; А. Жернова; А. Гарин; М. Фоот.

Современная книжная иллюстрация в эпоху всеобщей цифровизации, сопровождаемой ограничением контактов между людьми, воспринимается читателем как личное соприкосновение и диалог с художником. Этому помогает имитация художественных материалов при создании диджитал-рисунков, а также выход современной книги за материальные пределы, интеграция с дополненной реальностью, внедрение в нее интерактивных элементов, которые можно увидеть, воспользовавшись смартфоном.

В художественной жизни Тюмени последнего десятилетия иллюстрированная книга присутствует в различных форматах: от традиционной бумажной книги до «нематериальной» цифровой и популярных комиксов. Этому способствуют развитие инфраструктуры современного визуального искусства в городе, а также рост проектов, организованных самими художниками.

Несмотря на то, что в городе с населением в восемьсот тысяч человек, согласно социологическому исследованию визуального искусства 2018 года [5, с. 34], только 30% является аудиторией современного искусства, его институциональный контекст существенно изменился.

Так, в 2017 году произошло открытие обновленного Музейного комплекса им. И.Я. Словцова, которое сопровождалось показом специального проекта 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Работа никогда не завершается», а в 2019 году появилась важная для молодых художников выставочная площадка -мультицентр «Контора пароходства».

Художники в сотрудничестве с независимым книжным магазином «Никто не спит» создали в 2014 году магазин комиксов «Космическая корова». Его команда проводила в 2018-2019 годах международный фестиваль Comic Arts Tyumen, собравший широкий круг представителей этого вида графического искусства из разных городов России и стран мира.

Специалистов творческих профессий, в том числе графиков и книжных иллюстраторов, дизайнеров, в Тюмени готовят несколько высших учебных заведений: государственный институт культуры, государственный университет (кафедра искусств в Институте психологии и педагогики) и индустриальный университет (Институт архитектуры и дизайна). Новую ноту внесла в культурную среду города и Школа перспективных исследований ТГУ, в которой созданы новые профили подготовки - «культурные исследования»,

«кино и медиа». В результате сложившаяся благоприятная среда дала локальным художникам возможность остаться в городе и вести самостоятельную творческую деятельность.

Художников, специализирующихся на книжной иллюстрации, в Тюмени немного. Однако к литературным темам в своем творчестве обращаются не только они, но и мастера, работающие в живописи и станковой графике, например известный тюменский художник Михаил Гард у б ей (1948-2022) [1, с. 90-91].

Одна из заметных фигур в тюменской книжной иллюстрации - Константин Шохов (род. 1962), живописец и график, член Союза художников России и Международной ассоциации искусствоведов стран СНГ [3, с. 31]. Окончив художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института, он занимается не только самодостаточным творчеством, но и преподаванием художественных дисциплин в учебных заведениях города разного уровня (от общеобразовательной школы до кафедры изобразительного искусства Тюменского государственного университета).

Живописные и графические произведения Константина Шохова представляют собой характерные для «тагильской художественной школы» абстрактные композиции со сложными цветовыми и тональными отношениями, в которых рождаются неуловимые, подвижные образы, при-

К. Шохов. Иллюстрация к повести К. Одегова «Письма к Иде». 2021.

Гелевая ручка,

бумага.

21x29,7

Собственность автора

К. Shokhov. An illustration to the story of K. Odegov "Letters to Ida". 2021.

Gel pen, paper. 21x29.J

Author's property

К. Шохов. Иллюстрация к повести К. Одегова «Письма к Иде». 2021.

Гелевая ручка, бумага. 21x29J

Собственность автора

К. Shokhov. An illustration to the story of K. Odegov "Letters to Ida". 2021.

Gel pen, paper. 21x29J

Author's property

К. Шохов. Иллюстрация к повести К. Одегова «Письма к Иде». 2021. Гелевая ручка, бумага. 21x29,7

Собственность автора

К. Shokhov. An illustration to the story of K. Odegov "Letters to Ida". 2021.

Gel pen, paper. 21x29,7

Author's property

сутствует увлечение философскими размышлениями о сложности духовной жизни человека.

Одна из последних его работ - иллюстрации к повести кинорежиссера Константина Одегова «Письма к Иде» (2021)1. В ней история семьи российских немцев из Нижнего Поволжья изложена в виде писем главного героя Альфреда, выбравшегося из Советского Союза на историческую родину в Германию, к своей двоюродной сестре, оставшейся в России, с которой он потерял связь. Драматическая история семьи воплощена в скупой графической манере, отмеченной ограниченной черно-белой цветовой гаммой, но эмоционально точно передающей события, разворачивающиеся в повести. Письма героя начинаются с зимы 1928 года, когда его семья столкнулась с политикой коллективизации: их раскулачили, хозяйство и дом изъяли и отправили в Сибирь.

В ответ на частое цитирование писателем советских лидеров художник использует слова из новояза или немецкого языка как один из графических приемов: дублируя лозунги и текст повести, он усиливает реалии двойственного мира героев. В иллюстрациях это очевидно, например, в соединении изображения чекиста, грозно восседающего за столом, и надписи «контрибуция», словно даже на лингвистической основе государство объявляет кулакам войну. В другом случае

над фигурами женщины и ребенка нависает громоздкая тень с рядом новых, выдуманных репрессивным государством слов, сложных для ребенка, чьими глазами видится история: «кулак», «подкулачник», «экспроприация». Как и ребенок, каждый раз читатель-зритель не только воспринимает все эти тяжело звучащие слова, но и смотрит на происходящее снизу вверх.

Момент бегства героев из деревни художник запечатлел в эскизной манере: быстрый штрих, рваные линии, темные пятна фигур людей и лошади, местами контурный рисунок. Преобладание белого пространства в листе оставляет ощущение одиночества и потерянности: привычная жизнь для героев стала невозможна, все планы на будущее оборвались, как и само будущее.

Иллюстрации Константина Шохова органично дополнили текст повести Константина Одегова «Письма к Иде». Художник удачно стилизовал всю книгу под довоенное детское издание, использовал нетипичную для его работ графическую технику и ограниченную цветовую палитру.

Молодое поколение иллюстраторов Тюмени представляет Александра Жернова (род. в 1994) -художник и куратор выставочного пространства мультицентра «Контора пароходства». Выпускница Саратовского художественного училища им. А.П. Боголюбова (кафедра дизайна) и Санкт-Пе-

тербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица (отделение книжной и станковой иллюстрации), она использует в своем творчестве различные техники: 20-графику, офорт, монотипию, линогравюру, гравюру на картоне и на пластике.

В серии монотипий по мотивам повести Джорджа Оруэлла «Скотный двор» Александра Жернова экспериментирует с нанесением краски на пластину, используя нити и мокрую бумагу, дабы передать фактуру шерсти животных и получить динамичные мазки краски. Реалистично-гротескные изображения животных подчеркивают сатирическую интонацию притчи-повести Джорджа Оруэлла.

Одной из последних работ художницы являются иллюстрации к детской интерактивной книге о теле, чувствах и отношениях Дарьи Рахманиновой «Секспросвет для детей 5-8 лет» (2022)2. В процессе работы над этой книгой Александра Жернова обратилась к диджитал-иллюстрации. Художница в деликатной манере стремилась отобразить такие сложные темы взросления, как отстаивание личных границ, вопросы «как и откуда берутся дети», «что такое любовь» и многие другие. Для этого использовалась ограниченная цветовая гамма из двадцати трех цветов, которые комбинировались между собой на протяжении всей книги. Необходимую контрастность, которой должна обладать детская иллюстрация для фокусирования внимания ребенка, художница также выдержала, а для легкого восприятия персонажей и их эмоций выбрала основой геометризацию фигур. Композиция книжных разворотов построена так, чтобы взгляд не выходил за пределы иллюстрации, а сюжет был понятным читателю.

Повествование книги строится на игре и знакомстве читателя и главного персонажа книги через личный дневник и анкеты. Для выстраивания этих теплых чувств художница часто использует приемы имитации рукописного текста, изображает персонажей книги принадлежащими к разным культурам и национальностям для нормализации различий между людьми и их репрезентации.

Важным для города и формирующим вокруг себя сообщество независимых художников стал магазин инди-комиксов, комикс-клуб и одновременно художественное объединение «Космическая корова», образовавшееся на базе одноименного магазина комиксов в 2014 году. Здесь сложился круг молодых художников, которые сейчас активно работают в области комикса: Гоша

Елаев, Алексей Жуликов (Q. Jay), Мария Фоот, Мария Михайленко, Андрей Гарин, Никита Плеханов, Маргарита Обухова, Алиса Вельвет, Саша Маккай, Дарья Новикова, Мария Бражникова, Степан Дидуренко, Алиса Звонарева и многие другие.

Комиксы сочетают в себе сразу два вида искусств: литературу и изобразительное искусство, что роднит их с книжной иллюстрацией. Исследователь Скотт Макклауд определяет комиксы как иллюстративные и другие изображения, составленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации и/или получения эстетического отклика от зрителя [2, с. 9]. Так же, как и книжная графика, комикс имеет различные стилевые решения, которые зависят от жанров и тем, поднимаемых в произведениях. Разножанро-вость тюменских комиксов очевидна в творчестве Андрея Гарина и Марии Фоот - двух интересных и разноформатных художников.

Андрей Гарин (род. в 1997) начал писать и рисовать собственные комиксы с 2017 года. Он окончил художественно-графическое направление кафедры искусств Тюменского государственного университета, принимал участие в многочисленных фестивалях, среди которых - Comic Arts Tyumen (2018, 2019), Comic Arts Brooklyn (2018), Comic Con Russia (2018), в выставке комиксов Street Vision (2018). В последние три года Андрей Гарин выпустил ряд авторских комиксов («Strong culture: Гика», «Soft Room», «Biomaton», «Onryo»), а также был одним из художников антологий «Цунами» (2019, издательство «jellyfish jam»),

А. Жернова. Для чего нужны изменения в теле.

Люди выглядят по-разному.

Иллюстрации к книге Д. Рахманиновой «Секспросвет для детей 5-8 лет». 2022. Диджитал-графика.

21,5x34

Собственность автора

A. Zhernova. What changes in the body are needed for.

People look different.

Illustrations to the book by D. Rachmaninova "Sex education for children of 5-8 years old". 2022. Digital graphics. 21,5x34

Author's property

Жернова. Иллюстрация к повести Дж. Оруэлла «Скотный двор». 2018. Монотипия. 42x59,4

Коллекция Марко Фабиани (Marco Fabiani), Монтелеоне-ди-Фермо (Италия)

A. Zhernova. An illustration to the story by J. Orwells "Animal Farm". 2018. Monotype. 42x59,4

Marco Fabiani collection, Monteleone di Fermo (Italy)

«Nightlife Noir» и «Book of Fuligin», занимался иллюстрацией книг, журналов и настольных игр.

Первый, а точнее нулевой выпуск серии комиксов «Strong culture», или «tôska», вышедший в 2018 году, без слов рассказывает историю постапокалиптического мира. В нем землю населяют мутанты, а оставшемуся в живых мужчине и его близким, чтобы выжить, необходимо расщепить себя на молекулы, дабы иметь возможность сохранить свой вид. Художник использует характерную для его графики черно-белую гамму с добавлением травянистого зеленого. В зеленый окрашивается всё: плоды с деревьев и лес, одежда главного героя, космический корабль, мутировавшие существа и жидкость, которая содержит в себе ген человека. На протяжении всего рассказа мужчина остается белым, и только на мгновение, когда он решает

расщепить себя на молекулы и прыгает в резервуар с жидкостью, он окрашивается в такой же травянисто-зеленый, как и всё вокруг него. В комиксе дается некая альтернативная история появления разумной жизни: после того, как космический корабль вышел в открытый космос и выстрелил в разные стороны капсулами с человеческим геномом, они попали на ближайшие планеты, превратив местных приматов в гуманоидов. Зеленый цвет, как синоним жизни, окрашивает образовавшуюся новую форму существования примата. Завершая комикс портретом семьи главного героя, автор дает понять, что они обрели новый дом, но вооруженный копьями отряд за их спинами показывает, что круг насилия запустился сначала и уже через тысячи лет от разумной жизни на новой планете не останется также ничего.

По признанию самого художника, на его стиль оказали влияние такие художники, как Филипп Дрюйе3 и Жан Жиро4. В целом довольно эклектичный стиль Андрея Гарина характерен детальной проработкой технических элементов окружения, графическим решением и минималистичной цветовой гаммой.

Другую линию представляет Мария Фоот (род. в 1999) - художник-график, свой путь в искусстве начавшая именно с комиксов. Окончив архитектурное направление Тюменского института культуры, она успела поучаствовать во множестве фестивалей, среди которых Comic Arts Tyumen (2018-2019), Comic Arts Brooklyn (2018), The Millionaires Club (Германия, 2019), «Бумага» (Томск, 2019), «Другие книги» (Новосибирск, 2019) и многие другие. В составе объединения «Космическая корова» в 2019 году она сделала коллективную работу «Личное пространство» для спецпроекта 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Тюмени «Все не то, чем кажется» [4, с. 344-390], в 2020 году участвовала в выставке тюменских художников «Все свои: Синхронизация» с коллективной работой «Сегодня?», а в 2021 году, уже сольно, Мария Фоот в спецпроекте Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Создать новый слой» создала в Тюмени инсталляцию «Город сожрал все звезды».

Комикс Марии Фоот «What Is Water?» напечатан на домашнем принтере и сшит вручную в 2019 году. Размышляя о том, что же такое вода, художница работает в ограниченной до черного и белого цветовой гамме, как бы нагнетая и усиливая мощь стихии. Минималистичность текста

компенсируется богатством образов, полученных с помощью экспрессивных штрихов, а иногда полным затемнением листа. Художница настраивает на медленные размышления о бытии и сути воды: реки, окутывающие Землю, очень похожи на вены в человеческом теле. Они будто реки, питающие землю, соединяют его участки в некое единство жизни. Человек и есть вода, как и многие вещи, окружающие нас. Бездна, которой является вода, в конце поглощает человека, а получившиеся от этого многочисленные круги спиралью смазывают черты лица.

Мария Фоот часто в своих работах комбинирует традиционный рисунок от руки с диджи-тал-графикой. Стиль художницы, в том числе благодаря архитектурному образованию, построен на четких линиях, порой хаотичных, но аккуратных штрихах и минималистичных цветовых сочетаниях. Сама художница называет свой стиль психоделической графикой, которая перетекает от абстракции к реалистическим образам.

В статье представлены лишь некоторые фигуры, значимые для арт-сцены Тюмени. Современная художественная ситуация в городе свидетельствует, что классическая книжная графика утратила популярность у большинства авторов. Академические, признанные мастера нередко об-

ращаются в своих станковых работах к сюжетам литературных произведений, но непосредственно иллюстрированию книг свое творчество посвятили единицы. На смену пришло увлечение комиксами, широко представленными в Тюмени. Начиная с 2014 года комикс-сообщество сформировало здесь свою среду и воспитало много талантливых художников. Это направление искусства книги стало маркировать художественную идентичность Тюмени в российском и международном контексте. Большая часть художников, работающих в этой сфере в Тюмени, состоит в художественном объединении «Космическая корова», они активно проявляют себя на региональной и общероссийской художественной сцене.

А. Гарин. Иллюстрация к комиксу «Strong culture». Страницы 2, 7, 12.

2018.

Диджитал-графика.

14,8x21 Собственность автора

A. Garin. An illustration for the comic book "Strong culture". Page 2, 7, 12. 2018.

Digital graphics. 14,8x21

Author's property

M. Фоот. The same rivers run in our hands. Its part of us. Иллюстрации к комиксу «What Is Water?». 2019. Бумага, карандаш. 21x29,7

Собственность автора М. Foot.

The same rivers run in our hands. Its part of us. Illustrations for the comic book "What Is Water?". 2019. Paper, pencil 21x29,7 Author's property

Примечания

1. Одегов, К. Письма к Иде : повесть. - Тюмень : изд-во Тюменского гос. ун-та, 2021. - 124 с. Книга стала лауреатом Всероссийского конкурса грантов «Российские немцы в авангарде будущего - 2021».

2. Рахманинова, Д. Секспросвет для детей 5-8 лет. Интерактивная книга о теле, чувствах и отношениях. -Москва: Дримбук, 2022. Автор - основательница проекта по сексуальному образованию для подростков и родителей «Неудобный разговор», методист образовательных программ и научная сотрудница Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова Российской академии наук.

3. Дрюйе Филипп (род. 1944, Тулуза, Франция) -французский художник и создатель комиксов, новатор в области визуального дизайна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Жиро Жан (1938, Париж, Франция - 2012, Мон-руж, Франция) - французский художник, автор комиксов. Также известен под псевдонимом Мёбиус.

Литература

1. Валов, А.А., Сезева, Н.И., Шайхтдинова, Н.Н. Художники Тюмени. Юбилейный альбом. - Тюмень, 1994. - 197 с.

2. Макклауд, С. Понимание комикса: невидимое искусство. - Москва: Белое яблоко, 2016. - 216 с.

3. Межрегиональная художественная выставка «Урал XI» : каталог. - Тюмень : ТОО ВТО «Союз художников России», 2013. - 216 с.: 258 ил.

4. 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства (12.09-01.12.2019) : каталог. - Екатеринбург : Уральский филиал Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО, 2019. -452 с.: ил.

5. «Что-то новое и необычное»: аудитория современного искусства в крупных городах России / отв. ред. А.Ю. Прудникова, науч. ред. Л.Е. Петрова. - Москва ; Екатеринбург : Кабинетный ученый ; Екатеринбургская академия современного искусства, 2018. - 400 с.

References

1. Valov A. A., Sezeva N. I., Shaikhtdinova N. N. Hudozhniki Tyumeni. Yubilejnyj al'bom [Artists of Tyumen. An anniversary album]. Tyumen, 1994,197 p.

2. McCloud S. Ponimanie komiksa: nevidimoe iskusstvo [Understanding Comics: The Invisible Art]. Moscow, Beloe yabloko, 2016, 216 p.

3. Mezhregional'naya hudozhestvennaya vystavka «Ural XI»: katalog [Interregional art exhibition "Urals XI": a catalogue]. Tyumen, Union of Artists of Russia, 2013, 216 P-

4. 5-ya Ural'skaya industrial'naya biennale sovremennogo iskusstva (12.09-01.12.2019): katalog [The 5th Ural Industrial Biennial of Contemporary Art (12.0901.12.2019): a catalogue]. Yekaterinburg, Ural Branch of the State Centre for Contemporary Art as a part of ROSIZO, 2019,452 p.

5. «Chto-to novoe i neobychnoe»: auditoriya sovremennogo iskusstva v krupnyh gorodah Rossii ["Something new and unusual": contemporary art audience in major Russian cities]. Ex. ed. Prudnikova A.Yu, scientific ed. Petrova L.E. Moscow, Yekaterinburg, Kabinetnyj uchenyj, Yekaterinburg Academy of Contemporary Art, 2018, 400 p.

Об авторе

Клейман Елена Алексеевна - художник, главный редактор газеты об искусстве Тюмени «Вы», руководитель отдела поддержки сообществ мультицентра «Контора пароходства», Тюмень; студентка магистерской программы «Искусство России: на границах Востока и Запада» Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина

E-mail: elenakleimanl797@gmail.com Kleiman Elena Alekseevna

An artist, chief editor of the art paper "We", head of the Community Support Department of die multicenter "Kontora parohodstva", a student of the master's program "The Art of Russia: on the borders of East and West" at the Ural Federal University, Tyumen

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.