Научная статья на тему '"АТОМНАЯ ПРОВИНЦИЯ":ОБЪЕДИНЕНИЕ, ВЫСТАВКА, ПЕРСОНАЖИ'

"АТОМНАЯ ПРОВИНЦИЯ":ОБЪЕДИНЕНИЕ, ВЫСТАВКА, ПЕРСОНАЖИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕДИНЕНИЕ «АТОМНАЯ ПРОВИНЦИЯ» / ГОРОД ЗАРЕЧНЫЙ / СЕРГЕЙ ПАВЛУШИН / ВИКТОР ДАВЫДОВ / АНАТОЛИЙ ВЯТКИН / ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА / МОНОТИПИЯ / 1990-Е ГОДЫ / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Подрядова Вероника Эдуардовна

В статье рассматривается ранний период творчества членов уральского художественного объединения «Атомная провинция», представленный на выставке в Центре современной культуры Уральского федерального университета (апрель-июнь 2022 г.). Особое внимание уделяется их печатной графике конца 1980 - начала 1990-х годов (прежде всего монотипии), сосуществовавшей в их искусстве одновременно с такими экспериментальными практиками, как акционизм, перформанс и видео-арт. На примере избранных работ, представленных в экспозиции выставки, проводится анализ художественных особенностей графических произведений, созданных членами группы - Сергеем Павлушиным (1961-2018), Виктором Давыдовым (род. 1953) и Анатолием Вяткиным (род. 1958). Учитывается контекст формирования объединения в закрытом до 1992 года городе - технополисе Заречном. Рассматривается специфика обращения художников объединения к печатной графике на фоне формирования в их творчестве концептуальных художественных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATOMNAYA PROVINTSIYA":GROUP, EXHIBITION, PERSONALITIES

The article examines the early creative period of the members of the Ural art group "Atomnaya Provintsiya", presented at the exhibition at the Center for Contemporary Culture of the Ural Federal University (April-June 2022). Particular attention is paid to their printed graphics of the late 1980s - early 1990s (primarily monotypes), which coexisted in their art simultaneously with such experimental practices as actionism, performance art and video art. The analysis of the artistic features of graphic works created by members of the group Sergey Pavlushin (1961-2018), Viktor Davydov (b. 1953) and Anatoly Vyatkin (b. 1958) is made on the example of selected works presented at the exhibition. The context of the group formation technopolis Zarechny, which had been closed until 1992, is taken into account. The article discusses the specifics of the artists' appeal to printed graphics against the background of conceptual artistic practices formation in their work.

Текст научной работы на тему «"АТОМНАЯ ПРОВИНЦИЯ":ОБЪЕДИНЕНИЕ, ВЫСТАВКА, ПЕРСОНАЖИ»

Ян mm

I» 1 1ШЁ

ppiili ■нШВ

»1«

DOI: 10.17516/2713-2714-0030

УДК 7.036

"ATOMNAYA PROVINTSIYA":

GROUP, EXHIBITION, PERSONALITIES

Veronika E. Podriadova

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin

Yekaterinburg Museum of Fine Arts

Yekaterinburg, Russian Federation

Abstract: The article examines the early creative period of the members of the Ural art group "Atomnaya Provintsiya", presented at the exhibition at the Center for Contemporary Culture of the Ural Federal University (April-June 2022). Particular attention is paid to their printed graphics of the late 1980s - early 1990s (primarily monotypes), which coexisted in their art simultaneously with such experimental practices as actionism, performance art and video art. The analysis of the artistic features of graphic works created by members of the group Sergey Pavlushin (1961-2018), Viktor Davydov (b. 1953) and Anatoly Vyatkin (b. 1958) is made on the example of selected works presented at the exhibition. The context of the group formation technopolis Zarechny, which had been closed until 1992, is taken into account. The article discusses the specifics of the artists' appeal to printed graphics against the background of conceptual artistic practices formation in their work.

Keywords: "Atomnaya Provintsiya"group; Zarechny; Sergey Pavlushin; Viktor Davydov; Anatoly Vyatkin; printed graphics; monotype; 1990s; contemporary art.

Citation: Podryadova, V.E. (2022). "Atomnaya provintsiya": group, exhibition, personalities. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1,№ 2 (11), p. 78-83.

В. Э. Подрядова

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Екатеринбург, Российская Федерация

В. К. Давыдов. Лист № 2. Из серии «Будь смелей, акробат». Фрагмент. 1995. Бумага, монотипия. 62x81,8; 51,7x70 Собственность автора

К К. Davydov. Sheet по. 2. From the series "Be brave, acrobat". Fragment. 1995. Paper, monotype. 62x81,8; 51,7x70

Author's property

«АТОМНАЯ ПРОВИНЦИЯ»:

ОБЪЕДИНЕНИЕ, ВЫСТАВКА, ПЕРСОНАЖИ

В статье рассматривается ранний период творчества членов уральского художественного объединения «Атомная провинция», представленный на выставке в Центре современной культуры Уральского федерального университета (апрель-июнь 2022 г.). Особое внимание уделяется их печатной графике конца 1980 - начала 1990-х годов (прежде всего монотипии), сосуществовавшей в их искусстве одновременно с такими экспериментальными практиками, как акционизм, перформанс и видео-арт. На примере избранных работ, представленных в экспозиции выставки, проводится анализ художественных особенностей графических произведений, созданных членами группы - Сергеем Павлушиным (1961-2018), Виктором Давыдовым (род. 1953) и Анатолием Вяткиным (род. 1958). Учитывается контекст формирования объединения в закрытом до 1992 года городе - технополисе Заречном. Рассматривается специфика обращения художников объединения к печатной графике на фоне формирования в их творчестве концептуальных художественных практик.

Ключевые слова: объединение «Атомная провинция»; город Заречный; Сергей Павлушин; Виктор Давыдов; Анатолий Вяткин; печатная графика; монотипия; 1990-е годы; современное искусство.

В Екатеринбурге в последние годы стал заметен интерес местных культурных институций к искусству 1990-х годов, что в значительной степени объясняется не только желанием вспомнить начало становления в регионе современных художественных практик, но и необходимостью переосмысления наследия прошлых десятилетий, их новаций в сфере перфор-манса, акционизма, видео-арта, ярко проявившихся в регионе с конца 1980-х годов. Во многом интерес к этому бурному периоду поддерживается выставками и арт-проектами Уральского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. A.C. Пушкина, Арт-галереи Ельцин Центра, Галереи Синара Арт, Центра современной культуры Уральского федерального университета (ЦСК УрФУ).

В последнем1 состоялась знаменательная выставка «Атомная провинция: следы и отпечатки» (апрель-июнь 2022 года), на которой представлены графические работы 1990-х годов членов художественного объединения технополиса Заречного (Свердловская обл.), обязанного своим рождением Белоярской атомной электростанции (отсюда брутальное название группы - «Атомная провинция»). Деятельность его сейчас активно архивируется в рамках онлайн-проекта Сети архивов российского искусства (RAAN) независимыми екатеринбургскими искусствоведами Светланой Усольцевой и Анной Литовских [1]. Свои первые результаты они представили на документальной выставке «Давай построим лодку, вода придет потом» в Ельцин Центре в Екатеринбурге (2021, октябрь). В университетской экспозиции - исключительно оригинальные графические листы (офорты, монотипии, рисунки гуашью, тушью и др. материалами) Сергея Павлушина (1961-2018), Виктора Давыдова (р. 1953) и Анатолия Вяткина (р. 1958).

В 1990-е годы объединение «Атомная провинция» приобрело в уральском регионе широкую известность своими перформативными действами, сыгравшими значительную роль в самоопределении его членов. Однако перформатив-ный вектор развития «Атомной провинции» в экспозиции был представлен лишь номинально, поскольку основное внимание было обращено на графическое творчество художников, сосуществовавшее одновременно с акционизмом, но носившее совершенно иной - внешне спокойный - станковый характер.

Группа «Атомная провинция» (сложилась в 1991 году) и одноименная галерея (учреждена в 1993 году) неразрывно связаны с технополисом Заречным, в котором после его открытия в 1992 году был создан ряд новых культурных институций. Специфический культурный потенциал города, располагающегося в непосредственной близости от Белоярской АЭС, отражал стремление местных властей создать положительный информационный фон вокруг отечественной атомной промышленности после печально известных событий в Чернобыле. Это выражалось, в том числе, в финансовой поддержке частных художественных инициатив из городского бюджета. В эту категорию попала и галерея «Атомная провинция», проводившая в Заречном свои нестандартные события в сфере современного искусства.

По свидетельству Виктора Давыдова2, формальным поводом к созданию объединения послужил масштабный кинофестиваль, проводившийся в Заречном в 1991 году, на котором все три художника совместно работали в качестве дизайнеров и организаторов. Их сотрудничество привело к успешному творческому результату, в связи с чем было принято решение продолжить его в рамках объединения, тогда же появилось говорящее название «Атомная провинция». Целью позднее организованной галереи стали популяризация современного искусства в Заречном и за его пределами, знакомство жителей города с международным художественным опытом. Участники нового объединения первыми в регионе в 1993 году начали сотрудничать с зарубежными коллегами - перформерами из Лихтенштейна [2, с. 60], заинтересовались способами формирования арт-рынка современного искусства и провели по этому поводу специальный семинар.

В начале 1990-х годов культурная жизнь Заречного концентрировалась во Дворце культуры «Ровесник», где работал один из участников объединения - Сергей Павлушин. Получив профессиональное образование на художественно-графическом факультете Нижнетагильского педагогического института, он переехал в 1987 году в Заречный, где вначале работал оформителем, а затем стал одним из инициаторов создания галереи и объединения «Атомная провинция». Обучение на известном на Урале своими новаторскими традициями учебном заведении наложила на творчество Сергея Павлушина свой отпечаток: конструктивность, структурность,

многоплановость его композиций, обращение к абстракции присущи как живописным, так и графическим работам автора, развивавшего традиции «тагильской школы», как обозначали ее специалисты еще в середине 1980-х годов [3]. Сергей Павлушин, активно занимавшийся в те годы печатной графикой (у него одного был офортный станок), увлек своих сотоварищей по объединению работой в этой области искусства, позволявшей свободно экспериментировать.

На университетской выставке в ЦСК УрФУ «Атомная провинция: следы и отпечатки» представлены печатные листы членов объединения «Атомная провинция», созданные в конце 1980-х и первой половине 1990-х годов - в период их серьезных занятий различными графическими техниками, прежде всего монотипией. Лишь некоторые из них в 1995 году были показаны на экспозиции «Отпечатки» в Американском информационном центре в Екатеринбурге, тогда как основная часть работ демонстрируется впервые.

Так, серия офортов Сергея Павлушина по мотивам романа «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона (1987), созданная в рамках дипломной работы на худграфе, нигде не экспонировалась, кроме выпускного показа. В ней художник предложил оригинальную версию иллюстраций, не следовавших прямо за текстом, но комментировавших его и индивидуально представлявших основных героев повествования. Использование в листах серии сразу трех графических техник (помимо доминировавшего офорта присутствуют акватинта и сухая игла) придало композициям живость и эмоциональность. Гротескность

А. А. Вяткин. Вид на Тобольский кремль. 1993. Бумага, тушь, восковой мелок, сангина. 55x81

Собственность автора

A. A. Vyatkin. View of the Tobolsk Kremlin. 1993. Paper, ink, wax chalk, sanguine. 55x81

Authors property

образов, рождающихся из светотеневых контрастов, пересечений резких прерывистых линий, выявляет своеобразие визуального мышления молодого автора.

Иной эффект создается Сергеем Павлушиным в серии монотипий «Анна К.» (1995, в авторской подписи техника обозначена как «монопринт»), воплотившей лирическую и одновременно ироничную интерпретацию романа Льва Толстого. Динамичные пересекающиеся линии, плавные цветовые переходы и тональные пятна воссоздают атмосферу, лишь отдаленно напоминающую конкретные локации происходящих в романе событий. Отсутствуют и конкретные фигуры персонажей. Художник работает с неким культурным кодом и визуальным языком, «считать» который может лишь зритель, обладающий определенными знаниями и ассоциативными способностями. Техника монотипии позволяет получить от одного до двух оттисков с доски за одну печатную сессию, но второй лист лишь в общих чертах воспроизводит оригинал. Так каждый оттиск становится уникальной единицей и самостоятельным произведением искусства.

Работ Сергея Павлушина на выставке больше всего: этот экспозиционный ход - своеобразный оммаж ушедшему художнику, чьи произведения практически не показывались последние десятилетия, отсутствуют в музейных коллекциях. Два его портрета - гротескный карандашный рисунок Виктора Давыдова и яркая гуашь Анатолия Вяткина - вносят в визуальный ряд выставки индивидуальный дружеский акцент.

Выпускник Свердловской вечерней художественной школы им. П.П. Хожателева Виктор Давыдов переехал в Заречный в 1974 году и первое время занятия живописью и графикой совмещал с работой инженера в представительстве Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники им. H.A. Доллежаля. В его монотипиях середины 1990-х годов выразительные средства и приемы использованы крайне аскетично. Художник акцентирует внимание на частной жизни людей, их взаимоотношениях и ситуациях, избегая при этом изображения самих героев: это условные «отпечатки» - свидетельства существования персонажей, остающихся за пределами изобразительного поля листа.

В отличие от лирических полуабстрактных композиций Сергея Павлушина, произведения Виктора Давыдова имеют более острый и жесткий характер образности. В монотипии «Оста-

новка автобуса № 126» (1995), например, изображение толпы, ожидающей общественный транспорт, создается хаотичным нагромождением грубых подошв мужских ботинок, появившихся на печатной форме посредством естественного топтания на ней.

В серии монотипий «Будь смелей, акробат» (1995) автор оставляет на печатной поверхности отпечатки собственных ладоней, превращая процесс создания оттиска в своего рода перфор-мативный акт, где тело художника становится своеобразным инструментом, что в целом парадоксально для печатной графики, требующей, как правило, методичного подхода к созданию произведений искусства.

Третий участник выставки и член объединения Анатолий Вяткин представил не только печатную, но и оригинальную графику. Получив образование в Свердловском художественном училище, он приехал в Заречный в 1983 году и сначала исполнял обязанности оформителя в ремонтно-строительном цехе Белоярской АЭС.

Особое значение в его графических листах отводится линии, пятну и цвету, ведь он часто использует для создания изображения гуашь, тушь, цветные мелки и пр., упрощает и огрубляет форму. Таковы его сюжетно-предметные композиции «Вид на Тобольский кремль» (1993) или «Адам и Е» (1993). Напротив, в монотипиях художник тяготеет к абстрактной выразительности, сочетая нестандартные колористические решения с динамичными формами.

Работы Анатолия Вяткина представляют собой определенную систему символов, контекст трактовки которой лишь косвенно обозначается названиями самих работ. Так, по словам самого автора, серия монопринтов «География» (1995) связана с детским увлечением геологией и восприятием особенностей местности Северного Казахстана, где он вырос3. Композиции листов серии восходят к картографическому принципу плоскостного построения изображений, в которых соединяются знаки земли, небесных тел, человека и в целом - Вселенной.

Несмотря на различие тематики и средств художественной выразительности, создание малотиражной графики стало одним из объединяющих факторов творчества трех художников из Заречного в конце 1980 - начале 1990-х. Монотипия привлекла участников «Атомной провинции» быстрым способом создания уникального

J ч

« 4

Л

0

«

«

Л

%

¥

л

А. А. Вяткин. Адам и E. 1993. Бумага, тушь, восковой мелок, акварель, сангина. 55,7x77,5

Собственность автора

A. A. Vyatkin. Adam and Е. 1993. Paper, ink, wax crayon, watercolor, sanguine. 55.7x77.5

Author's property

А. А. Вяткин. Из серии

«География». 1995. Бумага, монотипия. 44x66,5; 40,5x63,4

Собственность автора

A. A. Vyatkin. From the series "Geography". 1995. Paper, monotype. 44x66,5; 40,5x63,4

Author's property

А. А. Вяткин. Из серии

«География». 1995. Бумага, монотипия. 44x66,5; 40,5x63,4

Собственность автора

A. A. Vyatkin. From the series "Geography". 1995. Paper, monotype. 44x66,5; 40,5x63,4

Authors property

изображения и возможностью свободного выражения эмоционального состояния.

Используя в 1990-е годы графику как одну из важных форм самостоятельного творчества, наряду с акционизмом, к которому они обращались именно в группе, художники «Атомной провинции» представляли совершенно разное и остро индивидуальное понимание образности, пластики, композиционного строя и метафорического выражения в художественном произведении. Несмотря на демонстрацию различных подходов в создании станковых работ, авторские идеи органично объединялись в перформансах, во время которых три художника преследовали одну общую цель. Это хорошо прослеживается на материалах многочисленных выставок группы, проходивших в 1990-х годах в Екатеринбурге и Заречном («Выставка для Ивана» и «Место недалеко от тебя» в Уральском музее молодежи, 1994; «Следы» в Доме кино, 1995; Городская художественная выставка в ДК «Ровесник», 1996 и др.). На них индивидуальные живописные и графические работы, отмеченные разными художественными подходами авторов, противопоставлялись перформативным акциям, объединявшим их творческую энергию в единое целое.

Уникальность деятельности объединения «Атомная провинция» и индивидуального творчества его членов, пожалуй, состоит в том, что, оказавшись в потоке новых художественных практик конца 1980-1990-хгодов, они оставались верны вполне традиционным методам создания произведений искусства, образная выразительность которых остается актуальной и сейчас.

Примечания

1. Центр современной культуры УрФУ (ЦСК) -подразделение Департамента искусствоведения, культурологии и дизайна УрФУ, существующее с 2001 года и выполняющее функции экспериментальной выставочной площадки, на которой студенты, преподаватели, сотрудники реализуют свои творческие проекты. Деятельность ЦСК УрФУ направлена на поддержку культурных инициатив и развитие актуальных художественных практик в Уральском регионе. Он стимулирует внимание студентов к научному анализу современных процессов в искусстве, формирует уникальную архивную базу для исследований в области актуального искусства Урала.

2. Из личной беседы автора с Виктором Давыдовым, 12.03.2022.

3. Из личной беседы автора с Анатолием Вятки-ным, 12.03.2022.

Литература

1. Атомная провинция // Сеть архивов российского искусства. - URL: https://russianartarchive.net/ru/ catalogue/person/PDXZQ (дата обращения15.04.2022).

2. Ковалев, А.А. Русский акционизм 1990-2000 // WAM. - 2007. - № 28-29. - 416 с.: ил.

3. Курманаевская, Г.Л. Художественно-графический факультет в контексте художественной жизни Нижнего Тагила 60-90-х гг. XX столетия // Ученые записки Нижнетагильского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. - Нижний Тагил : Нижнетагильский государственный педагогический институт, 2001. - С. 10-13.

4. Приручая Пустоту. 50 лет современного искусства Урала : каталог выставки / Уральский филиал ГЦСИ в составе РОСИЗО. - Екатеринбург : Издательские решения, 2018. - 300 с.: ил.

References

1. Atomnaya provinciya [A nuclear province]. Russian art archives network, available at: https://russianartarchive. net/ru/catalogue/person/PDXZQ (accessedl5.04.2022).

2. Kovalev A. A. Russkij akcionizm 1990-2000 [Russian actionism 1990-2000]. WAM, 2007, no. 28-29,416 p.

3. Kurmanaevskaya G. L. Xudozhestvenno-graficheskij fakul'tet v kontekste xudozhestvennoj zhizni Nizhnego Tagila 60-90-x gg. XX stoletiya [Art and Graphics Faculty in the context of the contemporary artistic process of Nizhny Tagil in the 1960s-1990s]. Ucheny'e zapiski Nizhnetagil'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. Gumanitarny'e nauki. Nizhnij Tagil, Nizhny Tagil State Pedagogical Institute, 2001, pp. 10-13.

4. Priruchaya Pustotu. 50 let sovremennogo iskusstva Urala: katalog vy'stavki [Taming a void. 50 years of the Ural art: the exhibition's catalogue]. The Ural Branch of the State Centre for Contemporary Art as a part of ROSIZO. Yekaterinburg, Izdatel'skie resheniya, 2018, 300 p.

Благодарности

Автор выражает благодарность научному руководителю исследования Тамаре Александровне Галеевой

Об авторе

Подрядова Вероника Эдуардовна - сотрудник Центра современной культуры Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, младший научный сотрудник Екатеринбургского музея изобразительных искусств E-mail: vep200113@gmail.com

Podriadova Veronika Eduardovna

Employee of the Center for Contemporary Culture of the Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, junior researcher at the Yekaterinburg Museum of Fine Arts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.