Искусство XX — XXI веков
«ЧЕРНО-БЕЛОЕ И ЦВЕТНОЕ». ЗАМЕТКИ С ПЕРСОНАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ ТАТЬЯНЫ АШКИНАЗИ
Сидорова Оксана Владимировна Кандидат исторических наук, главный научный сотрудник сектора «Отечественное искусство ХХ-ХХ! веков» научно-исследовательского отдела Государственного художественного музея Алтайского края, член Союза художников РФ. Россия, г. Барнаул. [email protected]
Татьяна Ашкинази — известный в Сибири художник-график. Профессиональное мастерство она совершенствовала в художественной студии В.Ф. Рублёва, в Домах творчества СХ СССР. «Черно-белое и цветное» — персональная выставка Татьяны Викторовны Ашкинази, открывшаяся летом 2017 года в Художественном музее Алтайского края. В экспозицию вошли графические наброски, сделанные в студии Рублева, портретные зарисовки художников с творческих дач, детские портреты, серия литографий «Идиллия». Рядом с черно-белой графикой были представлены работы, выполненные темперой, маслом, акрилом. Выставка продемонстрировала творческое многообразие автора, показала, что Татьяна Викторовна Ашкинази — интересный, ищущий, развивающийся художник.
Ключевые слова: Татьяна Викторовна Ашкинази, Василий Федорович Рублев, графика, литография, рисунок, портрет, Дома творчества Союза художников СССР, Художественный музей Алтайского края.
Библиографическое описание для цитирования:
Сидорова О.В. «Черно-белое и цветное». Заметки с персональной выставки Татьяны
Ашкинази // Искусство Евразии. - 2017. - №3(6). - С. 29-37. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.004. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/821476/12/
ART OF THE XX-XXI CENTURIES
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.004
УДК 7. 76. 03/09
Аннотация
«Черно-белое и цветное» — так называлась персональная выставка Татьяны Викторовны Ашкинази, открывшаяся летом 2017 года в Художественном музее Алтайского края.
Татьяна Ашкинази — известный в Сибири художник-график. Её биография связана с Алтаем и Барнаулом. Здесь она прожила большую часть жизни, здесь встретила своего первого учителя — Василия Федоровича Рублева, в художественную студию которого Татьяна Викторовна пришла одной из первых.
Рублёвская студия рисунка в Барнауле в середине 1970 -х — 1980-е годы — объединение единомышленников, центр неформального искусства. Собрав вокруг себя абсолютно разных людей с разным уровнем подготовки, В.Ф. Рублев учил не только видеть и постигать, он учил любить рисунок. Это был так называемый метод чувственного рисования, изучение формы, её жизни в пространстве листа.
Студийные наброски на выставке — важнейший этап в творчестве Т.В. Ашкинази, которая говорит: «Когда-то студия Рублева — дала мне всё...» [1]. Они — зримое свидетельство одной из ярчайших страниц в художественной жизни Барнаула.
Работы сделаны быстро, эмоционально, при помощи сангины и угля. Схвачено основное. По степени обобщения, силе экспрессии их можно сравнить разве что с цветными листами, выполненными художницей в 2000-е годы (рис. 1).
Рис. 1. Рисунки, сделанные Т.В. Ашкинази в студии В.Ф. Рублёва. 1970 — нач. 1980-х. (Фрагмент экспозиции «Черно-белое и цветное». Государственный художественный музей Алтайского края, 2017). Источник: ГХМАК.
Ещё одна важная страница в биографии Татьяны Ашкинази — Дома творчества СХ СССР: «Челюскинская», «Сенеж», «Байкал», куда съезжались художники со всего Советского Союза. Многие известные ныне мастера получили здесь в свое время необходимые знания и опыт.
В 24 года Татьяна Викторовна впервые побывала в Доме творчества «Челюскинская». После был Сенеж. С Виктором Бухаровым — новосибирским живописцем, акварелистом Татьяна Ашкинази познакомилась на Сенеже в 1975 году. Яркий художник, сильный человек, о котором известный искусствовед В.О. Назанский писал: «В 1970-1980 гг. с именем Бухарова в Новосибирске ассоциировалась недоступная большинству индивидуальная свобода творчества. Его энергичная страстная живопись шла вразрез с практикой господствовавшего тогда социалистического реализма. Отдельные его работы снимали с выставок сотрудники идеологического фронта» [2]. Эти личностные и творческие характеристики художника
в полной мере отражены в работе Ашкинази, создавшей при помощи угля эмоционально выразительный мужской образ (рис. 2).
Бориса Десяткина — иркутского художника, живописца Татьяна Викторовна рисовала в Доме творчества на Байкале (рис. 3). Борис Васильевич носил тогда длинную бороду и усы. И в этой бороде и усах был не дед, а молодой мужчина, упрямый и независимый, находившийся в постоянном поиске, в конфликте с самим собой и своими художественными идеями. Эти свойства творческой натуры Бориса Десяткина нашли точное образное воплощение в графическом портрете художника. Татьяна Ашкинази сумела тонко почувствовать и пластически верно передать сущностные характеристики своего коллеги, внутреннее напряжение, взгляд которого выдают в нём человека с недюжинным, драматическим характером.
Анна Дехтярь — искусствовед из Москвы, тоже с творческой дачи, с Сенежа в 1976 году. Со слов Татьяны Ашкинази, она была «яркой, выразительной, пламенной» [1]. Всю эту гамму чувств художница заключила в глазах модели. Крупный овал лица с четким абрисом бровей и губ, высокая, согласно моде тех лет, прическа, пластическая выразительность и соразмерность форм рождают эмоционально наполненный образ красивой, статной женщины (рис. 4).
Наряду с рисунком на выставке Татьяны Ашкинази была широко представлена печатная графика. Портрет известной московской художницы Натты Ивановны Конышевой выполнен в технике офорта (рис. 5). Образ выстроен посредством метафоры, иносказательно. Вспоминая общение с Наттой Ивановной, Татьяна Викторовна говорит, что характер у Конышевой мятущийся — «между ангелом и бесом» [1]. Силы тьмы и света буквально присутствуют в офорте Татьяны Ашкинази. Ангел с простирающимся от него светом служит символом творческого озарения, бес, ухватившись за мольберт, волнует ум художника сомнением.
\ V ■
Рис. 3. Ашкинази Т.В. Портрет Бориса Десяткина. 1989. Бумага, карандаш. 47х42. Собственность Т.В. Ашкинази.
Рис. 2. Ашкинази Т.В. Портрет Виктора Бухарова. 1975. Бумага, уголь. 40х33. Собственность Т.В. Ашкинази.
Рис. 4. Ашкинази Т.В. Портрет Анны Дехтярь. 1975. Бумага, уголь. 56х39. Собственность Т.В. Ашкинази.
Рис. 5. Ашкинази Т.В. Натта Конышева. 1978. Бумага, офорт. 26х20,5. Собственность Т.В. Ашкинази.
С известным советским скульптором Нисс -Гольдман Татьяна Викторовна познакомилась на Сенеже. Гольдман было тогда уже за 90. Татьяна Викторовна Ашкинази вспоминает, что Нина Ильинична все время смеялась над своим профилем. Безусловно, автора привлекла не только внешность, но и яркая индивидуальность модели, воплощенная образно и ёмко. Глядя на этот портрет (рис. 6), даже неосведомлённый зритель может ясно представить себе всю мощь характера изображённой женщины, которую современники называли гранд-дамой, великолепной Нисс.
Рис. 6. Ашкинази Т.В. Портрет скульптора Нисс-Гольдман. 1981. Бумага, литография. Собственность Т.В. Ашкинази.
На творческие дачи Татьяна Викторовна ездила вместе со своей дочерью — Любашей, детские портреты которой экспонировались на выставке. За каждым из них своя история.
Например, работа «Сон» была выполнена при заселении в творческую мастерскую (рис. 7). Любаше было тогда 4 года. Она «помогала» маме, позже, устав, уснула тут же на коврике. Татьяна Викторовна «завернула её в попонку» и сделала портрет спящей дочки карандашом [1]. Образ получился очень трогательным и безмятежным. Круглая форма вязаного коврика, мягкая пластика детского лица, тонкие линии карандаша, легко прикасающегося к бумаге, свет, падающий на лицо девочки, — всё это рождает ощущение умиротворения и покоя, в той мере, в которой оно бывает лишь в детстве.
«Портрет с косичками» имеет выраженную временную принадлежность и, вместе с тем, очень точно передает характер Любаши (рис. 8). Татьяна Викторовна точно и чутко создает образные характеристики своей дочки: то, как она прямо держит спинку, как она подобрана вся, как глядит серьезно, по-взрослому.
Центральное место в экспозиции занимал автопортрет в зеркале — знаковая работа для творчества художницы (рис. 9). Рисунок, выполненный карандашом в 1979 году, много раз репродуцировался, был представлен на выставках различного уровня.
Автопортрет — вечная тема в искусстве. Особенность этого жанра — в стремлении к самопознанию, взгляду со стороны на собственное «я».
Художник, изображая себя, всегда использует зеркало. Однако буквальное присутствие зеркального полотна должно иметь смысловую нагрузку. В данном случае — тройственность отражения означает многогранность и многоликость женской натуры, а множественные атрибуты дамского туалета, интересные для рассматривания (шкатулка, ножницы, духи), эмоционально дополняют образ молодой художницы, наполненный трепетом и светом.
Рис. 7. Ашкинази Т.В. Сон. 1989. Бумага, карандаш. 22,5x31. Собственность Т.В. Ашкинази.
Рис. 8. Ашкинази Т.В. Любаша. 1989 . Бумага, карандаш. 29x20. Собственность Т.В. Ашкинази.
Особое место в творчестве Т.В. Ашкинази занимает сельская тема. Литографии из серии «Идиллия» были выполнены на Алтае. Название цикла родилось спонтанно, из ощущения красоты и целостности окружающего мира. В одном из своих интервью Татьяна Викторовна рассказывала: «Алтай я очень люблю! Однажды мне дали скучную тему — «Сельские будни», было начало перестройки — я ездила туда делать рисунки. Тогда я вдруг поняла, что мне хочется рисовать то, что происходит вокруг... Идиллия просто. Там же возникла серия работ с одноименным названием...» [3]. «В поездке делала рисунки карандашом. После сфотографировала рисунки и на Челюхе уже литографии по фото выполняла» [1].
Рис. 10. Ашкинази Т.В. Большие тополя. Из серии Рис. 11. Ашкинази Т.В. Июнь. Из серии «Идиллия». 1990. Бумага, цветная литография. «Идиллия». 1990. Бумага, цветная литография. 43,3х46. Собственность Т.В. Ашкинази. 42,0х48,2. Собственность Т.В. Ашкинази.
Серия состоит из пяти листов: «Большие тополя» (рис. 10), «Под дождём», «Сентябрь», «Полуденный отдых», «Июнь» (рис. 11). Основные персонажи повествования — не люди, а птицы, животные. Они — неотъемлемая часть мирового единства. Вот овцы около сеновала старательно вытягивают пучки сушеной травы, смотришь и буквально чувствуешь запахи дождя. Чуть дальше взгляд натыкается на небольшой домик, рядом с которым заросли травы, кустарника. Все это знакомо каждому из нас из детства.
В работах графической серии «Идиллия» предметно-пространственная среда создается автором не только посредством штриха и линии. Одним из главных средств образной выразительности является пятно. Плоскость листа заштриховывается автором легко, светло, полупрозрачно.
В 2000-е годы Татьяна Ашкинази обратилась к цветной графике и живописи. На выставке экспонировались работы, выполненные темперой, акрилом, маслом. Со слов Татьяны Ашкинази, «она вышла на цвет, реставрируя иконы». В конце 1990-2000-е гг. Татьяна Викторовна занималась росписью храма Вознесения Господня, иконостаса церкви Серафима Саровского в г. Барнауле.
Цветные работы объединены в два жанровых цикла «Сельские мотивы» и «Город», серию живописных портретов. Городской цикл не похож на другие. В этих работах не только мастерство, красивые сочетания цветов, завораживающая пластика линий, но и удивительная внутренняя свобода мастера.
О жизни своих современников Татьяна Ашкинази рассказывает ярко, красочно, эмоционально. Это широко известные («Портрет журналистки Елены Рябовой») или оставшиеся безымянными модели из мастерской («Задремавшая», «Модель с телефоном»), случайные попутчики, люди с городских улиц («Резкое движение»).
Рис. 12. Ашкинази Т.В. Модель на тёмном фоне. Рис. 13. Ашкинази Т.В. Модель в мастерской. 2012. Картон, гуашь, темпера. 45x41,4. 2011. Картон, гуашь, темпера. 41,4x35.
Собственность ГХМАК Собственность ГХМАК.
Кто-то из них соглашался позировать художнице. Иных она рисовала глазами, как учил Василий Федорович, а по возвращении в мастерскую переносила запечатленные в памяти образы на картон и бумагу.
Татьяна Викторовна говорит: «Часто бывает, увидишь что-то, а потом несешь в мастерскую практически в горсточке. Я много рисую с натуры, и постоянно у меня ученики. Они важны, так как тренируешь себя, глаз, учишься у них чему -то, — и тут же вспоминает свое ученичество: — Мне всегда было мало классического двухчасового рисования два раза в неделю. Мой учитель Василий Федорович Рублев говорил: "Рисуй глазами!". Я именно так до сих пор и делаю» [1].
В экспозиции выставки также была представлена книжная графика Татьяны Викторовны Ашкинази: иллюстрации к «Легендам Горной Колывани» Анатолия Мисюрева (1991), к неопубликованным книгам Вольтера (1971), Шекспира (1978), сделанные около полувека назад. В конце 1970-х у художницы ещё не было творческой мастерской, и за неимением специального помещения для творчества она рисовала по мотивам произведений любимых авторов по вечерам, на кухне, «на коленке» [1].
В книгах Т. В. Ашкинази всегда грамотное и эмоционально точное цветовое решение. Например, для серьезного и грустного рассказа К. Телесова о детях военного времени («Наш огород», 1972) Татьяна Ашкинази выбирает сдержанное цветовое сочетание, для книги Н. Черкасова «Утро» (1972), адресованной детям, цвет найден радостный и звонкий. Иллюстрируя книгу со стихами С. Маршака «Чудеса в решете», художница придумала оригинальное композиционное решение. Каждая иллюстрация заключена в обрамление, напоминающее портал сцены, под рисунком — подпись. Таким образом, сюжет предстает взору маленького читателя, словно театральное действие.
В целом, экспозиция выставки, носившей ретроспективный характер, получилась разноплановой и продемонстрировала творческое многообразие автора, показала, что Татьяна Викторовна Ашкинази — интересный, ищущий, развивающийся художник, искусство которого гораздо шире рамок алтайского или даже сибирского региона.
1. Интервью Т.В. Ашкинази. 17.05.2017, 15.06.2017. Личный архив О.В. Сидоровой.
2. «Писать я начал как родился» [Электронный ресурс]. URL: http://m-nsk.ru/portfolio-item/pisat-ya-nachal-kak-rodilsya (Дата обращения: 02.07.2017).
3. Татьяна Викторовна Ашкинази [Электронный ресурс]. URL: https://www.barnaul-altai.ru/news/persons/?id=18 (Дата обращения: 07.07.2017).
Статья поступила в редакцию 16.08.2017 г.
Литература
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.004
«BLACK-AND-WHITE AND COLOURED» (NOTES FROM TATIANA ASHKINAZI'S PERSONAL
EXHIBITION)
Oksana Sidorova
PhD in historical sciences, a chief research worker of the sector «National art of the XXth-XXIst centuries» of the research department of the State Art Museum of the Altai Territory, a member of the Union of Russian Artists. Russia, Barnaul. [email protected]
Tatiana Ashkinazi is a famous graphic artist in Siberia. She perfected her professional skills in V.F. Rublev's art school and in the Arts Centres of the Union of Artists of the USSR. «Black-and-white and coloured» is a personal exhibition of Tatyana Viktorovna Ashkinazi, which was opened in the State Art Museum of the Altai Territory this summer. The exposition includes graphic sketches, which were made in Rublev's art school, portrait sketches from artistic meetings, children's portraits and a series of lithographs «Idyll». Next to black-and-white graphics, works made with the help of tempera, oil and acryl were demonstrated. The exhibition showed us creative diversity of the author and proved that Tatiana Viktorovna Ashkinazi is an interesting, searching, developing artist.
Keywords: Tatiana Viktorovna Ashkinazi, Vasiliy Fedorovich Rublev, graphics, lithography, drawing, portrait, the Art Centres of the Union of Artists of the USSR, the State Art Museum of the Altai Territory.
Bibliographic description for citation:
Sidorova O. V. «Black-and-white and coloured» (notes from Tatiana Ashkinazi's personal exhibition). Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2017, No 3(6), pp. 29-37. Available at: https://readymag.com/u50070366/821476/12/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.004. (In Russian).
1. Interview with T. V. Ashkinazi. 17.05.2017, 15.06.2017. Personal archive of O. V. Sidorova.
2. «I started painting when I was born». Available at: http://m-nsk.ru/portfolio-item/pisat-ya-nachal-kak-rodilsya (accessed: 02.07.2017). (In Russian).
3. Tatiana V. Ashkinazi. Available at: https://www.barnaul-altai.ru/news/persons/?id=18 (accessed: 07.07.2017). (In Russian).
Received: August 16, 2017
Abstract
References