Научная статья на тему 'Станковая печатная графика в Волгоградской области: 2000-2020-е годы'

Станковая печатная графика в Волгоградской области: 2000-2020-е годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
149
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
печатная графика / офорт / монотипия / линогравюра / гравюра на картоне / Волгоград / printed graphics / etching / monotype / linocut / engraving on cardboard / Volgograd

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филимонова Анна Викторовна

Предметом исследования стало состояние станковой печатной графики в Волгоградском регионе в современный период. В статье определен круг мастеров печатной графики, проведен анализ технических предпочтений, определены индивидуальные особенности в исполнении техник печатной графики. Впервые рассмотрены гравюры художников М.А. Сайфутдинова, А.В. и В.П. Филимоновых, Е.Н. Трофимовой, В.Д. Фенина, И.С. Вдовенко. Гравюры С.А. Азарова и А.И. Шилова рассмотрены в контексте становления авторской техники печатной графики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Easel Printed Graphics in Volgograd Oblast: 2000–2020

The aim of the study was to analyze the state of easel printed graphics in Volgograd Oblast at the beginning of the 21st century. The object of the study was the graphic artists of Volgograd Oblast and their preferences when choosing techniques of easel printed graphics: etching, linocut, engraving on cardboard, monotype. The study used catalogs of art exhibitions, critical articles, personal files of artists stored in the Union of Artists of Russia, interviews of artists with the author of the article. The main material for the review of easel printed graphics were the works of Volgograd graphic artists from the collection of the Volgograd Museum of Fine Arts named after I. Mashkov, the Pushkin State Museum of Fine Arts, the State Museum of Fine Arts of the Republic of Tatarstan, works from the personal collections of artists. The article presents the masters of printed graphics in the region and determines the individual features of the use of various printed graphics techniques. The etching technique is used by S.A. Azarov, A.I. Shilov, S.V. Yurov, and E. Volkov. The engraving on plastic and linocut techniques are used by A.V. Filimonova, V.P. Filimonov, I.S. Vdovenko. The article defines the time frames of the color and black-and-white periods of the printed works of A.V. Filimonova and V.P. Filimonov. Linocuts by I.S. Vdovenko are considered for the first time. S.A. Azarov, M.A. Saifutdinov and O.D. Dmitrienko work in the “engraving on cardboard” technique. The experimental character of the engravings by S.A. Azarov and O.D. Dmitrienko is noted: they combine “direct” impressions from the board with the techniques of diatype and collagraphy. Works by M.A. Sayfutdinov are a good example of classic engravings on cardboard. The artists A.I. Shilov, S.A. Azarov, E.N. Trofimova, and V.D. Fenin use the monotype technique. Monotypes by S.A. Azarov, A.I. Shilov, and V.D. Fenin are of an experimental technological nature. E.N. Trofimova’s monotypes are not associated with the search for new printed textures, they are picturesque and expressionistic. The study defines the role of the Department of Drawing and Painting of Volgograd State Pedagogical University in reviving interest in printed graphics and supporting young graphic artists of Volgograd Oblast.

Текст научной работы на тему «Станковая печатная графика в Волгоградской области: 2000-2020-е годы»

3. Baranova, T.B. et al. (1996) Khudozhestvenno-esteticheskaya kul'tura Drevney Rusi XI-XVII veka [The Art and Aesthetic Culture of Ancient Russia of the 11 th— 17th Centuries]. Moscow: Ladomir.

4. Popov, G.V. (2007) Andrey Rublyov. Moscow: Sev. Palomnik. (In Russian).

5. Dudochkin, B.N. (2002) Andrey Rublyov. Biografiya. Proizvedeniya. Istochniki. Literatura [Andrey Rublyov. Biography. Works of Art. Sources. Literature]. [Online] Available from: https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=114&chap=3&ch_l2=4 (Accessed: 15.10.2020).

6. Popova, O. (1975) Les miniatures russes du Xl-e au XV-e síucU = Russian minuatures of the 11th to the 15th centuries. Leningrad: Éditions d'art Aurore.

7. Popova, O.S. (1965) Russkaya knizhnaya miniatyura XI-XV vv. [The Russian Book Miniature of the 11th-15th Centuries]. [Online] Available from: http://redkayakniga.ru/biblioteki/ item/f00/s00/z0000010/st002.shtml (Accessed: 25.10.2020).

8. Baranov, V.V. & Naumov, M.M. (2014) Tekhniko-tekhnologicheskie osobennosti miniatyur Evangeliya Khitrovo. K probleme avtorstva i datirovki [Technical and Technological Features of Miniatures of the Khitrovo Gospels. On the Problem of Authorship and Dating]. [Online] Available from: https://www.gosniir.ru/library/articles/conservation/rublev/ evangelie-khitrovo.aspx (Accessed: 19.10.2020).

9. Suslova, R.A. (2020) St. Andrey Rublev's "Trinity" Icon in the Context of Mathematical Knowledge Development in Medieval Russia. Vestnik Vladimirskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2. pp. 5-23. (In Russian).

10. O'Connor, J.J. & Robertson, E.F. (2011) Squaring the Circle. [Online] Available from: http://hijos.ru/2011/04/03/kvadratura-kruga/comment-page-1 (Accessed: 1.11.2020). (In Russian).

11. Raushenbakh, B.V. (1975) Prostranstvennye postroeniya v drevnerusskoy zhivopisi [Spatial Constructions in Old Russian Painting]. [Online] Available from: https://bookree.org/ reader?file=1333532&pg=97 (Accessed: 15.11.2020).

УДК 76.03/.09

DOI: 10.24412/2070-075X-2021-1-93-104

А.В. Филимонова

СТАНКОВАЯ ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:

2000-2020-Е ГОДЫ

Предметом исследования стало состояние станковой печатной графики в Волгоградском регионе в современный период. В статье определен круг мастеров печатной графики, проведен анализ технических предпочтений, определены индивидуальные особенности в исполнении техник печатной графики. Впервые рассмотрены гравюры художников М.А. Сайфутдинова, А.В. и В.П. Филимоновых, Е.Н. Трофимовой, В.Д. Фенина, И.С. Вдовенко. Гравюры С.А. Азарова и А.И. Шилова рассмотрены в контексте становления авторской техники печатной графики.

Ключевые слова: печатная графика, офорт, монотипия, линогравюра, гравюра на картоне, Волгоград.

Из всех видов изобразительного искусства станковая печатная графика первой приспособилась к социальным изменениям, произошедшим вследствие цифровой революции. Цифровые технологии и социальные сети в начале XXI века предоставили художникам возможность не только участия в международных биеннале печатной

графики, но и обмена знаниями и технологиями. Одновременно с появившимися преимуществами такая возможность позволяет оперативно систематизировать и анализировать результаты международных выставок, следить за персональными достижениями художников.

Целью исследования стало изучение состояния станковой печатной графики в Волгоградской области в начале XXI века. Предмет исследования - определение персоналий художников-графиков Волгоградской области и их предпочтений при выборе техник станковой печатной графики: офорте, линогравюре, гравюре на картоне, монотипии.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые определен круг мастеров печатной графики, работающих в Волгоградской области на современном этапе, также определены их технические предпочтения.

Основополагающим методом в работе над исследованием является комплексный подход, соединивший систематизацию фактологического материала с персонологическим методом.

При проведении исследования был использован ряд источников: каталоги международного открытого фестиваля графики «VITA-ART-TIME» [1, 2], альбом «Азаров. Не Фома Не Яремчук» [3], альбом «Фенин Виктор Дмитриевич. Живопись. Графика» [4], каталог выставки А.В. и В.П. Филимоновых «От архетипа» [5], альбом «Волгоградский художник» [6], каталог волжских художников [7]. В статье также использовались личные дела, хранящиеся в ВОО ВТОО Союз художников России и интервью художников автору статьи. Главным материалом для обзора станковой печатной графики стали работы художников-графиков из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств им. Машкова (далее - ВМИИ), Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина (далее - ГМИИ), Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (далее - ГМИИ РТ), работы из личных коллекций художников.

В искусстве печатной графики конца 1980-х - 1990-х годов происходит изменение основного творческого метода: взамен поиска сюжетной составляющей приходит проблема решения формальных задач, изучение возможностей технических средств. С появлением малой типографии и широким использованием копировальной техники в конце 1990-х годов стало бессмысленным существование печатной графики в прежнем, репродукционном формате. Не сразу произошла переориентация художника с конечного результата-произведения на процесс его создания. Вручную создавая «доску» и отпечатывая тираж, художники стали задаваться вопросом о влиянии технической стороны гравюры на ее стилистическую выразительность. Размышления Б.Р. Виппера об особенной, специфической связи между техникой и стилистикой в печатной графике получили развитие в начале XXI века, когда художник, взяв на себя функцию печатника, сделал процесс печати одной из составляющих творческого процесса [8. С. 91].

В конце 1990-х годов, в переломный период смены творческого метода в искусстве печатной графики, в Волгоградской области практически не осталось художников-граверов. Причин такому состоянию было много: старшее поколение графиков (Н.Д. Пи-рогова, Б.К. Сивец, А.П. Легенченко) уже не было творчески активно, художники среднего поколения (Е.Г. Синилов, В.В. Киселев, В.И. Мамонтов, О.Д. Дмитриенко, Я. В. Жирков) начали заниматься живописью или экспериментировали в смежных видах графики. Другой причиной была творческая разобщенность мастеров - между выпускниками крупных графических школ страны, Московского и Украинского полиграфических институтов (Б.К. Сивец, Е.Г. Синилов, В.В. Киселев, Ю.М. Теплов, В.И. Мамонтов, О.Д. Дмитриенко, Я.В. Жирков), помимо участия в областных и всероссийских выставках, не было тесного творческого контакта или опыта проведения совместных проектов.

Также важным фактом, повлиявшим на состояние печатной графики в регионе, было длительное, более пятидесяти лет после закрытия в 1942 году Сталинградского художественного техникума, отсутствие в Волгограде учебных художественных учреждений. Поэтому открытие в 1993 году в Волгоградском педагогическом институте кафедры рисунка и живописи стало важным событием в культурной жизни Волгоградской области. Преподавать на кафедру были приглашены известные волгоградские художники-графики - Н.Д. Пирогова, В.В. Цыннова, О.С. Кириллова. В 1994 году кафедру возглавил приехавший из Львова профессор Н.Н. Таранов1. В стенах эстампной мастерской кафедры первым из печатных техник начал возрождаться офорт. Эстампы из личной коллекции Н.Н. Таранова, тогда завкафедрой рисунка и живописи ВГПУ, на долгие годы стали эталоном для студентов и молодых художников-графиков. В коллекции Н.Н. Таранова хранятся работы Сергея Иванова, Олега Денисенко, Сергея Храпова, Ивана Кириакиди и других представителей львовской школы станковой графики. Влияние этой коллекции на выпускников кафедры мы видим в ранних работах С.А. Азарова, А.И. Шилова и Е. Волкова.

Первым лаборантом эстампной мастерской был студент кафедры рисунка и живописи Станислав Азаров. Отсутствие в 1990-х годах материалов для эстампа (металла, краски, лаков, инструмента) подтолкнули его к поиску и созданию новых материалов и технических средств, который не завершается до сих пор. Б.Р. Виппер точно заметил, что «фантазию офортиста влечет мир, где смешиваются образы фантастического и обыденного» и причиной этому «особая связь офорта с лабораторией и фантазией алхимика: она сказывается в контрасте красной, блестящей доски и, как смарагд, мерцающего фуросульфата - во всем этом есть оттенок магии и таинственного колдовства, словно образы офорта рождаются из столкновения жидкости и огня [8. С. 120].

В эстампной мастерской кафедры рисунка и живописи произошло возникновение творческого тандема Стас Азаров - Алексей Шилов, на счету у которого несколько крупных проектов: «Настенная книга» (Московский музей современного искусства. Москва. 2007), «Города незримые» (ВМИИ. 2011), «Диалоги с Джузеппе» (Винзавод, Музей современного искусства. Москва. 2011), «И корабль плывет» (Саратовский музей изобразительных искусств им. Радищева. 2015).

Работы Азарова и Шилова интересны техническими экспериментами в области печатной графики - художники экспериментируют с печатной формой, со способами печати и печатными материалами. Куратор проектов Азарова - Шилова искусствовед Л.А. Яхонтова отмечает, что художники стремятся к синтезу современного концептуализма и пластике станковых форм, не отказываясь от родовых особенностей печатной графики, а соседство классического травленого штриха с техникой «резерваж», коллажем, монотипией в пространстве одного листа создает новое смысловое поле [9].

С.А. Азаров2 в начале 2000-х годов работал в техниках классического офорта: травленого штриха, акватинты, резерважа и мягкого лака. Он использовал доски среднего (для офорта) формата и сложный моноцвет для печати. Несмотря на то, что техническую сторону офорта художник познавал самостоятельно (долгие годы его настольной книгой было учебное пособие «Офорт» В.М. Звонцова и В.И. Шистко),

1 Таранов Николай Николаевич (1952). Родился в г. Сталинграде (Волгоград). Выпускник Украинского полиграфического института им. И. Федорова (1979). Член ВТОО Союза художников России (1996). Доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения. Директор Института художественного образования ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». Творческая специализация - графика, каллиграфия.

2 Азаров Станислав Александрович (1977). Член ВТОО Союза художников России (2002-2019). Родился в г. Волгограде. Выпускник кафедры рисунка и живописи Волгоградского педагогического университета (1999). С 1998 г. ведет активную выставочную деятельность. Творческая специализация - перформанс, оформление интерьеров, печатная графика, графика, скульптура [10].

первые работы С. Азарова выполнены виртуозно. Подтверждением этому является факт хранения девяти работ художника этого периода в коллекции ГМИИ им. Пушкина: «City»3, «Cetter»4, «Ballons»5, «Station № 5»6 (рис. 1), «Крысоловка»7, «Дерево»8, «Zirkus»9, «Час пик»10, «Le citta invisigili»11.

А.И. Шилов12 в начале творческого пути в 2000-2010 годах работал в традиционных техниках офорта. Высокий уровень профессионального мастерства А.И. Шилова подтверждает факт хранения девяти эстампов художника в собрании ГМИИ им. Пушкина: «Медленность»13, «Библиотекарь»14, «Экслибрис»15, «Шишок»16, «На берегу реки»17

(Рис- 2), «Город на ногах»18, «Узел»19, «Ку-

Ч; J - г.'С WL1 1 ' ' '.V

. _ - ________ ____ ______' :

------------¡'^Е.В^Ч^.Ч^-ГЧнГ" Гл.-Л"1^

рилыцик»

„ч™^^™««^™.,„....... —----- -.f- улЯфЩ

U н» ¿ЛЬ —wtb_

A-tffT HhCMr. ЬШМф 'tEW-t*.i< гидосте* к

и___\L - D. JLUvr hlDlV^HU Hi №>CW« ЦД'

«Писатель»21. Также в начале 2000-х годов в технике травленого штриха и акватинты работал Е. Волков22, выпускник Института художественного образования ВГСПУ. На ;; выставке «Жажда жизни» экспонировались почти все произведения молодого художника. Студенческие эстампы Волкова выполнены в технике травленого штриха ■ лаконично, с использованием типографики, с точной проработкой линий и деталей -, - ■ «Обманчивая реальность», 2003 (рис. 3); «Проблемы будущего», 2003; «Иной разум», 2003. Эстампы дипломной работы наполнены философскими образами жизни и смерти. Главный персонаж в работах Евгения - свет, присутствует в каждом листе, пробиваясь сквозь урбанистические

Рисунок 1. Азаров С.А. «Ballons». 2000. Офорт.

3 Азаров С.А. «City». 1999. Офорт, акватинта. 12х30 см. ГМИИ КП-408944.

4 Азаров С.А. «Cetter». 2000. Офорт. 16 х10 см. ГМИИ КП-408943.

5 Азаров С.А. «Ballons». 2000. Офорт. 13х12 см. ГМИИ КП-408937.

6 Азаров С.А. «Station № 5». 2000. Офорт. 21х14,9 см. ГМИИ КП-408941.

7 Азаров С.А. «Крысоловка». 2003. Офорт. 34х29 см. ВМИИ КП-5979.

8 Азаров С.А. «Дерево». 2009. Офорт, резерваж, бумага ручного отлива. 15х25 см. ГМИИ КП-408940.

9 Азаров С.А. «Zirkus». 2005. Офорт. 23х14 см. ГМИИ КП-408938.

10 Азаров С.А. «Час пик». 2005. Офорт. 15,7х11 см. ГМИИ КП-408939.

11 Азаров С.А. «Le citta invisigili». 2009. Офорт. 32х25 см. ГМИИ КП-408942.

12 Шилов Алексей Игоревич (1973). Член ВТОО Союз художников России. Родился в г. Волгограде. Выпускник кафедры рисунка и живописи Волгоградского педагогического университета (2000). Творческая специализация - графика. Проживает в г. Волгограде [10].

13 Шилов А.И. «Медленность». 2000. Офорт. 18х12,5 см. ГМИИ КП-408930.

14 Шилов А.И. «Библиотекарь. Экслибрис». 2002. Офорт. 25х18 см. ГМИИ им. Пушкина. ГЭ-27959. I международный открытый фестиваль графики «VITA-ART-TIME» (Волгоград).

15 Шилов А.И. «Экслибрис». 2003. Офорт. 23х16 см. ГМИИ им. Пушкина. ГЭ-27960.

16 Шилов А.И. «Шишок». 2007. Офорт. 18х23 см. ГМИИ КП-408931.

17 Шилов А.И. «На берегу реки». 2009. Офорт. ГМИИ КП-408935.

18 Шилов А.И. «Город на ногах». 2009. Офорт. 24х30 см. ГМИИ КП-408933.

19 Шилов А.И. «Узел». 2009. Офорт. 24х29 см. ГМИИ КП-408934.

20 Шилов А.И. Курильщик. 2009. Офорт. 29х21 см. ГМИИ КП-408932.

21 Шилов А.И. Писатель. Эсклибрис. 2010. Офорт. 21,9х16,5 см. ГМИИ им. Пушкина. ГЭ-27962.

22 Волков Евгений (1983-2014). Родился в г. Волгограде. Выпускник Волгоградского социально-педагогического университета (2005). Лаборант эстампной мастерской ИХО ВГСПУ. Творческая специализация - печатная графика. Посмертная выставка Евгения Волкова «Жажда жизни» прошла в Волгоградском социально-педагогическом университете в 2015 году.

джунгли, потоком обрушиваясь на героя или лучом высвечивая неявные детали. Листы 2005 г. «Я буду жить», «Вечность природы», «Жажда жизни» выполнены в технике «акватинта» с почти живописной градацией черного цвета в несколько травлений.

Рисунок 2. Шилов А.И. «На берегу реки». 2009. Офорт.

Линогравюра, молодая техника высокой печати, обрела второе дыхание в конце XX века. В силу доступности самого материала работы с ним, его податливой пластики сейчас линогравюрой увлекаются молодые художники. Специфичными качествами линогравюры являются лаконизм художественного языка, резкие контрасты черного и белого, сочный и живописный штрих, возможность использовать большие форматы и цветную печать.

В технике высокой печати (гравюра на пластике и линогравюра) в Волгоградской области работают А.В. Филимонова23 и В.П. Филимонов24. Анна Филимонова после окончания института пробовала различные графические техники: монотипия, диатипия, граттаж, которые привели ее к черно-белой, классической линогравюре: «Прощание славянки»25, «Сталинград. Ноябрь. 1943», серия «Сто лет одиночества», «Держись, Егорий!»26. В 2012 году при выполнении серии открыток «Крым» сложился авторский тандем дочери и отца Филимоновых. Сотворчество художников происходит на разных стадиях создания произведения: в работе над эскизом, резьбе печатной формы, в

23 Филимонова Анна Викторовна (1970). Член ВТОО Союза художников России. Родилась в г. Волжском Волгоградской области. Выпускница Украинского полиграфического института им. И. Фёдорова (1994). Творческая специализация - графика, печатная графика. Проживает в г. Волжский Волгоградской области [10].

24 Филимонов Виктор Павлович (1941). Заслуженный работник культуры России (1999). Родился в п. Суходол Средне-Ахтубинского района Волгоградской области. Выпускник Саратовского художественного училища (1962) и Украинского полиграфического института (1975). Творческая специализация - живопись, графика. Проживает в г. Волжском Волгоградской области.

25 Филимонова А.В. «Прощание славянки». 2007. Линогравюра. 60х40 см. Собрание Картинной галереи, ВМВК. Диплом Всероссийской художественной выставки «Победа» (Волгоград, 2008) Победитель Всероссийского конкурса плакатов «Окна ТАСС» (Москва, 2015).

26 Филимонова А.В. Серия «Сто лет одиночества». 6 листов. 2010-2011. Линогравюра. 37х49 см.; «Держись, Егорий!» 2010. Линогравюра. 37 х 65 см. Работы были представлены на персональной выставке «Анахронизмы. Ахроматизмы» и находятся в личной коллекции художника.

процессе печати. Филимоновы провели несколько совместных выставок эстампа: «Анахронизмы. Ахроматизмы» (Волжский, Волгоград. 2012), «Высокая печать» (Городской выставочный зал. Волжский. 2017), «От архетипа» (ВМИИ. 2018)[5]. В творчестве художников можно выделить цветной и черно-белый периоды.

Цветной период (2012-2016 годы). В этот период творческий интерес художников Филимоновых составлял синтез живописи и графики, который и привел их к цветной линогравюре. Первые серии «Архетипы»27, «Архаика», «Времена года»28, «Эпос»29, «Радист Кренкель»30 выполнены на пластике и отпечатаны в 3-4 краски, что позволило получить пяти-ше-стицветные оттиски. В циклах «Ожидание нирваны», «Уважаемый шкаф»31 художники меняли порядок и пространственную ориентацию оттисков, использовали выборочное и градиентное накатывание краски, что позволило сделать каждый оттиск оригинальным, не тиражным. Постепенно Филимоновы пришли к упрощению цветового решения своих работ. В серии «Чудь»32 они используют «выворотку» (печать белой краской по темной основе), которая позволила получить средний тон и интересную текстуру оттиска. В сериях «К началу» и «Балтика. Куршская коса»33 (рисунок 4), триптихе «Несущий свечу»34 цвет решает не живописные, а скорее символические задачи.

Возникновение черно-белого периода (2018 - настоящее время) в творчестве Филимоновых связано и со сменой материала для печатной формы, и с изменением творческого метода. «Сопротивление» материала - соавтор

27 Филимонова А.В., Филимонов В.П. Серия «Архетипы». «Мужчина и женщина». 2013. Цветная гравюра на пластике. 24х42 см. ОГС КП 3122/31.

28 Филимонова А.В., Филимонов В.П. Серия «Времена года». 4 листа. 2016. Цветная гравюра на пластике.19х28 см.; цикл «Архаика». 6 листов. 2014. Цветная гравюра на пластике.19х28 см. Работы были представлены на персональной выставке «Высокая печать» и находятся в личной коллекции художника.

29 Филимонова А.В., Филимонов В.П. Серия «Эпос». 2015. Цветная гравюра на пластике. 19х28 см. «Русалка». ОГС КП-3122/33. «Лев с процветшим хвостом». ОГС КП-3122/35. «Птица Сирин». ОГС КП-3122/36.

30 Филимонова А.В., Филимонов В.П. «Радист «Кренкель». 2016. Цветная гравюра на пластике. 35х57 см. ГМИИРТ КП-21656.

31 Филимонова А.В., Филимонов В.П. Цикл «Ожидание нирваны». 6 листов. 2014. Цветная гравюра на пластике. 19х28 см.; цикл «Уважаемый шкаф». 4 листа. 2015. Цветная гравюра на пластике. 19х28 см. Работы были представлены на персональной выставке «Высокая печать» и находятся в личной коллекции художников.

32 Филимонова А.В., Филимонов В.П. Серия «Чудь». 2017. Цветная гравюра на пластике. 33х18 см.

«Птицы». ГМИИРТ КП-21658. «Медведь». ГМИИРТ КП-21657. «Рыбы». ВМИИ КП-7344.

«Шаман». ВМИИ КП-7345.

33 Филимонова А.В., Филимонов В.П. Серия «К началу». 6 листов. 2018. Гравюра на пластике. 30х45 см; Серия «Балтика. Куршская коса». 7 листов. 2017. Цветная гравюра на пластике. 18х33 см. Работы были представлены на персональной выставке «От архетипа» и находятся в личной коллекции художников.

34 Филимонова А.В., Филимонов В.П. Триптих «Несущий свечу». 2017. Гравюра на пластике. 21х36 см. «Девочки». «Танец». «Свет». КХМ КП-12696-12698.

Рисунок 3. Волков Е. «Обманчивая реальность». 2003. Офорт.

в творческом процессе создания гравюры, воля художника преобразует материал, но и материал изменяет пластический язык художника. Взаимодействие живой энергии художника в процессе гравирования с «сопротивлением» линолеума или пластика позволяют появиться новому пластическому образу, свойственному именно этому материалу. Линолеум дал Филимоновым возможность разнонаправленной резьбы, белой и черной штриховки, что не давал пластик, который был груб и неподатлив штихелю. В сериях «Тетис»35, «Осколки»36 появилось особенное внимание художников к пластичности и характеру черной и белой линии. Экспрессия «живой» черной линии ярко выражена в листах Виктора Павловича Филимонова «Капище»37 и «Варяги».

Рисунок 4. Филимонова А.В., Филимонов В.П. Лист 1 «Балтика. Куршская коса».

2017. Цветная гравюра на пластике. 18х33 см.

В технике высокой печати в Волгограде также работает И.С. Вдовенко38. В своих работах «Деревня», «Дождь», «Стройка»39 художница использует основные средства художественной выразительности линогравюры - контрасты черного и белого, силуэт-ность, декоративность, лаконизм. Художница считает, что преимущество печатной графики от оригинальной (рисунка, акварели) состоит непосредственно в самой ее технологии, выборе выразительных средств графики.

Ранее применявшаяся в основном в учебных целях гравюра на картоне последние десятилетия получает все большее распространение. Простой и доступный технологически для воплощения замысла художника материал позволяет решать декоративные и даже живописные задачи, но этим возможности гравюры на картоне не исчерпывает-

35 Филимонова А.В., Филимонов В.П. Серия «Тетис». 6 листов. 2019. Линогравюра. 29х29 см. БГХМ КП 15517/124 - 129.

36 Филимонова А.В., Филимонов В.П. Серия «Осколки». Лист «Волжские Пропилеи». 2019. Линогравюра 20х59 см. ВМИИ КП-7848.

Серия «Осколки». Лист «Фонтан». 2019. Линогравюра. 20х59 см. ВМИИ КП-7849.

Серия «Осколки». Лист «Небо ВГС». 2019. Линогравюра. 59х20 см. ВМВК КГ ОФ - 1374.

Серия «Осколки». Лист «Маскарон». 2019. Линогравюра. 59х20 см. ВМВК КГ ОФ - 1372.

37 Филимонов В.П. Триптих «Капище». 2018. Линогравюра. 25х40 см. «Сын». КХМ КП-12700. «Мать». КХМ КП-12699. «Отец». КХМ КП-12701.

38 Вдовенко (Савина) Ирина Сергеевна (1978). Член ВТОО «Союз художников России». Выпускница Волгоградского государственного института искусств и культуры (2001 г.), Волгоградского государственного педагогического университета (2010 г.) Творческая специализация - графика. Проживает в г. Волгограде [10].

39 Вдовенко И.С. «Деревня». 2015. Линогравюра. 21х29 см; «Дождь». 2015. Линогравюра. 40х30 см; «Стройка». 2015. Линогравюра. 27х30 см. Работы экспонировались на персональной выставке «Параллели» в галерее «Вернисаж» в г. Волгограде в 2016 году и находятся в личной коллекции художника.

ся. В технике «гравюра на картоне» в Волгоградской области сейчас работают художники С.А. Азаров, М.А. Сайфутдинов и О.Д. Дмитриенко.

М.А. Сайфутдинов40 начал заниматься печатной графикой в «Строгановке» (МГХПА им. С.Г. Строганова) у В.Ф. Лактионова. Сам художник считает, что в печатной графике есть ряд преимуществ: широкий диапазон технических средств, большие художественные возможности, тиражность, элемент случайности. Свой выбор техники Михаил Сайфутдинов объясняет тем, что гравюра на картоне не требует особых условий, ею можно заниматься дома, но возможности ее огромны. В своих оттисках художник использует прямой контакт картона и бумаги, не применяя коллаж. Работы художника «Шрифтовая композиция»41, «Водолей»42, «Скорпион»43 (рисунок 5), «Разнообразие привлекает»44, «Curriculum Vitae. Краткая история жизни»45 лаконичны, не контрастны, фактура картона узнаваема в каждом оттиске.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отличие от тщательно закомпонованных и стилистически продуманных шрифтовых гравюр Сайфутдинова работы О.Д. ДмитриенкоА6 скорее напоминают эстампный экспрессионизм. Художник экспериментирует с печатной формой и способом печати, сочетая с гравюрой на картоне монотипию, трафаретную печать, диатипию, коллагра-фию. Любимый жанр Дмитриенко - пейзаж и натюрморт. В листах «Натюрморт с африканской маской», «Дубовая роща зимой», «Золотое озеро», «Зимний Волжский» (рисунок 6), «Натюрморт с керамикой», «Подсолнухи»47 скупыми техническими средствами гравюры на картоне художник добивается передачи тонких цветовых и текстурных оттенков [7].

40 Сайфутдинов Михаил Адельевич (1966). Член ВТОО Союз дизайнеров России. Родился в г. Волжском Волгоградской области. Выпускник Киевского художественно-промышленного техникума (1985) и Московского высшего художественно-промышленного училища по специальности «графический дизайн» (1993). Творческая специализация - графический дизайн, гравюра. Проживает в г. Волжском Волгоградской области.

41 Сайфутдинов М.А. «Штифтовая композиция». Серия «18-10». 2012. Гравюра на картоне. 22х22 см. ВМИИ КП-7009.

42 Сайфутдинов М.А. «Водолей». 2016. Гравюра на картоне. 20х20 см. ВМИИ КП-7323.

43 Сайфутдинов М.А. «Скорпион». 2015. Гравюра на кртоне. 20х20 см. ВМИИ КП-7324 .

44 Сайфутдинов М.А. «Разнообразие привлекает». 2008. Гравюра на картоне. ВМИИ КП-7007.

45 Сайфутдинов М.А. «CURRICULUM VlTAE. Краткая история жизни». 2012. Гравюра на картоне. 28,6х28,3 см. ВМИИ КП-7011.

46 Дмитриенко Олег Дмитриевич (1944). Родился в г. Новочеркасске. Выпускник Украинского полиграфического института (1974). 20 лет проработал в Волгоградском творческо-производственном комбинате «Художественный фонд России». Творческая специализация - печатная графика. Проживает в г. Волжском Волгоградской области.

47 Дмитриенко О.Д. «Натюрморт с африканской маской». 2005. Гравюра на картоне, «Дубовая роща зимой» 2007. Гравюра на картоне, «Золотое озеро» 2009. Гравюра на картоне, «Зимний Волжский» 2005. Гравюра на картоне, «Натюрморт с керамикой» 2008. Гравюра на картоне, «Подсолнухи» 2007. Гравюра на картоне. Работы экспонировались на персональной выставке в Волжской картинной галерее (филиал ВМВК) в мае 2010 года и находятся в личной коллекции художника.

Рисунок 5. Сайфутдинов М.А.

«Скорпион». 2015. Гравюра на картоне. 20х20 см

Рисунок 6. Дмитриенко О.Д. «Зимний Волжский». 2005. Гравюра на картоне. 40х40 см

Импровизационный метод работы с гравюрой на картоне применяет С.А. Азаров. Помимо офорта и монотипии он часто использует в своих работах технику высокой печати - коллаграфию. Коллаграфия применялась С. Азаровым в сериях «Незримые города», «Ангелы», «Диалоги с Джузеппе».

Процесс создания работы художник описывает так: «В «Ангелах» я вырезаю силуэт из картона, затем беру бинт и оборачиваю те участки, которые будут забинтованы. Если у героя зашит рот - беру нитку с иголкой и прошиваю это место. Рядом могу положить готовую доску с линогравюрой, добавить какие-то фактуры. Затем покрываю все это акриловой эмалью, чтобы закрепить композицию на плоскости. Накатываю краску и печатаю» [3].

Обособленное положение среди разновидностей эстампа занимает монотипия, являясь печатной, но не тиражной техникой. Монотипия способна давать лишь один оттиск, поэтому она не пользовалась популярностью среди художников и была интересна любителям специфических красочных эффектов, невозможных в станковой живописи. Свое возрождение монотипия получила в конце 1990-х годов, когда возник интерес к процессу печати и экспериментам новых материалов и технологий.

Монотипия представлена в Волгоградской области художниками А.И. Шиловым, С.А. Азаровым, Е.Н. Трофимовой и В.Д. Фениным.

Техника монотипии, как экспериментальное поле, в работах «Скажи правду»48, «Как дед»49, «Злые грибы»50, используется А.И. Шиловым. В этих листах художник использует смешанную технику: монотипия, коллаграфия, трафаретная (штамповая) печать.

Как начало творческого поиска использует технику монотипии С.А. Азаров: «Я иду от пятна, от абстрактной композиции в монотипии и потом смотрю, что из этого может произрасти. Пятно обрастает историями, превращается в образы, приходит ощущение графических техник, в которых это может воплотиться. Иногда монотипии бывают самодостаточны, и я оставляю их жить своей жизнью» [3. С. 47]. Монотипия в листах Азарова чаще всего является заготовкой для композиции. В работах проекта «Ахроматопсия. Дистилляция образов» (галерея «Трапеция». Волгоград. 2015), «Накопитель», «Стадион», «Элеватор 2»51 Стас Азаров применял современную технику монотипии -оттиск при помощи лазерного принтера (изображение распечатывается на лазерном принтере, затем оборотная сторона изображения пропитывается растворителем, который проникает и на само изображение) Тонер, используемый в лазерном принтере, красиво растворяется на бумаге, теряя машинную жесткость. Сам оттиск выполнялся на офор-тном станке [3].

Азаров практически не работает в монотехнике: в проекте «Диалоги с Джузеппе» он создал сложный микс монотипии, линогравюры, гравюры на картоне и сухой иглы. Каждый лист - «Короеды», «Лес», «Двор», «Куда идем», «Портрет»52 - делался художником в 10-20 прогонов, но все равно это был единственный (авторский) оттиск. Почти все тексты в этой серии выполнены при помощи прямой монотипии или диатипии [3].

Монотипия как способ достижения живописной экспрессии используется волгоградской художницей Е.Н. Трофимовой53. В технике «монотипия» художницу привлекает

48 Шилов А.И. «Скажи правду». 2014. Монотипия. 43х54 см. ВМИИ СГ-2967.

49 Шилов А.И. «Как дед». 2014. Монотипия. 41х50 см. ВМИИ СГ-2966.

50 Шилов А.И. «Злые грибы». 2017. Монотипия. 41х49 см. ВМИИ СГ-2965.

51 Азаров С.А. «Накопитель». 2015. Монотипия 60х40 см; «Элеватор 2». 2015. Монотипия. 40х60 см; «Стадион». 2015. Монотипия. 40х60 см. Работы находятся в личной коллекции художника.

52 Азаров С.А. «Короеды». 2011. Линогравюра, монотипия. 30х40 см; «Лес». 2011. Линогравюра, монотипия. 30х40 см; «Двор». 2011. Линогравюра, монотипия. 30х40 см; «Куда идем». 2011. Линогравюра, монотипия. 40х30 см; «Портрет». 2011. Линогравюра, монотипия. 40х30 см. Работы находятся в личной коллекции художника.

53 Трофимова Елена Николаевна (1982). Член ВТОО Союз художников России. Выпускница Волгоградского социально-педагогического университета (2004). Творческая специализация - графика, печатная графика. Проживает в г. Волгограде [10].

эффект неожиданности и спонтанности, который демонстрируют листы «Двое» (рисунок 7), «Привет! Пока...», «Ленино рождество», «Дубки»54, «Волгоградский дворик»55, «Ротонда»56. Художнице интересен процесс создания и непредсказуемость результата работы, она любит работать с живописной фактурой и в работах «Осенний букет»57, «В кино», «Инкогнито», «Маша»58 добивается при печати выразительных текстурных эффектов.

Монотипия как технологический эксперимент с новыми полиграфическими материалами встречается в работах графического дизайнера и живописца Фенина В.Д.59, который начал активно заниматься печатной графикой в 2016 году. Его технику монотипии можно считать авторской: художник наносит краску (обычно это - зеленая, красная, желтая, синяя краска для ризографов) на силиконовые палитры, позволяющие добиться сложной фактуры кракелюр и точки. Потом валиком переносит с палитры эти фактуры на стекло (основу для оттиска), где открытые цвета смешиваются на стекле, белые участки потом выбираются художником подручными материалами. Работы, в которых удачно сочетаются замысел художника и текстура оттиска - «Триптих без названия», «Вечер на Ахтубе», «Вспоминая детство», «Чудо дивное»60 [4].

В процессе исследования были определены персоналии художников Волгоградской области, работающих в различных видах печатной графики. В технике офорта работают С.А. Азаров, А.И. Шилов, С.В. Юров, работал Е. Волков. В технике высокой печати работают: А.В. Филимонова и В.П. Филимонов, И.С. Вдовенко - гравюра на пластике и линогравюра; С.А. Азаров, М.А. Сайфутдинов и О.Д. Дмитриенко - гравюра на картоне. Техника «монотипия» представлена художниками А.И. Шиловым, С.А. Азаровым, Е.Н. Трофимовой и В.Д. Фениным.

По рассмотрении персоналий художников был сделан вывод о роли кафедры рисунка и живописи ВГПУ (в последствии - Института художественного образования ВГСПУ) в возрождении интереса к печатной графике. Спустя десять лет после ее открытия в регионе появилось молодое поколение художников, увлеченное печатной графикой: С.А. Азаров, А.И. Шилов, Е.Н. Трофимова (Щепетнова), Е. Волков. Преподаватели кафедры А.В. Филимонова и С.В. Юров являются действующими художниками печатной графики. Началось возрождение интереса к печатной графике, позволившее провести в 2013 году в Волгограде международный открытый фестиваль графики «VITA-ART-TIME» [1].

Рисунок 7. Трофимова Е.Н. «Двое». 2014. Монотипия. 30х40 см

54 Трофимова Е.Н. «Двое». 2014. Монотипия. 30х40 см; «Привет! Пока.» 2014. Монотипия. 30х40 см; «Ленино рождество». 2014. Монотипия. 30х40 см; «Дубки». 2014. Монотипия. 30х40 см. Работы находятся в личной коллекции художника.

55 Трофимова Е.Н. «Волгоградский дворик». 2019. Монотипия. 28х38 см. ВМИИ КП-7862.

56 Трофимова Е.Н. «Ротонда». 2019. Монотипия. 28х40 см. ВМИИ КП-7861.

57 Трофимова Е.Н. «Осенний букет». 2018. Монотипия. 30х25 см. ВМИИ КП-7341.

58 Трофимова Е.Н. «В кино». 2018. Монотипия. 30х40 см; «Инкогнито». 2018. Монотипия. 30х40 см; «Маша». 2018. Монотипия. 30х40 см. Работы находятся в личной коллекции художника.

59 Фенин Виктор Дмитриевич (1950). Член ВТОО Союз художников России. Выпускник художественно-графического факультета Ленинградского педагогического института им. Герцена (1974). Творческая специализация - плакатная графика, живопись, графика. Занесен в Книгу почета г. Волжского. Проживает в г. Волжском Волгоградской области [10].

60 Фенин В.Д. «Триптих без названия». 2017. Монотипия. 50х40 см; «Вечер на Ахтубе». 2018. Монотипия. 70х70 см; «Вспоминая детство». 2018. Монотипия. 70х70 см; «Чудо дивное». 2018. Монотипия. 70х70 см. Работы находятся в личной коллекции художника.

Выявление персоналий художников Волгоградской области, работающих в технике печатной графики, является важной составляющей регионального искусствознания и позволяет дать начало полноформатному исследованию искусства графики в Волгоградской области.

Литература

1. I международный открытый фестиваль графики «Vita-Art-Time». Волгоград, 2013.

2. II международный открытый фестиваль графики «Vita-Art-Time». Волгоград, 2018.

3. Азаров. Не Фома не Яремчук: альбом. Волгоград, 2020&

4. Фенин Виктор Дмитриевич. Живопись. Графика. ДПИ. Фото. Дизайн: альбом. Волгоград, 2019.

5. От архетипа: каталог выставки. Волгоград, 2018.

6. Волгоградский художник: альбом. Волгоград, 2007.

7. Каталог волжских художников. Волжский, 2015.

8. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. Москва, 1969.

9. Яхонтова Л.А. И корабль плывет. URL: http://radmuseumart.ru/projects/132/4677 (дата обращения: 08.02.2021).

10. Архив ВОО ВТОО «Союз художников Росии».

Easel Printed Graphics in Volgograd Oblast: 2000-2020

Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2021, 1 (80), 93-104. DOI: 10.24412/2070-075X-2021-1-93-104

Anna V. Filimonova, Volgograd State Socio-Pedagogical University (Volgograd, Russian Federation). E-mail: annafil14@yandex.ru

Keywords: printed graphics, etching, monotype, linocut, engraving on cardboard, Volgograd.

The aim of the study was to analyze the state of easel printed graphics in Volgograd Oblast at the beginning of the 21st century. The object of the study was the graphic artists of Volgograd Oblast and their preferences when choosing techniques of easel printed graphics: etching, linocut, engraving on cardboard, monotype. The study used catalogs of art exhibitions, critical articles, personal files of artists stored in the Union of Artists of Russia, interviews of artists with the author of the article. The main material for the review of easel printed graphics were the works of Volgograd graphic artists from the collection of the Volgograd Museum of Fine Arts named after I. Mashkov, the Pushkin State Museum of Fine Arts, the State Museum of Fine Arts of the Republic of Tatarstan, works from the personal collections of artists. The article presents the masters of printed graphics in the region and determines the individual features of the use of various printed graphics techniques. The etching technique is used by S.A. Azarov, A.I. Shilov, S.V. Yurov, and E. Volkov. The engraving on plastic and linocut techniques are used by A.V. Filimonova, V.P. Filimonov, I.S. Vdovenko. The article defines the time frames of the color and black-and-white periods of the printed works of A.V. Filimonova and V.P. Filimonov. Linocuts by I.S. Vdovenko are considered for the first time. S.A. Azarov, M.A. Saifutdinov and O.D. Dmitrienko work in the "engraving on cardboard" technique. The experimental character of the engravings by S.A. Azarov and O.D. Dmitrienko is noted: they combine "direct" impressions from the board with the techniques of diatype and collagraphy. Works by M.A. Sayfutdinov are a good example of classic engravings on cardboard. The artists A.I. Shilov, S.A. Azarov, E.N. Trofimova, and V.D. Fenin use the monotype technique. Monotypes by S.A. Azarov, A.I. Shilov, and V.D. Fenin are of an experimental technological nature. E.N. Trofimova's monotypes are not associated with the search for new printed textures, they are picturesque and expressionistic. The study defines the role of the Department of Drawing and Painting of Volgograd State Pedagogical University in reviving interest in printed graphics and supporting young graphic artists of Volgograd Oblast.

References

1. Volgograd Museum of Fine Arts. (2013) I mezhdunarodnyy otkrytyy festival' grafiki "Vita-Art-Time" [I International Open Graphics Festival "Vita-Art-Time"]. [Online] Available from: http://mashkovmuseum.ru/vyistavki/vystavki-base/vita-art-time-2013.

2. Volgograd Museum of Fine Arts. (2018) II mezhdunarodnyy otkrytyy festival' grafiki "Vita-Art-Time" [II International Open Graphics Festival "Vita-Art-Time"]. [Online] Available from: http://mashkovmuseum.ru/vyistavki/vystavki-base/vita-art-time.

3. Azarov, S. (2020) Azarov. Ne Foma ne Yaremchuk: al'bom [Azarov. Not Foma not Jaremtschuk: An Album]. Volgograd: [s.n.].

4. Fenin, V.D. (2019) Viktor Dmitrievich Fenin. Zhivopis'. Grafika. DPI. Foto. Dizayn: al'bom [Viktor Dmitrievich Fenin. Paintings. Graphic Works. DPI. Photos. Design: An Album]. Volgograd: [s.n.].

5. Filimonov, V. & Filimonova, A. (2018) Ot arkhetipa: katalog vystavki [From Archetype: An Exhibition Catalog]. Volgograd: [s.n.].

6. Zhukov, V.A. (2007) Volgogradskiy khudozhnik: al'bom [Volgograd Artist: An Album]. Volgograd.

7. Krayneva, O. (ed.) (2015) Katalog volzhskikh khudozhnikov [A Catalog of Volga Artists]. Volzhskiy: [s.n.].

8. Vipper, B.R. (1969) Stat'i ob iskusstve [Articles about Art]. Moscow: Iskusstvo.

9. Yakhontova, L.A. (2015) I korabl'plyvet [And the ship is sailing]. [Online] Available from: http://radmuseumart.ru/projects/132/4677/ (Accessed: 08.02.2021).

10. Archive of the Union of Artists of Russia.

УДК 7.036.1

DOI: 10.24412/2070-075Х-2021-1-104-109

У.С. Костюкова, Н.Б. Акоева

ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ СУРОВОГО СТИЛЯ

Статья раскрывает тему Великой Отечественной войны как особо значимого явления в творчестве советских живописцев «сурового стиля» 1960-х годов. В ней анализируются происхождение и сущность нового художественного направления в живописи через призму проблематики войны. Рассмотрены его особенности и художественно-стилевые черты для передачи смысловой нагрузки работ. Изучено творчество художников 1960-х годов как предмет исследования. Ставится цель проанализировать работы авторов, отражающие события Великой Отечественной войны.

С помощью подробного описания ряда художественных произведений сурового стиля создан образ войны - не только как исторического события, но и трагедии всего человечества.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, суровый стиль, советская живопись, советское искусство, цвет.

В настоящее время тема Великой Отечественной войны очень актуальна. В последние десятилетия в нашей стране наблюдается дефицит знаний об истории своей страны и истории Великой Отечественной войны, в частности. Появляется огромный поток фальсификаций, ставящих целью переписывание ее итогов. А ведь память об общенародном подвиге советских граждан составляет основу национального духа и гордости за страну, национальной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.