Научная статья на тему 'Волгоградская станковая печатная графика периода оттепели: 1958-1967 годы'

Волгоградская станковая печатная графика периода оттепели: 1958-1967 годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
242
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА / ЛИНОГРАВЮРА / СТАЛИНГРАД / ВОЛГОГРАДСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. И.И. МАШКОВА / А.И. ПЕЧЕННИКОВ / А.П. ЛЕГЕНЧЕНКО / Г.И. ПЕЧЕННИКОВ / Н.Д. ПИРОГОВА / PRINT GRAPHICS / LINOCUT / STALINGRAD / VOLGOGRAD MUSEUM OF FINE ARTS N.A. I.I. MASHKOV / A.I. PECHENNIKOV / A.P. LEGENCHENKO / G.I. PECHENNIKOV / N.D. PIROGOVA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Филимонова А.В.

В статье впервые приводится обзор творчества волгоградских художников-графиков, работавших в технике станковой печатной графики. Хронологические рамки статьи охватывают период так называемой оттепели 1958-1967 годы. Рассмотрены гравюры А.И. Печенникова, А.П. Легенченко, Г.И. Печенникова, П.Ф. Гречкина, А.М. Николаева, Н.Д. Пироговой, Л.А. Голуб из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. Машкова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLGOGRAD EASEL PRINT GRAPHICS OF THE THAW PERIOD: 1958-1967 YEARS

The article for the first time provides an overview of the creativity of Volgograd graphic artists, who worked in the technique of easel printing. The chronological framework of the article covers the period of the so-called thaw 1958-1967. The prints of A.I. Pechennikov, A.P. Legenchenko, G.I. Pechennikov, P.F. Grechkin, A.M. Nikolaev, N.D. Pirogova, L.A. Golub from the collection of the Volgograd museum of fine arts n.a. I.I. Mashkov are considered.

Текст научной работы на тему «Волгоградская станковая печатная графика периода оттепели: 1958-1967 годы»

Литература

1. Марченко М.Н. Графическая деятельность и компьютерные технологии в профессиональной подготовке будущих дизайнеров // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 5.

2. Байбурина В.С., Марченко М.Н. Особенности создания логотипа и требования к нему // Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции: «Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату». Чебоксары, 2019.

3. Кириченко С.А., Карагодина М.Е. Методические указания по созданию товарного знака // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики. Сборник научных трудов. Краснодар, 2017.

References

1. Marchenko M.N. Graphic activity and computer technologies in professional training of future designers // Istoricheskaya i socialno-obrazovatelnaya mysl. 2013. № 5.

2. Bayburina VS., Marchenko M.N. Features of creation of a logo and requirements to it // Collection of scientific works of the III all-Russian scientific and practical conference: «Modern tendencies of the organization of educational process: from idea to result». Cheboksary, 2019.

3. Kirichenko S.A., Karagodina M.E. Guidelines for the creation of a trademark // Design and architecture: synthesis of theory and practice. Proceedings. Krasnodar, 2017.

УДК 76.03/.09

А.В. ФИЛИМОНОВА

ВОЛГОГРАДСКАЯ СТАНКОВАЯ ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА ПЕРИОДА ОТТЕПЕЛИ: 1958-1967 ГОДЫ

Филимонова Анна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры живописи, графики и графического дизайна Волгоградского государственного социально-педагогического университета (Волгоград, пр-т. им. В.И. Ленина, 27), annafil14@yandex.ru

Аннотация. В статье впервые приводится обзор творчества волгоградских художников-графиков, работавших в технике станковой печатной графики. Хронологические рамки статьи охватывают период так называемой оттепели - 1958-1967 годы. Рассмотрены гравюры А.И. Печенникова, А.П. Легенченко, Г.И. Печенникова, П.Ф. Гречкина, А.М. Николаева, Н.Д. Пироговой, Л.А. Голуб из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. Машкова. Ключевые слова: печатная графика, линогравюра, Сталинград, Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова, А.И. Печенников, А.П. Легенченко, Г.И. Печенников, Н.Д. Пирогова.

UDC 76.03/.09 A.V. FILIMONOVA

VOLGOGRAD EASEL PRINT GRAPHICS OF THE THAW PERIOD: 1958-1967 YEARS

Filimonova Anna Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the cathedra of painting, graphics and graphic design of the Volgograd state socio-pedagogical university (27, im. VI. Lenina ave., Volgograd), annafil14@yandex.ru

Abstract. The article for the first time provides an overview of the creativity of Volgograd graphic artists, who worked in the technique of easel printing. The chronological framework of the article covers the period of the so-called thaw - 1958-1967. The prints of A.I. Pechennikov, A.P. Legenchenko, G.I. Pechennikov,

P.F. Grechkin, A.M. Nikolaev, N.D. Pirogova, L.A. Golub from the collection of the Volgograd museum of fine arts n.a. I.I. Mashkov are considered.

Keywords, print graphics, linocut, Stalingrad, Volgograd museum of fine arts n.a. I.I. Mashkov, A.I. Pechennikov, A.P. Legenchenko, G.I. Pechennikov, N.D. Pirogova.

Предметом нашего внимания стало развитие станковой печатной графики в регионе в 1958-1967 годах, в период так называемой оттепели. Об интересующем нас периоде не было выпущено каких-либо изданий или статей. Круг работ, ставший предметом анализа в статье, в этом контексте пока никто не рассматривал. Главными материалами для нее стали работы волгоградских художников-графиков 1958-1967 гг. из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. Машкова (далее - ВМИИ им. И. Машкова). Имена художников, рассматриваемых в статье, вошли в историю волгоградского изобразительного искусства: Георгий Ильич Печенников, Александр Павлович Легенченко, Александр Ильич Печенников, Алексей Михайлович Николаев, Петр Федорович Гречкин, Нинель Дмитриевна Пирогова, Леонид Александрович Голуб.

Если в отечественном искусстве в период оттепели сквозной темой становится человек во взаимодействии с миром людей и природы, с прошлым и современностью, то волгоградские художники-графики в 1958-1967 годы много внимания уделяли индустриальному пейзажу. Связано это было с окружавшей их действительностью: восстановлением Сталинграда, строительством великих строек - Волго-Донского судоходного канала, Сталинградской ГЭС, восстановлением заводов-гигантов, строительством молодого города Волжского. Искусствовед О.П. Малкова в интервью о выставке «Город любви», посвященной образу города в работах сталинградских художников, говорит об этом периоде так: «В городе царило невероятное состояние духа: смесь победных настроений, трудового энтузиазма, эйфория по поводу окончания войны, осознание того, что жизнь движется в правильном направлении и каждый день приносит свидетельство победы над разрухой... Вместе с этим существовала и нежная любовь к городу».

Несмотря на то, что Сталинградское отделение Союза художников РСФСР было восстановлено в 1943 году, в городе долгое время не было художественных мастерских, выставки проводились в фойе драматического театра им. М. Горького, в военных частях. В технике станковой печатной графики в 1940-1950-е годы работали Г.И. Печенников и А.П. Легенченко. Но уже в 1957-1958 годы в Сталинград приехала группа графиков-выпускников художественных вузов страны: Л. Голуб и Н. Пирогова - выпускники Таллиннского художественного института, А. Печенников - выпускник Московского художественного института им. Сурикова. Разная подготовка и восприятие мира приезжих художников, отсутствие собственной «графической школы» привело к возникновению необычного, самобытного художественного колорита региона. К середине 1960-х годов культурная инфраструктура Волгограда была практически восстановлена, и с открытием в 1963 году музея изобразительных искусств у города появилось большое выставочное пространство, позволившее стать организатором Второй зональной выставки «Большая Волга» в 1967 году. Среди художников, представлявших Волгоград, были графики-станковисты, долго и плодотворно работавшие в области станковой печатной графики: Г.И. Печенников, А.И. Печенников, А.П. Легенченко, А.М. Николаев, П.Ф. Гречкин, Н.Д. Пирогова, Л.А. Голуб.

Сквозной темой творчества Г.И. Печенникова1 был человек - строитель и победитель. Образ эпохи в его работах формируется через образ современника. Активный

1 Печенников Георгий Ильич (1916-1990). Родился в Царицыне (Волгоград). В 1938 году закончил Сталинградское художественное училище. Воевал. В 1945 году вернулся в Сталинград. В 1947 году вступил в Сталинградское товарищество «Художник», руководил отделением Художественного фонда в Волгограде (1953-1957). С 1957 года - член Союза художников РСФСР.

Рисунок 2. Г.И. Печенников. «Ремонт театра»

Рисунок 1. Г.И. Печенников. «Волгарь»

интерес к лицу, к его пластике присутствует в линогравюре «Волгарь»2 (рис. 1), в которой форма головы моделируется динамичным штрихом, в дальнейшем мы уже не встретим в работах художника такое техническое решение образа. В работах раннего периода художник фиксирует восстановление жизни послевоенного Сталинграда, изображает участников черкасовского движения: «Монтажники»3, «Мечтатели»4, «Каменщицы»5, «Ремонт театра»6 (рис. 2), «На стройке»7. Это цветные линогравюры, в которых цвет не несет символическую нагрузку, а решает пространственные отношения. В гравюре «Мечтатели», выполненной художником в пять досок, чувствуется свойственное всему послевоенному эстампу большое влияние традиций цветной линогравюры В.Д. Фалилеева [1, с. 651].

В начале 1960-х годов художник начал работу над циклом, посвященным Великой Отечественной войне. Жанр, который использовал Печенников, был непростой, - портрет. Художник часто изображал своих героев на пике эмоциональных переживаний - горе, восторг, отчаяние, радость. Для убедительного проникновения в глубину человеческих чувств он приближал лица героя к зрителю, используя принцип крупного плана. В 1960-х годах он начал работу над серией «Солдатки» («Проводы»8 (3-я стр. обл.), «Медсестра»9), которая экспонировалась в Москве на Всероссийской республиканской выставке «Советская Россия» в 1960 году. В этой серии для усиления образа художник отказался от использования цвета, вместо этого он использовал другие средства черно-белой графики - силуэт, пятно, линия. В них форма еще моделируется штрихом, но композиции листов уже тяготеют к плоскостности, они фрагментарны и монументальны.

2 Печенников Г.И. «Волгарь». 1958. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-2555.

3 Печенников Г.И. «Монтажники». 1960. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-2567.

4 Печенников Г.И. «Мечтатели». 1960. Цветная линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-373.

5 Печенников Г.И. «Каменщицы».1958. Цветная линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-2562.

6 Печенников Г.И. «Ремонт театра». 1961. Цветная линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-2561.

7 Печенников Г.И. «На стройке. Верхолаз». 1960. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-372.

8 Печенников Г.И. «Проводы» из серии «Солдатки». Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-375.

9 Печенников Г.И. «Медсестра» из серии «Солдатки». Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-374.

В период «оттепели» в конце 1950-х годов в советском искусстве произошло новое понимание гражданской роли художника, утвердились мотивы обновления, в работах художников появились темы весны и юности. В 1963-1964 годах Г.И. Печенников работал над серией «Весна», объединенной темой восстановления города: «На клумбе»10, «На стройке»11, «На воскресник»12, «Новые квартиры»13. Отношение художника к своим героям чувствуется в эмоциональном ракурсе и интонациях, которые он выбирает, город узнается в каждой детали. Эта серия позволяет заметить изменения в композиционных приемах художника: формат листа вытянутый, отсутствует пространство, оно интересно художнику как формальный элемент композиции, подчеркивающий и усиливающий композиционный центр. Несколько листов этой серии в 1964 году экспонировались на Первой зональной выставке «Большая Волга» в Куйбышеве (Самаре).

В 1958 году в Сталинград вернулся и активно включился в выставочную деятельность Александр Иванович Печенников14. Он работал в непопулярной для конца 1950-х годов технике офорта. В его работах чувствуется большая графическая школа Сури-ковского института, выпускником которого он был. Офорт более, чем любая другая печатная техника, позволяет сохранить живописность пятна и живость линии. В офортах А.И. Печенникова много тона, он минимально использовал открытый травленый штрих. Травил свои офорты неглубоко, широко используя технику акватинты. Его эстампы живописны, при печати художник использовал прием цветовой растяжки от черного до темно-синего или темно-коричневого, стремился к передаче тонких градаций тона. Живописностью, светотеневыми эффектами и композиционным строем офорты А.И. Печенникова перекликаются с эстампами Френка Бренгвина, который в то время был широко представлен в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Основной сюжет работ А.И. Печенникова, собранных в ВМИИ, - индустриальный пейзаж. Тема возрождающейся страны, строящихся промышленных объектов были главными в работах А.И. Печенникова, но они не проникнуты пафосом возрождения и обновления, свойственным искусству этого периода. Художник «со стороны» наблюдает за происходящим, в его работах главный герой не человек, а ожившая бетонная, механизированная действительность. Это мир будущего, в котором экскаваторы, краны, машины - главные герои. Грандиозность бетонных конструкций Сталинградской ГЭС подавляет человека, ощущается масштабный контраст между колоссальными сооружениями и людьми на их фоне: «Подвесной мост СтГЭС»15, «Строительство СтГЭС»16, «На эстакаде»17, «Котлованы шлюзов»18, «Козловые краны»19, «Бетонируют ночью»20 (3-я стр. обл.). Эти работы экспонировались на республиканской выставке «Советская Россия» (1960).

Еще одним волгоградским гравером, работавшем в непопулярной для того времени печатной технике, сухой игле - был А.П. Легенченко21. Ему повезло учиться в 1936-

10Печенников Г.И. «На клумбе» из серии «Весна». Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-381/1.

11 Печенников Г.И. «На стройке» из серии «Весна». Линогравюра. Собрание ВМИИ. НВФ-1992.

12Печенников Г.И. «На воскресник» из серии «Весна». Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ380/1.

13 Печенников Г.И. «Новые квартиры» из серии «Весна». Линогравюра. Собрание ВМИИ. НВФ-1994.

14 Печенников Александр Ильич (1912-1979) родился в г. Царицыне (Волгоград). Выпускник Сталинградского художественного техникума (1932), выпускник Московского художественного института им. Сурикова (1948), член Союза художников РСФСР с 1965 года.

15 Печенников А.И. «Подвесной мост СтГЭС». 1958. Офорт. Акватинта. Собрание ВМИИ. СГ-364.

16 Печенников А.И. «Строительство СтГЭС». 1958. Офорт. Акватинта. Собрание ВМИИ. СГ-366.

17 Печенников А.И. «На эстакаде». 1958. Офорт. Акватинта. Собрание ВМИИ. СГ-352.

18Печенников А.И. «Котлованы шлюзов». 1958. Офорт. Акватинта. Собрание ВМИИ. СГ-358.

19 Печенников А.И. «Козловые краны». 1958. Офорт. Акватинта. Собрание ВМИИ. СГ-357.

20Печенников А.И. «Бетонируют ночью». 1958. Офорт. Акватинта. Собрание ВМИИ. СГ-361.

21 Легенченко Александр Павлович (1911-2003), заслуженный художник РСФСР Родился в слободе Николаеве под Царицыном. Выпускник Сталинградского художественного техникума (1934). В 1936-1937 учился на подготовительных курсах в АХ у Е. Лансере. С 1937 года - член Товарищества художников.

1937 годах на подготовительных курсах во всероссийской Академии художеств у Евгения Лансере, когда тот на короткое время вернулся в Советский Союз из Тифлисской академии художеств. Сам художник отмечал, что его влекла сила «живого» штриха и привлекала искренность и живость работ Е.Е. Лансере. Там же, в Ленинграде, во время обучения он познакомился с офортами Френка Бренгвина, в которых ему нравились глубина пространства и тончайшие градации тонов.

А.П. Легенченко всю жизнь был приверженцем русской реалистической школы. В личном деле члена ВТОО «Союз художников России» А.П. Легенченко мы нашли воспоминания о его творчестве художника А.М. Николаева, в которых он пишет, что «оно пришлось на время, когда шла борьба в изобразительном искусстве за становление реалистического искусства по форме, социалистического по содержанию». Сам художник отмечал, что высшее проявление реализма в искусстве - это умение найти пластический характер натуры, а приоритетом в искусстве считал искренность, духовность, любовь к природе и человеку.

Легенченко много рисовал с натуры; по своей природе художник лирического дарования, он сумел увидеть в простых пейзажных мотивах значительное и достойное для воспроизведения. Основной темой его творчества стал собирательный образ Родины, а любимым жанром - лирический пейзаж. Любовь к «живому», «непосредственному» штриху, огромный опыт рисования с натуры позволили художнику плодотворно работать в технике сухой иглы. Эта техника сложная и непопулярная среди художников-граверов. Она требует физических усилий, практически не корректируется и ограничена в тираже. В 1950-1960 годы в РСФСР в этой технике гравирования практически никто не работал. Небольшой формат листа, акварельность тональных переходов не были востребованы художниками, в этот период их привлекала масштабность и зрелищность линогравюры. Достоинство этой техники - красивый, сочный штрих. В процессе гравирования характер штриха, приемы использования острой иглы приближаются к приемам рисунка пером, которые можно корректировать шабером или гладилкой, добиваясь различной тональности. Плавные и округлые линии в сухой игле гравировать трудно, поэтому обычно художники используют короткие, угловатые штрихи [2].

В воспоминаниях о художнике А.М. Николаев отмечал, что Легенченко впервые обратился к офорту и сухой игле, работая над серией графических листов о Сталинградской ГЭС: «Подвесная дорога. Волгоградская ГЭС»22, «Большой бетон»23. Индустриальная тема в его исполнении обладала некоторой монументальностью, не свойственной для техники сухой иглы. Накопив значительный опыт во время этой работы, А.П. Легенченко не стал развивать индустриальную тему, в 1962 году он неожиданно для всех уезжает рисовать в рыболовецкий совхоз на Каспий, результатом творческой командировки стали листы: «Рыбацкие прорези»24 (рис. 3), «Молодежная бригада рыбаков»25,

РСФСР. В 1944 году на фронте вступил в Союз художников РСФСР. Вернулся в разрушенный Сталинград в 1945 году.

22 Легенченко А.П. «Подвесная дорога. Волгоградская ГЭС». 1960. Офорт, сухая игла. Собрание ВМИИ.

23 Легенченко А.П. «Большой бетон». 1961. Офорт, сухая игла. Собрание ВМИИ.

24 Легенченко А.П. «Рыбацкие прорези». 1962. Офорт, сухая игла. Собрание ВМИИ.

25 Легенченко А.П. «Молодежная бригада рыбаков». 1964. Офорт, сухая игла. Собрание ВМИИ.

«После улова»26. Волгоградский искусствовед В.И. Киселев считал, что именно эта серия работ, посвященных рыбакам Каспия, на долгие годы утвердила репутацию А.П. Ле-генченко как художника-лирика [3]. Эти листы экспонировались в 1964 году на Первой зональной выставке «Большая Волга» в Куйбышеве.

В регионе в тот период не было явления передачи «графической школы», не было направленности, предпочтения к какой-либо технике и манере исполнения. Восполнялось это общением, формирующим художественный вкус, обменом опытом на заседаниях секции «Графика», председателями которой были в свое время П.Ф. Гречкин и А.И. Пе-ченников. Нельзя не сказать о важном этапе в развитии советской печатной графики, связанным с открытием Дома творчества «Челюскинская» (далее - ДТ «Челюскинская»), быстро ставшего «меккой» для графиков-печатников.

Волгоградские художники А.П. Легенченко, Н.Д. Пирогова, Л.А. Голуб в 1960-е годы много и плодотворно работали в ДТ «Челюскинская». Во время творческой командировки туда в 1964 году А.П. Легенченко создал листы: «Загорск»27, «Зима на Челюскинской»28, «Зимка»29, Подмосковье»30, «Мостик в Абрамцеве»31, «Переславль-Залес-ский»32. В ДТ «Челюскинская» художник ездил несколько раз и каждый раз привозил оттуда работы: «Загорск»33, «Плещеево озеро»34, «Дуб, видевший Степана Разина»35. «Утро в хвойном лесу»36 экспонировалось в 1967 на Второй зональной выставке «Большая Волга» в Волгограде. О мастерстве и виртуозности владения техникой сухой иглы говорит увеличение размера гравировальных досок, на которых работал художник, со временем он увеличился от 10 х 7,5 см («Слушают радио», 1953) до 43 х 50 см («Сердце Родины», 1985).

Подъем интереса к эстампу в конце 1950-х годов подтолкнул волгоградского живописца Алексея Михайловича Николаева37 обратиться к технике цветной линогравюры. Во время Великой Отечественной войны у него за плечами уже был опыт работы в Окнах ТАСС, специфика которой состояла в использовании лаконичного графического языка, свободного использования плоскости листа в различных тиражных техниках. Первую «мирную» гравюру «Перекрытие Волжской ГЭС»38 А.М. Николаев выполнил в 1958 году. Опыт живописца позволил Алексею Михайловичу в полной мере использовать его в технике цветной линогравюры. Тонкие колористические отношения приближали его графические листы к живописным работам. Его пейзажи эпичны, будь то опоры линий электропередач, руины мельница Герхарда или волгоградский причал. Он умел в обыденном увидеть великое, значимое: «Огни Волжской ГЭС»39 (3-я стр. обл.), «Мельница Гер-гарда»40, «Памятник чекистам»41.

26 Легенченко А.П. «После улова». 1964. Офорт, сухая игла. Собрание ВМИИ.

27 Легенченко А.П. «Загорск». 1964. Офорт, сухая игла. Собрание ВМИИ.

28 Легенченко А.П. «Зима на Челюскинской». 1964. Офорт, сухая игла. Собрание ВМИИ.

29 Легенченко А.П. «Зимка». 1964. Офорт, сухая игла. Собрание ВМИИ.

30 Легенченко А.П. «Подмосковье». 1964. Офорт, сухая игла. Собрание ВМИИ.

31 Легенченко А.П. «Мостик в Абрамцеве». 1964. Офорт, сухая игла. Собрание ВМИИ.

32 Легенченко А.П. «Переславль-Залесский». 1964. Офорт, сухая игла. Собрание ВМИИ.

33 Легенченко А.П. «Загорск». 1966. Офорт, сухая игла. Собрание ВМИИ.

34 Легенченко А.П. «Плещеево озеро». 1966. Офорт, сухая игла. Собрание ВМИИ.

35 Легенченко А.П. «Дуб, видевший Степана Разина». 1967. Офорт, сухая игла. Собрание ВМИИ.

36 Легенченко А.П. «Утро в хвойном лесу». 1966. Офорт, сухая игла. Собрание ВМИИ.

37 Николаев Алексей Михайлович (1910-1994). Родился в Саратове. Выпускник Саратовского художественного техникума (1932). В Сталинград приехал в 1932 году. Член Союза художников РСФСР с 1941 года, председатель правления Сталинградского отделения Союза художников РСФСР с 1941 по 1950 годы. В 1940-1950-е годы Николаев А.М. много работал как живописец, делал зарисовки восстанавливающегося Сталинграда.

38 Николаев А.М. «Перекрытие Волжской ГЭС». 1958. Линогравюра. Собрание ВМИИ. НВФ-1428.

39 Николаев А.М. «Огни Волжской ГЭС». 1965. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-2100.

40 Николаев А.М. «Мельница Гергарда». 1958. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-2115.

41 Николаев А.М. «Памятник чекистам». 1958. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-2111.

Петр Федорович Гречкин42 - мастер индустриального и лирического пейзажа. Вся его жизнь и творчество было связано с родным краем, его историей и культурой. У него был опыт работы в окнах ТАСС во время Великой Отечественной войны, он выполнил много зарисовок на улицах восстанавливающегося Сталинграда. Долгое время его материалом были карандаш, тушь, акварель, но в 1959 году, работая в мастерских Художественного фонда, художник впервые обратился к линогравюре. Первые оттиски были выполнены им в 1959 году: «В Сталинградском порту»43, «Вечер на пашне»44, «Плоты на Волге»45.

Общественное признание его гравюры получили после публикаций в журнале «Художник»: «Волгоградский нефтеперерабатывающий завод»46 (3-я стр. обл.) («Художник» № 1/1963), «Первый шлюз Волго-Донского канала»47 («Художник» № 12/1962). С 1963 года Петр Федорович много работал в технике цветной линогравюры: «Площадь Павших борцов»48, «Первый шлюз Волго-Донского канала»49. Гравюры «Вечер на пашне»50, «Площадь Павших борцов» были представлены в 1964 году на Первой зональной выставке «Большая Волга» в Куйбышеве.

Женский взгляд художника-графика Н.Д. Пироговой51, ищущий красоту во всем, открыл зрителю новый образ Сталинграда. Красота Волги, новых домов и улиц города становятся главной темой творчества художницы. В «сталинградский» период она делает цветные линогравюры крупного формата, тяготеющие к живописной традиции гравюр В.Д. Фалилеева: «Оттепель на Сталинградской пристани»52, «Сталинградские огни»53, «Сталинград строится»54, «Руины героической обороны Сталинграда»55. Композицию этих листов художница строит как живописец-станковист, нагружает деталями первый план, глубину пространства передает при помощи тональных градаций цвета. Практически во всех работах «сталинградского» периода мы видим линию горизонта, олицетворяющую ширь Волги, которой восторгается художница. Особенно живописна линогравюра «Вол-га»56 (3-я стр. обл.), в ней нет черного цвета, почти нет белого, только крылья чаек остались незапечатанным листом бумаги. Нинель Дмитриевна при помощи раскатов краски от фиолетового до охристого цвета стремится передать изменения теплохолод-ности воздушной среды.

42 Гречкин Петр Федорович (1907-1990). Родился в Калаче-на-Дону. Выпускник Сталинградского художественного техникума (1930), член Союза художников РСФСР с 1941 года. С 1933 по 1941 год работал художником в газете «Сталинградская правда», участвовал в создании агитационных плакатов «Окна ТАСС». В Сталинград вернулся в 1945 году.

43 Гречкин П.Ф. «В сталинградском порту». 1959. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-1286.

44 Гречкин П.Ф. «Вечер на пашне». 1959. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-488.

45 Гречкин П.Ф. «Плоты на Волге». 1959. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-1275.

46 Гречкин П.Ф. «Волгоградский нефтеперерабатывающий завод». 1962. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-439/1.

47 Гречкин П.Ф. «Первый шлюз Волго-Донского канала». 1962. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-438.

48 Гречкин П.Ф. «Площадь Павших борцов». 1963. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-437/1.

49 Гречкин П.Ф. «Первый шлюз Волго-Донского канала». 1963. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-438.

50 Гречкин П.Ф. «Вечер на пашне». 1959. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-488.

51 Пирогова Нинель Дмитриевна (1929). Родилась в г. Прилуки Черниговской области. Выпускница Кишиневского художественного училища (1951), Художественного института Эстонской ССР (Таллинн, 1958). Приезжает в Сталинград вместе с мужем Леонидом Голубом в 1958 году. Член Союза художников с 1967 года.

52 Пирогова Н.Д. «Оттепель на Сталинградской пристани». 1963. Линогравюра. Собрание ВМИИ.

53 Пирогова Н.Д. «Сталинградские огни». 1963. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-462.

54 Пирогова Н.Д. «Сталинград строится». 1963. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-1588.

55 Пирогова Н.Д. «Руины героической обороны Сталинграда». 1963. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-2517.

56 Пирогова Н.Д. «Волга». 1963. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-456.

В 1963 году Н.Д. Пирогова и Л.А. Голуб побывали в Париже, посетили музей Франсуа Леже. Эта поездка придала новый импульс их творчеству. В гравюрах «после-парижского периода» решение листов у этих художников становится декоративно-плоскостным. В гравюре «Утро завода»57 художница решает формальные задачи композиции, заботится о ритме цветовых пятен: черных, белых, синих, коричневых. Цветовой акцент оранжевого солнца лишь подчеркивает смысл композиции. «На Средней Волге»58, «Порт в городе Горький»59 - эти листы созданы в 1967 году и объединены удлиненным форматом, усиливающим ощущения течения великой реки. В композиции много горизонтальных линий, которые подчеркивают это движение. Цветные линогравюры этого периода выполнены в три доски: для оранжевого, светло-зеленого и черного цвета. В них нет цветовых растяжек, активно используется черный цвет, который усиливает контраст и фактуру цветовых пятен.

В интервью Н.Д. Пирогова всегда подчеркивает, что на ее творчество влияют только личные интересы. Подтверждение этому серия, созданная в 1963-1964 годах: «Дети»: «Будущий летчик»60, «Девочка с куклой»61, «Дети»62, на которую ее вдохновили дети - Юрий и Ольга. Какой-либо антураж в листах отсутствует, фон практически всегда белый. Именно поэтому силуэты детских фигур становятся выпуклыми и рельефными, а большой формат досок (67х37 см) делает изображение детей монументальным и значимым.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В собрании ВМИИ есть две серии цветных линогравюр еще одного волгоградского графика - Л.А. Голуба63. Ранняя серия работ посвящена Волгограду и реке Волге и создана художником сразу после переезда в город в 1958 году: «Барки на реке»64, «Берег Волги. Волгоград»65, «На реке»66, «У причала»67. В этих листах мы не видим стремления автора передать живописные или пространственные отношения, для художника цвет - лишь смысловой или композиционный акцент. Особенно любимы им оттенки серого, синего, коричневых цветов. Но и черный, и белый цвет в его гравюрах самодостаточен и материален.

В «послепарижский» период, в 1964 году, Л.А. Голуб создал серию цветных линогравюр о Волге, отличающихся от листов предыдущего периода декоративно-плоскостным решением: «На смену»68, «Грузовой порт»69, «Баржи на Волге»70, «Волжские просторы»71 (3-я стр. обл.). Все эти листы объединены фронтальным построением композиции, в котором нет даже намека на глубину пространства, а есть лишь ритмы пятен и линий, тяготеющих скорее к монументальной живописи, чем станковой графике.

Конец 1950-х - начало 1960-х годов стал временем выработки нового языка печатной графики. М.А. Немировская пишет об этом времени так: «Патетика «сурового стиля», яркость и выразительность нового языка графики достаточно быстро становятся исключительно внешними приемами, работающими вне содержания образа... Сущест-

57 Пирогова Н.Д. «Утро завода». 1964. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-448.

58 Пирогова Н.Д. «На Средней Волге». 1967. Линогравюра. Собрание ВМИИ. НВФ-1304.

59 Пирогова Н.Д. «Порт в городе Горький». 1967. Линогравюра. Собрание ВМИИ. НВФ-1308.

60 Пирогова Н.Д. Серия «Дети». «Будущий летчик». 1963. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-453.

61 Пирогова Н.Д. Серия «Дети». «Девочка с куклой». 1963. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-454.

62 Пирогова Н.Д. Серия «Дети». «Дети». 1963. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-463.

63 Голуб Леонид Александрович (1927-1979). Выпускник Одесского художественного училища, Художественного института Эстонской ССР (Таллинн, 1957). Приезжает в Волгоград в 1958 году. Член Союза художников РСФСР с 1963 года.

64 Голуб Л.А. Серия «О Волге». «Барки на реке». 1962. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-460.

65 Голуб Л.А. «Берег Волги. Волгоград». 1962. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-464.

66 Голуб Л.А. «На реке». 1962. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-2520.

67 Голуб Л.А. «У причала». 1962. Линогравюра. Собрание ВМИИ. НВФ-1301.

68 Голуб Л.А. Серия «Люди на Волге». «На смену». 1964. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-2664.

69 Голуб Л.А. Серия «О Волге». «Грузовой порт». 1964. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-459.

70 Голуб Л.А. Серия «О Волге». «Баржи на Волге». 1964. Линогравюра. Собрание ВМИИ. СГ-460.

71 Голуб Л.А. «Волжские просторы». 1964. Линогравюра. Собрание ВМИИ. НВФ-1302.

вовало несомненное единство - образно-эмоциональное и стилистическое - между большой черно-белой гравюрой и искусством «сурового стиля» [4, с. 7]. Волгоградская печатная графика периода оттепели прошла свой путь от бесконфликтного лирического пейзажного жанра в русской традиции цветных линогравюр В.Д. Фалилеева до лаконичных, монументальных мотивов индустриального пейзажа возрожденного города. Общей темой, объединяющей творчество волгоградских художников на долгие годы, стал Сталинград (Волгоград).

Имена волгоградских графиков Г.И. Печенникова, А.И. Печенникова, А.П. Леген-ченко, А.М. Николаева, П.Ф. Гречкина, Н.Д. Пироговой, Л.А. Голуб достойны быть вписанными в историю российской печатной графики второй половины ХХ столетия как мастера, возродившие печатную графику в разрушенном регионе, продолжившие традиции русской печатной школы и достойно представлявшие Волгоградскую область на всероссийских художественных выставках в 1958-1967 годах.

Литература

1. Розанова Н.Н. Очерки по истории и технике гравюры. М., 1987. 688 с.

2. Звонцов В.И., Шистко В.И. Офорт. Техника. СПб., 2004. 270 с.

3. Александр Павлович Легенченко: графика. М., 1986.

4. Немировская М.А. Гурий Захаров: графика. М., 1985. 183 с.

References

1. Rozanova N.N. Ocherki po istorii i tekhnike gravyury [Essays on the history and technique of engraving]. Moscow, 1987.

2. Zvontsov V.I., Shistko V.I. Ofort. Tekhnika [Etching. Technique]. Saint Petersburg, 2004.

3. Aleksandr Pavlovich Legenchenko: grafika [Alexander Pavlovich Legenchenko: graphics. Moscow, 1986.

4. Nemirovskaya M.A. Guriy Zaharov: grafika [Gury Zakharov: graphics]. Moscow, 1985.

УДК 7.08

Е.Л. БАЛКИНД, Л.В. БАЛКИНД

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ: ОТ ГАРМОНИИ К ПРОБЛЕМЕ

Балкинд Екатерина Львовна, доцент кафедры дизайна Крымского университета культуры, искусств и туризма (Симферополь, ул. Киевская, 39), kompozicia@mail.ru

Балкинд Лев Владимирович, профессор кафедры дизайна Крымского университета культуры, искусств и туризма (Симферополь, ул. Киевская, 39), kompozicia@mail.ru

Аннотация. В статье уточнена типология пейзажа как жанра. Введено понятие «синтетический пейзаж» и актуализирована его роль. Прослежена динамика развития синтетического пейзажа в разных культурных хронотопах как художественного мировосприятия. Рассмотрен ряд примеров из мировой художественной культуры, иллюстрирующий основные положения статьи. Ключевые слова: гармония, жанр, индустриальный пейзаж, синтез, синтетический пейзаж.

UDC 7.08

E.L. BALKIND, L.V. BALKIND

SYNTHETIC LANDSCAPE: FROM HARMONY TO PROBLEM

Balkind Ekaterina Lvovna, associate professor of the cathedra of design of the Crimean university of culture, arts and tourism (39, Kievskaya st., Simferopol), kompozicia@mail.ru

Balkind Lev Vladimirovich, professor of the cathedra of design of the Crimean university of culture, arts and tourism (39, Kievskaya st., Simferopol), kompozicia@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.