Научная статья на тему 'ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ПРИРОДА В КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА ИСТОРИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА'

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ПРИРОДА В КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА ИСТОРИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ИСТОРИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ХУДОЖНИК КНИГИ / ДЕТСКАЯ КНИГА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зотова Ольга Ивановна

Статья посвящена дальневосточной природе в книжной иллюстрации из фондов Музея-заповедника истории Дальнего Востока. На примере произведений художников книги прослеживается эволюция этого вида искусства в Приморском крае. Анализируются приемы работы и творческие концепции авторов, развитие индивидуального видения литературного текста. Исследуется взаимосвязь классической советской традиции книжной иллюстрации и современных практик иллюстратора книги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Зотова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FAR EASTERN NATURE IN THE BOOK ILLUSTRATION FROM THE COLLECTIONS OF THE MUSEUM-RESERVE OF THE HISTORY OF THE FAR EAST

The article is devoted to Far Eastern nature in the book illustrations stored in the funds of the museum-reserve of the History of the Far East. The evolution of this type of art in the Primorsky Krai is traced using the example of the works of the book's artists. The methods of work and the authors’ creative concepts, the development of an individual vision of a literary text are analyzed. The interrelation between the classical Soviet book illustration tradition and a book illustrators modern practices are investigated.

Текст научной работы на тему «ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ПРИРОДА В КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА ИСТОРИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»

DOI: 10.17516/2713-2714-0063 УДК 769.2

THE FAR EASTERN NATURE IN THE BOOK ILLUSTRATION FROM THE COLLECTIONS OF THE MUSEUM-RESERVE OF THE HISTORY OF THE FAR EAST

Olga I. Zotova

Museum-Reserve of the History of the Far East Vladivostok, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to Far Eastern nature in the book illustrations stored in the funds of the museum-reserve of the History of the Far East. The evolution of this type of art in the Primorsky Krai is traced using the example of the works of the book's artists. The methods of work and the authors' creative concepts, the development of an individual vision of a literary text are analyzed. The interrelation between the classical Soviet book illustration tradition and a book illustrator's modern practices are investigated.

Keywords: Museum-Reserve of the History of the Far East; book illustration; book artist; children's book.

Citation: Zotova, O.I. (2022). THE FAR EASTERN NATURE IN THE BOOK ILLUSTRATION FROM THE COLLECTIONS OF THE MUSEUM-RESERVE OF THE HISTORY OF THE FAR EAST. Izobrazitel 'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal 'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, Ne 4 (13), pp. 24-33.

С. M. Черкасов. Иллюстрация к книге

В.К. Арсенъева «По Уссурийскому краю». Обложка. 1987. Бумага, акварель. 28x20

Музей-заповедник истории Дальнего Востока

S. М. Cherkasov. An illustration to the book by V.K Arsenyev "Through

the Ussuri region". Cover illustration. 1987. Paper, watercolor. 28x20

Museum-Reserve of the History of the Far East

О. И. Зотова

Государственный объединенный музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева Владивосток, Российская Федерация

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ПРИРОДА В КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА ИСТОРИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Статья посвящена дальневосточной природе в книжной иллюстрации из фондов Музея-заповедника истории Дальнего Востока. На примере произведений художников книги прослеживается эволюция этого вида искусства в Приморском крае. Анализируются приемы работы и творческие концепции авторов, развитие индивидуального видения литературного текста. Исследуется взаимосвязь классической советской традиции книжной иллюстрации и современных практик иллюстратора книги.

Ключевые слова: Музей-заповедник истории Дальнего Востока; книжная иллюстрация; художник книги; детская книга.

Тему книжной иллюстрации в коллекции Музея-заповедника истории Дальнего Востока уместно сопроводить кратким историческим экскурсом, связанным с развитием области книжной иллюстрации в Приморском крае. Ее следует рассматривать в первую очередь в связи с работой художников в Приморском и Дальневосточном книжном издательствах, издательствах «Дальнаука» и Дальневосточного государственного университета. В отряд художников книги входили М.В. Филиппов, B.C. Чеботарев, Е.И. Петровский, Б.Ф. Лобас, Ф.Г. Зинатулин, В.И. Воронцов, С.М. Черкасов, Н.П. Горбунов, С.Н. Есипов, В.П. Трофимов, В.Г. Убираев, Г.Л. Кунгуров и др. Ряд имен упоминался в связи с развитием эстампа в Приморском крае [ 1, 2], однако книжный опыт остался за рамками статей. Между тем усилиями этих художников был сформирован многоплановый пласт книжной иллюстрации, в котором отразился опыт работы в художественных и документальных произведениях, серии приключенческой литературы, краеведческих изданиях, изданиях для детей.

В частности, основной творческой площадкой в 1960-1980-е гг. являлось Дальневосточное книжное издательство. В число наиболее популярных изданий вошли книги о животном и растительном мире дальневосточной тайги, об особенностях жизни обитателей тайги и океана.

Признание получили серийные издания «Океан. Загадки. Проблемы. Открытия», «Путешествия по Уссурийской тайге», «Дальневосточные героические путешествия», «В исключительных обстоятельствах», «Океан и человек», «Люди и судьбы», «Дальневосточная историческая библиотека», «Библиотека дальневосточного романа» (две последние серии выпускались совместно с Хабаровским книжным издательством «Школьная библиотека»).

Большое внимание уделялось детской и художественной литературе. В Дальневосточном книжном издательстве увидели свет первые произведения С. Балабина, А. Вахова, Л. Князева, В. Кучерявенко, В. Матюшина, К. Майбого-ва, Ю. Лясоты, Н. Максимова, Д. Нагишкина, О. Щебрановского, поэтов И. Фаликова, Г. Лысенко и др.

Издавались особо художественные издания. Так, «Месяцеслов. Слово о русской зиме» Ю. Кашука (художники С. Черкасов и С. Голоща-пов), вышедший в 1987 году, по опросу журнала «Книжное обозрение», вошел в число 100 лучших книг года. Малоформатное издание Ю. Воз-нюка «В плавнях Ханки» из трехтомной серии «Заветный край», иллюстрированное В. Чеботаревым, сопровождалось репродукцией одной из наиболее известных работ художника «Сергей Лазо среди партизан Приморья» (линогравюра,

С. M. Черкасов.

Иллюстрация

к книге

В.К. Арсенъева

«По Уссурийскому

краю». Заставка.

1987.

Бумага, акварель.

17x25

Музей-заповедник

истории Дальнего

Востока

S. М. Cherkasov.

An illustration

1 Ш&* to the book by

V.K. Arsenyev

\ "Through

the Ussuri region".

The book title.

• 1987.

Paper, watercolor.

17x25

Museum-Reserve

of the History

of the Far East

С. M. Черкасов. Иллюстрация к книге

В.К. Арсенъева «По Уссурийскому краю».

Заставка. 1987. Бумага, акварель. 31x43

Музей-заповедник истории Дальнего Востока

S. М. Cherkasov. An illustration to the book by V.K. Arsenyev "Through

the Ussuri region". The book title. 1987. Paper, watercolor. 31x43

Museum-Reserve of the History of the Far East

1969), вклеенной на форзац. Тираж отдельных книг достигал 100 ООО экземпляров.

В 1990-е годы о себе заявляет издательство Дальневосточного университета, которое выпускает - наряду с научной и учебной литературой - и художественные издания, над оформлением которых работают художники.

В 1990-е и 2000-е начали свою деятельность издательства «Дюма», «Уссури», «Утро России», «Русский остров», «Рубеж», «Светлана». В 1998 году - издательская программа В. Тыцких «Народная книга» (шеф - художник Д. Кудрявцев).

Попытка обобщить этот опыт была предпринята в 2011 году: в Приморском государственном объединенном музее им В.К. Арсеньева (ныне Музей-заповедник истории Дальнего Востока) была организована выставка «Художники книги Владивостока», на основе материала которой был подготовлен и издан альбом «Книжная графика Приморского края» [4].

Не все выжили в новых экономических обстоятельствах, но к 2010 г. стало понятно, что художник книги вновь стал востребованным, а область книжной иллюстрации развивается и формируется в новой системе координат, которая связана не только с профессиональным уровнем, но и с индивидуальной инициативой художника, готового заявить о себе на конкурсах художников книги и фестивалях книжной иллюстрации и визуальной литературы.

Коллекция книжной иллюстрации Музея-заповедника истории Дальнего Востока включает произведения М.В. Филиппова, B.C. Чеботарева, С.М. Черкасова, Г.Л. Кунгурова и других авторов. Остановиться хотелось бы на образе дальневосточной природы как отдельной сферы воплощения творческих исканий художников.

С момента эстетической освоенности Дальнего Востока, состоявшейся ко второй половине XX века, пейзажное мышление обусловливало многие художественные решения. В первую очередь это относится к тематическим и пейзажным полотнам. Однако тема дальневосточной природы вполне отражена и в книжной иллюстрации.

В связи с коллекцией музея хотелось бы остановиться на двух авторах, творчество которых иллюстрирует тенденции разных периодов, -С.М. Черкасове и М.В. Холмогоровой (Шебеко).

С.М. Черкасов получил образование во Владивостокском художественном училище и Дальневосточном институте искусств. Ни в первом, ни во втором случае не было специальности, где художник мог бы сформироваться исключительно как график. Скорее, «прививка» графикой случилась в тесном общении с преподавателем училища B.C. Чеботаревым, выпускником Ленинградского института живописи,скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (факультет графики, мастерская А. Пахомова [1]). Ряд книг был оформлен B.C. Чеботаревым и С.М. Черкасовым в соавторстве.

Co временем формируется индивидуальный творческий почерк Черкасова: он отдает предпочтение акварели, часто работает акварелью по мелованной бумаге, создавая цикл иллюстраций к книге, что приближает его графику к живописи, внимательно изучает натуру.

Исследуя художественный язык Черкасова, графика и живописца, В.И. Кандыба обращает внимание на то, как, с одной стороны, импро-визационность станковой изобразительности (в институте художник учился по классу живописи) способствовала формированию оригинальной творческой манеры художника книги, а с другой - как графическая одаренность Черкасова отразилась на его живописных работах [3].

В 1973 году С.М. Черкасов становится художественным редактором Дальневосточного книжного издательства и по сути дела определяет лицо выпускаемой продукции, много работает сам.

Особенно трепетно художник относился к природной составляющей, считая природу естественным фоном разворачивающихся событий, шла ли речь о героях романа А. Фадеева (вслед за своим учителем и коллегой по издательству B.C. Чеботаревым С.М. Черкасов иллюстрирует роман «Разгром») или о маршрутах В.К. Арсе-ньева.

В связи с этим А. Лобычев писал о нем: «... книжный график, имеющий дело с дальневосточной литературой, волей творческой судьбы превращается в Дерсу Узала, и справиться с этой ролью неимоверно сложно. Роль эта требует не только профессиональных усилий, но внимания и терпения исследователя, не только раскованного воображения, но и научной, исторической достоверности и точности» [5, с. 173].

Основным творческим методом Черкасова стали регулярные долгосрочные поездки в разные районы Приморского края: метод изучения натуры, положенный в основу цикла книжных иллюстраций, впоследствии продолжал оставаться актуальным и в связи с созданием цикла самостоятельных пейзажных произведений. Путешествием по заповедному Приморью стали книги В.К. Арсеньева «Дерсу Узала» и «По Уссурийскому краю», иллюстрации к которым находятся в фондах Музея-заповедника истории Дальнего Востока (более 80 единиц; в сентябре 2022 года экспонировались на выставке «Земля Арсеньева» в Дальневосточном художественном музее).

' I1

: Л/ ii ь l т

С. М. Черкасов. Иллюстрация к книге

В.К. Арсеньева «По Уссурийскому краю». Разворот полосный. 1987. Бумага, акварель. 28x20

Музей-заповедник истории Дальнего Востока

S. M. Cherkasov. An illustration to the book by V.K Arsenyev "Through

the Ussuri region". The book spread. 1987.

Paper, watercolor. 28x20

Museum-Reserve of the History of the Far East

С. М. Черкасов. Иллюстрация к книге

В.К. Арсеньева «По Уссурийскому краю». Разворот полосный. 1987. Бумага, акварель. 31x43

Музей-заповедник истории Дальнего Востока

S. M. Cherkasov. An illustration to the book by V.K. Arsenyev "Through

the Ussuri region". The book spread. 1987.

Paper, watercolor. 31x43

Museum-Reserve of the History of the Far East

С. М. Черкасов. Иллюстрация к книге

В.К. Арсенъева «По Уссурийскому краю». Разворот полуполосный. 1987. Бумага, акварель. 17x25

Музей-заповедник истории Дальнего Востока

S. M. Cherkasov. An illustration to the book by V.K. Arsenyev "Through

the Ussuri region". A half-page spread. 1987. Paper, watercolor. 17x25

Museum-Reserve of the History of the Far East

С. М. Черкасов. Иллюстрация к книге

В.К. Арсенъева «По Уссурийскому краю». Разворот полуполосный. 1987. Бумага, акварель. 17x25

Музей-заповедник истории Дальнего Востока

S. M. Cherkasov. An illustration to the book by V.K. Arsenyev "Through

the Ussuri region". A half-page spread. 1987. Paper, watercolor. 17x25

Museum-Reserve of the History of the Far East

О последней А. Лобычев пишет: «Открывается она форзацем, который сразу же погружает читателя в конкретную жизнь автора, - на нем изображена потертая в походах, потемневшая на сгибах карта с надписью "Маршруты капитана Арсеньева". Можно сказать, что это карта и самого художника. Черкасов, если и не след в след, но все же во многом повторил эти маршруты, побывав на озере Ханка, в заливе Святой Ольги, бухте Терней, в селах, стоящих на пути арсеньевских экспедиций. [...] графика книги ощутимо передает дух произведения, все пейзажное разнообразие тайги и побережья, а также личный опыт художника, его собственные впечатления. Полосные иллюстрации, развороты, шмуцтитулы с изображениями деревьев, растений, животных и птиц, перовые рисунки, чуть тронутые акварелью, - это раскрытая книга приморской природы, графическая летопись путешествий "капитана Арсеньева". Художник не только точен в каждом своем рисунке, будь это маньчжурский рододендрон или камышовые плавни Ханки, как и подобает настоящему натуралисту, он пытается наделить образ собственным художественным смыслом, выходящим за рамки чистой иллюстративности. По сути, наиболее удачные его акварели, оставаясь органичной частью оформления, превращались в полноценное произведение - пейзаж или даже сюжетную работу» [5, с. 178].

Цикл иллюстраций к книге «По Уссурийскому краю» (Владивосток, Дальневост. кн. изд-во, 1986) включает, помимо пейзажных иллюстраций, множество рисунков, отображающих природный и животный мир: отдельные изображения животных выдают в Черкасове замечательного анималиста, хорошо знающего характер животных. В этом он следует логике литературного источника: известно, что тексты В.К. Арсеньева содержат точные описания.

Иллюстрации к «Дерсу Узала» являются художественным повествованием, их уместно сравнить с минимальным текстом. Выразительность и узнаваемость образов, отображение разворачивающегося действия дают возможность прочитать визуальную историю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2021 году коллекция Музея-заповедника истории Дальнего Востока пополнилась серией из 40 акварелей Марии Шебеко (Холмогоровой), выполненной к книге «Азбука природы Дальнего Востока» (Санкт-Петербург, издательство

ВНУ, 2020). Эта серия позволяет проследить эволюцию темы дальневосточной природы в книжной иллюстрации Приморского края. М.В. Холмогорова известна как художник-живописец, работающий в реалистической манере, отдающий предпочтение сюжетным произведениям и портрету.

В 2019 она впервые обратилась к книжной иллюстрации в технике акварели: творческий рубеж был отмечен тем, что в области книжной иллюстрации М. Холмогорова взяла иллюстраторский псевдоним - фамилию деда, известного дальневосточного художника К.И. Шебеко. В книге изображен животный и растительный мир Дальнего Востока.

Эта неожиданная на первый взгляд трансформация вполне оправдана логикой творческого развития Марии. В свое время она выбрала путь «тернистый, вне карьеры и материального процветания», по определению российского искусствоведа М. Чегодаевой, - дорогу к самому себе, где на первый план выходит стремление выразить в своем искусстве художественными средствами и силой своего таланта и мастерства собственные чувства, боль, тревоги и надежды [7].

В персональных выставках Мария заявила о себе серьезными жанрами, которые давали возможность увидеть профессиональную состоятельность автора и показывали меру сопричастности автора ко всему, что может волновать человека и художника. В произведениях первых двух выставок - «Автопортрет на фоне» (2006) и «Образ времени» (2007) - это был поиск собственного духовного и человеческого пространства. В третьей и четвертой - «После Эдема» (2010) и «Семантика снов» (2016) - полотна М. Холмогоровой стали гораздо серьезнее и сложнее по замыслу и исполнительскому уровню и явили наблюдательность, философское отношение к миру, способность найти сюжет для воплощения авторского замысла. Эти качества соединились со стремлением к исполнительскому результату, одной из составляющих которого является особая тщательность в проработке деталей изображения. Орнамент на платке с традиционным русским узором, оперение птиц были детально выписаны. В графическом подходе в живописных изображениях формируется решение будущей серии акварелей, ставших основой книги «Азбука природы Дальнего Востока».

Замысел «Азбуки...» можно назвать полифоническим. Он складывался из интереса к ботанической иллюстрации, которую М. Шебеко отличала от прочих графических опытов за точность сходства с оригиналом из огромной любви к искусству мастеров Северного Возрождения, подтверждением чему - миниатюрные портреты, выполненные для коллективной выставки миниатюр в галерее РетТтау (Владивосток, 2008). Тщательно прописанные волосковой кистью

Маша Шебеко. Дальневосточная жерлянка. Иллюстрации к книге «Азбука природы Дальнего Востока». 2018. Бумага, акварель. 32x20

Музей-заповедник истории Дальнего Востока

черты лица, пряди волос вызывали эстетическии восторг. Но главный побудительный мотив, без сомнения, был обусловлен авторским стремлением понять тенденции развития современной книжной иллюстрации, в которой раздел изданий, ориентированных на детей, оказался одним из самых востребованных. Азбука, которая не только увлечет ребенка красивыми картинками, но и сформирует интерес к природе Дальнего

Masha Shebeko. Far Eastern zherlyanka. Illustrations for the book

"The ABC of nature of the Far East". 2018. Paper, watercolor. 32x20

Museum-Reserve of the History of the Far East

Маша Шебеко. Зимородок. Иллюстрации к книге «Азбука природы Дальнего Востока». 2018. Бумага, акварель. 32x24

Музей-заповедник истории Дальнего Востока

Востока, чувство причастности к малой родине, в этой ситуации представлялась актуальным изданием.

В свое время А. Бенуа создал одну из самых знаменитых книг для детей «Азбуку в картинах», предложив маленькому читателю удивительный сказочный мир. Для каждой буквы была отведена страница, украшенная сказочным сюжетом. М. Шебеко поставила для себя более рациональную и интеллектуальную задачу: точно отразить облик животных и птиц, а также характер при-

Sliti гну — jjtMH&o-^-

11 ?vH-.^-i^i^- I'Jг, гт-^''i

t/f ■■.■,<;■<■■ r .-¡J >-■;'- ' '

¡■tJ^fl'C -i! • JJ (tL.

' tic-q, Jj^irC

Г

Masha Shebeko. Kingfisher. Illustrations for the book "The ABC of nature of the Far East". 2018. Paper, watercolor. 32x24

Museum-Reserve of the History of the Far East

родного мира Дальнего Востока.

Дальневосточный колорит, существующий в ее произведениях и позволяющий безошибочно вычислить принадлежность художника к этой территории, охарактеризовала искусствовед Н. Тригалева: «...приморский колорит в работах Холмогоровой заметен. Причем присутствует он ненавязчиво и деликатно, то с лирикой, то

с улыбкой, - у птицы Алконост перепончатые лапки голубоногой олуши, на дальнем плане в "Опьянении Ноя" - острова с вулканами и океан. Океан - позади пастбища с черно-пестрыми коровами и за эдемским садом, по океану плывет Ноев ковчег, и даже там, где океана нет, а есть только земля и небо ("Автопортрет с тыквой", "Автопортрет с молодильными яблоками", "98, 99, 100"), - есть ощущение его присутствия и того, что ты - на краю земли. Даже сам колорит многих работ с особенным серым - тоже приморский, насыщенный ветром и влагой» [6].

Но в ситуации с «Азбукой...» нужно было конкретное изображение. Тем более, что в истории дальневосточной книги существовал подобный опыт иллюстрирования: уссурийский художник С. Горбач создал серию иллюстраций для книги «Женьшень и другие», изданной в 1996 году в издательстве «Дальнаука».

Бурундук, гагара, изюбрь, выдра, нерпа, свиристель, тигр, фазан, овсянки, чайки, щитомордник, удод, снегирь, шилохвость... Сначала из большого количества животных и птиц были выбраны те, чьи внешние характеристики нужно было изучить по сотням фотографий, давшим огромный массив материала, который нужно было систематизировать, переработать, проверить на достоверность изображения. На протяжении нескольких месяцев М. Шебеко вела настоящую исследовательскую деятельность, чтобы утвердиться в выборе изображаемого.

Что касается художественной задачи, фото давало возможность точного знания о предмете, а дальше художник шел своим привычным путем - создавал уникальный образ с интересной пластикой и ракурсом в продуманном антураже.

Отдельно хотелось бы сказать о технике. Полосные и разворотные иллюстрации выполнены в технике акварели и рисунка карандашом, в которых М. Шебеко до сих пор не работала. Опыт Альбрехта Дюрера, считающегося родоначальником акварельной живописи в Европе, Марии Сибиллы Мериан, прославившейся созданием рисунков к ботаническим энциклопедиям, и других художников был тщательно изучен: пригодились дотошность и внимательность к деталям.

Тираж книги разошелся очень быстро, что убедило М. Шебеко пойти дальше по пути художника-иллюстратора: уже вышли в свет «Жи-

, m ^ "J

7 ,

f

-•"^Ш; v'

* А, 'S

¿■Kt

V/

¡Ш m

•H)----—

«1ШI

ЩГ

вотный мир городов» (изд-во BHV, 2021), «Лягушка-путешественница» В. Гаршина (изд-во BHV, 2021), «Монетка и два значка» Е. Яшиной (изд-во «Пять четвертей», 2021), «Пятеро из одного стручка» Г.-Х. Андерсена (изд-во «Нигма», 2022).

За «Азбуку природы Дальнего Востока» М. Шебеко была удостоена дипломом за лучшую книжную иллюстрацию в номинации «Лучшие иллюстрации к поп fiction» XIV Международного конкурса книжной иллюстрации «Образ книги».

В мае-июле 2022 года книжная иллюстрация М. Шебеко была представлена в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева на выставке «Ирина Маковеева / Маша Шебеко: от рисунка к книге».

Связанные логикой проживания на дальневосточной земле, отношением к природе Приморского края, циклы иллюстраций С.М. Черкасова и М. Шебеко дают представление об авторской манере и о развитии книжной графики в XXI веке. Точное следование природному миру, его узнаваемость у С.М. Черкасова связаны с большой авторской свободой в художественном воплощении образа; в манере Маши Шебеко отражены современные тенденции в иллюстрации,

обусловленные общим развитием визуальной культуры, которая формируется в том числе и под влиянием экранных технологий.

Литература

1. Зотова, О.И. Эстамп в творчестве художников Приморского края 2-й половины XX века в фондах Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева (1 часть) // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - 2020. - № 4 (5). - С. 91-103.

2. Зотова, О.И. Эстамп в творчестве художников Приморского края 2-й половины XX века в фондах Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева (2 часть) // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - 2022. - № 1 (10). - С. 138-150.

3. Кандыба, В.И. Жизнь и образ: о творчестве художника С.М. Черкасова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. -2013.2.-С. 73-78.

4. Книжная графика Приморского края / автор текста и сост. О.И. Зотова. - Владивосток : Издательский дом Дальневосточного федерального ун-та, 2021. -148 с.

5. Лобычев, A.B. Автопортрет с гнездом на голове. -Владивосток : Рубеж, 2013. - 559 с.

6. Тригалева, Н.В. Мария Холмогорова. Семантика снов. Живопись. - URL: https://arkagallery.ru/ exhib/exhib_l6_Kholmogorova.htm (дата обращения 25.11.2022).

7. Чегодаева, М. Художнику о творческом пути и остальном. - URL: https://illustrators.ru/posts/ hudozhniku-o-tvorcheskom-puti-i-ostalnom (дата обращения 25.11. 2022).

Маша Шебеко. Амурский тигр с тигрятами. Иллюстрации к книге «Азбука природы Дальнего Востока». 2018. Бумага, акварель. 45,5x60,9

Музей-заповедник истории Дальнего Востока

Masha Shebeko. Amur tiger with cubs. Illustrations for the book "The ABC of nature of the Far East". 2018. Paper, watercolor. 45,5x60,9

Museum-Reserve of the History of the Far East

Маша Шебеко.

Дальневосточные

чайки.

Иллюстрации к книге «Азбука природы Дальнего Востока». 2018. Бумага, акварель. 45,5x60,9

Музей-заповедник истории Дальнего Востока

Masha Shebeko. Far Eastern gulls. Illustrations for the book "The ABC of nature of the Far East". Paper, watercolor. 45,5x60,9

Museum-Reserve of the History of the Far East

References

1. Zotova O. I. E'stamp v tvorchestve xudozhnikov Primorskogo kraya 2-j poloviny' XX veka v fondax Muzeya istorii Dal'nego Vostoka im. V. K. Arsen'eva (1 chast') [Print in the works of artists of the Primorsky Krai of the second half of the 20th century in the funds of the Arsenyev Museum of the History of the Far East (First part)]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka, no. 4(5), 2020, pp. 91-103

2. Zotova O.I. E'stamp v tvorchestve xudozhnikov Primorskogo kraya 2-j poloviny' XX veka v fondax Muzeya istorii Dal'nego Vostoka im. V. K. Arsen'eva (2 chast') [Print in the works of artists of the Primorsky Krai of the second half of the 20th century in the funds of the Arsenyev Museum of the History of the Far East (Second part)]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka, no. 1 (10), 2022, pp. 138-150.

3. Kandy'ba V. I. Zhizn' i obraz: o tvorchestve xudozhnika S.M.Cherkasova [Life and image: about the artists S.M. Cherkasov's work ]. Gumanitarny'e issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke, no. 2, 2013, pp. 73-78.

4. Rnizhnaya grafika Primorskogo kraya [Bookgraphics of the Primorsky Krai]. Author and compiler O. I. Zotova. Vladivostok, Izdatel'skij dom Dal'nevostochnogo federal'nogo un-ta, 2021,148 p.

5. Lobychev A. V. Avtoportret s gnezdom na golove [Self-portrait with the nest upon a head]. Vladivostok, Rubezh, 2013, 559 p.

6. Trigaleva N. V. Semantika snov [Semantics of dreams], available at: https://arkagallery.ru/exhib/ exhib_16_Kholmogorova.htm (accessed 25.11.2022).

7. Chegodaeva M. Xudozhniku o tvorcheskom puti o ostal'nom [Artists about a creative path and other], available at: https://illustrators.ru/posts/hudozhniku-o-tvorcheskom-puti-i-ostalnom (accessed 25.11. 2022).

Об авторе

Зотова Ольга Ивановна - кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Музея-заповедника истории Дальнего Востока, главный специалист регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока в г. Красноярске Российской академии художеств

E-mail: zotova-o@yandex.ru

Zotova Olga Ivanovna

Candidate of Arts, Senior Researcher at the MuseumReserve of the History of the Far East, Chief Specialist of the regional branch "Ural, Siberia and the Far East" in Krasnoyarsk of the Russian Academy of Arts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.