Научная статья на тему 'ЭСТАМП В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА В ФОНДАХ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ИМЕНИ В. К. АРСЕНЬЕВА (И ЧАСТЬ)'

ЭСТАМП В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА В ФОНДАХ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ИМЕНИ В. К. АРСЕНЬЕВА (И ЧАСТЬ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
143
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТАМП / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / ОБРАЗ ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКА / ХУДОЖНИК-ПУТЕШЕСТВЕННИК / МУЗЕЙ ИСТОРИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ИМЕНИ В. К. АРСЕНЬЕВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зотова Ольга Ивановна

Статья посвящена искусству эстампа в творчестве художников Приморского края, работавших в 1970-2000-х годах. В этот период отчетливо проявилось тяготение к темам, в которых отражены специфика региона, интерес к истории освоения Дальнего Востока, образ человека-дальневосточника. В это время в области тиражной графики работают авторы, мышление которых сформировано под влиянием пограничного существования человека на стыке материка и океана, что обусловило появление тематических графических циклов, посвященных побережью Приморья, путешествиям в Антарктику, на Чукотку, Камчатку, Курильские и Командорские острова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINT IN THE WORKS OF ARTISTS IN PRIMORSKY KRAI OF THE 2ND HALF OF THE XX CENTURY IN THE FUNDS OF THE MUSEUM OF HISTORY OF THE FAR EAST NAMED AFTER V. K. ARSENYEV (II PART)

The article is devoted to the art of printmaking in the artworks of artists of Primorye who worked in the 1970s-2000s. During this period the attraction to topics that reflect the specifics of the region, interest in the history of the development of the Far East, the image of a man from the Far East was clearly manifested. At this time authors are working in the field of circulation graphics, whose thinking was formed under the influence of the border existence of man at the junction of the mainland and the ocean, which led to the appearance of thematic graphic cycles dedicated to the coast of Primorye, travels to Antarctica, Chukotka, Kamchatka, the Kuril and Commander Islands.

Текст научной работы на тему «ЭСТАМП В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА В ФОНДАХ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ИМЕНИ В. К. АРСЕНЬЕВА (И ЧАСТЬ)»

DOI: 10.17516/2713-2714-0016 УДК 76.03/.09

МУЗЕИ, ГАЛЕРЕИ, КОЛЛЕКЦИИ

MUSEUMS, GALLERIES, COLLECTIONS

И. А. Кузнецов. Тихая гавань. 1970-е.

Линогравюра.

50x40

Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева (Владивосток)

I. A. Kuznetsov. A quiet harbor. The 170Xs. Linocut.

0-40-Museum of the History of the Far East named after V.K. Arsenyev (Vladivostok)

PRINT IN THE WORKS OF ARTISTS IN PRIMORSKY KRAI OF THE 2ND HALF OF THE XX CENTURY IN THE FUNDS OF THE MUSEUM OF HISTORY OF THE FAR EAST NAMED AFTER V. K. ARSENYEV (II PART)1

Zotova Olga Ivanovna

Museum of history of the Far East named after V. K. Arseniev Vladivostok, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the art of printmaking in the artworks of artists of Primorye who worked in the 170Xs-2XXXs. During this period the attraction to topics that reflect the specifics of the region, interest in the history of the development of the Far East, the image of a man from the Far East was clearly manifested. At this time authors are working in the field of circulation graphics, whose thinking was formed under the influence of the border existence of man at the junction of the mainland and the ocean, which led to the appearance of thematic graphic cycles dedicated to the coast of Primorye, travels to Antarctica, Chukotka, Kamchatka, the Kuril and Commander Islands.

Keywords: print; Primorsky region; image of the Far East; artist-traveler; Museum of History of the Far East named after V. K. Arsenyev.

Citation: Zotova, O.I. (2022). PRINT IN THE WORKS OF ARTISTS IN PRIMORSKY KRAI OF THE 2ND HALF OF THE XX CENTURY IN THE FUNDS OF THE MUSEUM OF HISTORY OF THE FAR EAST NAMED AFTER V. K. ARSENYEV (II PART). Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 1(1X), pр. 138-107.

О. И. Зотова

Музей истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева Владивосток, Российская Федерация

ЭСТАМП В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА В ФОНДАХ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ИМЕНИ В. К. АРСЕНЬЕВА (II ЧАСТЬ)

Статья посвящена искусству эстампа в творчестве художников Приморского края, работавших в 1970-2000-х годах. В этот период отчетливо проявилось тяготение к темам, в которых отражены специфика региона, интерес к истории освоения Дальнего Востока, образ человека-дальневосточника. В это время в области тиражной графики работают авторы, мышление которых сформировано под влиянием пограничного существования человека на стыке материка и океана, что обусловило появление тематических графических циклов, посвященных побережью Приморья, путешествиям в Антарктику, на Чукотку, Камчатку, Курильские и Командорские острова.

Ключевые слова: эстамп; Приморский край; образ дальневосточника; художник-путешественник; Музей истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева.

К1970-м годам область тиражной графики в Приморском крае сформировалась не только как самостоятельное и самодостаточное направление искусства, но как явление, обладающее характерными региональными чертами. В это время уже существует плеяда художников, преимущественно работающих в эстампе: Б.Ф. Лобас, В.Ф. Герасименко, В.С. Чеботарев, Т.М. Кушнарев, в творчестве которых реализована тема Владивостока и Приморского края, города - военного порта, исторических событий (Гражданской войны и коллективизации [8]). Их творчество позволяет увидеть, как формировался образ места.

Тему Приморского края продолжает Федор Николаевич Бабанин (1921-1992). Окончив Владивостокское художественное училище в первом выпуске в 1949 году, Ф.Н. Бабанин начал творческий путь с небольших по формату живописных пейзажей (живописные работы художника также содержатся в фондах Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева), но потом полностью ушел в литографию.

Благодаря Бабанину эта техника развивалась в Приморском крае: художник работал не только сам, но и занимался педагогической деятельностью во Владивостокском художественном

училище, а также, будучи прекрасным мастером-печатником, помогал овладеть этой техникой другим авторам. С Бабаниным во Владивостоке возникла своего рода мода на литографию: сегодня в частных коллекциях можно найти редкие графические листы П.Я. Рогаля, А.И. Крото-ва, Ю.А. Аксенова и др., чьи опыты в эстампе не были многочисленными. В 1960-х годах в училище работала литографская мастерская, оставшаяся едва ли не единственной из тех, что действовали в городе еще с дореволюционных времен. Бабанин помогал печатать тем, кто стремился освоить технику.

В литографии он продолжил тему природы. В его листах, матово-серебристых, с тонкими тональными переходами, приморская природа открывается не в дальневосточной экзотической красоте, а в камерном звучании, напоминающем классическую русскую пейзажную литографию. Бабанина считали удивительным лириком, творчество которого пронизывает истинная любовь к природе: «Прежде всего он [...] мастер лирического пейзажа-настроения» [3], художник, творить для которого - «значит проникаться красотой всевозможных состояний приморской природы» [9]. Он хорошо знал глубинку, бывал

Ф. Н. Бабанин. Вечер. Ракитное. 176X. Литография. 38402

Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева (Владивосток)

F. N. Babanin. Evening. Rakitnoe. 176X. Lithography. 38402

Museum of the History of the Far East named after V.K. Arsenyev (Vladivostok)

Е. Ф. Димура. Прощание с Ильичом. 170X. Линогравюра. 6X40X

Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева (Владивосток)

E. F. Dimura.

Farewell to Ilyich.

170X. Linocut.

6X40X

Museum

of the History

of the Far East

named after

V.K. Arsenyev

(Vladivostok)

в селах края - Яковлевке, Нововладимировке, окрестностях Спасска-Дальнего.

В фондах музея хранятся два графических листа - «Вечер. Ракитное» (1960, 52,5x38) и «Женьшень» (1968, 57x49,5). В первом реализован мотив глубинки, где небольшое село затеряно на фоне леса. Этот мотив связан с биографией художника. В 1938 году Бабанин поступил в Орловское художественное училище имени Г.Г. Мясоедова, в 1941 - в связи с переездом семьи на Дальний Восток - учился в Благовещенском художественно-педагогическом училище, был призван в армию. После ранения в 1943 году был комиссован и недолгое время (1943-1944) до поступления во Владивостокское художественное училище работал в с. Ракитном (Дальнереченский район). Акцент в изображении сделан на массив леса, подчеркнуты состояние природы, освещение, характерное для вечернего времени.

Второй лист посвящен корню жизни. Женьшень является основным изображением, которое

выделено цветом: ягоды горят красным на фоне темной массы листвы.

Геральд Григорьевич Лагерев (1937-2006) родился в Хабаровске, где прошло его детство. Г.Г. Лагерев окончил Биробиджанское художественное училище, затем художественно-графическое отделение Хабаровского института культуры, в 1964 году переехал в Уссурийск, где преподавал в Уссурийской детской художественной школе, участвовал в городских, краевых и зональных выставках. За творческие успехи и активное участие в общественной жизни города был награжден почетной грамотой Уссурийского горкома КПСС и исполкома Городского совета депутатов трудящихся в 1967 году. В его творчестве были реализованы темы с большим гражданским звучанием: Гражданской и Великой Отечественной войны, истории Приморского края. Работал в живописи и графике, в том числе в эстампе. В фондах музея хранятся работы из цикла, посвященного Гражданской войне (линогравюры «Проводы», 1969, 54x47; «Сергей Лазо», 1969, 48x57; «Вышли к океану», 1969, 60,5x46,5).

Дальнейшее развитие эстампа связано с появлением тем, в одной из которых отчетливо видится феномен художника-путешественника.

С 1950-х годов начинается активное художественное освоение Дальнего Востока и Дальневосточного Севера. В живописи это направление реализовано в творчестве И.В. Рыбачука, К.И. Шебеко, В.М. Медведского, И.А. Ионченкова, К.П. Коваля, В.А. Снытко и др. Дальний Восток становится той большой территорией, где рождается новая образность, связанная со спецификой региона, деятельностью моряков, рыбаков, пограничников. Поиск новых творческих возможностей связан с технической необходимостью попасть в эти места: транспортные и рыболовецкие суда это обеспечивали. Соответственно, художник автоматически становился путешественником, что по большому счету совпадало с внутренним зовом. Тема путешествий, если брать ее метафизический аспект, - это тема приобретения человеческого опыта, выхода за пределы привычных обстоятельств, поиска ответов на вопрос «зачем?». Об этом прямо пишет в одной из своих книг Ф. Конюхов, художник-путешественник [10], о котором в этой статье будет сказано ниже.

Евгений Федорович Димура (1929-2004) родился в Новосибирске. Детство и школьные годы прошли на о. Сахалин в г. Александровске. С 1946 года Димура работает в Владивостоке юнгой на

судах Кработреста (пароход «Алма-Ата»), рейсы осуществляются в Америку. Уже тогда он восхищается восходом солнца в океане, не расстается с блокнотом и карандашом. После службы в армии учится рисованию в изостудии Комсомольска-на-Амуре, затем на отделении живописи в Народном университете культуры Владивостока. С 1973 года по рекомендации Приморской организации Союза художников России 15 раз работал в доме творчества «Челюскинская», был председателем графической секции Приморской организации СХР. Первый этап работы во Владивостоке связан с темой города: в фокус внимания попадают архитектурные объекты, улицы. Художнику интересна история: линогравюра из фондов музея «Прощание с Ильичом» (1970, 60x40) посвящена эпизоду истории. Однако главной темой становится море и его люди.

В творческой характеристике, подписанной председателем правления Приморской организации СХР А.В. Телешовым, говорится: «Уже в первых его работах - линогравюрах - появилась склонность художника к теме, которая стала ведущей в его творчестве. Это поэтический рассказ о море и людях труднейшей профессии - рыбаках. Работая одновременно в различных техниках - линогравюре, литографии, карандаше, - художник использует выразительные возможности линии и ритма в станковой графике, создавая современные произведения как по тематике, так и по пластике, произведения, в которых обширный натурный материал, собранный в антарктических экспедициях, выливается в широкое композиционное обобщение» [2].

Действительно, в 1974-1980 Е.Н. Димура участвовал в пяти антарктических экспедициях на судах предприятия «Дальморепродукт», в том числе китобойной флотилии «Советская Россия». Именно в путешествиях он собрал огромный творческий материал. С этого времени темы моря, Антарктики, рыбного промысла, истории освоения северных морских просторов страны становятся основными.

О. Привалова пишет: «Путешествие - это его судьба [...] в молодые годы он работал матросом в пяти экспедициях китобойной флотилии. Здесь, изучая суровую натуру Арктики, он навсегда влюбился в ее чарующий ритм бесконечности и постоянно черпал здесь свое вдохновение. Позже он участвовал в кругосветном путешествии на фрегате "Паллада" в Америку в честь 250-летия освоения ее русскими, показывая свои работы, и

обрел новых друзей по всему миру, много путешествовал по Камчатке, Дальнему Востоку. Свои впечатления он потом воплощал в литографиях, в рассказах с художниками, работая в художественных столичных мастерских. Им создана портретная галерея российских путешественников и моряков, и его произведения находятся во многих музеях России: от Санкт-Петербурга до Владивостока» [12].

В период между путешествиями Е.Н. Димура активно работал в мастерской во Владивостоке в Доме художника на ул. Алеутской, 14а. Любимая им техника литографии позволяла быстро реализовать набранные впечатления. Наследие, оставленное художником, велико, находится в государственных музеях, частных собраниях, Музее Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского, с которым художника связывала теплая дружба.

В фондах Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева хранится 25 литографий, которые можно объединить по темам: китобойный промысел, экспедиции В. Беринга, 250-летие Русской Америки.

Так, интересен подход художника к теме освоения Дальнего Востока. В названиях работ содержится хронология экспедиций Беринга: «Строительство пакетбота "Св. Петр"» (1992, 99x63); «Начало пути. Витус Беринг» (1991, 83x62); «Гибель пакетбота "Св. Петр"» (1992, 78x63); «Похо-

Е. Ф. Димура. Лето

в Антарктиде. 1982. Литография. 39x46

Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева (Владивосток)

E. F. Dimura. Summer in Antarctica. 1982. Lithography. 39x46

Museum of the History of the Far East named after V.K. Arsenyev (Vladivostok)

И. А. Кузнецов. ВСРЗ. 1787. Литография. 00461

Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева (Владивосток)

I. A. Kuznetsov. VSRF. 1787. Lithography. 00461

Museum of the History of the Far East named after V.K. Arsenyev (Vladivostok)

роны командора. Из серии "Витус Беринг"» (1991, 78x63); «А. Чириков. Возвращение» (1991, 83x62).

Тема китобойного промысла реализована в серии литографий 1980-х годов: «Безмолвие» (1987, 44x59); «На мостике» (1987, 39x49); «Поиск китов» (1987, 41x55); «Вижу фонтаны» (1987, 40x53); «Штормит» (1987, 41x55). Димура не был сторонним наблюдателем, фиксирующим моменты промысла, он хорошо знал специфику китобойного промысла, непосредственно участвуя в процессе.

В. И. Кандыба пишет об этом: «Однообразные вечные льды и снега, аскетизм цвета и освещения, лаконичность форм и скупость контрастов... Возможно ли при таких исходных условиях посвятить Антарктике творческую судьбу с надеждой на художественный успех? Графика Е. Ф. Димуры доказывает - да, возможно. Нет на земле уголка, который был бы недоступен художническому восприятию, нет неинтересных для воссоздания в искусстве явлений. Была бы со стороны художника благодарная любовь к тому, что изображаешь, что пытаешься разгадать и донести до зрителя. И Е.Ф. Димура, испытав всю тяжесть антарктической жизни, такую любовь обрел и смог воплотить ее в своей графике. Художественно чутко и правдиво запечатлен в произведениях приморского графика образ эпической природы Антарктики, передана ее первозданная красота, воспет романтический по своей сути труд человека среди необозримых ледяных просторов» [9]. Для литографий Димуры характерны открытая композиция, обусловленная точкой зрения с па-

лубы судна, сопоставление пространственного и массивного, варьирование цвета.

Игорь Александрович Кузнецов (1938-2017) принадлежит к поколению художников, пришедших в искусство в конце 1960-х годов. После окончания Владивостокского художественного училища он сразу же начал участвовать в больших серьезных выставках, выбрав для себя в качестве основной область графики. Его имя вписано в историю Шикотанской группы (основатель О. Лошаков [6]), участником которой И.А. Кузнецов становится в 1960-х. Группа сформировалась во Владивостоке из числа молодых художников, выпускников Владивостокского художественного училища, и получила свое имя по названию одного из островов Курильской гряды - Шикотана.

Острова явились местом притяжения художников не только Приморского края - на Курилы приезжали и московские художники Т. Наза-ренко, К. Дорон, Ю. Куперман, В. Владыкин, Г. Копцов, В. Русанов и др. Однако для приморцев Курилы сыграли свою особую роль тем, что через них произошло переосмысление общего развития художественной жизни во Владивостоке и Уссурийске - городах, где сосредоточились основные творческие силы Приморья. Тема освоения была близкой живущим здесь автоматически: без особых усилий и дальних путешествий художник оказывался наедине с океаном или с глухим уголком Уссурийской тайги. Исторически человек, готовый принять трудности обживания нового места, пойти на некий поединок с природой, был здесь привычной фигурой. Местом, позволившим творческий жест, наполненный особой экспрессией, превосходящей приморскую, стали Курилы.

На Шикотане и других островах Курильской гряды побывали хотя бы однажды едва ли не все художники Приморского края. Через Курилы как бы «проверяли» свое творчество и те, кто только выбирал собственный путь, и те, кто уже успел сформулировать для себя творческие принципы. Для некоторых острова были одним, но не единственным из маршрутов пленэров; для художников Шикотанской группы - «фирменным», объединившим их на долгие годы [6]. Ежегодно на протяжении почти сорока лет они выезжали на Курилы. Впрочем, пленэрами эти поездки назвать трудно. Здесь рождался замысел больших работ, в которых фиксировался, скорее, не конкретный, а обобщенный образ природы и чело-

века. В регулярных поездках на острова, которые, помимо экзотической природы, давали художникам материал очень жизненный, связанный с трудом и бытом рыбаков и рыбообработчиц, приезжавших на сезонные работы на комбинаты, формировались и оттачивались форма и содержание будущих живописных полотен и графических листов.

На Курилах сформировалась приморская разновидность сурового стиля. Это явление в отечественном искусстве, зародившееся на рубеже 1950-1960-х гг., было связано с поисками жизненной правды, новых идеалов, которые должны были быть найдены после длительного периода сталинского авторитаризма. Поиски побудили обратиться к человеку труда, к романтическому высказыванию по поводу людей трудных профессий, к особой стилистике выразительных, крупных цветовых пятен, линейных ритмов, концептуально-острых композиций. Неслучайно эта стилистика оказалась близкой в первую очередь молодым художникам, в числе которых был И.А. Кузнецов.

Большая часть его творчества посвящена Курилам. Кузнецов был единственным художником, последовательно работавшим в этой теме в разных графических техниках - линогравюре, офорте, рисунке. В точных и строгих линиях его линогравюр запечатлен космический масштаб природы.

В связи с одной из персональных выставок И.А. Кузнецова искусствовед В. И. Кандыба употребил термин «космизм» применительно как раз к шикотанским пейзажам Кузнецова, развернутым в пространстве печатного листа сродни реальной панораме. В линейных ритмах переданы нависшие над сопками облака, сами сопки, гладь океана, пирсы, строгой геометрией соперничающие с вольным рисунком берега. Позже, уже в 2000-х годах, когда творческие поездки на Курилы ушли в историю художественной жизни Приморского края, И.А. Кузнецов сделал серию живописных полотен на тему Курил. Их отличают цвет, которого нет в черно-белой графике, и иная пластическая выразительность. Но ощущение масштаба и гармонии появляется от графических работ: именно в линогравюре Кузнецову удалось передать тот космос, который в античной эстетике рассматривался как мировой порядок, как совершенство формы.

В коллекции музея содержатся тринадцать работ И.А. Кузнецова, шесть из них относятся к

шикотанскому циклу. Линогравюра «Воспоминания о Шикотане» (1981, 48x59) дает понимание художественного метода Кузнецова, строящего пространство за счет глубины и формы штриха. Не только природа является объектом отражения, но и бытовые ситуации, характеризующие островную жизнь, героями которых становятся и сами художники: «Почта с материка» (1974, офорт, 38x49), «Художники на Шикотане» (1983, офорт, 23x30).

Однако И.А. Кузнецова вряд ли можно рассматривать как художника одной темы. В коллекции музея есть триптих «Нет войне!» (1980, линогравюра, общий размер 65x150) и две литографии из известного цикла, посвященного Владивостокскому судоремонтному заводу.

Федора Филипповича Конюхова (род. в 1951 году) также можно с полным правом отнести к категории художников-путешественников. Он родился в селе Чкалово УССР, в семье рыбака. Учился в профессионально-техническом училище № 15 г. Бобруйска (в настоящее время Бобруйский государственный профессиональный художественно-технический колледж). В 1974

В. П. Быков.

Белые ночи

Чукотки.

1780-1786.

Литография.

00402

Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева (Владивосток)

V. P. Bykov. White nights of Chukotka. 1780-1786. Lithography. 00402 Museum of the History of the Far East named after V.K. Arsenyev (Vladivostok)

году переехал в Приморский край, в Находку, где проживал до 1995 года.

К 2000-м годам совершил более сорока уникальных путешествий, побывав на Северном и Южном полюсах, на полюсе относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, совершил одиночные походы под парусом и несколько кругосветных путешествий. Основные экспедиции Ф.Ф. Конюхова: плавание на яхте по маршруту Витуса Беринга (1977), плавание на яхте по маршруту Владивосток - Сахалин - Камчатка - Командорские острова, восхождение на вулкан Ключевской (1979), поход на собаках по Чукотке, плавание на яхте по маршруту Петропавловск-Камчатский - Командорские острова -Усть-Камчатск - Владивосток (1981). В 1985 году прошел по маршруту В.К. Арсеньева через Уссурийскую тайгу. Это лишь малая часть путешествий Ф.Ф. Конюхова, которые были совершены в период проживания на Дальнем Востоке.

В этот период он организует персональные выставки, в том числе в Приморском государственном краевом музее им. В.К. Арсеньева (в настоящее время - Музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева). После одной из таких выставок в фонд поступили графические листы Северного цикла (35 листов), выполненные в технике литографии. Автор более чем 3000 живописных и графических работ, художник в этих графических листах выступает как истинный романтик, в произведениях которого звучит тема противостояния человека и Севера («Один на один с Севером», 1987, 52x65), «В дальнем походе» (1987, 39x52), «Нет одиночества» (1987, 40x50). Конюхов внимателен к предметному миру Севера, изображая собачьи упряжки, путников в лыжной экипировке («Моя упряжка», 1987, 49x63; «К полюсу», 1982, 43x61). В ряде работ дается образ жителей Севера в национальной одежде («Тыята», 1987, 48x47; «Наоми Уэмура», 1987, 65x63; «Старая Чукотка», 1987, 40x54). Через сопоставление изображений гор и ледников и человека подчеркивается их сомасштабность. Изобразительные возможности литографической техники с возможностью моделировки тональных переходов способствуют выразительности.

Вадим Петрович Быков (род. в 1951 году). Окончил Владивостокское художественное училище (преподаватель Ф.Г. Зинатулин). Живет и работает в Находке. Основные темы посвящены Чукотке, северным границам, морю. В.П. Быков

начал участвовать в выставках с 1980-х годов. Искусствовед из Москвы Н. Данилов написал о нем: «Вадим Быков, художник из дальневосточного города Находки, в разговоре со мной назвал себя романтиком. Он и в самом деле романтик в том изначальном значении слова, каким когда-то окрестили неуспокоенных, жадных до работы, до новых впечатлений людей. Художником, кстати, Вадим стал не сразу, а после того, как познал вкус соленого тихоокеанского ветра, исходив на судах многие мили морских дорог. Смотришь на его спокойное, открытое, оттененное русыми волосами лицо и думаешь, как подчас прихотливо складывается судьба человека. Жил себе обстоятельно в российской глубинке, а потом вдруг неведомая сила взяла да и занесла его за тридевять земель от родной Брянщины. И тема дальневосточного края, его благодатной природы стала одной из основных в творчестве»2.

В.П. Быков неоднократно работал на творческой даче «Челюскинская», именно там реализовал циклы работ, замысел которых был рожден в поездках. Отправляясь в рейсы из порта Восточного на Чукотку, он создавал натурные зарисовки карандашом, акварелью. Его увлекла фигура Витуса Беринга как отправная точка в одной из любимых тем - освоения Дальнего Востока. Чукотка - еще одна из любимых тем, а третья тема, начатая в 1984 году, - дальневосточная граница. Дом творчества давал возможность Быкову работать в разных техниках эстампа - литографии, офорте, акватинте, мягком лаке.

Статус выставок в списке выставочной деятельности говорит о том, что произведения В.П. Быкова были приняты самыми взыскательными комиссиями: с 1980 г. участник зональных выставок «Дальний Восток», 1981 - персональная выставка в Доме творчества «Челюскинская», 1983 -Всесоюзная выставка «65 лет Вооруженным силам СССР» (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Болгария), 1984 - Всесоюзная выставка «Всегда начеку» (Москва), 1984 - 3-я Всероссийская выставка эстампа (Уфа), 1985 - 7-я Республиканская выставка «Советская Россия», 1985 - Республиканская выставка «Художники России - БАМу», 1985 - выставка «Молодые художники к XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов» (Москва) и др.

В серии «Чукотка» выявлены особенности северной местности, показан человек в специфических обстоятельствах. К тому времени, когда Быков начал заниматься этой темой, художественное освоение Севера уже произошло. В

произведениях разных жанров Север представал величественным и в то же время подчиняющимся человеку.

Литография, менее трудоемкая в техническом отношении, дала В.П. Быкову свободу в разработке мотива. За счет лаконичного языка черно-белой графики, контраста больших плоскостей белого - зимних заснеженных перевалов и равнин - и локальных пятен и штрихов черного - санных полозьев, оленьей упряжки, тоновой нюансировки изображения - художник добивался особого пространственного эффекта, который точно передавал специфику местности.

«Брянщина, Рязанщина, Смоленщина, Орлов-щина - издревле русская земля. Не сама ли она питает живородящими соками российское искусство, вселяет в своих сыновей дух бродяжничества...» [11].

В коллекции музея есть три литографии В.П. Быкова из Чукотского цикла, закупленные в фонд после выставки 1987 года «Художники Находки»: «Северное сияние» (1985-1986, 59x60); «Белые ночи Чукотки» (1985-1986, 52x47); «Заброшенное селение» (1985-1986, 63x55). В них Север одушевлен за счет присутствия человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В конце 1970-х годов в искусстве Приморского края проявляется философская линия. Худож-

А. В. Камалов. Парящая. Из серии

«Раковины». 1988. Офорт, сухая игла. 30x45,5

Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева (Владивосток)

A.V. Kamalov. Floating. From the series "Shells". 1988. Etching, dry needle. 30x45,5

Museum of the History of the Far East named after V.K. Arsenyev (Vladivostok)

ники видят и чувствуют иначе, чем предшествующее поколение, их мир сложнее, метафоричнее. Постепенно формируется сложный сплав представлений о месте проживания, где человек находится на пересечении природных стихий, культур и ментальности Востока и Запада.

В этом отношении интересно творчество Андрея Владимировича Камалова (1955-2002). Известный приморский художник родился и учился на Урале, окончил Магнитогорский государственный педагогический институт, художественное отделение графики. Как творческая личность со своим стилем, оригинальным философским видением мира сформировался во Владивостоке, где прожил с 1979 года 25 лет. Здесь он начал работать в Дальневосточном книжном издательстве, стал членом Союза художников России, одним из основателей творческой группы «Штиль». Работы А.В. Камалова хранятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Дальневосточном художественном музее в Хабаровске, в Приморской государственной картинной галерее (Владивосток), Сахалинском областном художественном музее и др.

Влияние личности А.В. Камалова, его наследие представлено в исследованиях Г.А. Камалова [1] и О.Г. Дилакторской [4], которая после ухода

А. В. Камалов. Ангел с душой. 1997. Бумага, сухая игла, акварель. 17x12

Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева (Владивосток)

A.V. Kamalov. An angel with a soul. 1997. Paper, dry needle, watercolor. 17x12

Museum of the History of the Far East named after V.K. Arsenyev (Vladivostok)

из жизни художника вела большую работу по созданию его музея.

Художник любил Владивосток, назвал его Владивосторгом (так называется одна из его миниатюр), его волновала философия сложного взаимопроникновения миров в самом широком смысле этого слова, и это блистательно отражено в его творчестве.

В Музее истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева хранится более 50 работ, из которых 17 графических листов серии «Раковины», 5 литографий серии «Жизнь кораблей», 4 экслибриса, 1 миниатюра. Он использует разные техники эстампа: «Начиная с 1985 года А.В. Камалов осваивает технику сухой иглы и применяет ее в изготовлении книжных знаков. [...] С начала 1990-х техника сухой иглы становится ведущей в творчестве А.В. Камалова. Кроме того, художник осваивает еще одну - тиснение. Обычно он соединяет сухую иглу, акварель, тиснение» [1, с. 5]. Здесь же исследователь пишет о проявлении пантеистического воззрения художника: «Обожествление, одухотворение, очеловечивание природных стихий, взаимопроникновение и переходы из разных пространств, продолжение, перераста-

ние одной сути в другую - вот та база, которая позволяет понять.» [1, с. 12].

Серию «Раковины» А.В. Камалов начал создавать в 1980-е годы, представив ее впервые на персональной выставке на Челюскинской, продолжив ее в следующие годы. Тема, реализованная в серии, связана с общим ощущением экзистенциального отношения к месту проживания. В эссе «Андреев крест» А. Лобычев пишет о предназначении художника океанского побережья Русского Востока «охранять и сохранять вечную магию этих берегов, уходящих в глубину, где в забитых морской травой расщелинах зреют внутри мидий жемчужины. Здесь, на рубеже океана и земли, словно некоей высшей силой уготовано место для жизни и творчества художников и поэтов. Это их среда обитания, их художественное пространство, которое притягивает их как родина, не имеющая ни временных, ни географических границ» [Цит. по: 4, с. 418]. В раковинах отображен мир человеческих отношений, это явствует из названий: «Собирающаяся» (1988, тушь, сухая игла, 52x40); «Ожидание» (1988, тушь, сухая игла, 48,5x29); «Агрессия» (1988, тушь, сухая игла, 49x30); «Молящиеся» (1988, акварель, сухая игла, 30x49); «Ковчег» (1988, акварель, сухая игла, сепия, резерваж, 50x90). В этом содержится глубокий гуманистический посыл, рефлексия по поводу спасительного начала.

А.В. Камалов хорошо владел печатными техниками, в мастерской имел свой станок. Графические листы серии «Жизнь кораблей» - автолитографии, в которых он экспериментировал с цветом.

Геннадий Леонидович Кунгуров (род. в 1952 году) приехал на Дальний Восток в 1970 году. В 1979-1984 году учился в Хабаровском педагогическом институте на художественно-графическом факультете (преподаватель Д.А. Романюк). В 1985 поступил в Московский полиграфический институт на факультет художественного оформления печатной продукции (педагоги Н.А. Гончарова, В.А. Васнецов). В искусство Приморского края Г.Л. Кунгуров вошел стремительно, удивив многих не только здесь, но и на Челюскинской даче, куда получил направление от Союза художников России как молодой и перспективный автор.

Ярким периодом творческой биографии автора является время работы для Дальневосточного книжного издательства, издательства «Уссури». Его ранние циклы - иллюстрации к Кобо Абэ,

сказкам «Веер Тэнгу», произведениям С. Цвейга «Мария Стюарт» и «Мария-Антуанетта» и др. - сегодня вошли в сокровищницу графического искусства Дальнего Востока России. В своих небольших по формату работах Г.Л. Кунгуров демонстрирует богатство и гибкость штриха, особое видение пространства. Следуя традиции гравюры на дереве, он выбрал другой носитель - пластик, который дает большие возможности для создания тонкого штриха. Эстампы Г. Кунгурова обладают изяществом и собственной эстетикой, дают возможность насладиться искусством, требующим внимательного разглядывания (в силу специфики формата).

В фондах музея хранятся ранние эстампы, созданные в технике офорта (5 листов), от которой позже художник отказался. В них отображено Приморье, близкие Кунгурову места - Артем и его окрестности, где художник жил. Второй цикл - миниатюры на тему японской любовной лирики. Его Г.Л. Кунгуров создал во время первой поездки на Челюскинскую дачу. Это был его первый опыт работы в эстампе, который высоко оценил руководитель заезда Н.И. Калита. В 12 гравюрах реализован визуальный образ, навеянный поэтическими строками и японской гравюрой. А. Лобычев также очень высоко оценил гравюры с японскими мотивами за профессиональный уровень, о чем он пишет в эссе «Андреев крест» [4].

В заключение скажем о том, что сегодня именно музей дает возможность исследования области тиражной графики, особенно советского периода. Некогда популярный вид искусства, переживший взлет в 1970-х, сегодня является редким, что обусловлено и сменой приоритетов в искусстве, и появлением новых видов искусства, основанных на цифровых технологиях. Произведения, находящееся в фондах Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, дают возможность полновесного исследования.

Примечания

1. Первая часть статьи была опубликована в № 4 (5) журнала «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока» (2020). URL: http://usdvart. ru/sectionmuseums5#rec276375948 (дата обращения 18.03.2022).

2. Архив художника В. П. Быкова. Автолитография «У Тихого океана» (1982) репродуцирована в журнале «Искусство» (1983, № 7).

Литература

1. Андрей Камалов. Экслибрисы и миниатюры / вступ. ст. Г.А. Камалова. -Владивосток, 2005. - 184 с. : ил.

2. Архив Приморского отделения ВТОО «Союз ху-

дожников России». Личное дело Е. Н. Димуры.

3. Варламова, Л. Поэзия лесной опушки // Картинная галерея. - Владивосток, 2014. - № 5-6. - С. 3-4.

4. Дилакторская, О. Г. В потоке времени и памяти. Живопись и графика А. Камалова. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2006. - 720 с. : ил.

5. Евгений Димура. Графика : каталог выставки / вступ. ст. В. Кандыбы. - Владивосток, 1987. - 32 с. : ил.

6. Зотова, О.И. Шикотанская группа: эволюция сурового стиля // Русское искусство. - Москва, 2008. -№ 3. - С. 76-82.

7. Зотова, О.И. Образ Владивостока в произведениях живописи и графики из фондов Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева // Искусство Евразии. - Барнаул, 2021. - № 4 (23). - С. 126-147.

8. Зотова, О. И. Эстамп в творчестве художников Приморского края 2-й половины ХХ века в фондах Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсе-ньева (I часть) // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск, 2020. - № 4(5). - С. 90-103.

9. Кандыба, В. Быть самими собой // Красное Знамя. - Владивосток, 1984. - 24 января. - С. 3.

Г. Л. Кунгуров. Починка тралов. 1984. Офорт. 32x25

Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева (Владивосток)

G. L. Kungurov. Repair of trawls. 1984. Etching. 32x25

Museum of the History of the Far East named after V.K. Arsenyev (Vladivostok)

Petersburg, Dmitrij Bulanin, 2006, 720 p.

5. Evgenij Dimura. Grafika : katalog vystavki [Evgeniy Dimura. Graphics: an exhibition catalogue]. Introduction V. Kandyba. Vladivostok, 1987, 32 p.

6. Zotova O. I. Shikotanskaya gruppa: evolyuciya surovogo stilya [Shikotan group: an evolution of the "sever style"]. Russkoe iskusstvo. Moscow, 2008, no. 3, pp. 76-82.

7. Zotova, O. I. Obraz Vladivostoka v proizvedeniyah zhivopisi i grafiki iz fondov Muzeya istorii Dal'nego Vostoka imeni V.K. Arsen'eva [The image of Vladivostok in paintings and graphics from the funds of the Museum of History of the Far East named after V. K. Arsenyev]. Iskusstvo Evrazii. Barnaul, 2021, no. 4 (23), pp. 126-147.

8. Zotova, O. I. Estamp v tvorchestve hudozhnikov Primorskogo kraya 2-j poloviny HKH veka v fondah Muzeya istorii Dal'nego Vostoka imeni V.K. Arsen'eva (I chast') [Print in the works of the Primorsky territory of the 2nd half of the XX century in the funds of the Arsenyev Museum of History of the Far East (The first part)]. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Krasnoyarsk, 2020, no. 4 (5), pp. 90-103.

9. Kandyba V. Byt' samimi soboj [To be yourself]. Krasnoe Znamya. Vladivostok, 1984, 24 January, p. 3.

10. Konyuhov F. Tam, gde vidno Boga [Where God can be seen]. Moscow, Dostoinstvo, 2020, 256 p.

11. Permyakova I. Zemlya Vadima Bykova [Vadim Bykov's land]. Utro Rossii. Vladivostok, 1994, no. 125 (900), 27 October, p. 3.

12. Privalova O. Evgenij Dimura - romantik okeana [Evgeniy Dimura - a romantic of the ocean]. Slovesnica iskusstv. Khabarovsk, 2006, no. 1 (17), available at: https:// www.slovoart.ru/node/1547 (accessed 12.03.2022).

Об авторе

Зотова Ольга Ивановна - кандидат искусствоведения, главный специалист филиала Российской академии художеств «Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока в г. Красноярске», ст. научный сотрудник Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсе-ньева, Владивосток

E-mail: [email protected]

10. Конюхов, Ф. Там, где видно Бога. - Москва : Достоинство, 2020. - 256 с.

11. Пермякова, И. Земля Вадима Быкова // Утро России. - Владивосток, 1994. - № 125 (900). - 27 октября. - С. 3.

12. Привалова, О. Евгений Димура - романтик океана // Словесница искусств. - Хабаровск, 2006. - № 1 (17). - URL: https://www.slovoart.ru/node/1547 (дата обращения 12.03.2022).

References

1. Andrej Kamalov. Ekslibrisy i miniatyury [Andrey Kamalov. Ex libris and miniatures]. Introduction G. A. Kamalov. Vladivostok, 2005, 184 p.

2. Arhiv Primorskogo otdeleniya VTOO «Soyuz hudozhnikov Rossii». Lichnoe delo E. N. Dimury [Archive of the Primorye regional branch of the Union of Artists od Russia. E. N. Demura's index file].

3. Varlamova L. Poeziya lesnoj opushki [Poetry of a forest clearing]. Kartinnaya galereya. Vladivostok, 2014, no. 5-6, pp. 3-4.

4. Dilaktorskaya O. G. V potoke vremeni i pamyati. Zhivopis' i grafika A. Kamalova [In the flow of time and memory. Painting and graphics of A. Kamalov]. Saint -

Zotova Olga Ivanovna

Candidate of Arts, Chief specialist of the branch of the Russian Academy of Arts "Regional Branch of the Urals, Siberia and the Far East in Krasnoyarsk", senior researcher at the Museum of the History of the Far East named after V.K. Arsenyev, Vladivostok

Г. Л. Кунгуров. Из цикла иллюстраций «Японская любовная лирика». 1990. Ксилография. 20,5x13

Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева (Владивосток)

G. L. Kungurov. From the series of illustrations "Japanese love lyrics" 1990. Woodcut. 20,5x13

Museum of the History of the Far East named after V.K. Arsenyev (Vladivostok)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.