М. В. Филиппов.
V
Улица Пушкинская. 1964. Линогравюра.
41,5x33,5
« , Муз ей истории
^ I > х Дальнего Востока
|/ # I / ' | Л ' им. В.К. Арсенъева
Э * ^
МУЗЕИ, ГАЛЕРЕИ, КОЛЛЕКЦИИ|
УДК 76.03/.09 О. И. Зотова
Музей истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева Владивосток, Россия
ЭСТАМП
В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
2-И ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА В ФОНДАХ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ИМ. В. К. АРСЕНЬЕВА
(1 ЧАСТЬ)1
Статья посвящена творчеству художников Приморского края, работавших в области тиражной графики. Исследуются биографические данные художников, индивидуальная манера авторов, специфические мотивы творчества, связь с географическим положением, создание образа места, в котором отражены Приморский край и Дальний Восток. Анализируется развитие темы в циклах произведений, посвященных Владивостоку, истории Приморского края. Рассматривается феномен художника-педагога, художника-просветителя. В научный оборот вводятся сведения о произведениях, хранящихся в художественном фонде Музея истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева, а также биографические сведения из архива Приморского краевого отделения ВТОО «Союз художников России».
Ключевые слова: эстамп; художники Приморского края; образ города; Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева.
В художественной коллекции Музея истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева хранится более 120 произведений тиражной графики, созданных во 2-й половине XX века художниками, работавшими в Приморском крае. Этот массив позволяет говорить о разнообразии техник и приемов, о тематическом диапазоне,
о стремлении авторов отразить специфику территории, о трансформации натурного подхода в символическое видение. По имеющимся произведениям можно выстроить своеобразную хронологию этого процесса. Безусловно, большой интерес представляют работы В. Герасименко, Б. Лобаса, В. Чеботарева, которые можно
объединить в серии, что позволяет говорить о последовательной разработке мотива, рождающей визуальное повествование.
Говоря в целом о развитии области эстампа в Приморском крае в указанный период, следует отметить, что этот вид искусства существовал в большой мере благодаря личному стремлению авторов реализовать себя именно в тиражной графике, энтузиазму отдельных художников, таких как В. Чеботарев, Б. Лобас, Г. Кунгуров, которые получили специальное образование в высших учебных заведениях Ленинграда и Москвы и после вузов приехали - или вернулись - во Владивосток.
Возможности учиться на графических специальностях в Приморском крае не было - ни во Владивостокском художественном училище (в настоящее время Приморский краевой художественный колледж), ни в Дальневосточном государственном институте искусств.
В училище, созданном в 1944 году, в разные годы велся набор студентов на направления «живопись», «скульптура», «художественно-оформительское», «театрально-декорационное».
В институте, созданном в 1962 году, на художественном факультете происходила подготовка живописцев. В. А. Гончаренко, первый декан факультета, впоследствии ректор ДВГИИ (закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина), в воспоминаниях, посвященных 40-летию высшего образования в сфере искусства на Дальнем Востоке, писал том, что график Олег Иванов, «однокашник по Репинскому институту», проработав во Владивостоке 1964-1965 год, вернулся в Ленинград для поступления в аспирантуру. По причине его отъезда «художественный факультет стал исключительно живописным факультетом. Замысел воспитывать графиков в результате был оставлен» [7, с. 14].
Вместе с тем уже к 1960-м годам «графика оформилась как вполне самостоятельная область искусства Приморья. Качественно
новый этап начался с появления и развития всех видов эстампа» [10, с. 91].
К 1960-м годам относятся произведения, в которых отчетливо проявлено стремление найти образ Владивостока, который в это время вступил в новую фазу развития. После попыток реконструировать центр города, предпринятых в послевоенные годы [12], наступает период большого строительства, связанный с реализацией Постановления Совета Министров СССР «О развитии города Владивостока» [6]. Закрытый город-порт превращается в масштабную строительную площадку: возводятся новые здания, облик которых принципиально отличается от старых малоэтажных домов.
Стремление запечатлеть образ старого города видно в графических листах Михаила Васильевича Филиппова (1926-1979), единственного графика, работавшего на тот мо-
М. В. Филиппов. Заставка к книге «А. Фадеев. Письма дальневосточникам. А. Фадеев в воспоминаниях» (Владивосток: Приморское книжное издательство, 1960). 14x11
Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
В. И. Герасименко. Улица
Владивостока. 1962. Линогравюра. 62,5x51
Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
мент в технике ксилографии. М. В. Филиппов родился в 1926 году в селе Андреевка Куйбышевской области в крестьянской семье. В 1942 году поступил в Свердловское художественное училище. В 1943 году был призван в армию, воевал на 1-м Украинском фронте. В ноябре 1945-го после возвращения домой продолжил учебу в училище. В 1950-1956 гг. учился в Государственном институте художеств Эстонской ССР. В 1957 приехал во Владивосток, работал художественным редактором Приморского краевого издательства. В. И. Кандыба пишет о нем: «Его наследие скромно, но тем отчетливее видны незаурядные способности художника в ...гравюрах» [10, с. 91].
В коллекции музея хранится небольшое количество его произведений тиражной графики. Графические листы «Улица Пушкинская» (1964, 41,5x33,5) и «Владивосток. Памятник Лазо» (1960-е, 35x26,5) относятся к серии, посвященной городу. На первом из них запечатлены старые дома, каменной кладки подпорные стены, часть сопки с зеленым покровом. Строительный кран, как свидетельство скорых перемен в облике города,
смотрится незначительной деталью в верхнем углу листа. Очевидно желание уловить настроение Пушкинской, подчеркнуть неспешность и тишину улицы: пара прохожих в виде стаффажных фигур теряется на фоне уходящей ввысь сопки.
На втором листе изображен памятник герою Гражданской войны Сергею Лазо, открытый в 1945 году в сквере между улицами Петра Великого (до 1992 года улица 1 Мая) и Лазо. Художник не столько воспроизводит фигуру, отлитую из бронзы в полный рост (автор скульптор Л. Писаревский), сколько воссоздает еще один фрагмент города.
Помимо этих графических листов, представлены эскизы заставок к книгам К. Ф. Рылеева «Войнаровский» (1956) и A.A. Фадеева.
На заставке в книге, посвященной А. Фадееву («А. Фадеев. Письма дальневосточникам. А. Фадеев в воспоминаниях». Владивосток, Примиздат, 1960), изображен приморский пейзаж: небо разрезает молния, высокая волна разбивается о скалистый берег. Возникает ассоциативная связь с драматической жизнью писателя.
Одним из самых интересных и много работавших в тиражной графике был Виктор Иосифович Герасименко (1924-1991). В. И. Герасименко закончил Владивостокское художественное училище в 1949 году (первый выпуск): диплом № 20 от 9 июля, специальность «театрально-декоративное отделение», квалификация «декоратор-исполнитель» [1]. Несмотря на то, что полученная квалификация не предполагает ориентации на графическое искусство, Герасименко выбирает для себя эту область в качестве основной.
Об этом он пишет в автобиографии: «Я, Герасименко Виктор Иосифович, родился в 1924 году 26 октября в семье служащего в городе Владивостоке. В 1932 году пошел в школу, где проучился до 1942 года. В августе 1942 года был призван в Армию и зачислен курсантом в Хабаровское пехотное училище, которое окончил в апреле 1944 года. С мая 1944 года находился в действующей армии на 2-м Прибалтийском фронте, в 1 ударной армии в качестве командира огневого взвода проти-
вотанковой артиллерии. После тяжелой контузии и легкого ранения с июля 1944 года по декабрь находился на излечении в госпитале, где комиссован по инвалидности 3 категории. С января 1945 года студент Владивостокского художественного училища, которое окончил в 1949 году. После окончания училища работал в качестве художника в Товариществе художников и преподавал в ДВПИ (1949-1951) черчение и рисование. До 1953 года работал в театре, оформил спектакли для театров им. Горького, ТЮЗа, в общей сложности 11 спектаклей. Занимался живописью, участвовал во всех городских, краевых, межобластных выставках, с 1961 года участвовал на Всесоюзных и республиканских выставках. Станковую графику считаю основной, параллельно занимаюсь оформительским искусством. 14.11.63. Герасименко» [1].
Практически сразу после окончания училища В.Ф. Герасименко начинает участвовать в выставочной деятельности, много и плодотворно работает. Как один из активных художников-графиков направляется в командировку в Порт-Артур, в которой находится с 1953 по 1954 гг. В поездке он выполняет серию зарисовок тушью, ряд которых указывает в качестве основных работ начала 1960-х гг.: «Манчжурские зарисовки», 1954, тушь, перо; «Китайский пейзаж», 1955, тушь, перо. Несколькими годами спустя по решению Приморского отделения художественного фонда РСФСР (приказ № 35 от 9 марта 1962 года за подписью директора тов. Бронштейна) командирован «в г. Красноярск на семинар графиков-эстампистов сроком с 10.3.62 по 1.04.62» вместе с двумя другими художниками-графиками - Б. Ф. Лобасом и П. Ф. Германом [1].
В 1964 году вступает в Союз художников СССР (выписка из протокола № 14 заседания секретариата правления Союза художников СССР от 24-25 апреля 1964 года). Активная творческая деятельность В. И. Герасименко неоднократно поощряется, о чем свидетельствуют выписки из протоколов заседаний правления:
• «В день празднования 1го мая за активное участие на 2-й выставке "Советская Россия" и Всесоюзной выставке Вооруженных сил СССР правление Приморского СХ выносит благодарность с занесением в личное дело Герасименко В.И. Решение правления Приморского отделения Союза художников РСФСР от 30 апреля 1965 года»;
• «В ознаменование 50-летия Великого Октября и в связи с достигнутыми творческими успехами на зональной выставке "Советский Дальний Восток" и 3-й художественной выставке "Советская Россия" наградить Почетной грамотой Управления культуры Приморского крайисполкома В. И. Герасименко. Выписка из Приказа № 105 по Управлению культуры Приморского крайисполкома от 4 ноября 1967 года» [1].
Активная позиция отличала художника с самого начала: так, в характеристике за подписью председателя Приморского отделения Союза художников РСФСР Н.Борисова еще в период кандидатского стажа говорится: «Герасименко активно участвует в творческой жизни коллектива. Своими графическими работами участвовал во всех республиканских и всесоюзных выставках последнего времени. ...Участник зарубежной выставки 1962 года. ...Ведет большую работу по пропаганде изобразительного искусства в городе и крае. Является членом художественного совета города, членом бюро секции графики» [1]. Он работает в Приморском отделении Художественного фонда РСФСР, выезжает в Находку, Уссурийск, Черниговский и Тетю-хинский районы для выполнения заказов, участвует в монументальном оформлении ресторана «Золотой Рог», с 1970 года становится главным художником г. Владивостока. Но основным направлением творчества для Герасименко остается графика, в ней он совершенствует силы. Одной из излюбленных техник художника становится линогравюра, а темой - Владивосток.
В коллекции музея есть три графических листа, относящихся к раннему периоду творчества, в которых просматривается свобода и хорошее владение техникой. В работе «Ули-
ца Владивостока» (1962,62,5x51) на переднем плане изображен фрагмент города, на заднем - море и сопки. На первый взгляд типичный мотив (Владивосток на фоне залива, сопок часто встречается в произведениях тех лет) проникнут особым чувством автора, влюбленного в свой город. У Герасименко он как бы приподнят над обыденностью. Это ощу-
щение усиливается в работе «К празднику» (1964, 75x61). Выбран сюжет, привычный для советских лет: с машины, движущейся вдоль трамвайных путей, рабочие развешивают флаги. Но то, как реализован этот сюжет, говорит о романтической трактовке, характерной для того времени: предчувствие праздника подчеркивается тем, что вся сцена залита солнечными лучами, и сам солнечный
В. И. Герасименко. К празднику. 1964. Линогравюра. 75x61
Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
диск, включенный в композицию, является символом созидательной энергии.
Еще одна работа «Камчатка» (1950-е, 85x63) посвящена теме путешествий по разным местам Дальнего Востока, которая во 2-й половине XX века захватит многих художников Приморского края и будет тесно связана с феноменом художника-путешественника, выезжающего на Чукотку, Камчатку, Курилы. Лист как бы разделен на три плана: передний - дорога к морю, средний - море, задний -горы. Одна из самых красивых территорий Дальнего Востока показана в ее величественной красоте.
Тимофей Митрофанович Кушнарев (1920-1998) является автором графического листа «Осень в Спортивной гавани» (1969, линогравюра, 45x75). Владивосток был одной из основных тем в творчестве художника. Десятки работ, выполненных в разных графических техниках (акварель, акватинта, меццо-тинто, офорт, линогравюра, пастель, тушь), были посвящены улицам, набережным, пирсам, бухтам, скверам, паркам, строящимся микрорайонам, пригородным зонам. В семейном архиве сохранились десятки набросков карандашом разных мест города.
Т. М. Кушнарев был коренным дальневосточником, родом из амурского села Ивановки. В 1941 году освоил в военном училище шифрование, в 42-м был зачислен в состав 2-го Украинского фронта. День Победы встретил в Маньчжурии. В художественную жизнь Приморского края живописец и график Т. М. Кушнарёв пришёл в 1952. Он поступил во Владивостокское художественное училище в 1947 году сразу же после ухода в запас.
Об этом он пишет в автобиографии от 1968 года: «...В 1940 г. окончил среднюю школу и был призван в ряды Советской Армии. С 1942 по 1945 находился на фронте, в рядах действующей армии. В 1947 году ушел в запас и в этом же году поступил по Владивостокское художественное училище (театрально-декорационное отделение. - О.З.), окончил в 1952 г. С 1952 г. я начал регулярно участвовать в краевых выставках» [2]. В
это же время начал работать в Приморском отделении Художественного фонда РСФСР. К 1970-м годам он был участником всех зональных выставок «Дальний Восток» и выставок художников-маринистов: «В 1961 г. участник выставки художников-маринистов РСФСР и 3-й Всесоюзной выставки художников-маринистов; 1964 г. - 1-я зональная выставка "Советский Дальний Восток"; 1967, 1969 гг. вторая и третья выставки "Советский Дальний Восток"...; 1971 - выставка акварели "Дальний Восток"» [2].
В это время окончательно определяется его творческая манера и предпочтения. Характерная черта творческой манеры - лирическое ощущение среды, которое выражалось в поиске непафосного мотива, внимании к световым и цветовым особенностям места (это, в частности, видно в эстампах, когда оттиски варьировались введением цвета), большой свободе во владении художественными средствами (в акварелях в передаче качеств морской волны он обращался почти к абстракции).
Для Т.М. Кушнарева, не получившего в силу сложившихся обстоятельств (возраст, необходимость содержать семью) высшего образования, возможностью творческого поиска, расширения горизонтов, эксперимента с новой натурой стали поездки по стране. Он ездил самостоятельно, с группой акварелистов, участвовал в заездах на Челюскинскую дачу. География - Байкал, Прибалтика, Приморье. Критически относящийся к себе, он всегда восхищался тем, как много работают художники Москвы, Ленинграда, Прибалтики. Он очень любил русское реалистическое искусство, следовал традициям русской школы. Общение в процессе творческих поездок с художниками других регионов помогало Т. М. Кушнарёву точнее увидеть и оценить то, что делает сам. И от этого рождалось стремление пробовать новое. Он увлеченно пробовал себя в живописи (писал маслом и темперой), графике, работал в разных видах эстампа, много экспериментировал: «Себя нужно искать... Искать в любом материале. Работал маслом, акварелью - не ограничил-
ся. Перешел к эстампу, гравюре» [9]. Его живописные полотна часто были посвящены излюбленной теме - морскому пейзажу, так мастерски потом отражённому и в акварели. Однако большую часть наследия, оставленного художником, составляет графика, в том числе тиражная. В. И. Кандыба называет Т. М. Кушнарева одним из состоявшихся мастеров линогравюры и офорта [10, с. 91].
В 1960-70-х годах художник выполняет серию линогравюр, в которых пытается найти средства для выражения состояния. Это «Вечер в море» (1963, 24,5x63,5), «Вечер. На подводной лодке» (1967, 32x60), «Коса. Спортивная гавань» (1967, 26x50), «Маяк» (1963, 37x27), «Вечер» (1974, 23x39). В отдельные листы он вводит цвет, усложняя задачу, добиваясь более тонкой передачи цветовых характеристик среды.
Т. М. Кушнарев. Осень в Спортивной гавани. 1969. Линогравюра. 45x75
Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
Б. Ф. Лобас. Вокзал. 1960. Офорт. 45x56
Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
Б. Ф. Лобас. Бухта Золотой Рог. 1957. Офорт. 44x55
Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
Линогравюра из фондов музея «Осень в Спортивной гавани» - одна из самых лирических работ художника. Открытая горизонтальная композиция вызывает ощущение бескрайнего пространства, в которое вписаны лодки на переднем плане и здания, выстроившиеся параллельной линией, на заднем плане. Сопоставление больших светлых плоскостей поверхности моря и дробного ритма городского ландшафта говорит о попытке запечатлеть настроение момента, когда летний сезон закончен: лодки вынуты из воды, крыши домов залиты мягким осенним светом, - в Спортивной гавани штиль.
В разных техниках эстампа работал Борис Федорович Лобас (1929-1989). Он родился в деревне Крым Шкотовского района Приморского края. В 1944-49 гг. учился во Владивостокском художественном училище (первый выпуск, преподаватели В. В. Безродный, С. П. Ясенков). После училища в 1949-1953 - в Московском городском педагогическом институте им. В. Потемкина. Существовавший в Москве с 1931 по 1960 годы институт примечателен большим количеством известных
специалистов в самых разных областях среди его выпускников и преподавателей. Б. Лобас закончил художественно-графический факультет (преподаватели П. П. Шмелев, Н. И. Финогенов, Т. Г. Гапоненко). После окончания института был направлен педагогом по классу рисунка, живописи, композиции, истории искусств во Владивостокское художественное училище. С 1967 года член Союза художников СССР. Участник городских, краевых, зональных и персональных выставок. С 1953 по 1959 преподавал во Владивостокском художественном училище. С 1959 работал в Приморском отделении Художественного фонда РСФСР.
Основные темы в творчестве Б. Ф. Лоба-са - Владивосток, Дальний Восток, по которому он много путешествовал, жизнь моряков-тихоокеанцев, рыбаков. В 1960-х годах он участвует в серьезных выставках в Москве «На стендах журнала "Юность"» (1963), «Советской армии и флоту» (1963), «На страже мира» (1963). В 1972 году принимает участие во Всероссийской выставке эстампа в Ленинграде. Это позволяет говорить об профессио-
нальных качествах его работ, ведь практикой советских лет был строгий предварительный отбор на выставки подобного уровня. Художник был открыт действительности, событиям, искал новые темы. Так, в период подготовки к юбилейной персональной выставке в 1977 году во Владивостоке он устраивает выставку в Доме культуры имени Ильича. В интервью по этому поводу он говорит: «Это творческий отбор и анализ к предстоящей моей юбилейной выставке. Новая тема сейчас увлекает меня. Хочется создать образ современного индустриального предприятия, показать его героев, колорит будней, его многогранную, стремительную жизнь. Я выбрал для этого наш орденоносный Дальзавод» [11]. В выставке было представлено 40 работ, звучали две основные темы - тема труда и историческая.
В этой же публикации говорится о тематических предпочтениях Б. Ф. Лобаса: «Еще студентом Владивостокского художественного училища, которое он окончил с отличием, он решил писать историю родного города. Тема эта не оставляла его и в Москве, поэтому и попросил распределение во Владиво-
сток, чем всех очень удивил - его оставляли в столице. Преподавал в институте искусств, но находил время писать, увлекся линогравюрой. Своему выбору был верен. И вскоре одна из линогравюр "Въезд во Владивосток" участвовала в Москве на выставке в Манеже» [П].
Б. Ф. Лобас много путешествовал по Дальнему Востоку. Его работы можно было увидеть не только на выставках - репродукции печатались в местных и центральных газетах.
Так, в газете «Красная звезда» от 25 марта 1972 помещены репродукции работ «Подводная лодка во льдах» и «Камчатка» с таким текстом: «В памяти народной живут подвиги защитников родины, совершенные в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. У художников-дальневосточников немало произведений, посвященных героике тех незабываемых лет. Привлекает их и тема нашей армейской и флотской современности. Художники - частые гости воинов краснознаменного Дальневосточного военного округа, моряков-тихоокеанцев и пограничников. Напряженная боевая учеба в частях на кораблях, тревожная служба
Б. Ф. Лобас. Пароход «Москва» в бухте Золотой Рог. 1980. Цветная линогравюра. 50x80
Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
В. И. Герасименко. Камчатка. 1950-е. Линогравюра. 63x85
Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
пограничников вдохновляют мастеров изобразительного искусства на создание многих картин и графических листов. ...В эти дни художники-дальневосточники готовятся к выставке в честь 50-летия освобождения Советского Приморья и к всесоюзной экспозиции, посвященной 50-летию образования СССР. Это определяет тематическую направленность большинства картин и рисунков. Сегодня мы воспроизводим две линогравюры Бориса Лобаса. Его привлекает суровая красота родного края. В своем творчестве он часто обращается к Владивостоку. Целая серия его графических листов отражает жизнь города и его памятные исторические места» [8].
Заметки, посвященные Б. Ф. Лобасу, опубликованы в газетах «Камчатская правда», «Боевая вахта», «Красное знамя». В них подчеркивается готовность художника быть в гуще событий, его живой интерес к людям, их образу жизни.
Этот интерес был обусловлен не только поиском натурного материала, но и стремлением вовлечь зрителя в то, чем живет сам художник. Б. Ф. Лобаса в полной мере можно отнести к типу художника-просветителя. В автобиографии художник пишет: «Являюсь членом общества "Знание". ...Закончил 3-го-
дичныи курс университета марксизма-ленинизма при Владивостокском горкоме КПСС» [3]. Он постоянно выступает с лекциями в тех местах, куда выезжает в творческие командировки.
В характеристике за подписью председателя Приморского отделения СХР РСФСР И.А. Кузнецова, секретаря партийной организации К.И. Шебеко, председателя профсоюзной организации В. В. Дружинина говорится: «Борис Федорович Лобас - активный пропагандист творчества приморских художников, ежемесячно выезжает с лекциями, беседами на погранзаставы, в воинские части, на корабли Тихоокеанского флота. В его графических листах военно-патриотическая тема занимает одно из ведущих мест» [3].
В письме от 27 декабря 1967 года на имя председателя Приморского отделения СХ РСФСР тов. Шебеко К.И. за подписью первого помощника капитана ледокола «Москва» Москалева говорится: «Партийная организация и администрация ледокола "Москва" выражает большую благодарность вашему работнику Б.Ф. Лобасу, который в период пребывания на ледоколе в полярном плавании оказал помощь в проведении мероприятий с членами экипажа, как то:
- прочитано 6 лекций о русском и советском изобразительном искусстве (с демонстрацией диафильмов и репродукций);
- оформление 3 номеров сатирической газеты;
- оказывал помощь редколлегии стенгазеты в оформлении» [3].
Тиражная графика Б.Ф. Лобаса представлена в коллекции музея графическими листами в техниках офорта, сухой иглы, литографии, монотипии.
Работы «Вокзал» (1960, офорт, 45x56), «Бухта Золотой Рог» (1957, офорт, 44x55), «Салют Победы» (1984, офорт, 32x52), «Океанская. Санаторий» (1982, офорт, 54x38), «У памятника Варягу» (1983, сухая игла, 64x59), «У памятника Г. И. Невельскому» (1983, сухая игла, 50x40), «В доке ВСРЗ» (1982, офорт, 50x39) посвящены Владивостоку. Художник разрабатывает мотив города, изображая памятники, архитектурные объекты, фрагменты городского ландшафта. Так, владивостокский вокзал, здание, обладающее уникальным архитектурным обликом, изображен зимой, с заснеженной крышей. На переднем плане - ажурная металлическая ограда сквера, прилегающего к вокзальной площади, рисунок которой контрастирует со снегом.
В 1960-е Б. Лобас неоднократно обращается к этому мотиву в поисках образных и композиционных решений. Хорошо известна линогравюра «Владивостокский вокзал. Первый снег», тиражируемая в черно-белом варианте и в цвете, представленная на 1-й зональной выставке «Советский Дальний Восток» в Хабаровске в 1960-м году. Здесь зрителю передается тонко найденное состояние холодного зимнего дня. В листах «Бухта Золотой Рог» (изображена освещенная солнцем бухта) и «Салют Победы» (огни салюта взмывают над памятником Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке) очевидно стремление автора передать эффекты освещения. В остальных листах Б. Ф. Лобас запечатлевает конкретное место, создавая не только художественный портрет города, но подчеркивая его значимость. Так, в листе «У памятника Варягу» изображены воины-тихоокеанцы, отдающие дань памяти подвигу русских моряков.
Историческая линия разрабатывается в листах, посвященных периоду освоения территории.
В графическом листе «Пароход "Москва" в бухте Золотой Рог» (1980, цв. линогравюра, 50x80) изображено конкретное судно - товаро-пассажирский пароход Добровольного
Б. Ф. Лобас. На отдыхе. Камчатка. 1980-с Литография. 42x59
Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
флота, перевозивший людей и казенные и частные грузы. Оно вписано в символическую раму, внизу которой находится надпись «Владивосток» с указанием сторон света, вверху «1880 - Москва - 1980», справа и слева животные и растения Уссурийской тайги, люди, освоившие эти земли. Такой прием обусловил некую повествовательность с отсы-лом зрителя к истории края.
Обращением к истории можно считать и серию портретов, посвященных известным личностям: «Алексей Дмитриевич Старцев -промышленник» (1987, литография, 28x25), «Памятник Г. И. Невельскому» (1987, сухая игла, 26x30,5), «Николай Николаевич Муравьев-Амурский» (1989, сухая игла, 49x46,5), «Яков Лазаревич Семенов - владивостокский купец» (1987, литография, 33,4x29). Портретное изображение известных личностей вписано в антураж, отображающий характер деятельности этих людей.
В коллекции музея также хранится лист «На отдыхе. Камчатка» (1980-е, литография, 42x59), в котором отражена тема образа жизни на побережье. Между двумя старыми сейнерами на берегу натянуты веревки, на которых полощется белье. Вряд ли они выйдут в море, скорее, останутся предметами берегового ландшафта.
Одним из самых значительных графиков Приморского края является Валентин Степанович Чеботарев (1928-2018). Был удостоен звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». В 1960 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (мастерская А. Ф. Пахомова). Работал в области станковой графики (уникальной и тиражной) и книжной иллюстрации.
В автобиографии пишет: «Я, Чеботарев Валентин Степанович, родился 18 февраля 1928 года в деревне Костомаровка Шпику-ловского района Тамбовской области в семье крестьянина. В 1936 году семья переехала в Мучкап - районный центр Тамбовской области, где в этом же году поступил в школу. В 1941 году мы переехали во Владивосток. Здесь я поступил в 75 среднюю школу, где
окончил 7 класс в 1944 году. С 1944 по 1949 учился во Владивостокском художественном училище. По окончании его один год работал в средней школе № 1 учителем рисования и черчения. В 1951 году был призван в ВМФ. Службу проходил до 1954 года. После демобилизации поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина на факультет графики, который окончил в 1960 году, и был направлен Министерством культуры РСФСР во Владивостокское художественное училище» [4]. Сразу же В. С. Чеботарев начинает участвовать в серьезных выставках: 1961 - республиканская и всесоюзная выставки художников-маринистов, 1962 - Вторая всесоюзная выставка эстампа, 1962 - Выставка достижений народного хозяйства СССР, 1963 - выставка «Советская графика и скульптура» в КНДР, 1964 - зональная выставка «Советский Дальний Восток». В них художник участвовал литографиями, линогравюрами [4].
В монографии В. И. Кандыбы творчеству В. С. Чеботарева уделяется гораздо большее внимание, чем другим графикам, работавшим в этот период. Думается, это объясняется тем, что Чеботарев имел столичное академическое образование и, если говорить о станковой графике, всерьез занимался исторической темой: «В сфере станковой графики Чеботарев сразу проявил склонность к сериям листов, многократно отражающих избранную тему. Серии Чеботарева как бы срезают целые исторические пласты. В них открываются Гражданская и Великая Отечественная войны, революция в Приморье и партизанская борьба в крае, время коллективизации. Известные и безымянные герои художника полностью принадлежат своей эпохе. Они заняты самым главным, самым нужным для страны в тот или иной период делом. Они сражаются за революцию и Советскую власть, осваивают Дальний Восток, осуществляют коренные перемены в деревне» [10, с. 96].
В анкете для членов Союза художников СССР в графе «наименование основных произведений» значится: «1962-1963 - серия
"Детские и юношеские годы А. Фадеева", 5 листов, литографии» [4]. Принцип развития темы в сериях произведений, которые В.И. Кандыба называл «графическими сюитами» [10, с. 96], был избран с самого начала и сохранился в дальнейшем. Помимо серии об А. Фадееве, Чеботарев создает в 1960-м серию «Дети и Гражданская война», в 1962-64-м - серию «Полосатые дьяволы», в 1963-м серию «Арсеньев и Дерсу Узала», в 1967 - «30-е годы», в 1969-м - «Лазо - партизанский вожак», в 1974 - «Партизанское Приморье».
Такой подход был обусловлен и тем, что большая тема не могла быть выражена в одном произведении, и тем, что на видение материала, очевидно, оказывал влияние опыт работы в книжной иллюстрации. Известно, что художник, занимающийся книжной графикой, не может быть свободен от текста, а текст подразумевает повествовательность (об этом, в частности, пишет В.М. Марков [12]). Серийный подход обеспечивал визуальную повествовательность, в которой исторические события разворачивались в некоей последовательности сюжетов.
Порой эта взаимосвязь обнаруживалась неожиданно: в 1988 году Дальневосточным книжным издательством была издана серия малоформатных изданий из трех книг, объе-
диненная названием «Заветный край». В нее вошли книги Юрия Вознюка «В плавнях Ханки», Бориса Жиденкова «Петля тайги», Трофима Борисова «Сын Орла». Иллюстрации к книге Ю. Вознюка выполнил B.C. Чеботарев. На форзаце издания, содержание которого не связано с событиями Гражданской войны, вклеена репродукция линогравюры B.C. Чеботарева из серии, посвященной С. Лазо. Заветный край - Приморье - мыслился художником в сложной взаимосвязи образов.
В коллекции музея хранятся графические листы из нескольких серий: «Дерсу и Арсеньев. В походе» (1964, литография, тушь, 80x56); «Партизанские годы А. Фадеева» (1966, литография, 45x33); «Юность А. Фадеева» (1966, литография, 45x33); «Земля» (1967, литография, 50x65). Эти листы отличает хороший рисунок, выразительность образов, драматическое дыхание эпохи. Образ А. Фадеева разрабатывается особенно эмоционально, так как художник хорошо знал произведения писателя: в 1967 году он создал цикл иллюстраций к книге А. Фадеева «Метелица». Работы, посвященные А. Фадееву, стали основой персональных выставок, были замечены и освещались в центральной прессе [13,14].
В. С. Чеботарев. Земля. Из серии «30-е годы». 1967. Литография. 50x65
Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
С личностью В. С. Чеботарева связан феномен художника-педагога: активную творческую деятельность он совмещал с преподаванием во Владивостокском художественном училище, в котором сделал 11 выпусков. Всему, что он знал о графике, он обучал студентов: в числе его выпускников художники О. Яхнин, С. Черкасов, В. Убираев, В. Шиворо-тов и другие авторы, работавшие и работающие в области станковой и книжной графики.
Отношение друзей и коллег к художнику было очень сердечным. В личном архиве В. С. Чеботарева хранятся дружеские стихи, посвященные художнику в честь 80-летия: «Ода на день ангела славному мастеру графики Валентину Степановичу Чеботареву, проживающему в достославном городе Владивостоке. Подписано 18 дня месяца февраля нашей Че-ботаревской эры. К 80-летию. Желаем... чтоб сам великий Эрмитаж для всех картин Чеботарева освободил один этаж...» [5].
Подводя итог, хотелось бы сказать об особом пафосе художников, работавших в советский период. Их усилиями образ Владивостока и Приморского края был запечатлен в искусстве. Сегодня, когда интерес к локальному художественному контексту обострен в связи с поисками идентичности, эти усилия трудно переоценить.
Примечания
1. Вторая часть статьи будет опубликована в следующем номере журнала в марте 2021 года.
Литература
1. Архив Приморского краевого отделения ВТОО «Союз художников России». Личное дело В. И. Герасименко.
2. Архив Приморского краевого отделения ВТОО «Союз художников России». Личное дело Т. М. Куш-нарева.
3. Архив Приморского краевого отделения ВТОО «Союз художников России». Личное дело Б. Ф. Лоба-са.
4. Архив Приморского краевого отделения ВТОО «Союз художников России». Личное дело В. С. Чеботарева.
5. Архив семьи В. С. Чеботарева.
6. Власов, С. А. Владивосток в годы хрущевской «оттепели» // Ойкумена. - Находка, 2010. - №3. - С. 48-55.
7. Гончаренко, В.А. Начало // Дальневосточная государственная академия искусств. Воспоминания и материалы к 40-летию ДВГАИ. - Вып. 1. - Владивосток, 2002. - С. 6-14.
8. Ерж, Н. В мастерских художников-дальневосточников // Красная Звезда. - Владивосток, 1972. -25 марта. - С. 4.
9. Калинин, А. Такая молодая кисть // Дальневосточный ученый. - Владивосток, 1990. - № 39. - С. 8.
10. Кандыба, В.И. Художники Приморья. - Ленинград : Художник РСФСР, 1990. - 128 е.: ил.
11. Лебедев, В. Художник о Дальзаводе // Авангард: многотиражная газета Дальзавода. - Владивосток, 1977. - 17 ноября.-С. 3.
12. Марков, В. Рисунок, рожденный словом // Красное Знамя. - Владивосток, 1981. - 24 декабря. -С. 4.
13. Новинский, О. А. Фадеев и его герои (о работах дальневосточного художника В. Чеботарева на темы произведений А. Фадеева) // Литературная Россия. -Москва, 1984. - 18 января. - С. 4.
14. Новинский, О. Юность писателя-бойца (о выставке В. С. Чеботарева в Доме-музее А. Фадеева в селе Чугуевка) // Правда. - Москва, 1985. - 1 января. - С. 4.
15. Пономаренко, Н. В. Творческая биография советских архитекторов, оставивших след в архитектурной деятельности города Владивостока // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск, 2020. - № 3(4). - С. 94-106.
Об авторе
Зотова Ольга Ивановна - кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, главный специалист регионального отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств в г. Красноярске
E-mail: [email protected]
PRINT IN THE WORKS OF ARTISTS OF THE PRI-MORSKY TERRITORY OF THE 2ND HALF OF THE XX CENTURY IN THE FUNDS OF THE ARSENYEV MUSEUM OF THE HISTORY OF THE FAR EAST
Zotova Olga Ivanovna
Candidate of arts, senior researcher at the Arsenyev Museum of the History of the Far East, chief specialist of the Regional Branch of the Russian Academy of Arts "Ural, Siberia and Far East"
Abstract: The article is devoted to the artworks of artists of the Primorsky region who worked in the field of print graphics. The biographical data of the artists, their individual style, specific motives of creativity, connection with geographical location, creating an image of a place that reflects the Primorsky region and the Far East are studied. The author analyzes the development of the theme in cycles of works devoted to Vladivostok and the history of Primorsky region. The phenomenon of an artist-teacher, an artist-educator is considered. Information about works stored in the art fund of the Arsenyev Museum of the History of the Far East, as well as biographical information from the archive of the Pri-morye regional branch of the Union of artists of Russia is introduced into scientific circulation.
Keywords-.print; artists of Primorsky region; image of city; Arsenyev Museum of the History of the Far East.