DOI: 10.17516/2713-2714-0058 УДК 7. 76.03/.09
THE ART OF GRAPHICS IN THE WORK OF THE OMSK ARTIST VIKTOR MASLOV. ON THE EXAMPLE OF THE "LIBEROV CENTER" MUSEUM COLLECTION
Galina E. Luzyanina
The State Regional Art Museum "Liberov Center" Omsk, Russian Federation
Abstract: The article is dedicated to the Omsk painter and graphic artist Viktor Ivanovich Maslov, a graduate of the Leningrad Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I. E. Repin of the USSR Academy of Arts. The artists work is traced from the first academic graphic experiments to the modern period on the example of the "Liberov-Center" museum collection. Unique graphic sheets, a variety of techniques of the author, who deeply mastered academic traditions, absorbed the artistic trends of the domestic art of the 1960s - 1970s, characterize him as a creative personality. The love for the Siberian landscape and numerous creative trips allowed the master to have his say in the development of a genre. The unique, individual style of his creative work, the great spiritual content of graphic and pictorial works brought diversity to the development of the Siberian art of the XX-XXI centuries.
Keywords: Siberian landscape; academic traditions; artist's method; V Maslov; E. Moiseenko.
Citation: Luzyanina, G. E. (2022). THE ART OT GRAPHICS IN THE WORK OT THE OMSK ARTIST VIKTOR MASLOV. ON THE EXAMPLE OF THE "LIBEROV CENTER" MUSEUM COLLECTION. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, Ne 3 (12), p. 155-160.
Г. Е. Лузянина
Государственной областной художественный музей «Либеров-центр» Омск, Российская Федерация
ИСКУССТВО ГРАФИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ ОМСКОГО ХУДОЖНИКА ВИКТОРА МАСЛОВА. НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ «ЛИБЕРОВ-ЦЕНТР»
Статья посвящена омскому живописцу и графику Виктору Ивановичу Масло-ву, выпускнику Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР. На примере коллекции музея «Ли-беров-центр» прослеживается творчество художника от первых академических графических опытов до современного периода. Уникальные графические листы, разнообразие техник автора, глубоко овладевшего академическими традициями, впитавшего художественные тенденции отечественного искусства 1960-1970-х годов, характеризуют его как яркую творческую личность. Любовь к сибирскому пейзажу, многочисленные творческие поездки позволили мастеру сказать свое слово в развитии жанра. Неповторимый, индивидуальный стиль творчества, большое духовное содержание графических и живописных работ привнесли многообразие в сибирское искусство XX-XXI вв.
Ключевые слова: сибирский пейзаж; академические традиции; метод художника; В. И. Маслов; Е. Е. Моисеенко.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала. Сибири и Дальнего Востока | «мтябр* 2022 j RNE AFT ol the Urals. Siberia and the Far East | srplotilvr2022
Среди общего направления живописных поисков современных омских художников произведения Виктора Ивановича Маслова узнаваемы по композиционной гармонии, необычайно мягкому, почти жемчужному, колориту Изысканно-декоративные, элегические по своему настроению картины излучают свет, выражают мечту о гармонии человека и окружающей природы. Эта гармония пронизана плавностью линий, поэтической музыкальностью образов, выразительностью живописной поверхности холста, ощущением бесконечности пространства.
Картина, с момента зарождения её замысла и до воплощения, для автора всегда большой мыслительный и творческий процесс. Художник, по мнению В. И. Маслова, подобен режиссеру и дирижеру. Он должен грамотно выстроить, срежиссировать действие и заставить звучать оркестр красок на холсте в единой симфонии, выделив главную, пластически красивую, мелодию композиции1.
Художнику удалось выработать свой собственный стиль, впитавший в себя академическую систему, богатство пластических традиций отечественного искусства, открытия импрессионистической пленэрной живописи и др. Театральное начало как синтезирующее качество художественного видения мастера проявляет себя в качестве творческого метода.
Виктор Иванович Маслов получил основательную профессиональную подготовку. После окончания детской художественной школы (г. Грозный) он поступает в Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова на живописно-педагогическое отделение (1961-1966), где его педагогами стали художники, окончившие Академию художеств: Д. Ф. Гуров, М. И. Просянкин, Б. В. Миловидов. Обучение носило академический характер. Устремлённый и трудолюбивый ученик, Виктор Маслов поражал своих сокурсников и педагогов обилием выполненных этюдов и учебных работ. Эскиз дипломной работы «На Волге. Степан Разин» по воле судьбы был отмечен народным художником СССР, профессором А. А. Мыльниковым. Известный мастер приехал в Саратов, чтобы отобрать начинающих художников для обучения в столичном вузе. Он и рекомендовал талантливого юношу для поступления в Академию художеств в Ленинграде.
В 1966 году, сдав успешно творческие экзамены, Виктор Маслов поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры
имени И. Е. Репина АХ СССР на факультет живописи в театрально-художественную мастерскую профессора А. И. Сегала. Среди педагогов - именитые мастера, крупнейшие художники своего времени: В. Г. Вяльцев, А. И. Соколов, Е. Е. Моисе-енко, Д. Ф. Попов.
Учёба в Академии художеств (1966-1972) представляла собой сложный, увлекательный и многогранный процесс, в котором были не только длительные и каждодневные занятия по специальным дисциплинам - живописи, рисунку, композиции и др. Открытия в области театрального и изобразительного искусства происходили от курса к курсу в живом и наглядном общении с наставниками -крупнейшими художниками своего времени. Ученики были свидетелями их творческой практики, непосредственно наблюдали процесс создания художественного произведения, а иногда выступали в качестве его участников [3].
Погружение в область театральной композиции происходило под непосредственным руководством профессора Александра Ивановича Сегала. Будущему художнику запомнилось, как выполняя эскизы к произведениям Лопе де Вега, он добивался ощущения солнечной и знойной Испании. Цвет, по замечанию руководителя, должен приобретать в работах символическое звучание. Художник обязан научиться познавать подлинные сущности предметов и явлений интуитивным путём1. Театральная живопись позволяла некоторую «вольность» в работе с цветом, в том числе допускались приёмы импрессионизма, стилизация и обобщение, что импонировало молодому студенту. Позднее, работая в станковой живописи и выстраивая композицию, В. И. Маслов продолжает «сценировать», размышлять в картине.
В конце второго курса на работы студента обратил внимание профессор, руководитель персональной живописной мастерской Е. Е. Моисеен-ко [1]. К этому времени он крупнейший мастер отечественной художественной культуры, автор картины «Черешня» (1969). Евсей Евсеевич негласно стал курировать занятия юноши станковой композицией. Воспитанник Академии жадно впитывал замечания, размышления мастера - мыслителя и философа. Острая графичная манера Е. Е. Моисеенко, порой доходящая до экспрессии, в сочетании со свободной работой кистью, яркие чистые цвета, мастерская композиция были эталоном мерила профессионализма для многих учеников. Общение с прекрасным мастером, показ ему своих работ, его замечания, суждения -
II. И. Маслов. Алупка. Крым. Из серии «Алупка». Академический пленэр. 1967. Бумага, тушь, перо.
37x28,5 Мути *Либер<м-центр» (Омск)
V. I. Maslov. Alupka. Crimea. From the Alupka series. Academic plein air. 1967. Paper, ink, pen. 37x28,5
Museum "Liltetitv Center" (Omsk)
156 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала. Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2022 FINE ART of the Urals, Sibeiia and the Fai Eait | September21)22
В. И. ¡Маслов. Большой хаос. Из серии «Ллупка». Академический пленэр. 1967. Бумага, акварель, гуашь. 55,5x40,5
Музей «Либеров-центр» (Омск)
V. I. Maslov. Big chaos. From the Alupka series. Academic plein air. 1967. Paper, watercolor, gouache. 55,5x40,5 '
Museum "iiberinf Center" (Omsk)
В. И. Маслов. Двор Академии. Из серии
«Ленинград». 1967. Бумага охристая, чернила. 45x30
Музеи «Либеров-центр» (Омск)
V. /. Maslov. The courtyard of the Academy. From the Leningrad series. ¡967. Ochre paper, ink. 45x30
Museum "Libewv Center" (Omsk)
для Виктора Маслова в пору его молодости были истинным даром судьбы. Для художника самым важным являлось следование методике учителя, самому способу мышления в композиции. Контраст, движение, цвет, глубина, передача натуры, цельность - задачи, решаемые в картине. Овладение ими - это путь к мастерству. Они должны полностью подчиняться воле художника.
Летняя практика по изучению натуры - неотъемлемая часть образовательного процесса творческого вуза - для студента В. И. Маслова, окончившего первый курс, была полна впечатлений. Натурная графика пейзажа - этюды, зарисовки или художественные композиции, выполненные на основе пейзажных зарисовок, - дальнейшая ступень творческого роста на всех этапах обучения. Графические серии, хранящиеся в музее «Ли-беров-центр»: «Алупка. Академический пленэр» (1967), «Ленинград» (1967-1971), «Владимир» (1968-1969), «Каргополь» (1970), «Соловецкие мотивы» (1968-1970), «Выборг» (1971-1973), «Творческая дача „Горячий ключ"», «По Грузии» (1978)
- позволяют ощутить приобретённую академическую выучку, особенную натурную меткость и заострённость. Рисовальные приёмы, которые применяет мастер, разнообразны. Это и контурный рисунок, и тщательная тоновая моделировка, и рисунок пятном, и соединение всех приёмов. В конце 1970-х годов критика отмечала, что «на протяжении рассматриваемого периода (1960-1970-е.
- Г.Л.) обновляются и обогащаются традиционные для графики предшествующего периода образные концепции, наблюдается широкий спектр стилевых
исканий, обращение художников к разнообразным техникам и приемам» [2, с. 67].
Графические листы из серии «Алупка. Академический пленэр» - «Алупка», «Большой хаос», «Воронцовский дворец», «Во дворце Воронцова», «Дача Академии художеств», «На старом кладбище», «У церкви» и др. - выполнены в технике акварели, а также смешанной технике: бумага охристая, тушь, перо, кисть, белила, чернила, уголь, чёрный карандаш. Исполненные в три-четыре сеанса лаконичные чёрно-белые и цветные этюды, наброски, рисунки свидетельствовали о хорошем владении первокурсника графическими приёмами. Выразительные средства - линии разной толщины, пятна разнообразной формы, контрасты цвета - подчинены изучению форм пейзажной натуры, светоцветовой среды. Погружение в среду происходит легко и органично. Художник достоверно и лаконично воспроизводит ландшафт, строит композицию, оживляет сценки стаффажем.
Выбирая за основу рисунков охристую бумагу и используя чернила, сангину, уголь, пастель художник в серии городских пейзажей «Ленинград» добивается ощущения атмосферы и настроения города, величия каменных домов и булыжных мостовых. Иногда город предстает более условно, фрагментарно, иногда написан почти реально. В рисунках при ведущей роли чёрной линии участвует цвет, который привносит в композиции декоративный эффект и контраст. В это время художник работал над театральной композицией «Пиковая дама» А. С. Пушкина (1968). Натурный
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала, Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2022 1 57 FINE ART of the Ut ah. Siberia and the Far East | September2022
материал позволил более глубоко войти в заданную тему
Красота древнерусских храмов, каменных строений запечатлена в циклах работ «Владимир» (1968) и «Каргополь» (1970). Карандашные зарисовки отвечают первому соприкосновению художника с натурой. Внимание рисовальщика сосредоточивается на штудировании предметной среды, проработке деталей. Все элементы изображения - линия, штрих, точка, пятно, организуясь различным образом, наполняют композиции содержанием, жизненностью. В акварельном письме художник не допускает расплывчатости, т.е. потери формы и пластической точности. Красочными плоскостными, мозаичными сочетаниями предметной среды он строит пространство, добиваясь спокойного ритма и созвучия в цвете. Появляется глубокое чувство колорита, решённого в гармоничном взаимодействии холодных и тёплых тонов. Ощущение чистоты, свежести прохладного дня доносят оставленные непокрытыми краской пятна белого листа. Сквозь прозрачные слои акварельных красок бумага отражает лучи света, придаёт тонкость и живописность.
Обращение к технике темперы, очевидно, произошло у молодого автора под впечатлением изучения работ Н. К. Рериха. В отличие от масла, темпера как быстросохнущий материал удобна при работе на пленэре. По выразительным свойствам позволяет достичь в пейзажных композициях большей воздушности, матовости. Характерной стороной пейзажных этюдов из серии «Каргополь» становится отчётливо выраженная живописность, тоновые контрасты, ясное деление пространства на планы. Краски насыщенные, яркие, чистые, они собраны в звучные пятна. Величественные храмы, окружающая природа живут в полном согласии, наполняясь звуками вечерней мелодии.
Те же выразительные средства темперы график использует в серии «Соловецкие мотивы» (19681970), иногда включая гуашь. Здесь под впечатлением окружающей природы, исторического материала важно было в архитектурных и пейзажных мотивах передать определённое состояние, настроение. Используя глубокий серо-синий, почти чёрный колорит, художник делает для себя много открытий в области станкового, декоративного, монументального. Не случайно эту серию отметил педагог Е. Е. Моисеенко.
Циклы графических этюдов, зарисовок, набросков, выполненных в Академии художеств, свидетельствуют не только о приобретении профес-
158 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала. Сибири и Дальнего Востока
FINE ART of the Urals, Sibeiia and the Fai East | September21)22
B. /7. Мослов. Осень. 1967. Бумага охристая, чернила, сангина, пастель. 29,7x44
Музей «Либерии-центру (Омск)
V. I. Maslov. Autumn. 1967. Ochre paper, ink, sanguine, pastel. 29,7x44
Museum "l.iberov Center" (Omsk)
атональных навыков, опыта работы в различных техниках, но и об умении начинающего художника выразить в учебных работах свое видение, понимание мотива, придать им художественно-образное звучание.
Уже будучи членом Союза художников (1977), В. И. Маслов работает на творческих дачах: «Горячий ключ» (1977, 1981), дача имени К. А. Коровина (1980), Академическая дача (1982, 1983). Здесь он по-прежнему в пейзажных зарисовках, этюдах, рисунках применяет полюбившуюся темперу и графитный карандаш. Именно в это время складывается его индивидуальный графический язык - гибкий, изменчивый, но при этом сохраняющий в различных модификациях нечто постоянное в линейном ритме, приёмах изображения пространства и световой среды.
Живописный характер, декоративный подход, условность приобретает работа «Дантово ущелье. Гроза. Ливень» (1977). Она напоминает театральный занавес, на котором, формируя пространство, изображены природные текучие, орнаментальные формы горного склона. Мягкие живописные переливы, свечение мозаичных плоскостей, разноо-
| сентябрь 2022
В. И. Маслов. Полдень. Июнь. 2011. Из серии «Старые дома». Бумага, восковые мелки, цветные карандаши, темпера. 61x82
Музей «Либсрпв-центр» (Омск)
V. I. Maslov. Midday. June. 2011. From the Old Houses series. Paper, wax crayons, colored pencils, tempera. 61x82
Museum "iibernv Center" (I Imsk)
В. И. ¡Маслов. Москвичка Наташа. Из серии «Горячий ключ». 1977. Бумага, темпера. 67x68,5
\1узсн «Либеров-центр» (Омск)
V I. Maslov. Muscovite Natasha, from the Hot Spring series. 1977. Paper, tempera. 67x68,5
Museum "t.iberov Center" (Omsk)
бразие фактур делают особенно изысканной живописную поверхность.
Личный опыт художника, своеобразие формирующегося авторского стиля, творческие поиски сплавлялись с общими тенденциями отечественного искусства 1970-х годов. Молодёжные выставки, проходившие по всей стране, были обращены к аспектам современной действительности - исследованию отношения человека и природной среды, сельской тематике, масштабным стройкам, жизни производства, образу современника. Анализируя графические произведения, выполненные в эти годы, можно ощутить аромат времени, личные поиски художника, его понимание мотива.
Произведение «Москвичка Наташа» (1977) -один из немногих портретов в творческой практике живописца - графически точен, передаёт чистый, возвышенный образ юной героини, олицетворяющий молодость страны. В нём ясно обозначилась тенденция к усилению индивидуального, личностного в изображаемом человеке. Состояние модели великолепно передано напряжённым тёмным колоритом портрета, выдержанном в сплаве синих, фиолетовых и лиловых цветов. В символическом ключе выполнена композиция «Фонари» (1977). В вечернем сумраке, на фоне деревенских строений, лунным потоком света фонарей освещена деревенская улица и двое молодых людей - солдат и девушка. Экспрессия выразительных линий и вытянутых форм, плоскостное решение, обобщённость, холодный колорит формируют композиционное пространство. Стилистически близка к ней картина «Ветрено» (1979). Взгляд художника устремлен на громады домов, над которыми в сильном
порыве ветра раздуваются полотнища белых простыней. Масштаб плоскостей, их соразмерность, контраст чёрного и белого - приёмы, усиливающие монументальное звучание в работе. Аскетически суровый колорит - серо-стальные, фиолетовые, красно-коричневые тона - вызывают тревожные ассоциации. Прослеживаемые монументализиру-ющие и лирико-романтические тенденции соответствовали художественным новациям времени и тем живописно-пластическим идеям, которые развивались в творчестве ведущих мастеров.
На протяжении всей творческой жизни В. И. Маслов постоянно рисует. Художник выполняет этюды, зарисовки, наброски с окружающей сибирской природы, отдалённых живописных мест, деревень. Лирическая «тихая» натурная графика, соответствующая внутреннему состоянию творца, складывается в многочисленные циклы работ и отдельные самостоятельные листы. Многие из них ложатся в основу будущих станковых живописных произведений. Графическая серия пейзажей красочного места в омском Прииртышье «Чернолучье» (2008-2012) из коллекции музея «Либеров-центр» представляет творчество мастера последних десятилетий. В арсенале графика -цветные карандаши, масляная пастель, восковые мелки, темпера. Серию отличает необыкновенная техническая лёгкость, импровизационность, исполнение на одном дыхании. В цветных рисунках мастер обнаруживает новый подход к натуре, расширяя выразительные средства оригинальной графики. С помощью искусного использования плотной «живописной» штриховки, линий, цветных пятен, узоров, раздельных «мазков» художник достигает в этюдных зарисовках свето-цветовой выразительности, натурной убедительности, воздушности, экспрессии. Автор умело сочетает декоративную обобщённость и тонкую градацию цветовых оттенков. Панорамным этюдам «Деревня» и «Полдень» художник придает картинное решение. Найденный на натуре мотив разливается зеленью трав, изумрудом листвы деревьев, движением радужных облаков над низенькой кромкой деревенских изб.
Нельзя обойти вниманием живописные произведения В. И. Маслова, хранящиеся в коллекции музея «Либеров-центр»: «Академия художеств СССР. Корпус рисунка» (1969), «Поселок Рыбачий. Новороссийск» (1977), «Июль - вершина лета» (2002), «Свежий ветер» (2003-2004), «Незабудки» (1999). Это не только продолжение его жизненных, реальных впечатлений, наполненных внутренним
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала, Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2022 159 FINE ART of the Ui aJs. Siberia and the Far East | September 2022
содержанием. В их пространственно-композиционном строе, линейном ритме, натурном рисунке, проработке «живых» деталей, угадываются значительные графические возможности Маслова-гра-фика, его индивидуальный изобразительный почерк. По живописным произведениям можно проследить эволюцию мастера: от студенческих академических работ начинающего художника до картин сложившегося мастера, художника-станковиста, достигшего за годы непрерывного творчества большого практического опыта.
Графические работы Виктора Маслова на всем протяжении творческой практики не только демонстрируют хорошее владение графическими законами, рисовальными приёмами и техниками, в зависимости от поставленных творческих задач, они являются основополагающей базой, фундаментом для всей творческой деятельности художника. Ему одинаково важны простота и легкость карандашной линии, серо-матовая штриховка, бархатистая фактура тона, энергия и глубина угольного штриха, благородная строгость и живописность акварели и «фресковой» темперы. Особенность графики Виктора Маслова та же, что и его живописных работ: она заключается в своеобразии образного и пластического видения художника. И потому его живописным произведениям неизменно присущ графический почерк, определяющий изобразительный язык мастера.
Оставаясь в рамках натурного академического рисунка, продолжая и развивая традиции отечественной пленэрной живописи, художник-реалист сумел на родной почве не только создать ряд высокохудожественных произведений, но и глубоко осмыслить сибирскую природу. В творчестве художника получили выражение и развитие те графические и живописно-пластические идеи,
■'ш
которые были привиты ему во время учёбы в Академии художеств.
Искренний интерес к сибирскому пейзажу, следование в творчестве заветам своих академических наставников, духовная наполненность работ позволили сформировать индивидуальный стиль мастера, который посредством своих произведений привнёс многообразие в сибирское искусство XX-XXI вв.
Примечание
1. Лузянина, Г. Е. Беседа с В. И. Масловым. 04.07.2022. Архив автора
Литература
1. Евсей Евсеевич Моисеенко - педагог (К 85-летию со дня рождения) // Вопросы художественного образования (традиции и современность): Сб. науч.-метод. ст. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 2001. - С. 40-47.
2. Искусство народов СССР, 1960-1977 / под ред. Б. В. Веймарна и др. // История искусства народов СССР: в 9 т. - Москва : Изобразительное искусство, 1982.-Т. 9. Кн. 1.421с. : ил.
3. Кулешова, Н. М. Творческая и педагогическая деятельность Е. Е. Моисеенко: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.19. - Санкт-Петербург, 2005. - URL: https://www.dissercat.com/content/tvorcheskaya-i-pedagogicheskaya-deyatelnost-ee-moiseenko (дата обращения 05.07.2022)
References
1. Evsej Evseevich Moiseenko - pedagog (К 85-letiyu so dnya rozhdeniya) [Evsey Evseevich Moiseenko - a teacher (to the 85th anniversary)]. The problems of an art education (traditions and modernity). Collected scientific and methodological articles. Saint Petersburg, Saint Petersburg Institute of Painting, Sculpture and Architecture n.a. I. E. Repin, 2001, pp. 40-47.
2. Iskusstvo narodov SSSR, 1960-1977 [The art of the peoples of USSR]. Ed. B.V. Weimarn and others. The history of art of the peoples of USSR in 9 vol., vol. 9, book 1. Moscow, Izobrazitel'noe iskusstvo, 1982,421 p.
3. Kuleshova N. M. Tvorcheskaya i pedagogicheskaya deyatel'nost' E. E. Moiseenko [The creative and pedagogical work of E.E. Moiseenko]. Extended Abstract of Candidate (Arts) Dissertation. Saint Petersburg, 2005, available at: https://www.dissercat.com/content/tvorcheskaya-i-pedagogicheskaya-deyatelnost-ee-moiseenko (accessed 05.07.2022).
Об авторе
Лузянина Галина Егоровна - искусствовед, член Союза художников России, заведующая экспозицион-но-выставочной и научно-просветительской деятельностью Государственного областного художественного музея «Либеров-центр», Омск E-mail: [email protected]
Luzyanina Galina Egorovna
Art critic, member of the Union of Artists of Russia, head of exposition and exhibition and scientific and educational activities of the State Regional Art Museum "Liberov Center", Omsk
H. И. Маслов. Свежий ветер. 2003-2004. Холст, темпера. 94x158
Музе/1 «Либеров-центр» (Омск)
V. I. Maslov. i'resh wind. 2003-2004. Canvas, tempera. 94x158
Museum "Liberov Center" (Omsk)
160 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Урала. Сибири и Дальнего Востока | сентябрь 2022 FINE ART of the Urals. Siberia and the Fai East | September2022