Научная статья на тему 'Рисунки цветными карандашами как средство формирования культуры цвета у будущих художников-педагогов'

Рисунки цветными карандашами как средство формирования культуры цвета у будущих художников-педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цветная уникальная графика / наброски и зарисовки цветными карандашами / линейные / пятновые наброски / зарисовки / выполненные штрихом / изобразительные и выразительные средства графики. / unique color graphics / sketches and sketches with colored pencils / linear / spot sketches / sketches made with a stroke / visual and expressive means of graphics.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Т. В., Гусакова И. М.

Цель исследования – выявить особенности обучения рисунку цветными карандашами студентов художественно-графического факультета направления "Изобразительное искусство и дополнительное образование", "Декоративно-прикладное искусство", "Дизайн". В статье рассматриваются основные способы применения краткосрочных цветных графических набросков и зарисовок при параллельном изучении академического рисунка; представлены результаты освоения экспериментальной программы, а также сложности, которые испытывают обучаемые; предлагаются пути решения возникающих затруднений. Научная новизна. Разработаны и экспериментально проверены методические рекомендации, рассмотрены вопросы организации изучения цветной уникальной графики будущими педагогами-художниками. В результате выявлены условия организации обучения цветной уникальной графике при выполнении обучающимися практических работ, которые позволяют повысить эффективность проведения занятий по цветной уникальной графике, рисунку и композиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Drawings with colored pencils as a means of forming a culture of color among future artists and teachers

The purpose of the study is to tell about the features of teaching drawing with colored pencils to students of the art and graphic Faculty of the direction "Fine Arts and additional education", "Decorative and applied Arts", "Design". The article discusses the main ways of using short-term color graphic sketches and sketches in parallel study of academic drawing. It tells about the results of mastering the experimental program and about the difficulties experienced by the trainees. The ways of solving the difficulties that arise are proposed. Scientific novelty. Methodological recommendations have been developed and experimentally verified, the issues of organizing the study of color unique graphics by future teachers-artists have been considered. As a result, the conditions for the organization of training in color unique graphics are revealed when students perform practical work that allows them to increase the effectiveness of conducting classes in color unique graphics, drawing and composition.

Текст научной работы на тему «Рисунки цветными карандашами как средство формирования культуры цвета у будущих художников-педагогов»

Drawings with colored pencils as a means of forming a culture of color among future artists and teachers

Volkova Tatiana Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Аssociate Professor, Institute of Fine Arts, Moscow State Pedagogical University, Moscow

Gusakova Irina Mikhailovna, Senior Lecturer, Department of Engineering Graphics and Computer Modeling, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University), Moscow

The purpose of the study is to tell about the features of teaching drawing with colored pencils to students of the art and graphic Faculty of the direction "Fine Arts and additional education", "Decorative and applied Arts", "Design". The article discusses the main ways of using short-term color graphic sketches and sketches in parallel study of academic drawing. It tells about the results of mastering the experimental program and about the difficulties experienced by the trainees. The ways of solving the difficulties that arise are proposed. Scientific novelty. Methodological recommendations have been developed and experimentally verified, the issues of organizing the study of color unique graphics by future teachers-artists have been considered. As a result, the conditions for the organization of training in color unique graphics are revealed when students perform practical work that allows them to increase the effectiveness of conducting classes in color unique graphics, drawing and composition.

Keywords: unique color graphics; sketches and sketches with colored pencils; linear; spot sketches; sketches made with a stroke; visual and expressive means of graphics.

Цитировать: Волкова Т.В., Гусакова И.М. Рисунки цветными карандашами как средство формирования культуры цвета у будущих художников-педагогов // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 190-199. EDN: RHHGNO. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.33

Волкова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет, Москва

Гусакова Ирина Михайловна, старший преподаватель кафедры Инженерной графики и компьютерного моделирования, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, Москва

Цель исследования – выявить особенности обучения рисунку цветными карандашами студентов художественно-графического факультета направления «Изобразительное искусство и дополнительное образование», «Декоративно-прикладное искусство», «Дизайн». В статье рассматриваются основные способы применения краткосрочных цветных графических набросков и зарисовок при параллельном изучении академического рисунка; представлены результаты освоения экспериментальной программы, а также сложности, которые испытывают обучаемые; предлагаются пути решения возникающих затруднений. Научная новизна. Разработаны и экспериментально проверены методические рекомендации, рассмотрены вопросы организации изучения цветной уникальной графики будущими педагогами-художниками. В результате выявлены условия организации обучения цветной уникальной графике при выполнении обучающимися практических работ, которые позволяют повысить эффективность проведения занятий по цветной уникальной графике, рисунку и композиции.

Ключевые слова: цветная уникальная графика; наброски и зарисовки цветными карандашами; линейные; пятновые наброски; зарисовки; выполненные штрихом; изобразительные и выразительные средства графики.

УДК 372.874

5.8.2

Волкова Т.В., Гусакова И.М.

Рисунки цветными карандашами как средство формирования культуры цвета у будущих художников-педагогов

Одной из нераскрытых и вместе с тем важнейших задач, которая имеет принципиальное значение для всей системы подготовки кадров учителей изобразительного искусства на художественно-графических факультетах педагогических вузов, является проблема раскрытия научно-теоретических основ и методики формирования культуры цвета будущих педагогов-художников.

Культура работы цветом – одна из важнейших составляющих художественной культуры личности. Художественное воспитание дает возможность наиболее широко развивать органы чувств человека, его эстетический вкус, мышление и творческие способности, что, в свою очередь, существенно отразится на общем развитии.

На художественно-графические факультеты педагогических вузов поступают абитуриенты творчески одаренные, имеющие навыки изобразительной деятельности, которые вместе с тем обладают недостаточно развитыми способностями в области цветной графики. И даже тогда, когда будущие художники-педагоги имеют хорошие способности в области академического рисунка, в процессе обучения в вузе студенты сталкиваются со сложностями в решении гармонизации цвета и тона в цветной графике при воспроизведении изображения.

Теоретической базой исследования послужил опыт выпускников Императорской Академии художеств, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Строгановского училища технического рисования, Центрального училища технического рисования, ВХУТЕМАСа, ВХУТЕИНа. Оканчивая эти учебные заведения, получив большой багаж знаний в области рисунка, выпускники старались в дальнейшем сделать наброски и зарисовки не только графитным и итальянским карандашами, но и цветными графическими материалами, иногда сочетая акварель, тушь, цветные карандаши, белила. Также мы опираемся на публикации Н.П. Бесчастнова, Б. Боджсон, О.Л. Голубевой, К.Т. Даглдиян, Б.А. Соловьевой, Е.В. Шорохова, в которых содержится информация о характерных особенностях рисунка, графики, композиции [1; 2; 3; 4; 11; 13]. Нами были изучено диссертационное исследование А.А. Колодиной [9].

Среди трудов В.Г. Беды, Н.Н. Волкова, В.С. Кузина, Е.В. Шолохова, А.А Унковского, А.П. Яшухина, Л.Н. Мироновой мы можем выделить методические рекомендации по развитию и грамотному использованию цвета в профессиональной подготовке специалистов в области художественной культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны подходы, способствующие ознакомлению студентов художественно-графического факультета с историей рисунка цветными карандашами, видами рисунков данным материалом. Серия упражнений, разработанная нами, сможет быть реализована в практической деятельности преподавателей изобразительного искусства вузов, колледжей, ДХШ в системе дополнительного образования.

Представляется целесообразным ввести ряд предложений по совершенствованию процесса освоения цветной графики будущими художниками-педагогами. Сущность этих изменений сводится к тому, чтобы более полно, чем в настоящее время, использовать возможности малых форм графики для решения проблемы освоения цветной графики в системе подготовки учителей изобразительного искусства на художественно-графических факультетах педагогических вузов. Для этого считаем необходимым дополнить содержание существующей программы методическим использованием комплексного подхода.

Основная часть

Культура цвета находит отражение во всех видах искусства и творческой деятельности и соответственно является носителем художественных ценностей. Культуру цвета в графическом произведении, которая должна быть неотъемлемым качеством художника-педагога, можно определить «как совокупность знаний о колористических методах, способах, средствах, правилах восприятия и отражения информации» [5]. Методисты рекомендуют выпускникам художественно-графических факультетов различных направлений, «освоив культуру цвета в учебном заведении, сохранять ее, передавать, преобразовывать и использовать в науке, педагогической деятельности, на производстве, в дизайне, архитектуре, общественных сферах жизни общества… Полученные знания о цвете, умения, выпускники ХГФ должны фиксировать и генерировать в результаты репродуктивной и творческой деятельности» [5].

Осмысление значения будущей профессии во многом происходит на основе понимания содержания курсов по изучаемым дисциплинам. Основными дисциплинами на художественно-графических факультетах являются рисунок, живопись, композиция. Содержание и название данных дисциплин может меняться в зависимости от специфики подготовки будущих студентов, но это не влияет на то, что данные дисциплины являются ориентиром в социальной деятельности, и определяют поведение студента.

Будущие педагоги-художники должны быть подготовлены к цветовому восприятию и грамотному воспроизведению цветовых отношений при выполнении учебных и творческих заданий, что предполагает развитую и устойчивую мотивацию к изучаемой дисциплине, наличие уверенных навыков работы цветом в графике.

Профессиональная подготовка художника-педагога в отношении цвета в графике, как правило, осуществляется поэтапно. Как и при изучении множества дисциплин на первом этапе происходит ознакомление с историей самого вопроса. В нашем случае делается акцент на механизме развития самого общества, традициях, в том числе и цветовых, образном языке и т.д.

Результатом этого этапа должна стать сформированная у обучающегося взаимосвязь между художественным восприятием и художественной деятельностью, которая позволит более адекватно воспринимать образы искусства и глубоко проникнуть в их сущность, специфику образного языка и т.д.

Второй этап подготовки связан с более глубоким изучением культуры цвета, ее места и роли в мире и вместе с тем предполагает системное овладение практическими навыками обработки традиционных материалов.

Результатом второго этапа является получение более глубоких теоретических знаний и практических умений, а, следовательно, обучающийся уже становится субъектом культуры, то есть учитываются его личные особенности восприятия мира и формы его отображения.

Третий этап – это этап осмысления и расширения более глубоких знаний и дальнейшее овладение практическим опытом, но уже через призму индивидуальных особенностей личности обучающегося (студента). Этот этап в педагогической деятельности, как правило, - этап педагогической практики, в ходе которой обучающийся (студент) может непосредственно отрабатывать художественно-педагогические технологии и определить методы педагогического воздействия на личность ученика.

Четвертый этап (заключительный) – это этап, на котором происходит самореализация обучающегося (студента) в творческой деятельности, во многом зависимой от уровня приобретенных знаний и опыта на предыдущих этапах.

В конечном итоге, обобщив опыт прошлых поколений, будущий специалист дополняет его своим опытом мировосприятия. Это позволяет усилить особенности традиционной культуры, развивать ее и передать для сохранения будущему поколению. Таким образом, педагог-художник входит в мир традиционной культуры как ее транслятор и реципиент, как объект культуры и ее субъект.

Как следствие в процессе обучения обучающиеся (студенты) могут столкнуться со следующими проблемами при формировании колористической культуры и реализации ее в дальнейшей профессиональной деятельности:

- методическая грамотность;

- преодоление противоречия между достаточно высокой художественной образованностью и отсутствием практических навыков у значительной части контингента студентов ХГФ;

- обращение к лучшим образцам изобразительного искусства;

- побуждение к творческому саморазвитию;

- уважение к себе как специалистам, своей роли в сохранении наследия.

Разрешение данных проблем и является предметом обсуждения множества методистов в этой области.

Колористическая деятельность во много формируется на основе явления цвета как компонента природного окружения. Цвет оказывает серьезное влияние на формирование человека, его сознания. В художественно-творческой деятельности это приводит к определенной целенаправленной работе с цветовыми образами (цветовым материалом, цветовыми формами).

По словам А.Г. Фроловой, «колористическая деятельность имеет в своем составе другие компоненты деятельности. Исходя из анализа колористической деятельности и принципа целостности (интегративности) выделяем следующие компоненты:

- творческая деятельность, раскрывающая содержательно-эмоциональную сторону колористической деятельности;

- художественная деятельность, определяющая образно-практическую процессуальную направленность;

- композиционная деятельность, раскрывающая структурно-логическую сторону;

- эстетическая деятельность, определяющая ее ценностные ориентиры» [8, c. 170].

На основе данных компонентов можно выстроить следующую технологическую схему процесса деятельности: исходный материал, цель, процедуры, средства и продукт.

Процесс работы цветом является творческим, то есть связан с процессом преобразованием какого-либо объекта. Как правило, данный процесс заключается в поиске и разработке цветовой формы или колористического решения, гармонизации цветовых пятен определенным образом, с целью раскрытия его смысла, включая эстетическую ценность, посредством их взаимодействия и воздействия на человека.

Следовательно, исходный материал определяют как состояние, с изменением которого в рамках поставленной цели, начинается преобразовательная деятельность.

Проблема преобразования совокупности цветовых пятен объекта является исходным материалом этой деятельности, то есть элементами цветовой формы являются цветовые пятна, которые и обуславливают выбор средств и способов их упорядочивания, организации взаимодействия и т.д.. Проблема разработки цветовой композиции в целом, возрастает перед художниками разных видов и направлений искусства, решающих разнообразные задачи работы цветом. То есть художники разных направлений по-разному решают вопросы поиска определенной системы цветов, цветовой доминанты, гаммы, колорита, связи цвета и формы, цвета и пространства, гармонизация цветов.

Основанием деятельности выступает цель, носящая системообразующий характер и представляющая собой одну из ориентировочных норм. С одной стороны, целью будет выступать представление о конечном продукте, её результате деятельности, а с другой - она задает фундаментальные нормы по его достижению.

Цель определяет средства анализа возникшей проблемы и способы контроля, то есть систему признаков цветовой гармонии. Среди факторов, влияющих на определенные цели и способы ее достижения, выделяют эстетику и законы искусства, имеющие свои особенности в каждый исторический период.

В процессе целеполагания формируется цель, и как план последовательных действий, приводящих к результату деятельности в рамках сложившихся специфических колористических принципов и технических возможностей искусства, а также законов цветового восприятия.

Следующими компонентами колористической деятельности являются процедуры, которые определяют порядок действий, позволяющий из исходного материала получать конечный результат. Однако особенностью процедур является то, что это система действий, осуществляемых человеком вместе с орудиями, для которых определена цель.

В зависимости от дарования художника, трансформируя один и тот же объект, можно получить произведение графики или живописи.

Вышеизложенный материал рассмотрим на примере графики цветными карандашами. В чем же сходство и различие между графическим произведением и произведением, выполненным цветными карандашами имитирующими живопись?

По словам доктора педагогических наук, профессора Е.В. Шорохова: «дарование человека, занимающегося изобразительным искусством, может сильнее проявляться в области графики, живописи или декоративного искусства». На основании этого высказывания Евгений Васильевич делил всех студентов на графиков, живописцев и «декораторов» и считал, что подход к обучению этих трёх категорий должен быть различным [13].

Мы хотим сказать, что у одного и того же художника в произведениях, написанных или нарисованных одним и тем же материалом могут проявляться черты в одном случае графика, в другом случае живописца, а в третьем случае «декоратора». Как это случилось с цветной графикой С.М. Никиреева, М. Врубеля и др.

Графика может быть цветной. Однако она отличается от живописи своей ограниченной палитрой. В цветной графике художники стараются использовать 1-3 цвета помимо черного цвета. Исключение составляют рисунки, выполненные пастелью и изредка цветными карандашами.

Графика в своей основе символична, в отличие от чувственной живописи (табл.).

Таблица - Сходство и различие живописи и графики

Графика Живопись

1. Иногда создает иллюзию трехмерного пространства на плоскости.

2. Часто стремится к созданию двухмерного пространства.

3. Может заполнять полностью, а может и не заполнять всю поверхность бумаги. При полном перекрытии бумаги или другого основания для рисунка, основание все равно просвечивает сквозь штрихи.

4. Для создания иллюзии трехмерного пространства пользуется преимущественно линейной перспективой 1. Создает иллюзию трехмерного пространства на плоскости

2. Заполняет всю плоскость бумаги, картона или холста

3. Чаще стремится, используя всевозможные виды перспективы, создать иллюзию трехмерного пространства

4. Часто основывается на светотональных отношениях

Художники могут работать цветом по-разному. Одни - создают многоцветные произведения, другие - используют цвет скупо: для выражения идеи им нужно всего лишь несколько цветов.

Для того, чтобы определить, какое перед нами произведение - живописное или графическое, некоторые художники и искусствоведы говорят, что графическим произведением будет являться любое нарисованное или написанное на бумаге. То есть, определяют произведение по основанию, на котором оно изображено.

Стоит отметить, что существует разница в приемах, которыми пользуются художники – 1) одни могут работать пятном, другие работают исключительно штрихами, 2) одни используют темный контур, подчеркивая, таким образом, декоративность цвета и отделяя один цвет от другого, а другие стараются сделать как можно более незаметным переход от одного цвета к другому.

Мы рассмотрим рисунки художников, выполненные цветными карандашами. Именно ими и еще пастелью чаще всего работают в технике уникальной графики на художественно-графических факультетах.

О рисунке цветными карандашами написано немного. Данной проблематике посвящено диссертационное исследование А.А. Колодиной, в котором автор, хорошо владеющая данной техникой, провела эксперимент по формированию специальных качеств будущего художника-педагога в процессе освоения цветной графики. Мы хотели бы отметить значимость учебного пособия Н.П. Бесчастнова «Цветная графика», где дается компетентная характеристика различным видам изображений цветной графики. Стоит отметить книгу Б. Боджсон «Основы техники рисования цветным карандашом», в которой основательно рассказывается о технологии рисования цветными карандашами, освещается многослойная техника рисунка данным материалом. Кроме книги Б. Боджсон существует много других пособий и самоучителей отечественных и зарубежных авторов, однако они рассчитаны на непрофессиональную аудиторию, поэтому мы хотим отметить недостаточность литературы в данной области. Педагогами Художественно-графического факультета МПГУ собран обширный материал по данной теме, однако, он не систематизирован. Техникой работы цветными карандашами владеет профессор кафедры рисунка К.В. Макарова, старший преподаватель кафедры рисунка Е.А. Орешкина.

Различные материалы дают разнообразные изобразительные и выразительные возможности. Начинающим художникам нельзя ожидать от цветных карандашей богатого цветового решения. Ими сложно создать мягкие переходы из одного цвета в другой. Правда, отдельные художники пытаются, используя большое количество наслоений, создать с помощью цветных карандашей имитацию живописного произведения. Мы считаем, что это сделать довольно сложно, сложнее, чем каким-либо другим материалом.

Отметим, что рисунки цветными карандашами преимущественно не очень больших размеров. У большинства художников они около 45 см. по большей стороне. Небольшие размеры обусловлены тем, что произведения выполняются в штриховой манере и для того, чтобы покрыть большую поверхность нужно много времени.

Определенная эпоха накладывает свой отпечаток на характер художественных произведений. Если до ХIХ века цветные карандаши не пользовались большой популярностью, то в конце ХIХ – начале ХХ века в связи с тем, что качество цветных карандашей значительно улучшилось, они стали популярны в кругу художников. И, хотя отмечается, что ими в большинстве случаев в настоящее время пользуются преимущественно дизайнеры и иллюстраторы, искусствоведы могут привести большое количество выразительных рисунков, созданных этим материалом.

Одни художники, работающие цветными карандашами, старались имитировать живопись, а другие - сознательно ограничивали количество цветов.

Для рассмотрения мы выбрали рубеж XIX и ХХ веков, затем середину ХХ века и обратили внимание на то, как изменился характер рисунка цветными карандашами.

В России начала ХХ века наблюдается расцвет рисунка цветными карандашами. Ими рисуют такие художники, как С.А. Виноградов, Б.М. Кустодиев, Ф.А. Малявин, К.А. Сомов и др.

Много рисовал цветными карандашами Б.М. Кустодиев. В работе он использовал разные приемы. На наш взгляд, разнообразие кустодиевских приемов связано с изменением вкусов эпохи, с одной стороны, и творческим взрослением художника - с другой. Работа в произведении «Манифестация» ведется таким образом: поле рисунка полностью покрыто штрихами, в рисунке богатый тональный и цветовой диапазон. С группой рабочих по цвету перекликается изображение строений завода, дым, идущий из заводских труб. Это произведение скорее живописное, чем графическое. Рисунок построен на противопоставлении малонасыщенных теплых и холодных цветов.

Иногда Кустодиев чувствовал, что нельзя заполнять все поле листа штрихами. Он очень деликатно оставляет светлые пятна, легко касаясь бумаги карандашами, работает мелкими штрихами и длинными линиями, если хочет подчеркнуть какую-то деталь, как в рисунке «Женщина, пьющая чай». Совершенно иной характер имеет штрих в рисунке «Молодая купчиха» - чувствуется, что художник хорошо знаком с произведениями импрессионистов. Портреты в технике цветных карандашей выполнены очень деликатно. Карандаш нежно касается листа бумаги, нажим усиливается на поворотах формы – на скулах. Затем следует легкая моделировка частей лица. Автор делает акцент на глазах и губах своих моделей.

Рисунок 1 - Кустодиев Б.М. Манифестация. 1906. Б., цв. кар.33,9х27,2 Рисунок 2 - Кустодиев Б.М. Манифестация. 1906. Б., цв. кар.33,9х27,2 Рисунок 3 - Кустодиев Б.М. Портрет М.Д. Шостаковичю1923.Б., графит, цв. кар.,45х29,7

В связи с событиями в стране, повлекшими смену строя, меняется мировоззрение художников, взгляды на задачи искусства, происходит реформа учебных заведений, которая влечет за собой выпуск совершенно иных специалистов. После открытия ВХУТЕМАСа в Москве и Петрограде, а затем трансформации этих учебных заведений во ВХУТЕИН, к преподаванию были привлечены как художники, которые хранили академические знания, так и художники-авангардисты. В результате ищущие студенты, желающие обогатить свой теоретический и практический багаж, стали обращать внимание на такие понятия, как фактуры, законы композиции, законы построения пространства. В результате характер рисунка цветными карандашами сильно изменился. Примером этому является рисунок Ю.А. Васнецова «Вятка» 1928 года.

Рисунок 4 - Васнецов Ю.А. Вятка. 1928. Б., цв. кар. Рисунок 5 - Пластов А.А. Зимний вечер в Прислонихе. 1930-ые гг.

В рисунке Ю.А. Васнецова отчетливо прочитывается декоративное решение. Рисунок А.А. Пластова, наоборот, предельно объективен.

Стоит обратить внимание на творчество художника С.М. Никиреева. Его рисунки несколько больше рисунков других художников. Их размеры порядка 40х60 см. Многие рисунки выполнены в творческих командировках. Для разных мест характерен свой неповторимый колорит, поэтому так сильно в плане цветового решения и мотивов отличаются произведения «Бухара-3» 1966 года и «Дивногорск» 1978года. В краткосрочных и длительных рисунках автор использует самые разнообразные приемы. В краткосрочных рисунках сильно декоративное начало. В длительных рисунках автор решает вопросы колорита, работает слоями, пытается передать сложные эффекты, такие как дым из печных труб, рассеянное освещение от фонарей и т.д.

Рисунок 6 - Никиреев С.М. Село Доброе-2. Б., цв.кар.1962 Рисунок 7 - Никиреев С.М. Бухара-3. 1966. Б., цв. кар.

Рисунок 8 - Никиреев С.М. Усть-Кабырза. 1972. Б., цв. кар. Рисунок 9 - Никиреев С.М. Завод. 196?. Б., цв. кар.

Одним из известных художников, создавших большое количество рисунков цветными карандашами, был А.А. Ливанов. В его произведениях хорошо читается силуэт предмета, эффектно расставлены акценты, скупыми средствами передается теплохолодность светов и теней, с помощью активных штрихов создается первый план, более легкие штрихи лепят второй план. А.А. Ливанов не ставит цели создать колорит в произведении. Его рисунки графичны, звучны, хлёстки.

Рисунок 10 - Ливанов А.А. Утюги. 1988. 35,5х27,5. Б., цв.кар

В настоящее время большое число художников профессионально работает в технике цветных карандашей. Мы обратили внимание на творчество художников Н.Г. Торлоповой, П.И. Шевелёва. Эти художники создают выразительные графические рисунки этим материалом.

Говоря о смешанной технике, хотелось бы отметить творчество французского художника, жившего на рубеже XIX-XX веков, Т.-А. Стейнлена. Он, будучи самоучкой, сочетал в своих произведениях различные графические материалы: цветную тушь, мел, цветные карандаши, восковой карандаш. Мы понимали, что в процессе обучения у студентов может возникнуть желание сочетать некоторые графические материалы, поэтому создали подборку репродукций на данную тему.

Обобщив опыт профессиональных художников и педагогов, мы поставили целью ознакомить студентов направлений «Изобразительное искусство и дополнительное искусство» и «Декоративно-прикладное искусство» с техникой работы цветными карандашами. Со студентами проводились короткие беседы на темы «Линейный рисунок цветными карандашами», «Рисунок ограниченным количеством цветных карандашей»,

Говоря об опыте работы со студентами, стоит отметить, что вначале им было предложено выполнить наброски фигуры человека линией. Однако студентам проще давались наброски, где линия дополнялась пятнами тона.

Рисунок 11 - Иголкина А. Девушка в тюбетейке. 2021. Б., цв. кар. Рисунок 12 - Иголкина А. Портрет девушки. 2021. Б., цв. кар.

Иногда рисующие испытывали затруднения при выборе карандашей для изображения живой модели - их рисунки были слишком пестры. В другом случае надо было учитывать нажим на карандаш – стоило только сильнее нажать на него, и рисунок становился дисгармоничным.

Рисунок 14 - Бардыш А. Портрет А.Иголкиной. 2021 г. Б., цв.кар. Рисунок 15 - Иголкина А. Портрет А.Бардыш.2021 г. Б., цв.кар.

Отдельное внимание мы уделили рисунку натюрморта. Рисунке 16 характеризует тщательная прорисовка при том, что композиция рисунка проста. Рисунок 17 представляет собой упражнение на создание цветовой доминанты. В нём композиция более интересная – несмотря на то, что жёлтый цветок расположен практически в геометрическом центре, изображение стакана с другими нарциссами сдвинуто в левую сторону.

Рисунок 16 - Крылов Д.А. Декабрист. 2021. Б., акварельные карандаши. Рисунок 17 - Овечкина Н. Нарцисс. 2022. Б., цв. карандаши.

В рисунке 18 хорошо передана материальность, несмотря на недочеты, связанные с неверной установкой на выделение главного. Цветочный горшок и земля в горшке нарисованы основательно и привлекают внимание гораздо сильнее, чем деликатно изображенные листья растения. Что касается рисунка листьев, в нем хорошо переданы пространственные планы, автору удалось передать тепло-холодность.

Рисунок 18 - Крылов Д.А. Фикус. 2021. Б., акварельные карандаши.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рис. 19, 20, 21, где студентам было предложено изобразить пейзаж, помимо цветных акварельных карандашей, были использованы акварель и белила. Условия задания предлагают сочетать разные графические материалы, грамотно расставить акценты с помощью белил.

Рисунок 19 - Шанцева Е. Трасса. 2022. Б. тонир., цв.кар.

Рисунок 20 - Крылов Д.А. Улица. 2021. Б., акв., акв. карандаши, белила. Рисунок 21 - Крылов К.А. Вид из окна. Вар. 3. 2021. Б., акв., цв. карандаши, белила.

Рисунки 22-23 передают изображаемое через силуэт предметов и неплотную штриховку поверхности бумаги.

Рис. 22. Шанцева Е. Торт. Б. тонир., цв. кар. Рис. 23. Шанцева Е. Грецкие орехи. Б., цв. кар.

Заключение

В процессе формирования профессиональной культуры учителей изобразительного искусства ведущую роль играет академический рисунок и его возможные разновидности: рисунок декоративной направленности, педагогический рисунок, композиционные наброски и т.д. Для того, чтобы избежать цветовой путаницы в рисунках, следует научить студентов:

1) выполнять рисунок ограниченным количеством цветных карандашей;

2) ознакомить студентов с изобразительными и выразительными средствами цветной графики;

3) студентам надо разъяснить законы, правила, приёмы композиции, применяемые в цветной графике;

4) следует обращать внимание студентов на различные сочетания выразительных средств в рисунке цветными карандашами;

5) обращать внимание, как и в живописи, на передачу свето- и цветовоздушой перспективы;

6) вводить краткосрочные упражнения цветными карандашами непосредственно в аудитории, иначе процесс освоения работы этим материалом будет бесконтрольным, что снизит качество студенческих рисунков.

7) обращать внимание студентов на то, что цветными карандашами можно создавать произведения, подобные живописным, и произведения сугубо графические;

8) для студентов направления «ДПИ» следует учитывать, что их рисунок цветными карандашами впоследствии надо адаптировать для создания произведения в конкретном материале.

В работе со студентами важно объяснить последовательность работы над рисунком цветными карандашами, при которой студент сможет научиться грамотно работать данным материалом, узнает имена художников, которые внесли свой вклад в развитие этой техники, сделает свой выбор в пользу живописного, графического или декоративного подхода.

Литература:

1. Бесчастнов Н.П. Цветная графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности ОТ 2022.63 «Графика» / Н.П. Бесчастнов. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 176 с.; ил.; 41 с. цв. ил.: ил. – (Изобразительное искусство).

2. Боджсон Б. Основы техники рисования цветным карандашом / Б. Боджсон; пер. с англ. П.А. Самсонов. – 2-е изд. – Минск: Попури, 2010. – 128 с.: ил.

3. Голубева О.Л. Основы композиции: учебник для студентов вузов, изучающих курс "Основы композиции". - 3-е изд. – М.: В. Шевчук, 2008. –144 с.: ил.

4. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: учебн. пособие / К.Т. Даглдиян. Изд 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 312, [1] с. ил.., [32] л., ил. – (Высшее образование)

5. Денисенко В.И., Денисенко Е.В. Формирование основ колористической компетентности студентов начальных курсов бакалавриата художественно-графического факультета [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-koloristicheskoy-kompetentnosti-studentov-nachalnyh-kursov-bakalavriata-hudozhestvenno-graficheskogo-fakulteta (дата обращения: 23.07.2023)

6. Дубровин А.А. Строгановская школа рисунка. - М.: Сварог и К, 2001.

7. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986. – 158 с.: ил., [31] л. ил.

8. Изобразительное искусство в системе образования. Материалы международной научно-практической конференции. Витебск, 7-8 декабря 2006 г. / под ред. В.П. Климовича. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2006. – 343 с.

9. Колодина А.А. Выразительные возможности цветных графических материалов в специальной подготовке художника-педагога: автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 2011. - 23 с.

10. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004. – 232 с.

11. Соловьева Б.А. К проблеме цвета в рисунке. // Искусство рисунка. сб. ст. сост. Елыиевская Г.В. - М.: Советский художник, 1980. – 289 с.

12. Традиции школы рисования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица: альбом / отв. ред. В.В. Пугин. - СПб.: Лики России, 2009. – 256 с.

13. Шорохов Е.В. Учеб. для студентов худож-граф. факультетов пед. ин-тов. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.