Научная статья на тему 'КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗАРИСОВКИ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ'

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗАРИСОВКИ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / НАБРОСКИ И ЗАРИСОВКИ / КОМПОЗИЦИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Ксения Викторовна, Орешкина Елена Алексеевна

Проблема данного исследования состоит в наличии противоречия между необходимостью активного внедрения композиционных зарисовок в практику преподавания изобразительных дисциплин на художественно-графических факультетах и недоработками существующих методик обучения академическому рисунку, связанными с недостаточным учётом специфики художественно-педагогического образования и особенностей обучающегося контингента. В статье рассматриваются такие проблемы, как шаблонность формата, однообразие техники и тематики и др. Авторами дается определение понятия «композиционная зарисовка», обозначаются основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты при освоении этого важнейшего раздела дисциплины, а также уточняется различие между такими понятиями как «зарисовка», «набросок» и «эскиз». Предложены пути и методы совершенствования подготовки студентов ХГФ в исследуемом направлении. Результаты исследования включают десять рекомендаций, которые направлены на раскрытие творческого потенциала, развитие критического мышления и изобразительных навыков студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITIONAL EXERCISES AS A METHOD OF TEACHING ACADEMIC DRAWING

The problem of this study is the contradiction between the need to actively introduce compositional sketches into the practice of teaching fine arts at art and graphic faculties and the shortcomings of existing methods of teaching academic drawing associated with insufficient consideration of the specifics of art and pedagogical education and the characteristics of the student contingent. The article deals with such problems as stereotyped formats, monotony of technique and subject matter, etc. The authors define the concept of «compositional sketching», identify the main problems that students face when mastering this most important section of the discipline, and also clarify the difference between such concepts as «sketch», «outline», and «draft». The authors have proposed ways and methods to improve the preparation of students of the AGF in the mentioned direction. The results of the study include ten recommendations that aim to develop the creativity, critical thinking and skills of students.

Текст научной работы на тему «КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗАРИСОВКИ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ»

Композиционные зарисовки как метод обучения академическому рисунку

Макарова Ксения Викторовна,

кандидат педагогических наук, профессор, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет

E-mail: makarova79ma@mail.ru Makarova79ma@mail.ru

Орешкина Елена Алексеевна,

старший преподаватель, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет E-mail: oreshkina-lena@mail.ru

Проблема данного исследования состоит в наличии противоречия между необходимостью активного внедрения композиционных зарисовок в практику преподавания изобразительных дисциплин на художественно-графических факультетах и недоработками существующих методик обучения академическому рисунку, связанными с недостаточным учётом специфики художественно-педагогического образования и особенностей обучающегося контингента. В статье рассматриваются такие проблемы, как шаблонность формата, однообразие техники и тематики и др. Авторами дается определение понятия «композиционная зарисовка», обозначаются основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты при освоении этого важнейшего раздела дисциплины, а также уточняется различие между такими понятиями как «зарисовка», «набросок» и «эскиз». Предложены пути и методы совершенствования подготовки студентов ХГФ в исследуемом направлении. Результаты исследования включают десять рекомендаций, которые направлены на раскрытие творческого потенциала, развитие критического мышления и изобразительных навыков студентов.

Ключевые слова: академический рисунок; наброски и зарисовки; композиция; методы обучения академическому рисунку.

В данной статье мы бы хотели изложить авторский опыт преподавания такого раздела дисциплины «академический рисунок», как композиционные зарисовки.

Для начала определимся с предметом изложения, обозначив разницу между понятиями «зарисовка» и «набросок». Граница между этими двумя видами рисования достаточно условна и каждым художником может быть интерпретирована по-своему [1, 2, 3, 4]. Формально эта граница определяется разницей по времени выполнения. Если набросок мы рисуем от нескольких секунд до, например, 7-10 минут, то зарисовка занимает от 10 минут и более. По сути же разницу между наброском и зарисовкой можно обозначить как разницу в задачах: набросок ставит целью фиксацию эмоционального впечатления; а зарисовка направлена либо на достаточно подробное изучение объекта, либо, как в нашем случае, - на решение композиционных задач [6].

Итак, под композиционной зарисовкой мы будем понимать достаточно быстро выполненный фрагмент композиции или завершённую композицию, которая, в отличие от эскиза к картине или длительному рисунку, имеет самостоятельное значение и может рассматриваться как независимое произведение уникальной графики.

Методы обучения выполнению набросков и зарисовок достаточно схожи и не имеют принципиальной разницы. Опыт показывает, что в ходе такого обучения студенты сталкиваются с рядом проблем:

1. Главная проблема при обучении выполнению набросков и зарисовок - это отсутствие у студентов навыка быстрого рисования, который является для многих из них абсолютно новым. Связано это с неумением отбирать, вычленять в натуре самое главное и важное, то, что возможно быстро зафиксировать на бумаге [5]. Новичок же, как правило, старается перечислить в своей работе всё то, что он видит, т.е. отразить натуру во всей полноте её визуальных признаков; поэтому работа чрезмерно затягивается, и студент не укладывается в отведённый ему срок.

2. Отсутствие системного подхода к выполнению набросков и зарисовок.

Вышеупомянутый подход предполагает, во-первых, систематичность, т.е. регулярность выполнения; во-вторых, наличие некоторой системы и последовательности заданий. Здесь речь идёт не только о деятельности педагога, выстраивающего задания по наброскам и зарисовкам, но и об учебно-творческой деятельности студента, который должен максимально точно придержи-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см оо

ваться указанной последовательности. Рисовать «кроме» можно сколько угодно и на любые темы, но при условии выполнения обязательного минимума в соответствии с чётко обозначенными требованиями педагога.

3. Шаблонность формата.

При выполнении композиционных зарисовок в качестве эскизов для длительной постановки мы сталкиваемся с проблемой перевода рисунка на большой формат. Этот недостаток отражается и в выборе одинакового размера рисунков - как правило, А4 или А5, и в выборе схожих пропорций формата - стандартное вертикальное золотое сечение, в соответствии с купленным блокнотом.

4. Однообразие графической техники.

Если педагог не вмешивается целенаправленно в вопрос выбора техники, то подавляющее большинство студентов используют графитный карандаш, причём чаще всего НВ, или, в лучшем случае,гелиевую ручку.

5. Однообразие тематики и выбора натуры. Этот недостаток в основном связан с недоработками в деятельности педагога. Если преподаватель обозначает тематику набросков и зарисовок размыто, например, на первом курсе как «натюрморт», на втором и третьем - «портрет», а на старших курсах - «фигура», то результат получается очень однообразным и скучным. Редко встречаются достаточно заинтересованные и активные студенты, которые предлагают новые темы сами и отражают их в своих работах.

6. Рисование с фотографий.

В результате использования этого приёма нарушается процесс осмысления, обдумывания своих действий по принципу «от общего к частному» и от «частного к общему». Буквальное срисовывание с фотографий нивелирует художественный отбор и превращает процесс рисования в простое перечисление деталей. Ещё один важный недостаток рисования с фотографий - это отсутствие развития пространственного мышления студентов, перед которым в данном случае не стоит сложная задача перенесения объёма на плоскость. Использование фотографий допустимо при работе над композицией на старших курсах, когда у студентов уже сформировался навык изображения объектов природы с натуры. Однако надо обращать особое внимание на невозможность, недопустимость использования фотографии при работе с натуры на начальном этапе обучения.

Результаты

Для решения вышеупомянутых проблем мы предлагаем следующие пути:

1. Целенаправленное формирование у студентов навыка быстрого рисования путём создания установки на тщательный отбор главного в натуре и опускания лишних деталей, а также обеспечения регулярности выполнения набросков и зарисовок.

2. Четкая систематизация заданий педагогом.

3. Тщательный подбор аналоговых рядов по каждой теме путём создания презентаций или показа репродукций, причём в качестве примеров могут быть использованы не только произведения известных художников, но и удачные работы студентов.

4. Установка педагога на использование различных графических материалов и техник.

5. Включение в обучение наброскам и зарисовкам копирования образцов, выполненных в различных графических техниках.

6. Чередование коротких набросков и длительных зарисовок.

Для этого желательно, чтобы педагог организовывал работу над набросками и зарисовками во время аудиторных занятий, чётко отводя время на каждый рисунок - например, от 1 до 30 минут, в зависимости от поставленных задач. Очень хорошим упражнением является быстрый повтор только что выполненной длительной зарисовки.

7. Формирование у студентов навыка абстрагирования.

Для этого необходимо избавляться от предметного смотрения и воспринимать композицию не только как набор форм, но и как совокупность пространственных промежутков между ними. Таким образом, особенности конструкции предметов, их цветовые и тональные взаимодействия отходят на второй план и поглощаются решением задач формального порядка, и в сухом остатке мы видим схему композиции как её первичную цель.

8. Обучение студентов этапам выполнения наброска и зарисовки.

В композиционной зарисовке, если она не носит фрагментарный характер, мы советуем идти от границ формата по направлению к центру, сначала создавая пространство, а потом погружая в него фигуры.

9. Мотивирование студентов и формирование у них интереса к обучению.

Это возможно осуществлять несколькими путями: расширяя кругозор, знакомя с произведениями художников; собственным примером педагога, который работает на занятии вместе с учениками; положительным стимулом, всегда замечая даже незначительные успехи и прилежание каждого, акцентируя на этом внимание.

10.Сочетание индивидуального подхода и коллективной работы с группой, включая общее обсуждение результатов творческой деятельности, развитие навыков критического мышления.

11.Регулярный и достаточно жёсткий контроль результатов (текущий со стороны педагога и итоговый со стороны кафедры).

Наряду с оценкой качества набросков и зарисовок необходимо производить подсчёт их количества и отражения всех заявленных тем.

Исходя из изложенного, мы предлагаем структурировать задания по теме «композиционные зарисовки» следующим образом: БАКАЛАВРИАТ

1 курс

Тема «Интерьер»: «интерьер мастерской», «моя комната», «кухня», «музей», «интерьер с комнатными растениями», «интерьер с выходом в экстерьер», «рисунок интерьера цветными карандашами», «интерьер с отражением».

1-4 курс

Тема «Анималистическая композиция».

4-5 курс

Тема «Обнаженная фигура в интерьере».

МАГИСТРАТУРА

1 курс

Тема «Многофигурная композиция»: «в метро», «в мастерской», «на улицах Москвы».

Уточняем, что данный список тем не является окончательным и требует расширения и доработки, которые стоят в дальнейших планах авторов. В частности, на данный момент в работе находятся темы «натюрморт», «портрет в интерьере», «автопортрет в отражении», «фигура в интерьере», значительная доработка и расширение ожидают темы зарисовок для магистратуры.

Таким образом, оценив существующие подходы к обучению, мы выделили основные проблемы, которые препятствуют эффективной работе студентов. Для решения этих проблем нами предложены 10 путей, которые будут способствовать раскрытию творческого потенциала, развитию критического мышлению и изобразительных навыков студентов. Учитывая современную теорию и методику преподавания, в этой статье мы предложили структурированный подход к теме «композиционные зарисовки».

Литература

1. Кузин В.С. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. - М.: Академия, 2004. - 232 с.

2. Макарова К. Наброски и зарисовки. Дневник художника-иллюстратора. - М.: ООО «Буки Веди», 2016. - 214 с.

3. Могилевцев В.А. Наброски и учебный рисунок. Учебное пособие. - СПб.: 4 арт, 2011. - 168 с.

4. Новоселов Ю.В. Наброски и зарисовки: Учебное пособие для вузов. - М., 2009. - 59 с.

5. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует: Советы художника. - М., 1965. - 69 с.

6. Традиции Школы Рисования в художественно промышленной академии имени А.Л. Штиглица. - СПб.: Проект 2003, Лики России. - 254 с.

COMPOSITIONAL EXERCISES AS A METHOD OF TEACHING ACADEMIC DRAWING

Makarova K.V., Oreshkina E.A.

Moscow Pedagogical State University

The problem of this study is the contradiction between the need to actively introduce compositional sketches into the practice of teaching fine arts at art and graphic faculties and the shortcomings of existing methods of teaching academic drawing associated with insufficient consideration of the specifics of art and pedagogical education and the characteristics of the student contingent. The article deals with such problems as stereotyped formats, monotony of technique and subject matter, etc. The authors define the concept of «compositional sketching», identify the main problems that students face when mastering this most important section of the discipline, and also clarify the difference between such concepts as «sketch», «outline», and «draft». The authors have proposed ways and methods to improve the preparation of students of the AGF in the mentioned direction. The results of the study include ten recommendations that aim to develop the creativity, critical thinking and skills of students.

Keywords: academic drawing; sketches and brief sketches; composition; methods of teaching academic drawing.

References

1. Kuzin V.S. Sketches and sketches: A guide for teachers. - M.: Academy, 2004. - 232 p.

2. Makarova K. Sketches and sketches. Diary of an illustrator. -M.: Buki Vedi LLC, 2016. - 214 p.

3. Mogilevtsev V.A. Sketches and educational drawing. Tutorial. -St. Petersburg: Art 4, 2011. - 168 p.

4. Novoselov Yu.V. Sketches and sketches: Textbook for universities. - M., 2009. - 59 p.

5. Pavlinov P. Ya. For those who draw: Artist's advice. - M., 1965. - 69 p.

6. Traditions of the School of Drawing at the Stieglitz Artistic and Industrial Academy. - St. Petersburg: Project 2003, Faces of Russia. - 254 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.