Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ГРАФИКА / ПЯТНО / КРАТКОСРОЧНЫЙ РИСУНОК / ЛИНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Татьяна Владимировна, Гусакова Ирина Михайловна

Цель исследования - раскрыть особенности организации обучения рисунку в художественно-педагогической подготовке студентов. В статье рассматриваются основные способы применения краткосрочных графических зарисовок при изучении академического рисунка. Отмечены основные затруднения, возникающие у обучающихся в процессе обучения, и даются рекомендации по их решению. Краткосрочные задания, применяемые нами в процессе работы со студентами на занятиях рисунком, стимулируют композиционное мышление, знакомят со средствами, приемами, правилами, законами графической композиции, дают возможность студентам грамотно сочетать графические материалы. Упражнения, которые мы разработали, опираются на методические разработки в области академического рисунка ХХ века, когда в изобразительном искусстве появилась эклектика и педагоги изобразительного искусства стали позволять студентам в большей степени сочетать разные графические материалы вслед за отдельными передовыми художниками этой эпохи. Была проведена работа со студентами направленности "Дизайн", "ДПИ" с 2013 года по 2016 год. Работа со студентами направленности "Изобразительное искусство" в данной области началась с 2010 года и длится по настоящее время. Научная новизна заключается в разработке и экспериментальной проверке методических рекомендаций, отдельных аспектов организации изучения рисунка будущими педагогами-художниками. В результате выявлены условия организации обучения рисунку при выполнении обучающимися практических работ, которые позволяют повысить эффективность проведения занятий по академическому рисунку и композиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Татьяна Владимировна, Гусакова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE STUDY OF ACADEMIC DRAWING IN THE ARTISTIC AND PEDAGOGICAL TRAINING OF STUDENTS

The purpose of the study is to reveal the features of the organization of drawing training in the artistic and pedagogical training of students. The article discusses the main ways of using short-term graphic sketches in the study of academic drawing. The main difficulties encountered by students in the learning process are noted, and recommendations for their solution are given. Short-term tasks used by us in the process of working with students in drawing classes stimulate compositional thinking, introduce the means, techniques, rules, laws of graphic composition, enable students to competently combine graphic materials. The exercises that we have developed are based on methodological developments in the field of academic drawing of the twentieth century, when eclecticism appeared in the visual arts and teachers of fine arts began to allow students to combine different graphic materials to a greater extent following individual advanced artists of this era. We worked with students of the Design, DPI orientation from 2013 to 2016. Work with students of the Fine Arts orientation in this field began in 2010 and continues to the present. The scientific novelty lies in the development and experimental verification of methodological recommendations, individual aspects of the organization of the study of drawing by future teachers-artists. As a result, the conditions for the organization of drawing training in the performance of practical work by students have been identified, which make it possible to increase the effectiveness of academic drawing and composition classes.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ»

спортивные технологии. -2018. - №23. - С. 219- 12,Чжао Ц,, Хэ X. Изучение и исследование кон-

223. цепций спортивного познания и здоровья при

П.ЧжаоФ., Чэн Ч., Шан Л. Проблема исследования преподавании государственных курсов физичес-

базовой грамотности дисциплин физического КОГО воспитаний В прикладных колледжах И уни-

воспитания и пути ее решения / Ф. Чжао, Ч. Чэн, верситетах общего профиля / Ц. Чжао, X. Хэ //

Л. Шан//Журнал физического воспитания. - 2019. Научно-техническое видение, - 2019. - №(07). - С

-№ (Об). -С. 88-93. 137-138.

CU ftj О OJ

ORGANIZATION OF THE STUDY OF ACADEMIC DRAWING IN THE ARTISTIC AND PEDAGOGICAL TRAINING OF STUDENTS q_

CO

Volkova Tatiana vladimlrovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department Institute of Fine Arts, Moscow State Pedagogical University, Moscow

Gusakova Irlna Mikhaifavna, Senior Lecturer, Department of Engineering Graphics and Computer Modeling, Moscow

Cd h-T

z

S

211

State University of Civil Engineering (National Research University}, Moscow Q

The purpose of the study is to reveal the features of the organization of drawing training in the artistic and pedagogicai training of students. The article discusses the main ways of using short-term graphic sketches in the zr study of academic drawing. The main difficulties encountered by students in the learning process are noted, and recommendations for their solution are given. Short-term tasks used by us in the process of working with students in drawing classes stimulate compositional thinking, introduce the means, techniques, rules, laws of graphic composition, enable students to competently combine graphic materials. The exercises that we have developed are based on methodological developments in the field of academic drawing of the twentieth century, when eclecticism appeared in the visual arts and teachers of fine arts began to allow students to combine different graphic materials to a greater extent following individual advanced aitists of this era. We worked with students of the Design, DPI orientation from 2013 to 2016. Work with students of the Fine Arts orientation in this field began in 2010 and continues to the present. The scientific novelty lies in the development and experimental verification of methodological recommendations, individual aspects of the organization of the study of drawing by future teachers-artists. As a result, the conditions for the organization of drawing training in the performance of practical work by students have been identified, which make it possible to increase the effectiveness of academic drawing and composition classes.

Keywords; visual literacy; academic drawing in pedagogical universities; expressive means of graphics: line; spot; short-term drawing.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.39

ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА уд к 372.874 В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВАК РФ 5.8.2/13.00.02

СТУДЕНТОВ

Цель исследования - раскрыть особенности организации обучений рисунку ф Волкова Т.В., 2022 в художественно-педагогической подготовке студентов. В статье рассматри- £) Гусакова И.М 2022 ваются основные способы применения краткосрочных графических зарисовок при изучении академического рисунка. Отмечены основные затруднения, возникающие у обучающихся в процессе обучения, и даются рекомендации по их решению. Краткосрочные задания, применяемые нами в процессе работы со студентами на занятиях рисунком, стимулируют композиционное мышление, знакомят со средствами, приемами, правилами, законами графической композиции, дают возможность студентам грамотно сочетать графические материалы. Упражнения, которые мы разработали, опираются на методические разработки в области академического рисунка XX века, когда в изобразительном искусстве появилась эклектика и педагоги изобразительного искусства стали позволять студентам в большей степени сочета ть разные графические материалы вслед за отдельными передовыми художниками этой эпохи. Была проведена работа со студентами направленности "Дизайн" "ДПИ" с 2013 года по 2016 год. Работа со студентами направленности "Изобразительное искусство" в данной области на чалась с 2010 года и длится по настоящее время. Научная новизна заключается в разработке и экспериментальной проверке методических рекомендаций, отдельных аспектов организации изучения рисунка будущими педагогами-художниками. В результате выявлены условия организации обучения рисунку при выполнении обучающимися практических работ, которые позволяют повысить эффективность проведения занятий по академическому рисунку и композиции.

Ключевые слова; изобразительная грамотность; академический рисунок в педагогических вузах; выразительные средства графика: линий; пятно; краткосрочный рисунок.

ВОЛКОВА Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Рисунка, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет, Москва

ГУСАКОВА Ирина Михайловна, старший преподаватель кафедры Инженерной графики и компьютерного моделирования, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, Москва

Введение

Акцентирование внимания на художественно-педагогическом образовании как процессе встраивания педагога-художника в культуру, построения и реализации им своего субъективного и профессионального образа ставит множество конкретных задач по его подготовке. Они обусловлены как целями художественного образования, так и непосредственными качествами педагога-художника как субъекта образовательного и творческого процессов.

формирование личности учителя изобразительного искусства происходит через активное, целенаправленное действие, осуществляющееся через систему учебных занятий, на которых усваиваются определенные компетенции, определяющие уровень его профессиональной подготовки.

Академический рисунок - это одна из ведущих дисциплин в ху-дожественно-педагогической подготовке студентов педагогических вузов. Основываясь на научном познании окружающего мира, рисунок положительно воздействует на духовное развитие будущего педагога-художника. Основной задачей занятий по рисунку является формирование изобразительной грамотности, так же следует заметить, что эти занятия строятся и с учетом формирования педагогических умений, то есть развивают личность будущего пе-дагога-художника. В этой связи огромное значение играет учет выбора методики и методов преподавания академического рисунка [6; Ю;П].

Наблюдение за работой студентов выявило, что подавляющее большинство из них способно целенаправленно и сосредоточенно работать на начальном этапе выполнения рисунка не более 3-4 часов, далее можно наблюдать психологическую и эмоциональную "усталость". В процессе выполнения задания перед студентом встает ряд сложных художественно-педагогических проблемных задач. Отсутствие прочных теоретических знаний и практических умений в выполнении рисунка, методически верно организованной деятельности порождает у студентов отрицательное отношение к работе, желание завершить ее или досрочно прекратить работу над рисунком.

В решении данной проблемы определенную роль может сыграть работа над краткосрочными рисунками. Введение краткосрочных рисунков при выполнении длительных работ поможет снять ряд психологических и профессиональных задач.

Критериями разбора рисунков должны служить следующие:

1. Творческий подход к решению задач рисунка,

2. Композиционное решение постановки на формате.

3. Конструктивность построения предметов в рисунке,

4. Передача характера и пропорций предметов.

5. Пространственная организация формы.

6. Степень тонального разбора в рисунке.

7. Композиция и соподчинение деталей целому, главному.

8. Передача материальности предметов.

9. Уровень владения различными графическими материалами.

10. Последовательность ведения работы.

11. Уровень завершенности в работе.

Выполнение аналитического разбора в рисунке позволяет выявить качество знаний и владения специальной терминологией; уровень самостоятельности и оригинальность мышления; четкость подведения итогов и самооценки. С точки зрения методики критериями разбора могут выступить: методическая последовательность в изложении; четкость, ясность и доступность изложениям также эмоциональность при словесном описании процесса изображения.

В подготовке будущих педагогов-художников важным фактором является методически правильная работа над рисунком. Если для художника достаточно уметь мысленно расчленить сложную форму и профессионально изобразить ее, то для педагога-художника необходимо умение доносить до учащихся конструктивные и тональные основы сложной формы, а также способность демонстрации работы различными графическими материалами. Поэтому организация совместной работы педагогов и студентов должна быть методически грамотно выстроена.

Теоретической базой исследования послужил опыт П.П. Чистякова, Д,Н. Кардовского, И.Е, Репина, которые привлекали своих учеников к активному аналитическому разбору натуры, рисунка, эскиза, картины, видя в этом огромную пользу для художников. Эти художники-педагоги старались направить своих учеников по пути развития способа мышления, развития восприятия и передачи объектов натуры не только графитным карандашом, но и мягкими материалами. Также мы опираемся на публикации Н.П. Бесчастнова, О.Л. Голубевой, KT. Даглдиян, Б.В.Лушникова, В.В, Перцова, Б.А. Соловьевой, в которых содержится информация о характерных особенностях рисунка, графики, композиции [1 ;2;8;9;12;13]. Нами были изучены диссертационные исследования в области перового рисунка A.A. Ольховиковой, М.В, Спириной.

Практическая значимость исследования заключается в том,что разработанная нами система упражнений может быть реализована в практической деятельности преподавателей изобразительного искусства. Она знакомит студентов сазами учебного рисунка И графической композиции, учит их решать вопросы целостности в рисунке и композиции,

Основная часть

Для успешного овладения практическими навыками построения художественного произведения необходимо знание законов восприятия плоскости, которые вытекают из

объективных законов композиции и определяются последовательностью работы: линейное построение (идея произведения, композиционная схема, формат, равновесие в формате, ритм, перспективное построение); светлотные решения (общий светлотный строй, трехкомпонентность и принцип сближения отношений); цветовое решение (общий цветовой строй, связанный с выбором материалов (тонированной бумаги, цвета графических материалов}, а также определением цветовых доминанты, контрастов, нюансов, акцентов.

Выполнение любого задания рекомендуют начинать с предварительно-аналитического этапа: сообщения темы задания, четкой формулировки цели изадач (художественных и педагогических), которые необходимо решить, раскрыть содержание учебного задания, разбора терминов и рекомендации методической и научной литературы.

Хотим отметить, что академический рису-но к т ре бует са моего ятел ьно ст и, же ст ко го ор га -низованного мышления. Только руководствуясь этими принципами студент сможет выполнить длительную работу на высоком уровне.

Тематика заданий для студентов 1 -2 курсов самая разнообразная - в начале обучения преобладают рисунки натюрморта, затем добавляются пейзажи, наброски и зарисовки животных, фигуры человека, жанровых сцен. Сразу отметим, что студенты выполняли задания не только стимулирующие их творческую деятельность, но и традиционные наброски и зарисовки, глубоко проанализированные вучеб-ных пособиях А.О. Барща и B.C. Кузина, Также авторы статьи знакомили обучаемых с теоретическими положениями и практическими заданиями, описанными в учебных пособиях "Академический рисунок" Н,Н. Ростовцева (1973 г.), "Рисунок" С,В. Тихонова, В.Г. Демьянова, В.Б, Подрезкова (1996 г.), "Основы учебного рисунка" Н.П Ли (2007 г.).

Представленные в статье иллюстрации выполнены студентами направлений "Дизайн", "Декоративно-прикладное искусство" и "Изобразительное искусство и дополнительное образование".

Серию упражнений предлагаем начинать со знакомства с точкой,линией, штрихом, пятном. Разные авторы называют их по-разному: "элементы изобразительного языка" (А.М. Лаптев), "элементы графики" (Н.П. Бесчастнов), или "выразительные возможности графических средств и материалов рисунка" (Б.В. Лушников,

ВВ. Перцов), НА Бесчастнов говорит о том, что существуют и другие элементы графики: росчерки и зигзаги, но в силу ограниченности времени, отведенного на занятия, мы их не рассматриваем.

На первом этапе знакомства сазами рисунка мы предлагали студентам выполнить эскиз натюрморта исключительно линией Большое внимание линии уделяли в своих трудах Н.П, Бесчастнов, A.M. Лаптев, Б.В. Лушников и В.В. Перцов, Б.А, Соловьева. Данные авторы отмечали характер линий в творчестве Леонардо да Винчи, А. Матисса, О. Гульбрассона,Н.В, Кузьмина и других художников[1 ;2;14;15],

Очень важно, каким инструментом выполнена линия в рисунке. Например, тростниковое перо оставляет линию не одинаковой толщины, а линия, сделанная линером, наоборот, одинаковая по всей длине. Линия в рисунке может размыкаться, быть прерывистой, разомкнутой, а в другом случае может быть практически замкнутой, беспрерывной. Использование в рисунке двух инструментов, например, линера и фломастера, создает впечатление глубины пространства. Предметы, выделенные толстой линией, кажутся ближе, а нарисованные тонкой линией - дальше. Не менее важно, какую бумагу использует при этом рисующий. Чаще всего эти моменты упускаются преподавателем из вида, и студенты 1 и 2 курса не обращают должного внимания на элементы графики и их изобразительные и выразительные возможности.

Рисунок 1 - Линейный набросок

В линейном наброске (рис. 1) следует решать вопросы композиции - связи и положения всех предметов натюрморта. Наброски

выполняются без предварительного введения дополнительных линий построения. Очень важно замечать при этом отношение предметов относительно друг друга - какой выше, а какой ниже. Также стоит обращать внимание на "пустоты" окружающие предметы, то есть думать не об изображении предметов натюрморта, а искать, насколько верно передана пустота между предметами, определять сходство нарисованного и реального пятна в натюрморте. Эта же задача должна решаться и в зарисовке натюрморта с введением тона.

Следующий важный вопрос - это умение мыслить пятном. Поэтому авторами статьи были разработаны задания на изображение силуэта предмета, фигуры животного, человека, пейзажа. В своей практике преподаватель, работающий со студентами 1 -2 курсов, сталкивается с проблемой неумения увидеть пятно или силуэт объекта, А в перечне заданий есть и такие, где надо изображать натюрморт на окне, фигуру человека в контражуре. В результате в академических рисунках одной из самых распространенных ошибок является неумение изобразить постановку даже хорошо читаемую по пятнам.

Также задания на передачу силуэта впоследствии помогут в сборе подсобного материала для техники печатной графики. На старших курсах обучаемым необходимо иметь опыт по созданию эскизов, рисунков, которые можно было бы реализовать в эстампе и техниках декоративно-прикладного искусства. Этот опыт может пригодиться при работе над выпускной квалификационной работой.

К силуэтной графике можно отнести древнейшие наскальные рисунки из Африки, китайский театр теней, древнегреческую вазопись, искусством силуэта занимались многие художники. Вот лишь некоторые имена: Е.М, Бем, М.В, Добужинский, Е.С. Кругликова, Г.И. Нарбут, К.А. Сомов, Н.Я. Симонович-Ефимова, Н.В. Ильин, Н.А, Фурсей, A.A. Дейнека.

Студенты путаются в понятии "силуэт". По словам В.Г. Власова, Силуэт - это "форма, воспринимаемая плоскостно по причине тонального контраста фигуры и фона либо преобладания "далевой зрительной установки"..." [3, 764),

Итак, силуэт — это плоское изображение. Для силуэта характерно профильное изобра-жениелюдей, фризовое построение композиции, отсутствие перспективных сокращений. Поэтому не можем назвать силуэтом рисунки ф. Валлотона, О. Бердслея, отдельные работы Ё.С. Кругликовой, A.A. Дейнеки, несмотря на

то, что их персонажи изображены в силуэтной технике. Достаточно в плоском черном силуэте поставить белый штрих или серое пятно, изобразить линию, уходящую в перспективу, и рисунок становится объемным. Это уже следующий этап в работе с пятновой графикой и силуэтом.

Из 11 различных комбинаций элементов графики, предложенных Н.П. Бесчастновым в учебном пособии "Черно-белая графика", авторами статьи были выбраны следующие: "Теоретически различных комбинаций линии, пятна, точки и штриха может быть одиннадцать: 1) линия и пятно, 2) линия и штрих, 3) точка и линия, 5) пятно и штрих, 6) пятно, точка и штрих, 7) пятно, штрих и линия,..," [2, 81]. В работе с группой студентов направления "Дизайн" была дана установка: подчеркнуть декоративные элементы в постановке. В рисунке 2 студент должен был мыслить пятном, состоящим из декоративных узоров.

Рисунок 2 - Пятновой набросок, выполненный из декоративных узоров

Рисунок 3 - Набросок на создание негативного изображения

В рисунке 3 была дана установка на основании зарисовки стульев создать негативное изображение. Верхний правый рисунок выполнен неверно, гак как автор передал пространство с помощью использования линий различных по толщине. Однако, обучаемому было предложено сделать рисунок еще раз, не задаваясь целью передать пространственное положение предметов, выделить только пустоты между предметами.

Рисунок 4 - Рисунок пейзажа с применением приема оверлеппинга

В рисунке пейзажа 4 студент должен был передать силуэты зданий, земли и неба с помощью двух тонов- черного и белого. Для того, чтобы темные силуэты деревьев не совпали по тону с темными силуэтами зданий, автор работы решает выделить их белым цветом и применяет прием оверлеппинга характерный для декоративной композиции. Как только силуэт дерева оказывается на светлом фоне земли или неба, автор делает его темным. В рисунке присутствуют ошибки в передаче перспективы, однако мы решили оставить его в качестве примера в виде образца как можно работать с выделением силуэтов.

Природой устроено так, что глаз человека воспринимает окружающие нас предметы исключительно благодаря отраженному от них свету в диапазоне видимого спектра электромагнитных волн. При этом и характер источника света, и положение его относительно самого предмета или художника представляется важным лишь сточки зрения художественной выразительности формируемого образа. Освещенность предмета, тональная проработка

его поверхности, характер его поверхности, характер теней (собственных и падающих)являются важными компонентами содержания композиции, раскрывающей сюжетный замысел художника. Благодаря воспринимаемымотноше-ниям света и тени в рисунке формируется пространственный образ трехмерного предмета.

Рисунок5 - Рисунок пейзажа, передающий освещение и созданный на сочетании пятна, линий и штрихов

В рисунке 5 автор рисунка передает эффе кт солнечного освещения - освещенные части стволов оставляет цветом бумаги, а теневые части изображает с помощью маркера.

В настоящее время преподаватели могут предложить обучаемым выполнить копию рисунка художника или воспользоваться для поиска образа в композиции имеющейся фотографией. Большинство заданий студенты выполняли с натуры, но авторами статьи считается возможным предложить учащимся ознакомиться со старинными фотографиями, которые хорошо передают дух своего времени. Таким образом, была создана подборка фотографий, с которой предлагается ознакомиться и отработать свои графические навыки, находя интересные мотивы, трансформированные средствами рисунка.

Подобные задания - краткосрочные. Установки о переносе фотографии в рисунок широко применяются среди художников западной школы (например, в издании А. Гаптилла "Работа пером и тушью" (2017 г.)). Мы стараемся применять такие задания крайне редко. Однако они могут способствовать знакомству с новыми образами, особенностями костюмов людей ушедших эпох, стимулируют композиционное мышление и творческие способности (см. рис. 6).

Рисунок 6 - Фотография "Девочка продает мясо на одном из рынков Ньюкасла. Англия, 1877 год" Вычленение и последующее создание образа с использованием элементов графики (пятно, линия, штрих)

На рисунке 7 можно увидеть пример работы студента, в которой было предложено ввести цвет в монохромный рисунок, изобразив при этом предметы с помощью силуэтов, разных по тону. С этой целью один из предметов студентка выделила черным тоном, а второй, третий и четвертый - серым тоном. Вызывает

сомнения, стоило ли два предмета решать плоскостно, а два другие с введением объема, однако, таким образом, автор отделил силуэт яблока от силуэта кувшина, которые изначально были одного тона.

Следующие задания представляют собой работу с цветовым акцентом.

Рисунок 7 - Декоративный натюрморт с введением цвета

Одно из заданий на использование цветовых акцента и доминанты основано на опыте художников, сочетавших материалы двух цветов. О "специфически рисуночном колорите" писала Б.А. Соловьева: "Для него характерна ограниченность набора цветов и, неизбежно условность в передаче реальной окраски предметов. Но при этом возникают изысканные цветовые сочетания, неожиданные декоративные эффекты, активный ритм цветовых и тональных пятен, мазков, линий" [11, 80],

Сочетание черного мела и сангины исполь-зовалосьеще в эпоху Возрождения. Однако авторы статьи обратили внимание на то, что отдельные художники применяли эти материалы для того, чтобы выделить с их помощью смысловой центр. Например, Бальдассаре Франчес-кини, прозванный Вольтеррано (1611-1689), исполнил рисунок "Святые женщины, Моисей, Иисус Навин в облаках" из ГМИИ им, A.C. Пушкина, где группа женщин выделена сангиной, фигура Моисея выполнена черным мелом, а рисунок фигуры Иисуса Навина сочетает в себе черный мел и сангину. Таким образом, центр композиции выделяется цветом, а боковые фигуры - более монохромные. Но, чтобы сохранить цветовую целостность рисунка, автор в его левой части сочетает два материала.

В конце XIX - начале XX веков в рисунках вновь стало уделяться большое внимание сочетанию монохромных и полихромных мате-

риалов, Многие художники объединения "Мир искусства" стали активно использовать цвет в графике. Это веяние коснулось и академического рисования, но если, начиная с XVIII века, учащиеся Императорской Академиихудожеств в Санкт-Петербурге использовали сочетание мягких материалов, деликатно комбинируя их между собой, то в начале XX века учащиеся скорее "разделяют" цвета, не допуская их взаимодействия друг с другом. Так, например, в рисунке "Натурщица с красным бантом" И.И. Машкова 1922 г. из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан используются уголь и красная пастель. Пастелью выполнен только красный бант, тело натурщицы, фон изображены с помощью угля. Таким образом, здесь красный цвет выступает как акцент, который, располагаясь рядом с лицом натурщицы, привлекает к нему внимание. Реалистично выполненный рисунок в то же самое время несет в себе следы декоративности.

Рисунок 8 - Краткосрочный рисунок натюрморта с введением цвета

Часто художники XIX-XX веков, рисуя портреты, расставляли акценты мелом. Так, В.А. Серов в портрете поэта К.Д, Бальмонта 1905 г. из ГТГ, расставляет акценты мелом и сангиной, а в портрете княгини O.K. Орловой 19 ! I г. он расставляет акценты синим и красным цветом. Эту же традицию продолжают студенты Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А Л. Штиглица, выполняя краткосрочные зарисовки постановок (рис. 8), а также студенты факультета живописи института имени И,Е. Репина [16],

В результате рисунок 10 изображает диалог двух предметов - один доминирует по массе, другой - по цвету.

Заключение

После анализа литературы по искусствоведению нами был сделан вывод, что использование двух и более цветов в рисунке не только применяется с целью обогатить и сделать более разнообразным цветовой строй. Наряду с этим художник может применять один из цветов для создания цветовых акцентов, доминанты, ритма в композиции.

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие ВЫВОДЫ.

1 Повышение качества педагогического образования в профильном вузе возможно обеспечить за счет введения актуальных учебных курсов, разделов и тем, позволяющих систематизировать педагогические знания, наметить основные проблемы и тенденции его развития, обозначить пути решения актуальных задач,

2. Необходимо знакомить студентов с разнообразными материалами и графическими техниками, так как в дальнейшем будущий преподаватель может работать не только в общеобразовательной школе, но и в детских художественных школах, колледжах со специальностью "Изобразительное искусство", в организациях дополнительного образования. Он обязан будет разнообразить свои занятия и знакомить обучаемых с изобразительными и выразительными средствами графики.

3. Важно вводить краткосрочные дополнительные задания, руководствуясь методическим принципом "от простого к сложному" так,

чтобы каждое предыдущее задание служило подготовительной "ступенькой" для последующего.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот дипломир. специалистов "Художеств, проектирование изделий тек-стил. и лег. пром-сти" / Н.П. Бесчастнов. - М.: ВЛАДОС 2008. - 255 е.;

Рисунок 10- Длительный натюрморт "Стекло" ил.; 48 с. цв, Ил, - (Изобразительное искусство).

с введением цвета 2. Бесчастнов Н.П, Черно-белая графика: учеб, по-

собие для студентов вузов, обучающихся по спе-

Рисунок9 - Натюрморт "Шкафчик в ванной" с введением цвета в качестве доминанты

Студентам 2 курса МПГУ направления "Дизайн" и "Изобразительное искусство и дополнительное образование" авторы статьи дали задание выполнить рисунок монохромного натюрморта в тоне и использовать цветные карандаши для введения цветового акцента (рис. 9).

циальности "Художеств, проектирование текстильных изделий"/Н.П. Бесчастнов. - М.: ВЛАДОС, 2008.-271 е.: ил, - (Изобразительное искусство).

3. Власов В.Г. Силуэт И Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В Ют.

- СПб.: Азбука-Классика. - Т, VIII - 2008, - С 764

4. Выготский Л,С, Психология искусства. - М.: Искусство, 1068. - 576 с.

5. Голубева О.Л. Основы композиции: учебник для студентов вузов, изучающих курс "Основы композиции". - 3-е изд.- М.: В. Шевчук, 2008, - 144 с,: ил.

6. Грабарь ИЗ. О преподавании рисунка/ИЭ. Грабарь // Вопросы художественного образования.

- Л.: Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е, Репина. - Вып. XV. -1976, - С. 79-81.

7. Даглдиян К.Т. Декоративна я композиция: учебн. пособие / К.Т. Даглдиян. Изд 2-е, перераб. и доп. Ростов н/Д: феникс, 2010. - 312, [1 ] С. ил.., [32] л., ил.

- (Высшее образование)

8. Зинченко в.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком / В.П. Зинченко. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 1996. - 126 с.

9. Лушников Б.8. Рисунок. Изобразительно-выра-зительныесредства.:учеб, пособие для студентов

вузов, обучающихся по специальности "Изобраз. искусство"/Б.В. Лушников,S.B, Перцов, - М.: ЁЛА-ДОС, 2006. - 240с.; ил.. - (Изобразительное искусство).

Ю.Ростовцев H.H. Академический рисунок. Курс лекций:учеб. пособие для студентов пед. ин-тов,-М.: Просвещение, 1973. - 303 с. с ил.

11.Соловьева Б.А. Искусство рисунка. - Л.: Искусство: Ленингр. отд-ние, 1989. - 255 [1] е., [1J л. ил.: ИЛ.; 25 СМ.

12.Игнатьев Е,И. Психология / Е,И. Игнатьев, Н.С. Лукин, M Д. Громов - М.: Просвещение, 1965.-344 с.

13.Кузин B.C. Психология: учебник / B.C. Кузин. -М,: Высшая школа, 1974. - 280 с

14.Лаптев A.M. Рисунок пером/Алексей Лаптев. -М,;ЭКСМО, 2017,- 144 е.: ил.

15.Лебёдко В.К. Научно-методический опыт H.H. Ростовцева. Краткий очерк / В.К. Лебёдко// Рисунок вчерэ,сегодня, завтра. - М.: Прометей, 2013.-С 43-49.

16.Традиции школы рисования Caнкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица: Альбом / отв. ред. В.8. Пугин. - Лики России, 2009. - 256 с.

CU ftj О OJ

-О Q-Ш К

О

X

со

¿1

2

USING THE INCIDENT METHOD IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF YOUNG POLICE OFFICERS Gedugoshe v Ra tmir Ruslano vich, L ecturer. Fire Training Depa it men t, North -Caucasian Institute for A dvanced Studies (branch), Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic

The purpose of the study is to characterize the pedagogical potential of the incident method in the development of social responsibility of young police officers. The scientific novelty consists in describing the possibilities of the incident method for expanding legal knowledge, developing moral qualities, and forming successful models of behavior for young police officers. The results of the study ate the characteristics of simulated situations compiled within the framework of the incident method, including three areas of work: a) discussion of mora! dilemmas involving legal and moral choices; b) solving problems containing typical options for actions and an operational tactical approach; c) simulation of extreme conditions requiring the use of physical force, special means, weapons,

Keywords; incident method; development of social responsibility; young police officers; advanced training; extreme conditions.

i

□01 10.24923/2222-243Х.2022-44.40

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИНЦИДЕНТА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Цель исследования - обоснование возможностей метода инцидента в развитии социальной ответственности молодых сотрудников полиции. Научная новизна состоит в описании педагогических ресурсов метода инцидента для расширения правовых знаний, развития морально-нравственных качеств, формирования успешных моделей поведения молодых сотрудников полиции. Результатом исследования является характеристика ситуаций, составленных в рамках метода инцидента, включающих три направления работы: а) обсуждение моральных дилемм, предполагающих правовой и нравственный выбор; б) решение задач, содержащих типовые варианты действий и оперативный тактический подход; в) моделирование экстремальных условий, требующих применения физической силы, специальных средств, оружия. Ключевые слова: метод инцидента; развитие социальной ответственности; молодые сотрудники полиции; повышение квалификации экстремальные условия.

УДК 378

ВАК РФ 5.8.7/13.00.08

& Г%дугошев P.P., 2022

ГЕДУГОШЕВ Ратмир Русланович, преподаватель кафедры Огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Ка барди но-Бал карская Республика

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.