Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ (НА ПРИМЕРЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ "ДАВИД")'

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ (НА ПРИМЕРЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ "ДАВИД") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТЫ-БАКАЛАВРЫ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК В ПЕДУНИВЕРСИТЕТЕ / ИЗОБРАЖЕНИЕ ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ "ДАВИД"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздов Сергей Анатольевич

В статье проводится параллель между уровнем современного образования и теми проблемами, которые имеются в художественно-педагогической подготовке студентов. Даются рекомендации по решению одного из вопросов обучения академическому рисунку в педуниверситете - изображению гипсовой головы Давида, с разбором конструктивного построения и учетом анатомических особенностей модели, а также последовательности выполнения задания. Прослеживается взаимосвязь между рисованием и особенностями нашего восприятия, с описанием способов видения художника на конкретном этапе работы. Цель исследования - повышение эффективности самостоятельного освоения академического рисунка на втором курсе педуниверситета. Научная новизна заключается в разработке и экспериментальной проверке методических рекомендаций поэтапного выполнения рисунка гипсовой головы "Давид", на примере авторских графических изображений. Экспериментальная проверка данных материалов подтвердила эффективность их использования в организации самостоятельного обучения студентов на "Кафедре изобразительного искусства и методики его преподавания" БГПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дроздов Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLUTION TO THE PROBLEM OF ORGANIZING INDEPENDENT LEARNING OF UNDERGRADUATE-STUDENTS IN ACADEMIC DRAWING (ON THE EXAMPLE OF THE IMAGE OF A PLASTER HEAD "DAVID")

The article draws a parallel between the level of modern education and the problems that exist in the artistic and pedagogical training of students. Recommendations are given for solving one of the issues of teaching academic drawing at the pedagogical university - depicting a plaster head of David, with the analysis of the structural construction and anatomical features of the model, as well as the sequence of the task. The relationship between drawing and the peculiarities of our perception is traced, with a description of the artist's ways of seeing at a particular stage of the work. The purpose of the research topic is to increase the effectiveness of independent learning of academic drawing in the second year of the pedagogical university. Scientific novelty lies in the development and experimental testing of methodological recommendations for the step-by-step performance of the plaster head drawing "David", on the example of the author's graphic images. Experimental testing of these materials confirmed the effectiveness of their use in the organization of independent learning of students at the "Department of Fine Arts and Methodology of Teaching" BSPU.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ (НА ПРИМЕРЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ "ДАВИД")»

доступа: Федеральный проект Учитель буду ще ro.pdf (edu54.ru)

14.Потемкина,!'. В. Проблемы выявления профессиональных дефицитов учителей при проектировании программ повышения качества образования / Т. 6. Потемкина // Источник. - 2018. - № 1. - С. 6-8.

15.Распоряжение Правительства РФ от31 декабря 2019 г. N 3273-р Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста. Режим доступа: 11Й(3$://шШйдага ргос1ис($/!ро/рпте/с!ос/73284005/

16.Садовникова, Н. О. Профессиональные дефициты педагогов СПО: к содержанию понятия / И. О.Садовникова, Н. А, Сеногноева // Вестник педа-готических наук. ~ 2021,- № 3. - С. 119-123.

17.Сваталова, 7. А. Механизмы выявления образовательных дефицитов педагогов дошкольного

образования/Т. А. Сеагалова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2020,- №4(45).-С. 49-59.

18.СолянкинаН.Л.,ЖуковаА.В.,Андреееа С.Ю.,Зуб-ковская И.Б. Корпоративный заказ на дополни тельное профессиональное образование педагогических работников: модель, ал гори™, практика : методические рекомендации. - Красноярск, 2019. -72 с.

19.Типология профессиональных дефицитов учителей Красноярского края / Л. А. Новопашина, Е, Г. Григорьева, Д. 8. Кузина, Ю. А. Черкасова // Вес тник Красноярского государственного педагоги ческого университета им. В.П. Астафьева, - 2021,-№ 4(58). -С. 5-20.

20.Царегородцева, Е. А. Восполнение профессиональных дефицитов у педагогов дошкольных организаций / Е. А. Царегородцева // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов научно-практи-ческих конференций. - 2016. ■■ № 3. - С 264-270.

SOLUTION ТО THE PROBLEM OF ORGANIZING INDEPENDENT LEARNING OF UNDERGRADUATE-STUDENTS IN ACADEMIC DRAWING (mi THE EXAMPLE OF THE IMAGE OF A PLASTER HEAD "DAVID")

Diazdov Sergey Anatolyevich, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor, Department of Fine Arts and Methods of its Teaching, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk

The article draws a parallel between the level of modern education and the problems that exist in the artistic and pedagogical training of students. Recommendations are given for solving one of the issues of teaching academic drawing at the pedagogical university - depicting a plaster head of David, with the analysis of the structural construction and anatomical features of the model, as well as the sequence of the task. The relationship between drawing and the peculiarities of our perception is traced, with a description of the artist '$ ways of seeing at a particular stage of the work. The purpose of the research topic is to increase the effectiveness of independent learning of academic drawing in the second year of the pedagogical university. Scientific novelty lies in the development and experimental testing of methodological recommendations for the step-by-step performance of the plaster head drawing "David", on the example of the author's graphic images. Experimental testing of these materials confirmed the effectiveness of their use in the organization of independent learning of students at the "Department of Fine Arts and Methodology of Teaching" BSPU.

Keywords; the problem of organizing independent learning; undergraduate-students; academic drawing in the pedagogical university; the image of the plaster head "David".

DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.46

УДК 378 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ВАК РФ 5.8.2/13.00.02 САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-

БАКАЛАВРОВ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ (НА ПРИМЕРЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ "ДАВИД")

€>Дроздов С.А., 2022 В статье проводится параллель между уровнем современного образования и

теми проблемами, которые имеются в художественно-педагогической подготовке студентов. Даются рекомендации по решению одного из вопросов обучения академическому рисунку в педуниверситете - изображению гипсовой головы Давида, с: разбором конструктивного построения и уче том анатомических особенностей модели, а также последовательности выполнения зада ния. Прослеживается взаимосвязь между рисованием и особенностями нашего восприятия, с описанием способов видения художника на конкретном этапе работы. Цель исследования - повышение эффективности самостоятельного освоения академического рисунка на втором курсе педуниверситета. Научная новизна заключается в разработке и экспериментальной проверке методических рекомендаций поэтапного выполнения рисунка гипсовой головы "Давид" на примере авторских графических изображений. Эксперименталь ная проверка данных материалов подтвердила эффективность их использо-

вания в организации самостоятельного обучения студентов на "Кафедре изобразительною искусства и методики его преподавания"БГПУ.

Ключевые слова: проблема организации самостоятельного обучения; студен-ты-бакалавры; академический рисунок в педуниверситете; изображение гипсовой головы "Давид".

Введение

Проблематика темы исследования и ее причинно-следственные связи. Нынешнее образование по направлению "Изобразительное искусство" уже приблизилось к соответствию стандартам бакалавриата. Они призваны подготовить условно сведущего человека, знающего основные положения предмета, его теоретическую основу и отчасти практическую. Все чаще приходится констатировать, что присоединение к так называемой "Болонской системе", которая s теории должна была приблизить наше образование к лучшим европейским стандартам, в действительности же привела к полной деградации некогда практико-ориентированных специальностей педагогических вузов, к которым имела прямое отношение и подготовка учителей изобразительного искусства (ИЗО). Последние десятилетия неправильно произносить словосочетание художник-педагог, т.к. это не отвечает политике "Великой хартии университетов" Другое дело педагог-художник, а еще лучше, если убрать второе слово, и оставить только первое, как пояснение. Это по советским стандартам вначале указывалась принадлежность к спе-циалитету. А сегодня, чтобы обучать живописи и рисунку, необязательно быть художником, - так выходит? Мы с этим не согласны. Для того, чтобы научить кого-то, требуется самому владеть предметом. В наши дни все с точностью до наоборот. Чаще приходится слышать заявления вышестоящих руководителей о том, что мы, прежде всего, педагоги, и должны учить студентов обучать других "как надо рисовать". Однако, как мы считаем, не следует забывать и о художественном соответствии их самих. Во многом этим объясняется отход данного профиля от специалитета. В высшем образовании уже не готовят педагогов, умеющих личным примером преподать мастер-класс рисунка с натуры, а выпускают учителей, способных рассказать о рисовании. Достаточно посмотреть на то, сколько зачетных единиц отводится изучению специальных дисциплин, но зато в обязательном порядке включаются предметы, которые не имеют никакого отношения к специализации, и на них выделяется большое количество нагрузки. В итоге студенты получают узкие знания по каждому предмету, и ни одним из них не овладевают профессионально. Доходит иногда до абсурда, когда на обучение рисунку, живописи и композиции уменьшают нагрузку за все годы обучения чуть ли ни вдвое, и это притом, что она уже была значительно снижена, Как результат, проблематичным стало формирование даже тех компетенций, которые сегодня предусмотрены. На это просто не отведено достаточного количества практики. В заочной форме подготовки обучение превратилось в чистую формальность: из общего количества нагрузки более 80% часов - самостоятельная работа, И здесь вся надежда на методические пособия по рисунку, написанные в соответствии с программным обеспечением курса [1; 2; 3). Также большое значение для нас имели труды H.H. Ростовцева, Н.И. Крамского и др. Чтобы восполнить данный пробел приходится искать пути решения этой проблемы. Один из таких примеров мы попытались раскрыть в данной статье.

CU CXJ О си

-0 9

со

CU

■Ol

-Z.

S

259

ДРОЗДОВ Сергей Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Изобрази тельного искусства и методики его преподавания, Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск

> <

X ш

О ш

3-

<

С1 ш

с

260

Актуальность темы исследования, ее практическое значение. Изучение гипсовых голов греческого, античного и прочих образцов считается важным этапом в формировании рисовальщика - будущего учителя ИЗО. Эти программные задания являются переходными, т.к. после них начинают рисовать живого человека, Поэтому завершающая роль очного обучения на втором курсе бакалавриата отведена именно гипсовой голове. Этим объясняется актуальность изучаемой нами темы, а также ее практическая и методическая значимость для самостоятельного изучения разного рода тем по академическому рисунку, из которых "голова Давида" является итоговым заданием на втором курсе.

Основная часть

Из истории мы знаем, что автором скульптурной статуи Давида был итальянский гений Возрождения Микеланджело Буонарроти. Этот шедевр создан им из мрамора в первой половине XVI века (1501-1504 гг.}. Высота статуи составляет 5,17 метра (17 футов}. Давид -герой библейской темы; иудейский царь, победивший врага-воина Голиафа. Художник его показал обнаженным, и впервые именно перед битвой, а не после схватки, каким его изображали другие мастера. Юноша (примерно 17-19 лет} запечатлен в момент спокойствия и сосредоточения, демонстрируя свою готовность к бою. Эта тема была очень популярна в искусстве Флоренции.

Произведение Микеланджело прославила своего автора еще при его жизни, очень быстро став классикой. С появлением академий художеств и других художественных заведений в Европе и России, наличие в гипсовых классах копий Давида (головы, маски, кисти руки, стопы, частей лица: глаз, носа, рта,уха и тд.) стало обязательным. По ним учатся академическому рисунку и в наши дни, В рамках данной статьи, мы остановились на самом сложном задании 2 курса - гипсовой голове Давида с шейным отделом.

Рекомендационные материалы по организации самостоятельного обучения академическому рисунку на 2-ом курсе бакалавриата БГПУ,

Задание для эксперимента, на тему: "Гипсовая голова Давида".

Инструкция: каждый студент получает методички и работает по ним.

Выполнение любого академического рисунка основывается на соблюдении методических принципов. Самый основной принцип - это последовательность стадий выполнения задания. Эти и многие другие вопросы нами под-

робно раскрыты в ранее опубликованной статье ;[4].

Свой рисунок мы разбили на шесть основных этапов, вытекающих один из другого. Каждый из них дополняет друг друга, и если рисующий допустил ошибки на начальной стадии изобразительного процесса, а затем, не перепроверив их, перешел к следующему этапу, то работа пойдет по ложному пути и отнимет у него больше времени, чем предусмотрено программой. Если музыкальное произведение начинается со вступления (увертю?ры}, то любой рисунок должен идти от компоновки изображения. Этот этап является основообразующим, ибо если натура плохо скомпонована на листе бумаги, то все последующие действия будут бессмысленными.

Этап первый: Композиционное размещение общей массы головы (рис. 1}.

\

1 А

х

^ -г

Рисунок 1 - Первый этап

В самом начале, перед выполнением задания, требуется выбрать ракурс относительно натуры, с которого мы начнем работу: вид сбоку (в профиль). Рисовальщик располагается в положении сидя. При этом, позади него должно оставаться достаточное количество места для отхода, чтобы смотреть на рисунок издали. Исходя из того, что размер головы больше метра, и вдобавок она расположена на высоком натурном постаменте, то линия горизонта относительно нее будет располагаться очень низко. Это надо учитывать в процессе

рисования. Формат нашей работы Ч2 размера ватмана (42 х 59,4 см.). Такой лист приучает не бояться крупных размеров, а также позволяет развить способности организовывать большие плоскости листа.

Гипсовый слепок Давида представляет собой голову с шейным и плечевым отделом. Его изображение мы начинаем с размещения общей массы на листе бумаги. В традиционной компоновке в верхней части, между моделью и краем листа, оставляют места на 3 см больше, нежели в нижней части формата. Это делается для того, чтобы визуально чувствовалось, что изображаемый объект стоит, а не "зависает в воздухе". Но в нашей ситуации, постановка располагается выше уровня глаз, в результате чего получается ракурс снизу. В связи с этим, в нижнем краю основания листа следует оставить на 1,5 см больше, чем в верхней части. Это позволит более убедительно передать перспективные сокращения плоскостей форм в пространстве. Важно заранее представлять конечный этап своего рисунка.

Резкими линиями отмечаем общую форму гипсовой модели. В большую массу входят -голова (относительно плечевого пояса, она располагается в профиль}, шея и немного плечевого пояса. Масштаб изображения должен быть найден в соответствии с размером бумаги, т.е. не слишком большой и не маленький. Далее строгой линией определяем движение основной массы. Необходимо сразу найти центр всего изображения - то есть, какая форма будет занимать большее пространство в листе, и какая будет служить ее поддержкой. Н.Н, Ростовцев в своей книге "Учебный рисунок" писал: "Рисуя, человек познает мир, анализирует его, подобно ученому. Процесс познания реальной действительности в науке и искусстве один и тот же, различна лишь форма отражения" [7, 83]. Поэтому студент должен помнить, что рисунок - это, прежде всего, умение рассуждать.

Задача этапа: найти правильное соотношение размеров большой формы головы в формате листа: выполнение композиции рисунка (см. рис. 1}.

Этап второй: Уточнение больших масс в формате листа (рис. 2).

Прежде чем перейти ко второму этапу ведения рисунка, следует внимательнее осмотреть натуру, определить наиболее характерные особенности ее строения. Так как любая серьезная работа начинается с изучения, то оно возможно только посредством наблюдения. Ведь в начале рисовальщик должен видеть

общие границы массы объекта, ее положение в пространстве, и только на следующем этапе различает в них пропорциональные соотношения частей внутри этого целого (путем перестройки восприятия с целого на детали).

/

г

I

х.

Рисунок 2 ■■ Второй этап

Голова состоит из двух основных отделов: мозгового и лицевого. Линия, определяющая нахождение глазного яблока, делит голову пополам. Но так как в нашем случае рисовальщик смотрит на натуру снизу-вверх, то в расстоянии от подбородка до середины глаз может прослеживаться небольшая разница, чем от этой линии до верхней части головы. Поэтому недостающий размер мозговой коробки восполняется благодаря перспективному сокращению (понижению) расположения уха и скуловой кости относительно большой формы. Также уравновешивается этот размер благодаря тому, что голова Давида имеет наклон плоскостей, уходящих в глубину. Далее, следует провести с правой стороны рисунка большую вертикаль. Она поможет точнее определить положение головы в пространстве, т.е. ее направление и изменение ракурса (см. рис. 2).

Горизонтальными линиями находим положение надбровных дуг, глаз, носа, нижней челюсти, скулы, ключиц, основания бюста, наклонными горизонталями отмечаем трапециевидную мышцу и др. Вертикальными линиями показываем толщину шеи, движение кадыка и грудино-ключично-сосцевидный мускул

> <

X ш

О ш

3-

<

С1 ш

с

262

и т.д. Наклон головы определяем осевой линией проходящей через середину площадки носа, переносицы, лба и подбородка. Далее следует проверить согласованность движений головы и шеи. А для этого надо учитывать конструктивно-анатомические закономерности их строения, разбор которых мы начнем в описании следующего этапа ведения рисунка гипсовой головы "Давид".

Уточняя большие и мелкие массы, необходимо следить за точностью размерных соотношений, их взаимосвязью и правильностью перспективного построения. После этого, следует опять вернуться к композиционному размещению всей головы. Это необходимо для того, чтобы вся работа внутри изображаемого объекта не разрушала уже найденную и скомпонованную большую форму. Требуется помнить, что работа ведется от общего к частному.

Задача этапа: уточнив большую форму перейти к дополнительным отделам массы, но при этом не разрушить общие пропорции и характер силуэта головы (см. рис. 2).

Этап третий: Конструктивное построение больших и мелких масс головы сучетом ее анатомического строения {рис. 3).

Рисунок 3 - Третий этап

Перед нами пока еще обобщенное и условно-формальное изображение гипсовой головы. Основной сложностью этого этапа является конструктивное построение большой формы и основных ее частей, покрытой как бы

шапкой, состоящей из множества завитков. Сохранение целостности при уточнении более мелких деталей является важнейшей задачей.

Голова должна быть нарисована как широко и цельно увиденная большая форма. Это значит, что каждая деталь принадлежит определенной массе. К примеру, локоны волос. Сразу видно, что все завитки растут по определенному закону, который задается общей массой. Массы подчинены объемной шапке волос, которая располагается на голове в пространстве, с учетом ее анатомического строения. Конструктивное построение доводится до полного завершения. Можно слегка использовать светотень.

В профиль, в поле зрения попадает один глаз, ухо, бакенбарды, а также боковая часть носа. Движение и характер шейного отдела обеспечивает грудино-ключично-сосцевидный мускул. Двумя концами он крепится к грудине и ключице, а третьим - к сосцевидному отростку. Чтобы выстроить глаз необходимо знать, что он представляет собой глазное яблоко -сферическую форму, помещающуюся в глазничной впадине. Верхнее и нижнее веки образуют глазничную щель и, скользя вверх и вниз, прикрывают и открывают глаз.

Благодаря верхнебоковому освещению, тень, падающая от верхнего века, подчеркивает сферичность глазного яблока. Радужная оболочка и зрачок, выполняются в скульптуре декоративно. Глазная щель окружена круговой мышцей глаза (находящейся под кожей века). На гипсовом слепке "Давид" она хорошо прослеживается. Ухо до конца не выявляет строения ушной раковины, т.к. задняя часть уха прикрыта локонами волос. Из основного в строении уха следует отметить завиток, про-тозавиток, мочку и ушной хрящ. Форма носа определяется формой носовых хрящей и костей. При нижнем ракурсе нос похож на призму, а вид носовых крыльев и их конструкция лучше читаются. Намечаем размеры рта, выступ и углубление над верхней губой. Губы и ротовая щель связаны с формой челюсти.

Необходимо разобраться в пропорциях и конструкции верхней и нижней губы. Вертикальной линией мы показываем движение но-согубной складки, с учетом ее изменений относительно ракурса. Также уточняем форму кадыка и соединение шеи с плечевым поясом.

Задача этапа: на основе знаний анатомического строения головы, добиться схожести, полного завершения объемно-конструктивного построения, слегка используя светотень (см, рис. 3).

Этап четвертый:Ко нет рук т и в н а я законченность, выявление форм и переходов их плоскостей, с помощью светотени {рис. 4).

манере, резкими линиями с небольшим нанесением штриховки.

Задача этапа: конструктивная законченность, объединение больших и мелких форм, их посредством светотени (см. рис. 4).

Этап пятый'- Разбор больших тональных отношений гипсовой головы "Давид" (рис. 5).

Данный этап требует от студентов разбора основных тональных пятен натуры. Поэтому необходимо прокладывать поверх формы большие тональные отношения, постепенно приближаясь к рисунку мелких деталей. В тени следует тонально разобрать массы, с учетом их объема и световоздушной среды. Каждая деталь сравнивается с общим пятном и выявляется с учетом единого тонального диапазона.

Рисунок 4 - Четвертый этап

Работая над выявлением формы, необходимо перепроверить размеры всех частей головы. Если предыдущий этап представлял собой выполнение обрубовочного вида гипсовой модели, то сейчас следует добиться ее конструктивной законченности и выявления плоскостей форм, посредством светотени. Это значит, что в каждой массе волос следует разобрать более характерные локоны. Прослеживаем расположение данных масс на голове, с учетом пространства. Далее, посредством линии и штриха разбираем светотень, подчеркиваем и прорисовываем локоны. Конструкция глаза, носа, уха, рта и шейного отдела плечевого отдела доводится до конструктивно-пластического завершения. Выявляем штриховкой нюансы в деталях.

Нужно фиксировать места прикрепления каждой формы, используя в некоторых моментах жесткую линию и проходя поверх нее легкой штриховкой сучетом светотени. В результате чего, каждая часть головы получается максимально конкретизированной. Можно уточнить постамент, на котором стоит гипсовый бюст. Но все это следует выполнить легкими линиями, чтобы не перебить главную часть в рисунке. Вся работа выполняется в смелой

СУ

си

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О си

9

з:

Рисунок Б - Пятый этап

Для начала, необходимо определить силу освещения и его характер (в нашем случае, освещение верхнебоковое). Следует проложить большую тень с учетом световой части. Тени друг с другом сравниваются не только потону, но и по количеству. Тональность разбирается постепенно, оттемного к более светлому - последовательно, переходя от главных частей формы к деталям. Световые части на этой стадии практически не трогаются. Вся работа ведется только над темными участками головы. Тон необходимо не набирать, а "набивать" (насыщать его плотность), с учетом светлоты сре-

ды. Прослеживается изменение контрастов на большой форме (см. рис. 5}.

Требуется проследить и уточнить характер и отличительные особенности профиля гипсовой модели. Средствами светотени передаются толщина верхнего и нижнего века, крыльев носа и его боковой площадки, носогубной складки, объем верхней и нижней губы, подбородка, переходной формы щеки, намечается объем шейного и плечевого отдела, форма яремной впадины и порчи, располагающейся на плечевом поясе. Работа ведется карандашом мягкостью ЗВ, 4В. Допускается применение тушевки, но увлекаться ею не следует. Она должна лишь оживить штрих, а не заменить его полностью. Отмечая ее важность, ПЛ. Чистяков писал: "Чистота в тушевке, если смотреть на нее правильно, совсем не вредит, а напротив - она есть необходимость всякого осмысленного рисования" [Цит. по: 8, 90].

Задача этапа: тональный разбор всей натуры, с учетом ее освещенности и тоновой насыщенности {см. рис. 5).

Этап шестой: Завершение рисунка и его обобщение (рис. 6}.

Рисунок 6 - Шестой этап

После тонального разбора, следует провести детальный анализ изображения, после чего закончить его путем обобщения. Каждая форма должна штудироваться и доводиться до законченности с учетом освещения, общей прозрачности тона и материальности модели.

Пролепливая заточенной стороной грифеля тонкие переходы форм в общих массах, располагающихся на освещенной объемной форме головы, очень важно не разрушить ее общего пятна, "Рисуя линиями, с самого начала помните о форме, которую они обозначают, намечайте легкой светотенью поверхности, образующие объем, оставляя для освещенных мест чистую бумагу и закрывая однотонной тушевкой тени", - отмечает A.M. Соловьев [9,13],

Ненужные детали в рисунке следует прятать, а необходимые - выделять. Студенты должны строго соблюдать последовательность выполнения задания, т.к. любое ее нарушение замедляет усвоение материала.

Каждая форма требует особого способа ее смотрения. То же самое, можно сказать и о методике ведения рисунка, где каждый этап чередует работу "от общего" и "от куска" (т.е. от детали). Прорабатывая детали, мы должны учитывать распределение света по большой форме, Голова должна быть прочувствована и нарисована как цельно увиденная объемная масса. В прорисовке мелких и крупных частей натуры следует достигнуть полной конкретизации. В уже найденных объемных массах мы разрабатываем более мелкие детали, тем самым, пытаясь добиться полнейшей законченности не только основных частей формы, но и составляющих ее элементов. Студентам требуется более глубоко и детально изучить натуру, для передачи ее материальности. Все линии построения, оставшиеся на рисунке, следует стереть ластиком, т.к. необходимость в них отпадает, Нужно уделить внимание разбору касаний модели со средой. Например, как затемняется фон в местах подхода к освещенной части головы. Источник света, по мере удаления, ослабевает: происходит смягчение контрастов на голове и на фоне. Тональные отношения должны быть выдержаны с таким учетом, чтобы рефлексы были немного темнее самого темного света. Это поможет добиться целостности рисунка. Завершать работу, мы рекомендуем методом обобщения: путем смягчения ненужной детализации ластиком для стирания, через перестройку зрения - с "восприятия деталей" на "общее видение".

Задача этапа: закончить тональное решение головы (см. рис. 6).

Заключение

В живописи, скульптуре, архитектуре, деко-ративно-прикладном искусстве и других изображениях - рисунок является структурной основой. Именно поэтому с самых древних времен, особое место в воспитании художни-

ка имело его обучение основам графического мастерства. Почему в эпоху Возрождения на художественное формирование будущего мастера уходило от 3 до 5 лет, а сегодня требуется десятилетие, и это еще не всегда дает нужный результат...? На наш взгляд, помимо прочего, главным, что обеспечивало профессиональный зачин в формировании творческого потенциала личности, было развитие его профессионального видения (зрительного мышления). Именно это, помимо прочего, мы считаем основой, без которой невозможно будет воспитать бакалавра по ИЗО. "Развитие целостного ви?дения натуры, острого и всестороннего ее восприятия, воспитание привычки к постоянному сравнению, приобретение навыков в разумном построении работы над рисунком, умение видеть окружающее в соотношениях - все эти стороны формирования художника сливаются в единый комплекс, который можно характеризовать как активное отношение к натуре и к процессу работы" -отмечал P.M. Закин [5,85],

Конечно же, максимальным успех может быть достигнут только в случае возврата к спе-циалитету. А это невозможно без прямого участия государства. Мы можем лишьточечно вносить какие-то коррективы на местах и искать свои способы решения этих вопросов. Тем более, что проблема повышения уровня подготовки художественных кадров была актуальной во все времена. Основатель Товарищества передвижных художественных выставок" русский художник И.Н. Крамской в письме П. Третьякову писал: "Мастерские и школа. И то, и другое должно дать или государство, если оно русское, или общество, если оно существует" [6,457].

Можно научить технике, и это вопрос времени. Но если обучающийся изобразительному искусству не умеет видеть и чувствовать форму натуры, соразмерность ее деталей с целым, то каким бы ухищрениям он не прибегал, ему не удастся быстро создать выразительный художественный образ.

Таким образом, актуальность темы, выбранной нами для проведения эксперимента и апробация ее задания, подтвердили свою теоретическую и практическую значимость в период самостоятельной работы в мастерских рисунка БГПУ. В предложенных методических рекомендациях мы старались придерживаться тех же принципов, которые были основополагающими во времена ПЛ. Чистякова, И.Н. Крамского, И.Е. Репина и других мастеров.

Выражаем надежду, что наш скромный вклад в теорию и методику обучения бакалавров, поможет тем, кто столкнется с решением схожих задач.

Литература:

1. Дроздов С.А. Рисунок натюрморта из предметов быта (на примере "постановки с примусом"): учебно-методическое пособие. Благовещенск: БГПУ, 202], -56с.

2. Дроздов С.А. Рисунок натюрморта из гипсовых геометрических предметов (куб, шар, шестигранная призма): учебно-методическое пособие. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Благовещенск: БГПУ, 2021. -32 с

3. Дроздов С.А. Рисунок частей головы человека "Гипсовые глаза Давида": учебно методическое пособие. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Благовещенск: БГПУ, 2021. - 28 С,

4. Дроздов С.А. Поэтапность как чувственно-логическая основа методического принципа выпол нения учебного академического рисунка в вузе / / Успехи гуманитарных наук. ~ Белгород, 2021. №8.-С 58-66.

5. Закин P.M. Обучение и творчество: Беседы с руководителем изостудии. - Л.: Художник РСФСР, 5965.-141 с

6. Крамской И.Н. Письма, статьи. 82т./ [Подгот. к печати и примеч. С.Н. Гольдшгейн]. М.: Искусство, 1965. - Т. 1.-627 с,

V. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок: учеб. для учащихся педучилищ по спец. 2003 "Преподавание черчения и изобразительного искусства". - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.-256 с.

8. Ростовцев Н.Н. Рисование головы человека : учебное пособие. -М.: Изобразительное искусство, 1989. - 304 С,

9. Школа изобразительного искусства: в 9-ти вы пусках. - М. : Издательство академии художеств СССР, 1961,- Вып. 3,- 195 с.

CU CXJ О си

9

со

CU

■OI

S

265

TEACHING FOREIGN LANGUAGE VOCABULARY BASED ON THE METHODOLOGY OF USING WORD GAMES IN HIGH SCHOOL

Zakotnova Pofrna Vladimirovna, PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor Oskrna Svetfana Dmitrievna, PhD of Philological Sciences, Associate Professor Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Omsk

The purpose of the study is to develop a methodology for using word games in a foreign language class at a university. The article is devoted to the use of word games in foreign language classes at the university. It is emphasized that language and speech games in general have great potential in teaching a foreign language,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.