Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГЛАЗА ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ ДАВИДА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РИСУНКУ В ВУЗЕ'

ПСИХОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГЛАЗА ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ ДАВИДА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РИСУНКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЛАЗА / ГИПСОВАЯ ГОЛОВА ДАВИДА / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / РИСУНОК В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дроздов Сергей Анатольевич

В статье рассматривается вопрос подготовки студентов педвузов на занятиях рисунком. Прослеживается проблема исследования через призму причинно-следственных связей, а также озвучивается ее актуальность. Формулируется объект и предмет исследования. Сконцентрировано внимание на описании схемы психолого-методических основ выполнения программного задания, которые были апробированы посредством практического эксперимента - на примере изображения глаза гипсовой головы Давида. Приведенные теоретические данные проиллюстрированы авторскими графическими материалами (схемой и рисунками). Цель исследования - раскрыть психологические и методические стороны познавательно-творческой деятельности. Научная новизна заключается в разработке и экспериментальной проверке психолого-методической базы обучения рисунку. В результате использования экспериментальных материалов была выявлена эффективность их применения в условиях очного и заочного обучения рисунку в педуниверситете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-METHODOLOGICAL MATERIALS FOR PERFORMANCE IMAGES OF EYE GYPSUM HEAD OF DAVID LIKE BASIS FOR FORMING COMPETENCES IN DRAWING AT THE UNIVERSITY

The article discusses the issue of training students of pedagogical universities in drawing lessons. The problem of research is traced through the prism of cause-and-effect relationships, and its relevance is also voiced. The object and subject of research is formulated. Attention is focused on the description of the scheme of the psychological and methodological foundations for the implementation of the program task, which were tested through a practical experiment - on the example of the image of the eye of the plaster head of David. The given theoretical data are illustrated by the author's graphic materials (diagram and figures). The purpose of the study is to reveal the psychological and methodological aspects of cognitive and creative activity. Scientific novelty lies in the development and experimental verification of the psychological and methodological basis for teaching drawing. As a result of the use of experimental materials, the effectiveness of their use in the conditions of full-time and part-time drawing studies at the Pedagogical University was revealed.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГЛАЗА ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ ДАВИДА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РИСУНКУ В ВУЗЕ»

Литература:

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы, методы / С.И. Архангельский. - М, : Высшая школа, 2000. - 368 с.

2. Афанасьев 8.Г. Человек: общество,управление, информация: опыт системного подхода / В,Г. Афанасьев. -- M. : URSS, 2013. - 202 С.

3. Бережная И.Ф. Педагогическое проектирова мне индивидуальной траектории профессионального развит® будущего специалиста:вШ.... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Бережна« Ирина Федоровна. - М., 2012, - 390 с.

4. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. -М.: Высшая школа, 1991. 478 с.

5. Ветров Ю.П., Клушина Н.П. П ракт и ко-ор иен тированный подход U Высшее образование в России. - 2002. ■■ № б, - С. 43-46.

6. Ветров Ю.П., Мельникова М. Проблема моделирования педагогических систем // Высшее образование в России. - 2OOS. - №5. - С. 59-62.

7. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А.Н. Дахин // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 22.

8. Зеер Э.Ф., Павлова A.M., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: ком

петентностный подход, - М. : Академия, 2005. -211 с.

9. Монахов, В.М., Смыковская, Т.К. Проектирова ние авторской (собственной) методической сис темы учителя / В.М. Монахов У/ Шк. технологии, -2001,- №4. - С. 51.

10. Муратов, С. А. Телевизионная журналистика. Телевидение в поисках телевидения: учеб. пособие для вузов / С. А. Муратов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ЮРАЙГ, 2020. - 240 с.

11. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. - М., 1984, - 345 с.

12. Хуторской A.B. Определение обще предметного содержания и ключевых компетенций как ха рактеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов //Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. трудов / под ред. A.B. Хуторского. - М. : И H ЭК, 2007. -С 12-20.

13. (Один 10,Г. Системный подход и принцип дея те л ьн ости методологические проблемы современной науки / Э.Г. Юдин. -М. : Наука, 1978, - 391 с.

14. Яковлев Ё.В., Яковлева И.О. Модель как резуль таг моделирования педагогического процесса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.-2016,- №9. -С. 136-140,

а] о

OJ

-0 0-ш

СС

ь-X ш

о

о :г

со

сл

-Z.

i

PSYCHOLOGICAL-METHODOLOGICAL MATERIALS FOR PERFORMANCE IMAGES OF EYE GYPSUM HEAD OF DAVID 199 LIKE BASIS FOR FORMING COMPETENCES IN DRAWING ATTHE UNIVERSITY

Drozdov Sergey Anatotyevich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Fine Arts and Methods of its Teaching, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk

The article discusses the issue of training students of pedagogical universities in drawing lessons. The problem of research is traced through the prism of cause and-effect relationships, and its relevance is also voiced. The object and subject of research is formulated. Attention is focused on the description of the scheme of the psychological and methodological foundations for the implementation of the program task, which were tested through a practical experiment ~ on the example of the image of the eye of the plaster head of David, The given theoretical data are illustrated by the author's graphic materials (diagram and figures). The purpose of the study is to reveal the psychological andmethodological aspects of cognitive and creative activity. Scientific novelty lies in the development and experimental verification of the psychological and methodological basis for teaching drawing. As a result of the use of experimental materials, the effectiveness of their use in the conditions of full-time and part-time drawing studies at the Pedagogical University was revealed.

Keywords: psychological and methodological materials; image of the eye; plaster head of David; formation of competencies; drawing at the university.

DO! 10.24923/2222-243X.2021 -40.37

ПСИХОЛОГО-МЕТОДИЧЕСКИЕ MA ТЕРИАЛЫ ДЛЯ удк 378 ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГЛАЗА ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ ВАК РФ 13.00.02 ДАВИДА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО РИСУНКУ В ВУЗЕ

В статье рассматривается вопрос подготовки студентов педвузов на занятиях ф Дроздов СЛ., 2021 рисунком. Прослеживается проблема исследования через призму причинно-следственных связей, а также озвучивается ее актуальность. Формулируется объект и предмет исследования. Сконцентрировано внимание на описании схемы психолого-методических основ выполнения программного задания, которые были апробированы посредством практического эксперимента - на примере изображения глаза гипсовой головы Давида. Приведенные теорети ческие данные проиллюстрированы авторскими графическими материалами (схемой и рисунками). Цель исследования - раскрыть психологические и методические стороны познавательно-творческой деятельности. Научная новизна заключается в разработке и экспериментальной проверке психолого-методи-

ческой базы обучения рисунку. В результате использования экспериментальных материалов была выявлена эффективность их применения в условиях очного и заочного обучения рисунку в педуниверситете. Ключевые слова: психолого-ме тодические материалы; изображение глаза; тип совая голова Давида; формирование компетенций; рисунок в вузе.

ЪС >

<

ш

s

о ш

<

а ш

200

ДРОЗДОВ Сергей Анатольевич, кандидат педагогических наук доцент, кафедра Изобрази тельного искусства и методики его преподава ния, Благовещенский государственный педагоги чес кий университет, Благовещенск

Введение

Проблематика темы исследования и ее причинно-следственные связи. Изучение рисунка на художественно-графических факультетах (ХГФ) и кафедрах "Изобразительного искусства и методики его преподавания" (ИЗО и МП} в системе бакалавриата требует пересмотра многих позиций, которые ранее, благодаря специалитету, не были так ослаблены. Почему этот вопрос стоит так остро именно сегодня? Во-первых, это связано с изменением вектора художествен-но-педагогического образования, когда в угоду западным веяниям (Болонский процесс) стали меняться утвердившиеся еще в прошлом столетии профессиональные требования, предъявляемые к учителю изобразительного искусства. Во-вторых, положение дел сегодня таково, что в условиях увеличения количества дистанционного обучения студентов и учащихся разных уровней по всей стране, сама роль педагога как живого проводника знаний может и вовсе сойти на "нет". Мы на практике убеждаемся, как в условиях пандемии, под благовидным предлогом, внедряется множество дистанционных форм получения знаний. Система электронного обучения (СЭО) постепенно вытесняет очные занятия, что приводит к деградации обучающихся, делая еще более затруднительным формирование их профессиональных и др. компетенций. Это тот случай, когда научный прогресс выбивает почву из-под ног образовательной системы. Обучающиеся перестают читать книги и запоминать исторические события. А зачем, ведь если нужно, в любой момент можно отгуг-лить нужную информацию в Интернете. В подростковом возрасте чаще преобладает клиповое мышление, и молодежьстала менее приспособленной к рассуждению, анализу и адекватной оценке происходящих событий. Еще хуже это сказывается на творческих специальностях. Цифровизация и искусственный интеллект должны работать во благо человека, а не против него. Невозможно научить студента рисовать, не имея возможности участвовать в его воспитании лично, отслеживать практическую деятельность не по компьютеру, а что называется вживую - у мольберта, В этих условиях, мы еще больше скатываемся к глобальному нивелированию прочных основ реалистического искусства (практика-опыт), на которых зиждилась советская художественная педагогика, и которые так искусно вымываются в угоду западным стандартам.

Актуальность темы исследования. Учитывая все перечисленные аспекты, являющиеся, по сути, производными одной проблемы, мы считаем необходимым строить обучение рисунку на материалах психолого-методической базы. Их использование, конечно же, не направлено на изменение причинно-следственной связей, да и задачи такой не стоит, ибо рычаги решения этой глобальной проблемы находятся у государства. Но, по крайней мере, это позволит отрегулировать внутренние механизмы художественной подготовки по специальным дисциплинам, из которых рисунок - это ведущий предмет на ХГФ. Один из аспектов программы обучения рисунку на втором курсе мы попытались озвучить в данной статье.

Материалы и методы исследования Приведенные в статье данные прошли экспериментальную проверку на кафедре ИЗО и МП

Благовещенского государственного педагогического университета (БГПУ). Для этого было написано учебно-методическое пособие, по которому проводился эксперимент [4]. На занятиях по рисунку также применялись наглядный метод, беседа, ТСО и т.д. Объект исследования - процесс изучения дисциплины "Рисунок" в университете. Предметом исследования являются психолого-методические материалы по выполнению программного задания второго курса "Гипсовые части лица -слепок глаза (со скульптуры Микеланджело "Давид"}".

Психологическая база обучения рисунку. Сегодня Интернет-пространство заполнено множеством разных видеоуроков и рекомендаций о том, что и как нужно рисовать. Но никто не пытается проследить взаимосвязь психологии восприятия и методики выполнения рисунка, А ведь это основа всего обучения, соблюдение которой позволит значительным образом повысить эффективность учебно-творческого развития студентов ХГФ педвузов.

Основная часть

Для художника и будущего учителя изобразительного искусства большое значение имеет умение профессиональное видение ("постановка глаза"). В чем отличается восприятие предметов художником от видения обычного человека? Если смотреть на предметы глазами не художника, а обыденным взглядом, то каждая их часть будет представляться равнозначной, а рисунок получится искаженным. Профессиональный художник видит все цельно и в соразмерности друг с другом. Учитель изобразительного искусства должен обладать такими же способностями: знаниями, умениями и навыками, которые позволяют реализовы-вать разноплановые творческие задачи.

Приобретенное восприятие - это целенаправленно сформированное видение объектов природы. Рисуя форму, студент вначале должен стремиться к осознанию ее характеристик, и лишь потом стараться представить весь процесс изображения, от начала и до конца.

Видение врожденное (обычного человека} и опытный глаз художника воспринимают внешние признаки вещей (цвет, фактуру и т.д.) по-разному. В первом случае, невозможно полноценного понимания разного рода художественных задач, потому что восприятие здесь происходит по-отдельности.

Главной ошибкой неподготовленных студентов при выполнении академического рисунка является то, что из-за неумения целост-

но видеть предмет они изображают лишь его внешние очертания. Такой подход можно назвать поверхностным рисованием (в основном, происходит копирование видимых характеристик формы). Здесь мы не дождемся от студента рассуждений о том, как нужно увидеть натуру. Его действия приобретают механический характер. Но иногда, как ни странно, даже в таких случаях, рисунок может производить и вполне благоприятное впечатление на зрителя. Но это все равно сиюминутный успех, и впоследствии он может нанести непоправимый вред формированию профессиональных компетенций обучающихся. Так как он не дает самого главного - закономерного результата, полученного благодаря правильному натурному видению и рисованию, построенному в соответствии с разработанной нами психолого-методической базой обучения рисунку. Чтобы убедительно и правдиво изобразить, к примеру, слепок глаза в своих рисунках, студентам необходимо внимательно и тщательно его изучить, отметить и выделить для себя наиболее характерные особенности.

Во время работы с натуры, благодаря зрению, осязанию и сравнению, все понятия и суждения о предмете становятся более конкретными и ясными. Именно поэтому при правильном, научном подходе занятие рисунком может способствовать развитию мыслительных способностей обучающихся, подготавливать их к индуктивному и дедуктивному методу познания действительности. Так, например, изображение на двухмерной плоскости трехмерных объемных тел, по мнению Н. Н. Ростовцева, способствует развитию пространственного и образного мышления и т.д.

Как же должно выглядеть обучение академическому рисунку по предложенным нами рекомендациям? В рамках статьи, к сожалению, нет возможностей ответить масштабно по каждому пункту. Поэтому мы предприняли попытку выделить самые основные части этого процесса.

Итак, рисование с натуры представляет собой систему многоступенчатых действий, которые включают в себя следующие этапы и аспекты:

1. Натура, С этого пункта начинается работа студента, выбор места и ракурса, с которого будет выполняться рисунок.

2. Сознательное целенаправленное видение. Здесь задействуется восприятие натуры и связанные с ним психические процессы: 2.1-2.4.

2.1. Ощущение. Это одно из разновидностей отражения действительности, благодаря которому мы узнаем стороны и качества воспринимаемых предметов, получая знания о них. Например, человек узнает о таких свойствах предметов, как цвет, запах, шероховатость и т.п.

2.2. Восприятие - "представляет собой непосредственно-чувственное отражение действительности. Это активный, рефлекторный процесс, определяющийся задачами и целями деятельности субъекта" [1,9],

2.3. Осмысление. На начальных этапах осмысления тех или иных явлений действительности при опоре на опознавательные их признаки, происходит узнавание предметов. С помощью таких признаков человек включает объект в некую группу, не рассматривая остальных его свойств и качеств. С позиции физиологии, узнавание того или иного объекта (субъекта) объясняется актуализацией (или оживлением) ранее образовавшихся временных связей.

2.4. Понимание - одно из условий достижения поставленных целей и задач. 8 свое время крупнейший исследователь изобразительного искусства, художник H.H. Волков отмечал, что понимание художника должно обогатить зрение, и он не поймет предмета до тех пор, пока не увидит в нем элементов, выражающих это понимание. Глубокое понимание учит видеть [2].

3. Мозговая картинка. После задействования психических процессов начинается обработка "образа натуры" в коре головного мозга. Иными словами, в мозгу происходит процесс осмысления информации (3.1 - 3.2.}, полученной с помощью зрительных органов (2.1 - 2.4).

3.1. Мышление - это "опосредованное" познание, При этом чувственный образ выступает в качестве посредника и источника знаний между мыслью и объектом.

3.2, Представление - является продуктом зрительной памяти. Благодаря воздействию воспринимаемого объекта на органы чувств художника, последний получает чувственно-целостный образ объекта.

4. Сознательное целенаправленное видение. Здесь уже задействуется восприятие рисунка и связанные с ним психические процессы:*! -4.4.

4.1. Ощущение (см. описание в пункте 2.1),

4.2. Восприятие (см. описание в пункте 2.2).

4.3. Осмысление (см. описание в пункте 2.3).

4.4. Понимание (см. описание в пункте 2.4).

5. Воспроизведение изображения в заданном формате листа бумаги. На этом этапе, сформированная мозговая картина отображается на сетке глаза, после чего воссоздается в конкретных пропорциях относительно заданного формата, а затем начинается практическая часть работы над рисунком (пункт 6).

6. Познавательная деятельность в процессе выполнения академического рисунка. Задействование аналитических и чувственных способностей студентов (6,1 - 6,6) в соответствии со всеми этапами пункта 7.

6.1. Наблюдение. "Физиологической основой наблюдения служат разнообразные, отличающиеся сложностью взаимоотношения первой и второй сигнальных систем. С самого начала наблюдения происходит словесная формулировка целей и задач, которые и направляют процесс восприятия на определенные стороны, качества предметов и явлений действительности" - писал академик B.C. Кузин [5, 160].

6.2. Понятие - это рациональное отражение окружающего мира, форма рационального знания. Суждение - такая форма концентрированного познания, в которой посредством связи понятий происходит утверждение или отрицание чего-либо. Умозаключение также является формой рационального уровня познания, которая обеспечивает возможность из суждений, его "посылок", вывести суждение - "заключение".

6.3. Индукция (от лат. языка: Inductio, что означает "наведение") - это прием логического построения, когда на основе частных посылок выводится общий вывод. Ее автор - английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Практические результаты опыта индуцируют общие знания. Исходя из этого, полученные обобщения принято рассматривать как эмпирические истины. Дедукция происходит от лат. языка Deductio, и означает "выведение". Это прием, который обеспечивает переход от общего к частному, когда из абстрактных посылок следует частное (конкретное) заключение. Основателем дедуктивного метода познания был французский философ Рене Декарт (1596-1650). Как ответ бэконовской индукции, Декарт выдвинул дедукцию. Производные этих двух методов по-своему применяются и в рисунке,

6.4. Анализ есть мысленное разъединение целого на его отдельные стороны, признаки или свойства. Все это в совокупности позволяет составить представление о предмете или явлении. Синтез позволяет мысленно собрать

Сознательное целенаправленное видение

-1-

отдельные части, признаки и свойства предмета в единое целое.

6.5. Осознание - это уровень знания, благодаря которому информация, полученная извне, с определенной мерой обоснованности и доказательности превращается в устойчивое понимание мирз.

6.6. Рассуждение, 8 процессе рассуждения большую роль играет интуиция. Интуитивное познание в гармонии с рассуждением позволяет учащимся острее, глубже вникать в суть происходящего.

7. Последовательность выполнения академического рисунка,

7.1. Компоновка (методический этап, основанный на гармонии чувственного и логического),

7.2. Конструктивное построение (методический этап, основанный на гармонии чувственного и логического),

7.3. Выявление формы светотенью (методический этап, основанный на гармонии чувственного и логического),

7.4. Тональная проработка (методический этап,основанный на гармонии чувственного и логического).

7.5. Завершение работы, обобщение (методический этап, основанный на гармонии чувственного и логического),

8. Изображение (продукт учебно-творческой деятельности студента).

9. Сознательное целенаправленное видение. Переход к восприятию натуры и связанными с ним психическими процессами: 9.1 - 9.4.

9.1. Ощущение (см, описание в пункте 2.1).

9.2. Восприятие (см. описание в пункте 2.2).

9.3. Осмысление (см. описание в пункте 2.3).

9.4. Понимание (см. описание в пункте 2.4).

10. Натура. Здесь происходит восприятие и изучение натуры.

11. Конечный результат: академический рисунок -итог всего процесса.

Обращаем внимание, что весь процесс рисования должен проходить циклично, через каждый из пяти приведенных выше этапов: от

пункта 1 и до пункта 7, в котором через выполнение подпункта 7.1 продвигаемся до пункта 10. И так все действия повторяются по кругу, проходя последовательно через каждый этап в пункте 7 (7.1 - этап первый, 7.2 - этап второй, 7.3 - этап третий, 7.4 - этап четвертый и 7.5 -этап пятый) до тех пор, пока задачи каждой стадии работы не будут выполнены, и студент не достигнет пункта 11,

Известно, что чем объективнее художник изучает модель и чаще пополняет запас своих зрительных наблюдений, тем богаче становится внутренний мир его ощущений. Регулярная тренировка глазомера, в период наблюдения или в процессе творчества - есть залог успешного творческого развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, процесс взаимодействия элементов психолого-методической базы в ло-знавательно-творческой деятельности студентов на занятиях рисунком, мы представили в виде соответствующей схемы (см. рис. 1).

НАТУРА

Сознательное целенаправленное видение

Мозговая картинка

Изображение

Представление

Сознательное целенаправленное видение

И

о У

И

Последовательность выполнения академического рисунка

Воспроизведение изображения в заданном формате листа бумаги Познавательная деятельность в процессе выполнения академического рисунка

II

Рисунок 1 - Схема процесса взаимосвязи частей психолого-методической базы в процессе познавательно-творческой деятельности при выполнении рисунка

О] О

си

А 0-ЦЗ СС

ь-X ш

о о

:Г СО

Ё

203

ЪС >

<

ш

s

о ш

<

С1 ш

с

204

Задание для практического эксперимента: "Рисунок глаза гипсовой головы Давида". Участники эксперимента: студенты 2-го курса кафедры ИЗО и МП БГПУ, На первом этапе нужно выбрать ракурс, с которого будет выполняться рисунок и, исходя из этого, определиться с форматом. В нашем случае форма листа близкая к квадрату, нестандартная. При выполнении рисунка глаза следует учиться быстрым наброскам, чтобы сразу свободным движением руки набрасывать форму. Слепок глаза - это фрагмент глазничной области головы Давида, в которую входит, помимо глаза, часть брови и века.

Первый этап это, как правило, целостное видение общей массы слепка глаза. Рисовальщик, в момент восприятия натуры, должен охватить широки м зрением ее общую массу. Внутренняя форма фрагмента глазницы, в которую вписан глаз, на этом этапе не намечается, но это не значит, что ее не нужно учитывать {см. рис. 2).

место и количество размера та или иная часть глаза занимает на большой форме {см. рис. 4).

Рисунок 2 - Этап первый: компоновка большой формы глаза

На втором этапе нужно провести горизонтальную осевую линию в соответствии с характером модели и наметить общую массу глаза, вернее и нижнее веко, слезник и т.д. Для этого требуется перестроить свое зрение с восприятия общей массы на видение целого через частности (см. рис. 3).

Многие студенты, когда рисуют глаза или голову целиком, пользуются анатомическим атласом. И это не должно возбраняться педагогом, ибо всякое стремление к знаниям есть проявление способности к самообразованию.

Третий этап выполнения рисунка связан с задачами конструктивного построения. Здесь опять нужно перестроить наше зрение на видение конкретной детали, но ее восприятие должно быть по-прежнему в системе целого. Важно уметь определять соразмерность, какое

Рисунок 3 - Этап второй: нахождение больших и мелких частей глаза

Рисунок 4 Этап третий: конструктивное построение глаза, с добавлением штриха

В реальности, глаз представляет собой шар неправильной формы, а его средний диаметр 24 мм. При близоруком зрении его форма может удлиняться, а диаметр увеличиваться до 30мм. На слепке направление взгляда направлено в правую сторону.

Для овладения навыками конструктивного построения нужно постоянно тренироваться в изображении натуры и изучать анатомию. Сопровождается это тщательным анализом формы с закреплением навыков рисования на практике. Без этого никакое систематическое обучение не даст положительных результатов.

При построении надо учитывать, что глазное яблоко - это сферическая форма, помещающаяся в глазничные впадины и двигающаяся в ней. Верхние и нижние веки образуют разрез глаз, выполняя функцию их открытия и закрытия. В скульптуре зрачки изображаются несколько декоративно, но при этом, суть конструкции сохраняется. Рисовать нужно штрихами по направлению объема формы, выявляя объем деталей глаза: толщину век, ха-

рактер слезника, зрачка и др. частей, с учетом их анатомического строения (см. рис. 4).

Четвертый этап включает в себя тональную проработку, как предмета, так и его окружения (фона), с учетом силы и характера освещения. Переходя к выполнению тональных задач, важно понимать, что данная стадия рисунка является завершающим этапом. Поэтому студент должен показать все свои знания и умения в области не только понимания строения формы, но и технического мастерства (см. рис. 5). От правильно выдержанных тональных отношений зависит убедительность передачи формы, ее фактуры и материальности. Направление штрихов должны повторять движение формы.

Рисунок 5 - Этап четвертый: тональная проработка формы глаза и обобщение

На рисунках 2,3,4 и 5 проиллюстрированы варианты линейного, объемно-конструктив-ного и тонального изображения глаза гипсовой головы Давида. Представленные иллюстрации - это разные стадии одного задания, в основе которых реализованы четыре задачи восприятия натуры, а также видения и изображения рисунка, в соответствии с конкретным этапом, Рисунки выполнены в технике штриха, без применения растушки.

Таким образом, приступая к рисованию, следует учитывать, что для полноценного реалистического изображения необходимо не только владеть всеми средствами рисунка, но и, понимая их значение в выражении формы, умело отбирать именно те, которые наиболее способствуют реализации поставленной на данный момент задачи. Например, иногда для достижения конкретной цели достаточно выполнить линейный или условно-тональный набросок. И в этом случае все та же линия будет нести совершенно иную смысловую нагрузку, чем, скажем, в длительном рисунке.

Заключение

В данной статье дан анализ процесса и активизации восприятий натуры и рисунка, а также на примере схемы сознательного целенаправленного видения проанализирована взаимосвязь психических и методических процессов. В рамках эксперимента, были представлены четыре варианта наглядного изображения глаза гипсовой головы Давида: компоновка, нахождение больших масс, объемно-конструктивный и тональный. Студенты 2-го курса кафедры ИЗО и МП работали над аналогичным заданием в соответствии с п с ихол о го-метод и ческой базой, подкрепленной авторскими графическими материалами. В процессе работы мы контролировали соблюдение всех тонкостей выполнения программного задания, а также требовали соблюдение разных способов видения на конкретном этапе рисунка.

По окончанию эксперимента был выявлен существенный рост качества продуктов деятельности обучающихся. Графические материалы (рисунки, схемы) демонстрируют разные способы изображений,технику их исполнения, объясняют отличие видения художника от восприятия обычного человека. Очевидно, что овладение этими навыками позволит студен-тамв значительной степени повысить уровень своих компетенций в области рисунка. Те же способы, методы и технические приемы применяются студентами при решении более сложных задач [3].

Очевидно, что обучающиеся должны стремиться подмечать характерные черты натуры и фиксировать свои наблюдения в быстрых рисунках. Это достигается путем упражнений в набросках. Для этой цели нужно всегда иметь под рукой альбом. Исходя из утверждения, что искусство является одним из способов познания действительности, русский художник-пе-дагог П. П. Чистяков считал, что оно таким образом "удовлетворяет себя": "Познать себя" означает познать законы, на которых основывается искусство и которые "лежат в самой сущности природы, а не выдумываются" (8,573].

На сегодняшний день существует множество пособий, раскрывающих разные стороны изобразительного искусства [6; 7; 9]. Эффективность процесса обучения академическому рисунку напрямую зависит от наличия теоретических и практических рекомендаций по последовательности выполнения программных заданий. В каждом задании заложены задачи познавательного характера, которые позволяют в полной мере раскрыть способности рисовальщи-

ка. Тренировка зрения и развитие навыков технического мастерства способствуют полноценному формированию профессиональных умений и навыков, которые в будущем помогут студентам проявить себя не только в рисунке, а также в живописи, декоративно-при-кладном искусстве и т.д.

Итак, проведенный анализ позволяет утверждать, что задача "постановки глаза" является первостепенной и ее разрешение должно происходить независимо от курса и степени сложности задания. От этого зависит успех формирования профессиональных компетенций по дисциплине "Рисунок". Предполагаем, что этот вопрос можно разрешить лишь при условии неукоснительного соблюдения разработанных нами психолого-методических рекомендаций. Приведенные ниже данные методического эксперимента по прилагаемой теме, подтверждают состоятельность нашей гипотезы.

Литература:

1. Величковский 6.М. Психология восприятия : учеб. пособие / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р.Дурия. М.: Изд-ео Моск. ун-та, 1973. - 245 с.

2. Волков Н,Н. Восприятие предмета и рисунка / Н И. Волков. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1950.-508 с.

3. Дроздов С.А. Рисунок натюрморта из гипсовых геометрических предметов (куб, шар, шестигранная призма) : учебно-методическое пособие /С Л. Дроздов. -Благовещенск: Издательство БГПУ, 2017.-24 с,

4. Дроздов С.А. Рисунок частей голое ы человека "Гипсовые глаза Давида" j учебно-методическое пособие / С.А. Дроздов. - Благовещенск : Изда тельство 6ГПУ, 2017. - 24 с.

5. Кузин B.C. Психология живописи : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобраз. искусство" / B.C. Кузин, - Изд. 4-е, ислр. - М.: ОНИКС, 200.5. - 303 с.

6. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка : учебник для студентов вузов / Н.Г. Ли. - М.: ЭКСМО, 2010,-480 с.

7. Материалы и техники рисунка : учебное пособие для художественных вузов / отв. ред. В.А, Королев; Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Акад. художеств СССР. - 3 с изд., испр. М.: Изобразительное искусство, 1987. - 93 с.

8. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания о П.П. Чистякове (1832-1919)/П.П. Чистяков. - М.: Искусство, 1953. - 590 с.

9. Шембель А.Ф. Основы рисунка /А.Ф. Шембель. -М.: Высшая школа, 1994. - 158 с.

PLACE OF THE DISCIPLINE "RUSSIAN ORAL FOLK ART" IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE: THE PEDAGOGICAL MODEL OF TEACHING FOCUSED ON THE STUDENTS PERSONALITY

Evtushenko Emilia Anatotyevna, PhD of Philological sciences, Associate Professor, Department of Russian and Foreign Literature and Publishing, Faculty of Philology, Bashkir State University, Ufa

The purpose of the Study is to determine the place of the classical humanitarian discipline "Russian oral folk art" in the university educational space in the aspect of an innovative pedagogical teaching mode/ The article analyzes components of the course and formed competencies of the student's personality. For the first time, it is shown how this model combines traditions developed by folklorists of the Bashkir State University (professors Lev Grigorievich Barag and Boris Gaiseevich Akhmetshin, associate professor L.yudmila tvanovna Bryantseva), and modern approaches, forms, innovations. The experience introduced into the learning process, based on the scientific foundations of domestic pedagogy, as well as the system of goal-setting and competencies, is described. The conclusions are illustrated with examples from the teaching practice of the author. As a result, a model was developed of teaching the discipline "Russian oral folklore" allows students to master the subject deeper and better, makes it attractive and personally dose to them, which is confirmed by surveys of the student audience. The conclusions and observations obtained can be widely and flexibly used in university pedagogical practice.

Keywords: educational space; pedagogical model; personality of the student; competence.

DO! 10.24923/2222-243X.2021-40.38

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ "РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО "В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ЛИЧНОСТЬ ОБУЧАЕМОГО

Цель исследования ■■ определение места классической гуманитарной дисциплины "Русское устное народное творчество" в вузовском образовательном пространстве в аспекте инновационной педагогической модели преподава ния. В статье проводится анализ компонентов курса и формируемых компетенций личности обучаемого. Впервые показано, как данная модель сочетает традиции, выработанные авторитетными учеными-фольклористами Башкирского государственного университета (профессорами Львом Григорьевичем

УДК 371

ВАК РФ 13,00.02

Евтушенко Э.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.