УДК 378 ББК 74.58
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕТОДИКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИСУНКА ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ «ЭКОРШЕ» С ПЛЕЧЕВЫМ ПОЯСОМ
С. А. Дроздов
Аннотация. В статье представлены материалы, .затрагивающие такой важнейший раздел обучения изобразительному искусству, как изучение строения человека. Для того чтобы процесс освоения академического рисунка по этой теме проходил эффективно, следует придерживаться строгой последовательности в обучении. Прежде чем перейти от изображения гипсовых голов античного образца к живой модели, учащимся необходимо выполнить рисунок анатомической головы. Это позволит, во-первых, закрепить на практике базовые знания пластической анатомии. Во-вторых, проанализировать конструктивные особенности формы, а также отработать методику выполнения длительного задания. С целью помочь учащимся в решении этой задачи нами предложены рекомендации по выполнению рисунка головы «Экорше» с плечевым поясом (с фигуры «Человек с открытыми мышцами» Ж. А. Гудона).
Ключевые слова: методика выполнения рисунка, гипсовая голова «Экорше».
RECOMMENDATIONS ON THE METHOD OF PERFORMING
THE GYPSUM HEAD "ECORCHE" DRAWING WITH THE SHOULDER
GIRDLE
S. A. Drozdov
Abstract. The article presents materials that address such an important section of teaching visual arts as studying the structure of man. In order for the process of mastering the academic drawing on this topic to be effective, one should adhere to a strict sequence in training. Therefore, before moving on from the image of the gypsum heads of an antique sample to a living model, students need to draw an anatomical head. This will allow, first, to consolidate the basic knowledge of plastic anatomy. Secondly, to analyze the design features of the form, as well as to work out the methodology for performing a long task. In order to help students in this task, the author recommends the implementation of the Ecorche head pattern with a shoulder girdle (from the figure of "Man with open muscles", by J. A. Houdon).
Keywords: method of performing the drawing, "Ecorche" gypsum head.
В современных условиях реформирования высшего образования (когда большее внимание уделяется приоритетным отраслям науки, а художественно-педагогические направления постепенно вытесняются из сферы государственных интересов) и сокращения в этой связи общего количества практикумов по рисунку особое значение приобретает создание учебно-методических пособий, призванных помочь разобраться в тонкостях выполнения работ по разным темам дисциплины. В основе изучения дисциплины в вузах положено формирование профессиональных, специальных и прочих компетенций в соответствии с ФГОС ВО. Учитывая сложность заданий, связанных с изображением человека, а также специфику обучения, считаем необходимым предложить авторские рекомендации по выполнению рисунка гипсовой анатомической модели с плечевым поясом. Это должно помочь будущим учителям изобразительного искусства самостоятельно разобраться в методике построения формы, а также справиться с выполнением дополнительных работ, что положительно скажется на формировании их компетенций.
Цель статьи - вооружить обучающихся специальными знаниями в области изображения человека. Задача заключается в том, чтобы на наглядном примере объяснить основные закономерности построения анатомической головы. Без этого невозможно сформировать специальные компетенции, такие как: 1) владение теоретическими основами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; 2) владение инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве; 3) владение навыками реалистического изображения с натуры; 4) готовность реализовывать изобразительные навыки в работе над композицией в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве; 5) готовность к самостоятельной творческой деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства и др.
Изображение головы человека является важным разделом в обучении рисунку. «Рисунок - основной вид графики. Как правило, графическое изображение выполня-
ется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы сделать графический рисунок» [1, с. 10].
Во все времена, начиная с эпохи Возрождения, художники стремились как можно глубже проникнуть в психологию портретируемого. Уверенность им предавали знания строения человеческого тела. Для этого известные скульпторы создавали разные «художественные пособия», назначением которых было обучение молодых художников искусству изображения обнаженной фигуры. Уже в начале XX в. большинство художественных заведений в России имели в своем распоряжении прекрасную модель анатомического строения, которую принято именовать не иначе, как «Экорше» Гудона. Мало кто знает историю возникновения данной скульптуры и с какой целью она была создана. В действительности же оригинал был выполнен в XVIII в., и автором этого шедевра, как известно, был скульптор из Франции по имени Ж. А. Гудон.
В странах Европы данная скульптура известна под названием «Человек с обнаженными мускулами». За два века в ведущих российских художественных учреждениях считается признаком хорошего тона и уважения к традициям иметь у себя гипсовые копии частей этого произведения: голову, торс, руки и ноги. С них делают рисунки, наброски, изучают поверхностные мышцы тела, их механику, движение и др. Это позволяет заложить хороший фундамент для развития рисовальщика, так как без умений изображать человека не получится стать настоящим художником. Только с помощью натурного рисования костей черепа и мышц удастся изучить строение фигуры. Во многом это объясняет, почему рисование с «Экорше» введено в обязательный курс подготовки как художника (в Академиях художеств), так и учителя изобразительного искусства (МПГУ, МГОУ и т. д.).
Большой вклад в развитие русской школы рисунка внесли такие великие художники, как Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, Н. Н. Ге, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Д. Н. Кардовский, О. А. Кипренский, И. Н. Крамской, А. П. Ло-сенко, И. Е. Репин, П. П. Чистяков и другие.
Исследователь Н. М. Сокольникова пишет: «Академический рисунок - многочасовую работу с подробной передачей конструкции и светотени объектов - выполняют слушатели Академии художеств и студенты высших специальных учебных заведений. Учебный рисунок включает рисование с натуры, рисование по памяти и воображению» [1, с. 13]. Следуя нашим рекомендациям, обучающиеся смогут подвести итоги освоения гипсового класса (рисунком «Экорше» заканчивают изучение античных голов и переходят к живой модели) и закрепить свои технические навыки.
Методика изображения гипсового слепка «Экорше» с фрагментом плечевого пояса
(материал: бумага формата А3, карандаш М, ластик)
Первый этап - нахождение композиции общей массы головы и плеч в листе (рис. 1).
Перед началом работы нужно осмотреть «Экорше» с разных точек зрения. Для того чтобы понять, какой ракурс наиболее выразительный (три четверти), рекомендуется сделать несколько пятновых или линейных эскизов. Особое внимание обращается на степень светового выявления характерных черт натуры и на решение композиционной задачи.
Учащийся должен грамотно расположить изображение большой формы модели в листе, сравнив высоту с шириной. Для этого, легко касаясь карандашом, нужно наметить общую массу головы и плечевого пояса. Обращаем внимание на согласованность размера силуэта по отношению к листу, чтобы пустоты окружения не получились больше головы.
Внешний размер формы должен быть гармоничным с точки зрения формального его размещения: если будет чересчур большой, то «воздуха» вокруг будет не хватать, и наоборот. Самое главное - это согласование головы и шейного отдела плечевого пояса по отношению друг другу и к отвесу. Для этого с левой стороны изображения необходимо провести вертикальную линию - аналог отвеса. Важно не забывать, что главная задача этого этапа заключается в определении характера большой
формы и нахождении его размеров и положения в листе. Русский художник и педагог П. П. Чистяков давал следующие рекомендации по ведению рисунка: «Первое положение массы головы и шеи относительно] вертикали. Потом сейчас положение глаз относительно горизонтали и сейчас же овал лица и шеи. Рисовать не линией, а формой, то есть чертить линию, а видеть массу...» [2, с. 355].
В нашем случае расположение «Экорше» смещено к центру листа, что объясняется небольшим наклоном головы вниз. Это дает возможность передать условное сокращение всего плечевого пояса. Для того, чтобы голова на листе воспринималась уравновешенной, необходимо отступ от нижнего края листа до подбородка головы сделать больше, чем от верхнего края формата до макушки (см. рис. 1). Если бы перед обучающимся была поставлена творческая задача, то на работе расстояние перед лицевой частью головы могло бы быть любым. Такое смелое композиционное решение мы можем встретить в графических работах художников эпохи Возрождения, в частности в «Рисунке живой головы», выполненном А. Сарто, а также в «Портрете Беатриче Д Эсте» Леонардо да Винчи.
I
Рис. 1. Композиция общей массы головы и плеч
Композиция рисунка должна отвечать поставленным учебным задачам, а не усложнять их. Самое главное на данной стадии работы - правильно изобразить общий вид гипсового «Экорше» с плечевым поясом. В конце выполнения первого этапа следует еще раз проверить общие пропорции и положение головы относительно удаляющегося пространства, после чего можно перейти к решению следующей задачи.
Второй этап - построение конструкции головы с учетом характера и перспективы (рис. 2).
Задача здесь заключается в конкретизации формы. Следует определить наиболее характерные особенности строения «Экорше», пропорции его частей. Потом в заданном размере нужно выявить и выстроить основные массы головы: ее мозговой и лицевой отдел, а также «привязать» шею и плечевой пояс. Частая ошибка, которую обучающиеся допускают, - это их нежелание вникать в конкретику модели. Рисунок нужно строить энергичными линиями, постоянно держа в поле зрения общий характер всей конструкции. Для того чтобы наклон был выстроен верно, необходимо от центральной точки переносицы и до подбородка провести среднюю линию, с учетом положения головы в пространстве. Вследствие этого обозначится угол наклона вертикальной линии крестовины в глубину листа, благодаря чему обучающимся будет проще показать перспективное изменение ракурса.
Для соблюдения правил построения важно учитывать анатомические характеристики натуры. Мышцы головы делятся на два вида: жевательные и мимические. Лицевая область состоит из трех частей: 1) от верхней точки лобной кости до надбровья; 2) от линии бровей до основания носа; 3) от носа до края подбородка. Чтобы это изобразить, нужно строгими линиями наметить форму лба, глазниц, носа, верхней и нижней губы, подбородка. Следом рисуется площадка жевательной мышцы и височной, обозначается плоскость теменной кости и форма уха. Все детали изображаются условно, и каждая ее часть трактуется как граненая, объемно-конструктивная плоскость (см. рис. 2).
Далее уточняется строение плечевого отдела с учетом ключиц, трапециевидной мышцы, линии грудины и части дельтовидной мышцы. Основной мышцей шеи является грудино-ключично-сосцевидный мускул. Он крепится к грудине, ключице и к сосцевидному отростку височной кости. На передней части шеи находится гортань. На этом этапе карандаш наносится предельно скупо, голова рисуется обобщенно.
В конце нужно все проверить и затем переходить к следующей стадии (см. рис. 2).
Рис. 2. Построение конструкции головы, с учетом ее характера и перспективы
Третий этап - конкретизация и выявление формы светотенью (рис. 3).
В процессе работы нельзя менять выбранный ракурс. После линейного построения конструктивной основы головы можно приступить к уточнению мелких деталей. Для этого в намеченной обрубовочной форме прорисовываем каждую ее часть: в места расположения глазниц вписываем глаза с детальной проработкой их конструкции. Глаз имеет шаровидную форму, поверх которой располагаются веки. Вначале следует прорисовать верхнее веко, стараясь передать его толщину
с учетом ракурсного изменения, а потом наметить слезник. Мускул глаза при сокращении закрывает веки. Мышцы бровей находятся над круговой мышцей глаза и крепятся к лобной кости, а также к коже бровей. При построении важно учитывать перспективное сокращение симметричных и парных форм.
Следующим шагом будет проверка положения призмы носа на лицевой части (посередине профильной линии) и переход непосредственно к самому его построению. Часто рисующие пренебрегают этим правилом. На верхней его площадке имеется горбинка - то есть место перехода парных костей носа к хрящам. В основании носа выстраиваем концы крыльев ноздрей. Носогубная складка соединяется с мышцей носа, выполняя функцию поднимания верхней губы. Малая мышца носа состоит из двух частей: поперечной и крыльной. Поперечный пучок носового мускула находится под мышцей верхней губы, а крыльный - на возвышении клыка верхнечелюстной кости и грушевидного отверстия.
При построении формы рта над верхней губой нужно показать ложбинку (у нас она погружена в тень), а также измерить расстояние от основания носа до верхней кромки губы. Толщина губ проявляется благодаря круговой мышце рта. Анализируя конструкцию верхней и нижней губы, важно запоминать пластический характер каждой мышцы.
В форму лобной кости входят три плоскости: 1) середина лба с лобными буграми; 2) от левого лобного бугра к височной кости левой стороны черепной коробки; 3) от правого лобного бугра к височной кости с правой стороны. По вертикали лобная кость делится на две части: верхняя (лобные бугры), нижние (выступы надбровий). Мускул лба нижними концами прикрепляется к коже под бровями и при сокращении обеспечивает поднимание бровей. Разрабатывая переходы плоскостей, важно помнить, что границы изображенных форм в пространстве будут являться границами тоновых отношений: светов и полутеней.
Жевательные мышцы влияют на выразительность формы, определяя характер головы. Мышца крепится к трем местам - скуловой кости, скуловому отростку и к углу нижней че-
Рис. 3. Конкретизация и выявление формы светотенью
люсти. Доводим до завершения построение шейного отдела, убирая вспомогательные линии и оставляя только конструктивно-образующую основу. Между грудной и дельтовидной мышцами нужно показать небольшую ямочку, именуемую яремной вырезкой.
Разрабатывая детали большой формы «Экорше» и выявляя их светотенью, необходимо учитывать силу освещения и его характер. После того, как конструктивное построение головы с учетом анатомического разбора доведено до полного завершения, необходимо проложить большие тени, определив тем самым характер освещения. Тени, в свою очередь, помогают сделать форму осязаемой, обостряя ее объем (см. рис. 3).
Далее легким нажатием на карандаш обозначаем мышцы лицевой части головы (известно, что они облегают кости черепа). Их форма ярко выражена при изображении живой модели, определяя ее внешний характер. Работа ведется от общего к частному и наоборот. Рисуя детали, следует проверять их согласованность с целым. Многие обучающиеся игнорируют это правило, что приводит к плохим результатам. Важно обращать внимание, как одна плоскость переходит в другую и как рас-
пределяется свет на всей голове и плечах. Структура формы в рисунке передается за счет градаций светотеневых отношений.
В ходе работы над детальной моделировкой штрих кладется по направлению плоскостей. Следует избегать лишней штриховки, которая не помогает выявлению формы. Пока не будут разобраны большие светотеневые отношения, не следует переходить к тональной проработке. Н. Н. Ростовцев писал: «Чтобы материал лучше усваивался, каждая задача в учебном рисунке должна решаться отдельно на том этапе построения изображения, который этого требует» [3, с. 32]. На данной стадии следует рисовать карандашом с мягкостью НВ. Это оградит обучающихся от типичной ошибки, которую они часто допускают - черноты в светотеневой моделировке. Считая главной необходимостью в воспитании творческой личности развитие ее целостного видения, мы приходим к выводу, что при наличии той или иной информации восприятие может состояться, а может и нет. В процессе всей работы над рисунком необходимо перестраивать свой взгляд с рассматривания мелких деталей через большую форму на восприятие большой формы через мелкие части. Построение формы достигается определением конструкции и объема в натуре и трансформацией выявленных характеристик непосредственно на сам рисунок. Таким образом, рисуя, мы как бы воссоздаем то ощущение, которое мы получаем от натуры. Ведь недаром американский художник Р. Генри подчеркивал: «Реальность создается не подражанием, а воссозданием ощущения природы» [4, с. 438].
Каждая форма трактуется с учетом единого освещения. Сила проработки плоскостей модели зависит от интенсивности источника света. На этой стадии разбор полутонов не ведется, поэтому главным является то, чтобы «Экорше» выглядело более ясным и понятным. Штрихом мы выявляем конструкцию головы, показываем характер освещения и то, как ложатся по форме тени. На местах расположения бликов оставляется белая бумага. Рисунок в течение всей работы должен совершенствоваться, и каждый ее этап должен быть
отчетливо выявлен (см. рис. 3). В конце можно стереть некоторые вспомогательные линии, оставив только те, которые максимально характеризуют изображаемый объект.
Четвертый этап - детальная проработка формы тоном и обобщение рисунка (рис. 4).
Длительное штудирование рисунка тренирует усидчивость, а также приучает к изучению и глубокому анализу сущностных характеристик модели. Вдумчивое рисование и соблюдение этапов рисунка говорит о понимании обучающимися закономерностей построения, владении методикой, что косвенно предполагает наличие системности в работе.
На заключительном этапе ведения рисунка выполняется детализация мелких форм на большой массе, с учетом анатомической конкретики, а также ведется работа над передачей материальности. Как и в предыдущих случаях, здесь так же сохраняется приверженность двум методам познания -индуктивному (движение мысли от частных рассуждений к общим) и дедуктивному (от абстрактного к конкретному) - в их гармонии. Выполнение рисунка гипсовой головы «Экорше» дает возможность изучить анатомическое строение формы на практике. И хотя многие мышцы на данном слепке не показаны, например мышца смеха, подбородочная мышца и др., большой интерес для учащихся представляет структурная основа анатомической массы. Из-за того, что мы не можем в полной мере раскрыть основные тонкости строения мышц, их назначение и функции (так как «Экорше» демонстрирует лишь их поверхностные характеристики), то весь анализ ограничивается непосредственно приведенными графическими примерами. Поэтому озвученные в статье сведения дают лишь общие данные по изображению анатомии. Но и они должны сыграть свою роль, так как обучающиеся обязаны владеть не только практическими навыками выполнения анатомического гипсового слепка, но и теоретическими знаниями.
Правила рисования анатомической натуры с плечевым поясом одинаковы для всех тоновых изображений. Длительная работа над заданием позволяет глубже проникнуть в
Рис. 4. Детальная проработка формы, обобщение
содержание постановки, воспитывая у него терпение, а также приучает к последовательному рисованию в тоне. «Выдержать рисунок в тоне - это значит передать те светотеневые отношения (от самого светлого через сумму полутонов к самому темному), которые наблюдаются в натуре и выступают как гармоническое целое» [3, с. 113].
На данном этапе ведения рисунка самое трудное - это установление верных тональных отношений. Повторяющейся ошибкой обучающихся в процессе натурного рисования является рассматривание тональных пятен по отдельности, без учета целого. Во избежание этого нужно проследить изменение светотени по всей голове и плечам, то есть по мере удаления частей формы от источника света. Сравнение всех частей как с целым, так и каждой деталью в отдельности с учетом общего позволяет контролировать весь ход тонального штудирования рисунка. В качестве камертона выбирается самое темное пятно в тени и самое светлое на свету. Далее через эти два контраста проверяются все отношения. В тех местах, где сосредотачиваются резкие контрасты, например в верхней части, там активнее собираются
тональные подходы, особенно в местах соприкосновения головы с фоном. В основе системы тонального разбора - переход от темного к светлому, с учетом характерных особенностей головы «Экорше». Постольку поскольку гипс однородно окрашен, то тональные отношения на нем зависят только от освещенности (см. рис. 4).
Советский психолог Н. Н. Волков отмечал, что «диапазон светотеневых различий в белом максимально велик, различия в светлоте в зависимости от расположения отдельных планов относительно источника света очень ясны (в то время как, например, в черном эти различия существенно скрадываются). Помогает восприятию ясной зависимости светлот от формы и матовость гипса» [5, с. 119].
Изображая плоскости ноздри и носо-губной складки щеки, следует их четко отделить. «Моделируя форму тоном, старайтесь кончиком карандаша как бы гладить поверхность формы, а на переходах одной формы в другую тон необходимо нарочито усиливать. Например, моделируя мягкой тушевкой поверхность ноздри, уходящую в глубину, и переход к поверхности носогуб-ной складки щеки, надо резче отделять тоном форму ноздри от щеки» [6, с. 90]. Те линии построения, которые не были удалены на предыдущем этапе из-за отсутствия в них надобности, следует окончательно стереть (при помощи резинки). Иначе они будут мешать тональной работе.
Большое внимание следует уделять отбору деталей. Главное в рисунке необходимо выделять, а ненужное прятать. Удаленные детали будут менее проработаны по отношению к переднему плану. Тон следует набирать с учетом общей светлоты, а плечевой пояс трактовать как дополнение к голове, то есть обобщенно (см. рис. 4).
В конце задания необходимо еще раз проверить все тональные отношения и, в случае необходимости, закончить рисунок методом обобщения.
Итак, мы описали методику последовательного ведения рисунка гипсового «Экор-ше» головы человека с плечевым поясом. Автор выражает надежду, что вышеизложен-
ный материал поможет разным категориям обучающихся: очникам и заочникам. Рисунок как основа изобразительного искусства является наиболее важной дисциплиной в подготовке учителей изобразительного искусства. С него начинается всякое изображение формы на плоскости. Поэтому в каждом направлении, будь то живопись, скульптура или декоративно-прикладное искусство, рисунок -это реалистическая основа.
Целью реалистического направления является правдивое отображение реальной действительности. Серьезной ошибкой начинающих рисовальщиков является то, что они не придают большого значения поэтапному исследованию пластической анатомии, посредством метода натурного изображения. Многие полагают, что простого теоретического заучивания достаточно, и пренебрегают рисованием мышц. Такой подход может привести в тупик, и в дальнейшем этих обучающихся придется попросту переучивать. Это потребует больших временных затрат и негативно скажется на сформированности компетенций.
Задачи, решающиеся в процессе рисования «Экорше» головы человека, возникают из общих целей обучения в университете. Важно, чтобы у рисующих происходило запоминание мимических и жевательных мышц лица, а также понимание их назначения.
Известно, что лежащий в основе рисунка материалистический метод познания мира противоположен идеалистическому подходу. И здесь многие неосознанно допускают ошибку, когда начинают рассматривать рисование как «слепое копирование» (фотографическое срисовывание). Это недопустимо! Задача педагога - разъяснить этот вопрос. Важно понимать, что если в жизни все объективно и предметно, то в искусстве (и в учебном художественном процессе) - субъективно и условно. Отсюда выражение, что «картина -это не жизнь, а искусство!» Как бы мы ни рассматривали понятие «картина», будь то условное графическое изображение или сюжетная композиция, в обоих случаях в основе лежит образ. А образ - это результат работы таких психических процессов, как воспри-
ятие, воображение, образное мышление и др. В работе над рисунком в разной степени задействуются все эти процессы. Он приучает познавать и анализировать натуру.
Традиции русской художественной школы зиждутся на реализме, и задача педагога -привить обучающимся любовь к правде и красоте. Это имеет прямое отношение к методике выполнения задания, которая дисциплинирует рисовальщика. В процессе натурного рисования, даже под руководством педагога, учащиеся приобщаются к самостоятельной работе, вырабатывают способности к исследованию всевозможных предметов материального мира, а также навыки системной работы над тем или иным заданием. Приобретенный практический опыт позволит в дальнейшем быстрее овладеть базовыми навыками в рисовании фигуры, а также умениями выявлять анатомические характеристики натуры в самом рисунке. Только так можно получить знания, развить умения и навыки, что в итоге приведет к сформированности специальных компетенций.
Таким образом, как мы уже отмечали, изучение «Экорше» закладывает основу для последующего учебного и творческого рисования живой модели. Последовательная работа над рисунком говорит о профессиональной подкованности рисовальщика, его вдумчивом и осознанном подходе к делу. И если обучающиеся сумеют освоить предложенные нами рекомендации, то в дальнейшем у них будет меньше трудностей при выполнении более сложных программных заданий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 368 с.
2. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания / [матер. подг. к печати и примеч. к ним сост. Э. Белютиным и Н. Молевой]. М.: Искусство, 1953. 593 с.
3. Ростовцев Н. Н. Учебный рисунок: учеб. для учащихся педучилищ по спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразит. искусства». М.: Просвещение, 1985. 256 с.
4. Мастера искусства об искусстве: [искусство конца XIX- начала XX в.] / ред. И. Л. Мац, Н. В. Яворская. М.: Искусство, 1969. Т. 5, кн. 2. 639 с.
5. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 508 с.
6. Ростовцев Н. Н. Рисование головы человека: учеб. пособие. М.: Изобразительное искусство, 1989. 304 с.
7. Дроздов А. П. Развитие художественного восприятия у студентов на занятиях учебным рисунком: на примере подготовки учителя изобразительного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2007. 264 с.
8. Дроздов С. А. Специальные упражнения по композиции как средство развития образного мышления студентов-заочников 1-2 курсов художественно-графических факультетов педвузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2007. 244 с.
REFERENCES
1. Sokolnikova N. M. Izobrazitelnoe iskusstvo i metodika ego prepodavaniya v nachalnoy shkole. Risunok. Zhivopis. Narodnoe iskusstvo. Dekorativno-pri-kladnoe iskusstvo. Dizayn: ucheb. poso-
bie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. za-vedeniy. Moscow: Izd. tsentr "Akademi-ya", 2008. 368 p.
2. Chistyakov P. P. Pisma, zapisnye knizhki, vospominaniya. Moscow: Iskusstvo, 1953. 593 p.
3. Rostovtsev N. N. Uchebnyy risunok: ucheb. dlya uchashchikhsya peduchil-ishch po spets. 2003 "Prepodavanie chercheniya i izobrazit. iskusstva". Moscow: Prosveshchenie, 1985. 256 p.
4. Mats I. L., Yavorskaya N. V. (eds.) Ma-stera iskusstva ob iskusstve: [iskusstvo kontsa XIX - nachala XX v.]. Moscow: Iskusstvo, 1969. Vol. 5, Iss. 2. 639 p.
5. Volkov N. N. Vospriyatie predmeta i risunka. Moscow: Akad. ped. nauk RSFSR, 1950. 508 p.
6. Rostovtsev N. N. Risovanie golovy che-loveka: ucheb. posobie. Moscow: Izo-brazitelnoe iskusstvo, 1989. 304 p.
7. Drozdov A. P. Razvitie khudozhestven-nogo vospriyatiya u studentov na zan-yatiyakh uchebnym risunkom: na prim-ere podgotovki uchitelya izobrazitelnogo iskusstva. PhD dissertation (Education). Moscow, 2007. 264 p.
8. Drozdov S. A. Spetsialnye uprazhneniya po kompozitsii kak sredstvo razvitiya ob-raznogo myshleniya studentov-zaochnikov 1-2 kursov khudozhestvenno-grafiche-skikh fakultetov pedvuzov. PhD dissertation (Education). Moscow, 2007. 244 p.
Дроздов Сергей Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Изобразительного искусства и методики его преподавания Индустриально-педагогического факультета Благовещенского государственного педагогического университета; художник-живописец, член Творческого союза художников России, член Студии изобразительного искусства им. В. Верещагина при УМВД Амурской области
e-mail: [email protected]
Drozdov Sergey A., PhD in Education, Associate Professor, Fine Arts and methods of its teaching Department, Industrial Pedagogical Faculty, Blagoveshchensk State Pedagogical University; Painter, member of the Creative Union of Artists of Russia, member of V. Vereshchagin Studio of Fine Arts, Ministry of Internal Affairs of the Amur Region
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.04.2019 The article was received on 09.04.2019